Чем очистить пластинки от пыли

Наверное, самая первая вещь, которую человек покупает после проигрывателя и своей первой пластинки, — это щеточка для текущей чистки от пыли. Казалось бы, такая простая вещь, но выпускается их огромное количество, разных конструкций, «сортов» и расцветок.Критерии оценки Все или почти все представленные в тесте аксессуары, или инструменты, или даже приборы мы собрали по принципу «категорий». То есть взяли по нескольку наиболее очевидных и доступных предметов в каждой сфере применения, которые бы наиболее наглядно продемонстрировали свой функционал и помогли новичку разобраться, а нужна ли ему вообще такая штука или нет.
Также можно заметить еще одну современную тенденцию — нередко под разными названиями и даже по разной цене можно найти совершенно идентичные экземпляры, явно выпущенные на одном заводе, отличающиеся только упаковкой и логотипом. В таком случае можно смело покупать самый дешевый вариант, разницы не будет никакой. В остальных случаях надо немножко разобраться, что для чего лучше подходит и чем удобнее пользоваться.

 

Самая простая щетка — это или закрепленная на какой-то основе бархотка или просто щетка со щетиной. Вариант просто карбоновой щетины удобен, легок в использовании, но подходит только для сметания пылинок с очень чистой пластинки. Еще такая щетка немного снимает статику, но не более.

Бархотки могут быть разными, разной формы, размера, из разных материалов. Такие щетки немного лучше снимают пыль, но пользоваться ими не так удобно, особенно если речь о современных проигрывателях, конструкция которых не предполагает использование какого-либо мата. Пластинка будет проскальзывать по диску, а чтобы ее зафиксировать, нужен будет прижим. Хотя тут многое зависит и от сноровки, от правильно выбранной силы.

Бывают конструкции, сочетающие и бархотку, и карбоновую щетину — по мне, так самый практичный вариант

 

Еще бывают конструкции, сочетающие и бархотку, и карбоновую щетину. По мне, так это наиболее удобный вариант, самый практичный. И кстати, когда щетка немного поистреплется — не обязательно ее сразу заменять. Я у себя держу две — одну для чистых пластинок, другую — для только что полученных и еще не помытых, если они таковой процедуры требуют, а разок послушать хочется поскорее.

Еще можно использовать и что-то не совсем подходящее, например большие макияжные кисти — к виниловой теме они не имеют никакого отношения, но на практике могут быть очень полезны. Если не для чистки пластинок, то для чистки от пыли самого проигрывателя, тонармов.

01. Набор Thorens Cleaning Set — 4500 руб. Средства для сухой и влажной чистки пластинок и для чистки иглы. Такой набор, может, и приятно получить в подарок, но для себя проще набрать только нужное. 02. Щетки Tonar — 750– 1600 руб. Та, что слева, весьма бесполезна, только пару пылинок снять. Разницу между двумя другими понять сложно, но пользы от такой конструкции больше. 03. Щетки Dynavox, Tonar, Nagaoka — 800–900 руб. Та, что поменьше — удобнее, большие просто могут остановить пластинку.
Также бывают щетки для влажной чистки или целые наборы, содержащие несколько приспособлений, жидкости для чистки пластинок и иголки звукоснимателя. Но по опыту влажная чистка — это полумера, которой далеко до того, что дает мойка, а мороки от этого процесса много. При определенной неловкости можно яблоко пластинки или технику залить или просто размазать грязь по пластинке. Набор в красивой коробочке, вполне возможно, приятно получить в подарок, но если выбирать для себя — удобнее искать все по отдельности.

 

 

Чем чистить иглу и пластинки, (часть 1)

Прайс Techno777.ru

Этот обзорный тест (или даже не совсем тест, а обобщенный обзор) посвящен всему тому, что может пригодиться владельцу проигрывателя винила и коллекции пластинок. Сейчас подобных вещей выпускается очень много, даже если попытаться охватить все, что доступно у нас в стране, — задача видится нереальной. А если к этому добавить то, что можно приобрести на eBay или еще где-то в других странах, и не только современные экземпляры (тут можно вспомнить и всевозможные щетки на батарейках, и вакуумные стабилизаторы для пластинок, и многое-многое другое), то можно насчитать сотни и сотни наименований. Мы решили разобраться с основными представителями основных категорий этих продуктов.

 

Чем очистить пластинки от пылиНаверное, самая первая вещь, которую человек покупает после проигрывателя и своей первой пластинки, — это щеточка для текущей чистки от пыли. Казалось бы, такая простая вещь, но выпускается их огромное количество, разных конструкций, «сортов» и расцветок.

Критерии оценки Все или почти все представленные в тесте аксессуары, или инструменты, или даже приборы мы собрали по принципу «категорий». То есть взяли по нескольку наиболее очевидных и доступных предметов в каждой сфере применения, которые бы наиболее наглядно продемонстрировали свой функционал и помогли новичку разобраться, а нужна ли ему вообще такая штука или нет.

Также можно заметить еще одну современную тенденцию — нередко под разными названиями и даже по разной цене можно найти совершенно идентичные экземпляры, явно выпущенные на одном заводе, отличающиеся только упаковкой и логотипом. В таком случае можно смело покупать самый дешевый вариант, разницы не будет никакой. В остальных случаях надо немножко разобраться, что для чего лучше подходит и чем удобнее пользоваться.

Самая простая щетка — это или закрепленная на какой-то основе бархотка или просто щетка со щетиной. Вариант просто карбоновой щетины удобен, легок в использовании, но подходит только для сметания пылинок с очень чистой пластинки. Еще такая щетка немного снимает статику, но не более.

Бархотки могут быть разными, разной формы, размера, из разных материалов. Такие щетки немного лучше снимают пыль, но пользоваться ими не так удобно, особенно если речь о современных проигрывателях, конструкция которых не предполагает использование какого-либо мата. Пластинка будет проскальзывать по диску, а чтобы ее зафиксировать, нужен будет прижим. Хотя тут многое зависит и от сноровки, от правильно выбранной силы.

Бывают конструкции, сочетающие и бархотку, и карбоновую щетину — по мне, так самый практичный вариант

Еще бывают конструкции, сочетающие и бархотку, и карбоновую щетину. По мне, так это наиболее удобный вариант, самый практичный. И кстати, когда щетка немного поистреплется — не обязательно ее сразу заменять. Я у себя держу две — одну для чистых пластинок, другую — для только что полученных и еще не помытых, если они таковой процедуры требуют, а разок послушать хочется поскорее. Еще можно использовать и что-то не совсем подходящее, например большие макияжные кисти — к виниловой теме они не имеют никакого отношения, но на практике могут быть очень полезны. Если не для чистки пластинок, то для чистки от пыли самого проигрывателя, тонармов.

01. Набор Thorens Cleaning Set. Средства для сухой и влажной чистки пластинок и для чистки иглы. Такой набор, может, и приятно получить в подарок, но для себя проще набрать только нужное. 02. Щетки Tonar. Та, что слева, весьма бесполезна, только пару пылинок снять. Разницу между двумя другими понять сложно, но пользы от такой конструкции больше. 03. Щетки Dynavox, Tonar, Nagaoka. Та, что поменьше — удобнее, большие просто могут остановить пластинку.

 

Также бывают щетки для влажной чистки или целые наборы, содержащие несколько приспособлений, жидкости для чистки пластинок и иголки звукоснимателя. Но по опыту влажная чистка — это полумера, которой далеко до того, что дает мойка, а мороки от этого процесса много. При определенной неловкости можно яблоко пластинки или технику залить или просто размазать грязь по пластинке. Набор в красивой коробочке, вполне возможно, приятно получить в подарок, но если выбирать для себя — удобнее искать все по отдельности.

Как очистить иглу и устранить статику В природе существуют и более хитроумные приспособления для борьбы с пылью и статикой, правда, не все из них полезны и удобны. Есть ролики для чистки винила. Принцип действия весьма похож на то, как работают ролики для чистки одежды. Мягкая, липкая поверхность ролика, однако же не оставляющая следов на пластинке. Удобно? Вполне. Особенно учитывая то, что ролик можно ополаскивать водой, а при необходимости и заменить. Хотя стоит все это уже значительно дороже, а если в наличии есть машинка для мойки пластинок, то в обычной жизни хватит и щетки.

Тонароподобную щетку нужно лишь закрепить на корпусе проигрывателя, и кисточка сама, подобно иголке, будет двигаться по пластинке

Есть конструкции, напоминающие тонарм, с поворотным узлом, противовесом и кисточкой на конце. Все это нужно только закрепить на корпусе проигрывателя, и кисточка сама, подобно иголке, будет двигаться по пластинке, более того, в комплекте есть даже провод для подключения к заземляющей клемме для отвода статики. Бывали подобные конструкции и с маленьким роликом вместо кисточки и даже конструкции, крепящиеся на шелл тонарма (тут можно вспомнить головки Stanton с кисточкой). Но вот насколько все это удобно и эстетично — каждый пусть решает сам. Тонармоподобные конструкции мне никогда не нравились, а крепить что-то на шелл проигрывателя, меняя в том числе и механические свойства тонарма, — сомнительный вариант. Я все же за то, чтобы просто содержать пластинки в хорошем состоянии и чистоте, а для текущей чистки пользоваться щеткой или роликом.

01, 02. Ролик Nagaoka с ручкой и сменный ролик. Не самая дешевая, но удобная вещь. 03, 04. Тонармоподобные щеточки — конструкция древняя, но мне эти вещи никогда не нравились… В исполнении Audio-Technika эта конструкция смотрелась изящнее и качественнее. 05. Экзотическая конструкция со щеточкой для крепления к шеллу тонарма. Вот этим я точно пользоваться не стал бы. 06. Milty Zerostat. Весьма удобная вещь, когда статика — постоянная проблема. 07. Onzow Zerodust Stylus Tip Cleaner. По сути, силиконовая липкая подушечка в коробочке. Иглу чистит хорошо, весьма долговечна. Только надо научиться попадать иглой в подушечку… 08. Щеточка для чистки иглы. в зависимости от производителя. Удобная и почти вечная вещь, только опять же требующая аккуратности Со статикой очень хорошо поможет побороться что-то типа «пистолетика» Milty Zerostat — вещь не вечная, но вполне работающая. Впрочем, если со статикой все совсем плохо, стоит озаботиться, к примеру, сменой напольного покрытия в комнате.

Некоторые головки не допускают чистку какими-либо жидкостями, кроме родных!

Чистка иглы — отдельный важный вопрос, но и тут есть из чего выбрать. Выпускаются просто карбоновые щеточки с жесткой и очень короткой щетиной, бывают микроскопические кисточки разных форм, бывают чистящие средства или вещи типа Milty Zerodust — подушечки из очень липкого силикона, на который просто опускается игла, и вся грязь налипает на силикон. Здесь стоит помнить несколько моментов. Некоторые головки не допускают чистку какими-либо жидкостями, кроме родных (например Lyra) — иначе можно и без иглы остаться. Еще момент: если пользоваться кисточкой — надо строго соблюдать направление движений, — только сзади-вперед, не наоборот и тем более не сбоку. Иначе можно повредить головку. Машинкам для мойки винила будет посвящен отдельный тест, а о том, как вымыть пластинку можно прочитать в этой статье. А о некоторых более сложных случаях, встречающихся в практике виниловода я рассказывал здесь.

Поставить проигрыватель идеально ровно Уровень — это уже скорее инструмент, но инструмент, совершенно необходимый для того, чтобы правильно установить проигрыватель. В моем понимании, идеальный вариант — это когда и проигрыватель, и полка, на которой он устанавливается, имеют возможность регулировки. Что сказать, люблю я точность и большее количество степеней свободы. Да и конструкция подшипника многих проигрывателей обязывает к точной регулировке.

 

01. Уровень Millenium. — удобно, ухватисто. 02. Похожий уровень Pro-Ject. Почти то же самое. 03. Ortofon Bubble Level. Удобный, точный, подходит для всех целей. 04. Ortofon Libelle. Конструкция проще и дешевле, но работает. 05. Millennium Audio M-Cross. Вопрос — а зачем?

Допустим, техника позволяет настройку по уровню. И хорошо, когда уровень, пусть и простой, идет в комплекте с проигрывателем. Но если нет — нужно что-то приобретать дополнительно. Конструкции есть самые разные, но в их основе жидкостный уровень с пузырьком воздуха внутри, разница только в конкретной реализации и в удобстве. Есть уровни, позволяющие регулировку только в одной плоскости, есть круглые или крестовые, позволяющие настраивать все и сразу.

06. Механический лифтавтомат. Сделан так себе, особенно регулировка по высоте. Да и вообще, не надо спать, слушая винил — для этого есть цифра. 07, 08. Адаптеры для синглов-сорокапяток. От 800 руб. и далее. Часто они вообще идут в комплекте с проигрывателем, но, если синглов в коллекции много — можно и прикупить себе что-то такое красивое металлическое. На звук оно никак не повлияет

Самые удобные — круглые уровни, желательно большого размера и с нанесенной разметкой. Есть еще модели, устанавливающиеся непосредственно на шпиндель проигрывателя, — это не обязательно, но смысл в такой конструкции есть. А вот крепить уровни к корпусу проигрывателя мне кажется излишним. Даже если вы обладатель деревянного дома или квартиры в старом доме с деревянными перекрытиями, подстройку не нужно делать каждый день, а только несколько раз в год, и достать уровень, и поставить его на проигрыватель — не проблема. Отдельно можно сказать о миниатюрных уровнях, предназначенных для крепления к шеллу тонарма. такие тоже выпускаются, но практической пользы от них меньше, чем вреда. кстати, еще об уровнях. Далеко не обязательно пользоваться именно тем, что предлагают в качестве виниловых аксессуаров — конечно, строительный уровень не подойдет, а вот профессиональный инженерный — вполне, сам таким пользуюсь. правда, и стоит такая штучка намного дороже всего того, что мы нашли на витринах магазина аудиотехники. Да, а о том, как в целом стоит подойти к установке проигрывателя можно прочитать в этой статье.

Адаптеры для сорокапяток и автоматический лифт О них тоже нельзя забывать. Правда, в эту категорию попадают очень и очень разные вещи, вот что удалось найти — пару адаптеров для синглов-сорокапяток и автоматический лифт тонарма. На самом деле в эту категорию можно внести десятки всевозможных вещей, вопрос только в том, а насколько все это нужно. С адаптерами для сорокапяток все более-менее понятно, если они есть в фонотеке, то адаптер пригодится. А автоматический лифт? Это не первая и не единственная модель, к тому же сделанная не очень качественно. Сила пружины излишне велика, демпфера нет, регулировка по высоте крайне посредственная. Что-то подобное раньше выпускала Audio-Technika, но там реализация была на порядок лучше.

Специализированные весы для настройки винилового проигрывателяВесы — совершенно необходимый инструмент. Конечно, если у противовеса тонарма есть шкала, то можно попробовать обойтись и без весов, но все-таки это не лучший вариант. А если шкалы нет, то весы необходимы. И всякие указания про половину или четверть, или полный оборот противовеса — это очень грубо. Встречаются, и не редко, модели головок, которые совершенно отчетливо реагируют на изменение прижима в 0,1–0,2 грамма. И рекомендованные производителем цифры или диапазон — это все весьма условно.

Некоторые модели головок совершенно отчетливо реагируют на изменение прижима в 0,1–0,2 грамма

А если хочется добиться хорошего результата, то условностей быть не должно. Весов выпускается также немало, но у большинства из них есть те или иные недостатки. Что нам нужно от специализированных весов для настройки проигрывателя? Точность — конечно же. Возможность калибровки и калибровочная гирька в комплекте? Очень желательно

 

01. Clearaudio Weight Watcher. Оч.хорошо, но все-таки очень дорого. 02. AudioToys Arm Load Meter. Такие весы бывают с разными названиями, но на нынешний момент это одна из наиболее удачных моделей. 03. Mеханические весы Thorens Stylus Gauge. По идее это тот минимум, который каждый производитель проигрывателей должен класть в комплект. 04. Shure SFG-2. Фетиш. Не более.

Еще для удобства нужна площадка, на которую можно опустить иглу, при том площадка желательно с покрытием, защищающим алмаз иголки, и к тому же не сильно выдающаяся над поверхностью — чтобы можно было подвести тонарм и использовать лифт, а не ставить иглу вручную. Кроме того, весьма полезно, когда на весах можно измерять величины не только до 5 граммов (этого хватит для большинства головок), но и, к примеру, взвесить шелл, проводки, крепежные винтики, да даже саму головку.

Если сравнивать весы механические и электронные, то электронные, несомненно, удобны, а механические — это, по моему мнению, то, что должно прилагаться бесплатно к любому проигрывателю, но тратить на них деньги я смысла не вижу. Электронные весы — штука, конечно, менее надежная, требующая аккуратного обращения, но тут уж ничего не поделать, везде и во всем можно найти какие-то издержки. Если же наиболее удобными оказались весы, подходящие только для настройки иглы, а на практике надо еще много чего взвешивать, то полезно приобрести недорогие весы, рассчитанные на ювелирное или лабораторное использование, не самые-самые (это весьма дорого), но качественные и удобные.

Промежуточные выводы Изучив, осмотрев и ощупав все эти полезные предметы, можно подводить промежуточные итоги. При всем богатстве выбора каких-то «сверх-сверх» аксессуаров хай-эндного класса почти не нашлось, хотя кое-что и стоило как две трети бюджетного проигрывателя. Все примерно среднестатистически «лучше-хуже», скорее надо для себя решить, что же на самом деле нужно и чем будет удобнее пользоваться. Ведь если выбрать из каждой группы по одной вещице — в сумме все это уже будет чего-то да стоить. Более того, неправильно выбранная щетка — это еще не беда, а вот чем-то другим можно и с настройками ошибиться или головку повредить — тут уже нужно к выбору отнестись намного внимательнее. По большому счету, посоветую одно, это часто относится к новичкам — не набирать много всякого-разного без необходимости. Процесс может увлечь, но далеко не все, из того что продают в магазинах, вам действительно понадобится.

Gorbatov 16 сентября 2014, 13:42 ,. Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 4, 2014

Продолжение: Помощники в настройке винилового проигрывателя, клемпы и маты, стробоскоп и тестовые пластинки (часть 2)

Как очистить иглу и устранить статику

В природе существуют и более хитроумные приспособления для борьбы с пылью и статикой, правда, не все из них полезны и удобны. Есть ролики для чистки винила. Принцип действия весьма похож на то, как работают ролики для чистки одежды. Мягкая, липкая поверхность ролика, однако же не оставляющая следов на пластинке. Удобно? Вполне. Особенно учитывая то, что ролик можно ополаскивать водой, а при необходимости и заменить. Хотя стоит все это уже значительно дороже, а если в наличии есть машинка для мойки пластинок, то в обычной жизни хватит и щетки.

Тонароподобную щетку нужно лишь закрепить на корпусе проигрывателя, и кисточка сама, подобно иголке, будет двигаться по пластинке

 

Есть конструкции, напоминающие тонарм, с поворотным узлом, противовесом и кисточкой на конце. Все это нужно только закрепить на корпусе проигрывателя, и кисточка сама, подобно иголке, будет двигаться по пластинке, более того, в комплекте есть даже провод для подключения к заземляющей клемме для отвода статики. Бывали подобные конструкции и с маленьким роликом вместо кисточки и даже конструкции, крепящиеся на шелл тонарма (тут можно вспомнить головки Stanton с кисточкой). Но вот насколько все это удобно и эстетично — каждый пусть решает сам. Тонармоподобные конструкции мне никогда не нравились, а крепить что-то на шелл проигрывателя, меняя в том числе и механические свойства тонарма, — сомнительный вариант. Я все же за то, чтобы просто содержать пластинки в хорошем состоянии и чистоте, а для текущей чистки пользоваться щеткой или роликом.

01, 02. Ролик Nagaoka с ручкой и сменный ролик. Не самая дешевая, но удобная вещь. 03, 04. Тонармоподобные щеточки — конструкция древняя, но мне эти вещи никогда не нравились… Тем более за 1800 руб. (Tonar). В исполнении Audio-Technika эта конструкция смотрелась изящнее и качественнее. 05. Экзотическая конструкция со щеточкой для крепления к шеллу тонарма. 800 руб. Вот этим я точно пользоваться не стал бы. 06. Milty Zerostat — 4000 руб. Весьма удобная вещь, когда статика — постоянная проблема. 07. Onzow Zerodust Stylus Tip Cleaner — 2000 руб. По сути, силиконовая липкая подушечка в коробочке. Иглу чистит хорошо, весьма долговечна. Только надо научиться попадать иглой в подушечку… 08. Щеточка для чистки иглы. 700–1000 руб. в зависимости от производителя. Удобная и почти вечная вещь, только опять же требующая аккуратности
Со статикой очень хорошо поможет побороться что-то типа «пистолетика» Milty Zerostat — вещь не вечная, но вполне работающая. Впрочем, если со статикой все совсем плохо, стоит озаботиться, к примеру, сменой напольного покрытия в комнате.

Некоторые головки не допускают чистку какими-либо жидкостями, кроме родных

Чистка иглы — отдельный важный вопрос, но и тут есть из чего выбрать. Выпускаются просто карбоновые щеточки с жесткой и очень короткой щетиной, бывают микроскопические кисточки разных форм, бывают чистящие средства или вещи типа Milty Zerodust — подушечки из очень липкого силикона, на который просто опускается игла, и вся грязь налипает на силикон. Здесь стоит помнить несколько моментов. Некоторые головки не допускают чистку какими-либо жидкостями, кроме родных (например Lyra) — иначе можно и без иглы остаться. Еще момент: если пользоваться кисточкой — надо строго соблюдать направление движений, — только сзади-вперед, не наоборот и тем более не сбоку. Иначе можно повредить головку.

Машинкам для мойки винила будет посвящен отдельный тест, а о том, как вымыть пластинку можно прочитать в этой статье. А о некоторых более сложных случаях, встречающихся в практике виниловода я рассказывал здесь.

Как чистить иглу?

Тема наша о чистоте стилуса или проще говоря о чистоте иголки головки. Не важно, будь то головка МС или ММ, ведь у тех и других иголки примерно одинаковы, разве что принцип работы несколько другой. Но не об этом сейчас. Итак, почему же стоит бороться за чистоту иголки головки!? Здесь все просто. Винил это прежде всего механическая система, которая снимает звук посредством этой самой иголки из канавок пластинки. В этом случае есть наиболее бюджетные способы, чтобы послушать случайные звуки образованные природой протекания физических процессов вокруг нас. Можно просто сходить до речки и послушать как течет вода, бьется о камни и т.

Кантеливер – это рычаг, на котором закреплена игла звукоснимателя. . периодически проводить профилактические работы по чистке и замене смазки.

Поставить проигрыватель идеально ровно

Уровень — это уже скорее инструмент, но инструмент, совершенно необходимый для того, чтобы правильно установить проигрыватель. В моем понимании, идеальный вариант — это когда и проигрыватель, и полка, на которой он устанавливается, имеют возможность регулировки. Что сказать, люблю я точность и большее количество степеней свободы. Да и конструкция подшипника многих проигрывателей обязывает к точной регулировке.

 

01. Уровень Millenium — 1800 руб. — удобно, ухватисто. 02. Похожий уровень Pro-Ject — 1200 руб. Почти то же самое. 03. Ortofon Bubble Level — 1700 руб. Удобный, точный, подходит для всех целей. 04. Ortofon Libelle — 350 руб. Конструкция проще и дешевле, но работает. 05. Millennium Audio M-Cross — 1800 руб. Вопрос — а зачем?
Допустим, техника позволяет настройку по уровню. И хорошо, когда уровень, пусть и простой, идет в комплекте с проигрывателем. Но если нет — нужно что-то приобретать дополнительно. Конструкции есть самые разные, но в их основе жидкостный уровень с пузырьком воздуха внутри, разница только в конкретной реализации и в удобстве. Есть уровни, позволяющие регулировку только в одной плоскости, есть круглые или крестовые, позволяющие настраивать все и сразу.
06. Механический лифтавтомат. Сделан так себе, особенно регулировка по высоте. Да и вообще, не надо спать, слушая винил — для этого есть цифра. 07, 08. Адаптеры для синглов-сорокапяток. От 800 руб. и далее. Часто они вообще идут в комплекте с проигрывателем, но, если синглов в коллекции много — можно и прикупить себе что-то такое красивое металлическое. На звук оно никак не повлияет
Самые удобные — круглые уровни, желательно большого размера и с нанесенной разметкой. Есть еще модели, устанавливающиеся непосредственно на шпиндель проигрывателя, — это не обязательно, но смысл в такой конструкции есть. А вот крепить уровни к корпусу проигрывателя мне кажется излишним. Даже если вы обладатель деревянного дома или квартиры в старом доме с деревянными перекрытиями, подстройку не нужно делать каждый день, а только несколько раз в год, и достать уровень, и поставить его на проигрыватель — не проблема.

Отдельно можно сказать о миниатюрных уровнях, предназначенных для крепления к шеллу тонарма. такие тоже выпускаются, но практической пользы от них меньше, чем вреда. кстати, еще об уровнях. Далеко не обязательно пользоваться именно тем, что предлагают в качестве виниловых аксессуаров — конечно, строительный уровень не подойдет, а вот профессиональный инженерный — вполне, сам таким пользуюсь. правда, и стоит такая штучка намного дороже всего того, что мы нашли на витринах магазина аудиотехники. Да, а о том, как в целом стоит подойти к установке проигрывателя можно прочитать в этой статье.

Шум и сигнал

Магнитные головки разделяются на:

  • подвижный магнит (ММ);
  • подвижную катушку (МС).

Бюджетные модели и средний уровень техники оснащают подвижным магнитом, когда держатель при передаче колебаний контактирует с ним. Поскольку магнит перемещается, но присутствует стабильная катушка индуктивности, создается переменное магнитное поле, инициирующее электродвижущую силу. Преимущества конструкции:

 

  • простота производства;
  • выходное напряжение достигает 0,8 мВ.

игла звукоснимателя unitra

Чем игла звукоснимателя крупнее, объемнее головка в целом, тем выше инертность системы, то есть уменьшается динамика воспроизведения. Страдает высокочастотное воспроизведение, ухудшается качество разделения каналов. Механизм воспринимает нагрузки, что обязывает устанавливать емкостные фонокорректоры.

МС – головка винилового проигрывателя, в которой магнит инициирует постоянное поле. Электродвижущая сила провоцируется движением катушки. Так как магнит не двигается, установка компонента большего размера не приводит к ухудшению параметров воспроизведения. Магнитное поле сохраняет однородность, что минимизирует искажения звука. Миниатюрные иглы звукоснимателя винила обеспечивают лучшую передачу сигнала.

Недостаток системы – пониженное выходное напряжение. Невозможно подключить звукосниматель к фонокорректору, сперва придется добавить в цепь трансформатор. Проигрыватель качественно работает, если экранирован от паразитных наводок.

Еще одно отличие МС и ММ головок – технология замены комплектующих. ММ-система допускает смену вкупе с магнитом. Сделать это удастся дома, не имея большого опыта. МС-головку придется сдавать в ремонтную мастерскую или даже отправлять производителю.

 

А вот заточка иглы звукоснимателя обычно эллиптическая в обоих типах головок. Эта конструктивная деталь помогает снизить искажения звука вдвое. Расширяется спектр частот, доступных проигрывателю.

Адаптеры для сорокапяток и автоматический лифт

О них тоже нельзя забывать. Правда, в эту категорию попадают очень и очень разные вещи, вот что удалось найти — пару адаптеров для синглов-сорокапяток и автоматический лифт тонарма. На самом деле в эту категорию можно внести десятки всевозможных вещей, вопрос только в том, а насколько все это нужно. С адаптерами для сорокапяток все более-менее понятно, если они есть в фонотеке, то адаптер пригодится. А автоматический лифт? Это не первая и не единственная модель, к тому же сделанная не очень качественно. Сила пружины излишне велика, демпфера нет, регулировка по высоте крайне посредственная. Что-то подобное раньше выпускала Audio-Technika, но там реализация была на порядок лучше.

Специализированные весы для настройки винилового проигрывателя

Весы — совершенно необходимый инструмент. Конечно, если у противовеса тонарма есть шкала, то можно попробовать обойтись и без весов, но все-таки это не лучший вариант. А если шкалы нет, то весы необходимы. И всякие указания про половину или четверть, или полный оборот противовеса — это очень грубо. Встречаются, и не редко, модели головок, которые совершенно отчетливо реагируют на изменение прижима в 0,1–0,2 грамма. И рекомендованные производителем цифры или диапазон — это все весьма условно.

Некоторые модели головок совершенно отчетливо реагируют на изменение прижима в 0,1–0,2 грамма

А если хочется добиться хорошего результата, то условностей быть не должно. Весов выпускается также немало, но у большинства из них есть те или иные недостатки. Что нам нужно от специализированных весов для настройки проигрывателя? Точность — конечно же. Возможность калибровки и калибровочная гирька в комплекте? Очень желательно.

01. Clearaudio Weight Watcher — 10 500 руб. Все-таки очень дорого. 02. AudioToys Arm Load Meter — 2900 руб. Такие весы бывают с разными названиями, но на нынешний момент это одна из наиболее удачных моделей. 03. Mеханические весы Thorens Stylus Gauge — 700 руб. По идее это тот минимум, который каждый производитель проигрывателей должен класть в комплект. 04. Shure SFG-2 — 1500 руб. Фетиш. Не более.
Еще для удобства нужна площадка, на которую можно опустить иглу, при том площадка желательно с покрытием, защищающим алмаз иголки, и к тому же не сильно выдающаяся над поверхностью — чтобы можно было подвести тонарм и использовать лифт, а не ставить иглу вручную. Кроме того, весьма полезно, когда на весах можно измерять величины не только до 5 граммов (этого хватит для большинства головок), но и, к примеру, взвесить шелл, проводки, крепежные винтики, да даже саму головку.

Если сравнивать весы механические и электронные, то электронные, несомненно, удобны, а механические — это, по моему мнению, то, что должно прилагаться бесплатно к любому проигрывателю, но тратить на них деньги я смысла не вижу. Электронные весы — штука, конечно, менее надежная, требующая аккуратного обращения, но тут уж ничего не поделать, везде и во всем можно найти какие-то издержки. Если же наиболее удобными оказались весы, подходящие только для настройки иглы, а на практике надо еще много чего взвешивать, то полезно приобрести недорогие весы, рассчитанные на ювелирное или лабораторное использование, не самые-самые (это весьма дорого), но качественные и удобные.

  • Главная страница
  • Стерео система
  • Головки звукоснимателя

Цифровые источники звука

 

  • CD проигрыватель
  • SACD проигрыватель
  • CD транспорт
  • Процессоры (ЦАП-DAC)
  • Как выбрать цифровой источник?
  • На что обратить внимание при прослушивании?
  • Цифровой интерфейс S/PDIF и принцип его работы

Виниловые проигрыватели

  • Движущие механизмы
  • Тонармы
  • Головки звукоснимателя
  • Как выбрать проигрыватель LP?
  • На что обращать внимание при прослушивании?
  • Настройка проигрывателя

Все о виниле
Цифровые источники звукаГоловки звукоснимателя
Задача головки звукоснимателя — преобразование модуляции звуковой канавки винилового диска в электрический сигнал. Поскольку звукосниматель преобразует один вид энергии в другой (механическую в электрическую), его иногда называют также преобразователем. На противоположном конце вашей системы воспроизведения имеется другой преобразователь — это громкоговоритель, который осуществляет преобразование электрического сигнала в энергию звуковых волн. Звукосниматель состоит из корпуса, иглы, иглодержателя и генерирующей системы. Корпус предназначен для защиты внутренних элементов звукоснимателя от внешней среды. Игла, изготовленная обычно из алмаза, крепится на иглодержателе (небольшом рычаге в нижней части корпуса). Игла движется в различных направлениях под действием модуляции звуковой канавки. Это движение передается при помощи иглодержателя на генерирующую систему, где энергия движения преобразуется в электрический сигнал. По принципу действия различают звукосниматели с подвижным магнитом и с подвижной катушкой. В устройствах с подвижным магнитом крохотные магниты, соединенные с иглодержателем, движутся в катушке, неподвижно закрепленной в корпусе звукоснимателя. Движение создаваемого магнитами магнитного поля индуцирует в катушке электрическое напряжение — звуковой сигнал. В звукоснимателях с подвижной катушкой используется тот же самый физический принцип, но магниты при этом остаются неподвижными, а движутся катушки. Звукосниматели с подвижной катушкой обычно имеют гораздо меньшую движущуюся массу, чем головки с подвижным магнитом. Этот фактор обеспечивает им лучшее следование по канавке и более хорошую переходную характеристику — в сравнении с головками второго типа. Благодаря тому, что в них приводится в движение меньшая масса, звукосниматели с движущейся катушкой могут лучше отслеживать быстрые изменения записанного сигнала. Из-за особенностей своей конструкции звукосниматели с подвижной катушкой по большей части имеют несменяемую иглу, и если возникнет необходимость ее замены, звукосниматель придется возвращать на завод-изготовитель. В ыходное напряжение звукоснимателей этих двух типов существенно различается. Для устройств с подвижным магнитом оно колеблется от 2 мВ до 8 мВ, а для моделей с подвижной катушкой — от 0,15 мВ до 2,5 мВ. Хотя обычно звукосниматели с подвижной катушкой имеют более низкое выходное напряжение сигнала, все же отдельные модели такого типа с «высоким выходным уровнем» дают сигнал более высокого напряжения, чем некоторые головки с подвижным магнитом. Выходное напряжение звукоснимателя измеряют, когда колебательная скорость, с которой игла движется по звуковой канавке, составляет 5 см/сек (действующее значение) при частоте записанного сигнала 1 кГц. Столь широкий диапазон выходного напряжения требует согласования коэффициента усиления фонокаскада с выходным напряжением звукоснимателя. Чем ниже выходное напряжение звукоснимателя, тем выше должен быть коэффициент усиления фонокаскада для получения на его выходе сигнала линейного уровня. Выходное напряжение звукоснимателя с подвижной катушкой преимущественно определяется числом витков провода: чем больше число витков, тем выше выходное напряжение, и соответственно, от фонокаскада потребуется меньшее усиление. Однако большинство разработчиков все же предпочитают использовать в катушке звукоснимателя минимально возможное количество витков для того, чтобы максимально снизить массу устройства
Формы игл звукоснимателя и материал иглодержателя
Существует достаточно большое разнообразие форм игл звукоснимателя. Самые простые и, естественно, самые дешевые среди них — это конические, или сферические иглы. Коническая игла представляет собой крохотный кусочек алмаза, которому придана в процессе шлифовки коническая форма. Поскольку кончик иглы должен свободно входить в звуковую канавку, радиус конической иглы должен составлять около 15 мкм. Однако коническая игла не в состоянии достаточно точно отслеживать модуляцию звуковой канавки, поскольку форма у нее иная, чем у резца записывающей головки. Это иногда приводит даже к выталкиванию иглы из звуковой канавки. Хотя и коническая игла, и та, которая использовалась при записи, имеют одинаковую ширину, первая все же «видит» более узкую дорожку, поскольку — в отличие от резца записывающей головки — не может точно вписаться в профиль канавки. Эту проблему можно решить, используя эллиптическую иглу. Такая игла имеет не круглый кончик, а овальное в сечении острие с двумя сплющенными поверхностями. Эллиптическая форма в максимальной степени соответствует конфигурации иглы рекордера, что позволяет избежать искажений неогибания и эффекта выталкивания. Она позволяет также лучше следовать за модуляцией высокой частоты и распределяет давление на большую площадь, что уменьшает износ пластинки. Третий тип игл, с более острым кончиком, пожалуй, самый совершенный. В этот класс входят иглы Шибата, ван ден Гула, гиперэллиптические и некоторые другие. Звукосниматели с любой иглой данного класса требуют более точной настройки, чем с конической или стандартной эллиптической иглами. Одним из вариантов эллиптической иглы является так называемый микрогребень, который имеет крохотные канавки с обеих сторон острия. В процессе износа иглы микрогребень сохраняет неизменную форму, благодаря чему остается прежним взаимодействие между иглой и звуковой канавкой. Чрезвычайно важно во время эксплуатации содержать иглу в чистоте: ее необходимо очищать перед прослушиванием каждой стороны пластинки. Частицы грязи и пыли цепляются к игле и, подобно наждаку, разрушают стенки звуковой канавки. А если принять во внимание огромное давление, оказываемое иглой на канавку, то станет совершенно очевидной необходимость очистки иглы. Например, усилие огибания в 1,4 Г, приложенное к обычной зоне контакта иглы с канавкой (10~4 мм2), дает общее давление порядка 14 кГ/мм2. Такого давления вполне достаточно, чтобы мгновенно разрушить внешнюю стенку звуковой канавки. Согласитесь, чистая игла более плавно и свободно скользит по канавке, к тому же меньше изнашивает пластинку. И вообще, она просто лучше звучит. Очищать иглу следует от тыльной ее части вперед, так, чтобы движения кисточки соответствовали направлению движения грампластинки. Некоторые производители не советуют использовать никаких чистящих жидкостей, другие же, напротив, считают, что применение специальных жидкостей необходимо для эффективного удаления пыли и грязи. Также идут дебаты относительно наилучшего типа кисточки. У одних производителей кисточки сделаны из короткой, жесткой щетины, у других они больше напоминают кисточки для нанесения на ногти лака. Лучше всего следовать рекомендациям изготовителя звукоснимателя. И помните, никогда не следует чистить иглу, жестко закрепив при этом тонарм: вы можете случайно приложить слишком большое усилие к игле и повредить ее. При хорошем уходе игла обычно служит в течение 1000 часов. Неплохо также через 500 часов работы осмотреть иглу под микроскопом, а затем еще раз — через 800 часов, чтобы вовремя выявить все дефекты, способные повредить пластинку, Задачей иглодержателя является передача механических колебаний иглы к генератору сигнала, поэтому его конструкция также чрезвычайно важна. Иглодержатель должен быть очень легким, жестким и не резонирующим. Чем меньше масса иглодержателя, тем лучше — при прочих равных условиях — звукосниматель тщательнее следует за изгибами канавки. Для получения одновременно хорошей жесткости и малой массы иглодержатели часто изготавливают из экзотических материалов, таких как бор, алмаз, бериллий, титан, керамика, рубин и сапфир. Для уменьшения массы иглодержателя его часто делают полым, а иногда заполняют материалом, демпфирующим резонансы. Противоположным от иглы концом иглодержатель крепится внутри корпуса звукоснимателя на упругом элементе. Обладая гибкостью, он позволяет иглодержателю свободно двигаться и вместе с тем сохранять изначальное положение. Поскольку у нового звукоснимателя упругий элемент довольно жесткий, потребуется несколько часов, чтобы разработать его для получения наилучшего качества звучания. Нередко бывает так, что после 100 часов работы звукосниматель.

Промежуточные выводы

Изучив, осмотрев и ощупав все эти полезные предметы, можно подводить промежуточные итоги. При всем богатстве выбора каких-то «сверх-сверх» аксессуаров хай-эндного класса почти не нашлось, хотя кое-что и стоило как две трети бюджетного проигрывателя. Все примерно среднестатистически «лучше-хуже», скорее надо для себя решить, что же на самом деле нужно и чем будет удобнее пользоваться.

Ведь если выбрать из каждой группы по одной вещице — в сумме все это уже будет чего-то да стоить. Более того, неправильно выбранная щетка — это еще не беда, а вот чем-то другим можно и с настройками ошибиться или головку повредить — тут уже нужно к выбору отнестись намного внимательнее. По большому счету, посоветую одно, это часто относится к новичкам — не набирать много всякого-разного без необходимости. Процесс может увлечь, но далеко не все, из того что продают в магазинах, вам действительно понадобится.

Продолжение: Помощники в настройке винилового проигрывателя, клемпы и маты, стробоскоп и тестовые пластинки (часть 2)

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *