Усилитель “Storm” на TDA7294
Этот усилитель я сделал несколько лет назад. Тогда у меня ещё не было никого металлообрабатывающего оборудования. Из инструмента были только маленькие тисочки, дрель, напильники, ножовка и небольшой мотор с полировальным кругом. Но хотелось сделать так, что бы всё выглядело профессионально. За основу была взята широко известная схема на микросхемах TDA7294 или TDA7293, никаких особых изменений не проводилось, кроме установки на входе плёночных конденсаторов и замены, рекомендованных разработчиками конденсаторов 22 мкФ на 47 мкФ. Работа заняла целый месяц, всё выпиливалось на кухне на коленках. Но оно того стоило.
Вот внешний вид усилителя:
Передняя панель сделана из двух слоёв алюминия. Нижняя отшлифована наждачной бумагой с керосином и потом немного добавлен блеск куском фланели с пастой ГОИ. Декоративная накладка тоже была отшлифована, но для придания её другого цвета, после шлифовки я погрузил её на десять минут в жидкость для прочистки труб «Крот». Это средство содержит в себе сильную щёлочь и придаёт алюминию белый цвет за счёт образования на его поверхности оксидной плёнки. Крышка усилителя изготовлена из стекла, обратная сторона которого покрашена чёрной краской и оклеена самоклеющиейся плёнкой для защиты краски от царапин. Такая отделка придаёт стеклу богатый внешний вид. Органов управления всего три: кнопка включения, регулятор громкости и селектор входов.
Ручки сделаны из обрезков алюминиевого прутка диаметром 35 мм. С обратной стороны сделана засверловка и в ней расположен светодиод, который подсвечивает риску на ручке. Риска представляет собой пропил ножовкой, в который впрессован кусочек оргстекла. Отдельно надо сказать о декоративных кольцах вокруг ручек управления: они тоже делались вручную и тщательно подгонялись. На этом снимке можно рассмотреть боковую стенку корпуса. Она сделана из плотно составленных угольников 10 Х 10 мм, и внешне напоминает радиатор.
А вот так выглядит усилитель с обратной стороны:
Все разъёмы приобретены в магазине. Имеются три входа и один выход, разъём питания и винтовые зажимы проводов акустических систем. Теперь посмотрите, как выглядит усилитель со снятой крышкой:
Трансформатор тороидальный, на 300 Вт, максимально удалён от входных цепей усилителя. Конденсаторы фильтра питания имеют ёмкость 20000 мкФ в каждом плече. Имеется вспомогательный источник с напряжением 12 В, для питания реле коммутации и индикации. Коммутация осуществлена на реле РЭС-9 с серебряными контактами. Микросхемы усилителя прикручены к массивному алюминиевому радиатору. Этого радиатора хватает для долговременной работы со средней громкостью. Для того, что бы они не перегревались, когда усилитель работает с полной мощностью, в днище установлен компьютерный вентилятор. Вентилятор, для снижения шума, питается пониженным напряжением. Он запускается при замыкании контактов термодатчика с биметаллическими контактами, отградуированными на 60 градусов. Я применил промышленный датчик, который встроен в радиатор снизу. Снимков его, увы, нет, а разбирать сейчас крайне не хочется… Теперь о трансформаторе.
Трансформатор наматывался в два провода и рассчитан на ток до 10 А при напряжении 24 В. Этого более чем достаточно для питания этих микросхем. Для его крепления отлично подошла сеточка от сливного отверстия раковины. В креплении трансформатора ещё есть некий нюанс… Это связано с человеческим фактором, в данном случае им был я сам. Когда я стал делать корпус, то высоту его определял самым высоким элементом, а им оказался трансформатор. Вот я и сделал высоту 65 мм. Только совсем забыл про то, что ещё есть днище корпуса, которое я сделал из оргстекла толщиной 6 миллиметров. В итоге, после сборки трансформатор возвышался над корпусом на эти самые шесть миллиметров… Пришлось прорезать в днище отверстие по размеру трансформатора и сделать как бы второе дно и углубление для него. Но это удачно скрылось высотой ножек усилителя. На снимках, где показано днище усилителя, хорошо это видно.
Питание усилителя включается кнопкой без фиксации с маленьким усилием нажатия, я просто не люблю силовые кнопки, при нажатии на которые сам аппарат сдвигается с места. Для этого была использована схема на поляризованном реле РПС-20.
Автор проекта: Валерий
, г. Санкт-Петербург
Не так уж часто российские производители балуют нас своей техникой. Конечно, на выставке «Российский Hi-End» можно увидеть достаточно интересных разработок, но выпускаемых пусть небольшими, но всё-таки сериями – раз, два и обчёлся. Сегодня мы будем слушать именно такой аппарат, который оказался необычайно интересным.
Кстати, здесь упомянут не случайно – компания AT Audio в лице её основателя Александра Трусова неоднократно участвовала в «Российском Хай-Энде» и в прошлом году была награждена дипломом нашего журнала. А в нынешнем году изрядная часть акустики на выставке демонстрировалась с усилителями AT Audio. Чем обусловлен этот выбор, станет ясно чуть ниже.
Расположенный в центре дисплей показывает уровень громкости и (Sic!) величину выходного сопротивления, которая ступенчато регулируется в пределах от +0,1 до -0,22 Ом.
Модель Esatto II (в переводе с итальянского – точный, правильный) выпускается в трёх модификациях в ценовом диапазоне от 250 до 750 тысяч рублей. Отличаются они, в основном, выходной мощностью и качеством комплектующих.
Наш экземпляр имеет мощность 2 х 100 Вт (8 Ом) и стоит 499 тысяч. Это тяжёлый – без малого 50 кг — и внушительный по габаритам аппарат с классическим для усилителя дизайном. Расположенный в центре дисплей показывает уровень громкости и (Sic!) величину выходного сопротивления, которая ступенчато регулируется в пределах от +0,1 до -0,22 Ом. При этом демпфинг-фактор на 8-омной нагрузке меняется от 80 почти до бесконечности, что и позволяет подобрать желаемый характер баса для любых акустических систем. Регулировки и переключения, включая коммутацию трёх линейных входов, доступны с пульта ДУ и осуществляются с помощью бистабильных реле Omron.
«Хороший усилитель в моём понимании при всей своей точности и детальности не должен располагать к анализу звучания, его задача — увлекать музыкой».
Суммарная ёмкость конденсаторов фильтра в каждом плече около 100000 мкФ, питание всех каскадов, в т.ч. и выходных, стабилизировано. Благодаря этому при уменьшении импеданса нагрузки с 8 до 4 Ом отдаваемая мощность возрастает со 100 до 196 Вт. Ток покоя выходных транзисторов 0,5 А, т.е. примерно до 4 Вт они работают в классе «А».
Конструкция усилителя абсолютно симметрична. В центре под толстым стальным кожухом спрятан мощный тороидальный трансформатор, платы каналов закреплены вертикально на внушительных теплоотводах. Конструкция универсальная – в зависимости от выходной мощности можно наращивать ёмкость конденсаторов фильтра и количество выходных транзисторов в каждом плече. Внутренние соединения выполнены медной моножилой диаметром 0,63 (входные цепи) и 1,7 мм (выходные и питающие), шлейфами подключены только платы защиты и индикации.
Пока система прогревалась, я попросил Александра немного рассказать о себе и своём усилителе.
— Почему вы решили заняться конструированием аудиотехники?
— В 1998-м, в период увлечения автозвуком, я познакомился с Дмитрием Свободой, организатором «Российского Хай-Энда» и впервые побывал на его выставке. Очень сильное впечатление тогда произвёл усилитель «Шторм» Александра Юрьева – это и дало первый толчок. Но особенный прогресс произошёл за последние три года, стало ясно, в каком направлении двигаться.
— И в каком же?
— Хороший усилитель в моём понимании при всей своей точности и детальности не должен располагать к анализу звучания, его задача — увлекать музыкой, оказывать эмоциональное воздействие. Но при желании чтобы даже в большом оркестре можно было расслышать каждый инструмент. Несколько лет назад мы поспорили с Дмитрием Свободой, что я сделаю быстрый и динамичный транзисторный усилитель с глубиной сцены, как у грамотного лампового однотактника. На прошедшей выставке он признался, что спор я выиграл.
— Как вы добивались глубины сцены и эмоциональности? Экспериментами с обратной связью?
— Любая, даже быстрая токовая ОС, не даёт желаемого эффекта. Объективные параметры улучшаются, но при этом ”съедаются” тихие послезвучия, которые в большей степени и определяют глубину сцены. Ведь что получается: отклик НЧ головки поступает на выход усилителя, захватывается петлёй ОС, которая начинает реагировать на то, чего в исходном сигнале не было. Отсюда зажатость, плоская сцена. В моих усилителях нет общей обратной связи, используются только местные. Кроме того, в звуковом тракте отсутствуют конденсаторы, он УПТ от входа до выхода. В развязках по питанию входных и драйверных каскадов нет электролитических конденсаторов, схемотехника позволяет обойтись плёночными .
— Выходные транзисторы биполярные или MOSFET?
— Латеральные MOSFET, не требующие температурной стабилизации. Они дают субъективно более глубокий бас, который ощущается даже на компактной акустике.
— Где делается железо и печатные платы?
— Детали корпуса фрезеруется на координатных станках с ЧПУ. Покраска – автомобильной полуматовой эмалью с керамической добавкой, получается очень прочное и красивое покрытие. Печатные платы заказываются либо в «Резоните», либо в SMT Service.
— Как избегаете фейковых комплектующих?
— Вся элементная база импортная, закупается у крупных и надёжных поставщиков. Шанс получить поддельные детали практически нулевой. Транзисторы подбираются в пары, операционные усилители в усилителе напряжения — в металлических корпусах стоимостью около 14000 тыс. рублей за штуку, такие не подделывают. Конденсаторы – Panasonic, Nichicon и даже Black Gate в зависимости от пожеланий заказчика.
Сначала кабелями Atlas Mavros Ultra мы подключили к усилителю акустику ATC SCM-40 – внушительные трёхполоски с закрытым оформлением. Запускаю «пристрелочный» диск Tutti [1] и, заинтригованный, вслушиваюсь в пространственную перспективу. Она и в самом деле необычна – симфонический оркестр чётко разделён на два ряда в глубину, угадываются и более отдалённые планы, хотя виртуальные образы в них размыты. Но это заметил уже мельком, поскольку внимание моментально переключилось на другой аспект звучания – невероятную живость подачи. Она была не просто точная, детальная и динамичная, а именно живая, я бы сказал даже с задором. Оркестр играл празднично и ярко, в непривычно прозрачной атмосфере. Лишь один момент портил всю картину – монотонный, словно раскаты далёкого грома, гул в области верхнего баса. Его удалось устранить подбором выходного сопротивления усилителя, но за счёт свободы и открытости нижнего регистра. Вдобавок, Александр был не в восторге от построения сцены – по его мнению, чётких звуковых планов должно быть больше.
После нескольких пробных рокировок ATC SCM-40 были заменены на Dynaudio Contour S3.4 LE, а медные Mavros Ultra — на серебряные Audio Note AN-SPX. Удалось подобрать и более подходящий силовой кабель для усилителя. Должен заметить, что Esatto II оказался на редкость чувствительным к подобным экспериментам – на каждую замену он отзывался новыми нюансами звучания.
Сцена растянулась в ширину настолько, что отдельные источники оказывались за пределами стереобазы.
Отстроенная вновь система показала очень любопытный результат. Сцена растянулась в ширину настолько, что отдельные инструменты оказывались за пределами стереобазы. Задний план ушёл в глубину, прихватив с собой часть виртуальных объектов из середины, которые уже чётко фокусировались и имели правильные пропорции. Изменился и общий характер звучания – оно стало строже, собраннее и точнее, особенно в области верхнего баса. Нижний регистр, наоборот, слегка расслабился, из-за чего подача не казалась чересчур сдержанной. И живость, отмеченная выше, органично дополняла общую картину.
Акустика чувствительностью 86 дБ не вызвала затруднений у усилителя даже на самых громких фрагментах, хотя разогрелся он довольно сильно. Не было ни окраски, ни жёсткости в верхнем диапазоне – звучание оставалось столь же ясным и насыщенным по всему спектру.
И всё же, есть ощущение, что Esatto II показал не весь свой потенциал – не исключено, что при такой чуткости к самым, казалось бы, незначительным изменениям в системе, можно было получить и более интересные результаты. И сама возможность адаптировать усилитель к характеру акустических систем и особенностям помещения — свойство очень важное.
КОМПОНЕНТЫ
CD-проигрыватель Naim CDX-2
Акустические системы:
- ATC SCM-40
- Dynaudio Contour S3.4 LE
Кабели:
- межблочные Atlas Asimi Ultra
- акустические Atlas Mavros Ultra, Audio Note AN-SPX
- сетевые Cardas Quadlink Power Cord
Музыка:
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
- The Rolling Stones, «Steel Wheels». Virgin, 1989
- Great Cover Versions. Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013
- Stanley Clarke, Al Di Meola, Jean-Luc Ponty, «The Rite Of Strings». Gai Saber, 1995
- Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2013
Акустика чувствительностью 86 дБ не вызвал ни малейших затруднений у усилителя даже на самых громких фрагментах.
Esatto II
Производитель: AT Audio (Россия)
www.at-audio.su
Линейные входы: 3 х RCA || Номинальная выходная мощность при сопротивлении нагрузки 8/4 Ом: 2 х 100/2 х 196 Вт || КНИ при номинальной выходной мощности: 0,034% (20 кГц) || Пиковый ток в нагрузке: 2 х 32 А || Выходное сопротивление: от 0,1 до –0,22 Ом || Демпфинг-фактор (8 Ом): от 80 до бесконечности || Фазолинейность (2 Гц – 20 кГц): -1 град. || Диапазон усиливаемых частот (+0/-1 дБ): 2 Гц — 1,2 МГц || Чувствительность: 1,6 В || Усиление: 30 дБ || Максимальная потребляемая мощность: 650 ВА || Габариты: 430 х 180 х 395 мм || Масса: 48 кг || Цена: 499000 руб.
Редакция благодарит сотрудников салон AVComfort Центр за терпение и помощь в проведении прослушивания.
поделиться
Tags: AT AudioATCAtlasCardasDynaudioEsattoNaim