В предыдущих двух частях (раз, два) мы говорили о том, стоит ли вообще связываться с винилом и какой проигрыватель выбрать. В этой части я расскажу о ключевом компоненте аналоговой аудиосистемы — звукоснимающих картриджах и иглах для них.

 

Если вы всерьёз увлеклись аналоговым звуком, то стоит сразу усвоить один простой факт: качество воспроизведения звука с винила зависит в первую очередь именно от связки «игла — картридж — тонарм», а задача всего остального проигрывателя, по большому счёту, сводится к обеспечению равномерного вращения пластинки. Вы можете купить самую крутую вертушку, но если на ней будет стоять плохой картридж — хорошего звука вы не услышите. И наоборот, даже бюджетный проигрыватель с хорошей «головой» может звучать очень неплохо.

Виды картриджей

Если отбросить всякую экзотику, то все актуальные на данный момент звукоснимающие головки можно разделить на два вида: MM и MC.

ММ расшифровывается как moving magnet (подвижный магнит). В картриджах этого типа игла звукоснимателя механически соединена с магнитом. Вибрации иглы передаются на магнит, магнит двигается рядом с неподвижными катушками и создаёт в них переменный ток. Существуют различные вариации на эту тему, например, Audio-Technica в своих картриджах использует не один, а два магнита, расположенных под углом 90 градусов друг к другу. В некоторых картриджах магнит неподвижен, а игла соединена с небольшой шайбой из ферромагнетика, которая двигается между магнитом и катушками и таким образом играет роль переменного магнитного шунта. По такому принципу устроены, в частности, картриджи Ortofon серии VMS, а также все головки Grado.

 

MC расшифровывается как moving coil (подвижная катушка). Как несложно догадаться, в этих головках всё наоборот: магнит неподвижен, а вот катушки являются частью подвижной системы.

У MM- и MC-катриджей есть свои преимущества и недостатки. MM-картриджи, как правило, дешевле и оснащаются сменными иглами. Если игла износилась, её можно поменять (стоимость иглы обычно составляет от 25 до 50% от стоимости картриджа целиком). У MC-картриджей игла обычно несъёмная, поэтому при её износе приходится менять весь картридж.

Принято считать, что MC-картриджи лучше звучат: более живо, естественно и детально. Хотя это всё условно и топовый MM-картридж, скорее всего, переиграет бюджетный MC.

ММ-головки обычно имеют уровень выходного сигнала не менее 2.5 мВ. MC-головки могут иметь высокий (как у MM) или низкий (менее 0.5 мВ) уровень выходного сигнала. MC-головки с высоким уровнем выходного сигнала могут использоваться с корректорами, предназначенными для MM-картриджей. Для MC-картриджей с низким уровнем выходного сигнала необходим специальный корректор с более высоким коэффициентом усиления или же повышающий трансформатор.

 

Обзор современных пьезодатчиков

На рынке существует широкий ассортимент съемных электрических и контактных звукоснимателей. Разработчики совершенствуют элементы. Некоторые хотят добиться натурального мягкого звучания классической гитары, а другие стремятся привнести новый необычный звук.

Компания из Финляндии B-Band выпускает датчики, а также усилители к ним. Для акустических гитар они производят два вида звукоснимателей. UST выполнен в виде тонкой полоски, которая размещается в углублении около нижнего порожка. Устройство ATS устанавливается внутри корпуса при помощи липкой пленки. Реагирует на вибрации деки. Электродатчики имеют широкий звуковой диапазон и могут использовать с любыми струнами.

Компания L. R. Brass производит качественные звукосниматели, которые выражают все нюансы звучания инструмента. Можно сравнить со студийными профессиональными микрофонами. Модель iBeam подойдет для гитаристов, которые предпочитают исполнять соло-партии и джазовые композиции. LB6 умеет подавлять обратную связь. Подходят для громкой игры. Не меняют звук — изготовлены из тех же материалов, что и порожки гитары.

Компания Scheltler выпускает качественные модели звукоснимателей для многих инструментов. Датчики сочетаются с реверберацией и фейзером. Серия STAT идеальна для тех, у кого набита рука по игре джаза и рока.

Фонокорректоры

Стандартный для бытовой аудиотехники линейный уровень звукового сигнала составляет 250 мВ. Как мы уже выяснили выше, магнитная головка звукоснимателя выдаёт сигнал с амплитудой, которая составляет в лучшем случае единицы милливольт. Кроме того, при записи на пластинку звук обрабатывается при помощи так называемой RIAA-кривой, которая значительно ослабляет низкие частоты (это позволяет достичь более высокой плотности записи).

Всё это не позволяет подключать виниловый проигрыватель напрямую к усилителям, рассчитанным на линейный сигнал. Необходимо промежуточное звено — фонокорректор (его также часто называют просто корректором, фоно-предусилителем и проч.). Фонокорректор усиливает сигнал с головки звукоснимателя до линейного уровня и применяет к нему обратную RIAA-кривую, восстанавливая низкочастотную составляющую.

Фонокорректор может быть встроен в виниловый проигрыватель, в усилитель или же выполнен как отдельное устройство. Если на вашем усилителе есть вход, обозначенный как Phono, то это означает, что фонокорректор в нём присутствует.

Onboard преамп для электрогитары (на полевом транзисторе)

Привет, коллеги-гитаристы! Электроника уже давно стала важной частью мира музыкальных инструментов, в том числе и гитар! Это различные эффекты для обработки звука, концертная и студийная аппаратура и так далее…

 

Для расширения звуковых возможностей гитары применяется и, так называемая, активная электроника. Прямо в корпусе инструмента размещают компактные предусилители, бустеры, эквалайзеры и различные эффекты. Электроника может быть сразу встроена в гитару на заводе, либо куплена отдельно. И, конечно же, есть гитаристы, которые дружат с паяльником и мастерят платы сами.

Я тоже люблю иногда чего-нибудь спаять и хочу вам показать мою экспериментальную сборку предусилителя на полевом транзисторе. Преамп в моей гитаре поселился уже давно и его влияние на звук мне, в общем, понравилось. Думаю пришла пора поделиться результатами и с вами.

Итак, мой подопытный инструмент — бюджетная гитара «Джексон», купленная на Ибэе в 12-м году в США за 12 тыс. (это с доставкой 3 тыс.!). В России она стоила тогда около 20 тыс. Это модель Dinky JS32R и в плане звука гитара ничего особенного не представляет. Её корпус сделан из индийского кедра, сборка из тех же краёв. Такие гитары зовут ещё «индусами».

Ну а теперь рассмотрим сам преамп. Автор схемы J. Donald Tillman. Ссылка на его статью — A Discrete FET Guitar Preamp. Схема, по сути, очень простая:

 

Onboard преамп для электрогитары на полевом транзисторе

Тразистора J201 у меня в наличии не было и я, по ситуации, использовал отечественный аналог КП303А. В крайнем случае можно использовать литеры Б, Ж и И. На их параметры можно взглянуть в этой таблице:

Полевые транзисторы J201 и КП303А

Вот что говорит о преампе сам автор:

  • Звук отличный
  • Не люблю звук операционных усилителей, а звук полевого транзистора ближе к звучанию ламп
  • Питание от 9-вольтовой батареии, даже севшей до 8 В
  • Очень высокое входное сопротивление — 3 МОм. 1 МОм минимальное для гитарных устройств.
  • Среднее выходное сопротивление 6 кОм.
  • Усиление 3 дБ, больше не надо
  • Малошумный
  • Изящный перегруз.

Onboard преамп для электрогитары на полевом транзисторе

Схема подключения очень проста. Сигнал со звукоснимателей поступает на коммутатор, а уже с него на преамп. С преампа усиленный сигнал через потенциометр поступает на гнездо, далее через гитарный кабель куда вам угодно. Гнездо для джека используется 3-контактное. Это решение позволяет подавать питание на преамп только при подключенном кабеле. Батарейки хватит надолго — минимум на несколько месяцев. Главное — не забывать вынимать кабель из гитары! На фото видно, как был встроен преамп. Плату я припаял прямо к ножкам потенциометра. Также внутри хватило места и для гнезда для батарейки. Регулятор тона я вообще убрал, так как не пользуюсь им.

А сейчас послушаем сэмплы. Я использовал цифровую педаль Digitech Distortion factory DF-7 в режиме эмуляции популярной педали Boss metal Zone MT2. В педали был задействован встроенный спикерсимулятор и далее сигнал передавался в линейный вход звуковой карты компьютера. Все крутилки на примочке были посередине. В обработке звука на компьютере была использована лишь нормализация уровня. Начинаем!

 

Чистый звук. Арпеджио (бридж, бридж-нек, нек)

На чистом звуке с преампом арпедижо звучат явно повыразительней. Без преампа — глухо!

Чистый звук. Ритм (бридж, бридж-нек, нек)

Ритм на чистом звуке с преампом также звучит заметно ярче, но уже чуствуется лёгкий перегруз!

Distortion. Ритм

С дисторшном явной разницы нет. С преампом, мне кажется, стало чуть поменьше нижней середины и низких частот.

Distortion. Гамма

То же самое, с преампом чуть поменьше нижней середины и низких частот.

 

Distortion. Тэппинг

А вот на тэппинге влияние преампа чувствуется получше, звук становится немного повыразительней!

Distortion. Шред:)

На переменном штрихе результат оказался вовсе странным. Даже при моём корявом звукоизвлечении слышно, что с преампом звук становится наоборот поглуше! Странно, но факт!

Итоги

Onboard преамп для электрогитары на полевом транзисторе

В общем, на мой взгляд, преамп пусть немного, но всё же улучшил звучание гитары — она заиграла повыразительней на чистом звуке! На дисторшне особой разницы нет, а на шреддинге звук стал даже чуть глуше.

Если вы решите сделать это устройство, то прилагаю небольшой архив — . В нём макет платы в формате SprintLayout5 и всякие дополнительные материалы. Насчёт рекомендации к использованию — попробуйте, хуже не будет! Желаю вам хорошего гитарного звука! До встречи!

Иглы

Игла — самая важная часть картриджа, которая непосредственно производит считывание колебаний звуковой частоты с пластинки. Во всех современных картриджах используются иглы из технического алмаза, закреплённого на тонкой консоли из металла или углепластика. Стоимость и качество иглы зависит в первую очередь от обработки алмаза.

 

Иглы делятся на два типа: с точечным контактом и линейным контактом. В первом случае пятно контакта между алмазом и канавкой на пластинке представляет собой точку, во втором — линию.

У иглы есть два ключевых параметра: первая — поперечный диаметр, вторая — площадь контакта. Чем меньше поперечный диаметр, тем лучше игла считывает высокочастотные составляющие звуковой дорожки, тем чище и «прозрачнее» звук. При этом чем больше площадь контакта, тем меньше давление на канавку, тем меньше износ пластинки и иглы.

Основные типы игл

Некоторое представление об основных типах игл можно получить из следующей диаграммы (диаграмма взята из старого справочника Audio-Technica).

  • Сферические (конические) иглы имеют самый большой поперечный радиус и при этом самую малую площадь контакта. Они обычно выдают ровный, но при этом тусклый звук, которому не хватает детализации в области средних и высоких частот. Зато износ пластинки при использовании сферической иглы меньше, чем при использовании эллиптических игл.
  • Эллиптические иглы обеспечивают гораздо более высокую точность считывания за счёт малого поперечного радиуса. Площадь контакта зависит от обработки конкретной иглы, но как правило она больше, чем у сферических игл.
  • Гиперэллиптические иглы — усовершенствованный вариант эллиптических, с большей площадью контакта и меньшим поперечным радиусом. Разные производители могут называть их по-разному: Alliptic, Fine Line, Stereohedron и т.п. На мой взгляд, иглы этого типа представляют собой оптимальный компромисс между качеством и ценой.
  • Иглы более высокого класса обычно имеют форму, повторяющую форму резцов, используемых для производства мастер-дисков. Они обеспечивают ещё более высокую точность считывания и ещё более низкий износ пластинок. К таким относятся иглы типа Shibata, Van Den Hul, Frytz Gyger, Micro Linear, SAS.

Как правило, звучание недорогих ММ-картриджей можно значительно улучшить, заменив штатную иглу на иглу более высокого класса. Например, я использую в одном из своих проигрывателей картридж Technics P30 с гиперэллиптической иглой Jico.

 

 

Итоги

  • Наиболее популярные звукосниматели для акустических гитар – пьезоэлектрические. Они представляют собой «золотую середину» всех вариантов, то есть позволяют добиться усиленного натурального звучания акустической гитары при небольших затратах.
  • Накладные пьезозвукосниматели – «таблетки» — подойдут, по большей части, новичкам и тем, кто неприхотлив в поиске звучания гитары.
  • Врезные пьезозвукосниматели имеют более высокую цену, они незаметны и очень хорошо передают глубину звучания акустической гитары благодаря реакции и на колебания деки, и на колебания струн.
  • Использование для подзвучки микрофона всегда сопряжено с проблемами появления обратной связи и наличием лишних шумов и частот.
  • Многие профессионалы для достижения максимально объемного и реалистичного звучания используют сочетание внутреннего микрофона в деке и пьезозвукоснимателя в районе нижнего бриджа.

ПРЕДУСИЛИТЕЛИ-КОРРЕКТОРЫ ДЛЯ «ВИНИЛА»

Высокоомная головка звукоснимателя может быть согласована с низкоомным усилителем посредством схемы, показанной на рис. Используемый в схеме полевой транзистор обеспечивает коэффициент усиления по току и более, а коэффициент усиления по напряжению — порядка 0,5.

B качестве источника аудиосигнала допустимо использовать микрофон или аналогичное устройство. Разрешается применятьлюбые транзисторы n-p-n типа, рассчитанные на режим малого сигнала, например транзисторы 2N или аналогичные.

Усилитель, схема которого приведена на рис. Ero величина в первом приближении рассчитывается как. Значение сопротивления R IN примерно определяется из соотношения. В рубрике Работа со звуком.

Вы можете подписаться на новые комментарии к этой записи по RSS 2. Вы можете оставить комментарий или trackback со своего сайта. Имя required. Почта не публикуется required. Чувствительный радиомикрофон на транзисторах МГц 8. Оптические датчики. Фоторезисторы в схемах на МК 8.

 

Основные идеи, лежащие в основе резонансного режима работы 9. Двухтранзисторные биполярные ключи в схемах на микроконтроллере Триггер бистабильный мультивибратор 7. Датчики магнитного поля. Датчики Холла в схемах на МК 5. Усилители с изменяющимся коэффициентом усиления. Измерение напряжения, внутреннего сопротивления и тока короткого замыкания Применение микросхемы КРВИ1 9.

Ключи на полевых транзисторах в схемах на микроконтроллере Генераторы высокого напряжения с емкостными накопителями энергии Основные схемы импульсных сетевых адаптеров для зарядки телефонов Импульсные источники питания теория 8.

Оставить комментарий Нажмите сюда для отмены комментария. Имя required Почта не публикуется required Сайт. Подписаться на NauchebeNet.

Предусилители

Дело это не сильно прибыльное, а порой даже убыточное. И вполне себе можно поделиться некоторыми, не слишком секретными! Входное и выходное сопротивления также должны обеспечивать нормальное согласование магнитной головки и основного усилителем 3Ч. Оптимальное сопротивление нагрузки — 47 кОм. При таком сопротивлении для большинства головок гарантируется отсутствие заметных электрических резонансов в рабочем диапазоне частот и максимальное отношение сигнал-шум.

Схемы предусилителей для пьезодатчика. Кому нужно вот схема. Изображение. схему Прикрепленное. упростилась схема. Схемы гитар, примочек.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *