Акустика S90

 

Акустические системы (АС), в обиходе часто называемые колонками или просто акустикой — это конечное звено практически любой стереосистемы, воспроизводящей звук за счет преобразования электрического сигнала, поступающего с усилителя мощности, сначала в механические колебания громкоговорителя, а затем и в звуковые колебания воздуха. Первые промышленные прототипы современных АС (то, что можно было назвать «ящиками с громкоговорителями») появились на мировом рынке в 1926 году. Тем не менее, даже сегодня советские АС пользуются стабильным спросом не только у любителей «винтажной старины», но и у ценителей качества и надежности. Для всех интересующихся категорий читателей в данном материале будет представлен ТОП-10 акустических систем СССР с описанием основных характеристик и фото.

Сравнение советских и современных акустических систем

В СССР разработкой и изготовлением бытовой радиоэлектронной аппаратуры (БРЭА) занимались многие предприятия военно-промышленного комплекса, среди которых Рижское ПО «Радиотехника», Ленинградское ВНИИРПА им. А.С.Попова, Львовское НИИБРЭА и другие. Широкому распространению АС предшествовало появление на отечественном рынке прообраза современных музыкальных центров — ламповых стереофонических радиол «Симфония» (1964), изначально комплектовавшихся отдельностоящими звуковыми колонками. Их звучание разительно отличалось от того, что привыкли слышать неизбалованные хорошим звуком граждане Союза. Долгое время эти трехполосные акустические системы закрытого типа были эталоном качественного звучания, да и сейчас они, несмотря на безнадежно устаревшие технические параметры (частотный диапазон – 50-18000 Гц, чувствительность — 92 дБ, мощность — 2х6 Вт), пользуются определенным спросом.

 

В последние годы существования СССР при проектировании акустических систем начали применять математическое моделирование и ЭВМ. Наряду с возможностью выбора высокоэффективных громкоговорителей нового поколения, это позволило создать АС, обеспечивающую высокую верность воспроизведения. Самыми лучшими из них до сих пор считаются разработки:

  • ВНИИРПА — 75АС-001 (150АС-001);
  • НИИБРЭА — 35АС ДС-017 «Амфитон».

В 90-х годах ХХ столетия советский High-End (как теперь говорят) одновременно со всей страной прекратил свое существование. С тех пор в мире появились новые модификации динамиков, в которых используется инновационная схемотехника, а также более современные технологии и материалы. Все это делает бессмысленным сравнение сохранившихся АС советского периода с современными зарубежными моделями.

Важно! Советские АС высокой верности воспроизведения звука были многополосными, то есть — выводили высокие, средние и низкие частоты через отдельные динамики. Поэтому качество их звучания часто превосходит уровень дешевой акустики китайского производства.

 

 

↑ Решётки-грили

тоже подумал из дерева сделать и вставить металлические решётки из родных грилей Веги от НЧ динамиков, повёрнутые на 90 градусов (у меня случайно 4 шт оказалось, как раз по две решётки в размер состыковались, а решётки, закрывавшие СЧ ждут своего часа).

 

 

Особенности акустических систем советского периода

Технические параметры советских Hi-Fi АС (в отличие от широкополосных громкоговорителей мощностью порядка 5 Вт, которые в то время повсеместно встраивались в корпуса радиоприемников, радиол, магнитофонов и пр.) позволяли воспроизводить практически весь спектр слышимых звуковых частот и развивали значительно большую мощность.

Интересно! Мода на отдельностоящую акустику коснулась и телевизионных приемников. Так, в 70-х годах прошлого века на Минском ПТО «Горизонт» организовали серийное производство телевизоров, укомплектованных автономными АС активного типа (прообраз современного домашнего кинотеатра) мощностью 6 Вт («Горизонт-106Д») и 16 Вт («Горизонт-723»). Однако из-за низкого качества звучания (полоса частот – 63-12500 Гц и др.) широкого распространения они не получили.

Несмотря на достаточно приличное даже для сегодняшнего времени качество звучания, советские акустические системы устарели. Их даже подключить к сегодняшним источникам звука далеко не так просто, как кажется. Так, стандартная звуковая карта, встроенная в современные звуковоспроизводящие устройства, не позволит вывести звук на старые советские АС. Пользователю придется купить достаточно мощную и качественную дискретную микросхему или воспользоваться такими советскими УНЧ, как «Бриг», «Амфитон» и пр.

Кроме того, чтобы в полной мере насладиться качественным звуком, старые советские колонки нужно реставрировать — ведь за прошедшие годы они порядком износились. Как правило, потенциальному пользователю придется заменить:

 

  • старые провода на специальные акустические кабели;
  • истлевшие звукопоглощающие материалы (вата, поролон) на более современные, например, синтепон или стекловолокно;
  • устаревшие или пришедшие в негодность комплектующие на новые и т. д.

↑ Ну и вот, проект лицом


Результатом доволен (даже очень, только фотоаппарат бы получше да опыта в фотографировании побольше). Играют действительно неплохо. Получили хорошую экспертную оценку (слушал их дирижёр, музыкальный мастер). Конечно я слушал колонки и получше звуком и даже намного получше, но дело не в этом — учитывая затраченные средства и цены, по которым в салонах звука предлагают сопоставимые по качеству колонки, вариант более чем выигрышный.
Особо хочу отметить, что даёт тяжёлый и жёсткий корпус для НЧ: ко мне приходили гости (просто в гости, не колонки послушать), а я включал музыку и почти каждый обращал внимание на то, какой мягкий и естественный бас у колонок (бас действительно естественный быстрый, не затянутый), хотя я не просил высказывать мнение и не задавал наводящих вопросов, что по моему мнению говорит об устойчивой тенденции оценок и уверенном выигрыше такого построения корпусов. Гости заявляли, что теперь поняли какой жёсткий и утомляющий бас (даже неприятный) дают их сабвуферы.

Топ 10 акустических систем СССР

За годы советской власти в СССР было выпущено много самых разных АС. И хотя все они уже давно отслужили свой срок, однако среди любителей винтажной радиоаппаратуры все еще пользуются спросом. Например, цена редко встречающейся 35АС ДС-017 в каталогах интернет-магазинов составляет порядка 1000 $ США. В нижеприведенный рейтинг вошла десятка АС советского периода, запросы на которые чаще всего можно встретить в Интернете.

35АС-012 «Radiotehnika S-90»

Эта знаменитая трехполосная АС с фазоинвертором производства ПО «Радиотехника» (г. Рига), была создана в далеком 1975 году. Предполагалось, что она будет использоваться с мощными УНЧ высшего класса (Hi-Fi). Долгое время S-90 считалась лучшей АС в стране, сдав свои позиции новейшим отечественным разработкам только незадолго до развала СССР.

Основные технико-эксплуатационные критерии 35АС-012 «Radiotehnika S-90»:

Параметр Определяющее значение
Диапазон частотности, Гц 25…25000
Показатель чувствительности, дБ 88
Показатель сопротивления, Ом 4
Мощностной показатель, Вт — номинальный — 35;
— паспортный — 90;

— кратковременный — 600

Показатели динамиков — НЧ — 75ГДН-1-4;
— СЧ — 20ГДС-1-8;

— ВЧ — 6ГДВ-6-16;

Габаритные показатели, мм 710х360х285
Вес, кг 23

Колонка внешне выглядит как неразборный короб из 16-миллиметровой ДСП, поверхности которого отделаны шпоном, имитирующим ценные породы древесины. При этом материалом для передней панели служила фанера толщиной 22 мм. Изнутри короб заполнялся технической ватой. При помощи регуляторов, выведенных наружу, можно установить необходимый уровень по ВЧ и СЧ. Каждый динамик снаружи защищен металлической сеткой черного цвета.

25АС-109 (25АС-309)

Данная трехполосная АС производилась в г. Бердске на местном радиозаводе. Технико-эксплуатационные критерии 25АС-109 (25АС-309):

Параметр Определяющее значение
Диапазон частотности, Гц 40…20000
Показатель сопротивления, Ом 4 или 8
Мощностной показатель, Вт — номинальный — 25;
— паспортный — 35;
Показатели динамиков — НЧ — 35ГДН-1-4 (25ГД-26Б);
— СЧ — 20ГДС-4-8 (15ГД-11А);

— ВЧ — 5ГДВ-1-8 (3ГД-31).

Габаритные показатели, мм 480х285х260
Вес, кг 13

Конструктивно АС собиралась в коробе из ДСП. Ее наружные стенки декорировались шпоном, а фасад закрывался фальшпанелью. Все динамики защищались металлической черненой сеткой.

50АС-022 «Амфитон» (100АС-022)

 

Эта трехполосная фазоинверторная АС изготавливалась на ПО «Карпаты» (г. Ивано-Франковск). Технико-эксплуатационные параметры 50АС-022 «Амфитон» (100АС-022):

Параметр Определяющее значение
Диапазон частотности, Гц 25…25000
Показатель чувствительности, дБ 86
Показатель сопротивления, Ом 4
Мощностной показатель, Вт — паспортная — 80;
— кратковременная – 150.
Показатели динамиков собственного производства — НЧ — 75ГДН-3-4;
— СЧ — 20ГДС-3-8;

— ВЧ — 6ГДВ-7-16.

Габаритные показатели, мм 675х360х300
Вес, кг 24

Неразборный короб АС собирали из 18-миллиметровой ДСП, фанерованной шпоном. Оригинальный внешний вид динамиков позволил дизайнерам отказаться от лицевой фальшпанели.

25АС-225 «Комета» (15АС-225)

Это двухполосная АС фазоинверторного типа производства завода точного машиностроения (г. Новосибирск). Данная аудиосистема поставлялась с магнитофонами «Комета» и «Нота». Технико-эксплуатационные параметры 25АС-225 «Комета» (15АС-225):

Параметр Определяющее значение
Диапазон частотности, Гц 63…16000
Показатель чувствительности, дБ 84
Показатель сопротивления, Ом 4
Мощностной показатель, Вт -номинальная — 15;
-максимальная долговременная — 25
Показатели динамиков 25ГДН-3-4 и 5ГДВ-1 (ВЧ)
Габаритные показатели, мм 328х190х190
Вес, кг 5,8

Фанерный короб АС обклеивали декоративной пленкой. Фасад с громкоговорителями защищала от повреждений металлическая сетка.

«Родина» АМ0301, АМ0302

Эстрадные АС этой серии собирались на Люберецком заводе электромузыкальных инструментов. С их помощью озвучивали концертные площадки. Работали данные аудиосистемы с мощными ламповыми УНЧ.

Технико-эксплуатационные параметры «Родина» АМ0301, АМ0302 и др.:

Параметр Определяющее значение
Диапазон частотности, Гц 45…12000
Показатель чувствительности, дБ 96
Показатель сопротивления, Ом 8 или 16
Мощностной показатель, Вт паспортный — 60 или 100
Неравномерность частотной характеристики, дБ 15
Среднее звуковое давление, Па не менее 0,15

В качестве звуковых излучателей использовались широкополосные динамики ЛОМО 4А-32 (ГД3030-1, 30ГД-301) и 50-ти ваттные ВЧ-головки типа RSE. Устанавливались все эти громкоговорители в открытом деревянном коробе, покрытом снаружи звукопоглощающим материалом, обеспечивая при этом неплохое звуковоспроизведение там, где на большой сцене играли «живые» настоящие инструменты.

50АС-012 «Союз»

Это трехполосная АС, производство которой было организовано на электромеханическом предприятии г. Брянска. Аудиосистема работала с УНЧ, максимальная долговременная мощность которых не превышала 50 Вт.

 

Технико-эксплуатационные параметры 50АС-012 «Союз»:

Параметр Определяющее значение
Диапазон частотности, Гц 40…25000
Показатель чувствительности, дБ 85
Показатель сопротивления, Ом 4
Мощностной показатель, Вт — номинальная — 50;
— предельная — 90
Показатели динамиков — НЧ — 75ГДН-3-4;
— СЧ — 20ГДС-3-8;

— ВЧ — 6ГДВ-7-16

Габаритные показатели, мм 698х357х273
Вес, кг 23

Короб данной АС из 18-ти миллиметровой фанеры был облицован шпоном.

50АС-106 «Вега»

Данная трехполосная АС с фазоинвертором выпускалась на ПО «Вега» (г. Бердск) и предназначалась для работы с высококлассными УНЧ мощностью не больше 35 Вт.

Технико-эксплуатационные параметры 50АС-106 «Вега»:

 

Параметр Определяющее значение
Диапазон частотности, Гц 40…25000
Показатель чувствительности, дБ 84
Показатель сопротивления, Ом 8
Мощностной показатель, Вт — максимальная — 50;
— предельная кратковременная — 75
Показатели динамиков собственного производства — НЧ — 35ГДН-1-8;
— СЧ — 20ГДС-4-8;

— ВЧ — 10ГДВ-2-16

Габаритные показатели, мм 580х280х300
Вес, кг 15,6

Излучающие звук головки располагались в фанерном коробе, декорированном шпоном. ВЧ-динамик, расположенный в верхней трети фасада, имел пластмассовое обрамление, а СЧ и НЧ головки прикрывались от повреждений защитной сеткой.

25АС-027 «Амфитон» (150АС-007), 150АС-007 «ЛОРТА»

Эти трехполосные АС с фазоинвертором выпускались как на Львовском ПО им. В.И Ленина (ЛОРТА»), так и на предприятии «Ферроприбор» (г. Ленинград). Разрабатывались они специально для малогабаритных помещений.

Технико-эксплуатационные параметры 25АС-027 «Амфитон» (150АС-007), 150АС-007 «ЛОРТА»:

Параметр Определяющее значение
Диапазон частотности, Гц 25…31500
Показатель чувствительности, дБ 86
Показатель сопротивления, Ом 4
Мощностной показатель, Вт Максимальный паспортный — 50
Показатели динамиков — НЧ — 50ГДН-3;
— СЧ — 20ГДС-3;

— ВЧ — 10ГИ-1-4

Габаритные показатели, мм 600х320х270
Вес, кг 25

АС собирались в коробе из облицованного шпоном ДСП толщиной 18 мм. При этом фасадная плита имела толщину 38 мм, что существенно повышало ее жесткость. Все громкоговорители в декоративном обрамлении.

 

35АС-028-1 «Кливер»

Данная трехполосная АС изготавливалась на приборостроительном и предназначалась для работы с УНЧ высшего класса с минимальной мощностью не меньше 20 Вт. При использовании менее мощных УНЧ звучание приобретало неестественный характер.

Технико-эксплуатационные параметры:

Параметр Определяющее значение
Диапазон частотности, Гц 31,5…25000
Показатель чувствительности, дБ 86
Показатель сопротивления, Ом 4
Мощностной показатель, Вт -номинальная — 35;
-паспортная — 75;

-максимальная кратковременная — 130

Показатели динамиков — НЧ — 75ГДН-1Л-4;
— СЧ — 20ГДС-1Л-8;

— ВЧ — 6ГДВ-4-8

Габаритные показатели, мм 714х396х357
Вес, кг 32

Жесткий короб АС, декорированный шпоном, собирался из ДСП и многослойной фанеры. Внутри он заполнен супертонким стекловолокном, эффективно поглощающим акустическую энергию. Фасад закрывался съемной декоративной панелью, обтянутой прозрачной для звука тканью. На лицевую панель были выведены светодиодные индикаторы перегрузки и уровня мощности. Это давало возможность визуально контролировать подводимую мощность и регистрировать ее предельно допустимый уровень, уберегая динамики от поломки.

Интересно! Для квалифицированных радиолюбителей предприятием выпускался оригинальный конструкторский набор «Старт». С его помощью можно было собрать АС, аналогичную по характеристикам колонкам 35АС-028-1 «Кливер».

 

 

↑ Схема фильтров

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

На схеме фильтров в скобках указан разброс для разных динамиков (я рассчитывал их учитывая измеренное сопротивление звуковых катушек). Все конденсаторы набраны из плёночных (К73-17 и импортных), соединял по несколько в параллель. Катушки в СЧ и ВЧ фильтрах подогнал LC-метром родные, а для НЧ мотал проводом диаметром около 2 мм с использованием сердечника из пластин-перемычек от Ш-образных сердечников трансформаторов (т.е. сердечники получились прямые).

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *