Шедевры мирового колонкостроения: Technics SB-1000 — эталон АС от Мацуситы

Существуют устройства, которые остаются в памяти нескольких поколений, а порой даже прочно входят в историю и становятся символами своей эпохи. Именно такие устройства я описывал в своих циклах “Легендарные усилители” и “Советский HI-FI и его создатели”. Сегодня речь пойдет об АС, а этот пост станет пилотным в новом цикле «Легенды мирового колонкостроения”. Серия публикаций будет полностью посвящена акустике, которая, по моему субъективному мнению и объективным данным достойна называться легендарной.

 

В этом посте рассказ об акустической системе, которую сравнивали с такими бестселлерами как JBL L200 Studiomaster, Yamaha NS-1000, Coral DX-Eleven, Sony SS-G7. Тема материала — легендарная мелкосерийная Technics SB-1000, которая по сей день поражает любителей аудио. Интересно, что эта акустика признается одной из лучших в мире как представителями субъективно-аудиофильского, так и инженерного, научно-психоакустического подхода, что само по себе — большая редкость. Более того, система является предметом своеобразного культа и вожделенной мечтой многих коллекционеров аудиотехники. Найти негативный отзыв об этой системе, равно как и её саму — достаточно сложно.

Предпосылки к появлению легенды

К концу 60-х годов требования к среднестатистическому аудиопродукту заметно выросли — это в полной мере касалось акустических систем. Потребитель стал привередлив как Европе и США, так и в самой Японии. Людям хотелось большей мощности с меньшим количеством искажений и это было наиболее логичным путём развития аудиотехники.
Покупка HI-FI и стремление получить звук с высокой верностью становилось модной тенденцией. Даже несмотря на то, что в тот момент не существовало соответствующего стандарта, само понятие о High fidelity ушло в массы и стало будоражить не только ограниченные группы аудиофилов, но и прочие социальные группы.

В Японской корпорации хорошо чувствовали актуальный тренд и стремились создать нечто концептуально новое и поражающее воображение как качеством звука, так и дизайном. В компании великого Коносукэ Мацусита хотели удержать лидерство в достаточно жесткой конкурентной среде, что требовало соответствующих мер.

 

Так у инженеров Matsushita Electric появилась идея создать модель, превосходящую аналоги по верности воспроизведения, функциональности, а также обладающую компактными габаритными размерами. В идеале продукт должен был значительно опередить своё время и дать толчок к разработке принципиально новых акустических систем.

Важным требованием к продукту была способность вписаться в сложный интерьер, что серьёзно ограничивало возможности разработчиков. Также высокие планки по количеству искажений и частотному диапазону серьезно замедляли разработку. Так первый прототип устройства, начатого в 1969-м году, появился лишь к 1972-му. Для реализации проекта понадобилась серия психоакустических исследований, результаты которых были неоднократно использованы компанией впоследствии.

Триумф мелкосерийного чемпиона

К началу 1973-го удалось полностью подготовить трехполосную АС к серии и запустить производство. К 1974-му году система попала на выставки и несколько позже на полки Японских, Европейских и Американских магазинов. Цена на устройство была сравнительно высокой — 220,000 Йен, что сегодня составило бы с учетом инфляции около $9000. Критики из тогда ещё честной и почти неподкупной аудиопрессы отозвались о продукте очень лестно.

Большинство из тех, кто делился впечатлениями от новых колонок, отмечали акцентированное воспроизведение басов, предельный для того времени частотный диапазон, выходивший за пределы порога человеческого восприятия, и чистый звук, лишенный заметных искажений даже на сложном симфоническом музыкальном сигнале.

 

В связи с высокой стоимостью в компании великого и ужасного (зачеркнуть) Коносуке Мацусита решили не запускать аппарат в полномасштабную серию. Вместо этого прагматики из Technics ограничились мелкосерийным выпуском для узкого круга понимающих в звуке меломанов.

Конструкция, определяющая основной тренд поколения

Для 1974 года SB-1000 была продуктом, воплотившим в одном устройстве годы разработок и инноваций. Для системы были созданы новые уникальные для того времени динамические ГГ. Кроме того, были впервые опробованы принципиально новые подходы к разработке корпуса и конструкции, существенно снижены вибрации.
Звукоинженерам удалось значительно улучшить показатели соотношения сигнал-шум в диапазоне НЧ. В качестве основного в НЧ спектре был использован 30 см НЧ динамик конической формы EAS-30L100S. Мембрана этого динамика изготавливалась из трехслойного композита, который имеет высокий модуль Юнга. Мембрана отличается прочностью и низким уровнем частотных искажений.

Усовершенствованный подвес позволяет частично снизить нелинейные искажения. Отверстие хода диффузора, размещенное в магните, обеспечивает не только беспрепятственный ход мембраны, но и оптимальное охлаждение катушки. Для снижения сопротивления хода диффузора в магните имеется большое отверстие, которое также хорошо отводит тепло.

Динамические возможности громкоговорителя обеспечиваются мощной магнитной системой с диаметром магнита 220 мм (размер магнита 220х120х23 мм) при диаметре самого динамика 300 мм. Традиционно такие мощные магниты применяются в концертной аппаратуре. Едва ли можно припомнить иной случай использования таких гигантов в домашнем хайфае.

Звучание в СЧ диапазоне обеспечено 4,5-сантиметровым драйвером EAS-18KM100S с куполом, мембрана которого также изготовлена из трехслойного целлюлозно-карбонового композита. Производитель также сообщал, что для уменьшения потерь в СЧ драйверах были использованы сердечники из листовой электротехнической стали, обладающей внушительной магнитной индукцией. Ход катушки СЧ излучателя удалось увеличить на 7 мм.

. 19 — миллиметровый твитер устройства, EAS-12KH100S был изготовлен из титанового сплава толщиной всего 20 мкм. Этот сплав на 30 % легче алюминия и обладает более впечатляющими переходными характеристиками. Плотность магнитного потока ВЧ-излучателя составляет ок 19000 Гс. Кроме того, ВЧ-динамик оснащен дросселем из кремнийсодержащего сплава на стальной основе, который позволяет снизить КНИ высокочастотного динамика до отметки менее 0,1% на 100Вт.

Интересной особенностью стало то, что подключение к динамикам может осуществляться через кроссовер либо напрямую к каждому динамику по-отдельности.

Корпус АС создан из трех слоев: поверхностного и внутреннего слоев фанеры толщиной — 9 мм, промежуточного слоя ДСП с толщиной 18 мм (общий 36 мм). Надежное внутреннее демпфирование позволило избавиться от паразитных резонансов, которых, по утверждению производителя, вообще нет. Ещё одной особенностью корпуса стало использование виброгасящих покрытий с наружной стороны.

 

  • Далее перечисляю сухие характеристики системы:
  • Диапазон частот: 20 – 30000 Гц;
  • Чувствительность: 90 дБ/Вт/м;
  • Мощность (DIN): 100 Вт;
  • Сопротивление: 8 Ом;
  • Частоты среза кроссовера: 500 Гц и 5000 Гц;
  • Габаритные размеры (ВхШхГ): 582х392х397 мм;
  • Масса: 52 кг;

Итог

Technics SB-1000 стала своеобразным эталоном домашней акустической системы высокой верности вплоть до начала 90-х годов, хотя выпуск её завершился уже в 1975-м году. Она и сегодня находится на почетном месте среди эпохальных продуктов компании Panasonic (Matsushita Electric).
На многочисленных аудиофорумах её сей день вспоминают, и как правило, причисляют к мониторам. Учитывая характеристики — это не удивительно. При большом желании легендарный и редкий винтаж можно приобрести на аукционах. Как правило, стоимость такой АС в хорошем и идеальном состоянии не ниже чем в 1974-м году.

Использованы фотоматериалы

ldsound.ru www.technics.com/us

В каталоге Pult.ru представлен широкий ассортимент акустических систем

Доставка товаров из Японии

» аукцион… примерно «* Указанные ниже важные моменты… , если согласны… прошу делать ставку.

Антикварная вещь / б/у товар… понимание… есть… ,… качество… у кого нет… ставка… . Съемка окружение * Каждый PC монитор окружение… , цвет товара правильно отображение… нет бывает.

(производитель)Technics (модель)SE-A7000 Ver.4.0

(выпуск в продажу г.)1999г….

(размер) внешние размеры ширина 483x высота 208x глубина 476mm вес 38kg

(характеристики) Модель стерео усилитель мощности Номинальная выходная мощность 240W+240W(20Hz~20kHz,0.005%,4 Ом) 200W+200W(20Hz~20kHz,0.005%,6 Ом) 170W+170W(20Hz~20kHz,0.005%,8 Ом) Частотная характеристика 20Hz~20kHz +0 -0.1dB 0.8Hz~150kHz +0 -3dB S/N… 93dB(EIAJ) 120dB(IHF’66) Входная чувствительность / импеданс normal/DC: 1.2V/47k Ом balance: 1.2V/600 Ом meter указание диапазон 0.0001W~300W(8 Ом) Питание AC100V,50Hz/60Hz Потребляемая мощность 420W

(аксессуары)… (продаю только то, что изображено на фото будет.)

(отправка размер) служба доставки Sagawa оплата за доставку при получении 160 размер +270 йен (вес очень…)… планируется. Упаковка в зависимости от этого 1 размер сильно… возможно , поэтому Учитывая это,… выигрыш лота прошу.

(номер модели)1694-h-4 (M)

(used оценка)B

Technics/ Technics SE-A7000 Ver.4.0 стерео усилитель мощности производство под заказ… редкий h будет. Питание включается прочее полностью… работа… проверка не делаю. Имейте это в виду. Сравнительно чистый… состояние… можно считать. Смотрите на фото.

* Прочее точность, … , полностью… подробная информация не проверено будет. * Царапины, потёртости, отслоение и прочее хранение у частного лица… б/у, поэтому Повреждение есть, поэтому имейте это в виду. Полностью… подробная информация фото… проверьте.

* Батарея, запчасть замена и прочее… если нет, даже Гарантия… и… имейте это в виду. * Специальность не является, поэтому неисправность… оценка Не могу, поэтому… прошу. * Очень дешево выставляется, поэтому претензии не принимаются, возврат товара не принимается… Б/у товар… с пониманием… есть покупатель… ставка… прошу. Также слишком требовательных к состоянию товара… ставка отказ… сделаю.

* Товар в состоянии «как есть», поэтому, все функции запах… ремонт * Обслуживание… Или на запчасти в этом качестве прошу делать ставки. * Специальность не является, поэтому информация о товаре и прочее между отличие Есть… возможно, но имейте это в виду. * Подробный состав товара и прочее сайт производителя * Соответствущий страница… смотрите.

~ навигатор сделок… просьба ~ После окончания торгов, товар… получение… Стоимость оплата контроль бонус… Является, поэтому Подробнее о товаре экран… » получение связь… » … прошу.

(отправка связь / отправка… касательно) После окончания торгов, в последний раз покупателю отправка связь… , но Посылка (Yu-Pack)… регистрация… время… если есть, Отправка после,1~2 дня отправка опоздать возможно. Также, покупателю… до… количество дней, заказанный товар, отправка в зависимости от района… , Отправка после… появление… траффик, … и прочее… отправка опоздать… есть. (удаленные острова часть, частично район отправка… может занять некоторое время) Извините… сделаю с пониманием… просьба… верх… .

А теперь Technics!

Винтажные колонки Technics (и, особенно, SB8000) имеют культовый статус — но, в данном обзоре мы изучаем не их, а полную инсталляцию. Выстроенную по критериям «золотой эры аудио».

Владелец комплекса поставил задачу сформировать максимально комфортный звук. Оторванный от АС, целиком и полностью заполняющий немаленький зал оригинальной планировки. Абсолютно не напрягающий саунд, который можно слушать долгими часами без намека на утомление. Да что там «слушать» — медитировать!

Огромное внимание уделено соединителям, виброразвязке. Установлены кастомные ножки на всю аппаратуру, с особой тщательностью выбраны шайбы под них. Стойка – сделанная на заказ, засыпная, без аппаратуры она весит 200 кг. А состав системы таков:

Проигрыватель винила Yamaha GT-2000X

 

+ выносной блок питания + бронзовый диск 18 кг + тонарм
SAEC WE-407
; СД проигрыватель
Victor xl-z999ex
ЦАП
Victor xp-DA999
; Корректор-предусилитель (LR-коррекция) кастомный с трансформаторным регулятором
Rullit
; Моноблоки двухтактные
klein&hummel v 30
на лампах el500; Акустика
Technics SB8000
.

Кабели межблочные и акустические Nordost SPM

(с заменой разъёмов).

Усилитель, акустика, корректор доработанные владельцем.

Важная ремарка – уровень звукового давления. Редко когда он в системе поднимается выше 80 дБ, поэтому выбор компонентов, расстановки и даже отсутствие ковра в комнате преследуют одну цель. Сформировать максимально достоверное звучание в диапазоне громкости 70-80 дБ. Достаточно артикулированное и эмоциональное – но никак не превышающее уровень работающего ТВ. Наш подход к тестам несколько отличается – кредо таково, что звук должен быть реальным. Поэтому систему пришлось погонять и на 90-100 дБ. Что из этого получилось?

Комплекс блестяще играет академическую музыку и малые составы. На БСО, тоже, нет никакой фальши – тембрально достоверная картина отлично раскладывается в достаточно трехмерное полотно. Без какого-либо прилипания звука к колонкам. Да, по части давления снизу, система не является эталонной – но, хозяин и не ставил целью озаботить соседей. Pink Floyd «The Dark Side of the Moon» звучит совершенно очаровательно, полностью погружая в музыкальное действие. Dire Straits «Dire Straits» — опять же, в звуке нет ни намека на тяжесть, он живой, пластичный, подвижный. И пусть скоростные характеристики инсталляции не дают звериной ярости на Metallica «Master of Puppets», зато «Шестая симфония» Малера создает достойный эффект присутствия, буквально расцветает эмоциональными оттенками.

Компакт-диски чуть теряют в слитности по сравнению с винилом, но, все равно, сохраняют общий элегантный, авторский, характер исполнения. Важнейшая деталь — эта винтажная система скорее выглядит, как «анти-винтаж», в ней нет ни намека на бухание, шум, излишнюю теплоту и подобные «старые» прелести. напротив, все слаженно и четко. Не даром, даже крупногабаритные АС пришлось везти из Японии — только для того, чтобы в руки владельца попал экземпляр действительно в идеальном состоянии.

Стас Устенко
8 января 2020 года

 

Редакция Hi-Fi.ru

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *