Самые лучшие катушечные магнитофоны. Катушечные магнитофоны (деки)

Магнитофон: что это за зверь и с чем его едят?

До появления цифровых плееров для записи звуковой информации и ее воспроизведения использовались магнитофоны.

головка бобинного магнитофона

Они существовали параллельно с граммофонами, патефонами и прочими проигрывателями для виниловых пластинок.

Изначально подобные приборы осуществляли запись на стальную проволоку со специфическим покрытием. В дальнейшем — на магнитную ленту.

Помимо магнитофонов для записи звука на основе этой технологии был изобретен видеомагнитофон.

Но к началу 2000-х оба прибора были окончательно вытеснены с рынка цифровыми носителями. И сегодня встречаются только у любителей старины.

Бобины

На заре существования в магнитофонах для записи использовалась проволока, а на закате они были адаптированы под прямоугольные компакт кассеты с магнитной лентой. Однако в свою золотую эпоху главным носителем были бобины. Еще их называли катушками. Отсюда и название — бобинный магнитофон (катушечный).

Каждая из этих приспособлений представляла собой две металлические или пластиковые пластины со стержнем по центру. На него наматывалась магнитная лента с информацией.

бобины для магнитофона

Для работы бобинного магнитофона всегда необходимо было использовать две катушки. Одна звалась подающей, вторая — принимающей.

Для проигрывания лента с одной перематывалась на вторую. В дальнейшем они могли меняться местами.

Чтобы извлечь звук, протяжный механизм позволял ленте приблизиться к магнитной головке бобинного магнитофона. Она выполняла роль считывающего, записывающего и стирающего устройства. Кстати, именно эта важная деталь стала предком головок дисковых накопителей, без которых сегодня невозможна работа ни одного компьютера.

Первые бобины для магнитофона были довольно громоздкими из-за толщины и ширины пленки. Постепенно она уменьшалась вместе с сокращением размера катушек. В конечном итоге они эволюционировали в компакт кассеты. Эти маленькие прямоугольники фактически содержали одновременно и подающую, и принимающую бобины. Из-за уменьшения ширины ленты качество звука ухудшалось. И хотя в быту кассетный магнитофон стремительно вытеснял катушечный, профессионалы по-прежнему предпочитали использовать последний. Это длилось вплоть до распространения цифровых устройств.

Скидочные карты

В наш современный век компьютеризации, когда буквально все можно послушать и посмотреть в интернете, кажется, что старая техника уже не нужна. Однако это ошибочное мнение. Иногда очень приятно вставить кассету в магнитофон и послушать знакомую песню. Это навевает приятные воспоминания и немножко ностальгические нотки.

Но что поделать, если старый друг-магнитофон вышел из строя? В первую очередь не надо расстраиваться. А во вторую — позвонить или написать в мастерскую «АС-РЕМОНТ», где опытные мастера с удовольствием помогут в данной проблеме.

Начинать ремонт магнитофона самому ни в коем случае не нужно. Ведь при незнании механизма можно сделать только хуже и наделать мастеру еще больше работы.

Квалифицированные специалисты отремонтируют любую технику независимо от марки, года выпуска и страны производителя. Выполнить все работы по ремонту они могут в мастерской. Если же у вас нет возможности или времени доставить технику, мастера можно вызвать на дом.

В первую очередь, перед тем как начать ремонт магнитофона специалист проводит полную диагностику, чтобы определить, в чем заключается поломка. А они бывают очень разными, как в катушечных, так и в кассетных магнитофонах:

  • не работает касетоприемник;
  • стираются и обрастают грязью записывающие головки;
  • усыхают конденсаторы;
  • дрожит или басит звук;
  • работа автостопа нарушается;
  • теряют упругость резиновые пассики;
  • теряются рычажки и ручки;
  • хрипят и обрываются регуляторы громкости и тембра;
  • не работает автоматический поиск треков на пленке;
  • не работает перемотка;
  • теряют эластичность обрезиненные ролики.

Разобраться во всем этом человеку, который не имеет представление о принципах работы магнитофона, нереально. Поэтому лучше, не теряя времени, обратиться к специалисту и далее наслаждаться прекрасной работой своей техники.

Магнитная лента

Главным и наиболее ценным в любой бобине была магнитная лента (пленка). На ней содержалась вся информация.

Ширина магнитной ленты в разных странах и в различные периоды отличалась. Для советских бобинных магнитофонов стандартной считалась 6,25 мм.

В отличие от ширины, стандарт допускал 3 варианта толщины: 55, 37, 27 или 18 мкм. Дело в том, что толстые ленты обладали лучшими механическими свойствами и были долговечнее. Но они были «капризны», так как для плотного прилегания к считывающей головке требовали сильного натяжения, а значит не каждый магнитофон был способен справиться с ними. Кроме того, толстой ленты помещалось на бобине значительно меньше, чем тонкой.

Для сравнения: на бобину диаметром 18 см помещалось 525 м пленки толщиной 37 мкм. В случае с 55 мкм на такой же катушке ленты было на 175 метров меньше. Не удивительно, что для бытовых нужд использовались более тонкие, хотя и менее надежные, пленки.

Что касается производителей ленты, в то в СССР на этом специализировались 3 предприятия: «Свема», «Тасма» и «Славич». За рубежом наиболее известными были TDK, Sony, 3М, BASF и Agfa.

Краткая история бобинного магнитофона

Первый полноценный работающий аппарат был изобретен в 1925 г. Куртом Штилле. Он записывал на проволоку.

Через 2 года была изобретена и запатентована магнитная лента. Поначалу ее основой была бумага. Позже ее удачно заменили на более прочную и долговечную полимерную пленку.

Что касается самой технологии катушечных магнитофонов, она была также разработана в 20-х годах. В это время Шуллером была предложена конструкция кольцевой магнитной головки. Впоследствии она стала классической. Состояла она из кольцевого магнитного сердечника с обмоткой с одной стороны и зазором с другой. В обмотку подавался ток записи. Он вызывал выход магнитного поля в зазоре, которое и намагничивало ленту в такт изменения сигнала.

Когда же происходил процесс воспроизведения, все было в точности до наоборот. Лента замыкала магнитный поток сквозь зазор на сердечник, наводила электродвижущую силу в обмотке.

Первые бытовые катушечные магнитофоны и магнитные ленты к ним стали производиться в 1934 — 35 гг. немецкими фирмами BASF и AEG. Кстати, именно с легкой руки последней и появилось название «магнитофон».

В течение нескольких лет именно немцы были королями этой ниши.

После победы во Второй мировой войне американская и советская стороны в качестве репарации «позаимствовали» у AEG конструкцию их магнитофонов и магнитной ленты. В дальнейшем каждая из стран стала активно развивать полученную технологию.

История AKAI

Масукиши Акаи, молодой японский инженер, основал компанию Akai Electric Company Ltd. в 1929 году. Начали они с производства недорогих радиодеталей и электротоваров и во второй половине XX века превратились в одного из лидеров мировой hi-fi индустрии. Akai находились в авангарде несколько десятков лет. За плечами компании десятки культовых моделей аппаратуры со своим неповторимым футуристичным дизайном, которые до сих пор выглядят так, будто сделаны в XXI веке.

Но на заре их пути, с началом Второй мировой войны японцам пришлось переориентироваться на выпуск товаров военного назначения, чем они и занимались до 1948 года. После войны Akai продолжили выпуск бытовых электротоваров и вскоре акцентировали производство именно на выпуске магнитофонов, быстро становясь одними из лидеров.

Счастливая случайность

В 1953 году в американскую компанию Califone, подразделение Roberts Electronics, попал на ремонт виниловый проигрыватель с очень необычным мотором. По серийному номеру на моторе определили, что он был произведен Сабуро Акаи (сыном Масукиши Акаи). Владелец Roberts Electronics, инженер, выпускник Калтеха Роберт Мецнер связался с производителем и, когда отношения сложились, Akai начал поставлять свои моторы для некоторых продуктов Califone.

Спустя некоторое время Akai прислали в Roberts Electronics прототипы своих катушечных магнитофонов. Мецнер раскритиковал их, сказав, что они очень низкого качества, и порекомендовал стремиться к качеству аппаратуры Ampex, отправив катушечник Ampex 600 в страну восходящего солнца. Японцы воспользовались советом американца и фактически скопировали конструкцию Ampex 600.

Roberts Electronics заключила соглашение с Akai, согласно которому японцы производили магнитофоны по спецификациям Roberts, а в США проверяли каждую единицу до поступления в продажу. Ранние магнитофоны Akai и Roberts были только внешне похожи на Ampex, начинка у них была своя собственная.

Три близнеца: Akai, Roberts, Ampex

Akai продавали те же или аналогичные модели остальному миру под собственным именем и платили отчисления Мецнеру. Это продолжалось до середины 1971 года, когда Akai вышли на американский рынок как самостоятельный бренд.

Одна из первых (и последних) переносных моделей – ST-1, эволюционировавшая из конструкции Ampex, послужила базой для бестселлеров фирмы тысячной серии. Магнитофон имел динамически сбалансированный 4-полюсный синхронный гистерезисный двигатель, функцию наложения звука, четыре дорожки для стерео, головку с микрозазорами собственной конструкции, автостоп, поканальные индикаторы уровней, встроенный мониторный громкоговоритель и мультивольтажный трансформатор напряжения 100-245 В. Истинная портативность 1960-х весом 18,8 кг.

Хотя в рекламе описывалась полностью транзисторная конструкция «без неприятного шума» внутри ST-1 есть три лампы. По тем временам этот ящик был очень привлекательным.

Akai 4000D – бестселлер фирмы до начала 1980-х, обладал всеми теми же фишками, но гистеризисный мотор был заменен индукционным. И это уже по настоящему транзисторный аппарат (как и его предшественник 3000D).

Новый виток

В конце 60-х Akai начали обрастать «фишками». Они взяли технологию перекрестного подмагничивания, придуманную Tandberg, когда ток подмагничивания выведен из головки записи и заведен в отдельную головку, что позволяло улучшить качество записи высоких частот. Вдобавок было налажено производство более надежных стеклоферритовых головок GX. С этих пор можно было говорить о том, что магнитофоны Akai стали по настоящему качественными.

Взгляните на модель 1976 года. «Уши» Ampex до сих пор торчат, не правда ли?

Но в 70-е и 80-е годы был самый важный период в истории компании, когда она полностью выкладывалась на выпуске аудиокомпонентов. В это время в компании следовали принципу постоянного повышения качества и все время создавали новое.

В Akai вырабатывают свой неповторимый футуристичный стиль, который выделяет их среди конкурентов.

В эти годы были выпущены одни из самых знаковых моделей: катушечные GX-630D, GX-635D, GX-747, GX-77.

По сравнению с предшественниками GX-635 имеет совершенно другую систему натяжных направляющих ленты, которые активируются микровыключателем и спрятаны в крышку «Star Wars». Его тонвал приводится в движение частотно-регулируемым серводвигателем, а катушки – с помощью вихретоковых двигателей переменного тока.

GX-635 и GX-635D, выпущенные в 1978 году, стали основой для немногих более поздних катушечных магнитофонов класса hi-end. Все модели GX-636, GX-646 и GX-747 имеют одинаковую конструкцию, практически одинаковые головки GX, одинаковые двигатели SCM-200 и XO-24TD и одинаковые функции. И все они были бестселлерами. На вершине линейки стоит модель с потрясающими звуковыми характеристиками GX-747dbx.

Версия dbx оснащалась исключительно стрелочными индикаторами. Akai выпускали отличные кассетные деки, которые выделяет футуристический дизайн, яркие индикаторы и интересные решения, вроде панелей управления на сервоприводе. Они также снабжались стеклоферитовыми головками GX.

Бейдж инжиниринг

В 1987 году компания вступила в партнерство с Mitsubishi начав выпуск линейки аппаратуры под маркой A&D (Akai and Diatone). В этих моделях без труда узнаются серийные модели Akai.

В Европе Akai подавал массовые товары под второй маркой Tensai. Фирма Tensai International была эксклюзивным дистрибьютором Akai на рынках Швейцарии и Западной Европы до 1988 года.

В 80-х годах Akai производили кассетные видеомагнитофоны и Akai VS-2был первым в мире видеомагнитофоном с выводом информации на экран. Благодаря отображению информации непосредственно на экране телевизора, эта инновация избавила пользователя от необходимости находиться рядом с видеомагнитофоном, чтобы программировать запись, видеть счетчик ленты и пользоваться другими общими функциями. В течение нескольких лет все остальные производители скопировали эту технологию.

Забавный факт – Akai поставляли видеомагнитофоны в СССР на Олимпийские игры 1980 года. Разумеется, все разлетелось среди верхушки и обычным гражданам доступно не было.

Печальный финал

На пике, в конце 1990-х годов в Akai Holdings работало 100 000 человек, а годовой объем продаж составлял 5,2 млрд долларов США.

Компания объявила о банкротстве в ноябре 2000 года, задолжав кредиторам 1,1 млрд. долларов США.

Катушечный (!) видеомагнитофон Akai, имел брата-близнеца Roberts

Выяснилось, что право собственности на Akai Holdings каким-то образом перешло в 1999 году к Grande Holdings, компании, основанной председателем Akai Джеймсом Тингом.

Джеймс Тинг

Утверждалось, что Тинг украл у компании более 800 миллионов долларов США при содействии бухгалтеров Ernst & Young, которые подделывали аудиторские документы, начиная с 1994 года. В конечном итоге Akai покинули аудиоиндустрию в 2001 году.

В 2005 году Тинг был заключен в тюрьму за подделку отчетности, а в сентябре 2009 года Ernst & Young вне суда заплатили 200 миллионов долларов США за урегулирование дела о халатности.

В отдельном судебном процессе бывший партнер Ernst & Young, Кристофер Хо, в качестве председателя Grande Holdings, сделал «существенную выплату» кредиторам Akai.

На этом история легендарной компании закончилась и сегодня это имя растворилось в массе безликих брендов, выпускающих все подряд и, к большому сожалению, больше не ассоциируется с высококлассной hi-fi аппаратурой.

Наиболее известные советские марки магнитофонов

К сожалению, в СССР часто предпочитали копировать чужие изобретения, а не создавать свои, при том что наши ученые разрабатывали массу интересных и революционных идей, которые в перспективе могли сулить технологическое лидерство стране.

К примеру, еще на заре магнитофонной эры именно в Советском Союзе придумали аналог бумажной ленты — целлюлозную. Однако развитие своих открытий требовало финансов и времени. А вот гарантий положительного результата не было никаких. Поэтому предпочтение отдавалось уже проверенным «краденым» изобретениям, которые видоизменялись и переименовывались. Потом они запускались в производство. Так происходило с машинами, фотоаппаратами, компьютерами и магнитофонами.

Справедливости ради не стоит забывать, что так поступали не только в СССР, но и в тех же европейских странах и США. Но там эта привычка не набрала столь широкого распространения, как у нас. Поэтому, выкрав наравне с Советским Союзом технологию у немцев, уже к средине 50-х американцы доработали ее настолько, что получили возможность записывать не только звук, но и изображение на магнитную ленту. Так были изобретены видеомагнитофоны. Ирония в том, что этот прорыв был осуществлен россиянином Александром Понятовым, который еще во время революции 17-го года был вынужден уехать из страны и после многих лет скитаний осел в США.

Что касается успехов СССР в данной сфере, то на основе готовой технологии уже к 1949 г. был выпущен в продажу первый советский бытовой бобинный магнитофон «Днепр-1». Это был однодорожечный ламповый прибор, работающий со стандартной магнитной лентой в 6,25 мм. Несмотря на некоторую несостоятельность модели, она неплохо себя зарекомендовала. В дальнейшем стали появляться новые, более совершенные приборы разных марок.

В первые годы катушечные магнитофоны были весьма дорогим и дефицитным товаром. Поэтому рядовые советские граждане получили более-менее свободную возможность покупать их только к средине 60-х. Во многом это случилось благодаря появлению собственных предприятий практически в каждой республике, специализирующихся на производстве катушечных магнитофонов.

В Новосибирске выпускали «Ноту», «Комету», «Иней», в Нижнем Новгороде (в СССР он именовался «Горький») — «Романтик», в Санкт-Петербурге (Ленинграде) — «Астру» и «Орбиту», в Москве — «Яузу», в Омске — «Сатурн», в Киеве кроме «Маяка» был «Юпитер», в Кирове — «Олимп» и т.д.

Не все модели названных торговых марок были удачными, но многие из них были очень и очень достойными. Чтобы обеспечить всех желающих, приходилось до невозможности упрощать производство. Эта гонка за массовостью приводила к тому, что более половины всех магнитофонов были отвратительного качества. Так что радиолюбителям часто приходилось браться за паяльники и чинить заводские недостатки.

Катушечные магнитофоны Sony

Страна: Япония

Сайт: www.sony.ru

История компании Sony берет свое начало в 1946 года. Именно тогда предприниматель Акио Марита и молодой инженер Масару Ибука создали в Токио небольшую мастерскую радиодеталей, которая получила название «Токийская научно-исследовательская лаборатория». В начале своей деятельности они выпускали приспособления, которые были востребованы только ограниченным количеством потребителей. Первая неудача, которую потерпела их компания — выпуск коротковолновых приставок, предназначенных для радиоприемников.

С самого первого дня основания Акио Марита прилагал все усилия, чтобы его компания развивалась, для этого он применял стратегию, которая была основана на производстве современных и высокотехнологичных товаров. Все разработки осуществлялись благодаря инженерам, которые работали в компании Сони. Результаты исследований сразу же внедрялись в производство. Именно на основании такого подхода в 1951 году появился первый кассетный магнитофон, а в 1957 году транзистор, появление которого во многом определило направление развития всей радиоэлектроники Японии. SONY — мировой бренд Акио Марита и Масару Ибука понимали необходимость выхода на мировой рынок и стремились к этому, прилагая все усилия. В своих стремлениях покорить мировой рынок они не забывали и про имидж компании. Её название было устаревшим, поэтому они придумали новое, SONY. В дальнейшем всем товарам, которые выпускались ими, они давали звучные имена. Самым удачным изобретением в истории компании стал разработанный в 1957 году первый японский транзисторный радиоприемник. Он по многим параметрам превзошел ламповые. Они отличался компактными размерами, а также лучше ловили сигнал. Массовое производство таких радиоприемников началось уже под маркой SONY. Именно с этого момента начинается великая история компании как одного из самых крупных производителей аудио устройств. SONY можно назвать первой компанией, которая осуществила прорыв на международный рынок. Инновационные проекты, которые стремился воплотить в жизнь Акио Марито, воспринимались с некоторой долей скептицизма, даже со стороны сотрудников его компании. Нередко они противоречили результатам проведенных маркетинговых исследований. Но Акио не верил результатам различных исследований и убеждал своих коллег в обратном, говоря о больших перспективах новых разработок. Он полагал, что предложение рождает спрос, по его мнению, компания SONY должна была стать производителем самых уникальных товаров, которые не предлагает ни один производитель. Твердо стоя на своем, Акио Марита в конечном итоге смог достичь высоких результатов. Удивительно выглядит истории товаров ошеломивших мир: калькулятора, который был создан в 1964 году, системы цветного телевидения «Тринитрон», которая появилась в 1968 году, а также бытовой видеокамеры в 1980 году. При разработке аудиоплеера Walkman, который был выпущен компанией в 1979 году он единственный, кто верил в успех этого товара и требовал его воплощения в жизнь. В конечном итоге по всему миру было продано более 100 миллионов аудиоплееров. Это стало хорошим примером, показывающим продвижение на рынок незнакомых потребителю товаров. История SONY – это, прежде всего гениальные изобретения и рискованные маркетинговые решение, которые во многом и принесли компании популярность и сделали её товары востребованными. Секреты успеха корпорации SONY (Сони) Система менеджмента — основа успеха К семидесятым годам SONY превратилась в крупную корпорацию по производству аудио- и видеотехники, имевшая значительный штат сотрудников, которые работали в ней. Управление такой большой компанией было делом не из легких. Для того чтобы она работала плодотворно, требовалась четкая организация системы менеджмента. Вся структура компании управляющими была разделена на три четкие группы — бизнес-группа, проектная группа и база научных знаний. Каждая из них имела свои функции, помимо этого каждая из групп поддерживала друг друга, что позволяла добиваться высоких результатов. Инновационная стратегия SONY Сегодня руководители корпорации продолжили тот курс, который еще много лет назад заложил Акио Марита. Осуществляя финансирование крупных научных исследований, руководители SONY создают основу для производства новых оригинальных товаров. Компания хорошо оценивает креативные способности своих инженеров и обращает внимание даже на проекты, вероятность окупиться которых, крайне мала. Именно использование такого подхода дает возможность не только эффективно применять накопленный опыт, но и помимо этого обеспечивать компанию новыми идеями на несколько лет вперед, реализовать которые в настоящее время пока не представляется возможным. Жесткая конкуренция, которая в настоящее время существует на рынке бытовой техники и электронных развлекательных систем полностью оправдывает инновационную стратегию, которой придерживается компания SONY. У неё всегда есть то, чем она может заинтересовать своих потребителей. В конце XX столетия ею были представлены несколько инновационных разработок, многие из которых стали сенсацией. В первую очередь речь идет о цифровой фотокамере, которую SONY выпустила в 1997 году, а также телевизоре с плоским экраном, который был представлен в 1998 году. На протяжении последних десятилетий SONY – мировой лидер по производству аудио и видео техники, которая отличается высоким качеством и вместе с тем доступна по цене. Девиз компании, который звучит как Like no other («Как никто другой»), говорит о том, что она еще не раз сможет удивить своих покупателей.

«Маяк»

Рассмотрение наиболее известных советских моделей стоит начать с продукции Киевского .

бобинные магнитофоны ссср

Еще будучи «Днепром» (до 1963 г.), предприятие выпустило 14 моделей катушечных магнитофонов. Все они были ламповыми и были рассчитаны на ленту шириной 6,25 мм. Далеко не все из них были запущены в массовое производство.

Особо стоит о (1954). Он стал первым бобинным магнитофоном, работавшим от батареек. По сравнению с другими приборами, он считался портативным, весил всего 6 кг. Чтобы завести его, нужно было использовать пружинный мотор граммофонного типа. Процедуру стоило повторять каждые 5 минут, с помощью боковой ручки. Этакой гибрид патефона и магнитофона. На нем использовались катушки диаметром в 10 см (100 метров пленки). Скорость воспроизведения записи — 9,6 см/с.

Через 2 года вышла более революционная модель — «Днепр-9», первый советский двухдорожечный магнитофон. Основан на модели «Днепр-5». Весил 28 кг и был предназначен для катушек с диаметром 18 см (350 м). Скорость воспроизведения — 19,05 см/с.

После смены имени Киевский завод производил все те же ламповые модели, но уже под название «Маяк».

С 1971 г. предприятие начинает выпуск транзисторных катушечных приборов.

Наилучшим по качеству считался бобинный магнитофон «Маяк-203», а также его собрат «Маяк-001 стерео», который привез приз с международной выставки.

Последний начали выпускать с осени 1973 г. На нем можно было записывать и воспроизводить моно/стерео фонограммы. А также перезаписывать с одной дорожки на другую множество раз с возможностью наложения новой записи на уже готовую.

Также у «Маяка-001» был счетчик метража ленты и 2 скорости (19,05см/с и 9,53 см/с). Это чудо весило 20 кг. К нему прилагался пульт управления. Купить такой прибор было очень непросто.

Первый «Маяк-203» сошел с конвейера осенью 1976 г. Он позволял записывать моно/стерео с различных источников (микрофон, звукосниматель, радиоприемник/телевизор/радиолиния и другой магнитофон).

У этой модели было стразу 3 скорости: 19,05 см/с, 9,53см/с и 4,76 см/с. По сравнению с предыдущим, он был крошкой, весил 12,5 кг.

Магнитные головки для кассетных магнитофонов

В паспортных данных на магнитные головки отечественного и европейского производства приводится ЭДС на часто­те 315 Гц, а производства США и стран Азии — на частоте 400 Гц, поэтому при их сравнении необходимо вводить поправ­ку в 1,27 раза. Нужно лишь помнить: чем меньше значение ЭДС, тем хуже будет отношение сигнал/шум канала воспроиз­ведения.

Изменение ЭДС воспроизведения в магнитофонах без компандерных систем шумопонижения не существенно, так как оно может быть легко скомпенсировано регулятором громкости. Иные требова­ния к высококачественным магнитофонам с компандерными шумоподавителями (системы Dolby В, Dolby С, Dolby S), об­рабатывающими сигнал как в режиме записи, так и в режиме воспроизведе­ния. Точное, без частотных искажений,

восстановление сигнала при воспроиз­ведении компрессированной фонограм­мы возможно только в том случае, если УВ магнитофона обеспечивает номиналь­ное напряжение на входе экспандера. В таких магнитофонах перед заменой бло­ка головок необходимо произвести спе­циальную контрольную запись синусои­дального сигнала частотой 300… 1000 Гц с уровнем записи 0 дБ и измерить на­пряжения на линейных выходах УВ при воспроизведении этой записи. После замены головки на новую регуляторами усиления У В (в зарубежной аппаратуре такие регуляторы обычно имеют обозна­чение PLAYB, GAIN ADJ) необходимо ус­тановить прежний уровень напряжения на выходах УВ при воспроизведении кон­трольной записи.

Материал рабочей поверхности харак­теризует износостойкость и нелинейные искажения головки в режиме записи. Наихудшей износостойкостью обладают пермаллоевые головки, номинальный срок службы которых редко превышает 2…3 тыс. часов даже при работе с лен­тами МЭК I Реальный срок службы сен- дастовых головок 5…8 тыс. часов, а фер­ритовых более 10 тыс. часов. Однако индукция насыщения феррита ниже, чем у двух других материалов, поэтому фер­ритовые головки при прочих равных ус­ловиях дают наибольший уровень нели­нейных искажений (в режиме записи). Нелинейность пермаллоевых головок меньше, но этот параметр сильно зави­сит от типа пермаллоя и конструкции магнитопровода. Так, например, универ­сальные головки «Маяк” по уровню не­линейных искажений даже хуже, чем не­которые ферритовые, и производят ка­чественную запись только на ленты типа МЭК I [1], а головки SANKYO, выполнен­ные из пермаллоя, пригодны для работы с лентами МЭК II и МЭК IV. Наилучшие по линейности — сендастовые головки, и многие из них позволяют производить запись не только на оксидные, но и на металлопорошковые ленты.

Ток записи характеризует чувствитель­ность головки в канале записи, при за­мене блока головок на другой тип спра­ведливы замечания, данные по коррек­ции изменения ЭДС головки в режиме воспроизведения: в магнитофонах без компандерных шумоподавителей разли­чие токов записи может быть скомпен­сировано регуляторами уровня записи, а в высококачественных магнитофонах специальными регуляторами усиления усилителей записи (REC. GAIN ADJ.) не­обходимо подкорректировать усиление каналов записи так, чтобы запись сину­соидального сигнала с уровнем 0 дБ по индикатору уровня записи воспроизво­дилась точно с таким же уровнем.

Ток подмагничивания влияет на АЧХ канала записи в области высших звуко­вых частот и на нелинейные искажения при записи низкочастотных сигналов. Большему току подмагничивания соответ­ствует завал АЧХ на высших частотах, но меньшие нелинейные искажения, и на­оборот. Наиболее простой, без измери­тельных приборов, способ установки оп­тимального тока подмагничивания — про­ведение ряда пробных записей при раз­ных положениях регуляторов тока под­магничивания (BIAS ADJ.), затем нужно найти при воспроизведении наиболее естественно звучащий участок и устано­вить регуляторы в соответствующее по­ложение. Более точно ток подмагничива­ния можно установить, зная так называе­мый относительный ток подмагничивания используемой магнитной ленты (он выра­жается в дБ по отношению к типовой маг­нитной ленте), который указывается в справочной литературе.

Тип головки Индуктивность, сопротивление, мГн/Ом Относительная АЧХ эдс воспроиз- ведения на частота 315 Гц, мкВ Материал рабочей поверхности Ток, мА
воспроиз­ведения, дБ/на частоте, кГц записи,

ДБ

запи­си подмаг­ничи­вания
ЗД24.080 (Вильнюс) ВКБМЗ 110…190/230…500 9,5/18,0 -18 190… 350 Сендаст 0,093 0,53
ЗД24.081(Вильнюс) ВКБМЗ 100…190/230…500 12,5/14,0 -17 175… 385 Сендаст 0,55
ЗД24.О82 (Вильнюс) ВКБМЗ 90…190/230…500 7,0/10,0 •15 150… 390 Сендаст 0,056 0,29
ЗД24.122 (Вильнюс) ВКБМЗ 80…120/— 8,0/10,0 -16 270 тип. Пермалл. 0,08 0,45
ЗД 24.211 (Киев) “Маяк” 60…100/440 ТИП. 2,0/12,5 -20 240 Пермалл. 0,13 0,65
ЗД24.221 (Киев) “Маяк*1 85…145/440 тип. 2,0/12,6 -19 280 Пермалл. 0,13 0,65
ЗД 24.232 (Киев) “Маяк» 7Б…14Б/440 тип. 3,0/10,0 -20 210 Пермалл. 0,13 0,65
ЗД 24.310 (Запорожье) “Весна» 120…180/400 тип. 7,0/18,0 -22 280 тип. Сендаст 0,1 0,8
ЗД 24.311 (Запорожье) “Весна” 120…180/400 ТИП. 9,5/14,0 -18 280 ТИП. Сендаст 0,1 0,8
ЗД24.312 (Запорожье)

“Весна”

120…180/400 тип. 8,0/12,5 -17 280 тип. Сендаст 0,1 0,8
ЗД24.322 (Запорожье) “Весна” 120…180/400 ТИП. 5,0/10,0 -18 280 тип. Сендаст 0,1 0,8
ЗД24.751 (Санкт-Петербург) ‘ “Магнетон” 70…120/—- 11,0/14,0 —— >170 Феррит 0,15 0,3
ЗД24.810 (Новосибирск) “Монолит” 95…155/300 тип. 11,5/18,0 -16 210…330 Сендаст 0,04 0.26
ЗД24.821 (Новосибирск) “Монолит” 95.„155/300 ТИП. 13,5/14,0 -14 210…330 Сендаст 0,04 0,25
ЗД24.832 (Новосибирск) «Монолит» 90…160/300 ТИП. 9,5/10,0 -12 210…330 Сендаст 0,04 0,25
ЗД24.844 “TF—-FVJ” 80.. .120/350 11,0/18,0 -16 230…300 Сендаст 0,09 0,6
ЗД24.831 (Боровичи)” Горизонт” 90…140/— 10,0/14,0 -16 190…350 Сендаст 0,1 1,0
ЗД24.932 (Боровичи) “Горизонт” 60…140/-— 9,0/10,0 -14 160…320 Сендаст 0,07 0,6
ЗД24.941 (Боровичи) “Горизонт” 70…130/— 10,0/14,0 -16 220…440 Сендаст 0,1 0.6

І

ЗД24.942 (Боровичи) “Горизонт” 50… 150/— 9,0/10,0 -14 190…350 Сендаст 0,07 0,6
ЗД24.951 (Боровичи)

«Горизонт”

70…130/— 10,0/14,0 -18 200…400 Сендаст 0,1 1,0
ЗД24.952 (Боровичи)

“Горизонт”

75.-125/— 10,0/10,0 -11 170…330 Сендаст 0,07 0,6
Н3331 CANON (Япония) 100…150/300 тип. 13,5/14,0 -23 350 Сендаст 0,3 0,52
Н2331 CANON (Япония) 80…120/250 ТИП, 13,5/14,0 -19 330 Пермалл. 0,042 0,47
Н5302 CANON (Япония) 100…150/250 тип. 12,0/12,5 -9,5 350 Пермалл. 0,038 0,52
H2334CANOnWohhr) 100…150/250 ТИП. 11,5/12,5 -23 340 Пермалл. 0,035 0,4
223-20 SANKYO (Япония) 80…120/200 тип. 11,5/12,5 -22 220 Пермалл. 0,051 0,95
555-20 SANKYO (Япония) 120… 160/250 тип. 12,5/14,0 -18 250 Пермалл. 0,038 1,0
745-30 SANKYO (Япония) 80…120/200 тип. 13,5/14,0 -18 260 Пермалл. 0,051 0J7
HD424SVS ALPS (Япония) 95…125/240 тип. 9,0/10,0 -11 250 Пермалл. 0,035 0,45
HD442GVH ALPS (Япония) 130…190/350 тип. 9,0/10,0 -10,5 260 Пермалл. 0,04 1,1
М3 TDK (Япония) 120…160/200 тип. 13,0/14,0 -18 280 Сендаст 0,05 0,78
S-201 IKEJIRI (Япония) 120…190/200 ТИП. 7,5/12,5 -13 160 Пермалл. 0,035 0,4
S-208 IKEJIRI (Япония) 120…190/200 тип. 9,0/10,0 -10,5 160 Пермалл. 0,045 0,4
S-231 IKEJIRI (Япония) 120…190/190 тип. 6,078,0 -8 400 Пермалл. 0,035 0,45
35PKSO Canon (Japan)120…190/200 ТИП.-18350Пермалл.

Магнитные головки для кассетных магнитофонов HI-FI

«Нота»

Эти товары производились Новосибирским электромеханическим заводом. С 1966 г. ламповые, а с 1975 г. — транзисторные.

Интересный нюанс, если вы попытаетесь найти бобинный магнитофон «Нота» — потерпите неудачу. Так как данное предприятие производило только приставки. С их помощью можно было слушать бобины на большинстве радиол или радиоприемников.

Они были, естественно, дешевле самых бюджетных магнитофонов. А поэтому обрели в народе особую популярность. Особенно среди радиолюбителей, использующих их в качестве основ для собственных изобретений.

бобинный магнитофон нота

Для примера, стоимость первой ламповой «Ноты» 1966 г. (скорость 9,53 см/с, катушки на 15 м, двухдорожечная монофоническая) 80 руб. В то же время, как самые дешевые бобинные магнитофоны стоили 85 руб. и дороже.

Кроме того, приобретение приставки «Нота» позволяло экономить пространство в и без того крохотных квартирах и коммуналках, а также пристроить их к работе радиолы.

Наиболее популярные ламповые модели — «Нота-М» (скорость 9,53 см/с, 2 дорожки, вес 9 кг) и «Нота-303» (тот же вес, скорость и количество дорожек, но данная приставка могла записывать звук с телевизора, радиолы или другого магнитофона).

бобинный магнитофон нота

Среди транзисторных моделей наиболее удачными считались:

  • «Нота-304». Была спроектирована на основе «Инея-303». Имела 4 дорожки и весила 8 кг. Скорость — 9,53 см/с. Могла производить как запись, так и голоса, музыку из любого источника. В ней можно было регулировать громкость, уровень записи, ставить на паузу.
  • «Нота-202-стерео» и «Нота-203-стерео» имели общий внешний вид и были собраны по сходной схеме. Однако последняя не имела автостопа. В остальном эти четырехдорожечные приставки были очень похожи. Масса каждой из них была около 11 кг. Они обладали двумя стандартными скоростями воспроизведения. Позволяли записывать с большинства приборов.

У вас есть ностальгия по катушечным магнитофонам советского производства?

Приглашаем вас в ностальгическое фотографическое путешествие из 59 кадров по так называемым в то время – «катушечникам», произведенным в СССР и России в 1986-1994 годах. Может быть, кто-нибудь их уважаемых гостей нашего сайта пожелает оставить комментарий по поводу того, какой катушечный магнитофон был у него в 80-х и 90-х годах, а также какая из приставок была самая качественная в плане отсутствия поломок и чистоты звучания музыки?

Мнение из интернета: «В схожих темах уже отметился, потому по сабжу не буду. Задумался о другом. Ведь это все БЫЛО! ПРОИЗВОДСТВА СССР! Если даже выяснять: кто там, чего у кого слизал – да хрен бы с ним, с изобретением изобретенного. Но ведь делали же! Покажите мне сегодня реально российскую технику (Йотафон не предлагать). Я задумался, и обнаружил, что российской техники у меня сегодня в доме НЕТ! Советская есть немножко (мясорубка, например, и сковородка – техника, ага!), а все остальное – Китай. Даже, если лейбл европейский или японский – все равно сделано в Китае. Ну да, мой телевизор собран в России, но все равно из китайских деталей по корейской лицензии. Все остальное, если вникнуть, та же фигня. А ведь я точно знаю, что российская техника есть. Достраивают новый цех для нужд оборонки (та самая электроника). Все там очень круто, поверьте на слово. Но в магазинах – все равно Китай :(.»

Катушечный магнитофон-приставка

Катушечный магнитофон-приставка

Катушечный магнитофон-приставка

Магнитофон-приставка «Эльфа-201-3-стерео». Вильнюсский ЭТЗ Elfa. Модель 1986 года. Инструкция по эксплуатации и электрическая схема МП.

Катушечный стереомагнитофон-приставка «Орбита-107С». Ленинградский завод Пирометр. Выпуск МП с 1987 года.

Стереофонические катушечные магнитофоны-приставки «Олимп-005 стерео», «Олимп МПК-005С», «Олимп МПК-005С-1». Кировское электромашиностроительное ПО имени Лепсе. Модели соответственно 1987, 1988 и 1989 года выпуска.

Стереофонический магнитофон-приставка «Союз-111-стерео». Брянский электромеханический завод. Выпуск МП с 1987 года. Инструкция по эксплуатации и альбом схем к МП «Союз-111С». Документацию прислал Михаил Бураков из Санкт-Петербурга.

Катушечный магнитофон-приставка

Катушечный магнитофон-приставка

«Комета»

Катушечные магнитофоны под таким названием производили в Новосибирске, начиная с 50-х. Кстати, помимо различных моделей бобинного магнитофона «Комета», здесь же выпускалась еще одна марка подобного прибора — «Мелодия».

катушечные магнитофоны

Наиболее известными были такие аппараты:

  • «Комета-212-стерео». Благодаря особой популярности имела несколько модификаций: «Комета-212-1-стерео» и «Комета-212М-стерео». Оригинальная модель имела 2 мотора и 2 скорости (19,05 см/с и 9,53 см/с). Вес — 12,5 кг.
  • «Комета-214» — катушечный стереофонический магнитофон, разработанный на базе моделей 209 и 212. Имел 2 стандартные скорости. Весил 11,5 кг. Его особенностью была возможность двухканальной монофонической синхронной записи с микрофонных входов. А также наложение новой записи на уже готовую.
  • «Комета-120-стерео» считался более профессиональным. Имел 2 дорожки и 2 стандартных для «Комет» скорости. Комплектовался двумя колонками. Только одна масса его центральной части составляла 23 кг. Конструкция предусматривала возможность смешивания сигналов входов как микрофонного, так и общего, многократную перезапись с одновременным наложением сигнала, идущего из любого входа. Также на нем можно было прослушивать перезаписанную фонограмму, контроль сигнала во время записи и уровня воспроизведения индикаторами, выдерживать паузы в записи при движущейся ленте.

По волнам нашей памяти! Катушечные магнитофоны или бобинники. Часть 2

Время неумолимо движется вперед, электроника прогрессирует. Но есть память о технике, на которой мы слушали Высоцкого и Битлов! Перезаписывали друг у друга редкие записи. Эта серия постов посвящена первым отечественным магнитофонам, тем, которые мы называли бобинники…

В первой части Катушечные магнитофоны или бобинники. Часть 1 охвачен период с 1947 по 1965 год. В этой части представлены магнитофоны, выпущенные в период с 1966 по 1970 годы.

Магнитофон — «Астра-4». Ленинградский . Производство магнитофона с 1966 по 1974 год включительно.

Магнитофон »Астра-4» с ноября 1966 года заменил предыдущую модель »Астра-2», выпуск которого закончился 31 декабря 1966 года. Новый магнитофон работает при скоростях протяжки магнитной ленты в 4,76 и 9,53 см/сек. Время записи или воспроизведения при ёмкости катушки с магнитной лентой 350 метров 4 и 2 часа, соответственно на меньшей и большей скоростях на двух дорожках. Номинальная выходная мощность усилителя — 2, максимальная 4 Вт.

Потребляемая мощность около 100 Вт. Габариты модели 420х320х190 мм. Вес 12 кг

Сетевой катушечный магнитофон «Днiпро-12Н». Изготовитель: Киевский . Серийное производство с 1966 года

Магнитофон »Днiпро-12Н» (Н — настольный) предназначен для записи речевых и музыкальных программ от микрофона, звукоснимателя и трансляционной линии. Лентопротяжный механизм магнитофона имеет две скорости движения ленты 9,53 и 4,76 см/сек. Система записи — двухдорожечная. Длительность непрерывной записи (воспроизведения) при применении катушек № 15 ёмкостью 150 метров магнитной ленты типа 2, на высшей скорости 2х45 минут, на низшей 2х90 минут. Время ускоренной перемотки в любую сторону, не более 2,5 минут.

Магнитофон питается от сети переменного тока частотой 50 гц напряжением 220 или 127 В при отклонении от номинального ±10%. Потребляемая мощность в режиме записи или воспроизведения не более 110 Вт. Размеры аппарата 620х340х280 мм. Вес без комплектовки 22 кг.

С начала магнитофон именовался — »Днiпро-12», однако на его базе создавалась переносная модель — »Днiпро-12П», и во избежание путаницы в наименование добавили букву »Н’

Сетевой катушечный ламповый магнитофон — «Соната». Великолукский радиозавод. Производство с 1966 года.

Двухдорожечный односкоростной магнитофон »Соната» выполнен на базе ЛПМ магнитофона »Чайка-66». Он предназначен для записи и воспроизведения звуковых программ. В нём предусмотрена раздельная регулировка уровня записи и воспроизведения, возможность прослушивать запись на собственные громкоговорители, временно останавливать ленту в режиме записи или воспроизведения, накладывать на старую запись новую, не стирая её.

Магнитофон питается от сети переменного тока 127 или 220 в. Потребляемая мощность 80 Вт. Размеры мг 158х315х376 мм. Вес 10 кг.

Ламповая катушечная магнитола первого класса «Миния-4». Изготовитель: Каунасский радиозавод. Выпуск с 1966 года

Сетевая ламповая катушечная магнитола первого класса »Миния-4» является дальнейшей модернизацией магнитол »Миния»,»Миния-2» и »Миния-3». Она состоит из восьмилампового радиоприёмника первого класса и двухскоростной магнитофонной панели ‘Вильняле». Модель представляет собой настольную конструкцию, выполненную в футляре из дерева с отделкой под ценные породы. Часть из магнитол комплектовалась сьёмными ножками для установки на полу.

Лицевая часть акустической системы оформлялась с накладкой из пластмассы или из дерева. В пластмассовом варианте оформления сама магнитола и крышка магнитофонной панели выполнялась из оргстекла. Таких вариантов было выпущено намного меньше, чем вариантов из дерева. В пластмассовом варианте габариты магнитолы составляли — 826х380х390 мм.

Акустическая система состоит из двух фрональных громкоговорителей типа 4ГД-28 и двух боковых 1ГД-28. В магнитоле применён блок тонрегистров на три положения; »Оркестр», »Соло» и »Речь» позволяющий подобрать тембр звучания лучше соответствующий принимаемой программе. Имеются плавные регуляторы тембра по низким и высшим звуковым частотам.

Магнитола »Миния-4» обоих вариантов выпускалась ещё и в 2 вариантах сопроводительных надписей на шкале и задней стенке модели, на русском и литовском языках.

Стационарная катушечная магнитофонная приставка «Нота». Новосибирский электромеханический завод. Выпуск 1966 год.

Магнитофонная приставка »Нота» предназначена для записи музыкальных программ и речи от микрофона, звукоснимателя и радиотрансляционной линии. Для прослушивания магнитофильмов приставку необходимо подключить к усилителю НЧ радиоприёмника или телевизора так как собственного усилителя мощности и громкоговорителей она не имеет. В приставке применяется 2х дорожечная система записи Скорость движения ленты 9,53 см/сек. Приставка комплектуется катушками №15, вмещающими 250 метров магнитной ленты. Длительность непрерывной записи 2х45 мин.

Питается приставка от сети переменного тока частотой 50 гц напряжением — 127…220 в, потребляемая мощность 50 вт. Габаритные размеры — 350х260х140 мм. Вес 7,5 кг. В сочетании с домашней бытовой звуковоспроизводящей аппаратурой магнитофонная приставка »Нота» превращается в полноценный магнитофон который за счёт высококачественных акустических параметров этой радиоаппаратуры и превышает параметры лучших отечественных серийных магнитофонов такого типа выпущенных в 1964 — 1965 годах.

Настольная магнитола 3 класса «Рекорд». Бердский радиозавод. Модель 1966 года.

Магнитола предназначается для приёма радиовещательных станций в диапазонах длинных, средних и ультракоротких волн, а также для записи или воспроизведения звука с помощью магнитофонной панели — »Нота» (МП-64). Магнитофонная приставка позволяет производить запись от микрофона, звукоснимателя, трансляционной линии радиоприёмника. В ней предусмотрена ускоренная перемотка ленты в обе стороны. Скорость записи и воспроизведения 9,53 см/сек Время непрерывной записи или воспроизведения на каждой дорожке при ёмкости катушек 250 метров — 45 мин. Выходная мощность 0,5 Вт. Габариты магнитолы — 540х300х320 мм. Вес 20 кг. Габариты приставки 350х260х140 мм. Вес приставки 7,5 кг. Магнитола собрана в деревянном, декоративно оформленном футляре. Верхняя крышка открывающаяся. Под ней расположена магнитофонная панель »Нота».

Стационарный катушечный ламповый магнитофон третьего класса «Соната-1». Изготовитель: Великолукский радиозавод. Серийное производство с 1967 года.

Магнитофон стал модернизацией модели »Соната». Он предназначен для записи или воспроизведения звука на ферромагнитной ленте типа 6. Запись производится с микрофона, приёмника, радиосети, звукоснимателя или с другого магнитофона. Имеется двусторонняя ускоренная перемотка магнитной ленты. Скорость записи и воспроизведения — 9,53 см/сек. Время звучания при применении катушек на 250 метров ленты 45 мин на каждой из дорожек. Номинальная выходная мощность 1 Вт.

Питание от сети напряжением 127 или 220 в. Потребляемая мощность 80 Вт. Габариты магнитофона — 367х307х164. Вес 10 кг.

Магнитофон переносный, выполнен в футляре из дерева.

Сетевой ламповый монофонический катушечный магнитофон — «Яуза-6». Московский электромеханический завод №1. Производство с 1967 года.

Магнитофон »Яуза-6» заменил собой предыдущий магнитофон »Яуза-5». »Яуза-6» Двухдорожечный, монофонический аппарат второго класса собранный на четырёх радиолампах. Он имеет две скорости движения ленты: 4,76 и 9,53 см/сек.

Питается магнитофон от электрической сети переменного тока 127 или 220 в. Потребляемая мощность в режиме воспроизведения на средней громкости не более 80 Вт. Габариты модели — 376х320х178 мм, масса — 11 кг. Магнитофон модернизировали несколько раз.

Массовый выпуск магнитофона »Яуза-6» начался с начала 1968 года

Сетевые ламповые катушечные магнитолы «Фиалка» и «Фиалка-2». Изготовитель: Бердский радиозавод. Выпуск с 1968 и 1969 года.

Магнитола »Фиалка» модернизация магнитолы »Рекорд-64», с использованием приёмника радиолы »Рекорд-68» и магнитофонной панели »МП-64». Она рассчитана на приём в диапазонах ДВ, СВ, УКВ, а так же на запись или воспроизведение звуковых программ.

Питание от сети 127/220 в. Потребляемая мощность при приёме 50 Вт при работе магнитофона 100 Вт. Размеры 540х380х295 мм, её масса 19 кг.

Магнитола »Фиалка-2» является модернизацией магнитолы »Фиалка». Основное отличие новой модели от предшественницы это введение в приёмнике диапазона

КВ. Размеры аппарата 580х290х285 мм, вес около 20 кг.

Портативный магнитофон «Мрiя». Киевский . Модель 1967 года. Выпускал эти магнитофоны и Запорожский завод передвижных электростанций.

Портативный катушечный магнитофон «Мрiя» в переводе с Украинского Мечта, на самом деле стал розовой мечтой молодёжи, конца шестидесятых годов 20 века. Это был насколько необычный по дизайну, габаритам, массе, экономичности, качеству звука и надёжности в работе магнитофон, настолько и самым популярным. Существует байка что магнитофон «Мрия» — копия японской модели, какой точно, неизвестно. Член Политбюро ЦК КПСС Анастас Иванович Микоян привез из Японии маленький, симпатичный, аккуратный магнитофончик и потребовал сделать такой же, только наш, советский. Поверить в байку можно легко, такой незатейливый коммерческий шпионаж процветал в СССР многие годы. Несмотря на достаточно высокую стоимость магнитофона (220 рублей) спрос на него, всегда превышал предложение. Магнитофон «Мрiя» стал легендарным для своего времени, оставив далеко позади практически все существующие отечественные переносные магнитофоны по большинству показателей. «Мрия» не стал единственным шедевром вскоре стали портативные кассетные магнитофоны «Весна-305/306» которые также стали легендарными для первой половины семидесятых, но это другая история…

Портативный катушечный магнитофон третьего класса — «Весна-3». Запорожский завод передвижных электростанций. Выпуск 1967 г

»Весна-3» последний в серии портативных катушечных магнитофонов »Весна». Он рассчитан на запись и воспроизведение музыкальных и речевых программ от радиоприёмника, звукоснимателя, микрофона и трансляционной радиосети. Питание от 8 элементов 373, или через приставку от сети. Потребляемая мощность 20 вт. Размеры мг — 358х234х121 мм, вес 5 кг.

Катушечный магнитофон «Дайна» (Эльфа-29) Вильнюсский электротехнический завод Эльфа Серийное производство с I кв 1969 года

Ламповый магнитофон третьего класса — »Дайна», по конструкции и внешнему виду, коренным образом отличается от моделей, ранее выпускавшихся заводом. Магнитофон обеспечивает запись и воспроизведение звуковых программ от любых источников НЧ сигнала. Магнитофон имеет две скорости движения магнитной ленты 9,53 и 2,38 см/сек. Первая скорость используется при записи музыки, а вторая была введена специально, по заказу »ВОС» (Всесоюзного Общества Слепых) для прослушивания фонограмм типа »Говорящая книга» и записи речи. Питается аппарат от сети напряжением 220 или 127 в, потребляемая мощность 70 вт. Размеры модели 370х240х155 мм. Вес — 10 кг.

Магнитофон «Днепр-14А». Киевский . Модель 1969 года

Магнитофон рассчитан на 2х-дорожечную запись речевых или музыкальных программ с микрофона, звукоснимателя, приёмника, телевизора, другого магнитофона и трансляционной линии. Скорость движения магнитной ленты — 9,53 и 4,76 см/сек, при неравномерности 0,3 и 0,4%. В АС стоит два громкоговорителя 2- ГД-19 спереди и два 1ГД-19, расположенные по бокам

Магнитофонная приставка «Нота-М». Новосибирский электромеханический завод. Производство с 1969 года

Магнитофонная приставка »Нота-М» это последующая модернизация предыдущей модели »Нота». Она имеет более современный футляр из железа, обклеенный цветным пластиком и немного изменённую верхнюю панель, другую форму клавиш и ручки управления. Приставка является сравнительно недорогим дополнением к любому радиоприёмнику, телевизору или усилителю низкой частоты и в сочетании с ними превращается в высококачественный магнитофон, превосходящий по параметрам многие полные, серийные магнитофоны.

Катушечный магнитофон «Комета МГ-209». Новосибирский завод ТочМаш. Выпуск МГ с 1969 года

Четырёхдорожечный, трёхскоростной транзисторный магнитофон 2 класса »Комета МГ-209» предназначен для записи и воспроизведения речевых и музыкальных программ на магнитную ленту СН, 2, 6. Он рассчитан на запись с микрофона, приёмника, телевизора, звукоснимателя, трансляционной радиосети или другого магнитофона и позволяет прослушивать записанные программы на собственные громкоговорители, или внешний усилитель с АС. Прослушивать запись можно и на головные телефоны, при отключенных громкоговорителях для чего в магнитофоне имеется гнездо. Для записи различных звуковых эффектов, аппарат снабжен кнопкой наложения которая позволяет на имевшуюся запись наложить новую. Имеется предохранительная кнопка, механически блокирующая кнопку запись. Магнитофон снабжен пультом проводного дистанционного управления. С его помощью производится остановка и пуск магнитофона в режиме записи и воспроизведения. Магнитофон может работать и как диктофон, для чего на передней панели имеется кнопка медленный возврат, во время нажатия которой, магнитная лента с малой скоростью перемещается назад. Есть и возможность производить синхронную запись звука совместно с кинокамерой, для чего предусмотрено гнездо синхронизация. Скорость движения магнитной ленты 19,05; 9,53; 4,76 см/сек. Потребляемая мощность 80 вт. Размеры МГ — 400х355х165, вес 12 кг. За время выпуска, магнитофон был несколько раз модернизирован и имел несколько вариантов оформления.

Транзисторные магнитолы «Нида», «Нида-2». Каунасский радиозавод. Опытные образцы 1969 года

Стационарная всеволновая катушечная транзисторная магнитола ‘Нида» — создана конструкторами Каунасского радиозавода в начале 1969 года и должна была заменить магнитолу »Миния-4». Выпуск модели задерживался из-за предполагаемого перехода завода на выпуск телевизоров »Шилялис». Переход затягивался и концу 1969 года был разработан ещё один, более совершенный вариант магнитолы »Нида-2», но как и предыдущий он в серию он не пошёл

Сетевая транзисторная магнитола «Миния-5». Разработчик: Каунасский радиозавод. Опытная модель 1969 года

Как и модели »Нида», »Нида-2», »Нида-3» магнитола »Миния-5» была разработана на смену предыдущим ламповым моделям серии »Миния». В новые модели были заложены все достижения в области транзисторного радиоприёма и звукозаписи тех лет. Магнитофонную панель для всех моделей одну, только с разным оформлением — разработал и изготовил секретный завод измерительных приборов в Вильнюсе. В серийное производство новая магнитола также не пошла из-за предполагаемого и задерживающегося перехода завода на выпуск малогабаритных телевизоров марки — »Шилялис».

Портативные катушечные транзисторные магнитофоны — «Дельфин» и «Дельфин-2». Симферопольский завод Фиолент. Производство с 1969 и 1971 года соответственно

Магнитофон »Дельфин» — рассчитан на двухдорожечную запись звуковых программ с микрофона, звукоснимателя и радиотрансляционной линии. Габариты магнитофона — 365х310х107 мм. Масса МГ без батарей — 5,6 кг.

Магнитофоны — «Орбита-1,2». Ленинградский завод Пирометр. Выпуск с 1965 и 1969 года

Портативные катушечные двухдорожечные транзисторные магнитофоны »Орбита-1» и »Орбита-2» представляют собой переносную конструкцию, с питанием от батарей. Они предназначены для 2-дорожечной записи фонограмм с любых источников звукового сигнала. Размеры магнитофона 310х210х105 мм, его вес 4,85 кг. Магнитофон — »Орбита-2» отличается малыми изменениями в электрической схеме и внешнем оформлении.

Портативный катушечный транзисторный магнитофон «Романтик-3». Завод имени Г. И. Петровского. Нижний-Новгород. Модель 1969 года

Магнитофон предназначен для записи речи и музыки от радиоприемника, звукоснимателя, микрофона и трансляционной сети. Он выполнен полностью транзисторным. Питается магнитофон от 10 элементов типа 373 и через БП от электросети. Потребляемая мощность МГ-12 вт. Габариты 330х272х140 мм, масса 5,5 кг.

Сетевая ламповая всеволновая магнитола III класса «Рекорд-301». Бердский радиозавод. Производство магнитолы с 1970 года

Сетевая ламповая магнитола III класса »Рекорд-301» предназначается для приёма радиостанций в диапазонах длинных, средних, коротких (КВ-1, КВ-2) и ультракоротких волн, а так же для записи и воспроизведения звука с помощью модернизированной магнитофонной панели »Нота». Магнитофонная приставка позволяет производить запись от микрофона, звукоснимателя, трансляционной линии, радиоприёмника. В ней предусмотрена ускоренная перемотка ленты в обе стороны. Габариты 675х322х252 мм. Вес 19 кг. Магнитола собрана в деревянном декоративно оформленном футляре. Спереди находится АС с 2 громкоговорителями 1ГД-28. Справа находится шкала, регуляторы громкости и тембра, ручка настройки, переключатель диапазонов и рода работ. Сзади расположены гнезда антенн, заземления и звукоснимателя.

Сетевой стереофонический катушечный 3-х скоростной магнитофон «Аврора-стерео», «Аврора-201-стерео» (МА-70). Ленинградское НПО «Аврора». Производство с 1970 года

Стереомагнитофон 2 класса — »Аврора-стерео» (разработка 1967-1969 годов) выпускали малой серией с 1970 года, затем аппарат был модернизирован и с 1971 года производился под наименованием «Аврора-201-стерео». Внешний вид остался прежним, только регулятор стереобаланса был выведен третьей ручкой посередине, а в электрической схеме были скорректированы некоторые номиналы радиоэлементов. Магнитофон предназначен для записи и воспроизведения речевых и музыкальных программ от микрофона, звукоснимателя, радиоприёмника, телевизора и радиотрансляционной линии. Магнитофон рассчитан на четырёхдорожечную запись в монофоническом и стереофоническом режиме. Размеры аппарата 336х378х130 мм, вес 10 кг. АС магнитофона состоит из двух малогабаритных колонок, в каждой из которых установлено по 2 громкоговорителя типа 2ГД-22. Размер колонки 325х378х100 мм, вес 6,5 кг.

Сетевая транзисторная магнитола «Миния-6». Разработчик: Каунасский радиозавод. Опытная модель 1970 года

Последняя из опытных прогрессивных магнитол. Первоначально модели было присвоено наименование »Нида-3», а затем »Миния-6». Из всех предыдущих, модель имела самые высокие акстические параметры, так как имела выносную 2 полосную акустическую систему состоящую из двух громкоговорителей. Номинальная выходная мощность усилителя НЧ — 6 Вт. Диапазон частот 63…12500 Гц.

Переносной катушечный магнитофон «Электроника-100-стерео». Учкекенский . Ограниченный выпуск мг с 1970 года

Переносной катушечный стереофонический магнитофон «Электроника-100-стерео» был выпущен небольшой серией к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Магнитофон предназначен для записи и последующего воспроизведения звуковых фонограмм. Питание от батарей типа А-373 или от выносного стабилизированного блока питания.

Продолжение следует…

https://dubikvit.livejournal.c…

Post Views: 189

«Орбита»

Магнитофоны этой марки производились на Ленинградском . Примечательно, что в линейке продукции были как магнитофоны, так и приставки.

Наиболее известные модели из первой категории: бобинный магнитофон «Орбита-204-стерео» и его собрат «Орбита-205-стерео». Все они имели по 2 стандартные скорости, а также 4 звуковые дорожки. Масса 15 кг.

В этих моделях можно было регулировать громкость, баланс, тембры, уровень записи, ставить на паузу.

Среди магнитофонов-приставок «Орбита» лучшими считались стерео модели 106 и 107. В них было 2 скорости, 3 мотора и 4 дорожки. Вес каждого — 24 кг. Такие приставки были предназначены для записи музыки и голоса с микрофона, радиоприемника, телевизора, а также для их воспроизведения через 2 выносные акустические системы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: