Аудиотехника, которую мы выбираем


“Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины.”
Вспомним эту цитату из фильма “Берегись автомобиля” и задумаемся, а не тоже ли самое происходит и в мире аудиотехники? Причины конечно могут быть разные, от неудовлетворенности приобретенной техникой и до поиска чего-то нового по ощущениям. Рассмотрим возможные варианты.

 

1) Приобретение изначально неудачного аппарата. В мире аудио иногда довольно сложно найти необходимую информацию по аппарату. Я предлагаю в таком случае ориентироваться на его цену (доллары или йены) в момент выхода. Если аппарат изначально относился к невысокой ценовой категории, то сложно ждать от него чуда. Например, владелец усилителя Denon PMA-720ae хочет поменять свой усилитель на “винтаж”, потому что слышал о преимуществах “винтажа”.

Denon PMA-710ae

В качестве альтернативы он выбирает так же дешевый аппарат, например Pioneer A-676, Dual CV-1200, Saba 210, AKAI AM 47 и так далее и начинает выслушивать разницу.

 

Dual CV-1200

Но в данном случае это сомнительное занятие, ибо глобальной разницы там нет. Эти аппараты не лучше и не хуже Denon pma 720ae. В них есть свой почерк, но все это соответствует их изначальному ценовому классу, т.е. уровень довольно непритязательный. Имеет ли смысл такой обмен (шило на мыло)? Я не скажу что это бессмысленно – вам может больше нравится дизайн из “золотых” 70х и 80х, да и к работоспособности, если аппараты в хорошем состоянии вопросов тоже не возникает. Но был ли прогресс вверх? Очевидно, что нет. Лучше быть готовым, что слово “винтаж” не термин качества, а термин маркетинга. Если аппарат классный по звучанию, то старый он или новый – дело десятое. Всегда хочется новый, но обычно ценна говорит свое “нет”.

У меня побывали в системе и старые и новые аппараты, и какой то разницы я не уловил – мне по сути без разницы, какого года выпуска аппарат, если он исправно работает. Максимальное качество звучания у техники было получено в 80х (не у любой, а у высших моделей), а пионеры в аудиообласти такого результата смогли добиться даже еще в конце 70х (Acсuphase, Yamaha, Onkyo и тд)! И с тех пор прогресс, если и есть, то крайне небольшой. Вы уверены, что современные АС Yamaha NS-5000 лучше, чем Yamaha NS-1000M (1974 года выпуска(!), далее издававшаяся дополнительно в 1978, и в 1993) с берилиевым твитером? Я как то не очень. И уж не говорю о более совершенной ямаховской акустике FX-3 и FX-1!

Yamaha FX-1 (1978, 1.170.000 йен)

 

Речь в первую очередь в материале конечно идет о Hi-Fi, а не о Hi-End. Но вы знаете, что такое Hi-End? Я – нет.

Давайте проведем небольшой тест “что есть Hi-End”. Вы удивитесь, но у многих это понятие будет начинаться с совершенно разных уровней техники.

Итак, Technics SE-A5 – это уже Hi-End? Он имеет все отличительные черты такого класса техники – вес, огромный дисплей, потрясающие технологии (серво, усиление по DC) и тд, да и цена в 150.000 йен без преда немаленькая.

А если не он, то Onkyo M-506R – Hi-End?

Если он не Hi-End, то уж наверняка Onkyo M-509 стоимостью 350.000 йен Hi-End?

Или все же тогда за Hi-End считать Onkyo M-510 стоимостью 900.000 йен?

или Technics SE-A1 стоимостью 1 миллион йен?

Или и этого недостаточно?

 

На какой сумме вы остановились решив, что-то считать за Hi-End, или мы так и не подошли к тому рубежу, где он начинается? Но тогда, как же так, ибо фирмы (ведущие в этой сфере) уже показали все на что способны своими моделями. Или это должно быть что-то дизайнерское и монофоничное?

Поэтому термин Hi-End – очень мутный с точки зрения понимания про что речь, он строится целиком из ваших финансовых возможностей и соответственно представлений о том, что это такое. Стоит просто говорить о действительно хороших аппаратах, которые хорошо звучат, или даже просто назвать это, как Hi-Fi. Но возвращаясь к теме разговора, продолжу. В условиях, что вы выбрали почти тоже самое, но старее может возникнуть неудовлетворенность. А может не возникнуть, это мало влияет на сам процесс прослушивания. Кроме того старый аппарат визуально может выглядеть лучше нового – пример – усилитель Onkyo A-755 (1972 год) в моей коллекции выглядит просто потрясающе – фото реальное!

2) Модели прежних лет могут привлекать интересными технологиями и решениями, которые сейчас не используются. Транзисторы разных конструкций имеют разные характеристики и разный звук. Самые яркие представители “различий” будут названы – это германиевые транзисторы, это V-Fet транзисторы, это MOS-FET транзисторы и биполярные. К слову сегодня большинство аппаратов высшего уровня базируется именно на MOS FET транзисторах.

Sony TA-FA7ES (1995, 180.000 йен) MOS FET

А в старые времена часто к базовой модели на биполярных транзисторах выпускали такую же модель на MOS FET транзисторах, но только она стоила дороже, или очень сильно дороже – ярко это видно на примере усилителей – Sansui AU-alpha 607 MOS Premium на MOS FET вышел в 1991 по цене 139.000 йен, в то время как обычная биполярная модель того же года Sansui AU-alpha 607DR предлагалась за 87.000 йен. Кроме того банкет был продолжен в 1999 году в виде лимитированной редакции этого аппарата, но уже по цене 180.000 йен.

Так же высшие модели Sansui (907) обычно строились именно на мосфетах. Аналогичная ситуация происходила и в стане Sony. В старые времена она “сорвала башню” многим любителям качественного аудио своими усилителями на V-Fet транзисторах (например Sony TA-F7B, 1977 год, 178.000 йен),

Sony TA-F7B

которые так же базировались на своеобразном аналоге MOS FET – транзисторах V-FET имеющих необычное вертикальное расположение элементов (сток, исток, затвор).

 


В силу того, что V-Fet транзисторы больше не производятся, достать такие усилители в отличном рабочем состоянии (а соответственно и транзисторы) так же достаточно тяжело и цена на них, поверьте, немаленькая.

Если цель получить не максимальное качество, а ознакомиться с характером звучания технологии V-Fet, то можно обратить внимание на более простые и достпные модели начиная с Sony TA-4650.

Sony TA-4650 – самый простой из V-Fet, но не из линейки.

Только обратите внимание, что более примитивные, чем 4650, модели (3650 и ниже) построены на обычных биполярных транзисторах. После эпохи V-Fet компания Sony произвела экспансию в лоно биполярных транзисторов, которые дают отличные характеристики и позволяют добиться очень высокого музыкального разрешения. Но к началу 90-х снова вернулась в альмаматер давая своим лучшим аппаратам технологию MOS FET. В какой то момент почти все игроки рынка в моделях высокого класса перешли на MOS FET. Это и Yamaha (модели Yamaha A-S2100/3000), и Onkyo (A-919), и Denon (2000/S1) и тд.

Denon PMA-2000 (MOS FET)

Действительно у мосфет транзисторов есть некоторые уникальные свойства, которые превосходят транзисторы биполярного типа. Если опримитивизировать вывод – у MOS FET более “густое” (стена звука) и естественное звучание (вокал), а у биполярных транзисторов выше музыкальное разрешение. Поэтому в принципе большинство современных усилителей не “подлинные мосфет”, а гибридные усилители использующие в построенных усилительных каскадах и биполярные и мосфет-транзисторы, и технологии называются чуть иначе, например BI-MOS (Onkyo A-919) – BI (биполярный)-MOS (мосфет/полевой).

Onkyo A-919 – интегральный флагман, 160.000 йен, MOS FET

Другое направление – германиевые транзисторы. Эти транзисторы так же имеют некоторые исключительные свойства, но и недостатки – главный из которых, меньшая возможная рабочая температура. Но сегодня найти усилитель на германиевых транзисторах высокого класса почти нереально, так как аппараты на таких транзисторах выпускались крайне ограниченное время, в небольшом промежутке между лампами и биполярными транзисторами. Буквально это промежуток с 1968 по 1970/1 год. Может быть были какие то модели раньше этого времени – если знаете – расскажите в комментариях – это интересно. Но уже в 1973 году почти везде были биполярные транзисторы в металлическом корпусе.

 

LEAK STEREO 30

Так как в теме германиевых транзисторов мало кто понимает и тем более имеет цель лишь обогатится на популярной теме, то многие аппараты продаваемые как “германиевые” лишь из-за того, что они из 70х, таковыми конечно не являются.

Простейшей пример Leak 30. Эта модель выпускалась с 1967 по 1974 год. И в вариции Leak stereo 30 – это усилитель на германиевых транзисторах, а если название звучит как Leak delta 30,

Leak delta 30

то это уже усилитель на обычных биполярных транзисторах. Я уже не говорю, что цель же не просто найти усилитель на германиевых транзисторах, а хорошо, качественно, звучащий – чувствуете как сразу усложнилась задача.

Если же цель просто услышать, как поет германий, то есть альтернативный несложный способ. В Советском Союзе германиевые транзисторы были широко распространены и вы можете собрать несложную схемку усилителя на германиевых транзисторах и удовлетворить свое любопытство без особых финансовых затрат.

Одна из схем усилителя на германиевых транзисторах. ГТ – означает, что транзистор именно германиевый.

3) Все устраивает, но хочется узнать, есть ли жизнь на Марсе, бывает ли лучше и тд. Обычно, если вы так ищите, то лучше бывает, и опять же обычно, значительно лучше. Это мировозрение и тяга присуща владельцам среднего класса – вроде бы все уже здорово – жизнь удалась, но вдруг я чего то не знаю. И переход в высокий класс подобен ведру с ледяной водой в лицо.

 

Но если вас не тянет на приключения вы вполне можете быть довольны на этом уровне всегда. Как пример я назову замечательно звучащий аппарат – усилитель Sony TA-F333ESL, с его “телесно-густого” натурального звука очень сложно слезть.

4) Высокий класс техники уже есть, все устраивает, все хорошо, но просто хочется что-то еще попробовать. Человек уже не ищет “лучше”, просто интерес. Вот в таком состоянии понимаешь, что небывает, относительно высокого класса, аппаратов “лучше или хуже” – они все хороши, каждый по своему. И когда я общаюсь с людьми, подобными моему опыту, попользовавшимися многими мировыми флагманами, то разговор идет не в ключе, что лучше или хуже, а какие интересные моменты предлагает тот или иной аппарат. А недостатки или достоинства можно найти в каком угодно аппарате, и это субъективно. Объективно, что аппараты топового или предтопового уровня все роскошны, каждый по своему. Например, Pioneer M-90 можно пожурить за немного меньшее разрешение присущее классу аппаратов стоящих по 200.000 йен, но вы слушаете его – и он так сладко играет (действительно сладко) и так божественно красив (один из красивейших аппаратов в мире), что вы просто наслаждаетесь звучанием.

Или вы включаете Onkyo A-919 и тоже восторгаетесь, но на этот раз изумительной микродинамикой, фантастическим разрешением.


Возвращаясь к началу статьи, далеко не каждый владелец Hi-Fi системы стремится ее менять – если она нравится – это то, что нужно. Каждая система по своему прекрасна и нет плохих аппаратов, но! Это верно лишь в том случае, если вы довольны звучанием (уже на довольно высокой ступени техники). Если же вам что-то не нравится, не устраивает – ищите варианты лучше – они точно есть. И это касается не только усилителей, но и акустических систем и проигрывателей. Некоторым любителям аудио кажется, что купив самый топовый усилитель и самые топовые АС все станет прекрасно само собой. Конечно высокий класс накладывает определенные требования и часто вам действительно понравится – будет разрешение, будет ласковое звучание, но вот гарантировать, что он споется с вашими представлениями о звуке нельзя. Потому что ваши предпочтения должны совпадать с техникой. И по этой же причине все хорошо сконструированные аудиофильные аппараты по своему прекрасны, даже если они не устроили лично вас.

Yamaha P2100 (1977-79)

Но опускаясь с небес на землю, мне нравится много аппаратов из разных ценовых сегментов и я могу слушать любой из них в удовольствие. Есть определенный порог ниже которого продвинутому любителю Hi-Fi просто неинтересно слушать, но после этого порога уже идут индивидуальные предпочтения. Насколько высоки ваши требования к вашему видению прекрасного звука знаете только вы и они растут вместе с вашим ростом. Например, японский Sansui AU-a607 солидный хороший Hi-Fi усилитель, он замечателен.

Кто ищет большее музыкальное разрешение (если оно ему нужно), выбирать более дорогую 707 модель, а кто-то идет дальше. Но становится ли хуже от этого 607, я думаю нет, он так и остается замечательным аппаратом.

Посыл данного материала состоит в том, что любая техника замечательна, если она имеет достоинства для слушателя. Конечно со временем идет “рост” самого слушателя в сфере аудио, он требует от аппаратуры большего ибо переходит уже некий рубеж своего самосовершенствования, но от этого прежние аппараты дарившие радость не становятся хуже, просто ему становятся нужными аппараты следующего уровня безупречности.

 

Чтобы не быть голословным, я приведу немного примеров, которые были в моей аудиопрактике в разные годы увлечения.

Первым зарубежным усилителем, что я прослушал, оказался Akai AM-2250 1978 года выпуска – невероятной красоты аппарат. Меня он буквально шокировал прозрачными высокими частотами.

Можете не верить, но услышав Akai AM-2250 я буквально потерял дар речи и вцепился в аппарат, который мне продавали. Я был в совершенном восторге. По сравнению с моим советским Амфитон 002 этот Akai AM-2250 имел немного меньше деталей в музыке, но высокие очаровывали, они были невероятно ясные и гладкие.

Другой усилитель, что порадовал меня – был так же аппарат из 1975 года – Pioneer SA-6300.

Pioneer SA-6300 – фото делал я

На тот момент при небольшой цене меня поразило как легко он обошел по всем параметрам звучания мой современный усилитель Yamaha A-S500. Конечно уже такого шока, как от Akai AM-2250 небыло.

Так же был случай, когда я принес домой более простой усилитель Pioneer SA-5500 II и неожиданно был очарован звучанием и немог оторваться от него более двух часов. Я не знаю в чем было очарование, но музыка лилась и ее хотелось слушать.

Grundig A-903 мне сильно понравился необычно гладкими и нежными высокими частотами. Я бы сказад шелковыми и при этом похожими на нежные колокольчики.

 

Я просто в восторге включал на нем Sting-а и наслаждался, пусть не детальным, но гладким нежным звучанием.

Усилитель Pioneer A-616, обладающий настоящим Hi-Fi музыкальным разрешением впервые поразил драйвом, напором и деталями. Слушать на нем Yello и Dire Starits было шикарно.

Sansui AU-a607 подарил невиданные ранее эмоции, когда каждая струна могла удивить экспрессией, а голос – эмоциональным надрывом. Я помню, как включил на этом аппарате альбом группы Yaku и так и сидел пораженный звуком.

Sansui AU-a607

Усилитель Yamaha A-1000 открывает перед слушателем тот факт, что в записях присутствует воздух! Вы буквально чувствуете пространство заполненное воздухом, ощущаете его дыхание. Это было невероятное ощущение.

Pioneer M-90, как я уже писал, очаровал сладостью, он безумно сладкоголосый и красивый.

Из последних отслушанных мной модель здорово понравился Onkyo A-917rv2, своей превосходной микродинамикой, работой с пространством, эталонным разрешением.

Yamaha P2100 и вовсе стабильно поселилась в моей постоянной аудиосистеме за умение показать голографическое пространство и выстроить все правильно, как надо.

 

Конечно я мог бы продолжать еще очень долго, тем более в сфере флагманов там и вовсе можно петь дифирамбы бесконечно, но главную суть я думаю уже изложил – все хорошо, если вам нравится.

7, всего, сегодня

 

 

Применение

В СССР развитию стереокино не уделялось серьёзного внимания[16], поэтому кинотеатров, пригодных для демонстрации стереофильмов, было ничтожное количество. Построенные стереокинотеатры располагались, главным образом, в Москве и Ленинграде, а провинциальные города довольствовались обычным или широкоформатным кинопоказом. Поэтому, по технологии «Стерео-70», начиная с 1966 года, снято чуть более 30 стереофильмов. Практически ни один из них не стал кассовым

.

  • См. также: Список фильмов «Стерео-70»

Демонстрация фильмов, снятых по технологии «Стерео-70», может проводиться кинопроекторами, рассчитанными на проекцию обычных 70-мм фильмокопий и оснащёнными специальным стереообъективом. Разделение изображений для правого и левого глаз может производиться по любой из существующих технологий, в том числе по безочковой на растровом экране. В большинстве случаев использовались поляризационные светофильтры, устанавливаемые на проекционных стереообъективах и соответствующие очки для зрителей. Самым известным из 20 кинотеатров, работавших[17] по технологии «Стерео-70», был кинотеатр «Москва»

.

Литература

  • Е. М. Голдовский
    Глава III// Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М., : «Искусство», 1971. — С. 61. — 225 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль
    Справочник кинооператора/ Н. Н. Жердецкая. — М., : «Искусство», 1979. — С. 56-57. — 440 с.
  • Е. А. Иофис
    § 42. Разноформатные фильмокопии// «Кинофотопроцессы и материалы». — 2-е изд. — М., : «Искусство», 1980. — С. 200. — 239 с.
  • С. А. Саломатин, И. Б. Артишевская, О. Ф. Гребенников
    2. Киносъёмочные аппараты общего назначения// Профессиональная киносъёмочная аппаратура. — 1-е изд.. — Л., : Машиностроение, 1990. — С. 86. — 288 с. — ISBN 5-217-00900-4
  • С. Н. Рожков
    Стереоскопический кинематограф в цифровом формате. — СПб., : СПбГУКиТ, 2006.
  • А. С. Мелкумов
    Стереосъёмка кукольной анимации цифровым аппаратом (рус.)//
    Техника и технологии кино
    : журнал. — 2006. — № 3.
  • А. С. Мелкумов
    «Стерео-70» и IMAX 3D — Анализ технологий (рус.)//
    Киномеханик
    : журнал. — 2002.

Примечания

  1. Не следует путать этот формат с форматом «Стерео-35», разработанным в 1952 году и основанным на расположении кадров стереопары обычного формата друг над другом
  2. Для съёмки широкоэкранных фильмов в настоящее время не используется анаморфотная оптика. Большинство фильмов с соотношением сторон кадра 2, 39:1 снимаются сферической оптикой на кадр «Супер-35», близкий к классическому с последующей обрезкой. Поэтому, оптика для «Стерео-70» оказалась наиболее универсальной и пригодна для съёмки широкоэкранных стереофильмов

Источники

  1. Научно-творческий (рус.). Архивировано из первоисточника 20 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
  2. 1234
    Гордийчук, 1979, с. 56
  3. А. Мелкумов
    Стереосъёмка одной цифровой камерой по системе «Стерео-70» (рус.).
    Доклад на конференции SMPTE
    (13 июля 2010). Архивировано из первоисточника 20 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
  4. 123
    Кинофотопроцессы и материалы, 1980, с. 200
  5. Материалы фильмовые. Поля изображения и дорожки записи (рус.). ГОСТ 25704—83
    (1 января 1985). Архивировано из первоисточника 18 июня 2012. Проверено 9 мая 2012.
  6. Материалы фильмовые. Поля изображения и дорожки записи. Методы контроля (рус.). ГОСТ 25704—83
    . gost.ruscable.ru (15 апреля 2009). Архивировано из первоисточника 20 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
  7. Системы стереокинематографа, применявшиеся в СССР (рус.). Кинотеатр «Круговая кинопанорама» (2006). Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 11 мая 2012.
  8. 35-мм киноплёнки (рус.). «Музей кино- и видеотехники в средней общеобразовательной школе №544». Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 9 мая 2012.
  9. 12С. Рожков
    Системы стереокинематографа, применявшиеся в СССР (рус.)//
    «Мир техники кино»
    : журнал. — 2006. — № 1. — С. 39. — ISSN 1991-3400.
  10. 12
    Высококачественная система воспроизведения стереоизображения «Стерео-70» (рус.). НТЦ «Стереокино». Архивировано из первоисточника 7 августа 2012. Проверено 9 мая 2012.
  11. Саломатин, 1990, с. 21
  12. Олег Раев, Валерий Гордеев
    Московскому конструкторскому бюро киноаппаратуры — 55 лет (рус.)//
    «625»
    : журнал. — 2009. — № 2.
  13. Gerhard Witte
    3D in the mid 60s in Europe with Hi-Fi Stereo 70 (англ.). In70mm.com (3 April 2012). Архивировано из первоисточника 20 сентября 2012. Проверено 11 мая 2012.
  14. Голдовский, 1971, с. 61
  15. Christian Appelt
    Chapter 6: The Third Dimension, and the Finale (англ.).
    Dream Journeys: The M.C.S.-70 Process and European Cinema of the 1960s
    . In70mm.com (3 April 2012). Архивировано из первоисточника 20 сентября 2012. Проверено 11 мая 2012.
  16. А. Мелкумов
    «Стерео-70» и IMAX 3D — Анализ технологий (рус.).
    НТЦ «Стереокино»
    . Журнал «Киномеханик» (2002 г.). Архивировано из первоисточника 20 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
  17. Дмитрий Смирнов
    В СССР могли снять «Аватар» 70 лет назад (рус.). «Комсомольская правда» (4 февраля 2010). Архивировано из первоисточника 20 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
  18. Alexander Melkumov
    3D shooting with a single digital camera with the use of 3D lenses of the stereoscopic system «Stereo-70» (англ.).
    SMPTE Meeting Presentation
    . НТЦ «Стереокино» (13 July 2010). Архивировано из первоисточника 20 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
  19. Phantom 65-Z3D System (англ.). Компания AbelCine. Архивировано из первоисточника 20 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
  20. Объективы для кинематографа. МКБК Zepar (рус.). Справочник по кинооборудованию
    . Журнал «Техника и технологии кино» (июнь 2010). Архивировано из первоисточника 20 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
  21. МКБК покажет на выставке новейшие разработки (рус.). РосинЭкс (9 февраля 2010). Архивировано из первоисточника 20 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
  22. Doug Trumbull’s Phantom 65-Z3D Shoot (англ.). ProductionHUB Inc. (4 December 2011). Архивировано из первоисточника 20 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *