в домашнем кинотеатре без него никак…

Сабвуфер (а чаще даже не один) – вещь жизненно необходимая в кинотеатральном комплекте, ведь многоканальный звук – это неотъемлемая часть любого фильма, и для сабвуфера (а вовсе не для поддержки «хилых» колонок, как некоторые думают) там даже выделены отдельные каналы со своей собственной информацией.
Добавить баса системе из телевизора с саундбаром? Нет ничего проще!

 

…и в стереосистеме его наличие тоже желательно

Сходу разбёрем пару типичных ситуаций.

Допустим есть любимые полочные колонки, звучание которых очень нравятся, но по объективным параметрам они не способны «прокачать» имеющееся помещение. Добавлением саба вы не измените их узнаваемый звуковой почерк, но обеспечите весомый басовый фундамент (расширение частотного диапазона вниз).

Сабвуфер пригодится в любой системе

 

Ещё вариант – переезд в новую квартиру и осознание того, что имеющиеся колонки (пусть даже и напольные) не обеспечивают необходимого качества звука в увеличившемся по объёму помещении. «Подпереть» их сабом снизу – милое дело: это точно дешевле, чем менять сами колонки, а следом за ними, возможно, и усилитель.

Дело не только в басе

Хороший сабвуфер не только увеличит протяжённость АЧХ вниз, он ещё и существенно разгрузит средний и высокий частотный диапазон усилителя основных колонок, сделает их звучание чище и детальней.

Основные критерии выбора

Выбирая сабвуфер для своей системы, вы должны ориентироваться, прежде всего, на следующие факторы.

Потенциал основных колонок.

Если это компактные колонки с нижней граничной частотой порядка 60 – 70 Гц, то вам подойдёт практически любая, даже относительно бюджетная модель сабвуфера (от 10 000 до 20 000 ₽) – наример, .

 

Если же это полноразмерные напольники, способные «копнуть» чуть ли не до 30 Гц, то для действительного улучшения качества их звучания придётся раскошелиться и на соответствующую модель сабвуфера, потому что ему придется опускать нижнюю граничную частоту системы чуть ли не на октаву, а это – задача для сильных духом!

В качестве примера можно привести сабвуферы .

Параметры помещения

Нужно прикинуть кубатуру помещения, чем она больше – тем мощнее должен быть сабвуфер.

Производители сабвуферов выпускают множество разных моделей – от самых маленьких до весьма внушительных, и вы всегда сможете подобрать способную «прокачать» именно ваше помещение

Что делать если сабвуфер звучит тихо ?

Извините, но там нету информации по поводу включения сабвуфера на этой модели! Я уже нашел как включать сабвуфер, но возникла другая проблема — сабвуфер и колонки не работают вместе, работает что-то одно! Когда так и не удалось понять, почему не работают колонки на компьютере, если они включены, возможно, дело в программном обеспечении. Всем привет!

Забыли пароль? Форум Общие форумы Музыка в автомобиле Сабвуфер очень плохо играет.

Это динамик для воспроизведения звука в среднем частотном диапазоне Гц. В народе мидбасами называют любые динамики, от пищалки до сабвуфера. Если говорить о задней акустике, то мидбасы здесь не применяются, действия простых сантимектровых колонок вполне хватит. Эти комплексы могут измерять звуковое давление на двух автомобилях одновременно. Подиум для колонок — небольшое возвышение, на которое устанавливаются динамики. Такой прием используется для достижения сразу нескольких целей: увеличение жесткости крепления динамиков; возможность поместить динамик с большей глубиной, чем может предоставить, например, автомобильная дверь; придание динамику нужного положения по отношению к обшивке.

Мой гараж Мои подписки Все гаражи Новое на всём сайте. Вторник, 08 октября Toggle navigation. RU Ваш гос.

 

Приступаем к выбору

Самое сложное – слитность с основной акустикой

Сабвуфер и основные колонки должны совпадать как тембрально, так и динамически. Это критерий не качественный, а скорее – характеризующий индивидуальный почерк динамиков, в первую очередь – скорость их отклика. Необходимо добиться единообразной фактуры звучания, чтобы ни один из источников не выбивался из общего хора, а для этого важно в том числе и обеспечить бесшовный частотный стык сабвуфера и колонок. К этому можно прийти двумя путями простым и сложным:

Простой путь – «родной» саб

Допустим, вы – ярый поклонник монобрендового подхода к формированию ассортимента колонок у себя дома. Тогда вам прямая дорога за продукцией проверенных производителей, вроде английского , немецкого или датского , которые предлагают множество решений по озвучиванию в рамках поставленных задач. Помимо гарантированного именем производителя качества изготовления и звучания, вы получаете единообразие дизайна и отделки, а также, что не менее важно – одинаковую тональность, в силу конструктивной идентичности всех акустических компонентов системы.

В рамках одной модельной линейки работа всех акустических систем, включая сабвуфер, тщательно сбалансирована сабвуфер – сложно, но результат может быть лучше

Если собрать систему целиком от одного производителя не представляется возможным (либо вы просто не ставите перед собой такую цель), то можно обратиться за помощью к специализированной компании, выпускающей исключительно сабвуферы. Например, к такому легендарному британскому производителю, как REL. Да, тут придётся повозиться с выбором и настройкой, но результат вас точно не разочарует.

 

Качество REL вас точно ре разочарует!

А вот от чего хотелось бы предостеречь, так это от попыток использовать сабы, созданные для «чужой» модельной линейки. В отличие от них, сабвуферы специализированных фирм изначально разрабатываются, чтобы «подружиться» с любой акустикой, и согласовать систему вам будет проще.

Как подключить саб от колонок в автомобиле

подключить сабвуфер к колонкам в машине

Для того чтобы повысить качество воспроизведения низких частот, подключить сабвуфер к колонкам в машине рекомендуется через пассивный фильтр-кроссовер. Можно использовать промышленное изделие или собрать фильтр самостоятельно. Для частоты среза 150 Гц при сопротивлении громкоговорителя 4 Ом потребуются следующие номиналы радиодеталей:

  • Ёмкость конденсатора – 180 мФ
  • Индуктивность катушки – 6 мГн

Для корректной работы фильтра нужно использовать специальные конденсаторы для акустических систем типа К73-17 или К78-34. Для намотки индуктивности используется медная проволока диаметром 1.0 мм и длиной 84 метра. Оправка может быть любая, сделанная из дерева или пластика. Такое подключение саба через задние колонки позволит почти полностью избавиться от ненужных частот звукового диапазона. Если динамик имеет другое сопротивление и нужна иная частота среза, проще всего воспользоваться онлайн калькулятором для расчёта фильтров. При подключении активного сабвуфера через колонки следует использовать входы высокого уровня.

 

адаптер для сабвуфера через колонки
Некоторые низкочастотные системы не имеет высокоуровневых входов. Тогда для подключения устройства нужно использовать адаптер для сабвуфера через колонки. В простейшем варианте устройство представляет собой резистивный делитель напряжения-сумматор сигналов. Провода без разъёмов подключаются к задним динамикам, чёрный провод должен быть соединён с массой автомобиля, а провода с разъёмами соединяются с входами низкого уровня низкочастотной акустики. Линии, идущие на задние громкоговорители и массу можно нарастить любым удобным способом. 

Определяемся с конструкцией

Самое основное: «калибр», количество и конструкция динамиков

Вариантов, естественно, море, но если брать крайние значения, то, скажем, сабвуфер с 8-дюймовым бумажным басовиком больше подойдёт для каких-нибудь настольных полочников, а если мы говорим про кинотеатр в большом зале, то тут явно речь должна идти о карбоновых или металлических диффузорах диаметром как минимум 10 – 12 дюймов.

REL 212/SE – особая конструкция для больших помещений

Акустическое оформление

Оно определяет тот объём воздуха, с которым контактирует диффузор сабвуфера в его корпусе.

Фазоинвертор — самый тривиальный вариант: с его помощью можно заставить басить относительно небольшой динамик в компактном корпусе, но придётся смириться с определёнными компромиссами в звучании, прежде всего с «сопением» – призвуками порта при прохождении по нему воздушного потока, а также с более резким падением АЧХ после частоты настройки порта, по сравнению скажем с закрытым АО. Результат воспринимается, «как гудение на одной ноте».

Пассивный радиатор — промежуточное решение, когда роль фазоинвертора выполняет ещё один динамик, но без магнитной системы. Это избавит нас от «сопения».

Самый музыкальный сабвуфер – с закрытым акустическим оформлением, но он же и самый громоздкий, сложный в расчётах и производстве и, как следствие – недешёвый.

Закрытый корпус для сабвуфера – самое «музыкальное» решение

 

Усилители

В качестве встроенных сабвуферных усилителей чаще всего используются модели. Первые – традиционные, этой технологии уже несколько десятков лет, и пожалуй единственный её недостаток – сложность с обеспечением сверхбольших значений выходной мощности. Его лишены модели класса D (на базе широтно-импульсной модуляции), но традиционные усилители, работающие по этому принципу, иногда обвиняют в недостаточной музыкальности.

 

 

Какие бывают сабвуферы

Характеристики «сабов» чётко показывают, чем они отличаются от обычных колонок:

  • частотный диапазон имеет искусственно установленные границы, обычно эта величина равна 40–200 гц;
  • изделие оснащается звукоизлучателем большого диаметра — например, у устройства для домашнего использования он составляет от 30 до 50 см.

Сабвуферы имеют простую конструкцию, но делятся на несколько видов: закрытые, открытые, активные и пассивные.

  1. Пассивные. Их конструкция очень проста. Имеют фильтр для обработки низких частот и динамик большого размера. Чтобы «раскачать» такое устройство потребуется усилитель. Устройство не способно выполнить обработку или преобразование сигнала.

    Пассивный сабвуфер.

  2. Активные. Для их работы не требуется дополнительный усилитель. В корпус устройства вмонтированы динамик и схемы для управления фильтрацией. Изделие способно обрабатывать и усиливать подаваемый на него аудиосигнал. Имеет существенное достоинство — активный сабвуфер легко установить в уже подготовленную аудиосистему.

    Активный сабвуфер.

  3. Закрытые. Имеют прочный корпус. Чаще всего закрытого типа бывают пассивные «сабы». Такие изделия обеспечивают хорошее звучание, не искажают аудиосигнал, не вызывают резонанса и реверберации. Однако, есть у них свой недостаток — чем больше диаметр установленного динамика, тем большая потребуется мощность для «раскачки» его мембраны.
  4. Открытые. Такой вариант устанавливают сразу в подготовленный корпус автомобиля, чаще всего в багажник. При таком варианте монтажа, устройство будет использовать весь объём салона, чтобы сформировать глубокие и сочные басы. Недостатком такого «саба» является то, что добиться качественного звучания достаточно сложно.

ВНИМАНИЕ! При использовании фильтрации, частотный максимум, которого позволяет добиться изделие открытого типа, составляет 100 гц.

Теперь дело за функционалом

Как и йогурты, не все сабвуферы одинаково полезны. Даже если не принимать во внимание качество их разработки и производство, они существенно разнятся по функциональному оснащению.

Выбирая саб, нужно иметь в виду, что придётся его подключать к основной системе. Поэтому обратите внимание на способы подключения, которые предусматривает та, или иная модель.

Коммутация, настройка и управление сабвуфером – практически неисчерпаемый источник разнообразия. Минимальный набор, который есть почти у всех:

  • Уровень сигнала
  • Частота и крутизна раздела
  • Регулировка фазы

Дальше начинаются различные опции: беспроводное подключение, параметрический эквалайзер, дистанционное управление (в том числе с помощью мобильного приложения) – все эти вещи по-своему полезны, но только в том случае, если вы умеете ими пользоваться.

Специальное мобильное приложение от производителя поможет без труда настроить сабвуфер для работы в любых условиях

 

Способы подключения сабвуферов к системе

Классический вариант коммутации кинотеатрального саба – подключение его к специализированному сабвуферному выходу на AV-ресивере. Все остальное сделает настроечный микрофон и встроенное в ресивер ПО, этот функционал сейчас имеется даже у самых бюджетных моделей.

Со стереосистемами малость посложнее – штатных вариантов подключения там не существует и всё зависит от изобретательности и опыта производителя сабвуферов, как именно он предусмотрел интеграцию своего изделия.

Существуют ли нетипичные методы подключения?

Ещё бы! Британская компания REL, один из патриархов сабвуферного движения, предлагает целых три варианта:

  • традиционный линейный
  • специализированный низкочастотный кинотеатральный
  • фирменный высокоуровневый

Для большинства сабвуферов реализуем только линейный способ подключения. Его REL считает наименее предпочтительным, предлагая использовать только в том случае, если для использования других вариантов нет технической возможности.

Вы всегда сможете выбрать для себя оптимальный способ подключения сабвуфера, если, конечно, производитель позаботился об этом

В высокоуровневом режиме сабвуфер фактически подключается к усилителю параллельно колонкам. Такой способ подключения обеспечивает идентичность поступления сигнала на все излучатели и слаженность их работы.

В кинотеатральном режиме используется специализированный вход канала низкочастотных эффектов LFE (Low Frequency Effects). Но есть возможность задействовать его параллельно с высокоуровневым, что, согласно заверениям производителя, дополнительно улучшит качество звучания.

Таким образом, сабвуферы REL способны не только отрабатывать низкочастотные спецэффекты, но и, одновременно, поддерживать басом основную акустику.

 

Кино, или музыка?

Если вы ищете сабвуфер для домашнего кинотеатра, то основными требованиями к нему должны стать развиваемая громкость и отсутствие посторонних призвуков. Ведь не зря все эти взрывы и прочие звуки называются «эффектами», и сабвуфер, в данном случае, выступает инструмент для их реализации.

Домашний кинотеатр требует от сабвуфера «эффектной» работы

Если же мы говорим про музыку, то там на первом месте выходит эмоциональность звучания, а значит оттенки, обертона и прочие тонкие материи. Для них важнее точность и честность, которые кроются возможно не в громоподобной мощности, но в деликатности и детальности. Проще говоря, сабвуфер в стереосистеме должен играть басовые ноты, а не гудеть на одной ноте и не громыхать. И проверить это можно только одним способом: послушать «потенциального кандидата» в салоне, где смогут создать условия, похожие на те, что имеются у вас дома.

 

Настраиваем басы в домашнем кинотеатре

 

Подключение активного сабвуфера через задние колонки

подключение сабвуфера через задние колонки

В автомобиле основное звуковое сопровождение идёт через фронтальные акустически системы. Тыловые динамики являются дополнительными, поэтому к ним часто под стыковывают низкочастотное устройство. Подключение сабвуфера через задние колонки обеспечивает нормальное воспроизведение басовых частот, при этом дополнительный усилитель не требуется. Подключение саба от задних динамиков зависит от конструкции устройства. На задней панели пассивной низкочастотной системы находятся две клеммы. Это плюс и минус низкочастотного динамика.Эти клеммы соединяются акустическим кабелем с соответствующими клеммами задних динамиков автомобиля. Низкочастотная система подключается мостом к плюсу и минусу разных каналов усилителя, как это показано на рисунке. Сечение медного многожильного провода должно быть как можно большим, так как это снижает сопротивление и потери при передаче сигнала.Подключение саба через задние колонки выполняется кабелем от 2.5 до 4.0 мм2.

Зачем нужен сабвуфер

Сабвуфер нужен для того, чтобы ваша акустическая система могла воспроизводить звук с частотой до 100 Гц. Естественно, что для этого необходимо организовать объемное акустическое оформление, что связано с довольно большой потерей свободного пространства. Даже несмотря на то, что чаще всего сабвуферы в автомобили устанавливаются менее мощные и их частота ограничена 60-86 Гц, эта система все равно занимает достаточно много места. Чтобы не допустить потери полезного пространства, в зависимости от модели автомобиля, сабвуфер можно расположить либо между задними сидениями, либо на задней полке автомобиля, либо же вовсе – разместить его под сиденьем. Однако, наиболее интересным и разумным местом для установки действительно мощного сабвуфера, который может обеспечить вашу акустическую систему поддержкой действительно низких частот, является багажник автомобиля.

Акустическая система в автомобиле

Сабвуферу самое место в багажнике

Учтите, что чем ниже частота звука, тем сильнее будет ослабление звука при отдалении от его источника, и это еще одна причина, по которой сабвуферу самое место именно в багажнике. Если габариты вашего авто позволяют разместить сабвуфер именно там, то у вас появится возможность установить низкочастотные динамики именно там, где они вам нужны и тем самым добиться именно того качества звука, который вам нужен. Конечно, бывают случаи, когда сабвуфер устанавливается в передней панели автомобиля, но это хоть и достаточно интересно с точки зрения звучания музыки, это достаточно проблематично с технической точки зрения, ведь такая установка будет более трудоемкой. И более того – это может повлечь за собой достаточно сильную переработку дизайна салона автомобиля, и даже отказ от каких-то удобств в пользу звучания музыки.

Сабвуфер в багажнике

Сабвуферный динамик

Динамик – это «сердце» сабвуфера, и именно под его характеристики подбирается или изготавливается ящик. Распространенная ошибка – это выбор динамика по мощности. На самом деле же указываемая мощность – это та, которую динамик может выдержать без повреждений в течение часа (RMS) или даже нескольких секунд (PMPO). Для таких методов измерения абсолютно не важно качество звука. А вы ведь собираетесь слушать музыку, а не рвать динамик? В таком случае мощность, которую реально можно будет использовать, будет гораздо меньше максимальной мощности по RMS, не говоря уже про PMPO. Как пример возьмем сабвуфер Hertz MP 300 D4.3 PRO – в его характеристиках указана максимальная пиковая мощность в 1,2 кВт, но непрерывная – только 600 Вт.

Тогда на что обращать внимание в первую очередь? Начнем с диаметра диффузора. Чем он больше, тем меньше нужна амплитуда для достижения одинаковой громкости, соответственно, меньше искажения на пиках. Классика для сабвуферов – это типоразмеры 10 и 12 дюймов.

 

Материал диффузора, однако, должен выдерживать приличное сопротивление воздуха. Поэтому бумажные диффузоры, как правило, устанавливаются на «подзвучивающих» сабвуферах небольшой мощности, поскольку, несмотря на высокую чувствительность и качественную проработку звука, бумажные динамики просто не выдерживают зубодробительный «тынц-тынц», а после армирования фактически теряют истинно «бумажный» характер звучания. Полипропилен из-за чувствительности к температуре и низкой жесткости остается уделом недорогой акустики, в топе же углеволокно и кевлар – материалы, позволяющие создать легкие, но очень прочные диффузоры высокого качества.

Металлический сабвуфер
Алюминиевые и титановые сабвуферы ориентированы в первую очередь на снятие максимального звукового давления, чем на качество звука – их место скорее на конкурсах, чем в повседневном автомобиле. Хотя высокие деформации для динамика и вредны, но небольшая их доля, «окрашивающая» звук, идет только на пользу, как это видно на примере диффузоров из целлюлозы. Металлическая же акустика звук передает «слишком» точно, да еще и с ярко выраженной точкой резонанса, что далеко не всем нравится.

Важная характеристика любого динамика – это его чувствительность. По сути этот параметр наглядно показывает, в какое количество децибел превратится 1 ватт подведенной к динамику электрической мощности. А, если учесть, какую мощность подают обычно на сабвуферы, даже небольшая разница в чувствительности выльется в огромную разницу в реальной громкости.

Косвенно чувствительность можно прикинуть по габаритам и мощности магнита: чем мощнее магнитное поле, тем больше сила, воздействующая на звуковую катушку при одинаковом токе в ней. Проще говоря, та же электрическая мощность даст больше звуковой – это правило действует не только для сабвуферов, а и для динамиков вообще.

Также важна частота резонанса – грубо говоря, именно выше нее динамик «играет», ниже точки резонанса же его чувствительность резко падает. То есть, скажем, 12-дюймовый динамик от гитарного кабинета, хотя и выглядит как настоящий сабвуфер, из-за частоты резонанса в пределах 100 Гц просто не будет нормально отыгрывать низкие частоты в несколько десятков герц.

Создать чувствительный динамик, не пожертвовав при этом ни мощностью, ни низким уровнем искажений – задача непростая, что определяет и стоимость сабвуферных динамиков. Если «средний класс» с достаточно приличным звуком начинается по цене от 3-4 тысяч руб. за один динамик (JBL, Pioneer, «младшие» Hertz), то в топе цены измеряются уже десятками тысяч рублей за Kicker, Ground Zero, Alphard, Morel. Готовые сабвуферы в корпусе стоят, естественно, еще дороже.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *