В статье описывается мой опыт клонирования легендарного УНЧ QUAD 405
-2. Клон получился ближе к оригиналу, нежели варианты Решетникова, Солнцева и венгерский.
QUAD 405
выпускался промышленно в Британии в 70-е годы и получил высокую оценку, вплоть до эпитета «легендарный». Вообще, от конструкций
QUAD
веет минимализмом. Поэтому их сложно назвать бескомпромиссными, хотя качество звука, на мой вкус, от минимализма не пострадало. На выходе поставлена «псевдокомплементарная» пара, т. к. в те времена нормальные кремниевые мощники были только NPN-типа.

 

Новый кит!

Ребяты, забирайте:
Полный комплект на 2 канала Project-9 «QUAD CLONE»
. Всего в кит вошло
45 позиции, 168 деталей,
заводские печатные платы есть отдельно.

↑ Предыстория

Поиски собственного звука начались для меня достаточно давно и продолжаются ныне. Начинал я с интегральных УНЧ (микросхемы), продолжаю на «рассыпухе». «Рассыпуха» более сложна в повторении и настройке, но она и звучит лучше. Это утверждение касается только тех схем, которые я собрал и отслушал, насчет всех остальных говорить не берусь. Так вот, в поисках звука я пробовал разные варианты как с нашего портала так и из других уголков великой Сети. Мною были попробованы: • 160 Вт УМЗЧ с компенсацией нелинейности. Доработанный усилитель В. Короля • УМЗЧ Холтона на полевых транзисторах • венгерский вариант QUAD 405
• Усилитель на N-канальных полевиках А. Никитина он же Creek 4240

 

↑ Я склонировал китайский клон. Китайцы, плачьте!

Последним вариантом был увиденный мной на E-bey китайский кит «QUAD 405-2
». Цена, да еще с доставкой, при зарплате простого электрика показалась мне великоватой. Я решил пойти другим путём! Необходимо найти фотографию платы со стороны дорожек. Порыскав на том же ибее я её нашел.

Кстати, эта плата все-таки немного отличается от оригинальной:


Фото оригинального QUAD
в выходном каскаде (ВК) применены транзисторы от Sanyo 2SD1047
в корпусе ТО-3РВ, в раскачке стоят
TIP42 °C
(хотя более желательно применять
BD242
от Philips); отсутствует перемычка посередине платы, она разведена дорожкой по контуру платы. Тем самым китайцы облегчили наш труд, т.к изготавливая первый свой вариант Венгерской версии
QUAD 405
я достаточно намучался с поиском уголка и изготовлением из него переходника на радиатор.

Здесь же всё намного получилось проще: только я зашел на хозяйственный рынок, на втором лотке мне бросился в глаза алюминиевый уголок 40×30×4 мм длиной 20 см (на 2 радиатора нужно 184 мм). Я его тут же прикупил недорого.

 

Итак вернемся к плате. Фото платы было найдено

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

и отредактировано т. к. плата была сфотографирована под углом. Затем фотка была выставлена шаблоном в программе Sprint Layout 5.0, заданы размеры платы и пошла обрисовка. Плата была с точностью повторена. Переведена ЛУТом на подготовленный текстолит, и вытравлена.

Приятно отметить, что все детали (см. спецификацию в файлах) доступны и недороги. Мне удалось быстро всё купить у местных продавцов в моём городе.

Придя домой, начал всё запаивать, предварительно гнуть ноги резисторам на самопальной деревянной оправке. Для каждого канала я подбирал маломощные транзисторы на тестере. После запайки всех компонентов, кроме транзисторов на радиаторе, необходимо подготовить переходной уголок.

Среди профессионалов и любителей давно известна схема мощного HI-FI усилителя «Quad 405». По своему звучанию он приближается к ламповым усилителям, но отличается несколько большим коэффициентом гармонических искажений.

Часто коэффициент гармонических искажений неправильно называют коэффициентом нелинейных искажений, что не совсем верно, так как нелинейные искажения это сумма двух компонентов — гармонических и динамических нелинейных искажений.

Известно, что современные мощные усилители, собранные на транзисторах и интегральных схемах, обладают малым уровнем гармонических нелинейных искажений, которые уменьшаются путем введения глубокой общей отрицательной обратной связи. Оказывается, такое построение схем, как и в ламповых усилителях, «губительно» в отношении «гармонических нелинейных искажений», но позволяет при использовании транзисторов и микросхем минимизировать также коэффициент динамических нелинейных искажений. Поскольку методы уменьшения гармонических и динамических нелинейных искажений взаимно противоположны, обычно в современных усилителях находят компромиссный вариант, результатом которого является элементарное заключение профессиональных музыкантов и «слухачей», что усилитель похож на ламповый и имеет очень хорошее звучание.

Такой эффект реализован в схеме, разработанной британской фирмой Acoustical Manufacturing Company еще в середине 70-х годов прошлого века.

Принцип реализации схемы подробно описан в [1]. Первая информация в радиолюбительских HI-FI кругах о «Quad 405» появилась через некоторое время в [2]. Статья написана О.Решетниковым и озаглавлена «Снижение искажений в усилителях мощности». Схема (рис. 1) структурно повторяет базовый «Quad 405», но имеет меньшую выходную мощность и низкую чувствительность по входу.

Рис. 1 Схема усилителя Решетова

Технические характеристики усилителя О.Решетникова следующие:

  • номинальная полоса частоты пропускания при неравномерности ±1 дБ, Гц 20…20000;
  • номинальная выходная мощность на нагрузке 8 Ом и коэффициенте гармонических искажений 0,02%, Вт 30;
  • максимальная выходная мощность на нагрузке 4 Ом, Вт 45;
  • чувствительность при номинальной выходной мощности, мВ 200;
  • уровень собственных шумов, дБ 75.

Транзисторы VT9, VT12, VT15, VT16 устанавливаются на радиаторе площадью 900 см2 и изолируются слюдяными прокладками. Интересно, что «Quad 405» и его модификации работают в режиме класса В.

В начале 1983 г. в журнале «Радио» была опубликована схема О.Решетникова с подробным описанием [3].

В венгерском радиолюбительском журнале «Radiotechnika» [4] была опубликована версия «Quad 405» с использованием распространенных микросхем µА709С и LM101/201/301, обычно не применяемых в традиционной HI-FI аппаратуре.

По своим техническим характеристикам эта версия наиболее близка к английскому прототипу:

  • выходная мощность на нагрузке 8 Ом, 100Вт;
  • коэффициент гармонических искажений Кг 0,007%;
  • чувствительность по входу для Рвых = 50 Вт, 50мВ.

'Рис.

Схема венгерской версии усилителя «Quad 405» приведена на рис. 2, печатная плата — на рис. 3, а расположение элементов — на рис. 5. На рис. 4 показана конструкция катушек L1…L3.

При использовании микросхемы типа µА709С резистор R9 заменяется перемычкой, а резистор R11 из схемы исключается. При использовании микросхемы LM301 номинал R9 — 220 Ом, R10-1,8кОм, R11 — 1,8 кОм, а элементы R19, С9, С5 из схемы исключаются.

Следующая публикация на тему «Quad» появилась в журнале «Радио» — автор Ю.Солнцев [5]. Усилитель имеет чувствительность по входу 200 мВ, а выходную мощность — 70 Вт на нагрузке 4 Ом. Новым в этой разработке явилось следующее:

  • включение на выходе комплементарной пары мощных транзисторов по схеме Дарлингтона;
  • применение устройства защиты акустических колонок.

Рис. 7 Вариант схемы Ю. Солнцева

Схема представлена на рис. 6. С подробным описанием этой схемы можно ознакомиться в [5] и [6]. Вместо ОУ К574УД1А можно использовать TL071 или LF357.

Эта схема с кратким описанием была также опубликована и в [7].

В журнале «Радио, телевизия» [1] была опубликована схема с небольшими изменениями, по которой был собран стереофонический усилитель. Конструкция подтвердила технические параметры, приведенные в [1].

Базовая первоначальная модель усилителя «Quad 405/405-2» изготовлена по схеме, приведенной на рис. 7.

'Рис.

'Рис.

'Рис.

В оригинале была приведена таблица заменяемости элементов и допустимые отклонения номиналов. R2 — сопротивлением 10 Ом, мощностью 5 Вт-5% разделяет сигнальную «землю» от силовой «массы». В оригинале катушки L1 и L2 намотаны на оправке диаметром 8 мм в два слоя проводом ПЭЛ 0 1…1.5 мм и имеют индуктивность L1 — 3…3.3 мкГ, L2-22…24мкГн. На рис. 8 приведен чертеж печатной платы, а на рис. 9 — монтажная схема усилителя.

Автор собрал и испробовал венгерский (рис.2 [4]) и британский (рис.7 [8]) варианты с уменьшенным напряжением питания (±30 В) и пониженной мощностью — 45 Вт. При измерении технических характеристик различие оказалось минимальным. В схеме на рис. 7 коэффициент нелинейных искажений был несколько ниже, чем в схеме рис. 2.

Автор продолжает работу над схемами моделей «Quad 520» (мощность 250 Вт, RH — 8 Ом) и «Quad 606» (Pвых = 350 Вт, RH ~ 8 Ом), используя в этих конструкциях мостовую схему построения выходного каскада.

Инженер К. Прибойски — проводил эксперимент с «Quad 520» с использованием ОУ типа LF357 и транзисторов KD503 в выходном каскаде. Эксперименты подтвердили высокие технические характеристики при выходной мощности до 250 Вт.

В 1989 г. в России была выпущена книга «Функциональные узлы усилителей высококачественного звуковоспроизведения» [11] авторы Д.Атаев и В.Болотников, где приведена еще одна русская версия усилителя «Quad 405», которая максимально приближена к оригиналу [9].

Автора интересуют любые разработки «Quad 405», а также материалы, опубликованные в различной литературе.

Автор выражает благодарность ст.н.с. II ст. д-ру инж. М. Шаферски и ст.н.с. II ст. д-ру инж. Т. Страшимиро-ву за неоценимую помощь в подготовке материала для данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лолов П. Висококачествен краен усилвател. — Радио, телевизия, електро-ника, 1998, №11, С.10…13.
  2. 2. Решетников О. Снижение искажений в усилителях мощности. — Радио, 1979, №12, С.40…42.
  3. Радиоежегодник, 1983, С.93…101.
  4. Radiotechnika, 1983, №9 (Венгрия).
  5. Солнцев Ю. Высококачественный усилитель мощности. — Радио, 1984, №5.
  6. Солнцев Ю. Высококачественный усилитель мощности. Возвращаясь к напечатанному. — Радио, 1984, №12, С.44…46
  7. Млад конструктор, 1988, №9,10.
  8. Приложение подготовлено А. Янакиевым
  9. Walker, P. J. Current dumping audio amplifier, Wireless World, 1975, Dec. (Vol. 81, 1480).
  10. VanderKooy, J., S. P. Lipshitz. Current dumping does it really work?, Wireless World, 1978, June (Vol. 84, 1510).
  11. Black, H. US Pat 1, 689, 792, 9th Oct. 1929.
  12. Атаев Д.И., Болотников В.А. Функциональные узлы усилителей высококачественного звуковоспроизведения.- М.: Радио и связь, 1989.
  13. Quad 405. Current Dumping Amplifier. Instruction book.

Радиолюбитель №8 2001г.

↑ Система охлаждения QUAD

Я делал это так: порезал уголок на два куска длиной 92 мм, потом приложил их к плате и разметил 2-а отверстия по углам платы, просверлил и прикрутил уголки к платам. Далее гнём выводы транзисторам, вставляем их в посадочные места и размечаем отверстия под крепеж. Такое дело я произвел с 4-мя транзисторами на плате. Далее просверлил уголок нарезал резьбу. Так как мой уголок был предварительно чем-то зеленым покрашен, я обработал его наждаком на ровной поверхности и заодно вывел точную плоскость для крепления с двух сторон.


Потом начинаем всё это дело собирать воедино: мажем термопастой с одной стороны слюдяную прокладку и прикладываем её к радиатору намазанной стороной, мажем теплоотвод транзистора и устанавливаем его в отведенные для него отверстия в плате прикручиваем через плоскую шайбу к радиатору в случае с 2SD1047
. При монтаже
TIP42 °C
всё тоже самое, только предварительно необходимо прикупить 4 пластиковые диэлектрические шайбочки для корпусов ТО-220.

Уголки, несущие на себе транзисторы ВК прикручиваются через термопасту на бОльший радиатор. У меня он не очень большой, но достаточно массивный. При работе на средних мощностях этот радиатор разогревается до ~60 градусов.

 

Усилитель мощности Quad Elite QSP

Quad — не просто компания, а один из непререкаемых авторитетов аудиоиндустрии, долгие годы* устанавливавший стандарты звучания на основе собственных, порой уникальных решений. Её основатель, Питер Дж. Уокер, был личностью настолько неординарной, что это не могло не отразиться и на его разработках. А идеи были настолько передовыми, что актуальны и по сей день.

Впрочем, если говорить об усилителях, то их нестандартная схемотехника объяснялась сугубо рациональными причинами. Дело в том, что самым культовым изделием Quad считались электростатические громкоговорители ESL63. Они стали настоящим прорывом в области электроакустики, но имели одну особенность — из-за повышающего входного трансформатора их импеданс в рабочем диапазоне частот колебался от 2 до 33 Ом. Для совместной работы нужен был усилитель, способный справиться со столь нестабильной и в придачу реактивной нагрузкой. И решение было найдено — в ламповых моноблоках QUAD II Уокер перенёс выходные трансформаторы из анода мощных тетродов в катод и завязал их перекрёстной обратной связью. Это кардинально снизило выходное сопротивление усилителя, а глубокая ООС сделала его мало зависимым от частоты. Именно поэтому связка ESL63 с оконечником на KT66 стала настоящей классикой жанра, символом британского Hi-Fi. И кстати, очень ценится современными любителями винтажа.

Наступила транзисторная эпоха, электростаты уже не выпускались*, но задача создания усилителя, способного работать со сложной акустикой, оставалась как нельзя более актуальной. В 1968-м появляется первая Solid State модель — Quad 33, а в 1976-м, пожалуй, самая спорная конструкция за всю историю аудио — оконечник Quad 405. В нём впервые применялся принцип Current Dumping (дословно — «сброс тока»), но из-за невысокого качества полупроводников того времени, в частности, входного операционного усилителя LM301, реализовать все преимущества идеи Уокера не удалось. Тем не менее она оказалась настолько многообещающей, что её подхватили и стали использовать другие производители. Если вы зайдёте на англоязычный e-bay и в разделе бытовой электроники запросите Quad-405 DIY Kit, наверняка получите с десяток предложений по наборам для самостоятельной сборки этого усилителя. Инновация явно опередила своё время, и воплотить её в железе надлежащим образом удалось лишь в более поздних моделях — 606 и 909.

Дальнейшее развитие схемотехника Current Dumping получила в оконечнике Quad Elite QSP (Quad Stereo Power), который мы сегодня будем слушать. Его блок-схема показана на рис. 1. Суть идеи в том, что в каждом канале на самом деле два усилителя — один работает в классе А, а другой — в классе B, а их выходное напряжение складывается в нагрузке. Первый отличается великолепной проработкой нюансов и деликатным звучанием на малой громкости, а второй контролирует акустику и выдаёт в неё максимальный ток при минимальных искажениях. Балансируется схема мостом, состоящим из элементов Z1 — Z4. Общая отрицательная обратная связь в ней отсутствует, вместо неё — две петли местного значения.

Главное отличие Elite QSP от предыдущих реализаций Current Dumping — в применении элементной базы аудиофильского класса и повышенной выходной мощности. Современные транзисторы способны работать при значительно более высоких напряжениях без риска для надёжности аппарата. Результат — 140 Вт в каждом на 8-омной нагрузке при искажениях не более 0,01%. Несмотря на столь внушительный потенциал, усилитель выполнен в формате «миди» с шириной передней панели 328 мм, как и остальные компоненты серии Elite. Элементы корпуса искусно отлиты из алюминия со всеми декоративными и технологическими деталями. В центре лицевой панели лишь кнопка Standby, а вот задняя заполнена довольно плотно — на ней выключатель сети, акустические клеммы, стереовход на RCA, кнопка сброса защиты и два многоконтактных разъёма AMPBUS. По этой фирменной шине усилитель может соединяться с другими компонентами Elite, причём по ней передаются не только управляющие команды, но и аудиосигнал, в т.ч. и балансный. За счёт этого радикально решается проблема межблочных кабелей — в такой системе они просто не нужны. Оптимальное согласование обеспечивается за счёт предельно коротких связей, низкого выходного и высокого входного сопротивления шины.

Мне уже доводилось слушать компоненты Quad Elite**, но тогда в системе был 45-ваттный усилитель, что приходилось учитывать при оценке динамики. При 200 Вт на канал (наша акустика 6-омная) картина улучшается радикально — при сохранении характерного почерка усилителей Current Dumping в звучании появляется основательность, оно кажется более плотным и насыщенным. Но, как и в прошлый раз, замечу — перед первым прослушиванием усилитель нужно греть, причём в самом прямом смысле. После двухчасового прогона на приличной громкости его корпус разогревается где-то до 50 градусов, при этом верх несколько смягчается, а из баса уходит монотонность, в нём проявляется масса тональных оттенков.

Впрочем, сейчас я бы описал фирменный кводовский характер уже немного по-другому. Взять, например, сборник симфонических произведений [1], записанных разными режиссёрами совершенно разными техническими средствами. Есть безукоризненные фрагменты, а на некоторых можно заметить некоторые чисто технические огрехи. Но они совершенно не важны, сама музыка перекрывает всё, и становится понятно, почему редактор журнала «Gramophone» в феврале 1999 года выбрал именно эти произведения. При полной непохожести их объединяет способность увлечь слушателя, вызвать какие-то ассоциации, создать особенное настроение. Но ведь это возможно лишь в том случае, если в звучании ничего не раздражает, если копия звуковой картины, созданная техническими средствами, кажется нам максимально приближённой к тому, что мы считаем оригиналом. За него обычно принимают либо живое звучание инструментов, либо воспроизведение какой-нибудь понравившейся системы. Оба варианта имеют слабые стороны, но применительно к Quad можно говорить о предельно точном воспроизведении любой записи независимо от её качества и содержания. Прежде всего, это удивительная лёгкость динамических переходов. При резких перепадах звукового давления от нуля до отбоя диффузоров в картине ничего не нарушается — ни построение сцены, ни разборчивость, ни соотношение между тихими и громкими звуками.

Собственно говоря, динамическое разрешение (возможно, пора вводить и такой термин) и есть главная фишка Current Dumping. Ламповые однотактники любят за комфортное звучание на малой громкости, транзисторные — за драйв и напор, а в Elite QSP мы имеем эти качества «в одном флаконе». Китайские барабаны на диске [2] — резкие и оглушительные удары с лёгкими, воздушными колебаниями мембран в промежутках. Скрипичный концерт Сибелиуса [3] начинается с того, что оркестр постепенно возникает из ниоткуда, словно изображение на фотобумаге, и постепенно заполняет всю комнату. При этом опять же не меняется ни тембр инструментов, ни музыкальный баланс — piano сменяется forte, и кажется, будто раздвигается пространство комнаты. ?

 

* Компания основана в 1936 году.

Рис. 1. Структурная схема усилителя с Current Dumping

* Их выпуск возобновился в 2008 году, см. нашу публикацию https://www.salonav.com/arch/2008/03/076.shtml

** https://www.salonav.com/arch/2010/12/052.htm.

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  • Gramophone, Editor’s Choice. February 1999. Подборка классических произведений, записанных в разное время на разных студиях
  • «Burmester Vorfuhrungs CD III». GEMA, 1996. Набор композиций, позволяющих субъективно оценить основные качества аудиосистемы
  • Jean Sibelius, «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995. Уникальная запись 4D, т.е. сигнал оцифровывался уже в микрофонном предусилителе

При перепадах звукового давления от нуля до отбоя диффузоров характер звуковой картины практически не меняется

КОМПОНЕНТЫ

  • CD-проигрыватель Bryston BCD1 ($4186)
  • Предварительная секция усилителя Bryston B100-SST ($6787)
  • Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
  • Кабели:
  • — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
  • — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
  • — сетевые Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
  • Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)

Суть идеи в том, что каждый канал состоит из двух усилителей — один, маломощный, работает в классе А, а другой — в классе B с максимальным КПД

 

Сухие цифры

  • Номинальная выходная мощность (8 Oм, 0,01%, 1 кГц) Вт 140
  • Коэффициент искажений (70 Вт), %
  • — на 100 Вт и частоте 1 кГц <0,004
  • — на 100 Вт в диапазоне 20 кГц — 20 кГц <0,025
  • Выходное сопротивление, Ом 0,05
  • Полоса воспроизводимых частот (-1 дБ), Гц 1 — 55000
  • Полоса мощности (0,25 дБ), Гц 20 — 200000
  • Номинальная чувствительность, В 0,76
  • Отношение сигнал/шум, (20 Гц — 20 кГц, 140 Вт), дБ -108
  • Входное сопротивление, кОм 10
  • Габариты, мм 328 х 179 х 270
  • Масса, кг 12,5
  • Цена, руб. 53000

Ламповые однотактники любят за комфортное звучание на малой громкости, транзисторные — за драйв и напор, а в Elite QSP мы имеем эти качества «в одном флаконе»

Китайские наборы для самостоятельной сборки Quad-405 продаются в интернет-магазинах, но получить от них настоящее кводовское звучание не удастся

Спектр гармоник усилителя мощности Quad Elite QSP

Как всегда, спектр гармоник снимался при мощности 0,1 от максимальной, в данном случае при 12 Вт. КНИ при этом получился 0,003% и исключительно за счёт составляющих низких порядков. Несмотря на балансную схемотехнику, амплитуды 2-й и 3-й гармоник одинаковы. Такой картины довольно часто добиваются именно британские разработчики, чтобы получить более тёплое, выразительное звучание. Шлейф высокочастотных составляющих спадает плавно вплоть до уровня шумов (-98 дБ), так что ни окраски, ни жёсткости в верхнем диапазоне можно не опасаться.

Зависимость КНИ от выходной мощности Quad Elite QSP

Усилитель отличается чрезвычайно малым уровнем нелинейных искажений, причём вплоть до начала клиппирования их уровень с ростом отдаваемой мощности падает. Минимальные значения отмечаются на 80 Вт (8 Ом, 0,0038%) и 160 Вт (4 Ом, 0,007%). Это поистине выдающийся результат, свидетельствующий об оригинальной схемотехнике, позволяющей сохранить одинаковый характер звучания на любой громкости и при работе на акустику со сложным импедансом. При переходе на 4-омную нагрузку максимальная отдаваемая мощность (КНИ = 1%) возрастает со 130 до 200 Вт соответственно, что говорит о высокой энерговооружённости источника питания.

поделиться

 

Tags: QuadСильное звено

↑ Блок питания

Займемся блоком питания. Требуемое питание оригинальной схемы +/-40В — +/-50В. БП данного УНЧ выполнено по классической нестабилизированной схеме. Пример моего БП:


Использованные мной элементы: • трансформатор от Брига со вторичными обмотками по 31 В и мощностью порядка 250-300Вт (на глаз). Был подарен другом Алексеем, который в свою очередь сейчас занят сборкой этого варианта QUAD 405 • С1-С2 0,22uF 275V MKT • D1-D4 — SF56 • R1-R2 разряжающие резисторы 2 кОм 2 Вт • С3-С4 Основные конденсаторы фильтра, купленные мной по случаю в Киеве. Когда мне потребовалась одна хитрая и редкая микросхемка, то в том магазине мне намекнули, что пару микросхем они не отправят и мне пришлось в нагрузку прикупить парочку качественных конденсаторов Nippon ChemiCon 10000uF 50V. • R3-R4 токоограничительные резисторы для индикации положительного и отрицательного питания относительно средней точки. • С5-С6 шунтируюшие конденсаторы WIMA 0.33uF 63V Блок питания готов. Начинаем проверять.

↑ Первое включение и наладка

ОБЯЗАТЕЛЬНО первое включение производим с включенной в разрыв одного из проводов питания первички трансформатора лампы накаливания на 100-150 Вт 220В.
Мой блок питания успешно стартовал, теперь подключаем его к первому испытываемому каналу УНЧ. Лампочку не убираем. Закорачиваем вход УНЧ. Тестер подключаем к выходу и меряем постоянное напряжение на выходе. В моём случае оно оказалось +35В, во втором канале аналогично. Тут я расстроился

Начал сравнивать с картой расположения элементов — всё в порядке. Нашел оригинальную схему QUAD 405-2 и начал поиски ошибки. И нашел! Таилась она в перепутанных ногах TR2 2N5551. Посмотрел на фотку платы китайцев, там же он запаян согласно монтажной карте. Странно… может китайцы тем самым обезопасили себя от клонирования платы?! Ну, да ладно, поменял базу с коллектором транзистора, подал питание и на экране тестера увидел 40мВ, что есть хороший результат.

Осциллографа дома не имею и я смело подключил тестовый динамик 5-ГДШ-4 и подал сигнал на вход. Звук пошел, уголок нормально греется. Послушав один канал, я расплылся в счастливой улыбке, перекинув на 2-й канал там тоже было все в порядке. Правильно собранный усилитель из рабочих деталей с требуемым напряжением питания от +/-40В до +/-50В в наладке и настройке не нуждается.

↑ Защита АС

Далее переходим к защите АС. Я применил схему защиты Александра Котова . Она достаточно проста и надежна, хотя и имеет недостаток: разная чувствительность срабатывания от положительного и отрицательного напряжения на входе. При R1 и R2 равным 33к схема срабатывает примерно от +1,5В и -2,5В. С1 и С2 неполярные электролитические конденсаторы. Диодный мост у меня на 2А в корпусе похожим на DIP. Реле прикупил раздельные на каждый канал с током контактов 10А производства OMRON с катушками на 12В и включил последовательно.

Схема питается от отдельного трансформатора со вторичкой на 20В. Также рекомендуется минус или плюс питания схемы завести на нормально открытый контакт кнопки (реле) включения питания на усилитель, чтобы при выключении питания кнопкой защита тут же отключалась, а не ждала пока разрядятся конденсаторы.

 

Временной интервал задержки выставляется конденсатором С3. При емкости в 100 мкФ задержка порядка шести секунд, что меня вполне устраивает.

«Железо» Quad.

У меня раньше стояла следующая система: CD — Quad CD S Пред — Quad QC24 Мощник — Quad 99 Акустика — Quad 22L2

Играло очень достойно. Не буду описывать все детали, но система реально стоит внимания.

Потом поменял мощник на ламповые мощники Quad II 40. Все остальные компоненты не трогал. Стало ещё лучше! Но оч. хочу попробывать в своей системке акусику Klipsch или Tannoy с чуйкой 95 — 99 Дб. Или с чем нибудь из винтажных японцев, но пока не до этого.

До того как перешёл ла Quad, пользовал Musical Fidelity, Rotel.

Я редко соглашаюсь с Алексом и жСтереожж, но здесь 200% соглашусь. Добавлю, у нас еще на Квод цены ну просто божеские.

↑ Отзывы об усилителе QUAD 405

Попался мне отзыв человека после прослушивания оригинального Квода, с которым я полностью согласен:
mummy:

Удалось мне на некоторое время заполучить на прослушивание пред Quad 34 и усь Quad 405-2. Я был довольно-таки скептично настроен, потому что раньше я у себя в комнате, со своими АС (Naim Allae) не слыхал т. н. винтажной техники. Однако после всех проделанных манипуляций для подключения (используются старые разъемы, типа советских ДИНов) я таки все присоеденил (пришлось повозиться немного с Naim бананами) и включил для начала «Shpongle» — «Tales Of The Inexpressible»… Включил и словил себя на только на 6-м треке «Shpongleyes», поняв наконец, что меня зацепило в этой связке до такой степени — это необычайное ощущение реальности передачи происходящего. У меня создалось ощущение, что музыка вокруг меня и весь этот эмбиент в начале трека — не сон, а реальность. Далее последовало еще несколько электронных коллективов — эффект был таким же. Причем ощущение реальности происходящего меня не покидало и в других комнатах — было желание вернуться и «досмотреть» трек.

 

 

Усилитель Солнцева «QUAD-405» (измененный вариант)

Модератор: operator. Сейчас этот форум просматривают: Google и гости: 0. Добавлено: 11 сен , Помнится, ты, Олег , писал, что там трансформаторы дохлые были Неужто такие спецы не смогли перемотать!? Интересно получается Получается , схему Вы в глаза не видели А рассуждаешь.. Радиолюбитель тоже несколько не то пишет. Заголовок сообщения: Quad — рассмотрю к покупке И чем они конструктивно и принципиально отличаются от тех же Хитачи и т.

Ну ладно,как ты лично перемотаешь залитый насмерть в корпусе выходной трансформатор. Ты ещё не родился,как Виктор умел перематывать и трансформаторы и обмотки электромоторов! Виктор и сказал:»Квод звучит хорошо,на уровне всего ширпотреба. Ничем не хуже. Но называть его выдающимся усилителем? Могут только те кто не видел и не слышал правильные усилители!

Виктор не только эту схему, чаще всего не видит,а и большинство схем не имеет! Когда они научится их производить правильно а это не только мотать а еще и на чем кстати то станут как раз дедушками от старости. Странно, что многие предпочитают быть идиотами. Если человека кусает вампир, он становится вампиром.

Такое ощущение, что многих вокруг искусали бараны! Два Товарища писал а : Виктор не только эту схему, чаще всего не видит,а и большинство схем не имеет! Этим я бы точно гордиться не стал А так как задание было ;»Снять полностью. Товарищ — ты это насчет составления схем за 1 день вожжи то попридержи, а то вам четырехслойку подкинут — придется рентген в зрачок встраивать. Да вообще смешные какие-то детские рассуждения про это. Я вот к примеру занимаюсь обслуживанием и ремонтом радиооборудования, а там в шкафах и стативах такие жгуты и прочее — мало не покажется схему за 1 день составить — даже одного блока не составишь.

Хвастовство какое-то. А на счёт правильного усилителя по мнению Виктора? То ты товарищ, Виктора с кем то путаешь? Виктор не конструктор домашней аудиотехники. Виктор -высококлассный инженер-электронщик. И все электронные приборы,для него равны. Да что ваши любые домашние усилители? Это примерно уровень детекторных приёмников.

Ему было 20 лет с небольшим. На заводе в цеху в отдельной комнате стояло ЧПУ ,Японского производства. Имеющее Девять шкафов выше человеческого роста битком набитые тиристорами и транзисторами. И никакой документации. Для ремонта следовало вызывать бригаду японцев из Японии. И Виктор без схем находил неисправность и устранял её. Экономя не малые валютные деньги государству.

Dimon66 А родина-это кто? Часом не твой брат Вечеслав -который отдал свой ламповый усилитель Акмеру без схемы. И Виктор затратил один день,что с ним разобраться. И ещё дня четыре,чтоб его переделать. Хотя конечно усилитель с дроссельной нагрузкой,он лично считает,наиболее правильным усилителем.

Как он сам не скажет;»Иметь схему устройства,это хорошо. Сохраняет один дель работы. Но если схемы нет в наличии,то тогда один день уходит на её составление. А через день-схема уже известна» Ты Андрюха Американским инженерам задай -этот идиотский вопрос:»Как это они умудрились. Когда наш самолёт МИГ сел в Японии. И подогнали команду инженеров. И они за месяц составили сего чертежи и схемы? Делать домашнюю технику,не большая честь.

 

Гордиться тут особо нечем. Слишком просто. Повторю ,ещё раз:Домашняя электроника,это уровень детекторных приёмников,по сравнению с промышленной электроникой. Два Товарища Содрать схему практически любого ламповика можно за час наверное причом не торопясь с питьем чая Второй вопрос почему когда речь заходит про тебя а она всегда о тебе ты дорогой наш свинчиваяшь на сторону переводя разговор на Виктора?

Нехорошо с. Некрасиво минимум и за себя ответить не можешь? Кстати отчасти соглашусь с тем что проектирование дом хай фая это конечно не проектирование пром электроники но проектирование хай фая вещьвесьма специфичная.

Очень много ограничений по себестоимости изделий и получением приемлимого результата в том числе и что б звучало и не сдохло в гарантийный срок Хорошие инжинеры позволяющие найти приемлемый компромис в этой области ой как редки. Так то в общем все понятно Самый правильный и самый лучший усилитель на сегодняшний день находится в Самаре, у Двух товарищей.

При том, что один в них не разбирается, а для второго это просто игрульки от нечего делать Как то надо бы оповестить звукозаписывающие студии по всему миру, а то мужики там похоже еще не вкурсе Он еще и Виктора подстовлят не слабо. Ну а как же Кводы? Купили, аль их нет? Я вон мощник Сони 55ес приобрел, в коробке.. И не думаю что он плох!!! Страница 4 из На страницу Пред. Два Товарища. А ты видел как сделаны выходные трансформаторы у Квода2?

Они наглухо заделаны во металлический корпус. Ну во первых если станешь разбирать,то только с применением зубила и кувалды! А во вторых не тебе учить,как перематывать трансформаторы.

Первая его запись в трудовой книжки,ещё до Армии гласит»Электоремонтный цех. Слесарь по ремонту электродвигателей» А как ты думаешь,кто доматывает дома,дополнительные обмотки накальные на силовые готовые торы?

Или кто сам мотает дроссели для усилителей с дроссельной нагрузкой? Ну ладно,как ты лично перемотаешь залитый насмерть в корпусе выходной трансформатор,тогда и Виктора учить начнёшь! Ты что родной? Виктору было ещё 17 лет. И кто то из друзей принёс ему в ремонт переносную Американскую транзисторную радиолу «Скандия» ни транзисторов, ни схем.

И Виктор через три дня, отдал её работающую. А ты говоришь Квод? И ты давай не передёргивай? Речь идет в сравнении с звучанием усилителей не убогих ,ширпотребных таких как то например nektar писал а : Выдержал с достоинством лобовую атаку Ямахи и Соньки 5 es И плевать,что они стоят не мало. Одного поля ягода! Со смеху упадёшь.

 

Это как сравнивать вкус огурцов выращенных в теплице и огурцов выращенных у бабушки на грядке! Конечно,вы вряд ли ели настоящие огурцы. А уж тем более их нюхали? И не я это написал и придумал. Это написали другие до меня : Вложение: P JPG И не я решил,что класс А «Характеризуется повышенной линейностью и минимальными искажениями» Иди скажи дуракам учёным,это они написали.

↑ Фотки готового усилителя

И, наконец, фото готового рабочего, и главное, прекрасно «поющего» усилителя:

 

 

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *