Тест головок звукоснимателя Rega Bias 2, Rega Elys 2 и Rega Exact

Общей чертой и важной особенностью всех этих головок является то, что они хотя и относятся к ММ-типу не имеют привычной сменной вставки с иглой. Решение необычное и не самое, казалось бы, подходящее для бюджетных моделей, рассчитанных в том числе и на начинающих пользователей, но продиктовано оно конструктивными особенностями, и это остается принять как данность. Если последовательно разобраться со всеми нюансами, можно прийти к выводу, что к бюджетным смело можно отнести только модель Bias 2. Elys 2 скорее попадает в начальный/средний ценовой диапазон, а Exact — в тот диапазон, в котором можно найти немало головок в том числе MC-типа, да и среди ММ конкурентов будет предостаточно.

 

Все головки из нашего теста в первую очередь рассчитаны для установки на тонармы Rega, а последние, как известно, используют в качестве базового бюджетного варианта многие производители проигрывателей. Да и сама компания Rega выпускает немало вертушек, устанавливая на них только свои тонармы различных моделей, и для них головки приспособлены идеально, это относится как к весу, так и к размерам. А это важно, поскольку тонармы Rega имеют весьма условную регулировку по высоте, путем установки шайб-проставок. Регулировка получается усредненно грубой, что для многих головок, в случае использования сторонних моделей, критично скажется на качестве настроек и на звучании. С «родными» головками этой проблемы не возникает. Также на штатном тонарме удобно настраивать геометрию головки — крепления выполнены в виде отверстий, а не пазов, к тому же у моделей, кроме младшей Bias 2, есть третья точка фиксации — винт, позволяющий точно и четко зафиксировать головку в нужном положении, избегая возможных «разночтений», что опять же удобно для начинающих пользователей. Но если устанавливать головки на любые другие тонармы, кроме Rega, процесс настройки будет самым обычным, без каких-либо особенностей, но и без удобств. Ничего сверхсложного в установке я не заметил — разве что для тонармов с несъемным шеллом удобнее, когда головка крепится винтом, а не винтом и гайкой, как в нашем случае. Размеры и вес головок находятся примерно в диапазоне среднестатистических значений, и эти параметры проблем не вызывают. Больше из внешних пользовательских функций упомянуть особенно нечего, разве только то, что защитные колпачки для головок, хотя и идут в комплекте, на практике пользы не несут, так как держатся на головках очень слабо и как защиту их рассматривать не приходится.

На фото: тестируемые головки, начиная со старшей модели: Rega Exact, Rega Elys 2, Rega Bias 2. Внешние видимые отличия сводятся только к цвету пластикового корпуса.

Конструктивные различия производитель практически не раскрывает — у головок одинаковые внешне корпуса, различающиеся только цветом пластика, одинаковая масса, описание конструкции катушек и вольтаж на выходе. Первые две модели имеют эллиптическую заточку иглы, старшая же — заточку более сложную и острую. Из такого описания понять, в чем же заключается конструктивная разница между младшей и средней моделью, совершенно невозможно. Однако по звуку головки явно различны, поэтому основным будет тестовое прослушивание, а конструктивные особенности и тайны можно оставить на совести английских разработчиков и производителей.

Для теста использовался проигрыватель Scheu Analog Premier MKIII и тонармы SMЕ M2-12R и SME M2-12. По отношению к точности настройки головки показали разный результат — если младшая на искусственно созданные небольшие погрешности реагировала слабо, средняя лишь чуть-чуть более явно, то старшая модель оказалась весьма капризной и чувствительной к изменению параметров, будь то прижимная сила, VTA или антискейтинг. Если младшая модель и в некоторой мере средняя простят владельцу незначительные погрешности, со старшей это уже не пройдет. Хотя в любом случае максимально возможная точность и корректность настройки крайне желательны, так как дело не только в звуке, но и в том, что некорректно настроенной головкой можно повредить пластинку буквально за несколько прослушиваний. Также в тесте выяснилось, что всем трем моделям не очень подходят тонармы с явно большей эффективной массой, чем тонармы Rega (11,5—12 г). Выяснено это было экспериментальным путем, так как значение податливости иглодержателя производитель не указывает. И хотя на более тяжелых тонармах измеренная резонансная частота не выходила за пределы разумной нормы, на звуке все это сказывалось не лучшим образом. Основное тестирование проводилось на тонарме SME M2-12 с настройкой при помощи штатного шаблона, электронных весов и итоговой точной подстройки при помощи электронного аппаратноизмерительного комплекса и специального тестового диска. Тут же стоит отметить, что прирабатываются головки быстрее обычного — звук стабилизируется где-то после 20—25 ч прогрева.

 

По звучанию все три модели различаются, и различаются сильно. Младшая Bias 2 простовата по подаче. Есть хорошая ритмика и неплохая динамика, но тембрально подача упрощенная. Сцена неширокая, с неплохой глубиной, но образы скорее получались двухмерными, то есть очерченными, но не наполненными. Звучание напористое и чуть тяжеловесное. Правда, в нашей тестовой связке головка почти не показала грубовато напористого почерка, что обычно бывает в случаях, когда эта головка играет на «родных» проигрывателе и тонарме (тут, конечно, речь идет о младших моделях). По жанрам лучше всего прозвучала несложная рок-музыка. С одной стороны, была слышна вполне сочная и полновесная подача, с другой — нивелировались многие недостатки записи. Почти безразлично для головки состояние пластинки — даже диски VG можно слушать без явного дискомфорта. Еще плюс — услышать какую-то заметную окраску звука у меня не получилось. Для музыки более сложной, например акустических концертов, хорошо записанного вокала и тем более для музыки классической, этого звука будет недостаточно, в первую очередь из-за не самой высокой детальности и формализации тембральной подачи. Но для бюджетного тракта и потрепанной фонотеки, состоящей из не самой сложной для воспроизведения музыки, этого будет вполне достаточно. Средняя модель Elys 2 при схожем напористом почерке уже имеет ряд отличий. Детальность повыше, да и тембрально музыка звучит более разнообразно. Эмоциональный диапазон больше, более широкая и более прозрачная сцена. Но преемственность в звуке, несомненно, есть, так же как есть тяготение к музыке скорее брутальной, нежели изящной. Хотя спектр записей, которые можно с комфортом слушать, в случае Elys 2 заметно больше. А вот отношение к дефектам пластинок такое же снисходительное. И наконец Exact — вот эта головка меня удивила. Я ожидал схожести и одновременно каких-то улучшений, а звук оказался явно другим. Он намного легче, быстрее и сбалансированнее. Нет и намека на грубость или навязчивость. Напористость присутствует, но в целом звук аккуратный и многогранный, чуть-чуть яркий. Здесь я не услышал каких-то явных жанровых предпочтений. Тембральное разнообразие, детальность и фактурность звука — все имеется, и в немалом количестве. По трехмерности сцены, может быть, и есть небольшие нарекания, но все это уравновешивается подвижностью и пластичностью звука. Из особенностей, которые явно указывают на родство с младшими моделями, можно назвать только невысокую (но уже заметную) критичность к потрепанным пластинкам.

Виниловый проигрыватель Rega RP3 (Elys-2), статья. Журнал «Stereo & Video»

RP3 пришла на смену известной и давно выпускавшейся модели РЗ-24. Думаю, смену моделей можно назвать ожидаемой — до этого модельный ряд выпускался достаточно долго без каких-либо доработок. Что же изменилось, если рассмотреть проигрыватель в деталях?

Сохранить и прочитать потом —

Предмет нашего нынешнего обзора — новая модель английской компании Rega — проигрыватель винила Rega RP3. Обновление модельного ряда проигрывателей Rega началось некоторое время назад с младших моделей, и теперь RP3 пришла на смену известной и давно выпускавшейся модели РЗ-24. Думаю, смену моделей можно назвать ожидаемой — до этого модельный ряд выпускался достаточно долго без каких-либо доработок. Что же изменилось, если рассмотреть проигрыватель в деталях? Не так уж много, но и немало. Концепция легкого, простого по конструкции и в обслуживании проигрывателя осталась неизменной. Все тот же тонкий легкий стол из МДФ, те же резиновые нерегулируемые ножки-«стаканчики». Расположение мотора, конструкция подшипника и диска — эти узлы не претерпели изменений. Подшипник классический, неинвертированный, с бронзовым стаканом и опорным шариком. Субдиск пластиковый. Мотор, как и раньше, расположен очень близко к субдиску и передает на него вращение посредством тонкого круглого пассика. Блок питания вынесен в отдельный корпус, выполненный в виде вилки-адаптера.

 

В качестве опции можно использовать блок питания и управления ТТ PSU, что обеспечит, помимо собственно питания, еще одно улучшение — скорость вращения можно будет переключать, а не перебрасывать пассик на шкиве мотора.

Изучая корпус аппарата, сразу заметим одно важное изменение, точнее дополнение, в конструкции — между корпусом подшипника и основанием тонарма сверху и снизу стола установлены тонкие пластины из очень жесткого пластика. Пластины изготовлены таким образом, чтобы, с одной стороны, увеличивать жесткость конструкции в целом, а с другой — чтобы самим пластинам не стать проводником вибрации. Вероятно, этим объясняется и выбор материала, и наличие круглых отверстий в самих пластинах.

Диск проигрывателя, как и у предыдущей модели, изготовлен из стекла и комплектуется фетровым матом. Обойтись без мата вообще в данном случае будет сложно по причине того, что тонарм не имеет регулировки по высоте. Точнее, поднять-то его можно, используя опциональные, не входящие в комплект про-ставки, а опустить вниз нельзя. Кстати, о тонарме — на проигрывателе установлен новый тонарм RB303. Внешне он похож на своего предшественника. Впрочем, внешне все тонармы Rega во многом схожи и по конструкции, и по виду. Но различия есть. Первое, что заметно, — тонарм выглядит аккуратнее своего предка. Сложно сказать, почему именно. Может быть, дело в покраске, может быть, в чуть измененных пропорциях. Основные же черты остались прежними — тот же минимум доступных регулировок и направленность на использование головок Rega, тот же несъемный сигнальный провод без заземляющей клеммы. Хотя провод, надо заметить, толще, нежели на более старых моделях, и снабжен качественными разъемами. Плюсом тонармов Rega всегда была простота настройки, особенно со штатными головками, и неприхотливость в эксплуатации. Вообще каких-либо дорогих или двусмысленно-непонятных технологий в этом проигрывателе (впрочем, как и в прочих проигрывателях этого производителя, разве что за исключением верхних моделей) не найти — все лаконично, просто, вполне понятно, а настройка после извлечения из коробки занимает от силы 10 минут. Осталось сказать немного о головке. Rega Elys 2 — не новинка, головка выпускается достаточно давно. ММ-головка, с небольшим иглодержателем и эллипсной заточкой алмаза. Из отличий от большинства ММ-головок — отсутствие сменной вставки с иглой. Хотя и свой плюс у головки есть — она неприхотлива к настройкам, просто устанавливается на штатный тонарм,»в том числе и за счет дополнительной третьей точки крепления, и имеет достаточно большой запас прочности. Даже при прослушивании среднестатистически-изношенных пластинок, ни разу не видевших помывочной машины, прослужит головка дольше многих. В отношении прогрева и приработки головки можно сделать одно замечание, особенно актуальное для тех, кто приобретает свой первый проигрыватель винила. Во избежание разочарований лучше погонять какую-то ненужную пластинку хотя бы 20 часов, при этом ручку громкости усилителя можно поставить на ноль — непрогретая и неприра-ботанная головка звучит, мягко говоря, не очень.Но потом она выходит на рабочий режим, и тогда можно с удовольствием пользоваться проигрывателем по его прямому назначению.

С конструктивными особенностями разобрались. Пора слушать и выяснять, чем же звук новой модели отличается от модели предыдущей. По старой привычке я всегда начинаю прослушивание с джазовых записей. Для этого теста выбрал пластинки Oscar Peterson «Action», Eva Cassidy «Songbird» и The Vinny Golia Quintet «The Gift of Fury». Первое впечатление, по сравнению с хорошо знакомым звуком РЗ-24, — новый проигрыватель звучит стройнее, не так разухабисто и без столь знакомой игры мускулами. Звук более выверенный, чуть более ровный баланс между эмоциональностью и информативностью. Хотя, конечно, фирменный звуковой почерк, созданный и поддерживаемый основателем компании Роем Ганди, присутствует совершенно точно. Эмоции на первом месте, и эмоции яркие. С джазовыми записями проигрыватель справляется — басовито, напористо, эмоционально насыщенно. С открытой, пусть и не самой детальной серединой и достаточно неплохой подачей высоких частот. Аппарат расставляет акценты на основных тонах и воспроизводит их с некоторой бравадой, а вот послезвучия и тонкие детали уходят сильно на второй план — им внимания уделяется несколько меньше. Вокал чуть эмоциональнее и теплее, чем привычно слышать, но с неплохими пропорциями. Тонкая артикуляция и нюансы голоса не очень заметны, а вот настроение в целом передается ярко и недвусмысленно. Сцена: ширина есть, глубина тоже. Только пространство и воздух передаются несколько необычно, все чуть плотнее, объемнее и насыщеннее. Нет ощущения именно пустоты, пространства воздуха между инструментами и исполнителями. Все пространство чем-то да заполнено.

Послушав пластинку Eric Clapton «Slowhand» сделал вывод, что подобные небыстрые, но насыщенные записи больше подходят к этому тракту. Пластинка звучит ярко, фактурно и басовито. Потом я поставил несколько пластинок, не вошедших в основной тест. В результате сделал вывод, что поп-музыку, электрический блюз, инди, психоделику, панк и ему подобные гаражные истории аппарат играет наиболее охотно и удачно по сравнению с некоторыми другими жанрами. Сверхвысокая детальность и скорость для этого не нужны, а вот насыщенно-эмоциональная подача как раз к месту.

В качестве теста на электронный жанр послушал совершенно неклассифицируемую пластинку под названием ООIOО — звук на уверенную четверку. Чуть не хватает динамики и детальности, но в остальном хорошо. Впрочем, эта запись из разряда экстремальных тестов для тракта и далеко не всем проигрывателям она под силу.

Заканчиваю традиционно — классической музыкой. Пластинки Edvard Grieg «Lyric Pieces» и Haydn «Die Schopfung». У меня сложилось впечатление, что обновленный проигрыватель более благосклонен к классической музыке. Точности в звуке, скорости и детальности стало побольше, а эмоциональная окраска не так явно доминирует, нежели раньше. После еще несколько записей классической музыки, сделал вывод: конечно, классика, особенно большая оркестровая или хоровая, — не самый простой материал для этого проигрывателя, но и ничего сверхкритичного я не услышал, даже хоровые записи можно слушать, воспринимая и произведение, и исполнение, и запись, а не набор трудноразличимых сливающихся звуков.

Таким образом, обновление, несомненно, пошло аппарату на пользу. Все технологии вполне вписываются в минималистичную концепцию производителя, и изменения слышны. Это не просто косметический рестайлинг, а действительно технологические переделки, меняющие звуковые особенности в сторону большей универсальности звучания. Хотя, конечно, фирменный почерк проигрывателя можно угадать даже в слепом тесте — тут производитель остался верен себе.

 

ДОСТОИНСТВА
  • Простота сборки и настройки
  • Надежность в эксплуатации
  • «Всеядность» по отношению к состоянию пластинок
НЕДОСТАТКИ
  • Недостаточная детальность и некоторая излишняя эмоциональность

Подготовлено по материалам журнала «Stereo & Video», март 2012 г.
www.stereo.ruЭтот обзор прочитали 10 872 раза

 

 

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *