Практически все любители авто мечтают о хорошем звуке из колонок, но часто не знают, как этого добиться. Удивительно, но хватает всего одной вещи, которая улучшит их положение, – усилителя звука.
Усилитель звука – важная вещь при обустройстве аудиосистемы. Его нужно выбирать тщательно, учитывая множество разных критериев. Мы расскажем о том, какие именно усилители стоит взять для вашей машины.
Как подобрать усилитель к колонкам
Зачем нужны усилители?
Как правило, в большинстве магнитол имеются усилители, которые обеспечивают звук мощностью до 50 Ватт, но по факту из-за искажений получается меньшее значение. Как правило, итоговая мощность со стандартными усилителями равняется 20 Ваттам, но она может уменьшаться еще сильнее.
А вот установка внешнего усилителя совсем меняет расклад дела. С ним можно усилить звук до нужного уровня, и необязательно для этого покупать дорогую магнитолу. Лучше не экономить на усилителе.
Особенности
Основной задачей усилителей данного типа является усиление на головном устройстве выходного сигнала и распределение его по компонентам акустической системы.
- Возможность использования как в стерео режиме, так и в режиме стерео+моно.
- Наличие широкого набора фильтров (ФНЧ и ФВЧ), a также у некоторых автомобильных 4 канальных усилителей с ценой среднего и высокого диапазона встречается фильтр «Бандпасс» – это полосовой фильтр, позволяющий выделять полосу частот на определенную пару динамиков.
- B хороших усилителях с 4 каналами имеется переключатель входов, который подает сигнал с одной входной пары сразу на две. Это актуально при наличии у магнитолы только одной пары линейных выходов.
- Довольно часто такие модели усилителей используют в качестве главного и единственного усилителя, поэтому оснащение входами высокого уровня в них достаточно важно.
Критерии, которые важно учитывать при выборе усилителя
Класс усилителей звука для авто
Существует два основных класса усилителей, с которыми могут встретиться аудиофилы и любители «железных коней».
- AB-класс. Хорошее качество звука, надёжность, долговечность – все это можно отнести к данному классу. Однако минусов у него тоже полно. Но вот главных из них всего два. Первый – габариты сильно зависят от мощности. Чем мощнее усилитель – тем он больше. Второй – низкий КПД (до 60%). Оставшиеся 40% — просто тепло.
- D-класс. Является цифровым, можно найти в одноканальных усилителях, реже – в других. Данный класс имеет более высокий уровень КПД, низкое тепловыделение и малые габариты. Однако у этого класса качество звука ниже, чем у AB-класса.
Сделаем краткий итог по классам: за качеством звука обращайтесь к AB-классу, за громкостью звучания – к D-классу.
Кстати. Также есть классы A, B и C, но их мы рассматривать не стали — КПД у них низкий, а искажение в большинстве случаев очень большое. Их мы брать не рекомендуем.
Нужно понимать различия между двумя классами усилителей звука для автомобилей
Наличие кроссовера
Практически каждый современный усилитель оснащен кроссовером, с помощью которого можно исключать частоты, которые усиливаются снизу (High Pass Filter) и, например, оставлять только верхние. Или наоборот — обрезать те, что сверху (Low Pass Filter) и оставить только нижние. Обычно частоту срезу можно регулировать плавно. Кстати, некоторые модели позволяют умножать частоту на 10, благодаря чему получится поканально усилить звук без внешнего кроссовера. Особенно хорошо, если можно регулировать крутизну спада среза (например, 6,12,24 дБ).
Количество каналов усилителя
Есть еще один не менее важный момент, связанный со структурой усилителя, — количество каналов. От него уже идёт вся «пляска» с подключением определенного числа устройств.
Понять разницу несложно, но на всякий случай мы все же объясним.
- К одноканальным усилителям (как правило, D-класса) подключают сабвуфер, поскольку они способны работать при низких сопротивлениях. Если к такому усилителю подключать колонку, то от нее будет идти лишь бас, ничего больше.
- К двухканальным усилителям, как уже понятно, подсоединяют колонки. Однако через них еще можно подключить сабвуфер в режиме моста. Универсальные настройка – отдельный плюс такого рода усилителей. У них есть два режима – HPF и LPF. Первый отвечает за высокие частоты, второй – за низкие. Эти настройки крайне важны для сабвуфера.
- К четырёхканальным усилителям можно провести как колонки с сабвуфером, так и две пары колонок, но без второго. Бывали случаи подключения двух сабвуферов, но поверьте – так делать не стоит. Так можно «убить» усилитель.
Логично, что есть также трехканальные, пяти- и шестиканальные усилители, но их мы не рассматривали: дело в том, что используют их очень редко. Аудиосистемы, к которым подключаются такие усилители, практически не выпускают, а значит, лучше приобрести более распространенные варианты.
Краткий итог: если мало понимаете в устройстве таких приборов, но нужен хороший звук – берите четырёхканальный усилитель, ведь к нему можно подключать колонки с сабвуфером.
В соответствии с возможностями нужно выбирать нужное количество каналов на усилителе
Мощность и сопротивление усилителя
Как уже понятно из ранних утверждений, главный критерий – мощность. По ней подбирают наиболее подходящий усилитель звука. Однако есть одна загвоздка, незнание которой лишь затруднит сам процесс выбора.
Существует разделение мощности на номинальную и максимальную. Первая указана на упаковке или её можно найти в инструкции, но по факту она меняется с течением времени. Номинальную стоит учитывать, а вот максимальную — нет, её показатели далеки от реальности.
Разница между номинальной и максимальной мощностью временами бывает весьма значительной
Нужно помнить, что мощность усилителя должна немного превышать соответствовать мощность колонок, иначе последние просто сгорят.
Сопротивление – еще один показатель, из-за которого стоит внимательно выбирать усилитель. Оно должно совпадать как у динамика, так и у усилителя.
Сегодня на автомобильном рынке можно найти много брендов, но самые известные из них – это:
- Kenwood;
- Focal;
- Auditor;
- Alpine;
- DLS;
- Helix;
- Power Acoustic;
- Challenger.
Менее известные бренды лучше не брать – они завышают значение мощности, скрывая их реальные показатели.
Желательно не жалеть денег и брать хорошие варианты
Дополнительные критерии
Мы перечислили выше основные параметры, учитывать которые просто необходимо. Но есть и другие, обращать внимание на которые просто рекомендуется. Упомянем и их.
- Наличие вентилятора. Если он есть у усилителя, значит, служить устройство будет долго, к тому же производительность будет значительно выше.
- Наличие выносного регулятора громкости. Это удобно, если магнитола, к которой подключается усилитель, не оснащена возможностью регулировки громкости сабвуфера.
- Мостовое подключение (Bridge). Позволяет усилить мощность двух каналов усилителя.
Важно! Конечно, нужно обращать внимание и на производителя — мы рекомендуем приобретать продукцию только проверенных изготовителей техники. Некачественное оборудование при подключении в лучшем случае просто не будет работать. Немаловажна и цена: слишком дешевые варианты приобретать не стоит, как и отдавать слишком большую сумму только за бренд.
Конфигурация станции управления
FCU — Field Control Unit — модуль управления; NU — Node Unit — модуль узла расширения ввода-вывода; ESB Bus — Extended Serial Backboard Bus — шина для соединения FCU и NU; Optical ESB Bus — оптоволоконная шина для подключения узлов расширения; FIO — Fieldnetwork I/O — система распределённого ввода-вывода; N-IO — Network I/O — новая система распределённого ввода-вывода;
Дублированный блок управления
Duplexed FCU имеет дублированные модули CPU и блоки питания. Коммуникационные модули тоже могут быть дублированы.
Типы станций управления
Тип | Название | Модель FCU | Конструктив |
FFCS-C | FCS для N-IO* | A2FV50⃞ | Корзина |
FFCS-V | FCS для FIO | AFV30⃞ | Корзина |
AFV40⃞ | Шкаф | ||
FFCS-R | FCS для RIO** System Upgrade | A2FV70⃞ | Корзина |
⃞= S (single) или D (duplexed); * N-IO — Network I/O — новейшая система I/O; ** RIO — старая система I/O.
FIO
FIO (Fieldnetwork I/O) — система распределённого ввода-вывода.
Конфигурация FIO
Дублированный блок узла расширения
Duplexed NU имеет дублированные блоки питания и интерфейсные модули шины ESB.
Изолированные модули ввода-вывода для FIO
Модель | Название |
Аналоговые входы | |
AAI143 | 16AI 4..20мА |
AAV144 | 16AI -10..+10В |
AAI135 | 8AI 4..20мА |
AAT145 | 16AI TC/мВ |
AAR145 | 16AI RTD/POT |
Аналоговые входы с HART-протоколом | |
AAI143-H | 16AI 4..20мА |
AAI135-H | 8AI 4..20мА |
Аналоговые выходы | |
AAI543 | 16AO 4..20мА |
AAV544 | 16AO -10..+10В |
Аналоговые выходы с HART-протоколом | |
AAI543-H | 16AO 4..20мА |
Аналоговые входы и выходы | |
AAI835 | 4AI 4..20мА, 4AO 4..20мА |
Аналоговые входы и выходы с HART-протоколом | |
AAI835-H | 4AI 4..20мА, 4AO 4..20мА |
Импульсные входы | |
AAP135 | 8PI 0..10кГц |
Дискретные входы | |
ADV151 | 32DI =24В |
ADV159 | 32DI для ST3 |
ADV161 | 64DI =24В |
ADV169 | 64DI для ST6, общий минус на каждые 16 каналов |
Дискретные выходы | |
ADV551 | 32DO =24В |
ADV559 | 32DO для ST4 |
ADV561 | 64DO =24В |
ADV569 | 64DO для ST7, общий минус на каждые 16 каналов |
Дискретные входы и выходы | |
ADV859 | 16DI/16DO для ST2 |
ADV869 | 32DI/32DO для ST5, общий минус на каждые 16 каналов |
Турбомашинные входы и выходы | |
AGS813 | Servo Module |
AGP813 | High Speed Protection Module |
Неизолированные модули ввода-вывода для FIO
Модель | Название |
Аналоговые входы | |
AAI141 | 16AI 4..20мА |
AAB141 | AI 1..5В/4..20мА |
AAV141 | 16AI 1..5В |
Аналоговые входы с HART протоколом | |
AAI141-H | 16AI 4..20мА |
AAB141-H | AI 1..5В/4..20мА |
Аналоговые входы и выходы | |
AAI841 | 8AI 4..20мА, 8AO 4..20мА |
AAB841 | 8AI 1..5В, 8AO 4..20мА |
AAB842 | 8AI 1..5В/4..20мА, 8AO 4..20мА |
Аналоговые входы и выходы с HART-протоколом | |
AAI841-H | 8AI 4..20мА, 8AO 4..20мА |
AAI842-H | 8AI 1..5В/4..20мА, 8AO 4..20мА |
Импульсные входы | |
AAP149 | 16PI 0..6кГц для PM1 |
Импульсные входы или аналоговые выходы | |
AAP849 | 8PI/8AO |
N-IO
N-IO (Network I/O) — новая система распределённого ввода-вывода.
Конфигурация N-IO
Конфигурация N-IO отличается от конфигурации FIO тем, что к узлам NU добавляются узлы N-IO.
Блок N-IO
Один универсальный модуль входов-выходов
- 16 универсальных изолированных каналов ввода-вывода.
- Каждый канал может быть программно настроен на сигнал любого типа (AI/AO/DI/DO).
- Поддерживает протокол HART 7.
- Поддерживает дублирование (для пары модулей I/O).
Модель | Название |
A2MMM843 | Аналогово-цифровой модуль ввода-вывода, 16 изолированных каналов. |
Адаптер
- Встроенный преобразователь сигнала.
- Дискретность: одна точка ввода-вывода (16 разных адаптеров на одной базовой плате).
- Различные типы DI и DO: сквозные, импульсные, релейные и др.
Модель | Название |
A2SAP105 | Адаптер импульсного входа, 0..10кГц. |
A2SDV105 | Адаптер дискретного входа, =24В, сухой контакт. |
A2SDV505 | Адаптер дискретного выхода, =24В, источник тока 0,5А. |
A2SDV506 | Адаптер релейного выхода, =24В, сухой контакт 0,5А. |
A2SMX801 | Адаптер сквозного I/O сигнала. |
Базовая плата
- Поддерживает двойное резервирование.
- Три типа базовых плат:
- Под адаптеры.
- Под искробезопасные барьеры P&F.
- Под искробезопасные барьеры MTL.
Модель | Название |
A2BN3D | Базовая плата для адаптеров. |
A2BN4D | Базовая плата для искробезопасных барьеров MTL (Eaton). |
A2BN5D | Базовая плата для искробезопасных барьеров P&D (Pepperl & Fuchs). |
Клеммный блок
- Pressure Clamp Terminal.
- Spring Clamp Terminal.
Узел N-IO
Блоки (N-IO Unit) объединяются в узлы (N-IO Node) по шине F-SB. До 6 блоков N-IO подключаются к одному модулю интерфейса узла (Node Interface Unit).
Узлы N-IO подключаются к модулю управления FCU по шине N-ESB или Optical N-ESB.
Коммуникационные модули для N-IO/FIO
Модель | Протокол |
ALR111 | RS-232C, 2 порта |
ALR121 | RS-422/RS-485, 2 порта |
ALE111 | Ethernet |
ALF111 | Foundation Fieldbus, 4 порта |
ALP121 | PROFIBUS-DP V1 |
Последствия подключения неправильно подобранного усилителя
Неправильный выбор усилителя может как «убить» оборудование, так и обернуться просто тем, что оно не будет включаться. Рассмотрим разные варианты.
- Мощность усилителя выше, чем мощность колонок. В таком случае устройство будет работать, но громкость выкручивать на полную точно нельзя — диффузоры колонок такого не выдержат.
- Мощность усилителя равна мощности колонок. В целом, все нормально, но если вы включите максимальную громкость, будут слышны искажения, а на колонки усилителем будет подаваться постоянный ток, что может привести к их поломке. Лучше включать звук лишь на 50-70%.
- Мощность усилителя меньше мощности колонок. Если усилитель включен на полную, опять же есть опасность воздействия постоянного тока на колонки. Лучше включать неполную громкость.
Только правильно подобранный по всем критериям усилитель будет работать качественно
Важно и сопротивление. Если у усилителя оно меньше, чем у колонок, то последние, скорее всего, просто сломаются, поскольку не справятся с подаваемым сигналом. Если сопротивление обоих устройств равно, все отлично. А если сопротивление усилителя будет больше, мощность по итогу будет намного меньше реально возможной. Колонки будут звучать тихо.
Именно поэтому так важно обращать внимание сразу на несколько критериев — тогда вы и музыкой сможете насладиться, и технику не сломаете.
Выгодная покупка
Новый усилитель Alpine BBX F1200 – это мощность и качество от Alpine по очень привлекательной цене. Модель крайне проста в установке и подключается к любой системе.
Этот усилитель является отличным способом расширения автомобильной аудиосистемы при ограниченном бюджете.
Пара фильтров позволяет устанавливать частоты раздела в низком, среднем и высоком диапазонах, учитывая при этом характеристик динамиков, получая максимальную эффективность.
Благодаря эквалайзеру баса Alpine BBX F1200 можно получать максимум от системы и добиться мощного звучания.
- выходная мощность (макс.) — 600 Вт;
- усилитель класса AB;
- выходная RMS мощность – на 4 Ом: 4 x 70 Вт, на 2 Ом: 4 x 60 Вт ;
- выходная мощность соединение в мост RMS — 2 x 220 Вт.
Итоги
Наш список автомобильных усилителей был основан на различных критериях: оценках и отзывах реальных покупателей, технических характеристиках моделей, классах усилителя и так далее. Наши рекомендации могут помочь в выборе наиболее подходящего для вас варианта.
Да, процесс подбора усилителя звука труден и долог, но его лучше уделить ему достаточно внимания, ведь хороший усилитель может дать чистый мощный звук для вашей машины. Если хочется качественное и глубокое звучание – не нужно жалеть средств, но если денег не хватает – можно и среди бюджетных вариантов найти то, что вам нужно.
Лучшее качество
Мощный XM-N1004 — это модель автомобильного 4-канального усилителя от известно бренда Sony, обеспечивающая более чистый звук вашей акустической системы.
Конструкцией этого усилителя обеспечивается оптимальная циркуляция воздуха внутри корпуса и его охлаждение.
Встроенный низкочастотный фильтр направляет на встроенный сабвуфер только максимально глубокие басы, а высокочастотный — обеспечивает воспроизведение нот с помощью широкодиапазонной АС.
Встроенный стереоусилитель оснащен высококачественными аудио конденсаторами, выходными транзисторами и регуляторами для воспроизведения звука в высоком качестве.
- частотный диапазон: 5 — 50 000 Гц;
- соответствие сигнал/шум: 100 дБ;
- пиковая мощность на выходе: 1000 Вт;
- усилитель класса АВ.
Новейшие технологии
Устанавливать 4-канальный автомобильный усилитель JBL Club-704 можно в большинство моделей современных авто. При этом он эффективно усиливает фирменный звук от JBL. Для подключения к головным штатным устройствам модель оснащена высоковольтным входом и настраиваемыми кроссоверами. Новейшая линейка усилителей оснащена входами для систем ADAS и HALOsonic.
- Максимальная мощность — 1000 W.
- Отношение сигнала с шумом — более 85 дБ.
- Компактный дизайн;
- Переменные кроссоверы.
- Мощность 2 Ом: 4 х 100 Вт.
- Мощность 4 Ом: 4 х 70 Вт.
- Мощность через мост (4 Ом): 2 х 200 Вт.