Старые пластинки, старые мелодии 23 апреля 2014, 00:00 | Галина Замыслова

 

10 выбрали

Вы заметили, что на прилавках вновь появились проигрыватели виниловых дисков? В век цифровой техники и высоких технологий вновь крутятся старые добрые грампластинки, коллекционеры обмениваются дисками с редкими записями. Как во времена тотального дефицита появляются объявления о поиске пластинок Владимира Высоцкого, Адриано Челентано, «ливерпульской четверки», а записи Петра Лещенко, Клавдии Шульженко, Лемешева буквально на вес золота. Все эти записи легко найти на компакт-дисках или скачать в интернете, зачем же нужны эти устаревшие хранители голосов? Романтика и ностальгия… Все возвращается?

А начиналась история грамзаписи в России с фабрики грампластинок «Метрополь-рекорд», официально открытой немецким предпринимателем Готлибом (Богданом) Молем в 1 сентября 1910 года в Апрелевке. Первой стала пластинка с цыганской песней «Бродяга» — самый желанный раритет в коллекции сегодняшних аудиофилов (коллекционеров грампластинок). Кстати, изготавливали первые пластинки из шеллака!

 

После революции фабрику Молля национализировали, и она стала выпускать пластинки с выступлениями руководителей нового правительства, в том числе и В.И.Ленина. Однако вскоре запасы оставшегося шеллака закончились, и выпуск грамзаписей прекратился до 30-х годов, когда фабрику преобразовали в завод. Нашелся и интересный способ восполнения запасов дорогого сырья: часть тиража грампластинок не продавалась, а обменивалась на разбитые старые пластинки. Ах, эти старые пластинки, тяжелые, в простых конвертах. Наши бабушки танцевали под шуршащий иглой патефон…. Одна сторона – одна мелодия, одна жизнь, одна судьба… После войны в 1949 году Апрелевский завод начал выпуск долгоиграющих пластинок, а в 1961 появились и пластинки со стереозвучанием. Новая дата в жизни Апрелевки – 1964 год, когда первый в нашей стране завод грампластинок стал главным предприятием новой . Музыкальные записи, учебные пособия, детские пластинки со стихами и сказками, выпущенные «Мелодией» – на них выросли целые поколения! «Начитанные» лучшими актерами детские пластинки были частью и нашего детства. Проигрыватель был буквально в каждом доме, детском саду и школе, а сними и фонотека. Новинки, выпускаемые «Мелодией» расходились за считанные часы, несмотря на огромные тиражи. А каким дефицитом были пластинки с записями зарубежных исполнителей! Их перепродавали «из-под полы» и втридорога, на них «сбрасывались», покупали вскладчину и слушали по очереди, или собираясь на квартире. 1991 год стал не только годом развала СССР, но и . Тиражи выпускаемых пластинок резко упали, завод перешел на выпуск магнитофонных кассет и, чтобы выжить, принимался не несвойственные ему производства вплоть до фасовки вермишели. Пластинки и проигрыватели постепенно исчезали с прилавков магазинов и, казалось, должны были уйти навсегда. Но… остались домашние коллекции. Годами пластинки пылились на полках, но как можно было их выбросить, если с каждой были связаны воспоминания? Да, у нас теперь есть компакт-диски, и вся наша старая коллекция легко поместилась бы на пару-тройку CD, и качество звучания новых музыкальных систем намного выше, чем звук старого проигрывателя. Но, почему-то хочется вновь поставить старую пластинку и услышать любимую музыку или старую сказку, концерт знаменитого оркестра или звуки органа именно в том, старом звучании.

Сегодня исполняется 50 лет , которая к своему юбилею выпустила альбом из 50 своих «главных» пластинок. Юбилейная 50-я выйдет именно сегодня. Это перезапуск виниловых дисков, заслуживших всенародное признание и набравших наибольшее количество голосов в проекте «Мелодия-50»: «Ария». «Герой асфальта», «Кино». «Ночь», «Бременские музыканты», Пол Маккартни. «Снова в СССР», «Наутилус Помпилиус». «Князь тишины», «Аквариум». «Радио Африка», «Алиса». «Блок Ада», «Алиса в Стране чудес», Александр Башлачев. «Время колокольчиков», Музыка к к/ф «АССА» , Алла Пугачева. «Зеркало души», «Браво». «Браво», Давид Тухманов. «По волне моей памяти», «Алиса». «Энергия», «Алиса». «Шестой лесничий», «Зоопарк». «Белая полоса», «Черный кофе». «Переступи порог», Zodiac. «Disco Alliance», Сергей Курехин. «Полинезия: введение в историю», «Секрет». «Ленинградское время», «Секрет». «Бит-квартет “Секрет”», Владимир Высоцкий. «На концертах В. Высоцкого – 1 (Сентиментальный боксер)», Андрей Миронов. «Песни из кинофильмов», «Автограф». «Автограф», Бах. Хорошо темперированный клавир (Святослав Рихтер), Александр Вертинский. «Записи 1927–1957 гг.», «Искусство Федора Шаляпина» (1 из 8 пластинок), «Круиз». «Круиз-1», Ван Клиберн. Чайковский. 1-й концерт д/ф-но с орк. (1959), «Али-Баба и сорок разбойников», «Песняры». «Песняры», «По следам Бременских музыкантов», «От Паланги до Гурзуфа» (сборник советского easy listening 1969 г.), Алексей Вишня. «Танцы на битом стекле», «Голубой щенок», Марк Бернес. «Поет Марк Бернес» (1968), «Телевизор». «Шествие рыб», Эдуард Артемьев. «Картины-настроения», Валерий Ободзинский. «Поет Валерий Ободзинский» (1970), Эмиль Гилельс. Бетховен. Пять концертов для фортепиано с оркестром (Кливлендский симфонический оркестр, дирижер Дж. Селл), «Приключения Буратино», «Фирюза». «Фирюза» (1979), «Синтезатор АНС» (1969), «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», Святослав Рихтер / Герберт фон Караян. Чайковский. Концерт № 1 д/ф-но с орк., «Волшебник Изумрудного города», Государственный эстрадный оркестр Армении. Художественный руководитель Константин Орбелян (1978), Альфред Шнитке. Concerto Grosso № 1 (Гидон Кремер, Татьяна Гринденко, Лондонский симфонический оркестр, дирижер Геннадий Рождественский), Александр Зацепин. «Разговор со счастьем» (1974), Jaan Kuman. «Tantsurutme 5» («Глобус»).

Какие из пластинок «Мелодии» вы добавили бы в юбилейный выпуск? Может быть они хранятся в вашей домашней коллекции?

Галина Замыслова, etoya.ru

 

Фото: os.colta.ru и из коллекции пластинок автора

Похожие материалы:

пластинка | виниловые пластинки | мелодия | Владимир Высоцкий | Адриано Челентано | Апрелевка | кино | Наутилус Помпилиус | Аквариум | Бременские музыканты | Алла Пугачева | Браво | Чайковский | Песняры | Бах | Музыка | Запись | запись песни

Статьи

  • Менталитет смеха 03 апреля 2010, 00:09
  • Эй, ямщик! Гони-ка к Яру! 02 июля 2010, 21:00
  • Алла Пугачева. Голос за кадром… 15 апреля 2014, 09:30

Видео

  • «Запись» 24 апреля 2009, 00:00
  • О кинопроекте Потому Что Это Я 18 июля 2009, 00:00
  • Idylle от Guerlain. История создания 25 октября 2011, 11:03

 

 

Что произошло

21 февраля рекорд-лейбл и обладатель крупнейшего аудиоархива в России «Мелодия» объявил, что больше не является государственным. Сто процентов акций «Мелодии» выкупила у Росимущества за 329 миллионов рублей. Лейбл принадлежал государству с 1964 года. «Формакс» занимается тем, что предоставляет бизнесу легальную музыку для фонового проигрывания — например, в барах, кафе и магазинах.

В соцсетях событие вызвало неоднозначные реакции: появились опасения насчет дальнейшей судьбы архива — это почти 240 000 произведений на разных носителях — и сомнения в компетентности новых акционеров.

«ИМИ.Журнал» выяснил подробности сделки и попытался разобраться, что теперь будет с архивом «Мелодии».

Мейнстрим СССР и элитный винил современности. Самая большая коллекция пластинок в Бресте

Мейнстрим советской эпохи и элитный винил современности. Более 6000 тысяч грампластинок хранится в Брестской областной библиотеке имени Горького – от инструментальной классики до классики рока. Natatnik заглянул в фонды “Отдела литературы по искусству”. Экскурсию в аналоговый музыкальный мир провела заведующая Татьяна Филиппова.

Золотое сечение

Для того, чтобы попасть в “Отдел литературы по искусству”, нужно проделать приличный подъем на третий этаж. Именно здесь за плотной деревянной дверью располагается книжно-музыкальный мир. На входе нас встречает Татьяна. И тут же одна формальная, но важная процедура. Отметить контрольный листок для посещения, который нам выдали еще на первом этаже. Это статистический мониторинг посетителей.

Отдел достаточно уютный, стеллажи стилизованы под декорированное дерево, есть и диванчики, где можно разместиться с книгой. В таком обновлённом виде, говорит Татьяна, своих первых посетителей после ремонта встретили в конце прошлого года.

 

Мы же движемся в глубь кабинета, к стеллажу, к которому самостоятельно не подойдёшь – именно здесь, в конце зала, и располагается большая виниловая медиатека. Ограничение на доступ к стеллажу вполне объяснимо, отмечает наша проводница: “Весь винил стоит в строгом хронологическом НЕ алфавитном порядке”.

О вкусах не спорят

“Большинство экземпляров отдела относится к 80-м годам. Пластинки, в основном, приносили читатели. В зале ведется строгий учёт каждого винила. В обширном собрании можно найти музыкальные произведения на любой вкус”, – не без гордости отмечает Татьяна. Дальше мы углубляемся в историко-эстетический экскурс. Ведь насладиться можно и внешним видом пластинок. У каждой свой стиль обложки.

 

 

Со шлягерами советской эстрады соседствуют симфонические сказки, а вот и коллекция хитов “BEATLES” и “PINK FLOYD”. “Композиции, которые взрывали танцполы и сердца фанатов на западе в 60-70-е, доходили до советского слушателя с завидной задержкой. При этом основным поставщиком “капиталистического” искусства были иностранные студенты. Именно они перевозили контрафактный товар. Пластинка, которая на родине стоила гроши, в союзе становилась “золотой”, – продолжает Татьяна. – Советские же слушатели могли найти грампластинки в журналах, но музыкальных композиций на них было в разы меньше. Или записать “на костях”, как в фильме “Стиляги””.

Техника и технологии

“Помимо основной музыкальной составляющей, интересна и техническая начинка пластинок, – улыбается Татьяна. – Они отличаются не только тремя размерами и количеством композиций, но и скоростью вращения. Есть здесь представители “первого” поколения – 78 оборотов в минуту. А есть более современные – 33. При всей изысканности винил достаточно хрупок”.

И это видно невооруженным взглядом. Ни на руку ему играет время: при большом количестве прослушиваний на пластинках остаются царапины, которые искажают качество звука. Татьяна Филиппова говорит, что были времена, когда за тем, чтобы прослушать уникальный винил, выстраивалась очередь.

Раньше в зале стоял проигрыватель из тех времён, недавно его заменили новым автоматическим стереофоническим Sony PS-LX300USB. Так что продолжить музыкальные традиции могут и современные слушатели. Достаточно прийти в зал, выбрать интересующую композицию – и в путь, познавать мир музыки… Кстати, особой популярностью такое времяпрепровождение пользуется у студентов музыкального колледжа.

Виниловая суббота

В марте в отделе запустили необычный проект – “Виниловая суббота”. Программу стараются приурочить к определенной знаковой дате. Так в зале звучал французский шансон, композиции советской эстрады, музыка женщин-композиторов, а майские субботы наполнила классика Шварца, Вагнера и Богословского, JAZZ.

Если вы захотите посетить “Виниловую субботу”, с тематическим музыкальным расписанием можно познакомится на сайте библиотеки.

 

Евгеника Мороз, фото Юрия Макарчука.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что ответить тем, кто возмущен продажей акций «Мелодии»

Карина Абрамян, PR-директор «Мелодии»

: «‎Музыкальная индустрия в целом мало знакома широкой аудитории, в ней есть много крупных игроков, названия которых известны участникам индустрии, но не широкой публике. А если говорить о цифровом музыкальном рынке, агрегаторах и нишевых сервисах, то чего удивляться, что даже ведущие компании малоизвестны людям. «Мелодия“ уже несколько лет сотрудничает с компанией „Формакс“, наши фонограммы есть в плейлистах, которые „Формакс“ предлагает своим клиентам. Это позволяет нам расширять спектр каналов дистрибуции, увеличивать получаемые роялти за публичное исполнение.

Кроме того, с помощью сервиса „Формакс“ мы мониторим, как каталог „Мелодии“ используют на ТВ и радио. ‎В целом акционер из сферы музыки, который понимает ценность „Мелодии“ и ее каталога, готов вкладывать средства и ресурсы в его развитие, — это точно хорошо. И наверняка лучше, чем пассивный акционер в лице непрофильного государственного ведомства».

Зачем «Формаксу» нужен каталог «Мелодии»

Валерия Брусникина, гендиректор «Формакса»

: «Для того чтобы быть номером один на рынке, необходимо расширять каталог. В нашей музыкальной базе уже есть порядка 11 миллионов фонограмм. В том числе каталоги мейджоров и крупнейших российских правообладателей. Каталог „Мелодии“ — огромный и уникальный. Наши клиенты смогут использовать новые музыкальные подборки. Такие плейлисты доступны только пользователям сервиса на основании подписанных договоров. Fonmix — это b2b-сервис, его используют прежде всего компании и предприниматели.

Каталог „Мелодии“ составляют только смежные права, это рекорд-лейбл, авторские права принадлежат авторам и музыкальным издательствам. Касательно окупаемости — в течение ближайших двух лет мы планируем увеличить стоимость каталога за счет продаж контента на стримингах и среди клиентов. Будем помогать команде „Мелодии“ развивать в большей степени цифру, так как в других сегментах — синхронизация и физические носители — она работает эффективно».

 


Запись оркестра Большого Театра для . 1978. Фото: Роман Денисов / ИТАР-ТАСС


Покупатель в магазине грамзаписи «Мелодия» на Калининском проспекте (ныне улица Новый Арбат). 1988. Фото: Валентин Мастюков / ИТАР-ТАСС


День начала продажи альбома «»Гринпис»-прорыв», выпущенного международной экологической организацией «Гринпис» и советской . Магазин грамзаписи «Мелодия» на Калининском проспекте (ныне улица Новый Арбат). Фото: И. Носов / РИА Новости

Чем занималась «Мелодия» все это время

С конца 1960-х «Мелодия» издавала, распространяла и хранила звукозаписи на виниле и магнитных лентах как государственная компания. Заводы по изготовлению пластинок находились по всему Советскому Союзу — от подмосковной Апрелевки до Баку. С перестройкой производство винила пошло на спад, в 1990-е руководство лейбла старалось капитализировать его активы — прессы уникальных изданий распродавались, лицензии на записи фирмы и дистрибуцию были переданы концерну BMG до 2003 года. В 2010-м у «Мелодии» сменился директор, новые менеджеры начали оцифровывать архив и приводить его в порядок.


Рабочий Апрелевского завода грампластинок (в 2002 году упразднен) Николай Широков. 1966. Фото: Михаил Озерский / РИА Новости


Работа автоматических прессов Апрелевского завода грампластинок. 1975. Фото: Валентин Кунов / ИТАР-ТАСС


Заслуженный артист РСФСР Ролан Быков на радио во время записи программы для . 1976. Фото: О. Иванов / РИА Новости


Всесоюзная . Звукорежиссер Александр Штильман работает над сведением звуковых дорожек в одну, после чего начнется запись на пластинку-матрицу. 1979. Фото: Рудольф Алфимов / РИА Новости

 

Как проходила продажа «Мелодии»

Карина Абрамян, PR-директор «Мелодии»

: «В середине декабря 2020 года было объявлено о проведении открытого аукциона, до 30 января принимались заявки.‎ На аукцион было подано пять заявок, однако три заявки от физических лиц (
ихимена

ИМИ.Журналу

узнать не удалось. — Прим.

ИМИ.Журнала
“) не были обеспечены задатком и потому не были допущены к торгам. Начальная цена соответствовала оценке — 320 миллионов рублей. Шаг торгов составлял 9,6 миллиона рублей. Один участник торгов подтвердил готовность купить по начальной цене, второй — повысил цену на 1 шаг. В итоге цена продажи 100% акций „Мелодии“ составила 329,6 миллиона рублей».

Помимо «Формакса», в аукционе участвовала «Студия Союз». Как пишут «Ведомости», компания не выиграла аукцион, поскольку «просто не решилась на шаг».

Что именно купил «Формакс»

В пакет проданных «Формаксу» акций вошел каталог «Мелодии» со смежными правами. То есть теперь «Формакс» будет получать прибыль со стримингов, продаж дисков и пластинок лейбла, а также за счет использования выходившей на «Мелодии» музыки в рекламе и кино.

Помимо каталога лейбла, «Формакс» приобрел два здания компании. Одно — офис и фонотека «Мелодии» на Карамышевской набережной, другое — на Тверском бульваре, которое сдано в долгосрочную аренду до 2032 года. Кто его нынешний арендатор, «ИМИ. Журналу» выяснить не удалось. Известно, что офис «Мелодии» выселили оттуда еще в 2007 году.

Где находится архив

Карина Абрамян, PR-директор «Мелодии»

: ‎«Архив хранится на Карамышевской набережной, работа с ним ведется постоянно, осуществляется оцифровка записей. С архивом работают опытные специалисты, которые очень хорошо знают специфику обращения с архивными пленками. Проект по модернизации архива был подготовлен „Мелодией“ давно, но на него не выделялись дополнительные средства государством, а собственных средств компании на это не хватало. Сейчас новый акционер согласовал инвестиции — в модернизацию помещений и оборудование для архива. Проект планируем реализовать в течение года».

Как оценивали акции «Мелодии»

Карина Абрамян, PR-директор «Мелодии»

 

: «При оценке недвижимости учитывался срок арендного договора для здания на Тверском, размер арендных платежей (0,7 миллиона рублей в месяц), финансовые показатели „Мелодии“ (выручка по основной деятельности за 2020 год* — 39 миллионов рублей в год, прибыль за 2020 год — 1,5 миллиона рублей). Сюда включены и цифровые продажи, и синхронизация, и публичное исполнение, и продажи CD с винилом. Основная статья расходов — фонд оплаты труда на 35 человек (около 26 миллионов рублей в год, включая НДФЛ и страховые взносы)».

* На вопрос «ИМИ. Журнала», почему прибыль указана за 2018 год, Карина пояснила: прибыль за 2020 год станет известна в первом квартале 2020-го.

Валерия Брусникина, гендиректор «Формакса»

: «Мы оцениваем каталог „Мелодии“ в сумму от 30 до 50 миллионов рублей — это 20 годовых прибылей компании. Оставшаяся сумма (
290 миллионов. — Прим.

ИМИ.Журнала
“) ушла на выкуп недвижимости».

 

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *