как оцифровать винил, оцифровка винила в домашних условиях
Проигрыватель винила
Виниловый диск

 

Стыкуем проигрыватель с компьютером

Если ваш проигрыватель произведен еще в ссср, то с вероятностью в 99% в качестве разъема там стоит 5-ти штырьковой тюльпан. Если это так, то потребуется изготовить/купить переходник с советского тюльпана на стандартный сегодня jack 3.5.

 

как оцифровать винил, оцифровка винила в домашних условиях

Предположим, что таковым вы уже обзавелись. Замечательно, теперь соединяем виниловый проигрыватель с линейным входом вашего компьютера. Если у вас ноутбук или нетбук, то втыкаемся в микрофонным вход.

Не будем сильно грузиться качеством преобразования. Это отдельная большая тема. Одним из основных аспектов оцифровки является качество вашей звуковой карты. Поэтому если качество звука вас не удовлетворит стоит задуматься о более солидной звуковухе.

Если на вашем проигрывателе присутствуют какие либо регуляторы тембра, то необходимо выставить их в среднее положение, дабы исключить их влияние. Регулятор громкости, при его наличии лучше выставить на максимум.

 

Если проигрывателем давно никто не пользовался то не лишним будет покрутить туда сюда несколько раз все регуляторы, дабы избавиться от возможного плохого контакта и сопутствующего ему хруста. Так же по стробоскопу стоит убедиться что правильно выставлена скорость вращения.

Стробоскоп — это светащийся треугольничек и специальные отметки на торце диска. Если скорость установлена правильно, то отметки, нанесенные на диск под пластинкой будут “стоять” на месте, если нет — будут ехать. В таком случае необходимо отрегулировать скорость вращением регулятором.

как оцифровать винил, оцифровка винила в домашних условиях

Если вы используете микрофонный вход, то не стоит устанавливать громкость выше 100% — шуметь будет ужасно. Лучше попробовать произвести запись и оценить результат.

Если громкость будет слишком задранной, то будет возникать клиппинг, т.е. подрезание записи сверху и снизу. В таком случае громкость следует опустить до уровня пока клиппинг не прекратится. Имейте ввиду, у винила, особенного у старого очень большой динамический диапазон, т.е. размах громкости между самым тихим и громким звуками.

 

Перед оцифровкой пластинку желательно очистить от пыли и прочих загрязнений. О том как это сделать описано в статье: Как следует правильно хранить и мыть виниловые пластинки

Теперь нужна программа для записи и последующей небольшой обработки записи. В моем случае в этой роли выступит Audacity, которая бесплатна и имеет все функции полноценного аудиоредактора.

 

 

Заблуждения о виниле (HA Wiki)

Винил всегда звучит лучше, чем Audio CD

Как говорится далее, несмотря на горы аргументов, не существует технически доказанных преимуществ винилового носителя перед Audio CD. Запись на виниловой пластинке может звучать лучше своего CD эквивалента только в исключительно редких случаях. И это далеко не означает преимущество первого метода.
Многие люди предпочитают прослушивание виниловых пластинок цифровым форматам, в т.ч. Audio CD. Большинство причин, по которым это происходит, абсолютно не связаны с объективным качеством звучания, и относятся скорее к «тактильным» особенностям винила, его специфическому звучанию, субъективным ощущениям. Всё это превращает прослушивание винила в некий ритуал. Другие, по различным причинам, предпочитают слушать CD. Нет ничего плохого в предпочтении винила аудиокомпактам, т.к. предпочтения эти в большой степени зависят от элементов эмоциональной сферы, субъективного восприятия и зачастую не имеют какой-либо технической подоплеки.

Винил требует более качественного мастеринга записей и физически неспособен воспроизводить сверхкомпрессированные записи предназначенные для CD

Мастеринг в значительной степени может повлиять на качество звука — ухудшить его или улучшить. Одна обработка предназначена для уменьшения фоновых шумов, другая изменяет динамический диапазон. Есть много различных техник мастеринга, которые влияют на звучание.

Есть известные случаи, когда для мастеринга винила и Audio CD использовались различные мастер-записи. Один из примеров — «Icky Thump» от The White Stripes. Конечно, также зафиксировано много случаев, когда одни и те же мастер-записи использовались как для винила, так и для Audio CD. Фактически, если вы покупаете альбом, выпущенный на виниле в последние два десятилетия, логично предположить, что мастеринг будет не лучше, чем на CD (если нет четких доказательств обратного). Альтернативный мастеринг для винила стоит денег и является одним из наиболее дорогостоящих этапов выпуска записи. Очень часто производители верят, что достаточно записать мастер-запись для CD на виниловый носитель, а он автоматически, сам по себе обеспечит превосходное звучание.

Технические детали, лежащие в основе этого мифа, следующие. Резаки, используемые для создания металлической болванки-матрицы с лаковым покрытием, представляют собой электромеханические устройства, похожие по принципу работы на динамик, которые управляются очень мощным усилителем (несколько сотен ватт). На большой скорости нарезки, при высоком уровне записи, катушка режущей головки может сгореть, так же, как горит катушка динамика при слишком большом токе. Кроме того, алмазная игла резака может получить необратимые повреждения или сломаться. Этот момент жестко ограничивает максимальный уровень записи для винила.

Очень высокая выходная мощность необходима для нарезки дорожек с большим ускорением. Ускорение при одинаковой амплитуде больше для высокочастотных сигналов. Современные мастер-записи для CD, содержащие большое количество клиппинга и компрессии (из-за использования ограничителей — лимитеров) содержат большее количество высоких частот, чем ранние мастер-записи. Вообще, увеличение воспринимаемой громкости записи — будь-то с с использованием нормализации или лимитирования/компрессии — неминуемо увеличивает мощность потребляемую резаком.

В дополнение к этому, во время проигрывания игла звукоснимателя имеет определенные ограничения на дорожки, по которым она может следовать. Картриджи могут перемещаться по дорожкам, ширина которых (измеряемая в микронах) не превышает предельную, которая, в свою очередь, зависит от частоты. Например, картридж может следовать по дорожке шириной 300 мкм при 300 Гц, и всего 50 мкм при 20 кГц. Это также накладывает свои ограничения на ускорение и скорость записи.

 

Самый очевидный способ преодоления этих трудностей — это просто уменьшить уровень громкости мастер-записей. Существуют многополосные ограничители, которые динамически занижают ВЧ составляющие записи, чтобы снизить потребляемую мощность записывающей головки.

Поверхность грампластинки во время проигрывания разогревается до нескольких сотен градусов и перед повторным проигрыванием трека необходимо подождать как минимум несколько часов — пока пластинка остынет

Точные измерения показывают, что температура звукоснимающей иглы во время проигрывания — 150-260 градусов Цельсия. Очевидно, температура самой пластинки примерно равна температуре окружающей среды, за исключением места контакта с иглой — иначе пластинка бы просто расплавилась. Повторное воспроизведение трека непосредственно после его окончания внесет лишь немного больше искажений в сравнении с первым проигрыванием. Этот эффект считается временным и проходит примерно через 10 минут.

Повторное проигрывание (не важно, через какие промежутки времени) повышает риск необратимого повреждения. Само собой, имеет место изнашивание пластинки при каждом проигрывании. Не существует никаких достоверных данных, подтверждающих, что беспрерывное повторное воспроизведение более изнашивает запись, чем проигрывание с перерывами .

При правильном проигрывании виниловых пластинок щелчки отсутствуют

Треск и щелчки часто не слышны во время проигрывания песни, при условии хорошо сохранившейся записи, и не должны отвлекать от процесса прослушивания. Нет никаких доказательств существования записи, которая бы воспроизводилась без каких бы то ни было щелчков и треска. Они вносятся практически на каждом этапе производства — от нарезки болванки и штамповки пластинок до воспроизведения включительно. Таким образом, некоторые щелчки уже впрессованы в саму запись.

Иногда треск является следствием статического разряда во время проигрывания. Однако, этот эффект может быть легко устранен.

По причине недостатка доказательств существования записей без треска и учитывая технические особенности, снижающие вероятность этого практически до нуля, очень похоже, что не существует записи, в которой полностью отсутствуют щелчки.

Винил превосходит CD, т.к. способен воспроизводить боле высокие частоты и тем самым избавляет от влияния антиалиасинговых фильтров

Записывающие/воспроизводящие способности винила достигают частот в 50 — 100 кГц. Доказательством этого прежде всего является квадрофоническая система CD4, в основе которой лежало использование диапазона 30-45 кГц (здесь хранилась информация, используемая для восстановления дополнительных каналов). Тем не менее, точность передачи высоких частот у винила значительно варьируется. Неравномерность в 5-10 дБ (или даже более) в диапазоне 20 кГц — далеко не редкость для многих записей.

Проигрывание ультразвуковых частот совершенно не гарантируется. Для многих ММ-картриджей (Moving Magnet cartridge) резонансные пики определяются нагруженным фонокорректором и собственными резонансными частотами подвеса кантилевера, которые ограничивают передачу частотного диапазона сверху.

 

Изнашивание дорожек проявляет себя быстрее на более высоких частотах. Однако, для современных звукоснимателей это не большая проблема.

Редко когда (если такое вообще бывает) ультразвуковое содержимое винила сохраняется. В звукозаписях эти частоты, если и существуют, то обычно представляют собой маломощный шум создаваемый электрическим оборудованием и носителями данных используемыми во время записи, микширования и мастеринга. Хотя некоторые инструменты способны воспроизводить низкие по уровню обертона в ультразвуковом диапазоне, на виниле они могут присутствовать только при том условии, что каждое отдельно взятое устройство и носитель, используемые в процессе записи, микширования и мастеринга были способны их передавать — что имеет место крайне редко, даже в современных записях, т.к. среднестатистический микрофон или микшер разрабатываются для передачи лишь слышимого диапазона частот. Даже если обертона были сохранены на всем пути до мастеринга включительно, оборудование для нарезки моно и стерео болванок обычно включает в себя НЧ фильтр — чтобы избежать перегрева резака ультразвуковыми колебаниями.

И наконец, вдобавок ко всему этому, просто-напросто нет научного доказательства того, что частоты выше предельных для CD 22 кГц являются слышимыми для какой-либо из известных групп людей, или же что эти частоты способны для кого-то повлиять на восприятие слышимого диапазона. Нет также никаких доказательств, что влияние антиалиасингового фильтра способно восприниматься человеком.

Винил превосходит цифровую запись, т.к. аналоговый сигнал, снимаемый с пластинки, в точности повторяет исходный, в то время как цифровой сигнал квантуется на «ступеньки»

Кодирование с помощью ИКМ (используемое для CDDA и DVD-A) сохраняет аудиоданные в виде квантованных значений. Аналоговый сигнал не имеет измеримого временного или амплитудного разрешения.

ИКМ иногда представляют себе в виде сигнала зубчатой, ступенчатой формы. Это лишь частично правильно: аналого-цифровое преобразование обязательно включает в себя схему анализа и аппроксимации, усреднения амплитуды в промежутках между моментами семплирования. Цифро-аналоговое преобразование выполняет те же самые действия, генерируя прямоугольный сигнал, но этот сигнал в дальнейшем неминуемо поступает на дополнительные сглаживающие фильтры. Фактически, выходные семплы АЦП рассматриваются как точки на изображении сигнала; выход ЦАПа представляет собой гладкую кривую, совершенно не содержащую в себе ступенек. К тому же, современные АЦП и ЦАП микросхемы разработаны таким образом, что всевозможные шумы в процессе преобразования, если не полностью исключаются, то находятся намного ниже порога слышимости, это приводит к высочайшей корреляции между входным и выходным сигналом.

С помощью ИКМ можно закодировать временные промежутки любой, сколь угодно малой длинны. Промежуток в 1 мкс или менее — вполне достижим. Теоретический минимум — здесь.

При правильной реализации (с использованием дезеринга) квантование (16- или 24-битное) добавляет в запись лишь небольшой широкополосный шум, не шум квантования. Т.к. этот специальный шум (dither) обычно ниже уровня шумов звуковой аппаратуры и порога слышимости вообще, он не воспринимается.

В то же время, аналоговая форма представления имеет много слышимых и подлежащих измерению недостатков, включающих в себя гармонические искажения, шум и интермодуляционные искажения. И эти искажения определенно выше, чем у цифровой формы представления, включая CD.

 

Проще говоря, хотя использование цифрового формата и требует квантования сигнала, другие факторы играют в обеспечении качества воспроизведения куда более важную роль.

Винил имеет большее разрешение, чем CD, потому как его динамический диапазон для наиболее слышимых частот выше, чем у CD

Динамический диапазон виниловых носителей, измеряемый как отношение амплитуды синусоидального сигнала к амплитуде составляющей шума, имеющей ту же частоту, составляет что-то около 80 дБ. Теоретически, в идеальных условиях, он может достигать 120 дБ. Динамический диапазон CD при правильном использовании дезеринга и оверсемплинга, с учетом частотной зависимости, составляет около 150 дБ. Ни при каких условиях (в пределах разумного конечно), учитывая большее техническое несовершенство и физические ограничения винилового носителя, динамический диапазон винила не превышает динамический диапазон CD — на любой частоте. Больше — на Hydrogenaudio.

Если прикрепить монетку к звукоснимателю, это улучшит качество воспроизведения

Подвижность картриджа зависит от механических параметров конструкции тонарм—игла. Добавление веса звукоснимателю (и подстройка противовеса для компенсации) увеличивает эффективную массу тонарма и уменьшает его резонансную частоту. Если резонансная частота (которая измеряется с помощью тестовой записи) чрезмерно высокая — 15-20 Гц — дополнительный вес может улучшить воспроизведение, сместив резонанс за пределы слышимого диапазона. В противном случае, это лишь ухудшит подвижность звукоснимателя.

Если игла даже немного согнута, картридж испорчен и должен быть заменен

Изгиб иглы приводит к её некорректной направленности, что может проявится в виде слышимых искажений. В редких случаях это может привести к повреждению записи. Картриджи собираются вручную и непременно имеют отклонения в своей конструкции, лежащие в допустимых пределах. Нет совершенно ровных игл. Тем не менее, если игла в новом картридже оказалась значительно изогнута, лучше его вернуть.

Проигрыватели с ременным приводом лучше, чем с прямым

Ременной привод значительно проще реализовать, усовершенствовать, и, возможно, легче починить. Хорошо сконструированные прямые приводы имеют допуски такие же, или даже лучшие, чем качественные ременные приводы.

Субъективные утверждения о лучшей музыкальности и качестве звучания ременных приводов являются очень спорными и не подтверждаются большинством слушателей.

Ременные приводы занимают на рынке свою полку только по причине невысокой стоимости.

Двигатели с прямым приводом, как правило, служат очень долго (некоторые оригинальные модели SL-1200 до сих пор не требуют ремонта). Ременному же приводу периодически надо менять ремни, при чем, в них используются шумные двигатели того же ценового диапазона, что и в прямых приводах.

 

Существует распространенное заблуждение, что прямой привод будет «охотится» за нужной скоростью (имеется ввиду автоподстройка с использованием ООС) и тем самым вызовет слышимые изменения скорости. В действительности, эта гипотеза не имеет под собой никаких оснований.

Считается, что прямые приводы лучше показывают себя при динамическом трении иглы, за исключением очень некачественных прямых приводов или высококачественных ременных.

Существуют случаи выявления прямых приводов низкого качества.

Тонармы проигрывателей с прямым приводом как правило значительно дешевле, чем тонармы идущие в комплекте с ременным приводом той же ценовой категории.

Source (english)

Информация от спонсора

Московские переезды: переезд офиса, квартиры, дачи, дома. Перемещение промышленного, полиграфического, медицинского и другого оборудования.

Оцифровка винила

Чтобы оцифровать винил ставим пластинку на положенное ей место. Запускаем проигрыватель и включаем на компьютере запись, нажав на красный круг. Для записи будет создана новая дорожка и, если все хорошо, то вы увидите спектр записываемых звуков.

Запись не пошла?

Если же этого не произошло, то вероятно проблема заключается в том, что в системных настройках звука выключен микрофонный вход либо убрана его громкость.Другой может быть неправильно выбранное аудиоустройство входа в настройках Audacity. Так же причина может крыться в проблемах с драйверами на звуковую карту.

 

Итак, сигнал записывается. Отрегулируйте громкость так, чтобы она не выходила за пределы дорожки. Не бойтесь, если он кажется вам слишком маленькой — доусилим после записи.

Запускаем запись на компьютере, включаем вертушку. Для того, чтобы остановить запись нажимаем на прямоугольник (стоп). Отлично, мы оцифровали винил. Теперь давайте выровняем громкость и слегка почистим ее от лишнего.

Постобработка

Выделаем всю запись, выбираем Эффекты→Нормировка. Настройки эффекта оставляем как есть по умолчанию.

В принципе после этого можно экспортировать запись в удобный формат и слушать ее. Но мы пойдем немного дальше. Как видно из картинки, у моей записи присутствуют резкие выбросы, которые громче основного сигнала да и один канал немного жирнее другого.

Удаляем шум

На записи наверняка будет присутствовать некоторый постоянный шум. Поэтому начать обработку записи стоит с небольшой очистки от шума. Для этого выделяем участок шума, заходим Эффекты→Подавление шума:

и нажимаем ‘создать модель шума‘. После выделяем всю запись заходим в тот же эффект и жмем ОК. После чего лучше повторить нормировку.

Удаление щелчков

Так или иначе на пластинку наверняка попали различные пылинки, либо по воле какихто других потусторонних сил на ней появились различные щелчки, которых в записи быть не должно. Поэтому заходим в Эффекты→Удаление щелчков

Настройки желательно подобрать так, чтобы щелчки удалялись максимально, но без ущерба записи. Вот так выглядит запись после удаления щелчков.

 

Конечно пичков стало поменьше, но к сожалению ушли не все. Особо тяжелые случае можно вылечить вручную.

Для этого приближаем запись в районе пика, и выделяем его. Программа могла просто не понять что это щелчок, как например в данном случае:

С ним можно поступить двумя путями. Первый вариант: зайти в Эффекты→Усиление сигнала и установить там например -6 дБ. Если этого вам покажется мало, то можно и -12дБ поставить.

Вариант второй — сровнять пик с землей. Длительность пика ничтожна и никакой разницы с ним и без него вы просто не расслышите. Поэтому просто заглушаем его в ноль.

Для этого в панели инструментов есть специальная кнопочка:

Так же комбинацией Ctrl+R аудасити применит последний использованный эффект с выбранными настройками.

Удаление шума с записей на магнитной ленте

Когда производится оцифровка записи с магнитофона с помощью Wave Corrector, фильтр-шумоподавитель включается в процесс автоматически, конечно, с возможностью отключения. Мы будем рассматривать удаление шума в отдельно взятом файле, содержащем оцифрованную музыку с кассетника.

Перед тем как открыть файл, кликните кнопку Auto Scan Options на панели инструментов:

 

Это нужно для того, чтобы выбрать оптимальные настройки для обработки оцифрованной записи с ленты или же с винила. В данном случае устанавливаем флажок Tape (когда будем устранять треск – поставим флажок Vinyl). И для первого раза установим настройки по умолчанию – кликнем кнопку Restore Defaults, затем ОК:


Теперь можно открыть нужный файл. Для этого кликаем на кнопке с динамиком на той же панели инструментов, выбираем из выпадающего списка тип файла (как уже отмечалось, это wav, flac или ape), и кликаем на выбранном файле. Если это не wav-файл, он декодируется, а после открытия автоматически запустится фильтр-шумоподавитель:

Файл можно воспроизвести, нажав на клавишу пробела, повторное её нажатие прервёт воспроизведение. При этом в строке состояния внизу отображается надпись Playing… Corrected. Это значит, что прослушивается обработанная запись. Для прослушивания оригинала кликнем по этой надписи, она превратится в Playing… Original и будет воспроизводиться исходный файл (без снижения шума).

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *