Для тех, кто не сильно погружен в тему, напомню, что Dynaudio — датская компания, основанная в 1977 году Уилфридом Эренхольцем и группой единомышленников. Молодые технари, только закончившие университеты, исключительно на личном энтузиазме решили заняться производством акустики.

 

Как и другие основатели аудиокомпаний, они хотели сделать нечто более качественное, чем то, что тогда было на рынке. Начали с малого — проектировали акустику, подбирали и закупали готовые динамики, делали корпуса, фильтры, собирали и настраивали. Акустика получилась весьма неплохой, пришел первый успех. Дальше по нарастающей — разработки, все большее и большее количество собственных технологий, материалов, постепенно растет производство.

Все сами

Сейчас Dynaudio — компания со штатом около трехсот человек, большим исследовательским центром и крупным производством. Очень многое делают сами — например, динамики, для которых со сторонних производств приходят заказные корзины да заготовки магнитов. Именно заготовки — намагничивают из уже на производстве. Здесь же мотают катушки, собирают самые разные типы динамиков.

Диффузоры делаются большей частью в другом месте, но это только лишь разделение производства, технологии все свои. А почти все производство фирменных купольных твитеров можно увидеть на основной фабрике в Скандеборге. Там же собирают динамики, там же делают большую часть корпусов, что-то приезжает в виде только склеенных заготовок, без покрытия. Ну и, само собой, сборка готовой продукции тоже своя. Производство посмотрим попозже, пока же стоит сказать о принципах и идеологии.

 

Само название Dynaudio происходит от сокращенного Dynamic Audio. Собственные динамики здесь считают первейшей основой. Разработчики утверждают, что фирменный мягкий купольный твитер никогда не сменится на излучатель другого типа, так же как и диффузоры из MSP (магниево-силикатного полимера) были, есть и будут. То есть основные принципы конструирования заложены достаточно жестко. А вот вокруг них существует масса нюансов и технологических вариаций.

Например линия, где выпускаются низкочастотные излучатели, в настоящий момент (не единовременно, конечно) выпускает около 600 моделей басовиков для разных целей. Многие могут быть похожи, иметь общую базу, но если учитывать все различия в конструкциях, получится именно такая цифра, а количество «общих баз» приближается к двум сотням. Все эти разные низкочастотники используются и в домашней акустике, и в профессиональной, также это динамики для инсталляционных линеек и автомобильного аудио.

Мощность выпускающей линии — примерно 2 500 динамиков в неделю. Уже на этих цифрах можно строить кое-какие расчеты и представить масштаб производства. Да, стоит еще раз повториться, Dynaudio — это компания, производящая акустические системы и динамики. В прошлом были некоторые эксперименты с электроникой, сейчас же ее можно найти только в активной акустике (бытовой и профессиональной) и в lifestyle портативных колонках. В остальном это именно динамики и акустика. Домашнее направление, профессиональное-студийное, инсталляционная встраиваемая акустика и акустика автомобильная, как предназначенная для построения автоинсталляций или та, которую автопроизводители, например Volkswagen или Volvo, используют для комплектации своих старших линеек автомобилей.

Понятно, что для выпуска такого количества самых разных позиций нужна серьезная база для разработок. И в Dynaudio работает большое количество инженеров, это не компания одного аудиогуру. Технически фирма очень хорошо оснащена. Например, несколько лет назад построили исследовательский комплекс, оснащенный уникальной измерительной лабораторией.

 

Тут стоит сделать в рассказе одно отступление. Несколько лет назад компанию Dynaudio купил китайский холдинг. Сколько тогда было панических криков, что все распилят, выведут в Китай и продукция пойдет другая. Но ничего не распилили и не вывели — просто инвестор счел предприятие перспективным и выгодным и вложил в развитие приличные деньги. Производство же осталось там же, где и было, и прилично подросло. Разработчики тоже никуда не делись, все при делах, да еще и штат расширили, основатель Уилфрид Эренхольц тоже на месте. А кроме всего прочего на вложенные средства отстроили «Юпитер», про который нужно рассказать отдельно. Точнее, я начну рассказ про производство именно отсюда, потому как любой готовый продукт начинается с проектирования.

Описание студийного сабвуфера Dynaudio 9S

Dynaudio 9S – это профессиональный активный сабвуфер для студийных мониторов серии LYD, пришедший на замену модели BM 9S II и отличающийся от нее почти вдвое большей производительностью. Прибор может использоваться в качестве дополнения к оборудованию для сведения и мастеринга музыки, а также быть в составе бытовой акустической системы или работать для воспроизведения отдельного канала низкочастотных эффектов.
Dynaudio 9S оборудован 9.5-дюймовым динамиком, диффузор которого сделан из полимерного композитного материала MSP. Усилитель класса D обеспечивает выходную мощность 300 Вт, чего более чем достаточно для любой студии и жилого помещения. Максимальное звуковое давление может достигать 106 дБ. Озвучиваемый частотный диапазон лежит в спектре от 22 до 175 Гц, а при необходимости могут быть активированы НЧ-фильтры на 50 или 60 Гц, или же регулируемый ВЧ-фильтр, частота среза которого устанавливается в значении от 50 до 150 Гц. Есть функция инверсии фазы на 180 градусов, что будет полезно в случае подключения несколько колонок одновременно и при настройке работы сабвуфера и сателлитов. Органы управления фильтрами, фазой, регулятор громкости и коммутация располагаются на задней панели корпуса.

Вход для источника звука сделан на двух разъемах XLR для приема аудиосигнала в стерео. Вход LFE/Slave предназначен для отдельного LFE-канала, в котором может содержаться низкочастотная информация для спецэффектов. В наличии имеются стереофонический выход на акустическую систему и выход для параллельного подключения дополнительного сабвуфера. Вся коммутация также представлена разъемами XLR. Устройство выполнено в закрытом типе корпуса, который отличается компактностью и малым весом. Питание осуществляется от сети, присутствует режим автоматического отключения, если звук не поступает ни на один из входов.

Dynaudio 9S представляет собой профессиональный активный сабвуфер, который, несмотря на малые габариты и небольшой динамик, способен чисто воспроизводить очень низкие звуки на большой громкости. Устройство может стать отличным дополнением к студийным мониторам, бытовой акустической системе или к домашнему кинотеатру, а за счет элементарного управления и богатых возможностей коммутации сигнала использовать сабвуфер очень удобно и легко.

Что дозволено Юпитеру

Правда, многое придется именно рассказать, а не показать — секретность на фабрике очень заметна. Чтобы понять, насколько там все закрыто, приведу только один пример: когда мы проходили около офисного корпуса, с той стороны, куда выходят окна кабинетов разработчиков, нас попросили не снимать само здание в таком ракурсе. Окна там большие, мало ли где что станет видно. Да и сразу, явно по чьей-то команде, во всех кабинетах по этой стороне здания закрылись жалюзи… Как объяснили, во многом все это не ради привычной нам домашней акустики, конфиденциальности требуют автопроизводители, и вся эта секретность прописана в контрактах. Впрочем, предположу, без заботы китайских инвесторов тоже не обошлось — они-то прекрасно знают, что случается с новинками и технологиями, которые показали в открытую.


Новый корпус с засекреченным «Юпитером» показать снаружи получилось только вот так — верхушка белого здания, выступающая на заднем плане за офисной частью

Собственно говоря, что же представляет этот засекреченный «Юпитер»? Все новое здание для отдела разработок построено вокруг одного большого бетонного куба с внутренними размерами 14х14х14 метров. Этот объем построен для того, чтобы расположить измерительный стенд — две моторизованные управляемые системы, одна поднимает на нужную высоту исследуемую акустику, а другая представляет собой подвижный полукруг, с 31 измерительным микрофоном. Эту микрофонную сборку можно сдвигать выше или ниже и поворачивать. И в таких условиях производить замеры акустики. Система позволяет быстро и качественно получать большой объем информации, измеряя прототип, или отдельный динамик в нужных условиях. Показать это все я могу без подробностей, только на официально полученных фотографиях.

Для сторонних компаний здесь замеры не проводят, однако колонки других производителей увидеть в комнате можно — ведь конкурентов нужно изучать.

 

Именно эту систему использовали, чтобы создать сложную переднюю поверхность новых Confidence, на ней же тестировали обновленные твитеры. А судя по тому, что в одном из углов комнаты есть большой стеллаж с самыми разными деталями фильтров, можно догадаться, что и фильтры подгоняют здесь же. Ведь удобно — закрепил исследуемую акустику, не закрепляя фильтр, измерил, посмотрел что к чему, тут же поменял какой-нибудь конденсатор или катушку и сразу можно замерить изменения. И так с любой составляющей в конструкции акустики. В сочетании с тем, что на основном производстве есть и экспериментальные мощности, где можно сделать, например, динамик с измененной конструкцией или корпус, разработчикам предоставлено очень большое пространство для творчества.

Но кроме того, всю продукцию на стадии разработки еще и отслушивают. Измерения и расчеты это замечательно, но здесь не тот случай, когда все сделали по техническим параметрам и сразу в серию. Прослушиваниям с разной техникой на различном музыкальном материале здесь тоже уделяют должное внимание. Как и обратной связи от пользователей домашней и профессиональной техники.

Аэродинамика динамика

Переходим от разработок непосредственно к производству. Начнем с динамиков. Вот здесь все действительно красиво, вплоть до роботизированных станков, которые наматывают и частично собирают (сильнее всего автоматизировано производство для автомобильного применения). Но я вам их тоже не покажу, по уже понятным причинам, придется рассказывать. Что здесь показалось интересным — стройность конструкций и идеология. При всем разнообразии номенклатуры везде прослеживаются основные принципы. Здесь не лишним будет показать фото, на которое я ссылался, приводя данные по количеству выпускаемых позиций.

Динамик может быть очень разным, но диффузор будет из MSP, кроме твитеров, которые в любом случае будут купольными мягкими. Магниты используют разные, и ферритовые, и из сложных сплавов. Корзины — только металлические. Центрующие шайбы и подвесы не однотипные, а разработанные или модифицированные под каждую модель динамика. Диффузоры, хоть и из одного материала, но толщина, а соответственно и вес, варьируются и просчитываются под конкретную задачу. Глубокая кастомизация динамиков при единых принципах их построения — компании.

Еще один прием, активно использующийся в динамиках — обеспечение минимального сопротивления воздуха. Для этого, например, в магнитной системе проделаны вот такие большие отверстия. Это применяется и в динамиках с магнитами из сплавов, и в динамиках с ферритовыми магнитами.

Демпфирование и правильная аэродинамика способствуют линейным режимам работы. Вот так, например, это реализовано в некоторых низкочастотных вуферах.

Кстати, на фирменную форму и конструкцию корзин тоже нужно обратить внимание — они точно так же продиктованы поведением воздуха вокруг подвижной системы в то время, когда динамик работает. Корзины жесткие, но максимально акустически прозрачные.

Следующий момент — катушки. Тут тоже может быть все сильно по-разному. Во-первых, варьируется материал каркаса, во-вторых, материал, которым катушка намотана. Исторически в Dynaudio для намотки используют алюминиевый провод, ориентируясь на массу катушки. Но когда разрабатывали новые Confidence, путем экспериментов и даже прослушиваний для части динамиков этой новой линейки выбрали медный провод для катушек. Соответственно и другие параметры подгонялись под это изменение. Надо отдать должное, отслушивать материал намотки катушки — это прецизионно. Хотя, конечно, отслушивали не абстрактную медь, а результат в целом.

 

Соответственно линии и производство для выпуска столь разных модификаций должны быть построены гибко, а все в целом получается трудоемко и затратно. На паре фотографий ниже — как раз заготовки будущих динамиков, у которых видна разница в материалах.

Отдельно стоит сказать о допусках. На заводе к этому относятся тщательно, начиная с выбора материалов, комплектующих, да даже клея. Чтобы получить желаемые параметры необходимо соблюсти точность.

Зазор, в котором перемещается катушка, стараются сделать как можно меньше. А раз меньше — значит придется делать точнее при изготовлении и на сборке.

Тут виден весьма необычный прием, использующийся при сборке (которая, понятное дело, ручная). Центровка катушки осуществляется при помощи тонких калиброванных проволочек, вставляемых в зазор. Все должно совпасть, выровняться, и чтобы нигде не было повреждений.

На этом фото слева от рабочего места расположена проволока для центровки, даже сечение указано — 0,35 и 0,45 мм. В таком виде с зафиксированной центровкой динамики сушат после приклеивания подвеса с подвижной частью к корзине. Для разных моделей динамиков используют один и тот же прием — большие гайки, оклеенные фетром.

И эти «гайки» могут быть весьма и весьма увесистыми — под стать самым крупным динамикам.

Твитеры тоже весьма разнообразны, пусть даже в их основе лежит фирменный мягкий купол. Делают их почти целиком на заводе Dynaudio (каркасы-основания и корзины делаются в другом месте на заказ).

У твитеров не самые простые магнитные системы, тоже есть демпфирование и конструктивные особенности — итог разработки с учетом поведения воздуха в системе. В конструкцию же всегда понемногу что-нибудь да привносят.

 

Например, вот такой конус, с тщательно просчитанными размерами и кривизной. Говорят, с ним все стало звучать интереснее.

Кстати, только что пропитанные купола имеют белый цвет, потом, в процессе высыхания они темнеют.

Для бытовой и профессиональной акустики сборка ручная, и рабочих сборочных мест на производстве достаточно много.

Еще немного сборочного производства, точнее, это одно из рабочих мест контроля качества. Каждый динамик получает свой серийный номер после прохождения контроля, а дальше в базе учитывается, в какой именно колонке этот динамик оказался.

Слева на паллете — пенопластовые коробки, в них динамики (на этом фото — низкочастотники) поедут в соседний цех, на сборку. Поближе процесс, увы, рассмотреть не получилось — тут тоже секретность.

Кстати, перемещаясь по производству, можно увидеть и такие вот древние образцы. Все задокументировано, параметры зафиксированы, и периодически, небольшими партиями, компания выпускает что-то совсем старое, нужное для того, чтобы обеспечивать запасными частями давно выпущенную акустику. Так что в случае необходимости можно, например, заполучить сменный твитер для тех же Confidence, выпускавшихся несколько поколений назад. К средне- и низкочастотным динамикам это тоже относится. Как я понял, запасы корзин и заготовок магнитов есть в достаточном количестве, а все остальное можно сделать и собрать. Все-таки компания выпускает много акустики, и поддержка старых моделей — это полезно.

Акустические системы Dynaudio Emit M10 и M30

В конце прошлого года компания Dynaudio объявила о выпуске новой серии Emit, которую она позиционирует как High End начального уровня. Приятно, что наряду с активной работой над беспроводной акустикой, компания не забывает о хай-файной классике.

Чтобы получить наиболее полное представление о линейке Emit, послушаем две модели – младшую M10 и старшую M30. Помимо них, в новой серии имеется более крупный полочный монитор M20 и громкоговоритель центрального канала M15C. Соответственно, из этой акустики можно подобрать подходящую к обстоятельствам стереопару или составить относительно недорогой комплект для домашнего кино.

 

Во время экскурсии по фабрике Dynaudio, помнится, интересовался у менеджера компании Роланда Хоффманна, возможен ли ещё прогресс в области обычной, не активной акустики. Ответ был примерно таким: за счёт оптимизации производства и современных методов проектирования можно выпускать более качественные изделия при той же стоимости, либо снизить цену при прежнем уровне качества. Для Dynaudio этот путь особенно эффективен, т.к. компания сама разрабатывает все комплектующие, включая динамические головки, поэтому может оперативно внедрять новые материалы и технологии. Датчане намерены в будущем радикально увеличить инвестиции в научные исследования – недавно в Скандеборге было заложено трехэтажное здание для нового центра R&D. Пуск в строй намечен уже на декабрь нынешнего года, и к этому времени количество специалистов-разработчиков планируется увеличить втрое. А буквально месяц назад Dynaudio приобрела компанию AM3D, специализирующуюся на разработке программных продуктов для улучшения звучания цифрового аудио.

Лаконичность облика как бы подчёркивает, что все средства и усилия разработчиков были направлены на элементы конструкции, принципиально важные для качества звучания.

Так будет выглядеть здание, в котором разместятся отделы, отвечающие за исследования и развитие.

Техническая информация о новинках предельно скупа: известно лишь, что во всех моделях установлены дюймовые твитеры с мягким куполом, мидбасы с диффузорами из фирменного композита MSP и звуковыми катушками, намотанными алюминиевым проводом. Варьируется лишь калибр и количество драйверов – в M10 они 14-сантиметровые, а в M30 – пара 17-сантиметровых. Нижняя граница воспроизведения, соответственно, 50 и 40 Гц по -6 дБ. Фазоинверторы традиционно выведены назад. Корпус напольной модели усилен внутренними рёбрами жёсткости.

Исполнение добротное, предельно аккуратное, как всегда у Dynaudio. Внешняя отделка – чёрный и белый лак, но не зеркальный, а матовый. Строгие грили крепятся на пластиковых клипсах. Лаконичность облика как бы подчёркивает, что все средства и усилия разработчиков были направлены на элементы конструкции, принципиально важные для качества звучания.

У М10 оказался настолько взрослый нижний регистр, что при их прогреве сначала подумал, что мы по ошибке включили напольные системы, стоявшие рядом. Мониторы вполне адекватно передавали даже удар большого барабана – басовито, сочно, без «картонной» легковесности. И ритмическая основа музыки воспроизводится энергично, без затяжек упрощений.

Мониторы вполне адекватно передавали даже удар большого барабана – басовито, сочно, без «картонной» легковесности.

Это было первое впечатление. Второе – очень интересное построение пространства. Если слушать мониторы в ближнем поле, не разворачивая их на себя, то вся сцена окажется в глубине, примерно в полутора-двух метрах за передней линией. Сами мониторы будут присутствовать лишь визуально — ни одного виртуального источника к ним не привяжется. Если отойти подальше, метра на четыре, сцена выдвинется вперёд и станет шире, т.к. в этом случае часть информации будет привязана к излучателям. Например, на «Live With Me» (диск [2]) инструменты расположены на флангах, а вокал – точно в центре. Получается шикарная по масштабу стереопанорама, но с меньшей глубиной.

Тембральное разрешение достаточно высокое, твитер правильно передаёт обертоны и высшие гармоники, хотя чувствуется некоторая резкость на «горячих» фрагментах с обилием тарелок или медных духовых. Возможно, это следствие недостаточного прогрева новой акустики.

Что показалось важным – способность показать разницу в качестве фонограмм на компакт-дисках, причём разницу именно в нюансах. Например, Squirrel Nut Zippers [1] записаны грубовато, с сухим верхом, что сразу заметно. И наоборот, аудиофильский сборник Inakustik [3] тут же даёт ощущение воздуха и идеально выверенного музыкального баланса. Принадлежность к бюджетному сегменту выдаёт лишь несколько меньшая, чем у моделей старших линеек, информативность в среднем диапазоне.

 

В принципе, всё сказанное выше относится и к напольным М30. Сцена строится немного по-другому, более типично для Dynaudio – с размахом и внушительной перспективой в глубину, мало зависящей от расстояния до слушателя. Но оптимум всё же около трёх метров, в этом случае звучание становится слитным, с точным сведением всех трёх драйверов. Локализация в сцене не столь острая, как у «десятки» с близким расположением излучателей, зато масштаб впечатляет.

Мужской вокал получил дополнительный объём и телесность, у контрабаса появился внушительный по размерам корпус с богатыми резонансами.

И отмечу новое ощущение — основательности, причём не только в области инфрабаса, но и в нижней середине. Мужской вокал получил дополнительный объём и телесность, у контрабаса появился внушительный по размерам корпус с богатыми резонансами, да и акустические гитары зазвучали с плотным наполнением в своём нижнем регистре. У М30 бюджетный «привкус» практически отсутствует. Эти системы настолько точны, динамичны и музыкальны, что есть опасность конкуренции с моделями верхних линеек. С некоторыми оговорками, конечно.

СИСТЕМА

  • CD-проигрыватель: Naim 5i XS
  • Интегральные усилители: Densen B130 и B150
  • Акустические кабели: Cardas Clear Speaker, Atlas Mavros

МУЗЫКА

  1. Squirrel Nut Zippers, «Bedlam Ballroom». Mammoth Records, 2000
  2. Ella Fitzgerald and Louis Armstrong, «Ella and Louis». Verve, 1956/2001
  3. «Great Cover Versions». Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013
  4. Paco De Lucia, Al Di Meola, John McLaughlin, «The Guitar Trio». Verve, 1996
  5. AC/DC, «Ballbreaker». East/West, 1995

Dynaudio Emit M10

Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 50 — 23000 Гц || Продолжительно подводимая мощность IEC: > 150 Вт || Номинальное сопротивление: 6 Ом || Чувствительность: 86 дБ || || Отделка: чёрный и белый лак || Габариты: 170 х 292 x 240 || Масса: 5,6 кг || Цена за пару: 47802 руб.

Dynaudio Emit M30

Конфигурация: 3 излучателя, 2,5 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 40 — 23000 Гц || Продолжительно подводимая мощность IEC: > 200 Вт || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Чувствительность: 86 дБ || || Отделка: чёрный и белый лак || Габариты: 204 х 960 x 275 || Масса: 18 кг || Цена за пару: 116025 руб.

 

поделиться

Tags: DynaudioEmit

С конвейером и без

Дальше идем на сборочное производство, где делают корпуса. Тут уже с секретностью попроще. Часть заготовок приходят, некоторые части изготавливаются прямо здесь.

Все привычно, станок с ЧПУ что-то нарезает. Когда я там был, он работал над корпусами профессиональных активных мониторов.

Приличные по качеству материалы, тщательная обработка — все вполне аккуратно.

Покраска происходит здесь же, но туда мы не ходили — предприятие большое, и останавливать рабочий процесс в лакокрасочном цеху для нас никто не стал, впрочем, и так понятно, что там происходит, интереснее, что же получается на выходе.

Здесь корпуса для нескольких линеек, понятно, что сразу все и для всего не делается. Если присмотреться, найдете Confidence, модели из линеек помладше и профессиональные мониторы.

Ручная шлифовка и полировка. Корпуса, надо заметить, очень качественно и сделаны, и отделаны. Шпон, лак, цвет — все приближено к идеалу.

 

И еще.

То есть, бытовые и профессиональные модели делаются на одних и тех же мощностях.

Будущая отделка черным рояльным лаком на промежуточной стадии выглядит не черной и не лаковой. Вполне нормальный процесс.

А здесь окончательно полируют и проверяют корпуса для юбилейных Special Forty.

А здесь уже собрались рядышком готовые корпуса и комплекты динамиков к ним. Дальше что-то идет по некоторому аналогу конвейера, правда, в основном это относится не к самым крупными моделям. Здесь — опять же Special Forty, выпуск партии которых мы застали во время визита.

Но акустика может собираться и неконвейерным способом, а, например, вот так, на индивидуальных стендах.

Конечно, тут еще много чего было интересного, но нужно переходить к завершающей части, а именно к новой линейке Confidence.

Рубрики • престиж

Журнал «Автозвук» • № 2-3 / 1998

Датский дог в енотовой шкуре

— Я — датский дог. А ты? — А я — так… Погулять вышел… Из бородатого

Кто, где, когда

Что там у нас еще есть в Дании? Андерсен — дело давнее, русалочке местные пэтэушники голову, говорят, снесли. Еще — Гамлет, бедолага, и капли его папаши. А так, вообще, на слово «Дания» ушки мало у кого поднимаются. А вот на «Dynaudio» — встают торчком.

Dynaudio компанией древней не назовешь. Свою деятельность она начала в 1976 году с того, с чего и сотни, тысячи прочих — со сборки громкоговорителей из компонентов, закупаемых у других фирм. Но желание все делать по-своему привело к необходимости производить все больше и больше самим, и к 1984 году течение было повернуто вспять — Dynaudio сама стала поставлять динамики предприятиям, собиравшим из них готовые колонки.

Сейчас репутация Dynaudio высока как ни у кого другого, причем не только среди аудиофилов, всегда несколько склонных к эзотеризму, но и у насупленных профессионалов и заносчивых метрологов. Самая, без сомнения, авторитетная в области акустических измерений фирма Bruel & Kaejer использует «верхний» ряд высокочастотных динамиков ESOTAR от Dynaudio для калибровки своих измерительных микрофонов. А поскольку потом брюль-и-кьеровской техникой пользуются все остальные производители акустики в мире, получается, что косвенным образом Dynaudio слушают даже те, кто об этом не подозревает.

Лозунг компании, причем как бы рабочий, а не официальный (в рекламных материалах вы его не встретите) — «Датчане не лгут». Трудно поручиться за все 6 миллионов, но к фирме Dynaudio это точно относится. Комментируя качество своих громкоговорителей, их создатели, в отличие от многих своих европейских коллег, не закатывают глаза и не напускают на себя таинственный вид. Да, соглашаются они, это действительно результат длительного и упорного труда. Верно, это — следствие высочайшей квалификации персонала и преданности идее. Но из самой идеи и принципов, заложенных в конструкцию динамиков Dynaudio, никакого секрета не делается.

Снаружи и внутри

…Да это было бы и затруднительно — конструкция их, а как следствие, и внешность, настолько уникальны, что после первой же встречи вы будете узнавать именитых «датчан» что с лица, что со спины.

Начнем с лица. У Dynaudio это — глянцевитые диффузоры из патентованной композиции на основе полипропилена и минеральных наполнителей. Здесь ничего необычного нет, это как раз решение проверенное, уже почти стандартное. А вот геометрия излучающей поверхности — совсем другая история. Визитная карточка изделий компании — центральные колпаки диффузоров с двенадцатью как будто бы щелями по окружности, в том месте, где у обычных динамиков колпак прикреплен к диффузору. У Dynaudio же оба они изготавливаются как одно целое. А щели вдоль линии сопряжения — это на самом деле выштамповки для повышения местной жескости. Сам центральный узел диффузора на глаз несколько больше по диаметру, чем это принято, причем эта «диспропорция» становится очень заметной у небольших динамиков — здесь почти всю излучающую поверхность занимает их центральный колпак. Чтобы понять, с чем это связано, надо уже зайти за спину и посмотреть, как выглядит наш громкоговоритель сзади.

Вид со стороны магнитной системы довольно необычен, успокаивает только то, что устройство динамика, обусловившее такую нестандартность, аналогов не имеет. Вместо привычного для глаза более или менее усеченного конуса диффузородержателя, увенчанного ферритовым «блином» магнита, тех или иных пропорций и украшений мы видим этакую Татлинскую башню. У основания литого каркаса — широкий фланец, над которым на шести плоских пилонах висит не менее широкий «второй ярус» — к нему крепятся внешний край центрирующей шайбы и зажимы для подключения проводов. А дальше — паукообразная конструкция, держащая в шести лапах что-то, по-видимому, магнитное, но явно не ферритовое, а металлическое.

Это — знаменитая «вывернутая наизнанку» магнитная система Dynaudio. Когда ее выворачивали, разработчиками двигало не желание соригинальничать, а вполне ясно сформулированная идея, для реализации которой найденное решение оказалось эффективным.

Логическое обоснование было следующим: в качестве критериев звучания для своей акустики, включая и автомобильную, конструкторы Dynaudio давно и бесповоротно избрали студийно-мониторную нейтральность и устойчивое излучение в стороне от оси динамика. Известно, что за большую часть нежелательного окрашивания звука несут ответственность непоршневые деформации диффузора, когда отдельные его участки излучают не в фазе, эти колебания причудливым образом складываются, причем в стороне от основной оси диаграммы направленности результаты такого сложения часто предстают частотной характеристикой жутковато-мистического вида. Для того, чтобы этому противодействовать, звуковой катушке — основе моторного привода диффузора — следовало бы «держаться» за диффузор подальше от центра, с тем, чтобы контролировать его движение на большей части его площади. Значит, диаметр звуковой катушки желательно увеличивать, но при этом, поскольку при обычной конструкции она вся должна находиться внутри кольцевых магнитов, сами магниты приобретут чудовищные размеры, а часть магнитного потока, бессмысленно рассеивающаяся вокруг системы, возрастет до неразумной пропорции.

Датчане выбрали другой путь: магнит упрятан внутрь звуковой катушки, а для замыкания магнитного поля вокруг рабочего зазора, где, собственно, и движется звуковая катушка, служит внешний магнитопровод в виде массивного стакана из магнитомягкого материала. Его-то часто и принимают за магнит, и даже довольно опытные люди*, поскольку сама фирма не поднимает шума вокруг найденного решения, а скорее обращает внимание на достигнутые с его помощью результаты.

А результатом является то, что даже у динамиков диаметром 150 — 170 мм звуковая катушка имеет диаметр 75 мм. Диффузор (выполненный как одно целое с центральным колпаком) приобретает в этом случае уже не коническую форму, а становится акустически ближе к плоской диафрагме, сохраняя, однако, все присущие классическим диффузорам жесткостные характеристики.

Сама звуковая катушка для уменьшения массы при возросшем диаметре намотана алюминиевым проводом шестиугольного сечения — головная боль для технологов, терпеть которую соглашаются только очень убежденные борцы за звуковое совершенство. Площадь, с которой рассеивается тепло, у звуковых катушек Dynaudio в среднем втрое больше, чем у динамиков сопоставимого размера обычных пропорций. В результате при немалой непрерывной максимальной подводимой мощности (100 — 150 Вт для динамиков диаметром 5 — 7 дюймов) поражает отдельно нормируемая пиковая перегрузочная способность — до 1000 Вт в пике продолжительностью 10 мс (стандартная величина для этого норматива). Ничего себе… Это при том, что фирма дает трехлетнюю гарантию на свои автомобильные акустические системы, если они устанавливались на сервисных пунктах Dynaudio, и один год — если где бы то ни было еще, так что прибавлять здесь вышло бы себе дороже.

Вообще, в каком-то смысле лейтмотивом конструирования динамиков Dynaudio является непримиримая борьба со всеми призвуками. Цельный, ухваченный за середину диффузор — только один из факторов, влияющих на полное истребление ненужных сигналов. К другим относятся: «аэродинамические» плоские пилоны, образующие корзину диффузородержателя — для устранения аэродинамических шумов, внутренние, никому не заметные звукопоглощающие вкладыши, даже канал акустической разгрузки в центре магнитной системы и тот снабжен вставками акустического сопротивления, призванными подавить турбулентность и связанные с ней шумы.

Ну что, поедем?

Динамики Dynaudio двинулись в путь примерно на середине истории развития компании. Это довольно рано, если принять во внимание основную ориентацию фирмы на рафинированность своей студийной и аудиофильской продукции. Такие предприятия обычно довольно долго смотрят на мобильные установки снисходительно, а когда их все же «пробивает», часто оказывается, что не так все просто на этом рынке.

Преисполненная пафоса британская Mission, например, повернулась лицом к водителям только совсем недавно, и ей, возможно, еще довольно долго предстоит доказывать свою состоятельность в среде высоких скоростей и благоухания выхлопных газов.

Автомобильная акустика Dynaudio представляет собой перенастроенные по параметрам, для согласования с требованиями мобильных установок, флагманские образцы линейки громкоговорителей. Сейчас выпускаются двухполосные компонентные наборы System 220 на базе 5-дюймового мидбаса MW 150, System 240 на базе 7-дюймового MW 160 и System 260 с 8-дюймовым MW 170.

Есть еще две трехполосные системы — для тех, кому «все отдай — и мало». System 340 построена на тех же компонентах, что и 240, но средние частоты воспроизводятся 75-миллиметровой купольной головкой — впечатляющее решение для автомобильной установки! System 360, исходя из тех же соображений, основана на 8-дюймовом MW 170. Кроссоверы, разумеется, другие.

Все комплекты работают с ВЧ-головками MD 100 — 28-миллиметровый мягкий купол, редкоземельный магнит, магнитная жидкость — все как полагается.

В конструкции всех MW тренированный глаз немедленно определит фамильные черты самых (сегодня от датчан можно ожидать чего угодно — в тихом омуте…) удачных головок профессиональной серии LQ, но параметры существенно изменены с учетом условий установки (на 20 — 25% выше частота основного резонанса и полная добротность). Кстати, редкий случай, свидетельствующий о профессиональном подходе — на компонентные динамики дается полный набор электроакустических характеристик, что позволяет создавать звуковое оформление вполне осознанно. Автору доводилось видеть системы призеров соревнований IASCA на основе Dynaudio, причем фронтальные мидбасы работали в тщательно рассчитанных маленьких (4 — 5 литров) фазоинверторах. Попробуйте сделать такое с громкоговорителями многих других производителей, и вы натолкнетесь на полное отсутствие в документации параметров для расчета. Dynaudio же предлагает вместе со своими компонентами даже рекомендации по закрытым корпусам (для мидбасов!). Так, для System 220 нормируется минимальный рабочий объем около 3,5 литра, а для System 240 — около 4,2 литра. Такие значения удается реализовать даже при установке динамиков в боковых панелях пространства для ног водителя и пассажира, что давно признано наиболее обещающим, но и наиболее трудным способом создания качественной звуковой сцены.

Этому способствует и «квазиплоская», с контролируемыми деформациями, форма диффузора — частотная характеристика в положении off-axis — в стороне от оси излучения оказывается исключительно гладкой, равно как и фазовые характеристики излучения.

Компонентные пары, естественно, комплектуются фирменными кроссоверами. Философий конструирования кроссоверов существует примерно столько, сколько и их создателей, ну, может, чуть меньше. Из своей Dynaudio тайны не делает: минимальные значения крутизны спадов для получения наилучших переходных характеристик; использование собственных акустических показателей в помощь кроссоверам при фильтрации сигнала; идеальное согласование входных параметров кроссовера с усилителем; высококачественные компоненты; широкие возможности регулировки.

Кроссоверы серии System выполнены по электрической схеме — фильтры первого порядка, однако их параметры выбраны так, чтобы получить наилучшую фильтрацию вне полосы пропускания, не внося при этом фазовых искажений, — типичная аудиофильская парадигма. Электрически кроссоверы (кстати, невзаимозаменяемые, поскольку просчитаны под конкретные головки!) настроены на частоты раздела 3 — 3,5 кГц, для разных комплектов System. А акустическая частота раздела оказывается существенно ниже: 2 — 2,4 кГц. Более низкая частота раздела является предпочтительной при раздельной установке звеньев двухполосной акустики, но немногие на это отваживаются с фильтрами первого порядка — слишком велика опасность перегрузить «пищалку». АС Dynaudio для этого содержат дополнительные элементы фильтрации ВЧ-звена и систему защиты ВЧ-головки. В первых вариантах изделий это были позисторы, сопротивление которых возрастало при чрезмерном подводимом сигнале. В усовершенствованных моделях (с индексом MkII) использован специальный элемент, реагирующий на появление постоянной составляющей на выходе усилителя и «запирающий» цепь «пищалки». Фирма очень трепетно относится к результатам своих изысканий в области модернизации кроссоверов, и поэтому умоляет приверженцев активной фильтрации сначала попробовать штатные пассивные, а уж потом экспериментировать с многополосным усилением — уж больно «по мерке» первые сделаны.

И еще одна подробность, говорящая об уровне подхода к нуждам потребителя — в сопроводительных материалах продукции компании даются очень грамотные рекомендации, касающиеся процесса «разминки» и прогрева динамиков в начале эксплуатации. Учитывая высокую механическую стабильность головок, фирма обращает внимание, что длительность «объездки» может быть несколько больше обычной, и рекомендует «раскочегаривать» свои изделия в течение 100 — 200 часов и даже советует, какие фонограммы обеспечивают наиболее эффективное протекание этого процесса.**

А енот тут при чем?

Да, действительно. В Дании, видимо, есть еще и еноты. Как минимум один. Изображенный персонаж — зверек по имени Кнудсен — официальное лицо в компании, ответственное за представление продукции. Еноты — народ трудолюбивый, а данный экземпляр, судя по фото, еще и настроен вполне серьезно, так что дело, надо полагать, в надежных руках.

*Честное слово — не так давно авторитетный британский журнал «Car Stereo & Security» напечатал отчет о редакционных тестах компонентной пары System 240 и, судя по тексту, испытатели заметили все, кроме этой, важнейшей особенности.

** Два примера из довольно длинного списка: Yello — «Flag», «Zebra» Kraftwerk — «The Mix». Логично, да?

Рубрики • престиж Журнал «Автозвук» • № 2-3 / 1998

 

 

В поисках доверия

Как я уже говорил, приняли ее на рынке очень хорошо. Линейку Dynaudio Confidence (в пер. с англ. — «доверие») делали долго, она полностью новая. Новые корпуса, новые динамики, очень многое помогла сделать система измерений. Плюс работа большого коллектива разработчиков.

 

Без «Юпитера» сложно было бы смоделировать сложную переднюю панель, работающую акустической линзой. Из чего она изготавливается в точности не сказали, но по тому, что я увидел, это некий материал, который засыпается в форму, а потом, видимо, запекается и окрашивается. Панель получилась не только очень интересной по внешним акустическим свойствам, она еще и динамики друг от друга очень хорошо развязывает. Если простукивать материал, станет понятно, что в нем этот стук как будто спотыкается и уходит в никуда.

Новый купольный твитер тоже дополнен акустической линзой, но уже металлической, с порошковой окраской. А кроме этого за куполом поместили маленький пластиковый рассеиватель сложной формы — итог долгих изысканий, расчетов и замеров. В изготовлении эта деталь не стоит почти ничего, но вот разработать ее и внедрить в цепочку производства вышло, как нам объяснили, весьма не дешево.

Результаты эти затрат, впрочем, легко услышать — акустика получилась предельно ровная по звуку, а также детальная. Впрочем, ее совершенно точно нужно представлять в виде отдельных тестов — я-то уже несколько раз послушал в разных вариантах, включая выставки, завод и частные инсталляции. Кстати, по ощущениям линейка Confidence стала менее требовательна к усилению по мощности, току и им подобным параметрам. И одновременно стала еще более требовательной к разрешению тракта, к достоверности и детальности компонентов.

Кроме всего прочего, новые Confidence получились весьма красивыми. По крайней мере мне точно понравились. Впрочем, я не буду отрицать, что к Dynaudio я давно отношусь с большой личной симпатией.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *