Хорошие схемы

By imm0rta1 , September 2, in Ламповая техника. Мы принимаем формат Sprint-Layout 6! Экспорт в Gerber из Sprint-Layout 6. Приветствую всех любителей лампового звука. Только вот проблема, в построении ламповых усилителей опыт практически нулевой. Далее хотелось бы в двух словах описать какой я хочу построить усилитель 1,малогабаритный 2,мощность от 6 до 10 ватт на канал 3, сопротивление только 8Ом 4,питание от выпрямительных диодов 5,схема должна иметь возможность реализации как навесным монтажом так и для производства печатных плат.

 

Что то типа этого. Или Вы предполагаете что кто то сможет придумать лучше? Конденсаторы Panasonic. Часть 4. Полимеры — номенклатура. Главной конструктивной особенностью таких конденсаторов является полимерный материал, используемый в качестве проводящего слоя.

Полимер обеспечивает конденсаторам высокую электрическую проводимость и пониженное эквивалентное сопротивление ESR. Номинальная емкость и ESR отличается в данном случае высокой стабильностью во всем рабочем диапазоне температур. А повышенная емкость при низком ESR идеальна для решения задач шумоподавления и ограничения токовых паразитных импульсов в широком частотном диапазоне.

Читать статью. Если устраивают габариты и компоновка — будем строить. Тут неувязочка. На практике всё грустнее. Учитывая, что максимальная мощность рассеяния на аноде для Г составляет 25 Ватт, потолок, на который Вы можете рассчитывать — 7,5 — 8 Ватт. Но, и это врядли. Всегда есть колебания сети, которые приходится учитывать, занижая мощность расеяния относительно предельно допустимой. Д и попытка «выжать мощу» чаще всего сопровождается неприемлимыми искажениями. Строго говоря, выходной трансформатор позволяет согласовать лампу практически с любой нагрузкой.

 

Не вижу причин не сделать отвод от части витков вторичной обмотки для работы на 4 Ома. Денег это не стоит, а возможности усилителя расширяет. Способ монтажа к схеме не имеет ни малейшего отношения — как хотите, та и монтируйте. Понятно, если сам монтаж выполнен грамотно. Давайте взглянем на прототип. Благо, братья китайцы предоставили вполне качественную фотографию нутра. Что мы видим?

Схема — тетрод в ультралинейном включении с автосмещением. Явная заявка на получение хорошего компромисса мощность — качество. Тут, помятуем, надо поставить 6Н9П. Поскольку последняя представляет из себя двойной триод — можно обойтись одним баллоном на оба канала. А можно и по баллону на канал, запараллелив половинки что, сторго говоря, не совсем фэншуйно , либо собрав SRPP.

STM32G0 — средства противодействия угрозам безопасности. Результатом выполнения требований безопасности всегда является усложнение разрабатываемой системы. Особенно чувствительными эти расходы стали теперь, в процессе массового внедрения IoT.

Обладая мощным набором инструментов информационной безопасности, микроконтроллеры STM32G0 производства STMicroelectronics, объединив в себе невысокую цену, энергоэффективность и расширенный арсенал встроенных аппаратных инструментов, способны обеспечить полную безопасность разрабатываемого устройства.

 

Можно если обеспечите ей анодное в в. Токо боюсь ей поплохеет от этого. Вы полагаете что Манаков не знал о том что в 6Н9С в баллоне 2 триода? В его схемах нет «лишних» деталей и неправильных использований. Он делает УСИ с г. Если триоды запараллелены значит так надо. Если SRPP звучал бы лучше, он применил бы его, уж поверьте. Что за лампа 6Н9П я не знаю, возможно она обладает другими праметрами, но поскольку ТС заявил 6Н9С, вокруг неё и «пляшем». До 48 слоев. Быстрое прототипирование плат.

Монтаж плат под ключ. Это что — эталон идеальной схемотехники? Типа — лучше быть не может? Вы сами, хоть раз, пытались собрать такое? Уверен, обычная ультралинейка спокойно «сделает» этот «шедевр».

Не говоря, уже, о катодной обратной связи. Но, помнится, Вы на своём опыте убедились, что качество выходного трансформатора самым серьёзным образом влияет на результат. Что до идеальности манаковских конструкций — имею своё мнение, осонванное на опыте сборки некоторых разразработанных им схем. Нарисуйте схемку резистивного каскада на 6Н9С и Uaв. Ну тут как грится на вкус и цвет Предлагайте свою схему, если Манаков Вам не авторитет. Каждый аматер авторитет , Манаков Анатолий Иосифович тоже но более , соответственно с него и спрос более чем с остальных.

А, почему, собственно Манаков должен быть для меня авторитетом? Тем более, как разработчик?. Что он разработал такого, что не было бы ранее описано в учебниках Цыкина и Войшвилло или популярной литературе х — х?

Что до схемы, то за своей радостью по поводу моей описки в названии лампы, Вы, как обычно, пропустили главное. Схема, собственно, уже предложена — ультралинейный тетродный выходной каскад с автоматическим смещением. Раскачиваемый, в соответствии с ТЗ, 6Н9С. Реостатным ли каскадом, SRPP — поймём по ходу дела. Это наиболее простой вариант. В блок питания не сложно заложить обмотку выпрямителя смещения для возможных дальнейших модификаций.

Что касаемо опечатки, я не знал извиняюсь. В номенклатуре ламп у меня нет гигантского опыта, думал реально есть такие лампы Вот по этому поводу есть желание разобраться, а Вы увиливаете. Схемку в студию мон ами. Специально для Вас поясню. Я нигде не рекомендовал её к повторению. Насчёт ярлыков — Вы не заметили, что эти Вольт, из всей публики, побывавшей в теме, смутили только Вас.

И только Вы с чего то решили, что я собираюсь подавать их на 6Н9С. Откуда там в анодного не пойму. Я уже объяснил — из интернета.

Мусорка такая. К найденному там предпочтительно относиться критически. Насколько я понимаю, стоило отредактировать картинку, убрав все режимы, а то и номиналы, дабы не смущать неокрепшие умы.

 

Итого 58 Ватт. Покажете схему, скажу зачем 6н9с нужно анодное питание в в. Так понятней? Я убрал не относящийся к делу холивар. Имеете что то сказать по теме — пожалуйста. Отношения ты — мне, я — тебе оставьте для других случаев. Оба этих трансформатра слишком большие для Вашего проекта, а ТАН, в добавок, совершено не подходит по напряжениям.

Лучше намотать своё. Желателен заводской каркас — Вам же легче будет. Эта «нежелательность запараллеливания» не для всех случаев подходит. В высокочувствительных предварительных усилителях во входных каскадах раньше часто параллелили входные лампы для снижения шумов.

Вы абсолютно правы за шумы. Но, тут совершенно другой случай — шум каскада нас никак не беспокоит, а вот способность отдать пару — тройку десятков Вольт для раскачки мощной лампы — очень даже. И, желательно, при разумном напряжении на входе. А это требует усиления.

Канадский однотактный 6 ваттный ламповый усилитель на пентодах Musical Paradise MP-301 MK3.

Ламповый усилитель Musical Paradise MP-301 MK3 разработан в Канаде Гарри Хуаном, и выпускается в Китае маленькой фабрикой. Первая версия — Musical Paradise MP-301, вышла в 2008 году.

 

Собственно, в Канаде у этого усилителя и наибольшее количество поклонников. Почитайте их форум, обзор №1 и обзор №2, там много интересного.

Обратите внимание на фотку с форума — мужик, расслабленно балдеющий вместе со своими собаками под звуки этого усилителя.


Именно такой эффект даёт ламповый звук на организм всех млекопитающих. Так что не удивляйтесь, если после включения усилителя вам захочется прилечь, закрыть глаза, расслабиться и выкинуть из головы все мысли. (Не забудьте оставить дверь открытой, чтобы ваши собаки, кошки, жёны и дети пришли поваляться вместе с вами).

«Ламповый саунд», кстати, хорошо лечит от депрессии, хандры, меланхолии и головной боли.

 

Третья версия усилителя намного отличается от второй, а первая вообще на третью не похожа, ни по дизайну, ни по схемотехнике.

Это первая версия:


Это вторая версия:

 

 

Это третья:


Внутри всё гораздо лучше, и совсем по другому. Обратите внимание на качественные комплектующие: «военные» резисторы Vishay Dale, конденсаторы RIFA 450, Rubycon, Philips BC и Nichicon:


Трансформаторы намотаны бескислородной медной проволокой, сердечники — японское трансформаторное железо Z11 и M6. Регулятор громкости сделан по технологии ALPS.

Главная особенность этого усилителя состоит в том, что он универсальный — его выходные лампы можно выбрать по своему желанию (и потом менять самостоятельно): 350B


350C, KT66, KT77, KT88, 6L6, EL34, 5881, российские 6П3С и 6П3С-Е.

Можно поставить лампы G807 (российские Г807) через специальный переходник:

 


Входные лампы могут быть или 6J8P, 6SJ7, 6SH7 (или российские «стеклянные» 6Ж8П и «металлические» 6Ж8).

В усилителе есть микросхема для автоматического регулирования смещения, поэтому не важно, какой степени «убитости» будут ваши лампы, она автоматически выставит для них оптимальный режим работы. Несмотря на это, производитель всё же рекомендует ставить в аппарат подобранные пары ламп.

При заказе усилителя вам будет дана возможность бесплатно выбрать тип ламп. Я заказал выходные 6L6GC (включённые светят как новогодняя ёлка):

 

 

и входные 6J8P:


Все они оказались производства китайской фирмы Shuguang.

За фирменные при заказе придётся доплачивать. Все лампы пришли новые, в упаковке, подобранные в пары по параметрам.

Российские аудиолюбители рекомендуют на выход использовать старые радиолампы 6П3С с чёрным анодом, 1958 года выпуска и старше. За рубежом, наоборот, любят новые 6П3С-Е восьмидесятых годов.

Я сравнил китайские лампы Shuguang 6L6GC с б/у лампами, купленными на Ebay: американскими Sylvania 6L6GB, японскими Toshiba 6L6GC. Слушал также 6П3С семидесятых годов, и новые 6П3С-Е восьмидесятых, и не заметил какой-либо особой разницы между всеми ними, хотя японские лампы выглядели более аккуратно сделанными.

Канадцы тоже обратили внимание, что бо

 

льший эффект даёт замена входных ламп (RCA с металлической колбой), чем выходных. Но всё же «на выход» рекомендуют ставить чешские JJ (Tesla) EL34 или KT88, или RTF EL34.

Сейчас все китайские лампы заменил. На вход ставил «разнокалиберные» б/у Sylvania 5SJ7GT:


Нормально.

Заказал для прикола старые металлические радиолампы 6Ж8:


Пришли новые, каждая в картонной коробочке, производство моего родного Новосибирска, год выпуска 1968. Они у меня на входе и останутся.

P.S. Нет, не останутся. Звук новых 6Ж8 хуже, чем у б/у Sylvania 5SJ7GT.

На выходе сейчас стоят 6L6GC Светлана «с крыльями» (купил на www.tec.org.ru):

Отдал за две лампы и доставку (700+700+200) 1600 рублей (в Новосибирск из Санкт-Петербурга).

 

На выход ставил так же EL34 Светлана «с крыльями» (купил на www.tec.org.ru):

Отдал за две лампы и доставку (500+500+200) 1200 рублей.

(Можно было заказать и KT88 там же: хотя они намного дороже — 2000 рублей штука. К тому же выглядят из-за «золотой» краски как-то пошловато).

Звучание усилителя Musical Paradise MP-301 MK3 — прекрасно.

В аудиосалоне своего города я сравнил его с гибридником VINCENT SV-237:


за сумасшедшие 162 тысяч рублей, и (по моему мнению) мой звучал лучше.

Я раньше, давно, уже слышал ламповые усилители, первым у меня был легендарный Прибой 50 УМ 204С в девяностых годах. Я даже тогда переделал его (хотя раньше никогда в жизни не держал паяльник) по рекомендации в статье А.М. Лихницкого в журнале Аудио Магазин, №1, 1996 год. Он звучал очень хорошо.

Потом отдал его переделывать специалистам в однотактник на лампах 6С4С. После переделки от оригинального Прибоя остались только выходные трансформаторы, верхняя крышка, шасси, и нижняя крышка.

 

Этот усилитель звучал неплохо, но высоких и низких было мало, и он плохо играл Black metal, который я в основном слушаю. Поэтому я его продал в двухтысячных.

После изучения форумов я пришёл к выводу, что для металла мне нужен усилитель на лампах 6L6 или 6П3С.

И вот, наконец, через десять лет, я купил себе именно такой усилитель.

Притащив, не особенно и тяжёлый, этот усилитель в аудиосалон, и послушав на нём разную акустику, обнаружил, что дорогие полочники Bowers & Wilkins 685 лучше дешёвых напольников. Пришлось задавить жабу.

На канадском сайте рекомендуют для этого усилителя канадскую полочную акустику PSB Alpha B1, в России её не достать, а напольная версия PSB Alpha T1 мне не понравилась, не басистая, и суховатая по звучанию.

Усилитель имеет на передней панели выход на наушники (2 ватта), качество которого оказалось для меня приятной неожиданностью. Звук через него просто потрясает, он мощный, напористый, в чём-то даже эпичный. Причём это явно слышно даже на наушниках не самой высокой ценовой категории.

Так что если в вашем доме все спят, а вы не можете прекратить слушать музыку — подключите к MP-301 MK3 наушники.

Это важно: если ваш источник имеет выход на наушники — не используйте его, а подключайте наушники через этот усилитель. Он улучшит звучание любой записи.

 

Плюсы и минусы от покупки:

Плюсов очень много.

Минусы: 1) Силовой шнур с канадской трёхштырьковой вилкой.

2) На глянцевом покрытии типа «рояльный лак» хорошо видны отпечатки пальцев и пыль.

3) Усилитель прилично нагревается во время работы, особенно выходные лампы снаружи и дроссель в блоке питания внутри. Вентиляционные отверстия расположены только снизу.

4) Выход для наушников может иметь маленький фон (с лампами 6L6 он будет минимальный).

5) Выходные разъёмы под акустику расположены очень близко друг к другу, что делает невозможным использование разъёмов типа «лопатка» для подключения колонок из-за угрозы КЗ:


6) Гарри Хуан никому не даёт схему этого усилителя, поэтому его апгрейд (замена резисторов и конденсаторов, например) будете делать на свой риск.

 

Этот обзор будет дополнятся, пишите замечания.

Поиск новых сообщений в разделах Все новые сообщения Компьютерный форум Электроника и самоделки Софт и программы Общетематический. Ламповый усилитель 6П3С или Г, долгострой. Хотите красивую лампу поставте 6П7С такая же по форме как Г, и панелька таже что у 6П3С ,а вольт вам ненадо В многовато но пойдет , транс на торе измучит вас, я собирал эту схему не раз навесом, общий провод на корпус ,хотя говорят что отдельную шину надо ,пробовал , такой гул стоял как будто возле трансформаторной подстанции стоял ,кинул землю на корпус и всё исчезло трансформаторы звуковой и силовой размещал на шаси перпендикулярно и подальше друг от друга. В блоке питания использовал диодный мост и демферный диод 6П20Д для замедления подачи анодного , транс от радиолы Урал в после выпрямления В. Спасибо за совет для шасси есть лист металла не знаю как называется но он магнитодиэлектрик как то так магнит к нему не липнет и через него к магниту тоже ни чего нелипнет.

Не являясь фанатичным любителем теплого лампового. Оконечный усилитель собран по двухтактной схеме на двух лампах Г а если взять.

Двухтактный стереофонический ламповый усилитель.

Сергей Никитин

Эта статья — продолжение начатой темы про ламповые усилители, где мы рассматривали изготовление стереофонического SE-усилителя на лампах EL34 (6П3С), или КТ88. В этой заключительной части моего повествования, мы попробуем собрать вместе с Вами двухтактный (РР) стереофонический усилитель на лампах КТ88. Но для начала, как всегда напомню правила техники безопасности:

ВНИМАНИЕ!!!!
Перед изготовлением или даже макетированием лампового усилителя необходимо изучить «Правила электробезопасности», потому что в ламповых усилителях рабочие напряжения в разы превышают напряжения в вашей электрической сети, в схемах имеются накопительные конденсаторы, которые длительно могут сохранять в себе мощный заряд способный убить человека.
Как и в предыдущей статье, здесь будут описаны личные ощущения в восприятии звука, некоторые моменты с которыми я столкнулся в процессе работы, ошибки и прочее.

А теперь всё по порядку, о том, как это у меня начиналось. Расскажу немного предысторию своего творчества, постараюсь по короче, чтобы Вам не очень надоесть. Обычно люди начинают конструировать что по легче, проще, но у меня это почему-то не катит. И я начал сразу делать не простенький однотактный, а сразу двухтактный, и как всегда из того что есть в наличии или можно найти почти бесплатно. Нашёл подходящее железо, на мой взгляд, какой то трансформатор от блока питания, но не китайский это точно, мощностью около 30-20 Вт. Начал прикидывать, на что он может сгодиться — и получилось что анодная обмотка только под провод 0,1мм. Вот когда я его намотал, то решил для себя — таким проводом больше не мотаю, пусть лучше трансформатор будет больше чем надо (запас, как говорится не тянет), но тонким проводом мотать — это очень трудно, а тут ещё звуковой «пирог». Это был мой первый макет, который понравился и с которого всё и началось. Колонки на которых и слушал своё творение, были 25АС-126, которые пришлось переделывать, потому что очень громкая середина резала уши. Примерно такой же эффект наблюдается и у S-90. Про переделку 25АС-126 на этом сайте я уже писал.

Следующий усилитель уже делался полной и законченной конструкцией, и сразу на 6Р3С-1, потому что они у меня уже были в наличии от доставшегося ТУ-100, это старый ламповый усилитель, кстати, в нём приличный силовой трансформатор есть и не плохое железо на звуковом. Покопавшись в загашниках нашёл его фото и данные по звуковым трансформаторам. Вот в этом усилителе и были применены выходные трансформаторы с коротким сердечником (35мм) и огромным окном (высота намотки 25мм), на фото ниже за лампой видно, что они не стандартные.

 

На каждый анод было намотано по 1440 витков и выходная обмотка 116 витков. Диаметры проводов уже не помню. Как видно на фото здесь и регулятор баланса, и регулятор тембра. Но в последствии, оказалось что кроме регулятора громкости ничего не нужно, отказ от лишних прибамбасов ещё и лишний каскад сэкономило. Анодное напряжение было 350В, фазоинвертор на 6Н2П. Этого одного каскада было достаточно для раскачки 6Р3С-1, чувствительность правда была около 1В. Не удобно измерять ток анодов у 6Р3С-1, катод у них общий, и приходилось изгаляться, измеряя падение напряжения на трансформаторе при известном сопротивлении его обмоток. Измерял очень аккуратно, потому что высокое напряжение и длинные концы измерительных проводов — всячески пытаются загнать каскад в самовозбуждение. Внешний вид этого усилителя конечно не очень, я и не старался, так как нужно было быстрее его «сварганить», вот «оно» и получилось таким.

Следующий усилитель уже был на 6П1П, и тоже из того что нашлось в закромах. Пробовал там 6П14П, не понравился мне у них звук, очень такой сильно ретро, и лампа 6П14П с внешним смещением, быстро уходит в саморазогрев.

Вот он на фото, с 6П1П. Очень не плохо звучал, и звучит сейчас в Москве, но его мощности для меня не хватало и я снова вернулся к 6Р3С.

И получилось это. Монстр.

Но его внешний вид мне очень быстро разонравился, и я «зарядил» собрать усилок ещё мощнее, пытаясь выжать из ламп 6Р3С под 100Вт.

И у меня получилось вот это.

Но в этой конструкции меня ждало разочарование — параллельно соединённые аноды ламп, сделали звук ужасным. В наличии у меня уже были ГУ-50 в количестве, позволяющем их немножко портить, да и панели под них такие же как у 6Р3С. Решил попробовать собрать усилитель на них.

И получилось вот это.

 

Звук конечно не такой бархатный получился как в самом первом случае с 6Р3С-1 (одна лампа на канал), но довольно зачётно. Напрягало только 540 Вольт анодного, не приятно там под таким напряжением измерения производить. Эта конструкция проработала у меня с 2010 года по 2020 год.

Параллельно с этим усилителем, был сделан ещё вот такой вариант на 6Р3С, для себя и удовольствия, потому что, ну очень они (6Р3С) мне понравились по звучанию.

Но не долго я им наслаждался. Как то в гости ко мне друг привёз своего друга, и он ему понравился ещё больше меня и усилитель уехал уже с ним…

Затем были эксперименты с 6П3С и кенотронами. Очень удачная конструкция, жаль что пришлось там четыре диода поставить в выпрямитель смещения выходных ламп, а так всё было бы на лампах.

Там даже электролиты стоят и работают старые из советских телевизоров и резисторы в основном ВС.

Как я уже говорил, что каждая конструкция — это эксперимент. Появились у меня лампы 6С41С (мощные триоды), да ещё большие стрелочные индикаторы долго лежат без дела, ну и ко всему прочему я в триодном режиме ещё не слышал лампы (не собирал) и опять появилась новая конструкция.

По звуку она мне очень понравилась, в драйвере стояла 6Н6П, пробовал поставить 6Н23П ( у них цоколёвка одинаковая и за пределы характеристики не заходят), оказалось, что с 6Н23П звук гораздо мягче.

Вот на этой-то конструкции, я напоролся на эти жёлтые конденсаторы (при них говорилось в предыдущей статье), которые и испортили звук. Теперь я знаю, что это плохо. Конденсаторы потом были заменены.

 

Но скажу — 6С41С это «тяжёлая» лампа, с большим током накала, с большим запирающим напряжением около 140 Вольт, очень долго греется и пока греется и даже работает — всё время сама потрескивает (главное что не в колонках). Остывает опять потрескивает. Панельки под неё нужны очень хорошие, керамические. Для того что бы не греть катодный резистор (а там около 140 вольт и при токе 0,07А) и не делать очень большое анодное напряжение питания (на минус эти 140 Вольт, которые теряются на катодном резисторе) сделал усилитель с внешним смещением. Но тогда лампа стала не стабильна, уходит в саморазогрев. Пришлось комбинировать. Около 30 Вольт автосмещения, остальное принудительно. Тогда стала работать отлично, правда уже не у меня. Индикаторы стрелочные использовались для контроля выходной мощности, и самое главное могли использоваться для контроля тока анода (катода) выходных ламп. На этом усилителе выжималось около 30Вт.

Наверно я Вас уже утомил, извините, теперь возвращаемся к описываемой конструкции, которую и будем собирать. Первоначально я во всех своих конструкциях двухтактных усилителей использовал вот эту классическую схему фазоинвертора.

Очень достойная схема, как не странно до 54 кГц с ней усилители прокачивали. На 6Н2П получался бОльший коэффициент усиления и мягче звук. 6Н1П звучали как бы детальнее, она на 6Н8С похожа по звучанию.

Как видно на фото 2020 года, внешний вид нашего усилителя немножко изменился. Верхняя панель в процессе творчества, была испилена и изрезана под разные лампы и панели, поэтому пришлось делать сверху вот такие декоративные накладки, чтобы закрыть те отверстия, которые там образовались.

Теперь по схеме и деталям. Входной каскад сделан на 6Н9С, она немножко мягче звучит чем 6Н8С, но если хотите детальности, то лучше 6Н8С. Их для пробы можно менять без изменения схемы, но для правильной их работы — нужно менять режим работы лампы.

У 6Н9С большое выходное сопротивление, поэтому раскачать выходной каскад ею без завала АЧХ трудно, но пробовать можно.

ВНИМАНИЕ: Никогда не вытаскивайте лампы во включенном усилителе, даже входных каскадов. Можно вставлять холодную лампу. Иначе пробой и вывод из строя выходной лампы вам обеспечен.

Фазоинвертор сделан на 6Н8С уже по другой схеме, для «пробивания» бОльшей входной ёмкости выходных каскадов, и вроде он симметричнее работает. По звуку мягкости не добавило, но вроде ничего не испортило. До этого стояли там 6С5С (1960 года выпуска, новые), как на фото, но одна сгорела, в магазин снова идти не захотелось, а 6Н8С есть ещё в запасах, по этому немножко изменив на ламповой панельке распайку поставил туда 6Н8С. Правда один триод остался не у дел, а параллелить не стал, имею не очень хорошие впечатления от этого.

 

Выходной каскад сделан на КТ88, дорогие стали они сейчас около 70 уёв за штуку, по этому с ними осторожнее.

Пробовал их в триодном режиме не понравились (усилитель был заряжен на триод и пентод, там даже переключатель остался), в рекомендуемом в справочниках пентодном включении (это когда вторая сетка соединяется с питанием анодных цепей) мне не понравились тоже, резкий звук. По этому потихоньку уменьшая напряжение на второй сетке при поддержании анодного тока около 80мА, вышел вот на такие параметры резистора R23. Анодный ток измеряется путём измерения падения напряжения на катодных резисторах R32-R33 (в пределах 0,8-0,9В). Главное чтобы в канале токи были как можно одинаковыми, иначе будет небольшая «бяка» со звуком и главный минус — фон в колонках. Я заказывал подобранную четвёрку КТ88, по этому после их приработки, они уже никуда не «уплывают».

В этой схеме сделана задержка подачи высокого напряжения, на реле Р1-Р2, они на 24В от бесперебойника UPS-1200 . Для более плавного пуска стоят терморезисторы NTC R26-R27 на 16 Ом, можно их вообще не ставить, а можно и 25 Ом. При включении в сеть, конденсаторы блока питания начинают плавно заряжаться через резисторы R24 и R25, так же заряжается через резистор R36 конденсатор С33. По достижении напряжения пробоя неоновой лампочки HL1, лампа пробивается, конденсатор С33 разряжается через управляющий электрод тиристора, он открывается, включает реле Р1-Р2, которые своими контактами шунтируют резисторы R24 и R25, и разряжают времязадающий конденсатор С33 для подготовки его к последующему включению. У меня получилось время задержки около минуты. Почему неоновая лампочка, а не динистор? Она не даёт тока утечки, по этому конденсатор С33 можно ставить небольшой ёмкости (только не электролит!!!) при большом сопротивлении время задающего резистора R36, да и у меня много этих неонок, поэтому нашёл им применение. Даже неонки от стартера на 127В ламп дневного света в «полевых» условиях ставил, до сих пор работает, но в другой конструкции.

В выпрямительных мостах нужно использовать быстрые диоды (они меньше помех дают) на соответствующее напряжение. Можно ставить КД226, применялись в телевизорах 3УСЦТ и им подобных, можно и импортные Шотки, но имейте в виду, что Шотки очень боятся малейшего перенапряжения, поэтому их нужно брать с запасом по обратному напряжению (не менее двух напряжений питания). Здесь на схеме я не нарисовал, но желательно в мосту каждый диод шунтировать конденсатором около 0,022-0,01мкФ 400В. Это всё для подавления помех. Резисторы R46 и R35 нужны для снижения пусковых токов. Благодаря всем этим «наворотам», предохранители у меня ещё ни разу не сгорали (они установлены на платах в подвале шасси), поэтому про удобство их замены думать не надо.

В качестве дросселей используется один стандартный Д25 (тоже нашёлся в закромах), другой не известный, намотан проводом 0,4мм, индуктивность около 1 Генри, с какой то аппаратуры. Можно намотать самим, на подходящем железе, и не забывать про электрическую изоляцию, тут уже 460 Вольт!!

Межкаскадные конденсаторы нужно ставить как я уже писал ранее из вот этих.

Кстати, для эксперимента в питании второй сетки выходной лампы, зашунтировал электролиты жёлтыми конденсаторами. Не понравилось. Заменил старыми КБГ. Стало лучше. Здесь на фото вид его «потрохов». Между входным каскадом и фазоинвертором стоят конденсаторы 0,1 мкФ 200В, это те очень старые советские, и думаю что они ещё 100 лет проработают. Не бойтесь старых деталей, они надёжнее современных. Единственно с электролитами можно не угадать, хотя тоже работают.

Теперь снова про самое главное и муторное, это выходные трансформаторы.

 

Были у меня сначала здесь трансформаторы меньшей мощности, но потом решил перемотать из того что было. А была пара ТСШ-170, это от ламповых телевизоров, не ахти что, железо толстовато, на пределе. Для расчёта выходных, данные брал из других источников, не сам считал, но немножко витков добавил в первичке. Получилось в реале, а потом и пересчитал по своей методике, оказалось что совсем мало добавил, ниже 30 Гц заметно искажается сигнал, на слух не режет, но факт остаётся фактом. И так это уже сделано, половинка (для одного анода) 800 витков плюс второй анод 800 витков, вторичка 64 витка, 800+800=1600 и делим на 64 витка получаем 25, коэф. трансформации, возводим в квадрат, получаем 625. Так как изначально делался этот трансформатор под 5000 Ом выходного сопротивления, то 5000/625=8 Ом, это то сопротивление нагрузки которое нужно. Но…. здесь теперь стоят лампы КТ88 у которых выходное сопротивление 3500 Ом, следовательно для такого расклада и 4-6 Ом нагрузки будет не критично.

Повторю ещё раз, мне эти трансформаторы не нравятся, по этому в проекте на будущее их заменить. Пока думаю из ОСМ-0,25, но может что ещё попадётся подходящее. По мне анодная обмотка должна быть около 1200 витков каждая (1200+1200) на ТСШ-170, а вторичку нужно считать под конкретное сопротивление динамиков. ТСШ-170 сам большой, а окно маловато, по этому нужно прикидывать всё точнее, что бы все обмотки влезли без проблем.

Первичная (анодная) обмотка моталась проводом 0,25мм, а выходная 0,51мм.

Намотка шла в следующей последовательности: — выходная обмотка — половина первого анода — выходная обмотка — половина второго анода — выходная обмотка — половина второго анода — выходная обмотка — половина первого анода — выходная обмотка.

Почему так? Это сделано для выравнивания активного сопротивления обмоток двух анодов. Первая обмотка имеет самое маленькое сопротивление, а последняя самое большое при одинаковом количестве витков (диаметр обмотки больше). При таком раскладе они получаются почти идеальными.

Теперь пропитываем, сушим, проливаем. Всё как было в однотактном усилителе. Проверяем АЧХ трансформаторов, вот здесь Вы измерите уже реальную АЧХ трансформаторов, потому как здесь нет подмагничивания сердечника, если конечно оба анода с одинаковым током работают.

Теперь силовой.

Силовой изначально был от ТУ-100, перематывались только накальные обмотки, но у него бумажные щёчки, и от старости после второго пробоя между лепестками на этих щёчках — было принято решение его заменить. Да, трансформатор мощный. Долго искать не пришлось, так как отходы ещё есть, и тут пригодились старые неисправные беспербойники UPS-1200. Был намотан первый трансформатор, первоначально проверен ток Х.Х. при напряжении 220В, 180мА, вроде многовато, но намотал силовой, поставил…. и ужас, при включении магнитные экраны (между силовым и звуковыми) так хлопали об него (примагничивались), да ещё фон в колонках…. Короче пришлось его выкидывать, потому что он уже был залит и пропитан, а я заливаю так, что повторно уже не разобрать.

Взял с другого UPS-1200, фирма другая, там ток Х.Х. при 220 Вольт составил 38мА, мотал его вот так:

Сначала подаём на него 220вольт и измеряем выходное напряжение на его выходной (низковольтной) обмотке. Потом разбираем, сматываем и считаем витки, (до сетевой обмотки сматываем), делим их число на измеренное напряжение на этой обмотке, у меня получилось ровно 2 витка на вольт.

Ток суммарный всех анодов на который я рассчитываю этот усилитель 0,5А, по этому провод тоже получился 0,51мм и его у меня предостаточно. Потому как анодное напряжение большое (460 Вольт, а электролиты максимум 450 Вольт есть в природе), то его будем получать из двух соединённых последовательно источников, следовательно нам нужно и две обмотки. Считаем 460/1,4=326Вольт/2 обмотки=163вольт, но это без нагрузки, добавляем для круглости 17 вольт и получаем 180 Вольт переменки должна выдавать каждая анодная обмотка.

Для смещения самих ламп нам нужно около 40 Вольт, но на всякий случай и на падение на фильтрующих резисторах и запаса пусть там будет около 100Вольт, следовательно 100/1,41= около 70 вольт переменки. Ток там будет не большой несколько миллиампер, по этому это соотношение будет близким к истине. Теперь провод, каким мотать, у меня был 0,35 мм, предостаточно и не тонкий и не толстый. На нём остановлюсь.

Для питания реле нужно 24-28 вольт, по этому тут без расчётов я уже знаю что 20 Вольт переменки хватит отлично. Какой диаметр провода? Реле берут до 200мА, плюс светодиод, плюс ещё что то может быть, после прикидок места хватает, и 0,51мм думаю тоже достаточно.

Теперь конкретно по виткам.

W1-W2 − сетевые готовые.

W3-W4 − по 360 витков провода ПЭВ 0,51, у них сделаны отводы на 300-м витке, для универсальности трансформатора. На схеме я это не показал.

W5 − 140 витков провода 0,35 мм.

W6 − 40 витков провода 0,51 мм.

W7-W8 − по 13 витков провода 1,7мм., который кстати, был смотан с этого же трансформатора. Эти обмотки были намотаны с отводом от 11 витка, это 5В для накала двух кенотронов, и тоже для универсальности трансформатора, и ещё влезли две обмотки по 13 витков проводом 1,7 мм, это 6,3В чисто для накала. Я стараюсь делать трансформатор более универсальным, потому что начинаешь делать один усилитель, а пока делаешь его, то в процессе работы вдруг потребуется изменить напряжение, или ещё что то, а с универсальным трансформатором всё это можно попробовать.

Не забываем хорошо изолировать между обмотками, особенно там где обмотка под кенотрон и его накал. Между другими обмотками достаточно два-три слоя изоляции, Внутри одной обмотки ряды изолируем одним слоем изоляции, этого достаточно.

Пропитываем, сушим, проливаем. Не забываем, что после первой пропитки пластины нужно будет подтянуть, так как наш лак растворит старый и они уложатся плотнее, может даже влезут оставшиеся «лишние» пластины.

Корпус здесь был сделан из фанеры, но видимо нужна качественная фанера, у меня она за это время немножко лопнула.

Как видно на всех фото размещение трансформаторов одинаковое и вид усилителей тоже практически одинаковый. Это получается из-за того, что я не нашёл другого более компактного размещения трансформаторов, чтобы силовые трансформаторы давали минимум помех на выходные звуковые. Перед установкой трансформаторов нужно найти оптимальное положение при котором минимум помех в динамиках. Об этом я уже рассказывал в предыдущей статье про однотактные усилители.

Для удобства контроля анодных токов у меня стоят маленькие гнёзда от старой советской аппаратуры на верхней панели сзади, напротив каждой выходной лампы. Там же стоят резисторы для регулировки тока анода и симметрии токов. Мне так удобнее, выставил ток каждой лампы, а потом подключаешь мультиметр, (а он у меня вот такой, с 1978 года служит мне верой и правдой), между катодами и выставляешь симметрией «Ноль».

Первое включение усилителя нужно производить через ЛАТР. Вообще самое первое включение я делаю без анодного питания, проверяю накалы, напряжение запирания ламп, и другие вспомогательные питания. Затем выставляю максимальное запирающее напряжение на сетках ламп (движок резистора R21 в самый верх по схеме), а движок резистора R18 «симметрия» в среднее положение, и после этого только включаю уже с анодным напряжением. При первом включении с ЛАТРом!!!! необходимо перемкнуть анод-катод тиристора в цепи задержки высокого напряжения, либо соответствующие контакты реле К1.1-К1.2, плавно увеличивая напряжение питания измерить анодные питания и ток анода, дабы он случайно не «убежал» за пределы по каким то причинам. Смотрим что б ничего не дымилось и не взрывалось. После вывода на номинальное напряжение питания начинаем уменьшать запирающее напряжение и смотрим за током анода обоих ламп, можно по очереди, но обязательно за обоими. Когда один из токов выходит на номинальный режим, резистором «симметрия» подгоняем второй к первому. И так пока не установим примерно одинаковые режимы. Затем тоже делаем со следующим каналом. И опять возвращаемся к тому с которого начинали. Эту операцию нужно будет повторять несколько раз, потому что с появлением нагрузки на анодное питание, оно будет проседать и уже выставленные анодные токи будут уменьшаться. К этому ещё добавляется приработка ламп, особенно первый час работы. Окончательную «чистовую» регулировку нужно проводить не ранее чем через 1-1,5 часа работы. Но потом необходимо будет периодически контролировать токи анода, это первые несколько дней работы, затем это нужно будет делать не чаще раза в месяц или реже.

Что хочется сказать в заключении, это ещё не окончательная конструкция. Есть желание её переделать, попробовать другие варианты и детали. Но ещё очень важное значение имеет какая у вас акустика. Я начал с 25АС-126, она дорабатывалась не однократно, оконечный вариант описан здесь. Получился волшебнейший звук, это просто фантастика, я мог по пол дня сидеть и слушать этот звук, очень трудно передать эмоции. Очень нравилось слушать «Релакс ФМ» через спутниковый ресивер (он кстати там на фотках попадается), выбрал один из двадцати наверное марок по звуку, была такая возможность выбирать. Но переехав в другую квартиру, в предыдущей была комната квадратная 4,2х4,2, этого бархатнейшего звука уже не стало. Но самое интересное, что в новой квартире он работал ещё со строительной отделкой (пока шёл ремонт) и звучал вроде ничего, но… после шпатлевания стен всё резко изменилось в очень худшую сторону. Немножко стало лучше после оклеивания стен обоями и заполнением комнаты мебелью, но это совсем не то что было в старой квартире. И даже новые колонки 80-ти литровые полноценные напольники, сделанные почти по Фен-Шую не вернули тот звук. Комната по площади почти такая же, только прямоугольная. Вот так бывает со звуком. Очень хочется услышать именно тот звук, где были моменты когда от инфранизких частот пробирал животный страх, и кайф от звучания.

Желаю удачи.

Схемы на лампе Г807

В статье рассмотрены несколько вариантов построения высокоэффективных ламповых УМЗЧ на типовых трансформаторах и распространённом мощном генераторном тетроде Г Это сравнительно неплохая электронная лампа, позволяющая безо всяких затруднений построить мощный линейный усилитель экстремально высокого класса. Нужно заметить при этом, что затруднения в конструировании сравнительно высоковольтного усилителя вполне возможны, но они преодолимые и совершенно классические. Общий мотив публикации следующий. В погоне за мощными зарубежными лампами EL некоторые телезрители склонны терять разум и человеческий облик. Поверьте пожилому человеку. В совдеповском арсенале есть вполне сравнимые экземпляры — например Г

Please turn JavaScript on and reload the page.

В качестве драйвера использована лампа 6Н2П в параллельном включении, снижающем выходное сопротивление каскада, применение к-рой обусловлено высоким коэффициентом усиления. Имеются 2е ООС, общая, с вторичной обмотки выходного трансформатора в катод 1го каскада, линеаризующаяя общую АЧХ усилителя и уменьшающая его выходное сопротивление и местная, анод-сетка выходной лампы для уменьшения резонансов выходного трансформатора обусловленных высоким сопротивлением выходной лампы при её штатном велючении. Первичная обмотка — три секции по витков, соединённых последовательно, провод 0, Вторичная из 4х секций, две средних по витков в два слоя провод 0,9 , соединены параллельно. Нижняя и верхняя обмотки по витков того же провода, соединены последовательно и подключены параллельно средним для нагрузки 8 Ом, или соединены параллельно и подключены последовательно средним для нагрузки 16 Ом.

Мы уже давно привыкли к тому, что нас повсюду окружает микроэлектроника, транзисторная техника.

Как собрать простой ламповый усилитель

2011-06-05 в 12:20


Предлагаю вашему вниманию, простой ламповый усилитель из доступных деталей, который сможет собрать даже не сильно опытный радиолюбитель. Усилитель построен на лампах 6Н6П в драйвере и 2 х 6П14П в параллель в выходном каскаде.


На схеме показан один канал УНЧ, активный фильтр и схема питания +255 В общая для обеих каналов. УНЧ собран на низкопрофильном металлическом шасси, имеет двухблочную реализацию. Силовой трансформатор вынесен в отдельный корпус для уменьшения наводок, так как сами лампы и выходные трансформаторы чувствительны к магнитным полям.

 

 

В драйвере после прослушивания разных ламп я остановился на двойном триоде VL1 6Н6П, но можно применить 6Н1П, 6Н2П, 6Н3П … 6Н23П, так как схема каскадная с автоматическим смещением то без подбора номиналов резисторов R7 и R8 каскад будет абсолютно рабочий с любыми лампами, имеющими такое же расположение выводов. Потом при желании можно будет подобрать сопротивление этих резисторов для установки рекомендуемого режима работы для определенного типа ламп. При недостаточном коэффициенте усиления драйвера можно взять лампу с большим Ку или зашунтировать R8 электролитическим конденсатором 470.0 – 1000.0 / 6,3-16В плюс пленочными конденсатором 1.0 / 63 В, только нужно обратить особое внимание на качество этих конденсаторов. Выходной каскад одноактный, работает в классе А с автоматическим смещением, выполнен на паре пентодов 6П14П на канал в триодном включении. Эти лампы хоть и дешевые, но звучат довольно красиво. Выходные трансформаторы используются готовые ТВЗ-1-9, для увеличения выходной мощности и улучшения АЧХ два трансформатора объединены в один, таким образом, как показано на фото, между сердечниками сделать прокладку из бумаги 0,1 мм. Выходные обмотки включены последовательно, а входные как бы параллельно каждая нагружена на отдельную лампу, схема включения указана на схеме именно для такой модификации.

 

 

Режим работы выходного каскада задается сопротивлением резисторов R14 для VL2 и R18 для VL3, для напряжения питания 250В ток покоя каждой лампы должен быть в приделах 40 — 45 мА. При недостаточном коэффициенте усиления R14 и R18 можно зашунтировать электролитами 470.0- 1000.0 / 25 В плюс пленочными конденсаторами 1.0 / 63 В , к качеству которых тоже нужно уделить особое внимание. Для уменьшения габаритов и улучшения качества питания, в аппарате применены активные фильтры анодного напряжения, построенные на полевых транзисторах IRF840, эти узлы можно заменить обычными дросселями. Емкость конденсаторов С1, С3 и С5 желательно брать побольше на сколько не жалко денег, я поставил 100.0/400В только потому что у меня были ограничения по диаметру этих конденсаторов. Но и такой емкости достаточно, что бы совсем не было слышно фона 100Гц от пульсации питания. В качестве силового трансформатора можно использовать легкодоступные ТС-160 или ТС-180, высоковольтные вторичные обмотки включаются последовательно что бы получить порядка 180 В переменного тока, накальные обмотки включаются параллельно, провод от БП к УНЧ желательно делать не сильно длинным, накал подавать толстым проводом. В заключение хочу сказать что аппарат получился довольно хорошо звучащим, с довольно большим запасом по мощности как для однотактника в таком размере, максимальная выходная мощность до 5Вт на канал, с высокочувствительными АС вполне достаточно мощности 2х5 В для того что бы соседи вечером начали стучать в стены. Сам звук очень приятный, чистый, детальный, довольно неплохой бас, а середина так вообще улет.


Зы. Перед тем как собирать подобный агрегат, хорошо подумайте, сможете ли вы работать с опасным для здоровья напряжением в 250В. Всем удачных экспериментов ;)

Не пропустите обновления! Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и страницу в Twitter! Так же у нас есть Telegram канал.

Вам понравился наш материал? Поделитесь с друзьями! Оценка статьи: 5.0 из 5. Уже оценило 5 читателей Автор: Администратор

Вам может быть это интересно

Ламповый усилитель ТУ-50М (6Н9С, Г-807)

Такое решение по сравнению с часто применяемыми двумя раздельными каскадами усиления обеспечивает автоматическую компенсацию неточности фазорасщепления каскада с разделенной нагрузкой. Выходной двухтактный каскад работает в режиме класса АВ с начальным анодным током 15 мА и фиксированным сеточным смещением регулируется в пределах Блок питания рис.

Автор: Гость chernig0v , 1 мая, в Ламповые усилители, ламповые схемы и проекты. Зачем брать за основу двухтактный трансформатор, если есть желание сделать однотактный усилитель? Лампу на вход — 6н9С — октальная больше по внешнему виду подходит под Г Из пальчиковых кандидатов — 6С3П — на мой взгляд лучший кандидат.

RU Портал радиолюбителя, начинающему радиолюбителю, Arduino, Raspberry Pi, книги по радиотехнике и электронике, простые схемы, схемы, радиотехнические журналы, видео, программы для радиолюбителя. Ламповые усилители В статье предлагаются два варианта ламповых усилителей мощности звуковой частоты.

Введите электронную почту и получайте письма с новыми самоделками. Не более одного письма в день. Войти Чужой компьютер. В гостях у Самоделкина! Ламповый усилитель почти из хлама. С другой стороны платы силовые элементы.

В нем применены весьма распространенные и недорогие лампы. Тем не менее, этот усилитель обеспечивает качество звучания, с которым могут поспорить только немногие промышленные изделия. Усилитель — двухкаскадный однотактный, с гальванической связью между каскадами. Основной целью при проектировании этого усилителя являлось — снижение искажений всех видов и типов.

Два ламповых усилителя

Разное

Главная Радиолюбителю Разное

В статье предлагаются два варианта ламповых усилителей мощности звуковой частоты. Особенность представленных конструкций — гальваническая связь между каскадами. Авторы предприняли попытку найти оптимальное сочетание простоты, качества и повторяемости УМЗЧ с однотактным выходным каскадом мощностью до 8 Вт на канал.

Зачастую при оценке звуковоспроизводящей системы слушатель сознательно или безотчётно ориентируется на субъективные ощущения, определяющие качество звучания. При этом используются такие характеристики, как естественность, «прозрачность», «мягкость» звучания, «быстрота» (отчётливость) баса, детализация воспроизводимой композиции и пр. Разумеется, что с определённой долей условности эти характеристики можно связать с объективными параметрами этой системы — амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ), коэффициентами гармонических и интермодуляционных искажений, уровнем шума и фона, коэффициентом демпфирования АС и др. Каждый из предлагаемых здесь ламповых УМЗЧ, с нашей точки зрения, можно рассматривать как сочетание приемлемого качества звучания, неплохих технических параметров и сравнительной простоты схемного решения.

Первый усилитель — однотактный, на лампе Г-807 (на рис. 1 схема одного из каналов стереофонического усилителя). Он представляет собой модернизацию усилителя «Profundo» [1]. Здесь применён дополнительно катодный повторитель, собранный на триодной части комбинированной радиолампы VL1 (6Ф1П). Такое включение позволяет согласовать работу входного и выходного каскадов с целью исключить спад АЧХ в области ВЧ и уменьшить нелинейные искажения преимущественно в области НЧ, возникающих в такой схеме при непосредственном соединении анода пентода и управляющей сетки Г-807.

Рис. 1. Схема одного из каналов стереофонического усилителя

Как и в первом варианте «Profundo», все каскады усилителя охвачены цепью следующих друг за другом местных обратных связей. Местная положительная обратная связь (ПОС) необходима не только для исключения оксидного конденсатора из цепи катода VL1.1, но и для улучшения воспроизведения низких частот («быстрый» бас). В её цепи образован делитель напряжения R7R5, к которому подключена экранная сетка тетрода. Конденсатор C1 не обязателен, но может служить для устранения возможных шумов при перемещении движка резистора R1. Выходной каскад собран по ультралинейной схеме, снижающей его нелинейные искажения и выходное сопротивление.

В блоке питания УМЗЧ I использован унифицированный трансформатор ТС-180 (от старых телевизоров). Выпрямитель выполнен на полупроводниковых диодах VD1, VD2 по симметричной схеме удвоения напряжения. Малая глубина общей обратной связи не обеспечивает существенного подавления фона от пульсаций анодного напряжения, поэтому в блоке питания применены П-образные фильтры с дросселями.

Налаживание УМЗЧ проводят либо по методике, описанной в статье [1], либо (при отсутствии приборов) подстройкой резистором R4 до достижения максимального неискажённого на слух сигнала. Ток покоя анода лампы Г-807, равный 70 мА, можно корректировать подбором резистора r8. Смещение на управляющей сетке выходной лампы относительно катода — около -20 В.

Этот УМЗЧ позволяет применить выходной трансформатор с относительно небольшим магнитопроводом без потерь низших частот. В качестве BA1 может быть использована широкополосная высокочувствительная (90…100 дБ/Вт/м) динамическая головка.

На рис. 2 представлена схема однотактного УМЗЧ II на триодах 6С41С в выходном каскаде (один из двух каналов стереоусилителя). Усиление первого каскада осуществляется тетродом VL1 (6Э5П), с анода которого сигнал поступает на сетку выходной лампы VL2 (6С41С). Сигнал с середины вторичной обмотки выходного трансформатора T1 через конденсатор С2 поступает на экранную сетку VL1, образуя петлю ПОС. Она дополнительно увеличивает усиление НЧ сигнала с помощью контура LC2 (где L — индуктивность половины вторичной обмотки трансформатора Т1), т. е. выполняет корректирующую функцию в области низших частот звукового диапазона. При этом резонансная частота контура может быть оценена как fpeз = 1/(2π√LC2). ООС образована резистором R6 на экранную сетку VL1. ООС уменьшает нелинейные искажения и предотвращает самовозбуждение усилителя на низких частотах.

Рис. 2. Схема однотактного УМЗЧ II на триодах 6С41С

В блоке питания этого усилителя для выходного каскада применён выпрямитель на полупроводниковых диодах (по мостовой схеме), а для первого каскада (на тетроде VL1) используется однопо-лупериодный выпрямитель на диодах VD5, VD6 с конденсаторами С3, С5. В качестве сетевого трансформатора в блоке питания для обоих УМЗЧ можно применить с достаточным запасом по мощности трансформатор ТС-180 (или его модификации, например, ТС-180-2), соответствующим образом соединив вторичные обмотки для получения необходимого переменного напряжения (63+63+42 В).

Налаживание усилителя производят установкой для VL2 тока покоя I0 = 120 мА подбором резистора R3. При этом напряжение смещения на сетке выходной лампы относительно катода должно быть около -75 В.

Магнитопроводы сетевого и выходных трансформаторов следует размещать в корпусе взаимно перпендикуярно для минимизации магнитной связи через поле рассеяния.

Параметры всех УМЗЧ приведены в табл. 1. Они измерены с помощью осциллографа С-107, милливольтметра В3-38, генератора Г3-118 и режекторного фильтра, входящего в его комплект.

Таблица 1. Параметры УМЗЧ

УМЗЧ Макс. мощность, Pмакс, Вт Коэфф. гармоник* Кг, %

(f = 1 кГц, Р = 1 Вт)

Полоса частот, Гц Чувстви­тельность, В Уровень шума, дБ
I 8 0,5 20…20000 0,3 -71
II 8,3 0,55 20…20000 0,775 -73

* Кг всех УМЗЧ на их номинальной выходной мощности (f = 1 кГц) не превышает 1,6 %.

На рис. 3 приведены АЧХ двух предлагаемых усилителей. Для УМЗЧ I АЧХ измерена при его номинальной мощности Рном = 5 Вт (здесь и далее — на частоте f = 1 кГц), для УМЗЧ II — при мощности Рном= 6 Вт.

Рис. 3. АЧХ двух усилителей

В табл. 2 приведены параметры выходных трансформаторов для ламп, используемых в УМЗЧ I и II.

Таблица 2. Параметры выходных трансформаторов для ламп, используемых в УМЗЧ I и II

УМЗЧ Трансформатор Первичная обмотка (I) Вторичная обмотка (II) Примечание
I

Лампа

Г-807

ОСМ-0,063 3000 вит. -три секции по 1000 вит. провода ПЭВ-2 0,21 мм, соединённых последовательно (два отвода) Для сопротивления нагрузки RH = 8 Ом: 150 вит. провода ПЭВ-2 0,55 мм, в два слоя по 75 вит., соединены параллельно Порядок намотки обмоток: (|)-(||)-(|)-(||)-(|). Изоляция между витками 0,05 мм (калька), между слоями 0,1 мм (фторопласт).

Зазор 0,1 мм (бумага для принтера, один слой)

II

Лампа

6С41С

ТСШ-170 1680 вит. ПЭВ-2 0,43 мм, три секции в 4+8+4 слоев по 105 вит. в слое; два отвода Для сопротивления нагрузки RH = 8 Ом:

138 вит. провода ПЭВ-2 0,93 мм. Две секции по три слоя, в каждом слое 46 вит., отвод от середины обмотки

Порядок намотки обмоток: (|)-(||)-(|)-(||)-(|).

Зазор между пластинами 0,2 мм (бумага для принтера, два слоя)

Для продления срока службы радиоламп желательно установить выключатель (тумблер), через который подают напряжение на аноды ламп примерно через 20 с после включения их накала.

Дроссели L1 и L2 на рис. 1 и рис. 2 могут быть заменены унифицированными Д31-5-0,14. Если их нет в наличии, можно использовать дроссели Др-1,2 — 0,16 и им подобные, однако при этом в УМЗЧ II следует увеличить ёмкость конденсаторов С4, С6 и С7 до 300 мкФ.

В обеих конструкциях УМЗЧ применены переменные резисторы R1 с кривой регулирования типа B. Остальные резисторы — МЛТ или импортные. Мощный резистор R8 (2,4 кОм) на схеме рис. 1 — например, ПЭВ-10 или импортный большей мощности. Допуск разброса номиналов резисторов — ±10%. Подстро-ечный резистор — СП-2-2-0,5, сП-3-9 и т. п., желательно со стопором оси.

Оксидные конденсаторы — например, К50-12, К50-17, К50-31 и аналогичные (или импортные). Конденсатор на входе УМЗЧ можно выбрать из плёночных (например, серии К73-9) или бумажных (серии К40У-9), хотя его влияние на звук менее ощутимо, чем межкаскадного (в обоих усилителях связь между каскадами непосредственная, без конденсаторов).

При сборке и отладке усилителей следует соблюдать предельную внимательность и осторожность (высокое напряжение). Вопросы устранения фона переменного тока хорошо изложены в [2, гл. 3] и [3].

Для оформления усилителя можно воспользоваться рекомендациями, изложенными, например, в [2, гл. 4]. Добавим, что шасси УМЗЧ можно изготовить из алюминия или стали толщиной соответственно 1,5 и 0,5…0,8 мм. Входные разъёмы RCA («тюльпаны»), выходные клеммы — с резьбой. Под-строечный резистор в цепи катода желательно расположить как можно ближе к входной лампе. Его корпус соединяют с общим проводом или экранируют. Провода накальных цепей скручивают между собой.

Психоакустические характеристики каждого из описываемых УМЗЧ имеют свои особенности. На наш взгляд, первому УМЗЧ свойственны детальность и прозрачность звуковой палитры, второму — сочетание мягкости басового регистра с чёткостью высокочастотных компонентов звучания. Общая характерная черта обеих конструкций — «теплота» звучания, как принято говорить о звуке с ламповыми усилителями.

Литература

1. Ахматов С., Санников Д. «Profundo» — ламповый усилитель звуковой частоты. — Радио, 2012, № 5, с. 16, 17.

2. Адаменко М. В. Секреты ламповых усилителей низкой частоты. — М.: NT Press. 2007.

3. Симулкин С. Секреты ламповой High-End технологии. — Радиохобби, 1999, №4, с.49-52.

Авторы: С. Ахматов, Д. Санников, г. Ульяновск

Дата публикации: 11.05.2016

Мнения читателей

Нет комментариев. Ваш комментарий будет первый.
Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *