Это первый опыт по написанию статьи для datagor.ru. Возможно, весь текст очень похож на обьяснение очевидных вещей. Но так уж вышло, что за последние несколько лет я ничего серьёзного не затевал, а описание прошлых изделий, в связи с их доработкой, только готовится.
Может быть кому-то знакома ситуация, когда на дворе ночь, все спят, а душа просит музыки. Или кино про войну посмотреть, или в стрелялку поиграть. А наушники приобрести заранее не позаботился. И тут вспоминаешь о том, что лежат где-то в кладовке какие-то старые советские «уши», отправленные туда на покой, потому что давно уже у них со звуком что-то не так было.
У меня, например, вот такие:
Круглые разъёмы [ править | править код ]
Все штыревые разъёмы (вилки) из этого семейства имеют металлическую рубашку диаметром 13,2 мм с выступом («ключом»), задающим ориентацию при подключении вилки в розетку. Ряд разъёмов подобной формы различается только конфигурацией штырей и стандартизован в документах DIN 41524 (трёх- и пятиконтактные), DIN 45322 (6-контактный на 60°), DIN 45326 (8-контактный), DIN 45329 (7-контактный) и других стандартах для различных областей применения.
Вилки состоят из цилиндрической металлической юбки, защищающей несколько прямых круглых штырей. Юбка снабжена ключом, чтобы вилку можно было вставить в розетку только в одном положении и чтобы защитить контакты от повреждения. Базовый дизайн также гарантирует, что экран вилки и розетки соединяется раньше всех остальных контактов. Однако, поскольку расположение ключа одинаково у всех разъёмов, ключ не предотвращает подключение несовместимых разъёмов, что может вызвать повреждения. Ситуация изменилась в разъёмах Mini-DIN, имеющих разные ключи на разъёмах разных типов.
Существуют семь распространённых раскладок с количеством штырей от трёх до восьми. Существуют три различных пятиконтактных типа разъёмов, с углами 180°, 240° и 270° между первым и последним штырями (см. иллюстрации выше). Существуют также два варианта семиконтактного и восьмиконтактного разъёмов: 360° и 270° [1] . Имеется некоторая ограниченная совместимость. Например, трёхконтактная вилка подходит к любой пятиконтактной розетке 180° и задействует три контакта, оставляя два других неподключёнными. 180° пятиконтактная вилка подойдёт к семи- или восьмиконтактной розетке. Некоторое высококлассное оборудование использовало семиконтактные разъёмы, в которых два внешних контакта передавали цифровые системные данные [2] : если подключённое оборудование было несовместимым, два внешних контакта можно было изъять из вилки так, чтобы они подходили к стандартным пятиконтактным розеткам 180° без подключения линий передачи данных.
В измерительной технике, управлении производством и профессиональной звукотехнике использовались также версии этих разъёмов с винтовой фиксацией [3] . В Северной Америке этот тип часто называют разъёмом «small Tuchel», по названию одного из крупных производителей. Tuchel сейчас является подразделением компании Amphenol. Расположение контактов почти такое же, как у нефиксируемых разъёмов, и в некоторых случаях разъёмы с фиксацией и без можно подключить друг к другу. Также имеются дополнительные конфигурации до 24 контактов в той же самой оболочке. В 1980-е годы в портативных магнитофонах и диктофонах иногда использовалась версия с байонетной фиксацией.
Круглые разъёмы
Все штыревые разъёмы (вилки) из этого семейства имеют металлическую рубашку диаметром 13,2 мм с выступом («ключом»), задающим ориентацию при подключении вилки в розетку. Ряд разъёмов подобной формы различается только конфигурацией штырей и стандартизован в документах DIN 41524 (трёх- и пятиконтактные), DIN 45322 (6-контактный на 60°), DIN 45326 (8-контактный), DIN 45329 (7-контактный) и других стандартах для различных областей применения.
Вилки состоят из цилиндрической металлической юбки, защищающей несколько прямых круглых штырей. Юбка снабжена ключом, чтобы вилку можно было вставить в розетку только в одном положении и чтобы защитить контакты от повреждения. Базовый дизайн также гарантирует, что экран вилки и розетки соединяется раньше всех остальных контактов. Однако, поскольку расположение ключа одинаково у всех разъёмов, ключ не предотвращает подключение несовместимых разъёмов, что может вызвать повреждения. Ситуация изменилась в разъёмах Mini-DIN, имеющих разные ключи на разъёмах разных типов.
Существуют семь распространённых раскладок с количеством штырей от трёх до восьми. Существуют три различных пятиконтактных типа разъёмов, с углами 180°, 240° и 270° между первым и последним штырями (см. иллюстрации выше). Существуют также два варианта семиконтактного и восьмиконтактного разъёмов: 360° и 270°[1]. Имеется некоторая ограниченная совместимость. Например, трёхконтактная вилка подходит к любой 180° пятиконтактной розетке и задействует три контакта, оставляя два других неподключёнными. 180° пятиконтактная вилка подойдёт к семи- или восьмиконтактной розетке. Некоторое высококлассное оборудование использовало семиконтактные разъёмы, в которых два внешних контакта передавали цифровые системные данные[2]: если подключённое оборудование было несовместимым, два внешних контакта можно было изъять из вилки так, чтобы они подходили к стандартным пятиконтактным 180° розеткам без подключения линий передачи данных.
В измерительной технике, управлении производством и профессиональной звукотехнике использовались также версии этих разъёмов с винтовой фиксацией[3]. В Северной Америке этот тип часто называют разъёмом «small Tuchel», по названию одного из крупных производителей. Tuchel сейчас является подразделением компании Amphenol. Расположение контактов почти такое же, как у нефиксируемых разъёмов, и в некоторых случаях разъёмы с фиксацией и без можно подключить друг к другу. Также имеются дополнительные конфигурации, до 24 контактов в той же самой оболочке. В 1980-е годы в портативных магнитофонах и диктофонах иногда использовалась версия с байонетной фиксацией.
Разъёмы для громкоговорителей [ править | править код ]
Поляризованный двухконтактный неэкранированный разъём, разработанный для подключения громкоговорителя к усилителю мощности звуковой частоты (или другому устройству; многие из ранних переносных магнитофонов использовали такие разъёмы), известен как разъём DIN 41529 для громкоговорителей. Он существует в виде розетки для монтажа на панель и розетки/вилки на провод. У вилки имеется плоский центральный контакт и круглый контакт, смещённый от центра. Круглый контакт нужно подключать к положительному полюсу (красный), а плоский — к отрицательному (чёрный) [4] .
В Советском Союзе и сейчас, в России, его неофициально называют «разъём точка-тире» [5] .
Этот разъём в настоящее время можно встретить главным образом на старой технике, такой как кинопроекторы для 16-мм плёнки, радиоприёмник Becker, который можно найти во многих автомобилях Mercedes-Benz. Такой же разъём используется для подключения некоторых галогенных ламп к источнику питания, а также в советских усилителях Hi-Fi и немецкой винтажной акустике и усилителях/ресиверах.
В то время как все другие версии вилок DIN достаточно надёжны, эта двухконтактная вилка DIN значится на вторых позициях — из-за отсутствия внешнего экрана случайно вырвать вилку гораздо легче. Легче её и погнуть или сместить контакты. Также вилка не столь основательно сидит в розетке — бывшие в употреблении экземпляры известны своей ненадёжностью. Их часто достаточно слегка подтолкнуть, и контакт нарушается.
Разъёмы для громкоговорителей[ | ]
DIN-разъём на проводе для акустических систем (слева) и вилка (справа), называемый также «точка-тире» Разъёмы в усилителе для подключения акустических систем
Поляризованный двухконтактный неэкранированный разъём, разработанный для подключения громкоговорителя к усилителю мощности звуковой частоты (или другому устройству; многие из ранних переносных магнитофонов использовали такие разъёмы), известен как разъём DIN 41529 для громкоговорителей. Он существует в виде розетки для монтажа на панель и розетки/вилки на провод. У вилки имеется плоский центральный контакт и круглый контакт, смещённый от центра. Круглый контакт нужно подключать к положительному полюсу (красный), а плоский — к отрицательному (чёрный)[4].
Советские аналоги:
- ОНЦ-ВН-1-2/16-В — вилка;
- ОНЦ-ВН-1-2/16-Р — розетка.
В Советском Союзе и сейчас, в России, его неофициально называют «разъём точка-тире»[5].
Этот разъём в настоящее время можно встретить главным образом на старой технике, такой как кинопроекторы для 16-мм плёнки, радиоприёмник Becker, который можно найти во многих автомобилях Mercedes-Benz. Такой же разъём используется для подключения некоторых галогенных ламп к источнику питания, а также в советских усилителях Hi-Fi и немецкой винтажной акустике и усилителях/ресиверах.
В то время как все другие версии вилок DIN достаточно надёжны, эта двухконтактная вилка DIN значится на вторых позициях — из-за отсутствия внешнего экрана случайно вырвать вилку гораздо легче. Легче её и погнуть или сместить контакты. Также вилка не столь основательно сидит в розетке — бывшие в употреблении экземпляры известны своей ненадёжностью. Их часто достаточно слегка подтолкнуть, и контакт нарушается.
Существуют также трёх- и четырёхконтактные варианты данного разъёма, использующиеся, например, фирмой Bang & Olufsen.
Применения [ править | править код ]
Аналоговый звук [ править | править код ]
Разъёмы 3/180° и 5/180° изначально были стандартизованы и широко использовались в Германии, Чехословакии и, позднее, в СССР и странах СЭВ для соединения аналогового звукового оборудования, например, стереомагнитофона со стереофоническим усилителем или предусилителем. Использовались четыре контакта для сигнала и пятый для общего провода. У соединительных шнуров был разъём на каждом из концов, а контакты соединялись один-в-один: контакт 1 с контактом 1, 2 с контактом 2 и т. д. Контакты на вилках нумеруются (справа налево, глядя со внешней стороны разъёма, контактами вверх): 1-4-2-5-3. Отверстия в розетках так же нумеруются 1-4-2-5-3, но слева направо (глядя на отверстия). Такая нумерация используется потому, что базовым был трёхконтактный разъём с естественной нумерацией 1-2-3, а затем к нему были добавлены контакты 4 и 5. Поскольку трёхконтактная вилка может быть вставлена в пятиконтактное гнездо, номера соединяющихся контактов при этом совпадают.
Четырёхканальный провод, распаянный подобным образом, иногда называют просто DIN-шнуром
,
DIN-проводом
или
DIN-кабелем
. Для монофонических соединений достаточно вилок 3/180°. Когда монофоническая вилка вставляется в стереофоническую розетку, она соединяется с левым каналом, поэтому в некоторой стереофонической аппаратуре были переключатели «моно/стерео». Подобный интерфейс был редкостью на рынке США и постепенно исчез с новой аппаратуры, как в Германии, так и по всему миру, уступив место разъёмам RCA («тюльпан»). DIN-разъёмы до сих пор используются в аппаратах фирмы Naim Audio [6] .
Применение | Разъём | Назначение контактов | |||||
1 | 4 | 2 | 5 | 3 | |||
усилитель | моно | 5/180° | выход звука | экран/общий | вход звука | ||
стерео | выход левого канала | выход правого канала | вход правого канала | вход левого канала | |||
магнитофон | моно | 5/180° | вход звука | экран/общий | выход звука | ||
стерео | вход левого канала | вход правого канала | выход правого канала | выход левого канала |
Другие применения [ править | править код ]
Разъёмы 5/180° часто использовались для:
- интерфейса SYNC электронных музыкальных инструментов;
- интерфейса M >[7][8] );
- соединения двух контроллеров радиоуправляемых моделей в целях тренировки.
Разъём DIN видел на своём веку и другие сферы применения помимо звука. Игровая консоль TurboGrafx-16 использовала 5-контактный DIN-разъём для вывода видео и звука. Atari XEGS наряду с Commodore C64 и БК использовали разъём DIN для подключения к блоку питания. Также ранние C64, поддерживавшие только композитный видеовыход, использовали 5-контактный DIN для видео и звука, однако более новые C64, поддерживавшие вывод сигнала цветность/яркость, использовали 8-контактный DIN для передачи дополнительных сигналов. Neo Geo и Neo Geo CD использовали 8-контактный DIN для композитного видео, видео в формате RGB, и монофонических выходов звука, а также напряжение +5 В для питания радиочастотного модулятора [9] . Компьютеры Dragon 32 использовали 4 5-контактных DIN разъёма для джойстиков, магнитофона и вывода на монитор. TRS-80 модели I использовала три одинаковых 5-контактных DIN разъёма для блока питания, видеовыхода и магнитофона, что упрощало вывод устройства из строя при ошибочном подключении. Примерно то же самое наблюдалось в советских компьютерах БК, где использовались четыре 5-контактных разъёма DIN для магнитофона, чёрно-белого видео, цветного видео RGB и блока питания.
Советские разъёмы ОНЦ-ВГ [ править | править код ]
В Советском Союзе 3- и 5-контактные разъёмы DIN, носившие наименование ОНЦ-ВГ, применялись повсеместно. 5-контактный разъём назывался также СШ-5, СГ-5 (Ш — штекер, Г — гнездо), а трёхконтактный — СШ-3, СГ-3. Изначально это было фабричное звуковое оборудование, но потом радиолюбители и кооперативы полюбили этот способ подключения аппаратуры, и стали устанавливать такие разъёмы почти в любые устройства, имевшие дело с низкочастотными сигналами. Говорить о стандартной разводке таких разъёмов нельзя. В то время как 3- и 5-контактные разъёмы можно было легко купить, с остальными ситуация была тяжёлая. 4-контактные разъёмы не были замечены нигде, ни на оборудовании, ни в продаже. Шести- и 7-контактные разъёмы доставались с трудом, а 8-контактные разъёмы были очень большой экзотикой.
Как пример можно упомянуть советский цветной телевизор «Радуга-315» с кинескопом диагональю 51 см. В нём для подключения источника видеосигнала (например, видеомагнитофона) использовался стандартный разъём DIN-6. Благодаря тому, что режим воспроизведения сигнала на телевизоре включался отдельной кнопкой, для соединения видеомагнитофона с телевизором использовался кабель с доступным разъёмом СШ-5, крайние выводы которого 1 и 3 просто откусывались кусачками, что обеспечивало механическую совместимость с гнездом в телевизоре.
Поскольку встречалось множество нестандартных способов использования разъёмов, в таблице упомянуты лишь стандартные.
Контактов | Рисунок | Вилка | Розетка | Стандартизованное применение |
3 | ОНЦ-ВГ-2-З/16-В | ОНЦ-ВГ-2-3/16-Р | Монофоническое подключение магнитофонов к усилителям, радиоприёмников, микрофонов к магнитофонам. Другое название: СШ-3. | |
4 | Неизвестно | Неизвестно | Довольно популярен в военной промышленности. Другие названия: gx16 16m 4 | |
5 | ОНЦ-ВГ-4-5/16-В | ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р | Стереофоническое и монофоническое подключение магнитофонов к усилителям, радиоприёмников, микрофонов к магнитофонам, наушников к усилителям. Другие названия: СШ-5, СГ-5, DIN 41524, «5-pin DIN 180°», DIN-5/180°. | |
5 | ОНЦ-ВГ-11-5/16-В | ОНЦ-ВГ-11-5/16-Р | Наушники (вилка) и выход аппаратуры для их подключения (розетка) (с 1988 г. не применялся) [10] . | |
5 | Неизвестно | ОНЦ-ВГ-11-6/16-В | ОНЦ-ВГ-11-6/16-Р | Подключение видеомагнитофонов к телевизорам. Направление сигнала сменное, по каждому звуковому и видеопроводу в двух направлениях, в зависимости от режима «запись/воспроизведение». В дальнейшем — также подключение бытовых компьютеров к телевизорам (чёрно-белый или композитный сигнал). |
7 | ОНЦ-ВГ-11-7/16-В | ОНЦ-ВГ-11-7/16-Р | Пульт проводного дистанционного управления аппаратурой. | |
8 | ОНЦ-ВГ-5-8/16-В | ОНЦ-ВГ-5-8/16-Р | Подключение автомобильного магнитофона к автомобильному радиоприёмнику. Подключение бытового компьютера и других источников RGB-сигналов к телевизору. |
Применения[ | ]
Аналоговый звук[ | ]
Разъёмы 3/180° и 5/180° изначально были стандартизованы и широко использовались в Германии, Чехословакии и, позднее, в СССР и странах СЭВ для соединения аналогового звукового оборудования, например, стереомагнитофона со стереофоническим усилителем или предусилителем. Использовались четыре контакта для сигнала и пятый для общего провода. У соединительных шнуров был разъём на каждом из концов, а контакты соединялись один-в-один: контакт 1 с контактом 1, 2 с контактом 2 и т. д. Контакты на вилках нумеруются (справа налево, глядя со внешней стороны разъёма, контактами вверх): 1-4-2-5-3. Отверстия в розетках так же нумеруются 1-4-2-5-3, но слева направо (глядя на отверстия). Такая нумерация используется потому, что базовым был трёхконтактный разъём с естественной нумерацией 1-2-3, а затем к нему были добавлены контакты 4 и 5. Поскольку трёхконтактная вилка может быть вставлена в пятиконтактное гнездо, номера соединяющихся контактов при этом совпадают.
Четырёхканальный провод, распаянный подобным образом, иногда называют просто DIN-шнуром
,
DIN-проводом
или
DIN-кабелем
. Для монофонических соединений достаточно вилок 3/180°. Когда монофоническая вилка вставляется в стереофоническую розетку, она соединяется с левым каналом, поэтому в некоторой стереофонической аппаратуре были переключатели «моно/стерео». Подобный интерфейс был редкостью на рынке США и постепенно исчез с новой аппаратуры, как в Германии, так и по всему миру, уступив место разъёмам RCA («тюльпан»). DIN-разъёмы до сих пор используются в аппаратах фирмы Naim Audio[6].
Применение | Разъём | Назначение контактов | |||||
1 | 4 | 2 | 5 | 3 | |||
усилитель | моно | 5/180° | выход звука | экран/общий | вход звука | ||
стерео | выход левого канала | выход правого канала | вход правого канала | вход левого канала | |||
магнитофон | моно | 5/180° | вход звука | экран/общий | выход звука | ||
стерео | вход левого канала | вход правого канала | выход правого канала | выход левого канала |
Другие применения[ | ]
Разъёмы 5/180° часто использовались для:
- интерфейса SYNC электронных музыкальных инструментов;
- интерфейса MIDI электронных музыкальных инструментов;
- интерфейса I2S для передачи цифрового аудио потока между ADC — DAC
- последовательных портов в оригинальном компьютере Apple IIc;
- в оригинальных компьютерах IBM PC, PC/AT и Amiga для кабеля клавиатуры (этот разъём вышел из употребления в середине 90-х с вводом форм-фактора ATX, использующего разъём PS/2);
- звука в оригинальных беспроводных HME-коммуникаторах, входящий и выходящий звук в наушниках (Tx&Rx), в забегаловках для автомобилистов;
- управления поворотом антенн UMTS (Antenna Interface Standards Group[7][8]);
- соединения двух контроллеров радиоуправляемых моделей в целях тренировки.
Разъём DIN видел на своём веку и другие сферы применения помимо звука. Игровая консоль TurboGrafx-16 использовала 5-контактный DIN-разъём для вывода видео и звука. Atari XEGS наряду с Commodore C64 и использовали разъём DIN для подключения к блоку питания. Также ранние C64, поддерживавшие только композитный видеовыход, использовали 5-контактный DIN для видео и звука, однако более новые C64, поддерживавшие вывод сигнала цветность/яркость, использовали 8-контактный DIN для передачи дополнительных сигналов. Neo Geo и Neo Geo CD использовали 8-контактный DIN для композитного видео, видео в формате RGB, и монофонических выходов звука, а также напряжение +5 В для питания радиочастотного модулятора[9]. Компьютеры Dragon 32 использовали 4 5-контактных DIN разъёма для джойстиков, магнитофона и вывода на монитор. TRS-80 модели I использовала три одинаковых 5-контактных DIN разъёма для блока питания, видеовыхода и магнитофона, что упрощало вывод устройства из строя при ошибочном подключении. Примерно то же самое наблюдалось в советских компьютерах , где использовались четыре 5-контактных разъёма DIN для магнитофона, чёрно-белого видео, цветного видео RGB и блока питания.
Советские разъёмы ОНЦ-ВГ[ | ]
Розетка ОНЦ-ВГ-4-5 в усилителе
В Советском Союзе 3- и 5-контактные разъёмы DIN, носившие наименование ОНЦ-ВГ, применялись повсеместно. 5-контактный разъём назывался также СШ-5, СГ-5 (Ш — штекер, Г — гнездо), а трёхконтактный — СШ-3, СГ-3. Изначально это было фабричное звуковое оборудование, но потом радиолюбители и кооперативы полюбили этот способ подключения аппаратуры, и стали устанавливать такие разъёмы почти в любые устройства, имевшие дело с низкочастотными сигналами. Говорить о стандартной разводке таких разъёмов нельзя. В то время как 3- и 5-контактные разъёмы можно было легко купить, с остальными ситуация была тяжёлая. 4-контактные разъёмы не были замечены нигде, ни на оборудовании, ни в продаже. Шести- и 7-контактные разъёмы доставались с трудом, а 8-контактные разъёмы были очень большой экзотикой.
Как пример можно упомянуть советский цветной телевизор «Радуга-315» с кинескопом диагональю 51 см. В нём для подключения источника видеосигнала (например, видеомагнитофона) использовался стандартный разъём DIN-6. Благодаря тому, что режим воспроизведения сигнала на телевизоре включался отдельной кнопкой, для соединения видеомагнитофона с телевизором использовался кабель с доступным разъёмом СШ-5, крайние выводы которого 1 и 3 просто откусывались кусачками, что обеспечивало механическую совместимость с гнездом в телевизоре.
Поскольку встречалось множество нестандартных способов использования разъёмов, в таблице упомянуты лишь стандартные.
Контактов | Рисунок | Вилка | Розетка | Стандартизованное применение |
3 | ОНЦ-ВГ-2-З/16-В | ОНЦ-ВГ-2-3/16-Р | Монофоническое подключение магнитофонов к усилителям, радиоприёмников, микрофонов к магнитофонам. Другое название: СШ-3. | |
4 | Неизвестно | Неизвестно | Неизвестно | |
4 | Неизвестно | Неизвестно | Довольно популярен в военной промышленности. Другие названия: gx16 16m 4 | |
5 | ОНЦ-ВГ-4-5/16-В | ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р | Стереофоническое и монофоническое подключение магнитофонов к усилителям, радиоприёмников, микрофонов к магнитофонам, наушников к усилителям. Другие названия: СШ-5, СГ-5, DIN 41524, «5-pin DIN 180°», DIN-5/180°. | |
5 | ОНЦ-ВГ-11-5/16-В | ОНЦ-ВГ-11-5/16-Р | Наушники (вилка) и выход аппаратуры для их подключения (розетка) (с 1988 г. не применялся)[10]. | |
5 | Неизвестно | Неизвестно | Неизвестно | |
6 | ОНЦ-ВГ-11-6/16-В | ОНЦ-ВГ-11-6/16-Р | Подключение видеомагнитофонов к телевизорам. Направление сигнала сменное, по каждому звуковому и видеопроводу в двух направлениях, в зависимости от режима «запись/воспроизведение». В дальнейшем — также подключение бытовых компьютеров к телевизорам (чёрно-белый или композитный сигнал). | |
7 | ОНЦ-ВГ-11-7/16-В | ОНЦ-ВГ-11-7/16-Р | Пульт проводного дистанционного управления аппаратурой. | |
8 | ОНЦ-ВГ-5-8/16-В | ОНЦ-ВГ-5-8/16-Р | Подключение автомобильного магнитофона к автомобильному радиоприёмнику. Подключение бытового компьютера и других источников RGB-сигналов к телевизору. |
Конструкция и маркировка выводов разъёмов ОНЦ, выпускаемых промышленностью, определяется по ГОСТ 28752-90[11].
Разделка кабеля.
Препарировать кабель можно разными способами, но самый малотравматичный для проводников способ, это удаление изоляции при помощи паяльника.
Удерживая одной рукой паяльник, другой рукой проверните экранированный провод вокруг своей оси, прижимая при этом изоляцию к острой грани жала паяльника. https://oldoctober.com/
Если после этого не удаётся удалить изоляцию руками, то можно воспользоваться бокорезами.
Должно получиться примерно так.
Точно также удаляем изоляцию и с отдельных проводов.
Теперь можно придать кабелю подходящий для лужения вид.
Переходники аудио видео штекера гнезда audio video (1)
Когда я купил первый компьютер, то в комплекте мне достались маленькие пластмассовые акустические системы. Когда же я подключил телевизор к компьютеру, то показалось само собой разумеющееся подключить к нему и усилитель с колонками. И хотя эта система имеет всего два канала, но как бюджетное решение вполне себя оправдывает. Если же вас интересует серьёзные басы, то цена системы может быть значительно выше. Старые советские акустические системы вряд ли могут тягаться с современными продвинутыми девайсами класса Hi End, но в качестве бюджетного решения их вполне можно использовать, особенно, если они у вас уже есть. Ну, а если у вас сохранились подобные устройства высшего класса, то они и сейчас могут составить конкуренцию некоторым китайским поделкам.
Распайка разъёма DIN-5 (audio). Распиновка аудио-разъёма DIN Разъём DIN применялся для передачи аналогового звука в.
Лужение.
Лужение является обязательной процедурой в случае, если электроэлементы не были подготовлены к пайке ещё на стадии производства.
Для того чтобы залудить проводники и контакты штекера, можно поочерёдно приложить их к кусочку канифоли и прогреть паяльником. При этом на рабочей поверхности паяльника должна находиться капля припоя.
При использовании жидкого флюса на основе канифоли, нужно смочить поочерёдно проводники и контакты штекера флюсом, а затем прогреть паяльником с каплей припоя на жале.
Использование активного флюса допускается только для лужения, но не для окончательной пайки.
При использовании активных флюсов, требуется промывка паек.
Залуженный конец кабеля должен выглядеть примерно так.
Примечания
- Amabilidade 8-pin DIN Connectors
- Sounds Heavenly — Help and Advice. Проверено 19 марта 2009. Архивировано 4 июля 2012 года.
- IEC 60268-11
- Carter, Simon
DIN Connectors.
Electronics 2000
(2010). Проверено 27 марта 2010. Архивировано 4 июля 2012 года. - Разъём точка-тире на сайте «Чип и Дип»
- Naim Audio
- AISG Website (5th March 2009). Проверено 8 мая 2009. Архивировано 4 июля 2012 года.
- AISG
Control interface for antenna line devices (13th June 2006). Проверено 8 мая 2009. Архивировано 4 июля 2012 года. - NEOGEO ROM/CD A/V
- Штейерт Л. А. Входные и выходные параметры бытовой радиоэлектронной аппаратуры. — 2-е изд., испр. — М.: Радио и связь, 1995. ISBN 5-256-01266-5.
- ГОСТ 28752-90
Пятиштырьковый штекер (ОНЦ-ВГ).
Для разборки штекера ОНЦ-ВГ нужно надавить отвёрткой на лапку и удалить защитный колпачок.
Не забываем надеть защитный колпачок на кабель и отрезки изоляционной трубки (кембрика) на провода.
Припаивать провода к штекеру удобнее, если закрепить последний бельевой прищепкой, которую, в свою очередь, придавить к столу чем-нибудь тяжёлым.
Поочерёдно припаиваем три провода к контактам разъёма.
Должно получиться примерно так.
Теперь можно надеть защитные трубки.
Стрелкой показан элемент крепления кабеля, который не позволяет надёжно закрепить толстый кабель.
Если кабель достаточно толстый, а именно такие кабели предпочтительны при длине соединения в несколько метров, то для надёжного крепления кабеля нужно плотно намотать 10-12 витков нити в указанное на картинке место.
Применения
Аналоговый звук
Разъёмы 3/180° и 5/180° изначально были стандартизованы и широко использовались в Германии, Чехословакии и, позднее, в СССР и странах СЭВ для соединения аналогового звукового оборудования, например, стереомагнитофона со стереофоническим усилителем или предусилителем. Использовались четыре контакта для сигнала и пятый для общего провода. У соединительных шнуров был разъём на каждом из концов, а контакты соединялись один-в-один: контакт 1 с контактом 1, 2 с контактом 2 и т. д. Контакты на вилках нумеруются (справа налево, глядя со внешней стороны разъёма, контактами вверх): 1-4-2-5-3. Отверстия в розетках так же нумеруются 1-4-2-5-3, но слева направо (глядя на отверстия). Такая нумерация используется потому, что базовым был трёхконтактный разъём с естественной нумерацией 1-2-3, а затем к нему были добавлены контакты 4 и 5. Поскольку трёхконтактная вилка может быть вставлена в пятиконтактное гнездо, номера соединяющихся контактов при этом совпадают.
Четырёхканальный провод, распаянный подобным образом, иногда называют просто DIN-шнуром
,
DIN-проводом
или
DIN-кабелем
. Для монофонических соединений достаточно вилок 3/180°. Когда монофоническая вилка вставляется в стереофоническую розетку, она соединяется с левым каналом, поэтому в некоторой стереофонической аппаратуре были переключатели «моно/стерео». Подобный интерфейс был редкостью на рынке США и постепенно исчез с новой аппаратуры, как в Германии, так и по всему миру, уступив место разъёмам RCA («тюльпан»). DIN-разъёмы до сих пор используются в аппаратах фирмы Naim Audio[6].
Применение | Разъём | Назначение контактов | |||||
1 | 4 | 2 | 5 | 3 | |||
усилитель | моно | 5/180° | выход звука | экран/общий | вход звука | ||
стерео | выход левого канала | выход правого канала | вход правого канала | вход левого канала | |||
магнитофон | моно | 5/180° | вход звука | экран/общий | выход звука | ||
стерео | вход левого канала | вход правого канала | выход правого канала | выход левого канала |
Другие применения
Разъёмы 5/180° часто использовались для:
- интерфейса SYNC электронных музыкальных инструментов;
- интерфейса MIDI электронных музыкальных инструментов;
- интерфейса I2S для передачи цифрового аудио потока между ADC — DAC
- последовательных портов в оригинальном компьютере en:Apple IIc;
- в оригинальных компьютерах IBM PC, PC/AT и Amiga для кабеля клавиатуры (этот разъём вышел из употребления в середине 90-х с вводом форм-фактора ATX, использующего разъём PS/2);
- звука в оригинальных беспроводных HME-коммуникаторах, входящий и выходящий звук в наушниках (Tx&Rx), в забегаловках для автомобилистов;
- управления поворотом антенн UMTS (Antenna Interface Standards Group[7][8]);
- соединения двух контроллеров радиоуправляемых моделей в целях тренировки.
Разъём DIN видел на своём веку и другие сферы применения помимо звука. Игровая консоль TurboGrafx-16 использовала 5-контактный DIN-разъём для вывода видео и звука. Atari XEGS наряду с Commodore C64 и использовали разъём DIN для подключения к блоку питания. Также ранние C64, поддерживавшие только композитный видеовыход, использовали 5-контактный DIN для видео и звука, однако более новые C64, поддерживавшие вывод сигнала цветность/яркость, использовали 8-контактный DIN для передачи дополнительных сигналов. Neo Geo и Neo Geo CD использовали 8-контактный DIN для композитного видео, видео в формате RGB, и монофонических выходов звука, а также напряжение +5 В для питания радиочастотного модулятора[9]. Компьютеры en:Dragon 32 использовали 4 5-контактных DIN разъёма для джойстиков, магнитофона и вывода на монитор. TRS-80 модели I использовала три одинаковых 5-контактных DIN разъёма для блока питания, видеовыхода и магнитофона, что упрощало вывод устройства из строя при ошибочном подключении. Примерно то же самое наблюдалось в советских компьютерах , где использовались четыре 5-контактных разъёма DIN для магнитофона, чёрно-белого видео, цветного видео RGB и блока питания.
Советские разъёмы ОНЦ-ВГ
В Советском Союзе 3- и 5-контактные разъёмы DIN, носившие наименование ОНЦ-ВГ, применялись повсеместно. 5-контактный разъём назывался также СШ-5, СГ-5 (Ш — штекер, Г — гнездо), а трёхконтактный — СШ-3, СГ-3. Изначально это было фабричное звуковое оборудование, но потом радиолюбители и кооперативы полюбили этот способ подключения аппаратуры, и стали устанавливать такие разъёмы почти в любые устройства, имевшие дело с низкочастотными сигналами. Говорить о стандартной разводке таких разъёмов нельзя. В то время как 3- и 5-контактные разъёмы можно было легко купить, с остальными ситуация была тяжёлая. 4-контактные разъёмы не были замечены нигде, ни на оборудовании, ни в продаже. Шести- и 7-контактные разъёмы доставались с трудом, а 8-контактные разъёмы были очень большой экзотикой.
Как пример можно упомянуть советский цветной телевизор «Радуга-315» с кинескопом диагональю 51 см. В нём для подключения источника видеосигнала (например, видеомагнитофона) использовался стандартный разъём DIN-6. Благодаря тому, что режим воспроизведения сигнала на телевизоре включался отдельной кнопкой, для соединения видеомагнитофона с телевизором использовался кабель с доступным разъёмом СШ-5, крайние выводы которого 1 и 3 просто откусывались кусачками, что обеспечивало механическую совместимость с гнездом в телевизоре.
Поскольку встречалось множество нестандартных способов использования разъёмов, в таблице упомянуты лишь стандартные.
Контактов | Рисунок | Вилка | Розетка | Стандартизованное применение |
3 | ОНЦ-ВГ-2-З/16-В | ОНЦ-ВГ-2-3/16-Р | Монофоническое подключение магнитофонов к усилителям, радиоприёмников, микрофонов к магнитофонам. Другое название: СШ-3. | |
4 | Неизвестно | Неизвестно | Неизвестно | |
4 | Неизвестно | Неизвестно | Довольно популярен в военной промышленности. Другие названия: gx16 16m 4 | |
5 | ОНЦ-ВГ-4-5/16-В | ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р | Стереофоническое и монофоническое подключение магнитофонов к усилителям, радиоприёмников, микрофонов к магнитофонам, наушников к усилителям. Другие названия: СШ-5, СГ-5, DIN 41524, «5-pin DIN 180°», DIN-5/180°. | |
5 | ОНЦ-ВГ-11-5/16-В | ОНЦ-ВГ-11-5/16-Р | Наушники (вилка) и выход аппаратуры для их подключения (розетка) (с 1988 г. не применялся)[10]. | |
5 | Неизвестно | Неизвестно | Неизвестно | |
6 | ОНЦ-ВГ-11-6/16-В | ОНЦ-ВГ-11-6/16-Р | Подключение видеомагнитофонов к телевизорам. Направление сигнала сменное, по каждому звуковому и видеопроводу в двух направлениях, в зависимости от режима «запись/воспроизведение». В дальнейшем — также подключение бытовых компьютеров к телевизорам (чёрно-белый или композитный сигнал). | |
7 | ОНЦ-ВГ-11-7/16-В | ОНЦ-ВГ-11-7/16-Р | Пульт проводного дистанционного управления аппаратурой. | |
8 | ОНЦ-ВГ-5-8/16-В | ОНЦ-ВГ-5-8/16-Р | Подключение автомобильного магнитофона к автомобильному радиоприёмнику. Подключение бытового компьютера и других источников RGB-сигналов к телевизору. |
Конструкция и маркировка выводов разъёмов ОНЦ, выпускаемых промышленностью, определяется по ГОСТ 28752-90[11].
Монтаж штекера типа Джек 3,5мм (Jack 3,5mm).
На рынке можно найти недорогие Джеки 3,5мм, у которых площадки предназначенные для пайки покрыты никелем. Для их пайки не годится канифоль и флюс на её основе. Если у вас нет активного флюса, то придётся острым ножом или скальпелем удалить покрытие с этих площадок и затем залудить их обычным способом.
При соединении штекера типа Джек с толстым экранированным кабелем, нужно учитывать, что под защитным колпачком Джека не очень много места.
На картинке видно, что жилы экрана скручены несимметрично по отношению к проводам кабеля.
Как и в случае с предыдущим разъёмом, не забываем предварительно надеть на кабель защитный колпачок.
Провод образованный скрученными жилами экрана следует укоротить во избежание его замыкания на левый канал.
Надеваем защитные трубки на провода и припаиваем их к соответствующим контактам Джека.
Сдвигаем защитные трубки на контакты разъёма.
Только теперь припаиваем общий провод к разъёму.
Вставляем кабель в элемент крепления. Стрелкой показан элемент крепления, размеры которого недостаточны для надёжного закрепления толстого кабеля.
Как и в случае описанном выше, воспользуемся швейным нитками. Для надёжного крепления кабеля, нужно плотно намотать 7-8 витков нити №10.
Удерживая одной рукой кабель и концы нити, другой, с помощью паяльника, нанесите каплю расплавленной канифоли на витки нити. Закрепление концов нити узлом, может ослабить соединение.
Если вы всё сделали правильно, то, перед окончательной сборкой, Джек должен выглядеть примерно так.
Теперь подгибаем контакты левого и правого каналов внутрь.
Прижимая контакты Джека, накручиваем защитный колпачок.
Разъёмы для громкоговорителей
DIN-разъём на проводе для акустических систем (слева) и вилка (справа), называемый также «точка-тире»
Поляризованный двухконтактный неэкранированный разъём, разработанный для подключения громкоговорителя к усилителю мощности звуковой частоты (или другому устройству; многие из ранних переносных магнитофонов использовали такие разъёмы), известен как разъём DIN 41529 для громкоговорителей. Он существует в виде розетки для монтажа на панель и розетки/вилки на провод. У вилки имеется плоский центральный контакт и круглый контакт, смещённый от центра. Круглый контакт нужно подключать к положительному полюсу (красный), а плоский — к отрицательному (чёрный)[4].
Советские аналоги:
- ОНЦ-ВН-1-2/16-В — вилка;
- ОНЦ-ВН-1-2/16-Р — розетка.
В Советском Союзе и сейчас, в России, его неофициально называют «разъём точка-тире»[5].
Этот разъём в настоящее время можно встретить главным образом на старой технике, такой как кинопроекторы для 16-мм плёнки, радиоприёмник Becker, который можно найти во многих автомобилях Mercedes-Benz. Такой же разъём используется для подключения некоторых галогенных ламп к источнику питания, а также в советских Hi-Fi усилителях и немецкой винтажной акустике и усилителях/ресиверах.
В то время как все другие версии вилок DIN достаточно надёжны, эта двухконтактная вилка DIN значится на вторых позициях — из-за отсутствия внешнего экрана случайно вырвать вилку гораздо легче. Легче её и погнуть или сместить контакты. Также вилка не столь основательно сидит в розетке — бывшие в употреблении экземпляры известны своей ненадёжностью. Их часто достаточно слегка подтолкнуть, и контакт нарушается.
Существуют также трёх- и четырёхконтактные варианты данного разъёма, использующиеся, например, фирмой Bang & Olufsen.
Паяльник.
Для пайки соединительных аудио кабелей подойдёт паяльник мощностью 25 — 40 Ватт.
На картинках показан процесс подготовки к работе двух жал диаметрами 4 и 6 миллиметров.
В некоторых случаях может понадобиться с помощью напильника исправить форму жала паяльника.
Правильно заточенное жало паяльника удобно не только для пайки, но и для удаления изоляции.
Жало 40-ваттного паяльника диаметром 6 мм, для удобства использования, можно слегка заузить напильником.
После того, как жало приобрело требуемую форму, его нужно обжечь, чтобы окисел предотвратил разбегание припоя за пределы рабочей зоны. Для обжига достаточно включить паяльник на 20 — 30 минут.
Теперь нужно, при всё ещё включённом паяльнике, несколько раз пройтись напильником по рабочей поверхности жала, чтобы удалить окисел. Сразу же после этого нужно погрузить жало в канифоль, растереть жалом шарик припоя и снова погрузить в канифоль.
Ваш паяльник готов к работе.
Нейтральный и активный флюсы.
В качестве флюса можно воспользоваться любой канифолью, в том числе: сосновой, скрипичной, канифолью для сцены и т.д.
Раствор канифоли в этиловом спирте превращает канифоль в жидкий флюс. Жидкий флюс не только позволяет получать более красивые пайки, но и отводит тепло от соприкасающихся с местом пайки элементов.
Флюс на основе канифоли нейтрален. Он не требует последующей промывки и не может служить причиной утечки в электрических цепях.
Изготовить жидкий флюс на основе канифоли можно самому. Для этого нужно растворить 2-3 грамма канифоли в 20-30 граммах этилового спирта. Канифоль лучше использовать порошкообразную. Кусок канифоли можно разбить молотком, завернув предварительно в ткань.
Спирт чрезвычайно летуч, поэтому хранить жидкий флюс нужно в плотно закрытой таре. Можно использовать флакончик от лака для ногтей, который к тому же имеет кисточку.
Использование, так называемых, активных флюсов рекомендуется только в крайних случаях. Чаще всего, такая необходимость возникает тогда, когда используются бюджетные штекеры с никелевым покрытием. Причём, покрытие это нанесено и на контакты предназначенные для пайки.
После пайки с использованием активного флюса, место пайки следует тщательно промыть, а затем высушить.
Промыть место пайки можно как спирто-бензиновой смесью, так и обыкновенной водой. Если этого не сделать, то через некоторое время могут возникнуть проблемы вызванные окислением деталей и утечками в электроцепях.
Какой слот нам нужен
В любом системном блоке, который использует интегрированную звуковую карту на мат плате, есть несколько портов под джек 3.5 мм, используемых для подключения различных устройств. Их цветовая маркировка давно стандартизирована:
- Красный или розовый – микрофонный вход. Используется исключительно для подключения микрофона, в том числе встроенного в гарнитуру.
- Синий или голубой – линейный вход. Используется для подключения всех остальных внешних источников звука. Не рекомендуется вставлять сюда микрофон – может перегореть или сам девайс, или коротнуть материнская плата.
- Зеленый или салатный. Правильное название – линейный выход, используется для подключения аудио колонок или для наушников.
Если вы юзаете гарнитуру от телефона с джеком 3.5, то, скорее всего, использовать их в ПК(в системном блоке), не получится без соответствующего адаптера или переходника.
Дело в том, что у штекера от таких наушников и от колонок немного отличается распиновка. На колонках используется трехконтактный джек – два канала плюс «земля». В гарнитуре от телефона каналов 4: два динамика, «земля» и микрофон. Если же это не гарнитура, а обычные наушники, в ряде случаев переходник может решить проблему.
А вот в современных ноутбуках(новых) уже все предусмотрено и можно не париться по этому поводу.) Разъем на 2.5 джек, уже практически нигде не используется.