РОК-МУЗЫКА В РОССИИ. Рок-н-ролл пришел в Советский Союз после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957. В начале 1960-х годов рок-музыка существовала в СССР полуподпольно, оставаясь по преимуществу эстетическим десертом продвинутых музыкальных гурманов, наладивших личные контакты с Западом и имевших возможность получать пластинки американского ритм-энд-блюза и британского «биг-бита» – главным образом «Битлз» и «Роллинг стоунз». В середине 1960-х годов появились первые в СССР бит-группы, т.е. по существу первые рок-ансамбли: «Славяне», «Странники», «Мифы», «Скоморохи» в Москве, «Авангард», «Лесные братья» в Ленинграде, «Песняры» в Минске. Чтобы обеспечить легитимность своего статуса и доступ к многотысячной аудитории первые рок-группы были вынуждены маскироваться под исполнителей «советской эстрады» – так возникали десятки вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) («Веселые ребята», «Поющие гитары»), или под квази-фольклорные ансамбли («Песняры»). В то же время рок-музыка проникала в СССР по каналам культурного обмена из «братских стран» социализма (например, большой популярностью пользовались польские «Скальды»).
Также по теме:

 

РОК-МУЗЫКА

В конце 1960-х годов увлечение советской молодежи англо-американской рок-музыкой (прежде всего группами «Битлз» и «Роллинг стоунз») приобрело повальный характер. В школах и вузах крупных городов (прежде всего, в Москве и Ленинграде) создаются десятки самодеятельных ансамблей – не ВИА, а самых настоящих рок-групп (по преимуществу квартетов: три гитары и ударные), исполнявших песни из репертуара «битлов», «роллингов» и других англо-американских и европейских групп (например, суперпопулярный хит Venus в исполнении бельгийской рок-группы «Шокинг блю»). В 1971 в Горьком прошел первый в истории СССР рок-фестиваль, на котором особый успех выпал на долю московских «Скоморохов» во главе с Александром Градским и челябинского «Ариэля». В это время на официальной советской эстраде рок-н-ролл был представлен облегченной коммерциализованной разновидностью – твистом (советские эстрадные хиты середины 1960-х годов Черный кот, Королева красоты и более поздний Где-то на белом свете… из кинофильма Кавказская пленница).

На протяжении всех 1970-х годов рок продолжал оставаться маргинальным явлением советской музыкальной культуры, наряду с творчеством т.н. бардов (Булат Окуджава, Александр Галич, Юлий Ким, Владимир Высоцкий) занимая нишу полузапретного феномена. Публичные выступления рок-групп 1970 – начала 1980-х годов проводились чуть ли не подпольно: дома («квартирные концерты», или «квартирники») или в актовых залах столичных вузов. Благодаря неофициальным концертам в институтских дворцах культуры быстро приобретали известность новые команды: «Рубиновая атака», «Цветы», «Удачное приобретение», «Аракс», «Високосное лето» и др., которые в основном исполняли на английском языке «кавер-версии» международных хитов и – редко – песни собственного сочинения.

 

Также по теме:

ШОУ-БИЗНЕС

В 1970-е годы расцвело такое специфическое явление для русской рок-культуры, как «магнитиздат», представлявший собой сеть изготовления и распространения записанных в кустарных условиях «мастер-копий» самодеятельных ансамблей. «Магнитоальбомы» распространялись среди сотен фанатов. «Магнитиздат» стал важным фактором развития русского рока, в частности, обусловив равнодушие русских рокеров к сложным акустическим экспериментам. Рок-музыканты, долгое время лишенные возможности пользоваться высококачественными инструментами и новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования, выработали у себя и у слушателей привычку к своеобразному музыкальному минимализму. Гитара и незатейливый «бит» ударных – к этому сводилась вся акустическая палитра русского рока, изначально больше внимания уделявшего словесному ряду. Поэтому песни ведущих рок-исполнителей, от Макаревича, Гребенщикова и Цоя до Бутусова-Кормильцева и Шевчука, – это прежде всего стихи напряженного социально-критического и эмоциально-моралистического содержания. Акустические опыты, например, «Аквариума» (введение струнных и духовых инструментов, не характерных для рока) казались неслыханно дерзкими экспериментами.

Со второй половины 1970-х годов западная популярная музыка (в том числе и рок-н-ролл) проникает в СССР уже вполне официально. Единственная в стране студия звукозаписи «Мелодия» начинает выпускать альбомы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», в которых наряду со шлягерами из «стран социализма» попадались и хиты западных поп- и рок-звезд от Элвиса Пресли до Тома Джонса. В конце 1970-х годов в Советский Союз на гастроли приезжают Клифф Ричард, Элтон Джон и лидер европейской музыки «диско» «Бони М». Одновременно по телевидению регулярно начинают транслироваться фестивали поп-музыки из польского Сопота и с болгарского Солнечного Берега. В республиках Прибалтики в это время проводятся рок-фестивали, замаскированные под праздники молодежной народной песни («Литуаника» в Вильнюсе, фестивали в Таллине, Тарту и др.). Весной 1980 состоялся «советский Вудсток» – фестиваль «Весенние ритмы-80» в Тбилиси, на котором выступали ведущие рок-группы из Москвы и Ленинграда.

 

Олимпийские игры 1980 в Москве, как когда-то московский Фестиваль молодежи и студентов, стали мощным катализатором легитимации рок-музыки. В 1982 в Ленинграде было образовано первое в СССР любительское объединение музыкантов – рок-клуб, в который вошли «Аквариум», «Автоматические удовлетворители», «Зоопарк», «Тамбурин», «Мифы», «Санкт-Петербург» и др. Чуть позже в Москве была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры имени Горбунова («Горбушка»). В это время сложились основные направления советской рок-музыки: классический рок-н-ролл («Зоопарк», позднее «Браво»), лирический фолк-рок («Машина времени», «Чайф») «тяжелый металл» («Август», «Ария», «Черный кофе», «Черный обелиск», «Коррозия металла» и др.); панк-рок («Автоматические удовлетворители»), жесткая «новая волна» («Телевизор»), джаз-рок («Арсенал»). Возникли группы, использовавшие элементы постмодернистского стеба («Крематорий», «Звуки Му») и соц-арта («АВИА», «Бригада С», «Аукцыон»). Помимо московской и ленинградской, оформились другие региональные «школы»: уральский рок, представленный прежде всего свердловскими командами «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус» «Чайф», «Настя» и близким к ним уфимским «ДДТ», сибирский рок («Калинов мост»), владивостокский рок («Мумий Тролль»). Тогда же появились лучшие альбомы ведущих рок-групп: «Кино» (Последний герой, Группа крови), «Алиса» (JAZZ, Энергия, Шестой лесничий), «Звуки Му» (Простые вещи, Zvuki mu), «Телевизор» (Шествие рыб), «ДДТ» (Я получил эту роль), «Гражданская оборона» (Сто лет одиночества, Инструкция по выживанию), «Агата Кристи» (Второй фронт, Коварство и любовь), «Наутилус Помпилиус» (Разлука, Князь тишины), «Центр» (Центромания) и др.

Выпущенный в 1986 в США двойной альбом Red Wave с записями четырех ленинградских групп («Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино») сыграл немалую роль в легализации русского рока и в его выходе на мировую арену. После альбома Red Wave советские рок-музыканты получили возможность гастролировать за рубежом. Так, «Кино» совершили в 1988–1989 турне по Франции и Японии. В 1988 «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом Zvuki mu, а затем совершили гастрольные поездки по Англии и США. Наконец, в 1988 лидера «Аквариума» Б.Гребенщиков записал в США англоязычный альбом Radio Silence, не имевший, правда, особого успеха. Выйдя из подполья, рок-музыканты быстро становятся культовыми фигурами: за исполнение главной роли в фильме Игла (1988) лидер «Кино» В.Цой был признан лучшим советским киноактером года. А советский фильм «Такси-блюз» (1989) с солистом «Звуков Му» П.Мамоновым в главной роли завоевал Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля.

В отличие от рок-музыки других европейских стран, оставшейся по преимуществу англоязычной (Голландия или Скандинавия), русский рок отчетливо самоопределяется именно как русский музыкальный феномен. Рано погибший рок-поэт и исполнитель А.Башлачев сыграл важную роль в обращении русскоязычного рока к корням русского музыкального фольклора. Правда, наряду с интересом к русской фольклорной традиции (в частности, в творчестве таких групп, как «Чайф» или «Калинов мост») русский рок увлекается явным китчем «а-ля рюс» (шапки-ушанки, балалайки, гармошки, кирзовые сапоги, косоворотки «Бригады С»). Тяга к переработке элементов «советской эстрады» и бардовской песни проявилась у необычайно популярной в 1980-е годы группы «Любэ». Одновременно на пике популярности находились такие ретро-группы, как бит-квартет «Секрет», рокабилли-группа «Мистер-Твистер» и особенно «Браво», которое во многом обязано своей популярностью харизматической солистке Жанне Агузаровой, а затем новому солисту Валерию Сюткину. В среде городских подростков большим успехом пользовались тяжелометаллические группы: «Черный кофе», «Ария», «Черный обелиск», «Железный марш» и особенно яркая «Коррозия металла», чьи выступления превращались в шумные хэппенинги с элементами стриптиз-шоу.

В конце 1980-х годов, на гребне горбачевской «перестройки», рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению больших гастрольных турне по городам, аншлаговым стадионным концертам и выпуску «легальных» альбомов на государственной студии грамзаписи «Мелодия». Это относится, прежде всего, к пионерам отечественной рок-музыки («Машина времени», «Зоопарк», «Аквариум», «Кино», «Алиса»). Во многом благодаря выступлениям и пластинкам этих групп в конце 1980-х годов в СССР зарождается поп-музыкальная индустрия западного образца. Типичным феноменом новой поп-музыкальной индустрии стала диско-группа «Ласковый май». Рассчитанный на молодую провинциальную аудиторию с непритязательным музыкальным вкусом (в первую очередь, на девушек от 12 до 17 лет), этот подростковый вокально-инструментальный ансамбль добился фантастической популярности в 1988–1989. Коммерческий успех «живых» концертов группы был настолько велик, что одновременно в разных городах Союза устраивались концерты под фонограмму песен «Ласкового мая» с подставными «исполнителями».

1990-е годы – период окончательного формирования российской поп-музыкальной индустрии. Некогда проникнутая мощным пафосом нонконформизма и социального или морального протеста против «системы», русская рок-музыка превратилась в конгломерат более или менее коммерчески успешных предприятий. С коммерциализацией русского рока связано и неизбежное его растворение в широком потоке поп-музыки (от Филиппа Киркорова и шоу-группы «На-На» до сладкоголосых вокальных ансамблей вроде трио «Лицей» или «девочки-скандала» Земфиры – коммерческой имитации Жанны Агузаровой).

Ленинградский рок-н-ролл.

Возникший в 1982 в Ленинграде рок-клуб не только объединил существовавшие в городе рок-группы («Аквариум», «Автоматические удовлетворители», «Зоопарк», «Тамбурин», «Мифы», «Санкт-Петербург» и др.), но и стал толчком для возникновения новых команд, ставших суперзвездами русского рока: «Кино», «Алиса», «Странные игры», «Телевизор», «Ноль», «Объект насмешек», «Аукцион» (впоследствии «АукцЫон»), «Поп-механика» и др. С 1983 в Ленинграде ежегодно проходили рок-фестивали, сделавшие город неофициальной столицей советского рок-движения.

«Аквариум»

занимает в истории и панораме современного советского-русского рока особое место: именно творчество этой группы в начале 1980-х годов послужило катализатором процесса консолидации ведущих творческих сил разобщенного самодеятельного рок-движения, помогло обогатить его язык многими достижениями мировой музыкальной культуры и привлечь к русскоязычному року внимание миллионной аудитории в СССР и за рубежом. «Аквариум», созданный в июле 1972 студентом Ленинградского госуниверситета Борисом Гребенщиковым и начинающим драматургом Анатолием Гуницким, поначалу отражал тягу его участников к американскому рок-н-роллу, восточной философии, бардовской песне и литературе абсурда. Первые публичные выступления группы в 1974 поразили аудиторию скорее эзотерическими темами и колоритным имиджем, нежели профессионализмом. «Аквариум» утвердился как наиболее активный участник самодеятельной рок-сцены Ленинграда. В 1974 «Аквариум» получил приз Таллиннского рок-фестиваля «За самую разнообразную программу», а чуть позже гастролировал в Москве. Широкую известность рок-ансамблю принесли его выступления в 1979 на Тартуском рок-фестивале и особенно на рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (ноябрь 1979) и в Тбилиси (март 1980). Открытие Ленинградского рок-клуба в марте 1981 совпало с выходом первого студийного Синего альбома группы, которая получила возможность давать регулярные концерты. Следуя своему принципу «важна не форма, а содержание», Гребенщиков экспериментировал со стилем (в разное время группа, нащупывая собственный музыкальный язык, прошла через увлечения джаз-роком, панк-роком, новой волной, рэггей, хард-роком, фолк-барокко) и с составом (биг-бэнд с мощной секцией духовых, оснащенная современной электроникой рок-группа, дуэт акустической гитары и виолончели). Под влиянием Сергея Курехина «Аквариум» одно время тяготел к музыке свободных форм, причем сам Гребенщиков принимал участие в записи пластинок «Популярной механики» Курехина. Своим успехом группа обязана «магнитиздату». Осенью 1984 «Аквариум» на непродолжительное время прекратил работу, а его участники занялись реализацией собственных музыкальных проектов. После воссоединения группы концерты в ленинградском дворце спорта «Юбилейный» в октябре 1986 стали свидетельством «легализации» «Аквариума» и первым шагом к снятию запретов на рок-музыку в Ленинграде и в стране в целом.

Правильное ретро

Полочники Old School Music примечательны не столько конструкцией, которая вполне традиционна, а тем, как именно был реализован этот классический двухполосный полочник. Под слоем натурального шпона находится каркас корпуса, изготовленный из березовой фанеры, срез которой можно наблюдать на фасаде. Внутри он усилен перегородками, увеличивающими жесткость.

 


Полочная классика, как она есть
Боковые стенки изнутри задемпфированы слоем битума, а в роли звукопоглотителя используется специальный акустический пеноматериал, поставляемый из Дании. Если вскрыть какую-нибудь винтажную колонку, ничего подобного внутри вы не найдете. Но это пример правильного отхода от аутентичности. Сейчас и мощности другие, и музыка стала бодрее. Корпуса акустики просто вынуждены быть как можно более крепкими и акустически инертными. Да и на качестве звука все это сказывается положительно.

Шпон на боковинах имеет схожий рисунок
А вот фазоинвертор установлен по старинке: без раструбов и прочих средств борьбы с пресловутой турбулентностью. Это просто трубка, по виду очень похожая на алюминиевую, встроенную в заднюю стенку. Интригу держать не буду, скажу сразу — призвуков, шумов, гудения, затянутых нот и прочих проблем большинства фазоинверторных колонок (в том числе и с суперсложными портами) у Old School Music нет.

ВЧ-динамик в небольшом рупоре разработан компанией Morel специально для Old School Music
Передняя панель акустики немного утоплена в глубь корпуса, что в винтажной акустике практиковалось довольно часто. На таком фоне особенно уместно выглядит твитер, 25-мм купол которого находится в довольно глубоком рупорном оформлении, направляющем излучение вперед и исключающим возможность преломления и переотражения звуковых волн на выступающих краях фасада. Это, как выяснилось, не случайное совпадение: классический высокочастотник Morel CAT308H был модифицирован производителем специально для этой модели.

Бумажный диффузор, резиновый подвес и «пуля» в центре
СЧ/НЧ-излучатель у Old School Music имеет размер 133 мм и произведен фабрикой Wavecor, в которой трудятся разработчики знаменитых скандинавских динамиков Peerless, Vifa и ScanSpeak. Динамик WF125CU12-01 имеет традиционный бумажный диффузор, резиновый подвес и точеную фазовыравнивающую пулю, установленную на керне.

Кроссоверы собраны на аудиофильских компонентах, а судить о степени аудиофильности конструкции в целом позволяют шикарные клеммы WBT.

Фазоинвертор нарушает все современные каноны: металлическая труба, да еще и без расширения на выходе
Отдельное внимание стоит уделить качеству сборки и отделки. Про ручную сборку, специально обученных специалистов и прочую эксклюзивность обычно рассказывают производители существенно более дорогих колонок. Но даже в High End с заоблачными ценами не так часто встречаются корпуса с таким качеством стыков шпона на гранях и с такой точностью подбора его по рисунку.

Клеммы WBT стоят не мало, но они действительно очень удобны и имеют малую массу контактной части, что минимизирует влияние на звук
Единственное, что на мой взгляд не подчеркивает дороговизну модели, так это очень демократичная расцветка «орех». Видя знакомый серовато-коричневый оттенок и фактически идентичный рисунок на боках двух колонок, я подумал, что они оклеены качественным матовым винилом. Только при ближайшем рассмотрении и по тактильным ощущениям можно понять, что это идеально обработанный полированный шпон.

«Алиса»

возникла в ноябре 1983 по инициативе ленинградского рокера Святослава Задерия, сделавшего свое прозвище названием новой команды. Однако подлинная история «Алисы» началась только с приходом солиста. В марте 1985 «Алиса» стала лауреатом III фестиваля Ленинградского рок-клуба. Первый альбом Энергия был сделан в жестком нововолновом ключе, с саксофоном, флейтой, скрипкой и виолончелью. Энергия стала одной из первых в русском роке пластинок, изданных государственной . По официальным данным, тираж превысил 1 млн. экземпляров. Весной 1987 «Алиса» приступила к работе над вторым альбомом БлокАда. Альбом получился заметно «тяжелее» Энергии и гораздо более цельным и продуманным. Скандалы в прессе и кратковременный арест Кинчева по сфабрикованному обвинению только разогрели интерес публики к группе. Как и «Кино», «Алиса» тяготеет к тематике романтически-социального протеста (Мое поколение и Мы вместе) с элементами типичной для «тяжелого металла» агрессивной стилистики (альбомы Шабаш и Черная метка).

 

«Кино»

– типичный пример рок-группы, чье существование всецело определялось харизматической фигурой лидера (как в английской группе «Queen» во главе с Фредди Меркюри). Сердцем и душой «Кино» был автор всего репертуара группы и ее солист Виктор Цой, создавший мифологию романтического социального и морального протеста (первоначально выпущенные в «магнитиздате» альбомы Звезда по имени Солнце, Группа крови, Начальник Камчатки), весьма созвучного умонастроениям молодежи переходной эпохи истории СССР – постсоветской России, символически выраженным в знаменитом рефрене одного из хитов «Кино»: «Перемен! Мы ждем перемен!» После гибели Цоя в автокатастрофе группа распалась.

The White Stripes — Seven Nation Army

Композиции 2003 Seven Nation Army от группы White Stripes досталась 21 строчка. Комментируя это, издание спрашивает: «Сколько звуков можно извлечь из одной гитары? Ответ — множество!» Шестиструнная гитара Джека Уайта здесь выполнила все партии: и линию баса, и скольжения по струнам до дыма из-под пальцев, и, конечно, этот незабываемый, самый памятный риф того десятилетия. Ни одна другая песня тогда не была перепетая одновременно группами и Audioslave, и Flaming Lips.

Московский рок.

Если Ленинград был столицей советской рок-музыки 1970-х годов, то в «перестроечные» 1980-е годы пальму первенства перехватила Москва, где продолжали активно работать рокеры «первого призыва» конца 1960-х годов (например, Александр Градский или Бари Алибасов) и мощно заявили о себе рокеры нового поколения («Диалог» и «Автограф», «Звуки Му», «Бригада С», «Форум»). Среди первых рок-групп, возникших в Москве еще в конце 1960 – начале 1970-х годов, «Машина времени» является наиболее заметной и авторитетной. Один из старейших российских рок-ансамблей, «Машина времени» возникла на гребне «битломании» московских школьников в 1968. Записанный тогда же первый магнитоальбом Машина времени состоял из одиннадцати песен на английском языке. Приход А.Кутикова в 1971 внес в репертуар «Машины времени» дерзкий драйв рок-н-ролла. Тогда же состоялся первый концерт. К середине 1970-х годов состав группы относительно стабилизировался, и «Машина времени» выработала неповторимый и узнаваемый музыкальный стиль, сложившийся под влиянием вкусов ее музыкантов – от бардовских песен романтического протеста (Марионетки) и ностальгически-лирического «фолка» (Свеча) до блюза и рок-н-ролла. Известность группы в основном обеспечивают полуподпольные концерты и «магнитиздат» (альбомы Маленький принц, Чужие среди чужих). В 1981 хит Поворот был признан рок-песней года и 18 месяцев возглавлял хит-парад молодежной газеты «Московский комсомолец». В середине 1980-х годов группа прочно обосновывается в качестве «монстра» русского рока, став одной из первых коммерческих рок-групп (записи, гастроли, съемки в кино). Все официальные альбомы группы (В добрый час, Реки и мосты, В круге света, 10 лет спустя и все последующие вплоть до недавней итоговой Антологии) становятся «золотыми».

ВИНТАЖНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ РОК-МУЗЫКИ

Первая статья о системе была написана на момент создания этого сайта в начале 2014 года. Тогда система выглядела вот так, а статья полностью без изменений приводится ниже:

 

Первый магнитофон появился у меня в седьмом классе. Это был даже не магнитофон, а настольный монофонический диктофон Sony TCM 848. Всем известная «Электроника» играла бодрее этого лилипута, зато Sony никогда не жевал пленку, да и вообще был круче по умолчанию, «потому что японский». Двухкассетники в то время еще не появились, и приходилось соединять свой магнитофон с магнитофонами приятелей, чтобы переписывать Битлов, Бони М, Чингисхан, Челентано и других всем известных исполнителей.

В восьмом классе товарищ дал мне кассеты с альбомами Kiss Alive II и AC/DC «Back in black», и я навсегда влюбился в тяжелый рок. Довершили дело IRON MAIDEN со своим “Powerslave”, и вот уже ровно 30 лет я слушаю тяжелую музыку. В десятом классе у меня, наконец, появился двухкассетник Sharp QT-89. По сравнению с диктофоном это был космический прорыв, но в душе я тщетно мечтал о настоящей большой стереосистеме. Такой, как была у нашего соседа сверху. Когда он слушал у себя Styx или Ten CC, мне казалось, что музыка, доносящаяся через потолочные перекрытия, звучит мощнее и объемнее, чем из моего двухкассетника, и, набравшись наглости, я однажды завалился к нему в гости послушать. Могу сказать, что впечатления о том звуке отпечатались в моем сознании навсегда и стали ориентиром, за которым я безуспешно гонялся долгое время. У соседа был катушечный магнитофон и четыре колонки S-90, подключенные к ламповому усилителю по системе «псевдо-квадро». Самое главное – записи на катушках были сделаны с винила, и в этом заключалась причина, по которой я никак не мог услышать «тот самый звук». Все-таки цифровая эпоха сильно обделила нас в плане музыки, и современные цифровые системы не давали той глубины, пространства и эффекта вовлечения, которые я оценил, слушая катушечник с виниловыми записями.

Первую систему я собрал в 2007 году, обратившись по совету знакомого в . Мой комплект состоял из лампового усилителя Aleks Gold-1, колонок Aleks id-570 Amati и проигрывателя компакт дисков Aleks, который при ближайшем рассмотрении оказался Onkyo-733. Никаких внешних ЦАПов, разумеется, не было – в 2007 году я даже на подозревал об их существовании. Система полностью устраивала меня пять лет, а потом я случайно купил кассетную деку Nakamichi LX-5, услышал, насколько приятнее привычной цифры звучат хорошие кассетные записи, заинтересовался винилом и понеслось…

Сейчас моя система заточена под винил. В качестве источника я использую вертушку работы замечательного мастера Александра Червякова с одноопорным тонармом Mayware Formula IV, головкой ADC XLM MKII и иглой Jico shibata. Фонокорректор и ЦАП тоже принадлежат… хочется сказать перу или кисти, но, наверное, все-таки паяльнику, этого замечательного человека. Двухтактный ламповый усилитель на лампах КТ-66 собран другим талантливым мастером Сергеем Глазуновым. Акустические колонки я подбирал полгода и переслушав около тридацти пар остановился на Diatone DS-5000 – для той музыки, которую я люблю, они подходят лучше всего, и больше я даже не хочу ничего слушать. Несмотря на то что у меня очень маленькая комната (11 кв.м) и расстояние между колонками всего 160 см., если считать от центров низкочастотных динамиков, система дает глубокий, вовлекающий и очень комфортный звук. Проигрыватель компакт дисков остался прежним – Onkyo 733 aka Aleks. В сочетании с ЦАП Александра Червякова он весьма достойно звучит, и большего мне от цифрового источника не требуется, тем более, что музыку с компакт дисков я слушаю в основном в машине. А вот Nakamichi LX-5 трудится у меня часто. Я записываю на кассеты пластинки, которые нравятся мне не так сильно, чтобы их покупать, и самое главное – записываю с компьютера через ЦАП музыку в формате HD-Track. Хорошая кассетная лента (TDK AR, SONY HF-S) добавляет цифровому звуку объем, смягчает его и чуть-чуть расширяет АЧХ, прибавляя верхов и делая середину более певучей. (Подробнее, почему так получается написано здесь.) В результате получается носитель, который уступает виниловой пластинке, но значительно превосходит компакт диск. Компоненты соединены межблочниками, которые Саша Червяков небрежно дал мне в качестве бонуса к вертушке, и я думал, что эти «самопалы» надо поскорее заменить чем-нибудь фирменным. После нескольких экспериментов я оставил Сашины кабели в системе, потому что любая «фирма» звучала по сравнению с ними или хуже, или в лучшем случае так же. Из чего сделаны эти межблочники, сказать, увы, не могу — Саша не колется и смеется, что у него «должны быть свои маленькие секреты». Еще забавнее получилось с акустическими кабелями. Я временно подключал колонки проводами Tchernov Cable Standart 1 SC за 160 рублей метр, но сколько ни пытался потом, перебирать более навороченные кабели от 9 до 30 тысяч рублей за комплект – звук только ухудшался. В итоге, временное стало постоянным, и больше я ничего не пробую. Видимо, дело в том, что мои колонки создавались в 1982 году, когда людям еще не нужно было впаривать акустические провода из монокристаллической меди с нитями серебра, и акустика делалась в расчете на самые простые медные провода небольшого сечения. Еще один важнейший элемент системы – 6 пассивных угловых модулей Vicoustic Bass Extreme. Эти модули компенсируют избыточный бас, убирают эхо и дают звуку дополнительный объем. После того, как я их поставил, стало казаться, что комната увеличилась на 6-8 метров, и даже звук собственного голоса стал звучать в ней приятнее.

 

Установлена система на самодельной тумбе, сделанной из старой кабинетной стенки. В какой-то момент расходовать деньги на все это хозяйство мне надоело и вместо того, чтобы тратиться на специальную стойку под аппаратуру, я потратил два дня на то, чтобы распилить и собрать на уголках тумбу, которую вы видите на главном фото. Да, она не гасит мифические вибрации, но честно сказать, в звуке я этих вибраций и не слышу. Еще один аксессуар, о котором имеет смысл сказать — прозрачный защитный кожух для вертушки. Проигрыватель нестандартный, и я очень рад, что нашел возможность сделать для него крышку по индивидуальному заказу. Знаю, что с этой необходимостью сталкиваются многие, поэтому оставляю контакт. Со временем планируется апгрейд: установка под колонки виброплит TAOC, замена провода от тонарма к фонокорректору, установка акустических панелей для увеличения пространства за головой и замена четырех трансформаторов в фонокорректоре на более «породистые». Лучшим апгрейдом, конечно, будет переезд в комнату площадью 20-25 метров, но это займет некоторое время, и акустические панели получится установить быстрее. (Кстати, если судить по фото, то колонка, установленная в углу, должна генерировать ужасный гул, но это не угол, а стеновой выступ, выходящий на несколько см. за край колонки).

6 апреля 2020 UPGRADE системы — штатные конденсаторы фонокорректора были заменены на новые — более продвинутые. Также был заменен шнур, соединяющий фонокорректор и тонарм. Результат превзошел все ожидания. Подробности в статье — UPGRADE — В ПОГОНЕ ЗА ЗВУКОМ.

Тогда я думал, что на этом апгрейде дело закончится, но не тут то было… Следующий текст в дневниковой форме излагает все изменения, которые претерпела система до настоящего времени. Каждый апгрейд существенно или незначительно улучшал звук.

Июнь 2015. Заменен сетевой шнур фонокорректора – с обычного «компьютерного» на силовой увеличенного сечения от Tchernov Audio. Кабель был взят на пробу и сравнивался с кабелем другой компании, который по техническим параметрам (проводимости, измеренной по прибору) превосходил его. В итоге взял Черновский кабель (не реклама). С ним винил стал играть лучше – улучшилась подача, детальность, отчетливость по ВЧ. С кабелем более хорошей проводимости система играла слишком напористо, некомфортно. Более поздние опыты с акустическими кабелями и сетевыми фильтрами показали, что не всегда более хороший по техническим параметрам кабель благотворно влияет на звук. Между кабелями должен сложиться баланс, подбираемый опытным путем. Если он складывается – система играет чище, ярче, масштабнее. Если в каком-то звене баланс нарушается, комфорт восприятия музыки пропадает – она становится или тусклой или слишком атакующей.

Интересно, что попытка запитать хорошим силовым кабелем ЦАП привела к ухудшению звука. Звучание стало «дубовым» — верха притупились, бас потерял отчетливость. Оставил на ЦАП «компьютерный» шнур. Дальнейшие опыты показали, что ставить специальные силовые кабели имеет смысл только на усилители, предусилители и фонокорректоры. Остальным компонентам это или без разницы или во вред.

Август 2020. После знакомства на выставке Hi-End Show 2015 с цифровым рекордером Tascam DA-3000 решил купить себе этот компонент. Возможности устройства приятно порадовали, и я посвятил ему отдельную статью. Если не рассматривать баснословно дорогие ЦАПы от MSB, то Tascam DA-3000 – абсолютный цифровой источник. Трансформаторный ЦАП Александра Червякова, который в тестовом сравнении переигрывал одни брендовые модели (напр. Lampizator) и выступал на равных с другими (напр. PRIMARE DAC 30) не удержал пальму первенства и отправился в шкаф.

Октябрь 2020. Система переехала в более просторную комнату. Думал, порадуюсь увеличению масштаба звучания, но… звук исчез. В маленькой одиннадцатиметровой комнате, где два года ютились на расстоянии полутора метров друг от друга огромные Diatone DS-5000, сложился уникальный звуковой «микроклимат». Пассивные басовые ловушки Vicoustic поглощали избыточный бас, и музыка заполняла пространство — в ней можно было буквально купаться. В большой комнате ничего подобного не получилось. Система стала звучать где-то возле стены, не было ни сцены, ни объема, ни заполняющего масштаба. Было острое желание вернуть все на прежнее место, но маленькая комната уже была отдана ребенку.

Попытки увеличить масштабность звука акустическими проводами большего сечения не привели ни к чему. Надо сказать, что колонки были подключены тонкими проводками над которыми все «знающие люди» посмеивались – типа, что ж ты таким дерьмом подключил? Но колонки играли лучше всего именно с этим «дерьмом», а попытки ставить крутые кабели от 600 USD до 1500 USD приводили к излишней напористости, или к неприятному окрашиванию звука. Трудно описать эффект этого окрашивания, но представьте, что вы смотрите телевизор с гармоничной картинкой, и вдруг кто-то выкручивает цвет в пурпур. Примерно такое у меня было ощущение от окрашивания звука. После нескольких проб, место «дерьмовых проводков» занял четырех миллиметровый лицендрат с золочеными наконечниками. Теперь «знающие люди» могут восторженно поцокивать языками, но скажу по правде – в муках подобранный лицендрат с наконечниками Furutech, подаренными самому себе на день рожденья, всего лишь повторил результат, который давал мой бывший «дерьмовый провод», наголо примотанный к клеммам. И кстати, лицендтрат опытным путем убедил меня в том, во что я до этого момента не верил – проводам действительно нужно «прогреться». При первом включении звук был мутным, и только через 15-20 часов работы система обрела привычную детальность.

 

P.S. Примерно через полгода (!) новые акустические провода «дошли до кондиции». Временное возвращение прежних тонких проводков показало заметную разницу в пользу литцендрата.

Ноябрь 2020. Совершенно случайно взял на прослушивание предусилитель Audio Research SP-3. Никогда не думал о приобретении этого компонента, потому что «знающие люди» твердили, что пред в системе – лишний компонент, который привносит ненужные искажения. Не правда! Это может быть актуально для систем с широкополосной акустикой, рассчитанной на спокойную живую музыку, но для многополосных колонок, играющих рок в относительно просторной комнате, предусилитель оказался абсолютно необходимым компонентом! Система ожила. Звук заполнил пространство большой комнаты так же, как раньше заполнял маленькую, но теперь этого звука было на порядок больше. Ламповый предусилитель не давал абсолютно никаких искажений – музыка играла так же, как я привык, но в разы масштабнее. Почитал про этот предусилитель в англоязычном интернете и оторвал с руками.

Предусилитель неожиданно помог решить еще одну проблему. Дело в том, что выход моего фонокорректора был слишком мощным для кассетной деки Nakamichi LX5. Паспортные цифры этой деки +8 для позиции металл, но писать приходилось с уровнем не выше +0 – иначе немедленно возникали перегрузочные провалы – и записи выходили довольно тусклыми. Пропустив сигнал фонокорректора через предусилитель и уменьшив его мощность уровнем громкости «преда», удалось делать записи с паспортным уровнем и радикально улучшить их качество. Сразу захотелось набрать пластинок и устроить «большое писательство», но перед этим разобраться с сетевым питанием предусилителя. Если в свое время хороший силовой шнур заметно улучшил работу фонокорректора, логично ожидать такого же эффекта от запитывания подобным кабелем предусилителя.

Декабрь 2020. Хороший силовой кабель, подключенный к предусилителю, сделал звучание заметно чище. Эксперименты со стабилизатором/кондиционером напряжения показали, что этот компонент тоже позитивно влияет на звук. Не скажу, что значительно, но процентов на 5 улучшает (если, конечно, можно измерять звучание системы в процентах). Если бы не предстоящая запись пластинок, скорее всего не стал бы тратиться на стабилизатор, но раз уж писать… придется.

Заказал в ANT SOUND виброразвязку под проигрыватель винила. Как писать пластинки, если пробегающий иногда по коридору ребенок создает в колонках «бум-бум»? Виброразвязка на конических шипах пришла через три недели. Проверил. Беготня по коридору перестала отзываться «туками» в музыке, но если топать рядом, то, конечно, слышно. Но кто же пустит топать во время записи?

Поставил на свой одноопорный тонарм Mayware Formula IV апгрейдовый противовес. Прекрасное решение! Во-первых, у этого противовеса ниже центр тяжести, что укрепляет положение игольчатой оси тонарма в основании. Во-вторых, гораздо удобнее регулировка. В этом тонарме азимут иглы выставляется регулировкой положения противовеса, но штатный эксцентрик делает эту регулировку бесполезной – малейшее касание, и вся регулировка насмарку. Новый грузик фиксируется винтами, плюс можно выполнить тонкую регулировку азимута вращением винта внутри грузика. Отрегулировал положение иглы с помощью фозгометра. Удивился, какое огромное это имеет значение! С музыки как будто смахнули вуаль. Причем правильное положение иглы – одно единственное. Микронное отклонение в любую сторону, и вуаль тут как тут. А без прибора «на слух» выставить точно азимут невозможно. То есть два года я слушал пластинки с вуалью и даже не знал об этом.

Записал около тридцати кассет интереснейшей музыки: Tonton Macoute, Captain Beyond, Grobschnitt, Raw Material, Midnight Sun, Jade Warrior, Sweet Smoke, Т2, Leaf Hound, Gravy Train, Cressida, Hardy Curdy, Still Life… — весь цвет прог-рока 70х. Почему записал на кассеты, а не купил пластинки? Цены на этот винил посмотрите. И кстати, почему писал на деку, а не на хваленый Tascam DA-3000? На Tascam тоже писал, на случай, если с кассетой что-то случится. Но слушать все-таки приятнее с аналога.

Февраль 2020. Послушал в гостях, как звучит Nakamichi 1000 Tri Tracer. Обалдел! Взял домой на прослушивание похожий по звучанию Nakamichi 700-II – понять, будет ли такой же эффект на моей системе. Был и еще какой! Кассеты, записанные на Nakamichi LX5, играли так, словно вместо стены за колонками появилась клубная сцена 70х. Отправился на поиски «тысячника»…

 

Март 2020. Нашел хороший «тысячник» в Санкт-Петербурге – смотался на один день и купил его, консультируясь по телефону со специалистом. Подумал, что было бы полезно написать на сайт статью «как выбирать деку». Не у каждого есть знакомый, который будет по телефону подсказывать: «Попробуй так, а теперь этак…» Написал об этом статью.

Переписал 70% виниловых записей заново на «тысячник». Спасибо владельцам пластинок, которые не послали на три буквы и дали их по второму разу. Записывает Tri Tracer на порядок лучше, чем LX5, а играет лучше на два порядка. Некоторые кассеты, записанные с катушечных мастер-лент звучат лучше виниловых пластинок. Офигеть!

Апрель 2020. Заказал в ANT Sound подставки для предусилителя и рекордера Tascam, чтобы «тысячник» вписался в стойку. Заодно заказал там же хорошие подставки под акустику – три года Диатоны стояли на деревянных «кирпичах» для кухонных ножей из IKEA. Виброизоляционные плиты TAOC были посланы лесом — так их и не купил. Был соблазн заказать целиком нормальную стойку, отправив на помойку самодельное «нечто», которое я смастерил из остатков бывшей мебельной стенки, но… Все! Не хочу больше заниматься системой и тратить на нее время. Абсолютно все перечисленные выше улучшения были разумными, полезными и прибавили удовольствие от музыки. Но enough is enough! Написал статью В ПОГОНЕ ЗА ЗВУКОМ — КОГДА ОСТАНОВИТЬСЯ?

ХА-ХА-ХА! Примерно через полгода после написании статьи «Когда остановиться?» в системе произошли самые «вкусные» изменения, поднявшие звучание на принципиально новый уровень.

Осень 2020. Решил восстановить тканевые подвесы своих Diatone. При покупке акустики подвесы были относительно «живыми», но с тех пор прошло четыре года и задубевший бас начал подгуживать. Обработал подвесы японской жидкостью для размягчения подвесов и… Получил драматический результат, на исправление котрого ушло несколько месяцев. Зато получил колоссальный опыт реставрации акустики, и понимание очень тонких нюансов ее работы. Подробности в статье ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТКАНЕВЫХ ПОДВЕСОВ АКУСТИКИ.

Использовал полученный опыт для превращения убогих колонок от старого проигрывателя в отличную настольную акустику. Подробности в статье ШИРОКОПОЛОСНЫЕ ДИНАМИКИ — ДОРАБОТКА ПРОПИТКАМИ. После долгой возни с разнообразными динамиками досконально изучил принцип их работы и понял, как влияют на звук вес/жесткость мембраны диффузора, и материал/полотность подвеса. Помог нескольким знакомым улушить звучание акустики с помощью пропиток и собственноручно отреставрировал несколько динамиков Diаtone — подробности в статье РЕМОНТ ТКАНЕВЫХ ПОДВЕСОВ.

Январь 2020. Установил в предусилитель винтажные лампы Baldwin Sylvania вместо стоявших в нем Tung Sol. После 10-12 часов прогрева звук стал более породистым и благородным. Конкретный пример — в хорошо записанных тарелках появился отчетливый «привкус» меди. До замены ламп тарелки звучали хорошо, но физического ощущения удара в медь в них не было. Вроде пустяк — небольшое смещение средних частот вниз и окрашивание послезвучий, а результат радует. Смело могу рекомендовать менять лампы на винтажные аналоги в любой ламповой технике. Но помните, что лампам нужно обязательно поработать 15-20 часов! До этого их потенциал не раскроется и в первое время звучание системы ухудшится.

Март 2017. После того как подвесы басовых динамков пришли в норму, я решил попробовать БИАМПИНГ. Результат превзошел все возможные ожидания — об этом я написал подробную статью.

 

Апрель 2017. Протестировал кабели Acrolink — отдельно об этом небольшая статья.

Май 2017. Исследуя возможности биампинга, начал эксперименты с активными кроссоверами. Добавление этих компонетов в систему вывело звучание на принципиально более высокий уровень и расширило понимание принципов работы акустики. (На заглавном фото системы этих кроссоверов не видно — вместе со вторым усилителем и фильтром питания они находятся в закрытой тумбе) Писать об этом статью не стал. Для большинства посетителей сайта информация о кроссоверах первого-четвертого порядка и области пересечения частотных полос будет абсолютно лишней. Разумеется, всем, кто захочет поэкспериметировать в этой области я охотно помогу в личной консультации.

На данный момент развитие системы остановлено, и вот уже почти год меня все полностью устраивает. Редкий случай для аудиофила, не правда ли? Видеоролик, по которому можно получить приблизительное представление о звучании системы, можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Для себя я решил, что дальнейшее развитие системы пойдет по пути полностью активного пятиполосного мультиампинга, но не раньше, чем появится более просторная и подготовленная комната для прослушивания. Это, кстати, причина по которой система до сих пор остается на самодельной тумбе — для мультиампинга понадобится стойка на пять усилителей, и заказывать ее сейчас, чтобы потом все равно переделывать нет желания. Из других улучшений планируется добавление в систему катушечного магнитофона и апгрейд проигрывателя винила. Многие пластинки 70х, особенно рок, прекрасно воспроизводятся винтажными головками ММ на легких тонармах. С другой стороны, более поздние и плотные записи намного лучше воспроизводятся МС трактами – четче, детальнее, с лучшей артикуляцией. Подробнее в статье ММ или МС? Решить проблему такого разночтения может проигрыватель с двумя тонармами. Я для себя присмотрел на будущее прогрыватель TW Acoustic Raven GT или что-то из винтажных Micro схожей конструкции. Одним из тонармов я поставил бы легкий одноопорный двенадцатидюймовый Moerch DP8, оставив на нем свою нынешнюю голову ADC XLM MKII, а вторым поставил бы Saec 407-23 или Tri-Planar U-10 с головкой Lyra Etna.

«Ария».

В отличие от долго остававшейся на самодеятельном уровне «Машины времени», заявившая о себе в начале 1980-х «металлическая» группа «Ария» отличалась профессиональным звучанием, не похожим на советскую рок-музыку. В этом была немалая заслуга менеджера группы Виктора Векштейна, бывшего руководителя ВИА «Поющие сердца». После скандального выступления на московском фестивале «Рок-панорама-86» группа получила специальный приз за профессионализм на фестивале «Литуаника-86» в Вильнюсе. Группа записывает свой лучший альбом Герой асфальта, в который вошли такие хиты, как Улица роз и Баллада о древнерусском воине. В отличие от первых двух «магнитоальбомов», Герой асфальта был выпущен и разошелся миллионным тиражом.

 

 

Выбираем рок-колонки за 1000 евро

Одна из самых распространенных жалоб, которую приходится слышать от начинающих аудиофилов, звучит так – «Потратил кучу денег на систему, а тяжелый рок слушать невозможно». Надо сказать, что такие жалобы во многом оправданы – большая часть современных релизов записаны из рук вон плохо, однако и из них можно выжать приличный звук! И мы вам в этом поможем.

Какими свойствами должны обладать акустические системы для адекватного воспроизведения подобной музыки? Низкие нелинейные и интермодуляционные искажения, высокая подводимая мощность и хороший импульсный отклик на НЧ. Вы скажете, что такие колонки стоят очень дорого? Вовсе нет, и мы готовы предложить вам 5 проверенных вариантов, которые при подключении к усилителю с хорошим запасом по току гарантированно понравятся всем любителям тяжелых жанров.

5. DALI OBERON 7 (76 300 рублей)

 

Главным отличием новой бюджетной серии OBERON от прежней серии Zensor является применение в магнитных системах динамиков уже хорошо известного нам сплава SMC (Soft Magnetic Compound). Из него теперь изготавливаются керны магнитных систем в подавляющем большинстве динамиков, производимых компанией DALI. Применение этого решения позволяет радикально снизить уровень гармонических искажений третьего порядка в магнитной системе, а также значительно улучшить термическую стабильность на высоких уровнях мощности, что особенно важно для правильного воспроизведения интересующих нас музыкальных жанров.

DALI OBERON 7 представляют собой двухполосную фазоинверсную систему, в которой средние частоты и бас озвучиваются парой идентичных СЧ-НЧ динамиков. Их диффузоры традиционно для продукции DALI изготовлены из армированной древесными волокнами лакированной целлюлозы, что позволяет им сочетать в себе оптимальную жесткость и хорошее внутреннее демпфирование. Диаметр мембран басовиков в OBERON 7 составляет семь дюймов, а место крепления корзины к передней панели закрыто резиновыми накладками, очевидно, служащими для дополнительной виброразвязки. За высокие частоты в обеих моделях отвечают твитеры с мягким тканым куполом увеличенного размера – 29 мм в диаметре.

Как же играют эти колонки? Средние частоты подаются очень ровно и спокойно, без нажима и крикливости, и располагают к длительному прослушиванию. Что касается баса, то скорость, глубина и отчетливость, особенно с учетом ценовой категории, достойны самой высокой оценки. При расположении колонок на некотором удалении от стен помещения атака и разборчивость партий бас-гитары и ударной установки не вызывают ни малейших нареканий.

4. ELAC DEBUT 2.0 F6.2 (74 990 рублей)

Колонки авторитетного немецкого производителя, разработанные англичанином в Калифорнии и собранные в Поднебесной? Разработка акустических систем нижнего ценового диапазона – самый сложный вызов, с которым только может столкнуться инженер. Эндрю Джоунс, человек, стоявший за самыми значимыми успехами английской компании KEF, а позднее создавший потрясающую линейку акустических систем для Pioneer и TAD, блестяще решил эту трудную задачу. В своих творениях Эндрю использует только специально разработанные для них динамические головки, и его очередное детище не стало исключением. В серии Debut 2.0 применены средне и низкочастотные динамики с диффузорами из плетеного арамидного волокна, чего не встретишь в колонках начального уровня. Они обещают высокий уровень перегрузочной способности и низкие искажения. Для озвучивания высокочастотного диапазона использованы пищалки с невесомым тканевым куполом, тщательно скрытыми от любопытных глаз и пальцев несъемными решетками. Твитеры нагружены на небольшой рупор-волновод, способствующий повышению равномерности диаграммы направленности на ВЧ.

Свердловский рок.

После Москвы и Ленинграда уральский индустриальный центр Свердловск стал третьим по значимости центром русского рока, давшим такие группы, как «Урфин Джюс», «Чайф», «Наутилус помпилиус», «Настя» и др.

История «Чайфа», одной из самых ярких команд свердловского рока, началась в 1975, когда десятиклассники свердловской школы Владимир Шахрин и Владимир Бегунов создали акустическую группу «Пятна» и поначалу играли проверенный репертуар – «битлов» и «роллингов», «Creedence Clearwater Revival». Тогда же музыканты записали первый магнитоальбом Верх-Исетский пруд и провели успешные концерты. После окончания ее участниками школы группа распалась, но спустя девять лет музыканты воссоединились, создав новую группу «Чай-Ф» (позднее просто «Чайф»). Весной 1985 «Чайф» записывает акустический магнитоальбом «Жизнь в розовом дыму». Через год «Чайф» выступил на 1-м фестивале Свердловского рок-клуба и сразу же обратил на себя внимание интересными текстами и рок-н-ролльно-блюзовой музыкальной стилистикой. Для записи второго альбома В субботу вечером в Свердловске собрались едва ли не все ведущие свердловские рок-музыканты. Ленинградский концерт 1986 окончательно утвердил репутацию «Чайфа» как одной из самых профессиональных команд. Тогда же группа во второй раз становится лауреатом свердловского рок-фестиваля и начинает гастролировать по Союзу. На рок-фестивале в Риге «Чайф» завоевал «приз зрительских симпатий». Весной 1989 «Чайф» сделала альбом Лучший город Европы, и в том же году стала инициатором экологического движения «Рок чистой воды», объединившего рок-музыкантов Урала, Поволжья и Ленинграда. В начале 1990-х годов выпустила альбомы Четвертый стул и Дети гор, окончательно закрепивших популярность и коммерческий успех группы.

«Наутилус помпилиус» стремительно ворвался на российскую рок-сцену в 1987. Неизвестная уральская группа побила все рекорды популярности. В следующем году слава «Нау» гремела по всей стране… История группы началась в 1978, когда студенты Свердловского архитектурного института Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий создали англоязычный рок-квартет. В 1981 состоялся первый свердловский рок-фестиваль, давший толчок для создания новых студенческих рок-групп, одной из которых и стал «Наутилус помпилиус» (первоначальное название – «Али-Баба»). Рождение группы произошло с началом сотрудничества Бутусова и поэта Ильи Кормильцева. В 1985 состоялась первая запись. В стране в середине 1980-х годов было несколько «Наутилусов», и чтобы отличаться от тезок, свердловская группа переименовалась в «Nautilus Pompilius». Тогда же были написаны главные хиты Гуд бай, Америка! Я хочу быть с тобой, Скованные одной цепью, Шар цвета хаки. Триумф «Наутилус помпилиуса» начался с московского концерта в 1987, но оказался недолгим: в 1989 и 1990, по опросам газеты «Московский комсомолец», группа получила звание «разочарование года». В 1990-е годы «Наутилус помпилиус» прекратил существование.

 

Когда ноша тяжела

С агрессивной и тяжелой музыкой у Old School Music взаимоотношения очень не однозначные. До того универсальная акустика вдруг становится капризной и избирательной. На взрывном треке «Take the power back» Rage Against the Machine колонки внезапно проявили себя интеллигентными и культурными мониторами. Сыграли все чисто, четко, аккуратно, не придраться, но никакой тебе ярости и агрессии через край. Я бы даже сказал, академично прозвучало. А вот «Tunderstruck» им, похоже, знаком лучше и по духу ближе. Тут Old School Music зажгли как положено, дали жару даже без помощи сабвуфера, который в такой музыке был бы вполне уместен. И главное — прозвучал это трек так же волнующе, как тогда, в 90-х, когда клипы AC/DC только появились на экранах отечественного ТВ.

Современную энергичную музыку Old School Music воспроизводят очень достойно
Ну и, казалось бы, совсем несовместимый с небольшими олдскульными полочникам контент, «War of the Gods» группы Amon Amarth, прозвучал неожиданно хорошо. Даже очень. Гитары плотные, но хорошо разделены, прекрасно читается мелодика, несмотря на использование гроулинга, текст очень понятный и разборчивый. Ритм бас-бочки четкий. Можно было бы добавить немного баса, но и в таком виде композиция воспринимается полноценно. Old School Music видят в любом жанре музыкальность, вот и в Melodic Death Metal самым важным посчитали первое слово.

Усилитель для Old School Music можно использовать как с современным характером, так и классический с ламповыми каскадами или чистым классом А
А если обратиться к аудиофильской классике рока, то тест может затянуться на неопределенное время. Dire Straits, Pink Floyd, Deep Purple и прочие участники обязательной программы звучат так, словно Old School Music разрабатывали специально для этой музыки.

«Влад-рок».

В 1984 во Владивостоке была предпринята попытка создания объединения рок-музыкантов, прототипом которого послужил незадолго до этого возникший в Ленинграде рок-клуб. В рок-клуб Владивостока вошло около десяти групп. Группа «Мумий Тролль» первой стала сознательно ориентироваться на подростковую аудиторию (магнитоальбом 1985 Новая луна апреля). В группе выделился обладавший своеобразным обаянием солист Илья Лагутенко. Следующий альбом группы – «Делай Ю-Ю» (1990) – отличался более разнообразным музыкальным материалом и более содержательными текстами. «121 этаж» – пожалуй, самая интересная группа «влад-рока» 1980-х годов. Основанная сильным авторским дуэтом бывших ростовчан (Игорь Черкашин, автор текстов, и Эдуард Цехановский, композитор и основной исполнитель), команда играла жесткий ритм-энд-блюз. Самым знаменитым выступлением группы стало участие в первом неофициальном концерте в Доме молодежи в ноябре 1984 с музыкантами из группы «Театр». «Театр» не входил в рок-клуб Владивостока, однако именно его можно считать колыбелью «влад-рока»: студенты архитектурного факультета Дальневосточного пединститута давали концерты в подвале институтского общежития с 1979 (тогда группа носила название «Дети подземелья»), исполняя тяжелые психоделические версии хард-роковой классики начала 1970-х («Led Zeppelin») и песен «Битлз». Группа «Ветер перемен» искала более сложные формы, но их музыка оставалась во многом подражательной. К концу 1980-х годов группа распалась.

Просуществовав около года и проведя лишь несколько легальных концертов, владивостокский рок-клуб ушел в подполье. Поводом для конфликта с местными властями послужило скандальное выступление групп «Мумий-Тролль» и «121 этаж» на местном молодежном фестивале. Впрочем, «неофициальный период» существования «влад-рока» закончился в августе 1986, когда стало возможно официальное проведение фестивалей неформальных молодежных объединений. В конце 1980-х годов в городе насчитывалось несколько десятков рок-групп. Стилистический диапазон их музыки был очень широк: от подросткового хулиганства «Совета ветеранов Санэпидстанции» и панк-рока «Туманного стона» до тяжелого джаз-рока и панк-фанка «Воскресной площадки – 666».

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *