Статьи

 

  • 2 История
  • 3 Магическое звучание рупорных систем
  • 4 Рупорная акустика в авто

    4.1 Преимущества и недостатки рупорной акустики

Рупорная акустика

Рупорная акустика всегда была дороже обычной. И не удивительно, что самыми горячими поклонниками такой акустики являются те пользователи, которые когда-то владели традиционными колонками. Ничего удивительного в этом нет. Искушенный слушатель всегда оценит общую гармонию, целостность восприятия и естественность звучания. Акустика рупорная самому пользователю нравится в виду своей музыкальности и умения захватывать слушателя.

Что это такое

Акустические системы рупорные

 

Современная аудиоаппаратура способна воспроизводить весь диапазон требуемых частот. Этого бывает достаточно для передачи музыкальных композиций, но совершенно недостаточно для создания ощущения присутствия слушателя. Как скажет вам любой меломан, есть что-то такое, которое отвечает за передачу не просто музыки, мелодии, но и за передачу эмоций исполнителя. Рупорная акустика как раз отлично с этим делом справляется. Рупорная акустика устроена не так, как обычная. Динамик(см.Как выбрать динамики своими силами) в ней не совсем больших размеров и присоединяется он к рупору, увеличивающему громкость его звучания. Это можно сравнить с тем случаем, когда человек, чтобы докричаться до собеседника на большом расстоянии, складывает руки рупором.

Рупорные акустические системы

Примечание. Если вы задумались о приобретении рупорной акустики в свой автомобиль, спешим предупредить: разница между хорошими и плохими рупорными динамиками очень существенная, чем это наблюдается в традиционных вариантах. Дешевая рупорная акустика, изготовленная недобросовестным производителем, никак не может выступать в роли сравнения. Именно такие дешевые варианты и породили слухи о том, что якобы рупорная акустика хороша, но звук в них окрашивается.

Что касается качественных рупорных динамиков, то стоят они всегда дорого. В них всегда задействованы магниты Alnico и диафрагмы из экзотических металлов. Собирается рупорная акустика всегда согласно строгим допускам и размерам. Одним словом, такая технология производства не может подразумевать никаких компромиссов и снижения затрат.

1000 евровый супертвиттер TAD

 

Приведем примеры. Двухдюймовый компрессионный драйвер TAD, используемый во всех моделях рупорной акустики Цезаро, стоит около 1 тысячи евро. В то же время, самый дорогой твиттер на сегодняшний день, это Скан Спик с бериллиевой диафрагмой и стоит он всего-то около 600 долларов.

Акустическая система свёрнутый рупор

Рупорная акустика для авто – это всегда уникальные изделия, выпущенные сериями. Имена некоторых золотыми буквами вписаны в историю автозвука. Например, это японская рупорная акустика Максоник, выпускающаяся с 1932 года. Сегодня Максоник представляет всегда высокотехнологичные изделия. При создании всегда применяются дорогие технологии с использованием магнитных систем в излучателях.

 

Рупорные громкоговорители HP-01/15/30T
Рупорные громкоговорители HS-30/50/10T
Рупорные громкоговорители MP-30/50T

 

Общие сведения о рупорных громкоговорителях

Рупорный громкоговоритель (далее РГ) – оконечное техническое средство, широко применяемое для озвучивания внешних территорий. К основным достоинствам рупорного громкоговорителя можно отнести следующие его характеристики:

  • Высокая эффективность (высокие КПД)
  • Высокая надежность
  • Механическая прочность или вандало-устойчивость
  • Универсальное климатическое исполнение (пыле-влаго-защищенность, морозостойкость).

Высокая эффективность РГ определяется не только его КПД, но и оптимальным соотношением всех составляющих, в том числе, соотношением размеров озвученной площади (м2) к затратам на проектирование закупку и монтаж. Высокая эффективность, характерная для рупорного громкоговорителя, определяется его механической прочностью, климатическим исполнением, степенью защиты (от влаги и от пыли) оболочки, позволяющими РГ функционировать в различных климатических условиях.

Недостатком РГ являются его посредственные акустические характеристики: зауженные амплитудно-частотные характеристики (АЧХ, ЧХЗД), узкие ДН. Однако при грамотном проектировании даже недостатки можно обратить в преимущества, о чем и буде сказано в дальнейшем.

Так, например, при грамотном акустическом расчете, правильной расстановке рупорных громкоговорителей, пусть даже и узкая, но конкретная ДН может стать преимуществом, позволяющим манипулировать акустическими характеристиками озвучиваемого пространства.

История

Итак:

 

  • Интересно будет знать о том, что самые первые в мире громкоговорители были рупорного типа. Они появились еще в 20-е годы прошлого столетия. Технология создания была единственной и делать другие акустические системы тогда просто не умели;
  • Лет через десять появляются АС уже похожие на сегодняшние варианты традиционной акустики. Они завоевали сразу же большую популярность, а про рупорную акустику забыли. Тогда ошибочно считалось, что идеальным местом для рупорной акустики будет озвучивание больших пространств, а для приятного прослушивания музыки она просто не годится;
  • Проходит еще лет десять и знаменитый американский инженер создает совершенно новую конструкцию рупорной акустики. Именно Пол Клипш (так звали инженера) доказал, что рупорная акустика позволит воспроизводить музыкальные композиции с очень высоким качеством.

Примечание. Именно тогда инженер основывает компанию по производству рупорной акустики, которая и по сей день является мировым лидером. Компанию назвали Клипш, а динамики такого типа «клипшами».

  • Интересно, что меломаны сразу же «раскусили», что «клипши» воспроизводят музыку как-то по-особенному. С этого времени рупорная акустика становится выбором довольно узкого круга ценителей настоящей музыки;

Рупорная акустика Клипш

  • Вторая половина прошлого века ознаменована появлением уже совершенно новых носителей. К тому же, появляются новейшие разработки и новые подходы для обработки и усиления звукового сигнала;
  • Наконец, достигнув апогея модернизации и совершенствования, люди стали понимать, что звучанию так и не удалось придать «живости». И тогда взоры многих обратились к рупорной акустике, на которую приблизительно три года назад начинается настоящий бум.

Добрый День!:) Уважаемые МузыкоЗвуколюбы! Давненько не брал в руки «клавы»… Но, вот появился повод. Повод довольно интересный, а именно, новые провода от Physics Style! Сетевой и акустический ( см. фото), фото сетевого не очень, ибо прототип… Несколько слов прежде чем перейду к описанию проводов. Использую провода от Physics Style довольно продолжительное время и считаю тему соединителей для себя закрытой. До знакомства с этим производителем удалось послушать довольно много разных проводов разных фирм, те кто слушал мою систему и наши колонки знает это. Именно провода Physics Style позволяют нашему тракту, а это усилитель Grimmi и акустика Heliumacoustics, раскрыть Весь его потенциал и нашу звуковую концепцию. Односложно про это не скажешь, но думаю наши слушатели понимают о чём я говорю… Говорю о создании тракта для действительного качественного воспроизведения и прослушивания музыки. Основная задача наша, и нашего тракта, полностью созданного отечественными производителями, — донести до слушателя эмоции вкладываемые исполнителем в музыкальное произведение, и нам это удалось благодаря гармоничному балансу наших собственных инженерных решений и возможностей новых технологий… Это касается всего тракта, это результат смелых инженерных решений и в акустике, и в усилительной части, и в проводах. Мощный открытый звук, богатый обертонами и способный передать эмоции и нюансы заложенные в музыкальные произведения. В основе этого лежат основные составляющие: высочайшее качество звука, великолепный внешний вид и собственный неповторимый характер звучания, присущий только изделиям Heliumacoustics, Grimmi, Physics Style!


Теперь про новые соединители. Сетевой провод Physics Style Power Reference. Длинна провода 2 м. Состав проводников — медь+серебро, соединённые по биметаллической технологии. Толщина серебра 50 микрон. По сути проводник представляет собой биметаллическую конструкцию. Таких проводников 19! Они скручены особым способом и заключены в диэлектрик представляющий собой два слоя состоящих из фторопласта толщиной 0,5 мм и полиэтилена толщиной 1 мм. Серебро и медь объединены в единое целое и представляют собою биметалл, а не гальваническое покрытие, как принято у других производителей. Проводник полученный таким способом проходит термическую и криогенную обработку, нужную для предания необходимой внутренней структуры проводнику.


Акустический провод Physics Style Speaker Reference. Длинна провода 2 м. Технология создания проводников идентична с описанным выше. Но в случае с акустически кабелем проводники не скручиваются, но располагаются параллельно друг другу! Расстояние между ними равно 5-ти мм. Это позволяет снизить существенно собственную ёмкость проводника, индуктивность и активное сопротивление. Диэлектриком служит фторопласт — 0,5 мм. Довольно сложно говорить о тестировании изделий одного производителя. Но в данном случае соединители которые я слушаю это шаг вверх по качеству в сравнении с тем что я использовал. Начал прослушивание с замены сетевого провода на источнике dSC. Удостоверился в улучшении звучания и дабы подтвердить уверенность поменял провода ещё несколько раз. Иногда бывает полезно вернуться к предыдущему варианту. Отвлекусь на минутку. Я не люблю сравнивать провода «наскоком» с включением на несколько минут и «мгновенным передёргиванием» обратно, слушая при этом фрагменты пусть даже и хорошо знакомых произведений. Мне ближе сравнение когда слушаешь провод довольно продолжительное время, а потом меняешь его на трестируемый, с возможностью возврата к изначальному варианту. Это не всегда удобно, но мне так больше нравится :) И это даёт более точные результаты, на мой взгляд. Так я поступил и теперь относительно акустического соединителя. Слушал хорошо знакомые «вещи». Разница «бросилась в уши» сразу. Сравнивая провода поймал себя на мысли что слушаю не их а весь тракт полностью. Что и не удивительно, настолько хорошо они в него вписались. Ну что тут сказать, те кто слушал мою систему поймут, она зазвучала ещё лучше. Если коротко, то — убедительно звучат вокальные партии, с множеством подробностей, угадывается индивидуальность исполнителей. Сибилянтов ровно столько сколько необходимо для создания естественности. Очень важно то, что система даёт возможность почувствовать разницу в фонограммах, их неодинаковость, разницу в тех.приёмах, культуре записей, разницу в атмосфере процесса… Система звучит легко и не принуждённо, открыто, не привлекая к себе внимания. Уровень громкости не влияет на раскрытие заложенного в систему потенциала. Характер звука не меняется в зависимости от положения регулятора уровня… АС способны буквально исчезать как предметы, оставляя слушателю собственно музыку, как будто без своего посредничества. Высокая разборчивость, которая не сохраняется даже в случае больших составов. Звучание аналитично, но в меру. Воображаемая сцена под стать высокому тембральному разрешению. Даже будучи широко расставленными АС равномерно заполняют пространство между ними, не допуская «разрывов» и «мёртвых зон», безучастных к воспроизведению… При этом находится достаточно места не только для инструментов, но и для некоего пространства между ними, отсутствует «нагромождение». Образовавшийся воздух вовсе не является пустотой, он как и в реальности наполнен событиями и даже имеет движение, колеблясь. В целом звучание обладает высокой эмоциональностью, большим количеством осознаваемых музыкальных событий и реализмом. Фонограммы: Deep Purple «Burn» 30th anniversary edition 7243 4 73621 2 5 Deep Purple «Deep Purple MkIII the Final Concerts» TECW-35234~5 Nazareth «Hair Of The Dog» SALVOCD035 Bill Evans Trio «Explorations» OJC-32842-02 Madeleine Peyroux «Standing Jn The Rooftop» DECCA BOO15636-02 Jacques Loussier «Plays Bach» TELARC CD-83411 The Copenhagen Trio Schubert Kontrapunkt 32273 J. S. BACH: Mass In Minor Berliner Philharmoniker / Karajan Deutsche Grammophon 459 460-2 True Stereo Unprocessed Analog Recordings naimcd080

Магическое звучание рупорных систем

Итак:

  • То, что рупорная акустика звучит по-особенному убедиться совсем несложно. И для такого звучания есть все предпосылки. Во-первых, рупорная акустика обладает высокой чувствительностью. Это дает возможность воспроизводить самые тонкие нюансы, передавать эмоции исполнителя;
  • Во-вторых, рупорная акустика выпускает такие звуковые волны, которые более «естественны» по своей природе по сравнению с колебаниями воздуха, выходящими из традиционных динамиков;
  • Рупорная акустика может воспроизводить низкие частоты, но от этого зависят ее размеры. Говоря иначе, чем более низкие частоты приходится воспроизводить, тем большими должны быть размеры рупорного динамика.

Примечание. Именно по этой причине рупорная акустика используется в большинстве своем для воспроизведения СЧ и ВЧ, но если подобрать себе колонки побольше, то и НЧ будут воспроизводится на самом высоком уровне.

  • И это еще не все. Воспроизводиться будут низкие частоты не просто так, а на самом высоком уровне. Правда, разницу в воспроизведении способны отличить только самые тонкие ценители звука.

Примечание. Интересно, что в последнее время довольно часто встречаются динамики, где только излучатели ВЧ выполнены в виде рупора. К примеру, те же АС серии Клипш Референц выполнены по данному образцу.

  • Высокие частоты, воспроизводимые рупорными колонками, звучат намного звонче. Не стоит говорить, что качество ВЧ лучше, чем при использовании обычных пищалок.

Самодельная рупорная акустика

В последнее время среди производителей рупорной акустики хотелось бы выделить отдельно итальянскую компанию Зингали. Инженеры этой фирмы создали оригинальный рупорный излучатель, который одновременно воспроизводит СЧ и ВЧ, а при этом еще и красиво выглядит.

Разновидности

Существует несколько громкоговорителей, которые отличаются по способу преобразования сигнала. В оповестительных системах чаще используются рупорные и электродинамические, так как они обладают большей эффективностью, чем пьезоэлектрические и электретные. Благодаря этому, их применяют во многих отраслях.

 

Электродинамические

У этого варианта главным рабочим элементом является диффузор. Благодаря ему механические колебания, непонятные для человека, преобразуются в акустические, более понятные уху. Для приведения элемента в рабочее положение необходима катушка, которая располагается в радиальном положении.

Необходимы еще некоторые нюансы технического плана, но к выбору они имеют мало отношения. Это самый распространённый вариант, который использовался во многих бытовых и специальных устройствах. Звук из рупорных громкоговорителей передается хороший, поэтому человек отчетливо понимает информацию.

Рупорные громкоговорители

Этот вариант чаще используется в профессиональных целях. В отличие от электродинамических, они обладают большим КПД (как правило, 20%) и имеют более высокую направленность. Рупорные громкоговорители можно использовать не только на заводах или в больницах, ими также пользуются при координировании большого количества людей (мегафоны). В целом, это незаменимый продукт, который благодаря своей простоте получил широкое распространение.

Рупорная акустика в авто

Не стоит говорить, что все автомобильные традиционные АС не позволяют добиться высокого качества звучания. Дело не в чем-нибудь, а в тесном салоне. Вот рупорные акустические системы дадут шанс значительно возвеличить звук, создать эффект присутствия (как будто сидишь в студии или на концерте). Объяснить все можно просто: рупор увеличивает расстояние, на которое распространяются звуковые волны, одновременно увеличивая плотность звука и придавая характерную мелодичность. Технические решения размещения такой акустики в автомобиль могут быть разными:

  • Так, самым популярным способом является установка громкоговорителя спереди, фронтально на стенке корпуса, внутри которого образуется основной волновод. Он имеет выходное отверстие наружу;
  • Другой вариант подразумевает рупорную систему, где есть НЧ громкоговоритель. Его помещают в отдельный корпус. Той же участи следуют ВЧ и СЧ динамики, которые тоже помещаются в соответствующий корпус в отдельности друг от друга.

Оглавление

  1. Обозначения
  2. Общие сведения о рупорных громкоговорителях
  3. Область применения рупорных громкоговорителей
  4. Устройство и работа рупорного громкоговорителя
  5. Конструкция рупорного громкоговорителя на примере модели ROXTON HP-15CPT
  6. Основные характеристики рупорного громкоговорителя
  7. Список литературы

Настоящей статьей мы начинаем цикл публикаций, предназначенный для проектировщиков и инсталляторов систем оповещения. Данные статьи должны помочь сориентироваться в вопросах оптимизации технических решений, как на этапе проектирования, так и на этапе выбора технических средств. В системах оповещения о пожаре громкоговоритель называется речевым оповещателем, в системах оповещения о ЧС — оконечным техническим средством. Рупор является разновидностью громкоговорителя и характеризуется такими важными параметрами как высокая эффективность и способность работать в различных климатических условиях.

Область применения рупорных громкоговорителей

В настоящее время РГ имеют очень широкое применение и используются для трансляции звуковых сигналов определенной частоты — тональных сигналов, используемых для привлечения внимания в различных тревожных ситуациях, а также для трансляции речевых сообщений. РГ имеют качество достаточное для трансляции не только речевых сообщений, но также и музыкальной трансляции (хотя и с ограниченным качеством).

РГ широко используются для различного назначения:

  • В системах оповещения о пожаре (СОУЭ)
  • В системах оповещения о чрезвычайных ситуациях (ЧС): объектовые системы оповещения (ОСО)
  • локальные системы оповещения (ЛСО)
  • централизованные системы оповещения (ЦСО)
  • В системах громкоговорящей связи (СГГС)
  • В системах трансляции и звукового обеспечения (СЗО).
  • Так, например, в системах оповещения о пожаре и о ЧС, кроме аварийных сообщений они могут использоваться для трансляции тонального сигнала (сирены), в системах СГГС для трансляции служебных сообщений, в системах СЗО для трансляции фоновой музыки и рекламы.

     

    Соответствие требований нормативной документации (НД) и области применения РГ, представлено в блок схеме, рис.1:


    Рис.1 — Область применения рупорных громкоговорителей

    В каждой из этих систем к громкоговорителям предъявляются свои нормативные требования, однако опирающиеся на общие понятия и методы измерений, см. рис.1.

    Приведем некоторые отличия требований различных ГОСТов. Так, например, требования к частотному диапазону и неравномерности в указанном диапазоне согласно П.6.2.1.11 ГОСТ 53325-2012:

    Диапазон воспроизводимых частот должен быть указан в ТД на речевые пожарные оповещатели конкретных типов, но не уже чем от 500 до 3500 Гц при неравномерности частотной характеристики в диапазоне не более 16 дБ.

    Согласно требований к специальному оконечному средству оповещения П.5.3.5 ГОСТ 42.2.01-2014:

    Диапазон воспроизводимых частот звукового тракта должен быть 0,3-3,4кГц.

    Для урегулирования несоответствий по нижней частоте (500Гц — в первом случае и 300Гц — во втором), пришлось обратиться к требованиям ГОСТ Р 53033- 2008, в котором (в Таб.1) указан способ определения качества рупорного громкоговорителя для четырех групп, различающихся электрическими и электроакустическими параметрами, Таб.1.

     

    Таблица 1

    РГ первой группы предназначены для высококачественного воспроизведения звуковых сигналов на открытых пространствах и в закрытых помещениях, (например, стадионы, парки, эстрадные площадки и т.п.);

    РГ второй группы предназначены для воспроизведения звуковых сигналов на открытых пространствах в условиях повышенного уровня шума (например, городские улицы, перроны вокзалов и т.п.);

    РГ второй и третьей группы предназначены для воспроизведения звуковых сигналов в производственных условиях с высоким уровнем шума (например, цеха заводов, шахты, карьеры и т.п.).

    Каждой из групп предъявляется соответствующее требование к искажениям и неравномерности, для чего используется такой параметр как характеристическая чувствительность, Таб.1:

    Способы определения характеристической чувствительности и других параметров РГ мы рассмотрим далее.

    Самостоятельная сборка

    Из-за того, что рупорная акустика дорогая, некоторые люди собирают её самостоятельно, используя чертежи.

    Чертежи рупорной акустики можно найти для любых размеров.

     

    Схема позволяет по пунктам собрать рупорную акустику по чертежу своими руками.

    При изготовлении потребуется выбрать материал корпуса (МДФ, ДСП, фанера, ДВП), подобрать динамик и выбрать тип системы. Главный плюс самостоятельной сборки – низкая цена, потому что все комплектующие покупаются раздельно.

    Итог: когда человек хочет получить качественный звук, передающий все эмоции исполнителя и обеспечивающий максимальный эффект присутствия – рупорная акустика незаменима, а возможность собрать её самостоятельно заставляет всё больше людей отдавать своё предпочтение именно этому типу аудиосистем.

    Рупорные акустические системы стоят особняком от традиционных. Их дизайн, порой, поражает воображение, их конструкция необычна, а звучание пронзительное и детальное. А еще одна деталь, о которой, кстати, мало кто знает — для рупорных колонок не требуется мощный усилитель.

    В те времена, когда электричество еще не было изобретено, люди использовали для усиления звуков рупор. Таким образом, применяя минимум усилий и не доводя до хрипоты голосовые связки, можно было передавать информацию на многие километры. Звоном колоколов, появившихся на Руси еще в Х веке, предупреждали об опасности. При помощи мегафона военачальники отдавали приказы солдатам. Мощь духового оркестра могла сравниться разве что с органом. А в основе первого устройства для воспроизведения музыки — граммофоне — также лежал рупор.

    Расположение компонентных источников звука

    Качество звучания соосных колонок удовлетворяет большинство автомобилистов, но не всех. Конструктивный недостаток коаксиального звука в том, что высокочастотные твитеры размещаются в малодоступных местах вместе с фронтальными динамиками. Для преодоления этого недостатка используют компонентные системы с разнесёнными в пространстве колонками.

    Особенности распространения звука высокой частоты требуют, чтобы, во-первых, пищалки были ориентированы в сторону слушателя, и, во-вторых, между ними и ухом отсутствовали препятствия.

    Из-за особенностей компоновки автомобильного салона трудно выбрать идеальное место для расположения твитеров. Наиболее приемлемый компромисс между ценой и качеством — размещение динамиков низкой и средней частоты на штатном месте и вынос высокочастотных головок на торпедо или в переднюю стойку.

    Подключение твитеров

    Порядок монтажа компонентных динамиков приведён ниже:

    Установка и подключение твитеров.

    Прежде чем приступить к выбору модели твитеров, будет нелишне определиться с местом их установки. Установка твитеров имеет несколько особенностей, о которых нельзя забывать, чтобы не разочароваться в их приобретении:

     

    Исходя из перечисленных требований, наиболее удачными местами установки твитеров являются двери, уголки зеркал, приборная панель, боковые стойки.

    Подключение твитера также имеет свои особенности – твитеры не любят, когда на них подается низкочастотный сигнал, особенно – НЧ сигнал с большой амплитудой. Если вы подключаете твитеры не к срезающему низкие частоты кроссоверу усилителя, а к широкополосному выходу магнитолы, то «пищалка» может быстро выйти из строя.

    Поэтому большинство твитеров снабжается простейшим кроссовером – обычным конденсатором, достаточно эффективно фильтрующим низкочастотные колебания. Как правило, такой конденсатор входит в комплектацию самого твитера и либо уже припаян к клемме, либо к монтажным проводам, с помощью которых следует производить подсоединение твитеров к усилителю (магнитоле). Перед подключением твитеров убедитесь, что конденсатор присутствует в цепи каждого твитера, иначе первое же включение акустики может оказаться для твитеров последним. Если конденсаторов нет, не беда – их можно подобрать, воспользовавшись формулой

    и припаять их к плюсовым клеммам твитера.

    Устройство и работа рупорного громкоговорителя

    Высокая эффективность рупорного громкоговорителя в большей степени обеспечивается конструктивными особенностями и оптимальным согласованием различных его частей (подсистем). Как и любой преобразователь электрической энергии на входе в акустическую слышимую энергию на выходе, рупорный громкоговоритель представляет собой устройство, состоящее из 2-х основных подсистем:

    • Электро-механической
    • Механико-акустической.

    На рис.2, показано устройство (современного) рупорного громкоговорителя трансформаторного типа, в котором нас будет интересовать 6 основных компонент:


    Рис.2 — Устройство рупорного громкоговорителя

    1. Согласующий (понижающий) трансформатор, позволяющий работать в трансляционных сетях (линиях) с повышенным напряжением от 30 до 120В звукового сигнала .
    2. Компрессионный драйвер – электродинамический преобразователь электрической энергии в акустическую.
    3. Входное устье.
    4. Концентрический канал.
    5. Собственно рупор.
    6. Выходное устье.

    Согласующий трансформатор будет рассмотрен в примере далее. Компрессионный драйвер – электро-механическое устройство, состоящее из электромагнитной звуковой катушки (каркаса из алюминиевой фольги), и жестко скрепленной с ней купольной диафрагмой, изготовленной, как правило, из жестких материалов (титановая, бериллиевая, алюминиевая фольга, пропитанная стеклоткань и др.), рис.2 (б).

     

    Драйвер жестко связан с рупором – трубой переменного сечения . Рупоры могут иметь различную форму и раскрыв. Наиболее распространены рупора с логарифмическим раскрывом, обеспечивающие усиление нижних частот и хорошие акустические характеристики. По размеру входного устья рупора делятся на узкогорлые (см. рис.1, 2) и широкогорлые; по форме выходного раскрыва — на круглые и прямоугольные. На выходе рупоров с прямоугольным раскрывом формируется т.н. двуполярная ДН, позволяющая формировать акустический дизайн озвучиваемого пространства. Высокую концентрацию звуковой энергии можно интерпретировать как дополнительное звукоусиление. Высокая эффективность РГ, при сохранении небольших размеров, достигается наличием дополнительного концентрического канала, усиливающего (разгоняющего) звуковую энергию.

    Работа

    Рупорный громкоговоритель работает следующим образом. Понижающий трансформатор, рис.3 (1) согласует импеданс высоковольтной линии с импедансом драйвера (понижает напряжение).


    Рис.3 — Конструктив рупорного громкоговорителя: 1 — понижающий трансформатор, 2 — драйвер, 3 — рупор, 4 — акустический конус

    Электрический звуковой сигнал со вторичной обмотки понижающего трансформатора поступает на вход компрессионного драйвера – электро-магнитного преобразователя электрического сигнала на входе в акустический сигнал на выходе, рис.3 (2). Диафрагма драйвера жестко скрепленная с катушкой – проволокой, намотанной на цилиндрический каркас, выталкивается из магнитного поля благодаря эффекту электромагнитной индукции, создавая продольные колебания воздуха. Звук, создаваемый диафрагмой, поступает во входное устье рупора, рис.3 (3), проходит через концентрический канал акустического конуса, рис.3 (4), усиливается и поступает в выходное устье рупора, создавая продольные колебания воздушной среды.

     

    От admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *