С П РА В О Ч Н О Е Р У К О В О Д С Т В О У С И Л И Т Е Л И М…

Ресиверы и усилители Naim Audio

 

  • Изображение
  • Текст
  • Содержание

С П РА В О Ч Н О Е Р У К О В О Д С Т В О

У С И Л И Т Е Л И М О Щ Н О С Т И

Р О С С И Ю

 

  • Cодержимое
  • 1 Соединения 1.1 Аналоговые соединительные аудиокабели
  • 1.2 Акустические кабели
  • 2 Сеть питания
      2.1 Схема разводки проводов
  • 2.2 Предохранители оборудования
  • 2.3 Неразборная вилка
  • 2.4 Сети питания и кабели
  • 3 Общая установка
      3.1 Установка оборудования
  • 3.2 Включение
  • 3.3 Начало работы
  • 3.4 Радиопомехи
  • 3.5 Угроза молнии
  • 3.6 Неисправности
  • 3.7 Обслуживание и обновления
  • 4 NAP 500 – установка и эксплуатация
      4.1 Общие примечания по подключению
  • 4.2 Примечания по защите
  • 4.3 Кабели и разъемы для подключения динамиков
  • 5 Подключение NAP 500
      5.1 Усилитель NAP 500, подключенный к NAP 500PS
  • 6 NAP 300 – установка и эксплуатация
      6.1 Общие примечания по подключению
  • 6.2 Примечания по защите
  • 6.3 Кабели и разъемы для подключения динамиков
  • 7 Подключение NAP 300
      7.1 Усилитель NAP 300, подключенный к NAP 300PS
  • 8 NAP 250 – установка и эксплуатация
      8.1 Общие примечания по подключению
  • 8.2 Примечания по защите
  • 8.3 Кабели и разъемы для подключения динамиков
  • 9 Подключение NAP 250
      9.1 NAP 250 – разъемы на задней панели
  • 10 NAPV 145 – установка и эксплуатация
      10.1 Общие примечания по подключению
  • 10.2 Примечания по защите
  • 10.3 Кабели и разъемы для подключения динамиков
  • 11 Подключение NAPV 145
      11.1 NAPV 145 – разъемы на задней панели
  • 12 NAP 200 – установка и эксплуатация
      12.1 Общие примечания по подключению
  • 12.2 Примечания по защите
  • 12.3 Кабели и разъемы для подключения динамиков
  • 13 Подключение NAP 200
      13.1 NAP 200 – разъемы на задней панели
  • 14 NAP 155 XS – установка и эксплуатация
      14.1 Общие примечания по подключению
  • 14.2 Примечания по защите
  • 14.3 Кабели и разъемы для подключения динамиков
  • 15 Подключение NAP 155 XS
      15.1 NAP 155 XS – разъемы на задней панели
  • 16 NAP 100 – установка и эксплуатация
      16.1 Общие примечания по подключению
  • 16.2 Примечания по защите
  • 16.3 Кабели и разъемы для подключения динамиков
  • 17 Подключение NAP 100
      17.1 NAP 100 – разъемы на задней панели
  • 18 Технические характеристики
  • 19 Декларация соответствия
  • 20 ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
  • Усилитель мощности Naim NAP 250 DR

    Серьёзные разработчики аудиотехники подобны спортсменам – чтобы удерживаться на должном уровне, им приходится постоянно работать над улучшением ранее достигнутых результатов. Для компаний, которые изначально создавали свои аппараты без компромиссов, выкладываясь на всю катушку, это особенно непросто.

    Сейчас уже можно говорить если не о прорыве, то уж точно — о серьёзной модификации классической конструкции.

    Впервые усилитель мощности NAP 250 увидел свет в 1975 году, и быстро приобрёл статус культового. И сейчас в объявлениях можно найти предложения самых ранних версий этой модели, и цена в течение уже многих лет не опускается ниже 800 – 1000 фунтов. Согласитесь, что для транзисторного усилителя это уникальная ситуация.

    За 40 лет схемотехника NAP 250 не претерпевала серьёзных изменений – наращивалась энергетика блока питания, использовалась более современная элементная база. Сейчас уже можно говорить если не о прорыве, то уж точно — о серьёзной модификации классической конструкции. Она стала возможной благодаря решениям, найденным в ходе проектирования суперусилителя Naim Statement. Как мы уже знаем, для этого тяжеловеса по спецзаказу выпускаются мощные транзисторы NA009N, и они же используются в выходных каскадах NAP 250 DR. Чем же хороши эти полупроводники и какая от них выгода? При их проектировании основное внимание уделялось эффективному охлаждению кремниевого кристалла при больших токах коллектора. Соответственно, кристалл имеет большую площадь и закреплён на толстой медной подошве, которая при монтаже прижимается к внешнему радиатору охлаждения. Но не напрямую, а через 3-миллиметровую изолирующую прокладку из специально разработанной теплопроводящей керамики (на фото их видно, это прослойки белого цвета). Столь большая толщина была выбрана для снижения ёмкости между коллектором и заземлённым радиатором. В целом конструкция позволила снизить т.н. тепловые искажения транзисторов, которые, в конечном итоге, влияют на динамические и частотные характеристики всего усилителя. А кроме того — получить выходную неискажённую мощность 80 Вт на 8 Омах всего от одной пары выходных транзисторов, что, как считают инженеры Naim, положительно сказывается на микродинамике и тонкой нюансировке. Кроме того, NA009N подбираются в пары с высокой точностью. Напомню, что Naim принципиально не использует комплементарные выходные каскады из-за невозможности обеспечить идеальный баланс плеч при работе на реальном сигнале.


    Мощные транзисторы NA009N, выпускаемые специально для Naim, устанавливаются через толстые прокладки из теплопроводящей керамики.

     

    Ещё одно решение, позаимствованное у Statement – стабилизаторы напряжения на дискретных элементах. Оно-то и обусловило литеры DR в названии модели – Discreet Regulation. Ранее в усилителях Naim применялись интегральные стабилизаторы, которые тщательно отбирались из большой партии по уровню шумов. И даже такая селекция не позволила получить желаемый шумовой порог, от которого зависит динамический диапазон усилителя. Каскады предварительного усиления в NAP 250 DR питаются от фирменных стабилизаторов, где опорное напряжение задаётся малошумящими стабилитронами с т.н. скрытым переходом (в оригинале — buried Zener). Результат – в 30 раз меньше помех и пульсаций на шинах питания, чем в предыдущей 250-й модели.

    В любом разумном диапазоне мощностей оконечник сохраняет выверенный музыкальный баланс с чрезвычайно богатым и плотным спектром.

    Фирменный дискретный регулятор Naim отличается крайне низким уровнем шумов.

    Конструкция усилителя, в общем, та же – плоский тороидальный трансформатор занимает почти половину внутреннего объёма, радиатор выходных транзисторов передаёт тепло на корпус, собранный из толстых алюминиевых листов. Вход один, на стандартном разъёме XLR, на контакты которого подаётся сигнал правого и левого каналов. Выходы на акустику – утопленные в панель аппаратные гнёзда, принимающие только наконечники типа «банан».

    Последний раз мы слушали систему из компонентов Naim в сентябре прошлого года. В ней была связка из усилителя NAP-300 и акустики Ovator S600 и, помнится, я сетовал на склонность «Оваторов» укрупнять звуковые образы и отнёс это на счёт излучателей BMR (Balanced Mode Radiator), работающих в относительно небольшом помещении. На этот раз Ovator S400 были установлены в зале площадью около 40 метров, и сцена строилась совсем по-другому, но с некоторыми характерными особенностями, о которых я расскажу ниже. На первом этапе хотелось было понять, как усилитель справится с озвучиванием такого пространства. Хотя, наверное, лучше сформулировать так: какие качественные показатели будут принесены в жертву ради создания необходимого звукового давления? Собственно, главная особенность NAP 250 DR как раз в том, что характер его звучания не зависит от уровня громкости. Лишь за пределами комфортного уровня можно услышать лёгкую «звенящую» окраску в верхней середине, но где она возникает – в усилителе, акустике или самом помещении – уже понять невозможно. В любом разумном диапазоне мощностей оконечник сохраняет выверенный музыкальный баланс с чрезвычайно богатым и плотным спектром. Цифровые файлы разного разрешения воспроизводились с компьютера и флэшек через потоковый плеер/предусилитель NAC-N272, а жанровый диапазон охватывал джаз, симфоническую классику, рок, блюз, прогрессив, этнику и массу промежуточных стилей. И в каждом отдельном случае обсуждать хотелось скорее саму музыку, чем особенности и способ её воспроизведения. Конечно, качество контента сильно варьировалось, да и цифровой тракт до NAC-N272 был далёк от идеала – но общая подача была исключительно верной именно с музыкальной точки зрения. Даже в убогих, пережатых оцифровках чувствовалась какая-то жизнь, и как раз количеством этой самой жизни фонограммы и различались.

    По формальным критериям оценить звучание усилителя гораздо проще. Он уверенно держит акустику, не позволяя ей особых вольностей в нижнем диапазоне. Бас немного гулкий, но опять же живой, не пересушенный. Недостатка мощности не чувствуется, хотя 2 х 80 Вт для такого помещения – впритык. Атака в меру быстрая, отдельные удары в быстрых сериях не сливаются. Разрешение в верхнем диапазоне достаточно высокое, чтобы выявить все недостатки цифровых источников и их подключений. Для NAP 250 DR предварительный тракт нужно буквально вылизывать – этот усилитель требует соответствующего по классу окружения. Именно поэтому в нашем случае музыка с флэшек, вставленных непосредственно в порт USB на лицевой панели NAC-N272, часто звучала интереснее, чем переданная с ноутбука по длинному кабелю.

    Даже в убогих, пережатых оцифровках чувствовалась какая-то жизнь, и как раз количеством этой самой жизни фонограммы и различались.

    Теперь о звуковой сцене. Благодаря широкой диаграмме направленности «Оваторы» способны плотно заполнить сцену в большом помещении, но поскольку мембраны BMR воспроизводят большую часть рабочего диапазона, они склонны притягивать к себе виртуальные источники в сцене. Этот эффект можно свести к минимуму, подобрав правильный угол направления на точку прослушивания. Но это совсем не высокая плата за главное преимущество – отсутствие временных и фазовых погрешностей в СЧ и ВЧ областях, что даёт ощущение слитного, натурального звучания. Но, в свою очередь, такая акустика требовательна к качеству усиления. Интермодуляция, зажатость, жёсткость спектра – всё это будет выявлено с беспощадной ясностью. И с этой точки зрения NAP 250 DR для акустики с высоким разрешением – оптимальный партнёр.

    Редакция благодарит компанию Round Audio за помощь в проведении прослушивания.

    Naim NAP 250 DR

    Производитель: Naim Audio Ltd. (Великобритания)

     

    www.naim-audio.ru

    Номинальная выходная мощность (на нагрузке 8 Ом: 2 х 80 Вт || Пиковая выходная мощность: 400 Вт || Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ): 3 — 50000 Гц || Усиление по напряжению: 29 дБ || Минимальное сопротивление нагрузки: 2 Ома || Входное сопротивление: 18 кОм || Потребляемая мощность в режиме молчания: 25 Вт || Габариты: 432 х 87 х 314 мм || Масса: 15,8 кг || Цена: 468445 руб.

    Для NAP 250 DR предварительный тракт нужно буквально вылизывать – этот усилитель требует соответствующего по классу окружения.

    КОМПОНЕНТЫ

    • Потоковый плеер/предусилитель Naim NAC-N272 с блоком питания XPS
    • Акустические системы Naim Ovator S400
    • Кабели: цифровой van den Hul MC Triaxial
    • акустические Naim NAC A5
    • сетевые Naim Power-Line

    поделиться

    Tags: NaimVan den Hul

    Возвращение к музыке

    Объяснений этому явлению можно привести множество, например, за ощущение драйва тоже отвечают определенные искажения, и их нехватка с непривычки может заставить слушателя выкручивать громкость выше, чем требуется. Но как уже неоднократно приходилось убеждаться, устройства Naim выигрывают на длинной дистанции. Несмотря на ощущение общей сглаженности, инструменты читаются на редкость дифференцированно, а слитность и ритмичность от этого не страдают. Аранжировка остается единым целым, поток звука увлекает слушателя, что произошло и со мной. Прослушав больше половины диска, я поймал себя на том, что просто сижу и слушаю музыку, вместо того чтобы анализировать работу системы.


    Аппарат любой другой фирмы будет смотреться здесь «белой вороной»

    Звучание этого аппарата совершенно не утомляет, что располагает к длительному прослушиванию, и чем дольше он играет, тем больше нравится. Вначале он увлекает множеством нюансов и деталей, недоступных другим, а затем слушателю открывается самая суть произведения — подобно тому, как буквы и слова в интересной книге спустя какое-то время превращаются в визуальные образы.

     


    Многожильные кабели Burndy не просто доставляют питание к усилителю. Они объединяют оба блока в одно устройство

    Способность NAP 300 DR разбирать фонограмму на отдельные инструменты лучше всего продемонстрировал альбом Swans «Love of Life». В этой записи звучит множество параллельных партий, исполняемых однотипными тембрами. Naim распутал эту аранжировку как никто другой. Все, что хотел подчеркнуть звукорежиссер, включая избыточную обработку вокала, усилитель продемонстрировал в неизменном виде, абсолютно без потерь. Описанные свойства проявлялись с обоими комплектами АС, разве что у Neat вокал получился многограннее, а DALI вернули альбому исходную яркость.

    Остаться в системе

    В данном случае два корпуса — это не пара моноблоков, как некоторые могли подумать, а двухканальный усилитель мощности и блок питания 300 PS, соединенные специальными кабелями. Характерный для всех аппаратов Naim внешний облик, собственный стандарт разъемов, система коммутации и разводки «земли» оставляют очень мало шансов любому компоненту фирмы (даже такому независимому, как усилитель мощности) оказаться в составе какой-то другой сборной системы. Поэтому и прослушивание NAP 300 DR проводилось в комплекте, состоящем из техники Naim.

    В качестве источника выступал сетевой проигрыватель Naim NDX, подключенный к Naim DAC кабелем QED Reference BNC. В качестве предварительного усилителя в системе работал NAC 252, а улучшение питания для него и ЦАПа обеспечивали SuperCap и XPS соответственно. Сетевое напряжение поступало по кабелю Shunyata Research Cobra, а за остальные соединения отвечали фирменные кабели Super Lumina. Звучало все это поочередно через колонки Neat SX5i и DALI Epicon 8.

     

    От admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *