Ветер перемен: тест акустических систем Tannoy Revolution XT 8F

Вообще корни имени нарицательного Tannoy к акустике имеют опосредованное, мягко говоря, отношение, но для этого следует отыграть еще раньше — в самое начало истории Tulsemere Manufacturing Company, в 1926 год. Основатель Гай Фонтейн (Guy R. Fountain) приспособил свой гараж в Далвиче (Dulwich, южный Лондон) под одно выгодное дело. В то время радиоприемники для своих ламп использовали постоянный ток аккумуляторных батарей, которые нужно было подзаряжать. Штатное устройство было дорогим не очень безопасным из-за вероятности утечки ртутных паров, а Фонтейн предложил свой вариант выпрямителя, в конструкции которого использовались два металла — тантал (tantalum) и свинцовый сплав (lead alloy).

Как показала дальнейшая история, это название принесло удачу не только подзарядникам. Несколько лет спустя компания Tannoy получила свой первый заказ, связанный с установкой системы звукоусиления в Европейском цирке. Это послужило стартовой площадкой для бренда, а в 1933-м году Фонтейн выпустил первую двухполосную акустическую систему. Год спустя компания уже имела в своем арсенале полный ассортимент микрофонов, громкоговорителей и усилителей. В начале Второй мировой войны в 1939-м году компания Tannoy была сконцентрирована на программе национальной обороны и производила компоненты, которые работали в системах связи аэродромов, подводных лодок и др.

Через три года после окончания войны на популярном радиошоу London Radio Show компания Tannoy представила свой первый двойной концентрический динамик Dual Concentric, заложивший фундамент ее успеха. Должность главного инженера бренда в тот период занимал Ронни Рэкхем (Ronnie H. Rackham), который объединил рупорный компрессионный ВЧ-излучатель с 15-дюймовым басовым драйвером в, по сути, точечный источник звука. Эта уникальная конструкция позже была реализована фактически во всех линейках фирменных акустических систем – как профессиональных, так и домашних. С тех пор конструкция постоянно обновлялась и развивалась, но черты той первой оригинальной концепции присутствуют даже в самых новых громкоговорителях компании.

Tannoy’и стоят по всему миру от Сиднейского Оперного театра до студии Red Hot Chili Peppers

В 80-х годах, как и у многих аудиобрендов, у Tannoy наступила пора управленческих трансформаций. Сначала, в 1987-м, объединение с Goodmans Loudspeakers в группу TGI plc, затем в 89-м альянс с производителем звукового оборудования Audix, и, наконец, вхождение в холдинг TC Group, вместе с MartinAudio, Lab.Gruppen, TC Electronic, TC Helicon, TC Works и GLL. Компоненты Tannoy стоят по всему миру от Сиднейского Оперного театра до студии Red Hot Chili Peppers. В этом материале же мы расскажем об обновленной легендарной серии акустики Revolution XT.

Герои революции

Revolution XT — первая линейка громкоговорителей Tannoy, которая использует новый двойной концентрический драйвер Dual Concentric с магнитной системой Omnimagnet и волноводом Torus Ogive. Высокочастотный излучатель и СЧ/НЧ-драйвер имеют единую магнитную систему, а в волновод интегрирована выполненная в виде «бублика» мембрана твитера и фазирующий керн (фазовыравнивающая пуля) Ogive.

Серия Revolution XT включает в себя компактный полочный громкоговоритель XT Mini, полочник XT 6, который можно установить на стойку, и напольники XT 6F и XT 8F (с шести- и восьмидюймовыми драйверами соответственно). Также имеется громкоговоритель центрального канала XTC, предназначенный для тех, кто на базе данной линейки собирается создать многоканальную систему домашнего кинотеатра.

Самым большим изменением по сравнению с предыдущей версией стал переход от конструкции, имеющей тыльное расположение порта фазоинвертора, к дизайну с портом, встроенным в днище. С практической точки зрения это означает, что серию XT гораздо легче расположить в комнате для прослушивания, не испытывая при этом каких-либо проблем с воспроизведением баса. К тому же благодаря наличию хромированных ножек и встроенной подставки модели новой серии способны внести некоторый эстетический шарм в дизайн помещения.

Сделанные со вкусом новые акустические системы отлично смотрятся и в то же время не настолько занижены, как предыдущие модели. Все спикеры представляют собой несложную нагрузку для усилителя. Для того, чтобы заставить их петь, рекомендуется минимальная мощность в 25 Вт.

Революция размеров

Серия Revolution XT обогатилась версией напольных колонок с восьмидюймовыми драйверами (именно её я и тестировал) — таких больших динамиков в демократичных линейках Tannoy не было со времен прекращения выпуска семейства Saturn. Кстати, у продвинутой версии революционеров прошлого поколения — Revolution Signature, как и у стародавних «Сатурнов», порт фазоинвертора смотрел вперед, однако корпуса новых колонок устроены куда интереснее.

Косой срез в основании кабинета и солидная опорная платформа образуют зазор, сообщающийся с отдельной камерой в нижней части корпуса. Из основного объема в неё выведены сразу две фазоинверторных трубы, так что низкочастотная головка работает на довольно сложную акустическую конструкцию, призванную улучшить глубину и равномерность воспроизведения басов.

Не менее серьезные изменения коснулись и устройства фирменных коаксиальных динамиков Dual Concentric, которые (разумеется, с постоянными улучшениями) Tannoy использует ни много ни мало с 1947 года. Итак, в ходе нынешней революции самая демократичная модификация Dual Concentric переведена на использование одного магнита и для ВЧ-, и для СЧ-дуффузоров. Расположение обеих звуковых катушек в едином магнитном поле позволило заметно улучшить их фазовое согласование. Кроме того, такой конструкторский ход дал возможность выдвинуть купол пищалки вперед, в результате чего среднечастотный диффузор стал меньше ограничивать дисперсию высоких частот.

Сам твитер тоже серьезно изменился: его волновод стал значительно короче, а дополнительный внутренний раструб заменен фазовыравнивающей «пулей». Купол пищалки теперь изготавливается не из металла, а из полиэфиримидной пленки, да и куполом он по сути уже не является — поверхность излучения кольцевая. Такая конструкция получила название Torus Ogive, и основное её предназначение опять-таки в расширении направленности высоких частот и их лучшем временном согласовании с остальным спектром при сохранении свойственной коаксиальным динамикам пространственной точности.

Как и у младших собратьев из линейки Mercury, диффузоры СЧ/НЧ драйверов изготовлены из целлюлозно-волокнистой массы с многослойным покрытием, внешне напоминающим алюминий.

Кроссоверы настроены на частоты 250 Гц и 1,8 кГц, для отделения басов используется фильтр второго порядка, для ВЧ — первого. В них используются индуктивности с наборными металлическими сердечниками, внутренняя разводка выполнена посеребрённой бескислородной медью.

Увеличенные размеры диффузоров, двухкамерный фазоинвертор сложной конструкции — все эти детали свидетельствуют о том, что основной точкой приложения сил для разработчиков новой версии Revolution стали именно басы. И, надо сказать, результаты таких ухищрений действительно дают о себе знать.

Tannoy Revolution XT 8F

Модель Revolution XT 8F занимает подобающее ей флагманское место в новой серии Revolution XT, сочетая в себе классические достоинства Tannoy, выраженные в отличной динамике и музыкальной артикуляции, с исключительно ровным звучанием и впечатляющим стереообразом, которые обеспечивает новый драйвер Dual Concentric с магнитной системой Omnimagnet.

Массивный корпус высотой 108 см рассчитан на объем почти в 50 литров. Боковые стенки расположены под углом для нейтрализации эффекта внутренних стоячих волн. В связке с классическим Dual Concentric в XT 8F для воспроизведении частот ниже 250 Гц работает 20 см басовик. Для небольшой комнаты возможности XT 8F будут избыточными, но в подобающих условиях колонки проявят себя во всем великолепии.

Слово «революция» для россиян несет куда более мощный и неоднозначный эмоциональный посыл, нежели для обитателей Британских островов. Однако колонки, о которых сегодня пойдет речь, от своих предшественников отличаются действительно радикально. Что ж, посмотрим, какие именно прогрессивные ценности решили донести до слушателей шотландские электроакустики. Новое поколение семейства Revolution получило индекс XT и внешне стало одновременно и технократичнее, и респектабельнее. С одной стороны, исчезли серебристые накладки на фланцах динамиков, открыв систему их шеститочечного крепления, а с другой — основание корпуса теперь опирается на две толстые хромированные опоры. Всё вместе смотрится гармонично и весьма стильно, а кроме того, необычная опорная конструкция несёт важный функционал, о котором я расскажу чуть позже. Революция размеров

Серия Revolution XT обогатилась версией напольных колонок с восьмидюймовыми драйверами (именно её я и тестировал) — таких больших динамиков в демократичных линейках Tannoy не было со времен прекращения выпуска семейства Saturn. Кстати, у продвинутой версии революционеров прошлого поколения — Revolution Signature, как и у стародавних «Сатурнов», порт фазоинвертора смотрел вперед, однако корпуса новых колонок устроены куда интереснее.

Косой срез в основании кабинета и солидная опорная платформа образуют зазор, сообщающийся с отдельной камерой в нижней части корпуса. Из основного объема в неё выведены сразу две фазоинверторных трубы, так что низкочастотная головка работает на довольно сложную акустическую конструкцию, призванную улучшить глубину и равномерность воспроизведения басов.

Сам твитер тоже серьезно изменился: его волновод стал значительно короче, а дополнительный внутренний раструб заменен фазовыравнивающей «пулей». Купол пищалки теперь изготавливается не из металла, а из полиэфиримидной пленки, да и куполом он по сути уже не является — поверхность излучения кольцевая. Такая конструкция получила название Torus Ogive, и основное её предназначение опять-таки в расширении направленности высоких частот и их лучшем временном согласовании с остальным спектром при сохранении свойственной коаксиальным динамикам пространственной точности.

Увеличенные размеры диффузоров, двухкамерный фазоинвертор сложной конструкции — все эти детали свидетельствуют о том, что основной точкой приложения сил для разработчиков новой версии Revolution стали именно басы. И, надо сказать, результаты таких ухищрений действительно дают о себе знать.

Революция площадей

Прослушивание я начал с The Wood Brothers. Виртуозная игра на контробасе, в «Ways not to lose» практически не экранированная яркими партиями других инструментов — отличный индикатор скорости и тембральной достоверности басов. В связке с усилителем McIntosh MA7900 колонки отыграли этот альбом очень достойно. Под «достойно» я подразумеваю динамику и наполненность, достаточную, чтобы с головой погрузиться в атмосферу захолустного американского бара, и чтобы человек, услышавший альбом в первый раз, не мучил себя сомнениями: а уж не электрогитара ли это? Пожалуй, струны контробаса ощущались даже немного гипертрофированно — как будто вы подошли к инструменту почти вплотную. Однако стоило немного поэкспериментировать с расстоянием прослушивания, и масштаб сцены вернулся в норму.

Третье испытание — запись концерта Emeli Sande в лондонском Альберт-холле. Тут акустика только подтвердила начавшее складываться реноме. Яркий, богатый обертонами вокал Эмили (тоже шотландки, между прочим) звучал для колонок данной ценовой категории на редкость открыто и динамично, в инструментальных партиях чувствовались рельеф и объем. Музыкальная сцена подробная и развернутая, причем, чтобы получить ее в этом виде, не придется тщательно подбирать место и вертеть головой в поисках лучшей позиции. Разработчикам действительно удалось значительно расширить диаграмму направленности.

Революция аристократов

Существует мнение, что «Макинтоши» неплохо сыгрываются с колонками Tannoy из верхнего ценового дивизиона, но и в нашем случае энерговооруженность 200-ваттного флагмана оказалась как нельзя кстати. Несмотря на достаточно высокую чувствительность (91 дБ/м), сложное акустическое оформление требует строжайшего контроля, однако результат его явно оправдает приложенные усилия.

Судя по характеру звучания, очень кстати пришлось и свойственное McIntosh легкое смягчение звуковой картины — без него Revolution XT вели бы себя еще чуточку агрессивнее. В этом они мне живо напомнили молодого отпрыска уважаемой британской семьи: он учится в Итоне, но между лекциями по истории классической музыки слушает The Clash и Dropkicks Murphys. По глубине пространства и филигранности отработки тембров новые Revolution, конечно, не могут конкурировать со старшими представителями семейства Tannoy, но в них есть энергия и драйв, без которых из многих современных жанров жизнь попросту улетучивается. Однако при этом даже на самых отвязных риффах они никогда не скатятся до скомканности и неаккуратности —порода!
Особенности:
Акустика не капризна, но требует осознанного подхода к выбору усиления.

Преимущества:

Внушительная динамика и глубина баса, открытость вокала и высокая детальность практически во всем воспроизводимом диапазоне.

Источник: www.stereo.ru

Tannoy Revolution XT 6F

Напольники Tannoy Revolution XT 6F идеально сбалансированы. Второй 15-сантиметровый НЧ-драйвер обеспечивает саунду надежный фундамент, несмотря на небольшой размер корпуса акустической системы. Трапециевидная форма кабинета помогает подавить внутренние стоячие волны. Следует отметить, что корпусы Tannoy прошли механическую обработку и отличаются строгим вниманием к деталям, здесь нет острых краев и видимых фиксирующих элементов.

Магниты для грилей скрыты внутри фронтальной панели. Причем эти магниты довольно мощные, что позволяет сохранять грили в строго установленном положении. Сами грили имеют пластиковую раму и отделаны акустически прозрачным материалом. Волновод Torus несет главную ответственность за то, чтобы рассеивать звуковую волну с максимальной точностью, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.

Tannoy Revolution XT 6

Компактный спикер Tannoy Revolution XT 6 оснащен 15-сантиметровым динамиком Dual Concentric, который помещен в фазоинверторный корпус небольшого объема (11 литров). Его боковые панели не параллельны, что позволяет устранить нежелательные внутренние вибрации, негативно влияющие на работу динамиков.

Резонатор, способствующий усилению низких частот, встроен в нижнюю панель и излучает вниз. Поэтому Tannoy Revolution XT 6 укомплектован ножками, чтобы обеспечить более эффективное движение звуковой волны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: