↑ Критика советских малогабаритных АС

Первыми массовыми малогабаритными, но качественными советскими колонками были 10МАС.

 


Акустика 10МАС-1 от Эстония-006-стереоГлавными отличительными чертами были относительно скромные размеры при повышенной отдаче НЧ, а также всего два динамика (для экономии размеров).
Дальше — больше, размеры АС становились всё меньше, звук – хуже. Пользователи радовались тому, что их можно засунуть в нишу мебельной стенки, поставить на шкаф под потолок или на пол. Это окончательно убивало звук, но мало кого волновало, а дребезг посуды в шкафу с колонкой, вызывал восторг и гордость.

В чём же недостатки семейства таких моделей, коих выпущено было десятки? На мой взгляд, корень зла в двухполосности и неправильном разделе частот. Я считаю, что такие динамики, как 10ГД-30, 25ГД-26, 6ГД-6, 10ГД-34, 15ГД-14 и им подобные, принципиально неспособны хорошо звучать до 5 кГц, а именно это обычная частота раздела в двухполосках с этими динамиками. Кстати, про напарники этих динамиков – 3ГД-31, 10ГД-35 и им подобных, доброго слова не услышишь, без конструктивных доработок и сложных фильтров, работают они не лучшим образом.

Надо сказать, что были приличные динамики для двухполосок, способные хорошо звучать до 5 кГц, но они требовали не малогабаритных корпусов, поэтому не использовались.

 

Прогрэсс двигался дальше по дороге к абсурду

, АС становились всё меньше, динамики для них – тоже. Системы 15АС и 25АС выпускались большими тиражами, до сих пор их немало на вторичном рынке по умеренным ценам. Заманчиво было бы улучшить их с минимальными переделками и расходами.

↑ Акустические системы 15АС-109

Считаю, что данные колонки достойны доработки. Если их корпус, не изуродован, то выглядит неплохо, объем удовлетворительно достаточен для штатного динамика, есть ФИ.


Источник фото: vega-brz.ru

 

В 15АС-109 установлены 15ГД-14 (25ГДН-3-4) и 10ГДВ-2-16. Раздел на частоте 5 кГц и изменить его нельзя т. к. работа 10ГДВ-2-16 ниже невозможна. Поэтому звук вялый, серый, тусклый из-за невнятного воспроизведения средних (самых главных для общего восприятия звука) частот. И это касается не только данной модели, но и всех двухполосок в которые установлены ранее упомянутые НЧ динамики.

Лучшие советские конструкторы прекрасно это знали и для модернизации подобных двухполосок предлагали радиолюбителям установить полноценные СЧ динамики, такие как 2ГД-40. Увы, маразм миниатюризации не позволял что-то дополнительно ставить в малюсенькие корпуса, да еще в боксе, потому как объём и так был недостаточен.

Предлагались внешние городушки-скворечники, это хорошо звучало, но добиться культурного вида было сложно. Кроме того, что бы ни говорили, но 2ГД-40 и им подобные, работали, как по паспорту до 12,5 кГц, выше – обрыв, да и направленность выше игольчатая т. е. нужна трехполоска в новом корпусе и с новыми фильтрами, от старых колонок оставался один НЧ динамик. Вариант хороший и я сделал такую трехполоску, принципиально только на доступных советских динамиках, но сегодня не об этом.

Акустика Art Sound AS 6.2

Диффузор мидбаса, как это принято у конструкторов Art Sound, изготовлен из алюминиевого сплава с анодированием в синий цвет. Сопряжённый центральный колпачок тоже алюминиевый, его диаметр 53 мм. Корзина довольно толстая, и в общем достаточно глухая. Под резиновым чехлом скрыт некрупный магнит, его диаметр 80 мм. Диаметр осевого отверстия (4 мм) выбран без излишней расточительности по отношению к магнитному потоку. Рамка решётки монтируется снизу, однако низкое уплотнительное кольцо на ободе корпуса всё же присутствует. Способ прокладки проводов к катушке и здесь второй. Мембрана твитера имеет диаметр 25 мм и также изготовлена из алюминиевой фольги. Конструкция внешних корпусов обеспечивает поворот пищалок на достаточный (то есть не менее 20 градусов) угол. В число монтажных принадлежностей входят корпуса для установки ВЧ-головок на поверхность с разворотом оси излучения на 45/20 градусов. У кроссовера обычная конструкция, внутри корпуса находятся две катушки с железными сердечниками, а также два конденсатора, один из которых с полиэфирным диэлектриком. Формула самая ходовая: II + II. От перегрузки твитер защищает галогенная лампа. Уровень помогает выбрать переключатель на два положения: 0/-3 дБ.

Барабаны ровные по динамике, но при этом яркие, хай-хэт кажется бестелесным. Переводим переключатель в нижнюю позицию. Верхов всё ещё в избытке, однако окраска меди стала естественнее, хай-хэт предстал во плоти. Бубен, в общем, похож на себя и не возбраняет увеличить угол свыше 25 градусов. Интонации мужского вокала подробны, сибилянты слегка усилены, но довольно естественны. Женский вокал открытый и подробный, если бы ему добавить плавности, было бы идеально. У рояля присутствует избыточная звонкость поверху, но заметна она не всегда. И ещё середина немного подчёркнута. Рельеф бас-гитары передаётся должным образом, атака в основном воспроизводится верно, лишь иногда становясь апатичной. У скрипок правильная динамика, разве что яркости немного больше обычного.

Бесплатный совет: подберите нужный характер звучания за счёт разворота твитера.

  • Максимальная/RMS-мощность (по данным изготовителя), Вт 240/60
  • Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 63 — 22000
  • Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 89
  • Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,634
  • Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 0,513
  • Параметры Тиля — Смолла мидбасовой головки
  • Fs, Гц Vas, л Qts
  • 70,0 9,06 0,857

По части искажений на басах Art Sound преподнёс нам приятный сюрприз, я даже и не припомню столь низких нелинейностей в этом диапазоне. (Что-то похожее, кажется, встречалось, но точно в иной ценовой группе.) В общем, умеют. Парадоксально, но осреднённое значение КНИ на более высоких частотах (примерно соответствующее среднему значению по группе) оказалось выше, чем на басах. Силовой фактор типичный для сегодняшних одноклассников — 4,65 Тл м, правда подвижная система несколько тяжелее, нежели у большинства. Средняя чувствительность системы вышла на неплохой уровень не без участия твитера. Из рассмотрения графика АЧХ можно заключить, что материал мидбаса ведёт себя непривычно спокойно для металла. В целом осевая характеристика имеет предсказуемый и довольно ровный подъём к верхним звуковым частотам, аттенюатор уменьшает этот подъём, не искажая форму АЧХ. Пищалка, да и акустика в целом, имеет довольно ровную дисперсию излучения вплоть до границы звукового диапазона, а стало быть, подбирать желаемый характер звучания можно за счёт разворота твитера.

Инсталлируем мидбас в дверь. Получаем расчётную полную добротность 0,93 и нижнюю частотную границу 64 Гц в чистом поле и 40 Гц в салоне. Можно попробовать и ЗЯ, хотя ясно, что особенно компактным он не получится. Минимальный объём 11,5 л, при полной добротности 1,1 вы получите нижнюю границу 71/58 Гц.

 

  • ЛИЧНОЕ ДЕЛО
  • КТО
  • Art Sound AS 6.2
  • ПОЧЁМ
  • 3990 руб.
  • ЭТО — ПЛЮС
  • Поворотный твитер
  • Исключительно низкие искажения на басах
  • ЭТО — МИНУС
  • Серьёзных минусов не найдено
  • ОДНИМ СЛОВОМ…
  • Акустика, к которой трудно придраться
  • РЕЙТИНГ
  • Конструкция 8
  • Частотная характеристика 8
  • Чувствительность 8
  • Басовый потенциал 8
  • Звук 9
  • Итог 41

Компонентная акустика 6,5″ по цене до 4000 рублей | Hertz DSK 165 | Prology EX-620 | Dragster DSE 662.2 | X-Program X-SD62 | VIBE BA6-V2 | Planet Audio PX65C | Art Sound AS 6.2

Теги: Art SoundФаворит

share

tweet

share

↑ Доработка динамиков 25ГДН-3-4

В 15АС-109 установлены динамики 25ГДН-3-4, это неплохие динамики, братья 10ГД-34, но значительно лучше их за счет огромного мощного магнита. Вследствие этого они могут нормально работать на объем 8…12 литров, обеспечивать отдачу от 30…40 Гц при спаде не 15 дБ, как у S-90 и им подобных, а 3…6 дБ. Конечно, объем движимого воздуха и мощность несопоставимы с 75ГДН.
Общей бедой большинства советских динамиков с резиновым подвесом является его задубение, что вызывает повышение резонансной частоты, добротности, а это приводит к ухудшению качества. Если изначально (при изготовлении) подвесы были нормальными, их можно попытаться оживить. Если уже на заводе поставили тугие подвесы, поможет только их замена.

Что я могу посоветовать из практики. Взять вату, хороший бензин («Калоша» или аналогичный), вырезать из картона кружок по размеру бумажной части диффузора и прикрепить его, чтобы жидкости меньше попадали на бумагу. Далее смочить вату и обильно смачивать резиновый подвес с лицевой части.

Да, бензин быстро испаряется, но пересохшая резина жадно впитывает бензин, меняется на глазах, из тусклой становится блестящей. Конечно, все работы, особенно с ЛВЖ, требуют соответствующих мер безопасности.

 

Итак, поим разину с лицевой части, пока она не откажется пить бензин. Затем ставим динамик магнитом вверх и наливаем в канавку гофра бензин, ждём, пока он впитается и испарится. Сразу после полного испарения полезно устроить динамику разминку час-другой низкими частотами на резонансной частоте (легко определяется на глаз) добиваясь максимальной амплитуды, но без стука гильзы о магнитную систему.

Если резина действительно была сухой, она изменится, параметры динамика заметно улучшатся. Конечно, лучше всего, проводить измерения, если есть такая возможность. В моей практике были как случаи снижения резонанса на 20 Гц, так и незначительный эффект всего в несколько Герц.

Проблема в том, что через пару суток происходит частичный откат улучшенных параметров. Чтобы закрепить достижения, надо воспользоваться автомобильным восстановителем приводных ремней. Он продается в аэрозольных баллончиках. Думаю, все они примерно одинаковы, я купил «Belt Dressing & Conditioner» фирмы Permatex.


Покрываем пеной гофр с обеих сторон поочередно 2-3 раза (вот где понадобится картонный кружок, без него на диффузоре будут пятна и некрасивые потёки) дожидаясь каждый раз высыхания.

Эффект от такой обработки длительный, явно присутствует более полугода (по моему опыту). Резина становится на ощупь совсем другой – мягкой и немного липкой, на глаз – блестящей. Разминка с максимальной амплитудой тоже желательна. Резонанс понизился с 60…65 до 45…50 Гц т. е. стал как у новых динамиков.

AudioKiller’s site

Описанное здесь не является руководством к действию! Это больше информация к размышлению!

Завалялись у меня колонки 6АС-2. В свое время это были сравнительно дешевые колонки «начального Hi-Fi уровня», самое большое достоинство которых – маленькие габариты. Тем не менее, по тем временам это были хорошо звучащие для своей цены/габаритов колонки (т.к. многие другие были значительно хуже, а небезызвестные S-30, хоть и лучше звучали, были гораздо крупнее).

Вот внешний вид колонки. Ей уже 25 лет, поэтому она не очень хорошо выглядит. Как видите, размеры колонки и правда – чуть больше пачки сигарет!

 

Фильтр в колонке самый примитивный (с емкостью могу и напутать – я колонку сто раз переделывал, даже басовик поменял на 15ГД-14).

Зато расположение головок коаксиальное, и фронтальные размеры практически не превышают размера НЧ динамика. Это дает хорошую совместную диаграмму направленности динамиков и практически полное отсутствие искажений АЧХ из-за интерференции звуковых волн на фронтальной панели. Жаль только, что из-за слабых динамиков, слишком маленького корпуса (типа ЗЯ) и дрянного фильтра звучание колонки становится хуже.

Тем не менее, звучит она не так уж и плохо, и из нее можно что-нибудь сделать.

Сделал я из нее монитор ближнего поля для сына, когда он еще играл в рок-группе. Для этого я поставил в колонку усилитель с блоком питания и активным кроссовером. Т.е. включил по схеме биампинга (см. О пользе биампинга).

В качестве усилителя использована микросхема TDA1557 (можно поставить и TDA1555, но у последней больше ножек и немного сложнее монтаж). Почему именно эта микросхема, и зачем биампинг?

  • Микросхема специально взята с расчетом на возможность питания от бортовой сети автомобиля – я планировал брать колонку на пикники.
  • Микросхема дешевая, а качество довольно приличное.
  • Выходная мощность 10…15 Вт вполне достаточна (а больше не получится из-за просадок напряжения питания).
  • Биампинг – чтобы не городить пассивных кроссоверов (не мотать катушки), и потом – микросхема-то все равно стерео.

Итак, есть стереоусилитель. Есть два динамика в колонке. Делаем биампинг и вперед!

Схема включения микросхемы TDA1557 стандартная. А вот активный кроссовер пришлось сделать 2-го порядка. Дело в том, что у этой микросхемы довольно высокая нелинейность входного сопротивления, и она не любит высокоомных источников сигнала. Поэтому с пассивными фильтрами 1-го порядка на входе искажения были очень велики. А если делать активные фильтры, то почему бы и не увеличить порядок – станет только лучше!

Вот схема всего устройства.

 

Поскольку кроссовер (фильтр) имеет 2-й порядок, динамики включены в противофазе.

На транзисторе Q1 собран эмиттерный повторитель, согласующий вход (входное сопротивление порядка 30 кОм) с фильтрами на транзисторах Q2 и Q3. Фильтры требуют как раз низкоомного источника сигнала, и Q1 этому соответствует. Q2 – представляет собой ФВЧ. Причем резисторы R5 и R6 кроме того, что задают смещение на базе, еще и участвуют в работе фильтра – их совместное сопротивление как раз равно 5,1 кОм (для сигнала они включены параллельно). На транзисторе Q3 собран ФНЧ. Резисторы R8 и R9 опять же работают и на постоянном токе – задают смещение, и на переменном – создают фильтр. Это не решение совсем универсальное и не совсем «чистое», зато уменьшает количество деталей. А это важно – места в колонке мало. Р1 – регулятор громкости.

Если бы под рукой были полевые транзисторы, то возможно схема была бы другая, и работала бы (может быть) немного лучше, но и так весьма неплохо вышло.

Частота раздела кроссовера 3 кГц. Рассчитать фильтры на другую частоту можно по программе Расчет фильтра 2-го порядка. При расчете добротность фильтра должна быть равна 0,5.

Чувствительность ВЧ динамика выше, чем НЧ, поэтому при таком включении получается небольшой частотный дисбаланс. Для моих целей это не страшно – смысл данного монитора в том, чтобы музыкант слышал, что именно он играет. О высоком качестве звучания и хорошем частотном балансе речь не идет. Там бы себя расслышать! А если нужно подправить частотку, то в ВЧ канале можно использовать подстроечник:

Конструкция и детали.

Я использовал транзисторы типа КТ3102Е (просто потому, что были). Подойдут любые маломощные транзисторы с h21э не менее 100. С1 и С4 керамические (так дешевле и малогабаритней), причем С1 можно уменьшить до 0,22 мкФ. С2,С3,С5,С6 лучше взять более термостабильные пленочные (я использовал К10-17б).

Печатку я не привожу, потому что нет ее. Я делал на макетке. Получилось некрасиво, зато быстро. И работает.

 

Блок питания однополярный, трансформатор мощностью ~20 Вт, емкость фильтра 2х4700 мкФ 25В.

Поскольку монитор предназначен для концертной работы, а значит, будет работать долгое время на полной мощности (а то еще и с перегрузкой), то я добавил еще и вентилятор, который обдувает радиатор микросхемы. Он работает на вдув (и установлен прямо перед радиатором), а для выхода воздуха в нижней стенке колонки есть несколько отверстий (снизу к колонке я приделал небольшие резиновые ножки). Это плохо для звука, но хорошо для надежности – 3…5 часов работы на полной громкости, и хоть бы что!

Вот вид задней стенки монитора. Не презентабельно, но за три года работы пользы он принес много. Правда второй монитор я так и не сделал…

24.06.2007

 

Total Page Visits: 34 — Today Page Visits: 2

↑ Замена динамиков 10ГДВ2-16

Динамик 10ГДВ2-16 принципиально не может работать от 2…3 кГц, поэтому ему – только замена. Основное требование – низкая резонансная частота 1…2 кГц без выброса на резонансе. Думаю, сгодятся 2ГД-36 и 4ГД-56, но устанавливать их неудобно, поэтому я не стал ими пользоваться. Поставил Philips AD0142 с резонансом 1300 Гц, результат оказался неплох.


Это промежуточный вариант и до настройки ФИ. Понимаю, что мало у кого есть эти Филипсы, да и ставить их сюда не хотелось т. к. для них есть хорошие комплектные низкочастотники Филипс.
Но вывод таков:

вы можете использовать самые разнообразные пищалки с низкой резонансной частотой и хорошим звучанием, в том числе бумажные. В силу низкой отдачи НЧ-динамика, чувствительность пищалки будет всегда выше. Но в этом случае вам придется делать сведение полос самостоятельно, а я могу поделиться фильтрами только для динамиков, с которыми я работал.

 

↑ Китайские твитеры Alphard TW-302

Для данного бюджетного проекта не хотелось использовать пищалки у которых стоимость одной штуки была выше пары колонок, да и размеры играли важную роль. Поэтому я купил данные дешевые (но не самые дешевые) пищалки.


Интересно было послушать эти «шёлковые» купольники. «Шёлк» тут явно синтетический, нити арматуры реденькие, но материал очень мягкий упругий, резко отличается от пластиковых мембран. Корпус пластмассовый, а это погано – царапается, нет жесткости.
Заявленные параметры 8 Ом и 95 дБ оказались «китайскими» — сопротивление 4 Ома (импеданс во всей полосе частот, не просто измерено тестером), а чувствительность… Точно измерить не могу, да и не надо, по моим прикидкам 88 дБ. Есть разница с 95 дБ?.. Тем не менее, резонанс 900 Гц и 1200 Гц, звук неплохой, мембраны легко можно заменить. В общем, «третий сорт – не брак».

↑ Доработка корпуса 15АС-109


Подробно останавливаться не буду, т. к. описано много раз, остановлюсь на самом важном. Это тщательная герметизация, заливка всех стыков и щелей снаружи и изнутри. Желательна проверка с помощью программы LIMP – щели очень хорошо видны.
Желательно стамеской удалить потеки эпоксидки на лицевой панели, выровнять неровности.

Установить внутри туго распорку между передней и задней панелями. Я поставил брусок сечением 20×40 мм. Распорку ставить между отверстиями под динамики.

Под пищалки Alphard TW-302 пришлось сделать дополнительную панель с отверстием под магнитную систему, она внутри. Шурупы через отверстия в пищалке ввинчиваются в эту панель, и она притягивает головку к лицевой панели.

Под динамики вырезаны прокладки из искусственной замши. Шурупы рекомендую заменить на более современные.

Отверстия под акустические провода залить клеем, установить сзади пружинные зажимы, к сожалению, нормальные терминалы с винтовыми зажимами установить не удалось из-за недостатка места.

При желании корпус снаружи можно покрыть лаком или облагородить иным образом. Внутри корпус обязательно плотно заполнить распушенным синтепоном, но оставить проход между отверстием трубы ФИ и НЧ динамиком.

 

Вместо поганой штатной пластмассовой панели я сделал рамку из тонкого ламината и натянул на неё ткань типа «канва». Крепление рамки к корпусу через «липучку» — просто и не надо сверлить отверстия. По неопытности я поставил слишком длинные отрезки липучки и снять рамку оказалось ох как непросто!

Доработка 6 АС-2 (пассивный излучатель и новый фильтр)

Применение ПИ несколько улучшает показатели промышленного громкоговорителя 6АС-2, которым комплектуются выпускаемые серийно электрофоны «Мелодия-103», радиолы «Мелодия-104» и магни-торадиолы «Мелодия-105». К его недостаткам относятся низкий уровень звукового давления на НЧ и значительная неравномерность АЧХ по звуковому давлению в диапазоне 4-6 кГц, вызванные малым объемом ящика: всего 5 л вместо оптимального — 9 л.

Для уменьшения неравномерности АЧХ громкоговорителя 6АС-2 во всем диапазоне частот примерно до 12 дБ и снижения нижней границы этого диапазона до 50 Гц (вместо 63 Гц) в нем монтируется самодельный ПИ, который изготавливается из вышедшей из строя динамической головки типа 6ГД-6 либо 10ГД-34. Для этого с головки снимается магнитная система и срезается звуковая катушка, вместо которой эпоксидной смолой вклеивается металлический диск «3» массой около 4 г с резьбовым отверстием МЗ в центре. Конструкция ПИ показана на рис. 1. Он устанавливается в отверстии диаметром 110 мм, которое вырезается в центре задней стенки громкоговорителя 6АС-2. Для обеспечения герметичности закрытого ящика между излучателем и стенкой необходимо проложить резиновый уплотнитель, а с целью увеличения эквивалентного объема ящика корпуса — частично заполнить его ватой. Во избежание попадания ваты на диффузор и металлический диск ПИ на расстоянии 20 мм от него устанавливаются перегородки (приклеивают к корпусу любым клеем) из специального поролона, применяемого в воздушных фильтрах отечественных мотоциклов. Перегородка обладает дополнительными звукопоглощающими свойствами, уменьшающими неравномерность АЧХ громкоговорителя в диапазоне частот ниже 500 Гц. Разрез переделанного громкоговорителя показан на рис. 2.

Для уменьшения неравномерности АЧХ громкоговорителя в диапазоне частот 4-6 кГц вместо имеющегося в нем разделительного конденсатора устанавливается разделительный фильтр третьего порядка (рис. 3), частота раздела которого 4 кГц, крутизна спада АЧХ НЧ звена 12 дБ, ВЧ — 18 дБ на октаву. Катушки фильтра изготавливаются намоткой провода на круглые каркасы (рис. 4) диаметрами 65 (L1) и 44 мм (L2). Первая катушка должна содержать 156 витков провода ПЭЛ 1,3, а вторая — 107 витков провода ПЭЛ 0,72.

Переделанный громкоговоритель рекомендуется налаживать с помощью генератора резонансных частот. Для изменения резонансной, частоты ПИ в резьбовое отверстие металлического диска с наружной стороны ввинчиваются металлические винты различной длины, имеющие соответственно различную массу. При необходимости использования большой массы можно применить отрезок пруткового припоя соответствующего диаметра, нарезав на его конце резьбу МЗ. По окончании настройки винт фиксируется каплей нитроэмали и закрывается пластмассовым колпачком, изготовленным из половины шарика для настольного тенниса. Колпачок приклеивается к диффузору ПИ с наружной стороны. Об улучшении параметров громкоговорителя можно судить по рис. 5, на котором приведены АЧХ и частотные характеристики модуля полного входного сопротивления до (штриховые линии) и после (сплошные линии) переделки, измеренные по известным методикам. Одним из путей значительного улучшения звучания громкоговорителей 6АС-2 в области НЧ является замена головок 10ГД-34 новыми головками 15ГД-13 и 25ГД-32 с утяжеленными подвижными системами и более НЧ основного резонанса.

↑ Правильные фильтры АС

Часто приходится видеть, как самодельщики считают, что фильтры – это что-то третьестепенное, достаточно по аудиофильским меркам поставить один конденсатор и одну катушку максимум.
По моему глубокому убеждению, всё совсем наоборот – фильтры важнейший элемент АС, неправильные фильтры способны испортить звук любых динамиков. Фильтры первого порядка могут работать с хорошо подобранными по характеристикам парами динамиков, имеющих естественный спад на частотах раздела без горбов и выбросов. В абсолютном большинстве случаев нам трудно найти такие пары.

И еще я убежден, что быстро и правильно отладить фильтры без акустических измерений, невозможно. Пользы от любых калькуляторов – с гулькин нос, поскольку они в качестве моделей используют резисторы, хотя динамики – это непростые электромеханические системы с резонансами и другими особенностями.

Исключение – LSP CAD и только в том случае, если скормить ему результаты опять-таки микрофонных измерений.

 

Удалось добиться очень простой схемы фильтров, с минимумом стандартных номиналов (на это был особый упор).


Конденсаторы К73-16, все детали для удобства размещены на фанерке старого фильтра. Монтаж сделан акустическим кабелем сечением 1,5 квадрата.

Вот что получилось в LSP CAD


А вот результат измерений с микрофоном. Сравните.


Вот график импеданса, он нигде не опускается ниже 4 Ом, поэтому АС будут нормально работать с любым 4-х омным усилителем.


А вот что показал LIMP в ящике, где вроде бы не было явных щелей…

Ниже 300 Гц в обычной комнате из-за отражений измерения сделать трудно, поэтому они сделаны в упор.


Замер в упор доработанного динамика 25ГДН-3-4, порт ФИ заткнут. Видно, что по уровню -3 дБ нижняя частота 45 Гц. Частоту по -15 дБ, как принято измерять у промышленных колонок, найдите по графику сами. После включения и настройки ФИ удалось понизить частоту, но привести график измерений затруднительно из-за удаленности отверстия ФИ от динамика.

 

Повторяю, несмотря на низкую воспроизводимую частоту, не надо ждать такого же баса, как от S-90 из-за крошечного размера диффузора, но для тонального баланса этого хватает. С моей точки зрения, тональный баланс крайне важен.

6АС-2 — новое звучание

Эти миниатюрные АС, которыми некогда комплектовались электрофоны первой группы сложности «Мелодия-101-стерео», многие считают безнадежно устаревшими. Автор этой статьи утверждает, что они еще способны обеспечить вполне высококачественное звуковоспроизведение, для этого требуется небольшая доработка русской акустики.

В журнале «Радио» уже не раз публиковались статьи о доработке 6АС-2. Обычно она сводилась к изготовлению новых громкоговорителей на базе динамических головок, примененных в этих АС. Предлагаю радиолюбителям пойти по более экономичному и, думается, более интересному пули, попытавшись не просто избавиться от недостатков заводской конструкции, но и максимально использовать ее достоинства.

Основной дефект русской акустики 6АС-2 — сильная вибрация стенок корпуса, которая не только придает звучанию неприятную окраску, но и делает его нестерпимо «грязным». Для устранения этого недостатка нужно прежде всего удалить декоративную решетку АС, снять заднюю панель и блок головок (чтобы не сломать пластмассовое основание, рекомендуется подрезать изнутри уплотняющий слой и вытолкнуть блок сзади) и тщательно очистить детали от остатков поролона и замазки.

Все четыре стенки корпуса и плоскость задней панели с помощью клея «Бустилат» следует оклеить изнутри одним слоем линолеума с тканевой основой. Приклеивать его нужно гладкой стороной.

Рис. 1. Укрепление корпуса 6АС-2

Чтобы получить более высокие параметры, желательно механически развязать головки и корпус. Для этого укрепляют пластмассовое основание блока головок, наклеив на него с тыльной стороны накладку из жесткой пластмассы или фанеры толщиной 6… 10 мм (рис. 1).

В боковых сторонах накладки круглым напильником сделана выборка под конус диаметром 133 мм, как показано на разрезе. Окончательную подгонку делают по месту, пропилив в накладке пазы для проводов, идущих к ВЧ головке. Внутреннюю поверхность пластмассового основания промазывают толстым слоем пластилина.

 

Диаметр крепежных отверстий должен быть таким, чтобы шурупы проходили в них свободно, не касаясь накладки и основания блока головок. В корпус надо плотно вклеить фланец (рис. 2) из многослойной фанеры. По тому же эскизу вырезают и прокладку из мягкого материала (в авторской конструкции использована вакуумная резина толщиной 3 мм).

Рис. 2. Вклейка фланца в корпус 6АС-2

Под головки шурупов подкладывают шайбы из того же материала При сборке блок головок центрируют таким образом, чтобы он не касался корпуса. Степень затяжки шурупов окончательно определяют при прослушивании.

Головку 25ГДН-1-4(1 ОГД-34) подключают к УМЗЧ напрямую, как и 8 исходной конструкции, а 6ГДВ-1-16 (ЗГД-2) шунтируют резистором 5,4 Ом, в авторском варианте он составлен из четырех параллельно включенных резисторов МЛТ-2 (двух по 20 и еще двух по 24 Ом). Такой шунт не только выравнивает частотные характеристики чувствительности и электрического сопротивления головки, но и как делитель тока служит эффективным демпфером ее резонансов, включая основной.

Головка 6ГДВ-1-16 заметно подчеркивает шумовые составляющие сигнала, а с добавочными резисторами она звучит гораздо мягче.

Может показаться, что шунт будет играть роль нежелательного ФНЧ, срезающего высокие частоты по мере роста электрического сопротивления головки. Однако индуктивность головки 6ГДВ-1-16 невелика, а ее АЧХ имеет заметный подъем на верхних частотах, и в итоге звучание оказывается лучше сбалансированным. Таким образом стало возможным подключить головку через простейший фильтр первого порядка — конденсатор емкостью 8 мкФ.

Он составлен из двух конденсаторов емкостью 4.7 и 3.3 мкФ (К78 или К73-16. в крайнем случае подойдут и К73-11). Монтаж навесной, с прочной скруткой и хорошей пропайкой. Соединительные провода также желательно заменить, хотя бы на хорошие медные сетевые, но не в изоляции из ПВХ или резины.

При сборке АС места соединений промазывают пластилином и крепят блок головок. Сам корпус полностью заполняют звукопоглотителем: отрезки ватина плотно укладывают слоями. Задняя панель корпуса АС должна вставляться с небольшим усилием. Столь плотная набивка позволяет значительно ослабить резонансы и исключить бубнение звучания.

 

На время прослушивания АС устанавливают посреди комнаты или на некотором удалении от мебели и стен, которые не должны сильно отражать звук. Ставить их нужно прямо на пол, вертикально, головками вверх, с этой целью заднюю панель снабжают мягкими ножками или шипами. В такой расстановке, собственно, и состоит «изюминка»: вытянутая форма корпуса и коаксиальное расположение головок позволяют получить круговую диаграмму направленности, со всеми вытекающими отсюда преимуществами.

Стоит отметить, что параметры АС оптимизируются после 50…60 ч работы, необходимых для приработки головок; в дальнейшем при регулярной эксплуатации характеристики не ухудшаются и ежедневный «прогрев» не требуется.

Поскольку автор не имел возможности снять АЧХ АС. при ее испытаниях в присутствии группы экспертов прослушивалась грампластинка с записью синусоидальных сигналов с фиксированными частотами (ИЗМ ЗЗС 0201-02). Отмечена чрезвычайно ровная частотная характеристика, а также незаметность на слух спадов на частоте раздела СЧ и ВЧ полос (5 кГц). Спад АХЧ замечается лишь на частоте 63 Гц, а низшую эффективно воспроизводимую частоту можно оценить в 40 Гц.

Самая низкая частота, воспроизводимая без искажений, обозначена на диске как 31,5 Гц, что позволяет вполне натурально воспроизводить даже органную музыку (!).

В целом экспертами отмечено на удивление чистое тембрально точное звучание переделанных АС. Звучание 6АС-2 было признано предпочтительным всеми экспертами при его сравнении со звучанием таких известных «полочных» АС как «Rogers Studio 3», «Rogers LS3/5a», «B&W DM 302».

Главное же и решающее преимущество 6АС-2 — это ее способность передавать неповторимую индивидуальность голосов певцов и игры музыкантов.

Кстати. 6АС-2 вполне способны обеспечить в комнате объемом 50…60 м3 приближающееся к «дискотечному» звуковое давление.

Испытывались переделанные АС с усилителем мощности с обратной связью по току нагрузки (см., например, статью М. Сапожникова «Нестандартные включения микросхем в УМЗЧ» в журнале «Радио», 1998, № 2. с. 23).

Источник: Журнал «Радио», №3, 2000 год, ЗВУКОТЕХНИКА

 

↑ Прослушивание обновлённых 15АС-109

Колонки сделаны были ещё летом. Конечно, на «хиенд» они не претендуют. Сравнивались с моим самодельным трехполосным трехкорпусным вариантом на 25ГДН-3-4 с модными последовательными фильтрами, и с Tandberg 2510 (кто-то сегодня помнит эту фирму – Hi-End 70-х годов?).
Естественно, они уступают обоим. Тем не менее, после переделки колонки явно стали лучше

. Уверен, что они лучше любых заводских 15АС, S-20, S-30, всяких там кубиков и т. п. Звук ясный, чистый, по сравнению с трехполосным вариантом есть небольшая окраска, что неудивительно т. к. пищалка работает примерно от 2,5 кГц, а ниже – низкочастотник.

Обязательное условие – работа на подставке, хотя бы на табуретке. Если басы записаны на диске, они есть и в колонке, если в записи басов нет, то и колонки их не воспроизводят. Для нормального уровня громкости в комнате достаточно мощности до 4 Вт на канал. «Сибилянты не раздражают.»

В целом колонки играют достаточно ярко, но не назойливо. Тональный баланс по сравнению с вышеуказанными колонками смещен несколько вверх.

Малый размер позволяет их ставить даже на компьютерный стол. Колонки весьма тяжелые, что является скорее достоинством.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *