ВХОД НА САЙТ

Прослушивание системы STAX SR-009/SRM-007tII проходило в салоне «Нота+». Для прослушивания использовались следующие вспомогательные компоненты: проигрыватель dCS Puccini, межблочные кабели Groneberg TS-Premium Interconnect RCA, сетевые кабели Groneberg TS-Premium Powercable. Редакция AVREPORT.RU благодарит специалистов салона за помощь в проведении данного теста.

 

Связка STAX SR-009/SRM-007tII дает удивительно подробный звук, пожалуй, даже стереосистемы с High End компонентами и напольной акустикой за несколько десятков тысяч долларов не смогут раскрыть детализацию записей на средних частотах с большей точностью. Особый кайф – слушать на «Стаксах» сложные оркестровые фрагменты или же «запутанную» электронику, аранжировки которых изобилуют разными подводными течениями, японцы ненавязчиво распутывают все нити, бережно обращаются с музыкальной информацией, открывая слой за слоем все более мелкие нюансы до тех пор, пока не исчезнет любая недосказанность, до финального уровня проработки.

Еще одна сторона детальности STAX: в их интерпретации многие хорошо знакомые и вроде бы полностью «разгаданные» фонограммы, переставшие удивлять уже годы тому назад, получают новую «жизнь». Часто даже несвязанные напрямую с музыкой мелочи вроде шелеста нотных тетрадок, шорохи, замирающее эхо в концертном зале, переходящее в мгновения мертвой тишины, создают во время прослушивания дополнительный эффект присутствия. У референсных «Стаксов» этот момент вовлечения слушателя в музыку проявляется особенно сильно, система умеет почти мгновенно, с первых нот, захватить внимание.

Тональный баланс звучания системы STAX – очень ровный, характер – совершенно нейтральный, к такому даже приходится некоторое время привыкать, по привычке к критическому прослушиванию выискивая какие-то значимые окраски, а их нет! Тембры инструментов и голосов воспроизводятся с замечательной естественностью и натуральным, подробнейшим рельефом. Только в самом верху наблюдается некоторое обрезание дискантных шлейфов, но это практически неизбежное ограничение всех наушников, и динамических и электростатических, связанное со спадом чувствительности на последней октаве. Зато SR-009 вплоть до спада дают очень ровное звучание тарелок и других обертонов высокочастотных инструментов, что говорит о гладком поведении АЧХ на ВЧ.

 

Бас электростатических акустических систем часто считают их слабым местом, однако про STAX SR-009 так не скажешь. Бас играется с шикарной фактурой и скоростью. Низкочастотные образы получаются собранными, вещественными, имеют почти осязаемые очертания. Динамика звучания, и это касается не только баса – совершенно свободная, на форте не заметны признаки ломкости звука даже на большой громкости. В новых «электростатах» STAX не видно явного снижения чувствительности при понижении частоты, да и артикуляция остается ровной вплоть до нижней октавы. Впрочем, по сравнению с лучшими образцами динамических наушников бас SR-009 все же можно назвать суховатым, нижний и средний бас у них не идеально энергичен, ударам бочки и большого оркестрового барабана слегка не хватает полновесной мощи.

Особая статья звучания «старшей» системы STAX – построение музыкальной сцены, виртуальное пространство которой оформляется для наушников просто великолепно. У автора выдалась возможность сравнить «сценостроительные» таланты «Стаксов» и еще одной стереосистемы: Audiovalve Eartube + Grado GS1000. Эта пара, составленная из немецкого усилителя и американских динамических наушников, также имеет эксклюзивный статус, хотя по стоимости ей далеко до референсных компонентов STAX. Сравниваемый комплект обладает замечательным звуковым почерком с красивейшим, воздушным верхом и обширным стереообразом, но тягаться со «Стаксами» не может – японцы дают больше: пространство заметно дальше распахнуто по ширине, яснее показана перспектива, прозрачнее края и глубина изображения, точнее локализация. Автору ранее не доводилось видеть столь мастерски прорисованную музыкальную сцену в системах с наушниками.

Не успели мы опомниться от трёх предыдущих обзоров продукции японского бренда Stax, как в нашем распоряжении внезапно оказался очередной комплект. На этот раз никаких шуток и компромиссов, ведь нам доставили не начальный и даже не средний комплект, а самый топовый.

Пути развития ассортиментной линейки разных производителей очень отличаются друг от друга. Одни сразу производят топовое изделие, а затем упрощая его формируют ассортимент товаров более доступных большинству слушателей. Другие, напротив, начинают с чего-то упрощённого и постепенно выпускают более совершенные и дорогие устройства. Тем не менее, по какому бы пути не шли бренды, всех их объединяет одно общее правило – топовое самое дорогое изделие всегда вмещает в себя весь имеющийся у производителя опыт и наилучшим образом характеризует концепцию и основную идею компании.

 

Когда в руках оказывается самое совершенное и дорогое устройство бренда, от него не ждёшь никаких компромиссов. Сегодняшний комплект из наушников Stax SR-009 и усилителя Stax SRM-T8000 как раз относится к этой категории техники, а, следовательно, никаких поблажек с нашей стороны ему явно не светит.

Называя комплект из наушников Stax SR-009 и усилителя Stax SRM-T8000 топовым, я немного лукавлю, ведь некоторое время назад он, отчасти, лишился этого звания. Ламповый усилитель Stax SRM-T8000 по-прежнему удерживает лидирующее место в ассортиментной линейке бренда, а вот наушники Stax SR-009 уступили первое место своей обновлённой и немного улучшенной версии Stax SR-009S.

Учитывая сложность существенного улучшения чего-либо и без того хорошего, ожидать прорыва в звучании от обновлённых Stax SR-009S по сравнению с базовой версией Stax SR-009 (которая сегодня у нас на тестировании) не стоит. Хотя лично познакомиться с новыми флагманами мне пока не удалось, рискну предположить, что речь идёт о борьбе за нюансы звучания, а не за что-то принципиально новое. На такие мысли подталкивает практически полная идентичность всех технических характеристик у базовой модели SR-009 и улучшенной SR-009S. В качестве основного различия между обоими моделями упоминается улучшенная конструкция электродов.

Если верить производителю, то в новом флагмане используются значительно более тонкие электроды для снижения сопротивления воздуха, проходящего через их отверстия. Для этой же цели отдельный акцент был сделан на обработке (закруглении) краёв каждого отверстия в электродах. Кроме этого, вся поверхность электродов была покрыта золотом, что, согласно информации в описании продукта, увеличивает вес электродов, предотвращая ненужные вибрации, а также снижает их электрическое сопротивления, что должно благотворно сказаться на звучании. В общем, если не считать этих вышеописанных улучшений нового флагмана, сегодняшний комплект можно смело также считать топовым.

Итак, сегодня слушаем комплект из наушников Stax SR-009 и усилителя Stax SRM-T8000. Для тех, кто ещё не успел познакомиться с продукцией японского бренда стоит напомнить, что особенностью Stax является использование электростатических излучателей в наушниках вместо самых распространённых электродинамических. Пожалуй, отдельно останавливаться на принципе действия электростатических излучателей в этот раз не будем. Тех, кто всё-таки интересуется этим процессом, мы переадресуем к нашему обзору наушников Stax SR-L700 с усилителем Stax SRM-006tS, где мы описывали общие принципы работы электростатов.

Для начала стоит вспомнить, какими достоинствами и какими недостатками обладают электростатические наушники. Основным достоинством электростатов является невероятная детальность воспроизведения в совокупности с практически отсутствующими искажениями. Так как вместо сравнительно тяжёлых динамиков в электростатических наушниках используется невесомая полимерная мембрана толщиной всего несколько микрон, она может невероятно быстро и точно реагировать даже на самый деликатный сигнал, максимально точно воспроизводя все нюансы записи.

К основному недостатку можно отнести невозможность выбрать произвольный усилитель стороннего производителя (есть лишь несколько исключений). Дело в том, что для воспроизведения музыки на электростатические наушники необходимо подать не только сам аудио сигнал (на электроды), но и напряжение 580 вольт (на ту самую мембрану). По этой причине, потенциальный покупатель наушников Stax SR-009 не имеет возможности экспериментировать с усилителями сторонних производителей в поисках идеального звучания под свой вкус. Выбор сужается до нескольких моделей фирменных усилителей Stax. Конечно, есть несколько брендов, предлагающих пару-тройку альтернативных вариантов, но некоторые из них чрезмерно дороги, а другие отпугивают одним внешним видом. Так или иначе, Stax ответственно заявляют, что поломка наушников в результате использования стороннего усилителя не является гарантийным случаем.

На первый взгляд это весьма неудобная ситуация, но на неё стоит взглянуть с другой стороны. Вам не приходится метаться по огромному ассортименту усилителей в поисках идеального варианта. Разработчики Stax уже проделали эту работу за Вас, разработав сбалансированный ассортимент усилителей под любой бюджет. Остаётся лишь прослушать пару вариантов связок наушники + усилитель и определиться с выбором.

 

Пара слов об усилителе Stax SRM-T8000

В нашем случае выбор был единственно верным, к топовым наушникам лучшей парой будет самый совершенный усилитель, которым на данный момент является Stax SRM-T8000. Времена меняются и даже в ассортименте такого по-хорошему консервативного бренда как Stax стали появляться устройства с обновлённым дизайном и встроенными цифро-аналоговыми преобразователями, но сегодняшний гость Stax SRM-T8000 является классическим полностью аналоговым гибридным усилителем в лучших традициях японского бренда. На входе стоят триоды 6922, а на выходе транзисторные каскады.

Учитывая, что у нас не кружок радиолюбителей, подробно рассматривать схемотехнику усилителя мы не будем. Достаточно лишь упомянуть, что все каскады усилителя работают исключительно в классе А, что объясняет весьма существенный нагрев усилителя. Говорить о технических характеристиках тоже не имеет никакого смысла, ведь иной альтернативы просто нет (кроме остальных усилителей Stax). Судите сами, ситуация весьма простая, вы не сможете использовать наушники с усилителем стороннего производителя (их считанные единицы), ровно так же как не сможете воткнуть любые другие наушники в этот усилитель (он рассчитан только на электростаты). Достаточно лишь знать, что все усилители в ассортименте компании полностью оптимизированы по всем параметрам для всего ассортимента фирменных наушников.

Stax SRM-T8000

Весьма крупный и увесистый усилитель Stax SRM-T8000 обладает весьма приятной и вполне современной внешностью по сравнению с основным классическим ассортиментом Stax. Взглянув на заднюю панель усилителя осознаёшь, что кое-что никогда не меняется. Всё знакомо и на своих местах. Стандартный набор разъёмов включает в себя одну пару полностью балансных XLR и две пары не симметричных RCA входов. Кроме этого предусмотрена пара сквозных выходов на разъёмах RCA для возможности включать Stax SRM-T8000 в разрыв между источником и основным усилителем, управляющим акустическими системами. Кроме этого есть возможность обойти регулятор громкости и подключить аппарат к хорошему предварительному усилителю. Иными словами, Stax SRM-T8000 можно вставить в любой даже самый неудобный с точки зрения коммутации тракт.

На передней панели можно найти пару фирменных 4-штырьковых разъёмов для подключения наушников, кнопку включения усилителя и три ручки управления. Одна из ручек отвечает за выбор входа. Самое интересное, что входов всего три, в то время, как на переключателе их обозначено четыре. На первый взгляд явная ошибка, но это не так. На сайте производителя этот ход имеет вполне логичное объяснение. На задней панели Stax SRM-T8000 имеется свободный слот для установки новой платы и именно под это обновление зарезервирован вход №4. Так или иначе, производитель честно признаётся, что дата выхода новой дополнительной платы ещё не обозначена.

Stax SRM-T8000

Вторая ручка позволяет выбрать режим работы: Internal (обычный режим), Mute (отключение выходного каскада) и External (Bypass) для обхода регулятора громкости. Последняя и самая крупная ручка позволяет управлять громкостью воспроизведения. Казалось бы, простая ручка громкости на деле не так уж и проста. Она состоит из двух раздельных ручек, одна из которых встроена в другую. Внешняя часть ручки управляет громкостью правого канала (и по совместительству общей громкостью воспроизведения), а внутренняя ручка отвечает за громкость левого канала. Вместе обе ручки позволяют управлять громкостью и балансом каналов. Суть очень проста, для начала внутренней ручкой настраиваете баланс левого канала по отношению к правому, а затем внешней частью ручки управляете общей громкостью. Получается весьма интересное, но при этом сложное решение простой задачи.

Stax SRM-T8000

 

Беглый взгляд на наушники Stax SR-009

Те, кто ранее сталкивался с наушниками Stax серии lambda знают, что дизайн не является сильной стороной бренда. Несмотря на свои музыкальные способности, внешний вид наушников вызывает очень противоречивые чувства, а использование весьма недорогих материалов при их производстве (пластик) вносят дополнительную смуту в рассудок потенциального покупателя. К счастью, ни материалы корпуса, ни странный внешний вид не сказываются на интересном звучании моделей. Сегодняшний гость в лице наушников Stax SR-009 имеет вполне достойный внешний вид. Часть пластика, обильно присутствующего в более доступных моделях серии lambda уступила место надёжному металлу, из которого теперь сделаны чашки наушников, крепления и защитные сетки. Из пластика теперь только оголовье, и всё что с ним связано.

Stax SR-009

Stax SR-009 кажутся хрупкими, случайно сломать что-либо тут уже не получится. Налицо качественная работа по разработке и сборке готового продукта. Тем не менее, даже в столь дорогостоящей модели наушников расчётливые японцы нашли на чём сэкономить кроме пластикового оголовья. Как и в более младших моделях, в Stax SR-009 из натуральной кожи выполнена лишь та часть амбушюров, которая непосредственно касается головы вокруг ушей. Все остальные «кожаные» части, а именно мягкая часть оголовья, а также боковая и внутренняя часть амбушюров выполнены из качественного синтетического заменителя кожи. По большому счёту, в этом нет никакой проблемы и это не доставляет никакого дискомфорта.

Stax SR-009

Stax SR-009 имеет несъёмный плоский кабель длиной 2,5 метра. При необходимости всегда можно увеличить его длину за счёт специального удлинителя продающегося отдельно. Для придания дорогим наушникам дополнительной статуса они упакованы в не очень толстую деревянную коробку.

Stax SR-009

Как Stax SR-009 сидят на голове?

Учитывая обильное использование металла в конструкции Stax SR-009, они весьма ожидаемо прибавили в весе по сравнению с пластиковыми собратьями. Тем не менее, даже это не сделало наушники слишком тяжёлыми и не приблизило их к рекордсменам в тяжёлом весе Audeze LCD-3.

Назвать Stax SR-009 маленькими и компактными не получается. Как и остальные представители бренда, топовые SR-009 стараются захватить не только Ваши уши, но и часть пространства вокруг них. Такое положение вещей гарантирует возможность комфортного размещения внутри амбушюр даже самых больших ушей. Вдобавок к этому, большое оголовье можно подстроить под любой размер головы. Подстройка производится быстро и удобно за счёт перещёлкивающегося крепления мягкого оголовья.

 

На голове наушники сидят весьма свободно за счёт небольшой силы прижима амбушюров к голове. Вспоминая, как словно тисками сжимали голову планарные наушники Audeze LCD-3, незначительная сила прижима Stax SR-009 кажется весомым достоинством. По сути, это действительно хорошо, ведь даже длительное прослушивание не доставляет дискомфорта и не утомляет ни макушку, на которую опирается мягкая часть оголовья, ни область головы вокруг ушей. Как и прежде, мягкие амбушюры наполнены обычным мягким наполнителем без каких-либо новомодных составов с эффектом памяти рельефа головы. Так сказать, классика в лучшем виде.

Слабая сила прижима и комфорт это, безусловно, хорошо, но есть тут и оборотная сторона медали. Если сидеть более менее прямо и спокойно, то никаких вопросов не возникает, но если наклонить голову вперёд или назад, то Stax SR-009 стараются сползти с головы. Поэтому послушать любимые записи лёжа на диване будет не так просто. Отсутствие надёжного крепления на голове является закономерной платой за комфортную и не утомляющую посадку наушников.

Как звучит комплект из наушников Stax SR-009 и усилителя Stax SRM-T8000?

Учитывая, что усилитель Stax SRM-T8000 на данный момент является полностью аналоговым (возможно, в будущем в ранее упомянутом слоте может появиться встроенный ЦАП, но это лишь мои догадки), для прослушивания нам понадобится источник и цифро-аналоговый преобразователь. В качестве источника, как и в предыдущих обзорах, будем использовать проигрыватель OPPO, откуда по цифре сигнал будем забирать на внешний ЦАП Qutest от Chord Electronics.

Учитывая столь высокое положение Stax SR-009 в модельном ряду бренда они должны быть самыми лучшими, самыми универсальными, самыми музыкальными и всё в этом духе. Но так ли это на самом деле? Стоит лишь начать прослушивание, как само собой напрашивается мнение, что они немного другие и отличаются от остального ассортимента. Вместо стремления к повсеместной универсальности и полному отсутствию жанровых предпочтений, разработчики предпочли создать чуть более талантливого, но при этом немного более узкопрофильного исполнителя. Иными словами, основной ряд жанров существенно прибавил в качестве звучания, но нашлись и те, которые немного отошли в сторону. В итоге получилось очень серьёзное и повзрослевшее звучание, рассчитанное на слушателя с хорошими музыкальными вкусами.

Любые открытые наушники можно уличить в небольшой легковесности воспроизведения низких частот. Бас звучит правильно, но не так напористо, как у закрытых конкурентов. Если же мы говорим об открытых электростатических наушниках, к которым как раз относятся Stax SR-009, то низы звучат ещё более особенно. Мы же усугубили ситуацию, по максимуму задействовав в тракте ЦАП Qutest от Chord Electronics, который так же славится своим не очень сочным, чуть подсушенным басом. Нижний регистр Stax SR-009 стал самым основным камнем преткновения, вокруг которого и будут крутиться предположения относительно жанровых предпочтений Stax SR-009.

Правильно, хорошо, чётко, упруго, но, порой, немного не хватает – вот так можно описать ситуацию с низкими частотами. В отличие от большинства закрытых наушников, которые временами «зачёсывают» воспроизведение нижнего регистра под один манер, открытые наушники и особенно электростатические, напротив, подходят к воспроизведению низких частот очень творчески. Они как будто чувствуют, где бас должен быть хлёстким и точным, а где сочным и упругим. Так или иначе, при любом раскладе низы воспроизводятся точно и без искажений.

Невозможно придраться к воспроизведению нижнего регистра бас-гитары или контрабаса, электронная музыка вопреки предварительным сомнениям очень достойно отбивает ритмы, бас мощный и очень упругий. Конечно, закрытые наушники в вопросах выдавливания барабанных перепонок из ушей являются неоспоримыми лидерами и спорить с ними за пальму первенства в области мощности низких частот практически бессмысленно, но я и не утверждаю, что Stax SR-009 старается с ними конкурировать. Низкочастотные результаты Stax SR-009 несомненно чуть скромнее, но если учесть преимущества электростатов перед закрытыми электродинамическими наушниками, то на чуть более легковесные низы можно легко закрыть глаза. Приятной особенностью Stax SR-009 является смена характера звучания баса на разных треках под стать задумке автора музыкального произведения. Это лишний раз доказывает, что Stax SR-009 можно назвать полностью нейтральными исполнителями.

Пожалуй, именно воспроизведение ударных можно назвать основной причиной некоторых жанровых предпочтений Stax SR-009. Прослушав внушительное количество треков с тяжёлым роком или металлом, особенно его альтернативных направлений, я отметил, что ударные воспроизводятся не так мощно, как я привык слышать их в этих хорошо знакомых мне произведениях. Ударные как будто уходят на второй план, воспроизводятся точно, но не так сочно и мощно. В совокупности с более прозрачным и чуть облегчённым звучанием электрогитар получается очень внятное и точное воспроизведение тяжёлой музыки, отчасти утратившей свою «тяжесть». Агрессивная музыка начинает звучать более культурно, драйв остаётся, но немного недостаёт напора и взрывной динамики, так, чтобы ударные били наотмашь, а гитары сотрясали стены. Стоит отметить что лишь тяжёлые музыкальные направления звучат чуть менее внушительно, чем можно ожидать. Всё, что касается классического рока, воспроизводится достойно и очень полноценно.

 

Теперь, когда мы обговорили единственно заметное уязвимое место Stax SR-009, самое время перейти к сильным сторонам комплекта. В первую очередь хочется отметить максимальную детальность воспроизведения и чуткое отношение наушников к самым мелким нюансам записи. От комплекта не ускользают даже ранее незаметные оттенки звучания. Этому способствует очень низкие искажения и максимально прозрачный и воздушный характер воспроизведения. Несмотря на это, Stax SR-009 не хочется называть педантичными исполнителями, ведь порой, на некоторых записях они показывают себя особенно эмоциональными исполнителями.

Как бы хорошо я не относился к младшим моделям бренда, стоит признать, что Stax SR-009 выводят масштаб и объёмность воспроизведения на новый более высокий уровень. В характере воспроизведения Stax SR-009 порой появляется приятная мягкость и бархатистость тембров голосов вокалистов, а чисто звучащие акустические инструменты способны проявить свою индивидуальность. При всём этом, Stax остаётся верен концепции лёгкой чистки записи от ложной мягкости и перенасыщения обертонами, но даже при таком раскладе не формировалось ощущение рафинированности звука. Благодаря столь противоречивым замечаниям формируются весьма многогранные таланты комплекта, позволяющие иным образом взглянуть на привычные записи.

Проведя в наушниках чуть больше недели я был приятно удивлён, что лишь тяжелый рок смог меня немного огорчить, в то время, как остальные направления музыки раскрывались совершенно достойным образом. Совершенно удивительным образом удивила зарубежная попса, которая воспроизводилась сочно, местами мелодично, ритмично и масштабно. Объёмные пространственные электронные треки в стилях Lounge и Chillout захватывали и не отпускали. Превосходная точная и детальная прорисовка искусственно созданного объёма в этих записях заставляло поверить во всё происходящее. Что уж говорить, если даже треки в стиле Uplifting и Progressive Trance удивляли объёмностью и сочностью звучания.

Выводы:

В случае комплекта из наушников Stax SR-009 и усилителя Stax SRM-T8000 итоговые выводы делать особенно просто. Если рок и метал, а также прочие жанры, основанные на ударных и рёве электрогитар, не являются основой Вашей музыкальной коллекции, то упомянутый комплект можно смело рассматривать к приобретения. Чутко реагируя на качество записи, комплект способен раскрывать любые треки с максимальной детальностью. В основной своей части, звучание очень чистой и нейтральное, точное и чуть прохладное, но на некоторых записях наушники способны порадовать слушателя усиленной эмоциональностью и теплотой тембров.

Автор: Максим Шмельков

Мне редко хочется написать хвалебную оду какому бы то ни было бренду, как правило, меня интересуют личности, которые создали компанию или внедряют передовые технологии. Именно для людей я не скуплюсь на эпитеты. Однако, в данном материале будет исключение из правил. В очередном материале нашего исторического цикла пойдет речь о компании, имя которой стало синонимом словосочетания электростатические наушники — это компания STAX. Об основателе компании есть совсем немного сведений, а об инженерах — вовсе ничего.

Между тем, продукты Stax очень серьезно зацепили меня. Технические решения, которые реализуются в устройствах этого бренда, остаются популярны не благодаря законам рынка, но скорее вопреки им. Создается впечатление, что в этой компании не знают или не хотят знать, что в вопросах сколько-нибудь массового аудио компромиссы и маркетологи победили еще в середине восьмидесятых годов прошлого столетия. Почти везде, но не в STAX. Итак, под катом история истинных самураев электростатического звуковоспроизведения — компании STAX.

Неизвестные годы и внезапный старт

Годом основания STAX стал 1938-й. Компанию организовал Наотаке Хаяши, которому удалось из небольшого семейного предприятия создать фирму с мировой известностью. В это время Япония вела ожесточенную войну с Китаем, которая началась в 1937-м году, плавно перетекла во Вторую мировую и завершилась в 1945-м году.
Об устройствах, которые выпускала компания в этот период, практически ничего неизвестно. Я предполагаю, что ни одному предприятию Японии в тот момент не удалось увильнуть от работы на оборонку. Японская промышленность в те годы следовала принципу «Всё для фронта, всё для победы императора Хирохито». Учитывая профиль послевоенных разработок STAX, предполагаю, что компания занималась созданием гарнитур для японской военной авиации, например, той, что представлена ниже.

С электроникой для профессионалов не военного профиля название компании связывают уже в послевоенный период. Официально первыми устройствами STAX считаются: конденсаторный микрофон, уникальная электростатическая головка звукоснимателя CP-20 и не менее уникальный изогнутый тонарм LA-24. Все эти устройства появляются почти одномоментно в 1950-м году, через 12 лет после основания.

 


Продукты запускают сразу в нескольких вариантах, есть модификации для премиум сегмента, а также устройства немного попроще. Так, например, картриджи CP-20AD / N выпускаются с алмазной иглой, а CP-20AN с сапфировой.


Иными словами, STAX, как карту из рукава, достали несколько линеек востребованных и уникальных по принципу премиальных девайсов, которые могли конкурировать с лучшими образцами известных в то время мировых производителей. Создается впечатление, что в компании 12 лет занимались фундаментальными исследованиями в области электроакустики, материаловедения, физики электричества, и десятилетиями вели разработки, чтобы внезапно стать, если не лидерами рынка, то просто занять нишу премиального аудио.

Уже в тот момент компания выбрала направление развития — электростатические устройства в электроакустике. Все выпущенные головки звукоснимателей CP-20 были электростатическими.


Они имели запредельно широкий для того времени диапазон воспроизводимых частот от 20 до 18000 Гц, что немало для того времени. Логичным продолжением линейки CP, стал один из самых известных продуктов STAX напрямую не связанный с наушниками, электростатический картридж CP-X.

Название STAX также недвусмысленно намекало на профиль предприятия. К слову, точно неизвестно, когда именно компания получила это имя. При этом ясно, что название ス タ ッ ク ス (Yugen-gaisha Sutakkusu) изначально задумывалось, как нечто связанное с электростатикой.

Хорошо забытое новое

Ещё ближе к будущему узкому профилю STAX толкнула очередная разработка в 1954 году. Компания выпустила электростатические твитеры. Следует отметить, что электростатический принцип звукового излучения пытались использовать для акустических систем с 20-х годов прошлого столетия.
Особенно часто электростатические драйверы применялись в акустике для кинотеатров, но излучатели такого типа в то время были ненадежны в связи с отсутствием подходящих полимерных материалов, и к середине 30-х электростатическую технологию почти полностью вытеснили динамические громкоговорители. Можно сказать, что STAX своей разработкой 1954-го года воскресили эту технологию и предопределили её развитие.


В 1960-м происходит эпохальное для STAX событие, компания выпускает первые в мире электростатические наушники — SR-1. По сей день электростатический принцип считается эталонным для обеспечения максимальной верности воспроизведения у наушников. Наотаке Хаяши отказывается от общеупотребимого “headphones” и называет устройство принципиально новым термином “Earspeakers”, который можно дословно перевести как “колонки для ушей”.


Такие наушники требуют собственного усилителя, и компания в 1960-м успевают выпустить сразу две модели SRD-1 и SRD-2. Обе с регулированием тока смещения. Усилители — ламповые со сравнительно мощными выходными трансформаторами. Для их выходного сигнала характерна высокая разница потенциалов, что необходимо для реализации электростатического звукоизлучения. Интересно, что инженеры начинают со сравнительно небольшого для электростатов напряжения 150 В. С очередными модификациями напряжение повышают до 230 В, дабы увеличить амплитуду излучающей поверхности.

 

Для мембраны наушников использовали полимерную пленку толщиной около 6 микрон. На тот момент это была самая тонкая в мире мембрана звукового излучателя. Во многом благодаря этой особенности первые в мире электростатические наушники получили следующие характеристики:

  • Масса: 320 г.
  • Толщина диафрагмы: около 5 микрон.
  • Чувствительность: 95 дБ / 100 В rms
  • Сопротивление: 130 кОм/ 10 кГц
  • Frequency Band: 20 — 20,000 Гц.
  • базовое напряжение: 150В/DC.
  • Цена в розницу: 6,000 ¥/ USD $50, что составило бы сегодня $432.

Логическим продолжением первых серийных электростатов стала усовершенствованная версия SR-3.


Компания делает разработку и производство электростатических наушников своим основным видом деятельности. Параллельно инженеры STAX стремятся создать излучатели для полноразмерной напольной АС. Так в 1964 появляется серия широкополосных электростатических АС ESS, в линейку входят системы ESS-3A, ESS-6A, ESS-12.

Устройства обладают впечатляющими для своего времени характеристиками, а именно:

  • Диапазон частот: от 40 Гц до 20 кГц.
  • Уровень выходного звукового давления: 84 дБ/ Вт/м.
  • Минимальная рекомендуемая мощность: от 15 Вт.
  • Сопротивление: от 8 Ом, (400 Ом — терминал для OTL).
  • Источник питания: 100 В, 50 Гц / 60 Гц.

Несмотря на внушающие доверие показатели, АС не становятся бестселлерами и считаются экзотикой даже на родине в Японии. Подавляющее большинство АС от STAX постигает такая же участь. До сих пор редкий меломан готов платить за электростатические АС, аналогичная ситуация была и в 60-е. Серия ESS продолжилась в 60-х еще одним устройством ESS-4A, после чего канула в небытие, как малоперспективное, с коммерческой точки зрения, направление.

Золотой период

С конца 60-х для STAX начинается период интенсивного развития и роста. Их наушники становятся востребованными за пределами Японии, что приводит к резкому росту производства и интенсификации исследований в области электростатической технологии. Так с 1968-го по 1970 годы появляется около 40 серийных продуктов, среди которых практически вся гамма продукции, необходимая среднестатистическому аудиофилу 70-х. В частности, наушники, обособленные электростатические ВЧ-секции, головки звукоснимателей, тонармы (в частности, с деталями из карбона, например, UA-9), усилители (в том числе в классе А, а также одни из первых интегральных систем, построенных по принципу двойное моно).


UA-9
Особенно богатым на новинки стал 1979 год. Именно тогда компания выпустила сдвоенный моноблочный усилитель CA-X PRO, легендарный звукосниматель CP-Y/TYPE 2, специальный адаптер для подключения электростатических наушников к стандартной стереосистеме — SRD-X.


Также именно в 1979-м появляются легендарные наушники панорамного звучания SR-Lambda. Мембрана наушников была выполнена из плёнки толщиной 3 микрона, а тщательно спроектированное акустическое оформление позволило добиться панорамного звучания и устранения эффекта “звук внутри головы”.

 

SR-Lambda
Наушники, которые стали началом одной из самых популярных серий, существующих по сей день, воспроизводили звук в частотном диапазоне от 8 Гц до 35 кГц, имели чувствительность 102 дБ/100 В rms и были способны развивать звуковое давление до 109 дБ.

Улучшеная версия SR-Lambda PRO 1986-го года
Еще более насыщенными для STAX стали 80-е годы. Компания сумела разработать и подготовить к серийному запуску более 75 продуктов. Среди прочих была выпущена студийная версия наушников SR-Lambda, названная Stax SR-Lambda Pro. Помимо уже ставших традиционными электростатических наушников, Stax стали одними из пионеров цифрового аудио, выпустив CD-проигрыватель CDP Quattro.

Продолжились разработки устройств для воспроизведения виниловых дисков, в отдельное направление были выделены усилители. Всего за 1980-е годы было спроектировано и запущено в серию 76 устройств, среди которых 12 моделей электростатических наушников.

Традиционализм на грани фола

С середины 1990-х компания начинает испытывать финансовые сложности. Дело в том, что именно в 90-е основные аудиофильские тренды, а именно представления о верности воспроизведения, дали трещину и видоизменились под информационным прессингом маркетологов и “всесильных” аудио СМИ. В моду вошли доступность и утилитарность, а продукты STAX на фоне того, что ежегодно выбрасывали на рынок гиганты вроде Philips и Panasonic, казались чем-то избыточным и неоправданно дорогим.

Элементная база многих устройств STAX не менялась десятилетиями, например в POD-X (разработка 70-х) хорошо заметна разнообразная недешевая аудифильская «рассыпуха» и легендарные лампы компании Telefunken 12AU7

В связи с описанным выше, к началу нулевых компания пришла финансовому истощению и находилась на грани банкротства. Несмотря на тяжелое экономическое положение, большинство подразделений продолжали разрабатывать новые продукты. В 1996-м году компания подверглась реорганизации и продолжила деятельность с обновленной структурой. В чем именно заключались изменения, корпоративные ресурсы умалчивают, руководить фирмой, как и прежде, продолжал Наотаке Хаяши. Однако во всех официальных источниках период после 1996-го года называется New Stax. Вероятно, дело в упразднении всех подразделений компании, которые не работали на наушники.
Реорганизация не очень помогла компании и финансовые трудности STAX усилились, достигнув своего пика в середине нулевых. Титаническими усилиями за этот период компания запустила в серию 64 продукта, в основном это были наушники, усилители для них, адаптеры и прочие аксессуары. Характерным примером инноваций 90-х являются первые в мире внутриканальные электростатические наушники с портативным усилителем, STAX SR-001. Новинки не спасли, серии уменьшились, доходы продолжили падать.

STAX SR-001 mk2 — усовершенствованная модификация

Спасительное поглощение

Немногочисленные сведения говорят о том, что основатель и бессменный руководитель колмпании Наотаке Хаяши покинул свой пост в конце 90-х. Из отрывочных данных, доступных в сети, известно, что в 1991-м году ему было 84 года, и он по прежнему руководил предприятием. Очевидно, что его уход не способствовал улучшению дел в class=»aligncenter» width=»610″ height=»407″[/img] В декабре 2011 года STAX была поглощена китайским производителем акустических систем Edifier. Китайская компания сообщила, что приобрела 100% акций Stax за символическую цену в 120 000 000 ¥, что немногим больше одного миллиона долларов. Новые владельцы решили продолжить выпуск электростатических наушников, усилителей и ЦАПов для них. Дальнейшие инвестиции в компанию спасли её от разорения и дали возможность продолжать разработки и серийный выпуск продукции.

Итог

В прошлом году компании стукнуло 80 лет. К юбилею STAX выпустили лимитированную серию легендарных наушников SR-009BK, которые вышли тиражом всего в 180 экземпляров.

Прочие продукты компании сегодня выпускаются сериями по несколько тысяч штук. Несмотря на пережитые сложности в финансовом положении и переход под контроль более крупного Edifier, STAX, как говорят в Японии, не потеряли лицо. Они не пошли на поводу у рынка и нашли возможности, чтобы плыть против течения.

 


Сегодня они верны направлению, выбранному много лет назад, а интерес к их продуктам, как и к самому электроакустического принципу, возвращается. Интересно, что на предприятии есть мастерская, которая занимается ремонтом и берется даже за модели, выпускавшиеся 20 лет назад — это многое говорит, как о качестве их продукции, так и о подходе к делу.

Джинса В нашем каталоге есть наушники, много, разных, в числе прочих STAX.

Использован фотоконтент: staxaudio.com www.stereo.net.au www.kenrockwell.com www.usna.edu www.vinylengine.com www.usaudiomart.com www.head-fi.org e-earphone.blog

kenrockwell.com/audio/stax/new-sr-3.htm

Тестируем наушники Stax SR-009 и усилитель Stax SRM-006t II

На вершине

Наушники Stax SR-009 и усилитель Stax SR M-006t II

Цена — 319 000 руб. (за комплект)

Ура! Пускай и в топовом комплекте, но покупатели наконец-то дождались от Stax солидной упаковки и благородных материалов в конструкции чашек. Также заметно изменились техническая часть и цена. А звук?

 

В нашей тестовой лаборатории побывали многие модели Stax, включая набор SRS-4170. Соответствующие статьи представлены на сайте Hi-Fi.ru. Но рассматриваемая сегодня связка из электростатических наушников SR-009 и усилителя SRM-006t II минимум в три раза дороже! Поэтому деревянный ларец вместо пошлого пенопласта упаковки и алюминиевые чашки наушников вместо пластиковых не кажутся буржуазными излишествами.

Выглядят новые ушные спикеры не столь аутентично, как прочие, нарочито винтажные модели компании, но на голове размещаются так же безупречно — спасибо просторным амбушюрам и мягкой ленте оголовья с внушительным диапазоном регулировки высоты. Главный козырь SR-009 — их новые излучатели с более легкой мембраной и многослойными электродами MLER, изготавливаемыми при помощи литографии. Усилитель Stax SRM-006t II — это очередная вариация хорошо знакомого меломанам устройства с ламповым выходным каскадом.

В тестовом тракте мы использовали проигрыватель Wadia 381 и балансные кабели Analysis-Plus Silver Oval. Первые же звуки трио для кларнета Брамса дали понять, что SR-009 значительно отличаются от всех прочих наушников Stax, хотя в полной мере это подтвердил Второй концерт Рахманинова: оркестр обрел желанную весомость благодаря более уверенной передаче низкочастотной составляющей, а также уплотнившейся нижней середине. Удивительнее всего то, что такая «эквализация» ничуть не повлияла на детализацию и сцену, восхитительную передачу послезвучий и безупречную точность тембров. Скажу больше: все перечисленные аспекты формируются наушниками на толику лучше предшественников (хотя я был убежден, что SR-407 из комплекта SRS-4170 достигли в этом потолка). Наверное, потому-то я и получил неописуемый кайф от акустических композиций Питера Гэбриэла с альбома «Scratch my back», а затем и от «Тихих ночей» Дайаны Кролл. Для подобной музыки комплект Stax не просто идеально подходит, он доносит ее до слушателя на новом качественном уровне. В случае использования более дорогих усилителей Stax результат может оказаться еще лучше, хотя и стоимость возрастет тысяч на пятьдесят. Но даже в базовом варианте это чистый восторг. В то же время Stax SR-009 по-прежнему без огонька отрабатывают хард-рок: нет ни мяса электрогитар, ни сочного панча бас-бочки. А электронная музыка звучит интересно только в том случае, если она архитектурно сложна и не слишком агрессивна. Итак, глобальных изменений в жанровом позиционировании Stax не произошло, но на своем поле SR-009 демонстрируют выдающиеся результаты, не кардинально, но все же превосходя все прочие модели марки. Другой вопрос, стоят ли эти улучшения дополнительных двухсот тысяч рублей?

Паспортные данные: Тип – комплект для персонального прослушивания (наушники и усилитель) | Название – Stax SR-009 (наушники), Stax SRM-006t II (усилитель) | Излучатели, акустическое оформление – электростатические, открытое | Оголовье (конструкция, материалы) – двойное (пластик, натуральная кожа) | Материал чашек – алюминий | Отделка амбушюр – натуральная кожа | Частотный диапазон, Гц – 5—42 000 (условия не указаны) | Гармонические искажения усилителя – 0,02% (1 кГц) | Входы усилителя – стереопары (2), балансный 2XLR | Масса, кг – 0,596 (наушники с кабелем 2,5 м), 3,4 (усилитель)

Оценки: Дизайн — 85% Качество изготовления — 95% Звучание — 95% Эргономика — 95%

Итоговая оценка — 95%

Плюсы: фантастическая детальность и чистота тембров, реализм звучания БСО, отличная посадка Минусы: заурядный внешний вид, отнюдь не заурядная цена

Вывод: Конструкторам наконец-то удалось добиться от электростатов вполне материального баса без ущерба для детализации и богатства обертональной палитры. Любители джаза и классики могут смело считать Stax SR-009 эталонными

 

Илья Суханов

Редакция Hi-Fi.ru

 

 

Дотянуться до небес

Цена – 343 800 руб.

Гибридный усилитель для наушников Stax SRM-T8000

Цена – 427 500 руб.
Перефразируя классика — «Мы говорим электростатические наушники, подразумеваем Stax. Мы говорим Stax — подразумеваем электростатические наушники!» Сегодня в нашей лаборатории топовый комплект от законодателя моды в области домашнего персонального аудио, суммарной стоимости которого хватит на новый автомобиль средней руки. Причем цена в данном случае — далеко не единственный момент, способный произвести впечатление.


К узкой специализации на наушниках и усилителях для их использования японская компания Stax пришла не сразу. Отсчитывая свою историю с довоенного 1938 года, первый успех к фирме пришел в 1954 после выпуска электростатического высокочастотного излучателя для акустических систем. Только в начале 60-х Stax начала использовать электростатическую технологию для производства наушников — на рынке появились первые наушники Stax с индексом SR-1 и усилители для их использования SRA-4S и SRA-6S. Как любая японская компания, Stax не хотели запирать себя в каком-либо узком сегменте рынка. До производства наряду с аудиотехникой судовых дизелей и спутников связи дело не дошло, но, оставаясь верными теме высококачественного звуковоспроизведения, Stax в разные периоды своей истории пробовали выпускать и полноразмерные электростатические АС, и тонармы для проигрывателей виниловых дисков, и головки звукоснимателей для них же. Не прошла мимо внимания японцев и «цифровизация» аудио — в номенклатуре фирмы были и проигрыватели компакт-дисков, и внешние ЦАП. Но в 90-е годы прошлого века было принято решение сконцентрироваться на том, что у Stax получается лучше всего — на электростатических наушниках и усилителях для их использования. И в результате к началу века нынешнего к фирме вполне можно применить цитату из Маяковского, вынесенную в эпиграф.

В отличие от диффузоров динамических головок, для электростатического излучателя практически исключены деформирующие излучающую поверхность силы, поскольку вызывающие колебания силы приложены равномерно по всей площади тончайшей мембраны, а не к месту крепления диффузора к катушке, а значит вся поверхность будет двигаться синфазно и требования к жесткости мембраны совсем некритичны.

Чем же отличается электростатический излучатель звуковых волн? В чем его преимущества перед привычной динамической головкой и какие проблемы вызывает его использование? В обычном динамике диффузор механически соединен со звуковой катушкой, расположенной в магнитном поле. Под действием создаваемого в ней полезным сигналом электрического поля катушка перемещается, смещая и диффузор. Совершая колебания, диффузор излучает в окружающее пространство звуковые волны. В такой конструкции очень важно обеспечить высокую прочность диффузора и его минимальный вес. Проблема в том, что это взаимоисключающие требования, потому любая динамическая головка по сути — компромисс. Электростатический излучатель лишен такого конфликта. Здесь используется мембрана, толщина которой на порядок меньше толщины человеческого волоса, а значит ее вес тоже можно сделать сколь угодно малым. Как следствие, такая мембрана практически лишена инерционности, а значит — способна воспроизводить самые сложные аудиосигналы без окраски и искажений, присущих динамическим головкам, и обеспечивая удивительную микродинамику звукового полотна. Такая мембрана, чаще всего изготавливаемая из майлара — тончайшей плёнки на основе синтетического полиэфирного волокна компании DuPont, располагается между акустически прозрачных решеток-статоров. На пленку подается поляризующее высокое напряжение, которое в современных моделях наушников компании Stax достигает 580 вольт.

 


Аудиосигнал подается на повышающий трансформатор, после чего попадает на статоры, формируя между ними переменное электрическое поле, модулируемое полезным сигналом. Мембрана начинает колебаться, излучая звуковые волны. Отметим, что в данном случае, в отличие от диффузоров динамических головок, практически исключены деформирующие излучающую поверхность силы, поскольку вызывающие колебания силы приложены равномерно по всей площади мембраны, а не к месту крепления диффузора к катушке, а значит вся поверхность будет двигаться синфазно, и требования к жесткости мембраны совсем некритичны. Среди проблем электростатической технологии отметим сравнительно высокую стоимость производства таких излучателей, а также тот факт, что для них приходится использовать специальные усилители, содержащие высоковольтный блок питания для поляризации мембраны, а также специальную систему для управления статорами. Именно поэтому наушники Stax имеет смысл рассматривать только в комплекте с усилителем. Кстати, такие усилители выпускает не только Stax — есть предложения и от сторонних производителей, к примеру —
WES (2nd gen) Electrostatic Headphone Amplifier. Хотя, в любом случае спектр вариантов для аудиофильских экспериментов здесь ощутимо скромнее по сравнению с динамическими наушниками.


Итак, перед нами топовая на сегодня модель наушников Stax SR-009, сменившая на Олимпе «электростатов» роскошные SR-007 mk II, в комплекте со старшим у Stax усилителем для наушников с индексом SRM-T8000. И наушники, и усилитель ощутимо выросли в цене в сравнении с предшествующими топовыми позициями фирмы, но даже не приступив к прослушиванию, после извлечения из упаковки, замечаешь за что здесь просят деньги. Как и у «семерок», внешность наушников Stax SR-009 совсем не напоминает тяжеловесный квадратно-пластмассовый дизайн классических «стаксов». Те же крупные алюминиевые чашки круглой формы со стильными металлическими решетками, оберегающими нежные мембраны электростатов от механических воздействий, а слушателя — от высокого напряжения. Конструкция оголовья обеспечивает чашкам избыточную свободу позиционирования, что в сочетании с мягчайшей кожей амбушюр дает небывалый уровень комфорта при длительных прослушиваниях.


Но основные отличия скрываются «под капотом». Во-первых, мембрана, выполненная из нового высокомолекулярного полимера, стала еще тоньше и легче — ее толщина составляет всего 2 мкм. Претерпели изменения и статоры электростатических излучателей — для увеличения акустической прозрачности они изготавливаются по фирменной технологии MLER (Multi Layer Electrodes — многослойные электроды). Кроме обеспечения беспрепятственного прохождения звуковых волн конструкция статоров должна обладать резонансной частотой, расположенной вне слышимого диапазона. Для достижения этих целей электроды сделаны многослойными. Они состоят из нескольких пластин, выполненных методом фотолитографического травления для достижения необходимой точности, которые соединены на атомарном уровне с помощью тепловой диффузии.

 

 

Усилитель Stax SRM-T8000 намного крупнее остальных моделей фирмы. По ширине он на четверть меньше стандартного размера для Hi-Fi компонента, зато в глубину даст фору многим. Тяжелый корпус выполнен из алюминиевого сплава и эффективно компенсирует любые вибрации и резонансы. Центральное место алюминиевой плиты лицевой панели отдано фирменной двойной соосной рукоятке управления громкостью, совмещенной с регулятором баланса. Слева от нее расположились выключатель питания и два фирменных пятиштырьковых разъема для подключения наушников. Таким образом, музыку с помощью Stax SRM-T8000 можно слушать вдвоем.


Усилитель Stax SRM-T8000 рассчитан на работу с наушниками типа Pro Type (термин, обуславливающий конкретное значение используемого поляризующего напряжения). На это стоит обратить внимание — старые модели Normal Type с этим усилителем несовместимы. Впрочем, такие наушники очень давно не выпускаются. В левой части фасада расположены две алюминиевые ручки поменьше — при помощи одной из них можно выбрать активный вход, а вторая активирует при необходимости режимы Mute и Bypass, когда из цепи исключается регулятор громкости. Последняя возможность может оказаться полезной, если по каким-то причинам нужно использовать регулятор громкости источника.


Коммутационный арсенал усилителя Stax SRM-T8000 включает один балансный вход на разъемах XLR, два небалансных входа RCA и один небалансный выход, параллельный входу номер 1, позволяющий включить усилитель «в разрыв» между источником и предварительным или интегральным усилителем «большой» системы. Есть здесь и четвертый вход, который пока закрыт заглушкой. Можно предположить, что под ней расположен слот расширения, в который когда-нибудь можно будет вставить опциональный модуль. А вот о функционале такого модуля (или модулей?) сегодня можно лишь гадать. Фантазия подбрасывает вариант блока ЦАП с входом USB type B или SPDIF для работы усилителя напрямую с цифровыми транспортами и стримерами, либо модуль фонокорректора для непосредственного подключения проигрывателя виниловых пластинок.


Усилитель Stax SRM-T8000 построен в полностью балансной концепции «от входа до выхода» и реализует гибридное усиление. Входной каскад реализован на двойном триоде 6922, а на выходе работают транзисторы в чистом классе A. Для их эффективного охлаждения в центральной части корпуса установлены литые ребристые радиаторы. Для борьбы с вибрациями и внешними наводками для ламп входных каскадов применены специальные амортизирующие и экранирующие кожухи. В блоке питания усилителя использован мощный тороидальный трансформатор — такое решение компания Stax реализует в своих усилителях впервые.

Если вы никогда не слушали акустические системы с электростатическими излучателями, то вас ждет откровение, которое безусловно расширит ваш опыт прослушивания. С такой легкостью, воздушностью и скоростью подачи музыкального материала вы вряд ли встречались раньше. Музыкальной информации настолько много, что мозг порой не успевает за ее потоком.

Комплект столь высокого класса налагает особые требования на источник. Лучшие на планете наушники раскроют полностью потенциал любого источника, а вместе с тем и вытащат на свет все его недостатки. И подчас это может стать проблемой. Мы слушали комплект Stax SR-009/ SRM-T8000 с проигрывателем компакт-дисков
Chord Choral One, который был подключен балансными кабелями Analysis Plus Silver Oval. Начали с привычного набора тестовых треков с компакт-дисков Э. Григ, «Симфонические танцы» (DG, 419 431-2), Дж. Верди, «Реквием» (Philips, 442 142-2), Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, «Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа» (Telarc, 80614), AC/DC «The Razors Edge», (Epic Rec., 510771 2), Blackmore’s Night «Fires At Midnight» (SPV GmbH, 088-72430 CDE), Гленн Хьюз «Building the Machine» (SPV GmbH, 085-72372 CD), но ограничиться этим не получилось — тестирование столь незаурядной техники незаметно превратилось в инвентаризацию фонотеки, которая предстала в совершенно новом свете.

 


Если вы никогда не слушали акустические системы с электростатическими излучателями, то вас ждет откровение, которое безусловно расширит ваш опыт прослушивания. С такой легкостью, воздушностью и скоростью подачи музыкального материала вы вряд ли встречались раньше. Музыкальной информации настолько много, что мозг порой не успевает за ее потоком. Тембральная нейтральность сочетается здесь с потрясающей воображение прозрачностью звукового полотна. Весь рабочий частотный диапазон отрабатывается ровно, без акцентов, что обеспечивает нейтральность подачи в самом хорошем смысле слова. Комплект формирует масштабную сцену, наполненную воздухом и массой мельчайших деталей, создающих эффект присутствия на живом концерте. При этом, звучание настолько открытое, что практически нет впечатления «музыки внутри головы», причем когда голову засунешь в барсучью нору, чем грешат многие далеко не самые дешевые динамические собратья. Отметим и очень грамотное масштабирование звуковой картины при изменении уровня громкости. Когда делаешь потише, музыка просто становится тише, но сцена при этом не съеживается — признак техники высочайшего класса. Впрочем, перед нами яркий представитель этой группы, так что никакого сюрприза в этом нет.


Если сравнивать наушники Stax SR-009 с младшими моделями японского производителя (а сравнивать по большому счету флагмана можно только с ними), то можно отметить, что пословица «лучшее враг хорошего» здесь не работает, а вопрос можно ли улучшить совершенство перестает быть риторическим. В новом флагмане фирме удалось улучшить передачу средне- и высокочастотного диапазона, но главное — наушникам Stax SR-009 удалось преодолеть расхожий стереотип, что «электростатам» не слишком удается рок-музыка, особенно в тяжелых жанрах. Правда, особым драйвом и «мясом» подача Stax SR-009 по-прежнему похвастать не может, «бочка» так и не провоцирует слушателя притоптывать в такт, а гитарные рифы в особо драматических местах не пытаются вывернуть душу наизнанку, но прогресс в этом направлении определенно случился. Но агрессия по-прежнему не входит в арсенал инструментов Stax. Впрочем, для сложной «серьезной» музыки это вряд ли является недостатком.


Еще одна интересная особенность системы Stax SR-009/ SRM-T8000, присущая технике высочайшего уровня — в ее исполнении хорошо известные треки, которые, казалось бы, знаешь вплоть до последней ноты и самого незначительного послезвучия, начинают играть новыми красками. Словно талантливый звукорежиссер сделал ремастеринг фонограмм и обновил твою коллекцию. Это впечатление настолько сильно, что оторваться от прослушивания крайне сложно.

Паспортные данные:

Тип – электростатические наушники | Название — Stax SR-009 | Акустическое оформление — открытые | Частотная характеристика, Гц – 5 — 42 000 | Электростатическая емкость, пФ: 110 (включая кабель) | Номинальное сопротивление, кОм — 145 (10 кГц, включая кабель) | Номинальное звуковое давление, дБ — 101 (100 В, 1 кГц) | Максимальное звуковое давление, дБ — 118 (400 Гц) | Напряжение поляризации, В — 580 | Корпуса чашек – алюминий | Амбушюры — натуральная кожа | Кабель — посеребренные OFC-медные проводники 6N (99.9999%) (6), длина 2,5 метра | Масса, кг – 0,596 (с кабелем), 0,454 (без кабеля)


Тип — гибридный усилитель для наушников | Название — Stax SRM-T8000 | Частотная характеристика, Гц – 1 — 115 000 | Коэффициент усиления, дБ — 60 (х1000) | Коэффициент нелинейных искажений, % — 0,01 (1 кГц) | Входное сопротивление, кОм — 50 (RCA) / 50 x 2 (XLR) | Максимальное выходное напряжение, В — 470 (RMS) | Входы – аналоговый XLR, аналоговый RCA (2) | Выходы — аналоговый RCA, пятиштырьковый разъем на передней панели для подключения наушников (2) | Потребляемая мощность, Вт — 95 Вт | Дополнительно — слот для опциональных модулей расширения | Габариты, см — 32,0 x 10,3 x 39,5 | Масса, кг — 7,3

Оценки

+ Потрясающая прозрачность, воздушность и детальность звучания, продуманная конструкция, качественные комплектующие и изысканные материалы отделки, комфортная посадка, возможность усилителя обслуживать две пары наушников, балансная коммутация, режим байпасс, интригующий слот расширения В усилителе был бы очень кстати USB-ЦАП для работы с компьютером, сохраняется некоторая жанровая избирательность

Дизайн 95

 

Качество изготовления 95

Звучание 100

Функции 90

Итого 95

Вывод:
Наушники по цене автомобиля? Если вы любите музыку и можете себе такое позволить, стоит серьезно задуматься о приобретении Stax SR-009/ SRM-T8000 — вас ждет приятный сюрприз, особенно если раньше вы недолюбливали прослушивание в наушниках. А цена… в конце концов колонки по цене не самой маленькой московской квартиры уже никого не удивляют. В сравнении с ними вариант, предлагаемый Stax, позволит немало сэкономить. А в качестве бонуса вы сможете слушать любимую музыку ночью.
Анатолий Максименко

21 апреля 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *