Моделью колонки послужили акустические системы с лабиринтом Akai SW-30 JET ROAD SYSTEM.

 

В Японии, откуда родом эти колонки к природным ресурсам относятся очень бережно, все упаковочные ящики из досок, что попадались мне, служили только для доставки грузов. Изготовить что – либо из них невозможно – из древесины выжато всё. По консистенции она похожа на высушенную репу с длинными волокнами внутри. Эти ящики были всегда соединены или специальными древесными саморезами с большим шагом и крупной резьбой, или специальными винтовыми гвоздями – обычные не держались.

Так вот, стенки Акаевских колонок из тонких склеенных дощечек толщиной 9 мм. На фотографии хорошо виден скол в нижнем левом углу. Внутри был установлен широкополосный динамик (тот, что позже переехал в корпус Fostex 103 Sigma) мощностью всего 5 Ватт (10 Ватт RMS). При воспроизведении музыки стенки ходили ходуном, и это несмотря на многие внутренние перегородки! Ещё одна проблема лабиринтов с выхлопом на задней стенке заключается в том, что их надо ставить к стене дома не ближе полуметра. То есть при размерах 140х365×260мм они не могут быть истинно полочными.

Базовые функции каналов звука

  • Фронтальные колонки воспроизводят основной сигнал
  • Тыловые создают объем
  • Сабвуфер добавляет в общую звуковую картину низкие частоты (басы)

Главное назначение центрального канала — воспроизведения диалогов. Он должен обеспечить четкость и распознаваемость речи в общей картине звуков. Центральный канал также работает при реализации эффектов объемного звучания, когда необходимо подчеркнуть нахождение источника звука перед зрителем или для плавного перехода звучания между фронтальными каналами.

 

Фронтальные правая и левая колонки

В системе домашних кинотеатров фронтальные правая и левая колонки предназначены для воспроизведения основного звукового сопровождения видеоряда и обеспечивают реалистичное звучание. Помимо прямой функции воспроизведения аудио дорожки, фронтальные колонки обеспечивают также ряд стереоэффектов, таких как синхронизация звука с движущимся изображением на экране. Помимо этого, фронтальные колонки расширяют звуковое сопровождение, воспроизводя закадровые спецэффекты. В конце концов, именно фронтальные правая и левая колонки Вашей акустической системы являются правым и левым каналами для воспроизведения музыки в режиме стерео.

На что обращать внимание

  1. Тип колонок. И напольные, и настольные колонки – все они прекрасно справляются с задачей фронтальных колонок. Напольные колонки более громоздкие и занимают больше места, но зато обеспечивают лучшее воспроизведение низких частот. Настольные колонки не дают так много басов, зато более компактны.
  2. Соответствие аудио характеристик. Удостоверьтесь, что Ваши правая и левая фронтальные колонки звучат согласованно с остальными колонками акустической системы, особенно с центральной.
  3. Взаимодействие с экраном. Телевизоры с кинескопом чувствительны к колонкам, стоящим рядом с ними. Поэтому удостоверьтесь, что Ваши фронтальные колонки не оказывают никакого влияния на изображение на экране.

Размещение центральной колонки кинотеатра 5.1, 7.1


Акустическая система 5.1
Центральный канал необходимо размещать как можно ближе к видимому на экране источнику звука на оси относительно первичного положения сидения. Этот момент важен с психологической точки зрения, поскольку реалистичность передачи человеческой речи возрастает при совпадении расположения изображения и громкоговорителя. Оптимальная установка высокочастотного динамика на уровне / на уровне головы. Но в зависимости от положения видеодисплея или экрана проекции это не всегда возможно.

Советы по установке

  • При использовании акустически прозрачного проекционного экрана лучше устанавливать динамик на высоте уха за экраном.
  • В случае размещения громкоговорителя ниже или выше экрана рекомендуется ставить его под углом по направлению к голове слушателя. Конструкция корпуса напольных колонок обычно предполагает направление на слушателя.
  • Для подъема громкоговорителя над уровнем пола можно использовать подставки
  • Всегда размещайте громкоговоритель как можно ближе к экрану, как спереди, так и сзади.
  • Если вы встраиваете акустику в мебель, необходимо выровнять передний край с уровнем кромки мебели чтобы исключить чтобы исключить искажения.
  • Для точного определения угла наклона динамика, в случае размещения динамика выше или ниже экрана, можно использовать обычную лазерную указку

 

 

Диаметры спинномозгового канала


Центральный канал спинного мозга имеет сагиттальный и фронтальный диаметры, площадь сечения которых изменяется с возрастом. От 20 до 40-50 лет эти параметры у здоровых людей практически не изменяются, в старшем возрасте они начинают уменьшаться из-за естественных дистрофических изменений.

 

В первую очередь в большинстве случаев происходит сужение переднезаднего размера латеральных углублений в области поясницы. При слишком быстром и неконтролируемом процессе уменьшение диаметра может влиять на защитные функции позвоночника.

Сагиттальный размер

Фронтальный диаметр не имеет столь важного диагностического значения, как сагиттальный. Последний определяет величину позвоночного канала и измеряется в переднезаднем направлении по обе стороны плоскости разреза. Знание параметров сагиттального сечения помогает врачам вовремя заметить стеноз и начать его лечение.

Сагиттальный размер может быть также слишком большим, что указывает на механические повреждения позвоночника. Они могут быть причиной дегенеративных процессов во всех элементах системы.

К параметрам сагиттального сечения относят:

  • в поясничном отделе на 4 позвонках нормальным будет размер от 15 до 25 мм;
  • в шейном и грудном отделе размер может отклоняться на несколько мм в большую сторону;
  • при значении в 13 мм врачи начинают подозревать патологические изменения;
  • при показателях в 10 мм требуется хирургическое вмешательство.

Даже при сужении 12 мм симптомы у пациента могут отсутствовать.

Количество полос

Наиболее распространена трехполосная схема реализации центральной акустической системы с 4 динамиками: высокие (ВЧ-твиттеры) и средние частоты(СЧ) по центру, два низкочастотных(НЧ) по краю. Эта конструкция позволяет получить лучшую диаграмму направленности при условии горизонтального расположения. Именно поэтому используется два НЧ динамика.

Для двухполосной схемы используется 3 динамика: один ВЧ и два СН/НЧ по краям.

Иногда используется четырехполосная схема из пяти громкоговорителей.

Какое количество полос лучше

При прочих равных условиях (качестве проектирования, материалов, исполнения) чем больше полос, тем лучше. Но при этом она будет стоить дороже, а разница в звучании не всегда заметна. Трехполосные динамики более оптимальны, так как там за воспроизведение НЧ и ВЧ отвечают разные громкоговорители.

 

Как подключить центральную колонку

Подключить колонку довольно просто. У любого современного многоканального АВ-ресивера (начиная с 5.1) есть отдельная клемма для подключения канала. Обычно она обозначается – Center Speaker.

МЕТОДОЛОГИЯ ПОИСКА И ОПТИМАЛЬНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ГРОМКОГОВОРИТЕЛЕЙ

Андрей Смирнов Журнал «Стерео-Видео» №11/ноябрь/2010

Произвольное расположение акустических систем и пренебрежение акустической обработкой помещения, как правило, приводит к значительному искажению и окраске звучания исходной фонограммы. Правильная расстановка фронтальных громкоговорителей помогает снизить негативное влияние отражений звука от ограждающих поверхностей комнаты. Кроме того, от расположения АС зависят основные параметры виртуальной звуковой сцены (soundstage). Расположение фронтальных громкоговорителей

Акустические системы, размещенные в замкнутом пространстве музыкальной комнаты прослушивания или домашнем театре, акустически взаимодействуют с ограждающими конструкциями стен, пола и потолка. Это приводит к возникновению целого ряда негативных акустических явлений и дефектов, таких как: — собственные резонансы помещения (возбуждаются в большей или меньшей степени в зависимости от месторасположения АС); — SBIR-эффект (Speaker Boundary Interference Response) значительно искажает АЧХ громкоговорителей в НЧ диапазоне; — эффект гребенчатой фильтрации на НЧ/СЧ (зависит от взаимного расположения в комнате громкоговорителей и слушателя); — порхающее эхо (возникает между внутренними плоскопараллельными поверхностями комнаты). Существует довольно много различных методов поиска оптимального расположения основных громкоговорителей. Но практический опыт показывает, что для обеспечения сбалансированной звуковой сцены фронтальные громкоговорители не должны располагаться на равном расстоянии от боковых стен. При этом, расстояния от громкоговорителя до фронтальной стены и ближайшей боковой стены должны быть разными и соотноситься в определенной пропорции (Золотое Сечение, правило 1/3-1/5 и т.п.). Теоретические расчеты месторасположения АС, которые выполняются с помощью специальных программ или инженерами-акустиками, как правило, очень близки к оптимальным для заданных конкретных условий, но являются только достаточно удачной «стартовой позицией» для дальнейшего определения оптимального расположения динамических фронтальных громкоговорителей. Но наилучшие результаты могут быть получены только после фактического прослушивания, поскольку в реальных условиях существует множество факторов, которые невозможное учесть. Это касается, например, музыкальных предпочтений слушателя. В общем случае, расположение громкоговорителей «обычным» способом (близко к задней стене) приводит к усилению звучания низких частот за счет ухудшения четкости звуковых образов и разбалансированности (размытия) звуковой сцены. Приближение громкоговорителей друг к другу может создать более четкие звуковые образы, но при этом субъективно воспринимаемый размер звуковой сцены уменьшается. В целом, необходимо размещать громкоговорители таким образом, чтобы избегать возникновения выраженных пиков или провалов АЧХ в области НЧ в зоне прослушивания. Помимо реализации принципа Золотого сечения, в профильной литературе достаточно часто рекомендуют либо «правило 1/3» либо «правило 1/5». То есть, расстояние от громкоговорителей до стены, находящейся за ними, должно составлять или 1/3 или 1/5 от общей длины комнаты. Самое главное, что необходимо для нахождения наиболее удачного варианта размещения громкоговорителей — это терпение. Правильная установка АС требует достаточно много времени и многократного сравнивания звучания для различных вариантов размещения АС.
Несколько практических советов:
1. Первая задача, которую необходимо решить, это вычисление оптимального положения громкоговорителей относительно фронтальной стены. Начните с изучения звучания Вашей системы при определенной пространственной локализации громкоговорителей, т.н. «стартовой позицией». «Стартовой позицией» могут служить, например, рекомендации Джорджа Кардаса (https://www.acoustic.ua/Article_208.html) или результаты расчетов месторасположения АС из акустического проекта, если Вы предварительно воспользовались услугами инженера-акустика (рис 1) или Ваш собственный опыт. Слушайте музыку некоторое время (это может потребовать несколько дней) стараясь запомнить все нюансы звучания и обращая внимание на особенности звуковой сцены, её глубину, ширину и высоту. Обращайте внимание на кажущийся размер виртуальных образов исполнителей и музыкальных инструментов.

Рис.1 Рис.2

Затем установите громкоговорители очень близко к фронтальной стене, и постарайтесь услышать все особенности звучания системы при этом расположении АС. После этого послушайте музыку, выдвинув громкоговорители в комнату на большее расстояние по сравнению с тем, которое было определено «стартовой позицией» (рис 2). Постарайтесь сравнить отличия в звуковой сцене и вашем восприятии музыки для каждого из трёх положений. Для определения оптимального месторасположения фронтальных громкоговорителей необходимо поэтапно перемещать АС (назад-вперед) в пространстве между двумя крайними положениями. Это может потребовать достаточно много времени, на протяжении ряда дней, а в результате, возможно, громкоговорители окажутся всего в нескольких сантиметрах от исходной «стартовой позиции». Не удивляйтесь, если оптимальная позиция АС (оптимальная только для Вас) не совпадет точно с рекомендациями Джорджа Кардаса или результатами акустических расчетов инженера-акустика. Рекомендации специалистов только дают правильное направление движению Вашей мысли, но окончательное решение формируется в Вашей голове.

2. Следующим этапом будет определение расстояния от фронтальных громкоговорителей от боковых стен. Однозначно, это расстояние не должно быть равным расстоянию от АС до фронтальной стены, поскольку это приведет к значительной неравномерности АЧХ и «бубнению» басов. Методика определения оптимального расстояния от фронтальных громкоговорителей до боковых стен подобна методике, использовавшейся в первом случае (рис 2). Послушайте звучание АС в «стартовой позиции». После этого послушайте музыку, полностью придвинув громкоговорители к боковым стенам, а затем сдвинув их, близко друг к другу. Постарайтесь сравнить отличия в звуковой сцене и вашем восприятии музыки для каждого положения. Вы быстро почувствуете, что изменяется в звучании системы, когда вы сдвигаете и раздвигаете громкоговорители. Увеличение расстояния между АС и приближение их к боковым стенам добавляет басы, но делает их менее артикулированными. В свою очередь, сближение громкоговорителей может уменьшить ширину стереопанорамы до «размеров телевизора». Во время проведения этого эксперимента необходимо учесть два момента. Во-первых, если на боковых стенах в комнате смонтированы звукопоглощающие панели для коррекции ранних отражений, необходимо убедиться, попадают ли абсорберы в площадки первых отражений, когда громкоговорители перемещаются ближе к стенам. Во-вторых, необходимо учитывать, на сколько развернут громкоговоритель к слушателю. В общем случае, чем ближе друг к другу расположены АС, тем меньше они должны быть повернуты внутрь. Это немного усложняет выбор оптимального расположения, потому что для создания максимально реалистичной звуковой сцены, необходимо изменять оба указанных параметра одновременно. Рекомендуется поступить следующим образом.: Измерьте расстояние от плоскости расположения АС до слушателя. Затем отметьте условную точку, которая является половиной этого расстояния позади головы слушателя на оси помещения. Например, если громкоговорители находятся в 3 метрах от слушателя, отметьте точку, находящуюся в 1,5 метрах позади слушателя. Все время направляйте громкоговорители на эту точку, когда будете изменять их положение по отношению к боковым стенам. Хотя и существуют громкоговорители, для которых определенный таким образом угол поворота не является наилучшим, для большинства видов громкоговорителей этот метод вполне подходит. Методика, которая является наиболее эффективной, заключается в том, что сначала громкоговорители располагают ближе друг к другу, чем они должны быть расположены в «стартовой позиции». Затем необходимо постепенно раздвигать их, при этом, изменяя угол их разворота таким образом, чтобы сохранить их направленность на условную точку, расположенную за слушателями (см. описание выше). Для определения расположения громкоговорителей по отношению к боковым стенам лучше всего слушать вокал, он должен звучать точно между громкоговорителями. По мере того, как громкоговорители раздвигаются к боковым стенам, вокал будет становиться менее определенным, и, в конце концов, может показаться, что он доноситься из двух отдельных динамиков, а не из воображаемой точки между ними. Это значит, что громкоговорители разнесены слишком далеко друг от друга, и расстояние между ними необходимо уменьшить. Подбор оптимального расстояния между громкоговорителями и угла их разворота может оказаться достаточно трудоёмким процессом и потребовать много итераций. Но в результате этой кропотливой работы будет получена звуковая сцена, обладающая реалистичной глубиной, высотой и шириной, а музыкальные образы будут иметь реальный размер и четко локализоваться в пространстве. Расположение громкоговорителя центрального канала

Как правило, громкоговоритель центрального канала располагается прямо напротив слушателя. При использовании в акустической аппаратуре современных звуковых процессоров, расстояние от громкоговорителя центрального канала до слушателя не является слишком важным параметром. Но есть ряд особенностей, которые следует учитывать. Во-первых, звук, воспроизводимый громкоговорителем центрального канала, должен сосредотачиваться в районе экрана, даже если экран не располагается строго между двумя фронтальными громкоговорителями. Центральный канал — канал диалога, он связывает в единую звуковую картину звучание фронтальных АС и обеспечивает привязку диалогов к происходящему на экране. Зрителю должно казаться, что диалог доносится от говорящих людей, а не из другого места. Конечно, рекомендуется, чтобы телевизионный экран был расположен по центру между двумя главными каналами, но это не всегда возможно. Большинство громкоговорителей центральных каналов ограничено в плане воспроизведения низких частот. Размещение таких громкоговорителей относительно фронтальной стены не является очень принципиальным. Если громкоговоритель центрального канала все-таки обладает полнодиапазонной АЧХ, рекомендуется устанавливать его на таком же расстоянии от фронтальной стены, что и основные громкоговорители (в случае звукопоглощающей отделки фронтальной стены эта рекомендация может пертерпеть изменения). Во-вторых, следует избегать размещения центральных громкоговорителей слишком высоко или слишком низко. Интенсивные отражения звука от пола или потолка могут ухудшить четкость звучания центрального канала. Если не получается избежать расположения центрального канала вблизи пола или потолка, необходимо акустически обработать звукопоглощающими материалами пол или потолок соответственно, чтобы уменьшить интенсивность ранних отражений.

 

Расположение тыловых громкоговорителей

Сначала необходимо определиться с тем, какого типа громкоговорители будут использоваться в каналах окружающего звучания — дипольные или прямого излучения. рекомендует для воспроизведения саундтреков к видеофильмам устанавливать в задней части помещений домашних кинотеатров дипольные громкоговорители. В общем случае это хороший совет для больших помещений, в которых предусмотрено размещение более 8 зрительских мест.

Дипольные АС имеют преимущество в плане создания равномерного звукового поля, поскольку они воспроизводят звук в двух направлениях одновременно, при этом громкоговорители в данной системе работают в противофазе. Маловероятно, что кто-то из зрителей окажется в области прямого звука диполя. В первую очередь дипольные громкоговорители создают объемное звуковое поле в тыловой части домашнего театра (рис 3).

Иногда в тыловых каналах домашних кинотеатров применяют биполярные громкоговорители, у которых громкоговорители в работают синфазно (рис 4).

Рис.3 Рис.4

Громкоговорители прямого излучения, более подходят для малых помещений домашних кинотеатров, вмещающих небольшое количество человек. Их преимущество состоит в том, что они могут обеспечить в задней части кинотеатра более сфокусированную звуковую сцену. После того, как Вы определитесь с типом громкоговорителей окружающего звучания, необходимо их правильно расположить в тыловой части помещения. Легче всего размещать дипольные громкоговорители. Если в домашнем кинотеатре предполагается один ряд, предназначенный для размещения зрителей, то центр диполя должен располагаться прямо напротив этого ряда. Если предусмотрено два ряда, то центр диполя должен располагаться между рядами, сдвинутый назад от первого ряда примерно на 2/3 расстояния между рядами. Диполи могут монтироваться либо на потолок, либо на стены. Предпочтительнее установка на стены, при этом диполь должен располагаться на уровне ушей зрителей или немного выше (до 15 град.). При использовании дипольных громкоговорителей рекомендуется выполнять диффузно отражающую звук отделку тыловой части домашнего театра. Это значительно усиливает эффект от использования канала окружающего звучания. Если Вы выбрали для домашнего кинотеатра громкоговорители прямого излучения (рис.5), то это может обеспечить более качественные тыловые эффекты. Но в этом случае громкоговорители нельзя располагать слишком близко к зрительским местам. Громкоговоритель прямого излучения является точечным и четко позиционируемым источником звука, особенно для слушателя, который расположен к нему достаточно близко. Для такого слушателя тыловой громкоговоритель может звучать слишком громко, и будет скорее раздражать, нежели служить источником создания специальных звуковых эффектов. Хорошим решением может стать их размещение около потолка и далеко позади зрителей (если позволяют размеры помещения).

Рис.5

Следует быть осторожным, располагая полнодиапазонные громкоговорители прямого излучения близко к углам комнаты, поскольку это может вызвать высокую неравномерность звукового поля в области НЧ.

 

Расположение сабвуфера

Cабвуфер является самым трудным для определения месторасположения громкоговорителем. Дело в том, что качественное звучание сабвуфера сильно зависит от пропорций помещения, расположения в комнате предметов интерьера, слушателей и, собственно, от места расположения самого сабвуфера. Существует достаточно много методов и способов поиска оптимального месторасположения сабвуфера, описать даже часть которых просто нереально в рамках одной статьи. Приведем лишь несколько наиболее общих аспектов взаимодействия сабвуфера и комнаты: • Наихудшее место для расположения сабвуфера это центр комнаты. • Наиболее неудачна для качественного воспроизведения басов квадратная форма комнаты. Если у Вас есть возможность выбирать комнату для домашнего театра, избегайте помещений с кратными размерами. • Приближение сабвуфера к стенам приводит к увеличению баса в комнате. • Максимум басов можно получить, разместив сабвуфер в углу комнаты. Но учтите, что при этом будут возбуждаться все нежелательные комнатные резонансы. • Приближение слушателя к стене также приводит к увеличению интенсивности восприятия низких частот. Но при этом может наблюдаться высокая неравномерность АЧХ на НЧ. В зависимости от положения слушателя может проявляться «бубнение» или, наоборот, «вялость» баса. • «Настройка» расстояния между диваном и стенами, а также определенная установка сабвуфера относительно угла комнаты, почти всегда будет полезна для получения глубокого баса с более гладкой частотной характеристикой для нескольких зрительских мест в комнате. • Добавление второго сабвуфера не решает проблему стоячих волн, но может уменьшить неравномерность АЧХ в низкочастотном диапазоне и «бубнение» фонограммы в достаточно широкой зоне прослушивания. При установке сабвуферов вдоль фронтальной стены выбирайте разные расстоянияи по отношению к боковым стенам. Например, 1/3 ширины комнаты для одного сабвуфера и 1/5 для другого. • Старайтесь не устраивать домашний театр в комнатах с бетонными стенами, полом и потолком, в которых практически невозможно избежать «размытия» баса. Если это невозможно, то выполните дополнительные каркасные облицовки стен листами гипсокартона, ДСП или фанеры. Это обеспечит некоторое низкочастотное поглощение звука. Чтобы избежать нежелательного переизлучения звука дополнительными облицовками, их необходимо акустически задемпфировать (в этом случае необходимо проконсультироваться с инженером-акустиком). Необходимо отметить, что все вышеописанные подходы в первую очередь предназаначены для самостоятельного «домашнего использования» энтузиастами звука. Методы оптимизации расположения АС в комнатах прослушивания и студийных помещениях, которые используют инженеры-акустики в своей практике, более сложны и требуют специальных программно-аппаратных стредств, например, оригинальных программных комплексов RoomSizerR или RoomOptimizerR принцип действия которых основан на результатах теоретических исследований. Поиск оптимального расположения акустических систем процесс достаточно кропотливый. Но он является очень мощным инструментом акустической настройки помещения и может привести к удивительным результатам на пути поиска верного звука

Разновидности исполнения

Тонкие подвесные

Для установки подвесных колонок не нужны никакие опорные конструкции. Они монтируются на стены или подвешиваются к потолку, если есть такая возможность. Тонкий корпус не слишком выделяется на стене, чтобы не выходить из плоскости экрана телевизора.

Встраиваемые

Этот вариант установки позволяет скрыть акустику, максимально гармоничным способом слить ее с предметами мебели и общим направлением дизайна интерьера. Такой вариант можно рассматривать на этапе проектирования помещения под домашний кинотеатр.

Полочные

Обычно это массивные громкоговорители, с несколькими динамиками, рассчитанные на использование в крупных помещениях. Установки они не требуют — их просто надо поставить на полку и подключить к выходу ресивера. Такие акустические системы имеют высокую мощность.

Краткие рекомендации:

  1. Выбирать центральные громкоговорители стоит из одной линейки с фронтальными. Классический вариант сначала подбираем фронт, потом центр. Можно выбирать сначала центр, а под него фронт, особенно с учетом того, что не все линейки акустических систем имеют исполнение центральных громкоговорителей.
  2. Габариты и размер громкоговорителей зависит от доступного места.
  3. В зависимости от акустической прозрачности экрана выбираем колонку с установкой за экраном или под (над) ним.
  4. Колонка должна соответствовать выбранному дизайну помещения.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *