Сегодня я расскажу о трудностях, с которыми я столкнулся при ремонте электрофона «Akords 001» 1975 года выпуска. Возможно, кому-то статья сбережёт время, деньги и нервы. А кто-то просто порадуется, вспомнив один из первых советских электрофонов высокого класса.
Решение восстановить проигрыватель появилось после того, как я задумался, на чём бы послушать «метр с хвостиком» старых пластинок на 78 оборотов. Речь не идёт о реставрации, это просто возвращение функций электрофона.
↑ История аппарата
Приведу несколько цитат из Сети с моими пометками. Сначала электрофон позиционировался как первый класс, затем был переведён в высший, так как по многим своим параметрам, кроме ЭПУ ему соответствовал. Электрофоны «Аккорд-001-стерео» и «Аккорд-101-стерео» выпускались одновременно, по конструкции и характеристикам оба одинаковы и зачем это было надо, можно только догадываться.
Причины могли быть разными. На дворе стоял 1972 год, 55 лет Октябрьской революции, да и цена у высшего класса была больше, чем у первого. Но это только моё скромное предположение.
Электрофонов «Аккорд-001-стерео» было выпущено на порядки большее количество. «Аккорд-001» является первой в СССР моделью электрофона высокого класса. На международной осенней Лейпцигской ярмарке 1972 г. он был награжден Золотой медалью. Новый электрофон предназначен для высококачественного воспроизведения стереофонических и монофонических грампластинок всех форматов, в том числе и гибких.
В электрофоне имеются гнезда для подключения стереофонического или монофонического магнитофона, лампового радиоприемника или телевизора, транзисторного приемника и электромузыкального инструмента, радиотрансляционной линии, головных стереофонических телефонов. Оперативное подключение электрофона к различным внешним источникам звуковых программ или к собственному электропроигрывающему устройству возможно при нажатии соответствующей кнопки переключателя источников программ.
По многим электрическим и акустическим параметрам «Аккорд-001» отвечает требованиям ГОСТ 11157-65 на аппаратуру высшего класса.
ГОСТ 11157-65
За время выпуска электрофон претерпевал изменения. Было несколько основных модификации, каждая из которых была упрощённой версией предыдущей. Встречал мнение, что первая модификация, с работой автоматики от двигателя проигрывателя, производилась «Радиотехникой», а модификации с пружинно-рычажным механизмом — радиозаводами РСФСР. Все модификации I-ЭПУ-73С производились рижской «Радиотехникой».
Мой электрофон № 016202 выпущен в сентябре 1975 года рижским радиозаводом им. А. С. Попова.
По конструкции ЭПУ это вторая модификация. Автоматика выполнена на рычагах и пружинах, удалена 16-я, но присутствует 78-я скорость. По паспорту должна стоять головка ГЗУМ-73С, но фактически стояла ГЗМ-105. Первый хозяин головку не менял. Видимо, это переходная версия к последующей модификации.
В последней версии проигрывателя была упразднена 78 скорость, установлена штатная головка ГЗМ-105, фонокорректор собран уже на микросхеме (в предыдущих первой и второй версиях на германиевых транзисторах (на выходе пара Шиклаи на ГТ308Б + КТ315Б), удалены входы радио и трансляционной сети, убран предусилитель для радио (электромузыкальный инструмент уже не подключить).
Выход на наушники перемещён к разъёмам входов «Универсальный» и «Магнитофон», а задняя стенка выполнена из окрашенной чёрной краской ДВП.
Решение восстановить проигрыватель появилось после того, как я задумался: «На чём бы послушать «метр с хвостиком» старых пластинок на 78 оборотов?». Речь не идёт о реставрации, это просто возвращение функции электрофона.
↑ Механика I-ЭПУ-73С
Аппарат достался мне безвозмездно, то есть даром и был просто «мёртвый». При первоначальном осмотре было решено начинать с механики. Двигатель включался и работал, пассик был сильно растянут и проскальзывал, «запасной» пассик не подходил по размеру.
Штатный ролик был «отремонтирован» каким-то умельцем, узел переключения скоростей не функционировал, демпфер не работал и т. д. Решил, что если не удастся восстановить работу привода и автоматики (желательно, но не критично), то на этом всё закончится.
Все рычаги, пружины, демпфер были разобраны. Старая смазка превратилась в очень твёрдую плотную массу. Пришлось фотографировать узлы в первоначальном виде, чтобы потом собрать, разбирать на отдельные детали и отмывать в ультразвуковой мойке. В демпфере квадратные отверстия пластин из гетинакса превратились в круглые. Были изготовлены новые пластины из текстолита такой же толщины.
Фотографии разобранных узлов и пластин демпфера
Высоковязкой жидкости типа ПМС (полиметилсилоксан) для демпфера в нашем городке днём с огнём не найти. Купил на Авито ПМС с вязкостью 60000 в банке 100 грамм, хотя нужно от силы 3-5 грамм.
В разных источниках по обслуживанию и ремонту 1-ЭПУ-73С приводятся разные данные по вязкости ПМС в демпфере. ПМС 30000 (В.И. Дерябин, В. Г. Пониманский «Транзисторная радиола Виктория-001-СТЕРЕО», «Связь», Москва, 1975 г.) для первого варианта 1-ЭПУ-73С с работой автоматики от двигателя проигрывателя. В интернете встречается мнение, что в первом варианте 1-ЭПУ-73С не было демпфера. Это не соответствует действительности.
Привожу цитату из книги «Транзисторная радиола Виктория-001-СТЕРЕО»: «Скорость поворота звукоснимателя не зависит от скорости вращения диска ЭПУ, что достигнуто за счет применения пружины 35 и демпфера 36. Демпфер состоит из подвижных и неподвижных текстолитовых дисков, смазанных полиметилсилоксановой жидкостью марки ПМС 30000. Демпфер имеет снаружи зубчатое колесо, которое находится в зацеплении с зубчаткой толкателя 34 (рис. 4.56).»
Изображение механики 1 варианта ЭПУ.
Для второй и третьей модификации I-ЭПУ-73С с рычажно-пружинным механизмом — ПМС 75000 (И.Ф. Белов, Е. В. Дрызго «Справочник по транзисторным радиоприёмникам, радиолам и электрофонам», «Советское радио», Москва, 1979 г.), ПМС 100000 (В.И. Дерябин, А. М. Рыбаков «Усилительно-коммутационное устройство «Радиотехника-020-стерео» и электрофон «Аллегро-020-стерео», «Радио и связь», Москва, 1981 г.).
Изображение механики 2 и 3 варианта ЭПУ.
С новыми текстолитовыми пластинами и ПМС 60000 тонарм передвигался не так, как задумано. Быстро, просто стремительно, доходя до нужного положения над пластинкой, тонарм отскакивал назад, и начинал опускаться мимо края пластинки. После срабатывания автостопа, тонарм молниеносно возвращался на стойку. Снял с тонарма зубчатое колесо. В месте соприкосновения с зубчатым сектором, в пластике зубчатого колеса образовалась борозда, причём практически круговая.
Фото зубчатого колеса.
Не совсем понял, как в исходном, заводском варианте, зубчатое колесо крепилось к тонарму. Под рычагом, от которого идёт тяга к рычагу антискейтинга, стоит пружина. Что, зубчатое колесо прижималось к рычагу тонарма этой пружиной через фрикционную прокладку? Владельцы «некопанных» Аккордов, проясните ситуацию.
В моём случае зубчатое колесо было приклеено. Подложил под него шайбу толщиной 1 мм, чтобы зубчатый сектор соприкасался с зубцами, а не с выработанным местом и приклеил на эпоксидный клей. Стал искать ПМС с большей вязкостью. Конечно, можно пользоваться проигрывателем и в ручном режиме, но хочется удобства. Купил ПМС 250000, смешал с ПМС 60000 в пропорции примерно 1/3 к 2/3.
Оказалось сложным взять ПМС различной вязкости в необходимых пропорциях. После первой попытки и сборки демпфера, добавил в остатки смеси ещё немного ПМС 250000, потом ещё немного. И так до приемлемого результата.
Видео работы автоматики.
После второй сборки-разборки и удаления ПМС с пластин демпфера появляется автоматизм и работа ускоряется, но возникает и начинает усиливаться непреодолимое желание вручить каждому разработчику демпфера по золотой медали Лейпцигской выставки.
Рекомендованную для смазки оси диска, оси ступенчатого шкива и оси ролика молибденовую мазь ВНИИНП-242 я заменил на автомобильный ШРУС, масло индустриальное № 12 — на масло для смазки швейных машинок, остальные трущиеся соединения смазаны литолом.
Новый пассик из силикона заказан через интернет, размеры 162×5х0,85 мм. С роликом оказалось сложнее. Родной ролик был покрыт синтетическим уретановым каучуком, который, по отзывам владельцев подобных аппаратов, со временем превращался в кисель. Хотя отдельные владельцы на тех же форумах утверждают, что у них ролик до сих пор живой. Исключение из правил?
Фото «родного» ролика.
В настоящее время доступнее всего заменить вышедший из строя ролик на ролик от ЭПУ 2-го класса. Конечно, можно обрезинить старый ролик за 5 тысяч или отправить умельцу Terry в США за чуть дешевле.
Мне удалось раздобыть три ролика из чёрной резины, два б/у и один «новый», в смысле не использовавшийся. Опробовано несколько вариантов установки неродного ролика в проигрыватель. Наименее шумным оказался самый старый ролик от радиолы «Рекорд 311», которую мои родители покупали ещё в 70-х годах. Кроме относительно низких шумов, он ещё в отличие от «нового» ролика, быстро разгоняет диск до нужной скорости и стабильно держит обороты. «Новый» ролик медленно раскручивает диск и скорость «плывёт» во время воспроизведения, приходится регулировать.
При воспроизведении пластинки в «тихих местах», на вводной дорожке, в паузах между песнями, прослушивался шум ролика (рокот). В паспорте к I-ЭПУ-73С указывается, что относительный уровень помех от вибраций не хуже -46 дБ. Но это для нового ЭПУ с родным роликом из уретанового каучука. При этом шум немой дорожки стремится к -60 дБ (52 — 56).
Шумы немой канавки.
Поискал ответ в старых умных книгах.
Рокот — это низкочастотная помеха, создаётся вибрациями двигателя или других деталей механизма, которые через ряд звеньев в итоге передаются игле звукоснимателя. Вибрация от двигателя может передаваться игле звукоснимателя следующими тремя путями: насадка, промежуточный ролик, диск (путь а); подвеска двигателя, плата, диск (путь б); подвеска двигателя, плата, поворотная ножка, тонарм звукоснимателя (путь в).
На тонарм вибрации действительно приходят. Они прослушиваются при включенном двигателе, вращающемся диске (ручной режим) и не опущенном тонарме. Стал смотреть, как устроен тонарм. В одном руководстве обратил внимание на упоминание о демпфировании «подвеса». Разобрал свой тонарм, да какие-то резинки проложены, но они сильно просели и от времени стали жёсткими.
Фото старого демпфера подвеса.
Решил заменить на пористую резину, которую я использовал для демпфирования трансформаторов. Результат для меня был неожиданным. Эффект есть и на слух весьма приличный. Рокот ролика, который раньше прослушивался как гул, не исчез совсем, но сильно уменьшился. Судя по сравнению спектра записи немой канавки до и после, на -4 дБ.
После этого обратил внимание на родной мат. Он конечно выглядит прилично, но резине уже больше 40 лет. Выполняет ли он свою функцию? Дополнительный мат от Веги снизил уровень шумов немой канавки ещё на одно попугайское крылышко (-1 дБ).
Следует отметить, что получение низкого уровня рокота, отвечающего современным требованиям, в ЭПУ, имеющих в приводе диска фрикционный ролик (как в I-ЭПУ-73С), только путём улучшения его конструкции нерационально. Поэтому, как правило, уменьшение уровня рокота в ЭПУ с фрикционным роликом достигается соответствующим снижением на частотах ниже 50 Гц частотной характеристики предварительного корректирующего усилителя звукоснимателя, с которым работает данное ЭПУ (обычно это ЭПУ с магнитной головкой не самых высоких классов)
Для того, чтобы ролик правильно позиционировался относительно ступенчатого шкива, была изготовлена новая ось. Этот вариант оказался оптимальным.
Фото оси ролика.
В доставшемся мне проигрывателе узел переключения скоростей был деформирован, ручка плавной регулировки частоты вращения диска на 33 скорости сломана. Все эти неисправности пришлось устранять. Рычаги узла переключения скоростей отдал на лечение товарищу. Дополнительно прикупил в интернете ещё один узел переключения скоростей от подобного аппарата. Из двух узлов получился один рабочий. Пружина, уводящая ролик от соприкосновения со ступенчатым шкивом, ослабла от времени. Пришлось укоротить её на четверть витка. Ручку восстановил с помощью эпоксидного клея.
Фото ручки регулировки скорости.
После сборки всех узлов и включения проигрывателя я увидел, что диск имеет эксцентритет и на 78 скорости ощутимое биение. Пришлось договариваться о проточке и балансировке диска.
Фото диска.
Ступенчатый шкив проигрывателя тоже нуждался в замене. Бронзовая втулка подшипника скольжения была прилично изношена и не плотно сидела на оси, в результате чего, при включении, возникал интенсивный шум. Был заказан новый ступенчатый шкив из латуни.
Фото ступенчатого шкива.
Улучшение качества звучания проигрывателя Радиотехника-001
Возрастающие требования к качеству звуковоспроизведения приводят к тому, что аппаратура, еще недавно казавшаяся идеальной, сегодня нуждается в замене или радикальной переделке. В результате оптимизации узла привода и монтажа узлов ЭПУ автору удалось достигнуть низкого уровня шумов и помех при высокой верности звуковоспроизведения грамзаписи.
После ряда доработок ЭПУ разных моделей и экспериментов с проигрывателем “Радиотехника-001” (0-ЭПУ-82СК) автор этих строк пришел к выводу о целесообразности выноса его блока питания из корпуса на 1 ..1,5 м ближе к сетевой розетке. Обоснование такого решения приведено в предыдущих статьях [1, 2]
Блок питания размещают в отдельном корпусе. Провод от сети, подведенный к трансформатору, обрезают на расстоянии около 10 см от пайки и подключают к отдельному двухполюсному выключателю, установленному в блоке. Туда же можно встроить и индикаторную лампочку, которую запитывают от обмотки трансформатора 6 В.
В авторской конструкции использовано стабилизированное напряжение +15 В для питания узлов ЭПУ, а также напряжение 127 В с первичной обмотки трансформатора для питания тиратрона стробоскопа Остальные обмотки отключают, удалив плавкие предохранители в их цепях, кроме FU2 на 2 А (обозначение элементов согласно схеме в инструкции по эксплуатации ЭПУ).
Разъемы ОНЦ в цепях питания не используют, снимая напряжение +15 В непосредственно с контактов 3 и 4 платы стабилизатора, причем контакт 4 общего провода нужно соединить отдельным проводником с “массой» у разъема ОНЦ.
Блок питания соединяют с ЭПУ четырехпроводным кабелем, при самостоятельном изготовлении кабеля каждую пару проводов питания 15 и 127 В нужно свить. Ввод кабеля сделан слева на задней стенке ЭПУ, внутри цепи питания также проложены витыми парами.
Напряжение 15 В подается непосредственно на плату коммутации и управления, а провода к тиратрону проложены вдоль левой стенки корпуса через имеющийся в ЭПУ выключатель сети, так что при воспроизведении стробоскоп можно отключать.
Проигрыватель 0-ЭПУ-82СК обладает уникальной системой привода — от супертихоходного двигателя через эластичный пассик. Этот привод имеет относительно большое время разгона, но отличается низким уровнем низкочастотных вибраций и эффективной “развязкой” диска и двигателя. В блоке привода изменения коснулись ключей генератора.
Вместо транзисторов КТ315Б установлены КТ3102А, заменены и транзисторы КТ801Б: обе “тройки” подобраны с близкими параметрами (по h213). Все транзисторы работают без начального смещения (показанные на схеме ЭПУ резисторы R19, R24, R26 на плате отсутствовали и до переделки).
На тяговые характеристики привода заметно влияет емкость конденсаторов С13, С14, С15.
При их емкости около 1 мкФ средняя мощность на валу невелика и привод чувствителен к нагрузке, что делает невозможным, в частности, установку очистителя грампластинок.
В результате экспериментов установлено, что оптимальным является значение емкости 0,47 мкФ. Вместо этих оксидных конденсаторов установлены пленочные К73-17 на напряжение 63 В, подобранные по емкости с погрешностью не более ±1% (отклонение от номинала некритично).
Плата коммутации и управления перемещена на место удаленного блока питания и установлена над вентиляционными отверстиями, причем небольшую крышку, закрывавшую снизу вторичные предохранители, также необходимо удалить. На перевитые провода, ведущие к двигателю, натянута экранирующая оплетка.
Корпус двигателя заземлен через эту оплетку, а от панели он изолирован эластичными прокладками [1]. После настройки генератора и оптимизации разводки помехи от двигателя совершенно исчезли.
Провода внутри тонарма заменены на МГТФ 0,05 Для монтажа лучше использовать провод, изготовленный более десяти лет назад, в котором свойства изоляции уже стабилизированы.
Соединение головки звукоснимателя выполнено по четырехпроводной схеме витыми парами общий провод каждого канала разделен, экран головки электрически соединен с общим проводом одного из каналов (в головках с пятью контактами), а трубка тонарма отдельного заземления не требует.
Такие же короткие витые пары применены в “шеллах» (держателях головок) Для сохранения гибкости провода свивка на выходе из тонарма выполняется очень свободной, и провода образуют небольшую петлю, защищаемую от наводок экраном из жести.
Экран соединяют толстым монтажным проводом с “массой” (луженый контакт панели ЭПУ находится возле места выхода проводов из тонарма), к тому же контакту подпаивают заземление очистителя грампластинок, а также провод, идущий на вход внешнего предусилителя-корректора (ПК) или к клемме заземления УКУ Еще один отрезок провода соединяет самодельный экран с внутренним, штатным закрывающим выходные гнезда ЭПУ.
Разъемы типа ОНЦ удалены, а отверстия в корпусе использованы для ввода кабелей со штекерами RCA. Высококачественные золоченые гнезда RCA смонтированы на толстой пластине (оргстекло, гетинакс), закрепленной винтами в торцы посередине коробки штатного экрана. Таким образом, разъемы при подключении заглубляются в корпус, что позволяет установить ЭПУ близко к стене.
Две короткие витые пары соединяют гнезда с герконовым реле, что, в общем, не обязательно. Между ЭПУ и ПК использован кабель, отличающийся высокой помехозащищенностью и широкой полосой пропускания.
Уровень помех в модернизированном ЭПУ в основном определяется внешними причинами. В исходной же конструкции уровень помех -60…-70 дБ приводит не только к искажениям на пиках сигнала (обычно грешат на головку или пластинку), но и к повышению шумов звуковоспроизведения При проигрывании же грампластинок высокого качества на ЭПУ, описанном в [1], отмечены чрезвычайно низкие шумы
Проигрыватель полностью реализует все свои возможности с ПК, в котором применены фазолинейная коррекция и адаптивное согласование входа с любой головкой типа ММ при компенсации ее индуктивности (см [3]).
Совместно с таким корректором высокоуровневая головка ММ обладает преимуществами головки с подвижными катушками (МС), что позволяет достигнуть высококачественного воспроизведения грамзаписи недорогой головкой с эллиптической иглой.
Очень низкий уровень рокота ЭПУ позволяет отказаться от среза низ ких частот по кривой RIAA, установив в корректоре ФВЧ второго порядка с частотой среза 10 Гц, благодаря чему система будет эффективно воспроизводить весь частотный диапазон, вплоть до самого низкого тона органа (16 Гц).
Р.Кунафин, г. Москва. Р2001, 1.
Литература:
- Кунафин Р. Из опыта эксплуатации ЭПУ “Радиотехника-001”. Р1997, 5. с.14 — 16; 6, с.11, 12
- Кунафин Р. Hi-Fi за сто рублей? — Р1999, 9, с. 16, 17.
- Предусилитель-корректор класса High-End. — Р1998, 7, с. 5.
↑ Блок питания
Схема БП.
В блоке питания заменены электролитические конденсаторы. Ёмкость конденсаторов С1, С2 и С3 по 3300 мкФ. Увеличение ёмкости фильтра смысла не имеет, так как собственные шумы аппарата не превышают наводку от неудачно расположенного диодного моста, проводов, идущих от трансформатора к диодам и сглаживающего фильтра. При прослушивании музыки в наушниках, эти наводки слышно в паузах между песнями. Видимо, на старой элементной базе скомпоновать аппарат более правильно не удалось, а экранировать провода, диодный мост и сглаживающий фильтр не стали.
С минимальными затратами я избавился от этих наводок. Современный диодный мост на 4 А и конденсатор на 1 500 мкФ 50 В можно поместить под защитный кожух трансформатора.
Выпрямленное и частично сглаженное напряжение подаётся на штатный сглаживающий фильтр, расположенный на своём месте. Старые диоды Д242Б я просто отключил и оставил для антуража.
Не нашёл в блоке питания стабилитрон Д816А. Видимо ещё одно упрощение аппарата.
На конденсаторе С1 без работающего фонокорректора 23,5 В, подключение фонокорректора снизит напряжение на 5 В, до 18,5 В. Усилитель коррекции и первый каскад усилителя мощности потребляют примерно 30 мА, фонокорректор ещё 10 мА. Минимальный ток стабилизации Д816А равен 10 мА. Значит резистор должен быть не 510 Ом, а не более 270 Ом 2 Вт (0,97). Стабилитрон можно поставить вместо одного из не нужных теперь диодов. В хозяйстве такого стабилитрона не оказалось и я собрал параллельный стабилизатор на мощном p-n-p транзисторе.
Схема параллельного стабилизатора на транзисторе.
Стабилитрон собран из двух, включенных последовательно стабилитронов на 9 и 12 В. На выходе стабилизатора получилось 21,7 вольта. Резистор R1 собран из двух двухваттных резисторов по 510 Ом, R2 200 Ом.
Фото блока питания.
Усилитель Radiotehnika УП-001 (Радиотехника)
Switch to English регистрация. Телефон или email. Чужой компьютер. Советская аудиоаппаратура. Ремонтирую сейчас сей девайс. Достался он мне неисправным. В блоке питания был взорвавшийся кондер В общем заменил все электролиты, однако работать он все равно не захотел Грешу на них. Кто ремонтировал данный аппарат или просто ковырял его ради любопытства Не с того начинаешь A по напр. В обоих случаях дело в транзисторах стаба. Ага, все понятно. Там больше то и вылетать нечему.
Я перебрал данный пред конденсаторы, операционниики, почистил, смазал, выставил напряжение. В чём заключается вопрос, перестал работать левый канал подключен к с 70 При переподключении сигнала на любое входящее гнездо, проблема не исчезает. Также не исчезает при перемене штекеров местами на выходе всегда играет только правый канал. Кабели звонил, гнезда менял.
Видимых следов горения на платах не обнаружил. Подскажите советом что можно псмотреть. Операциооники менял, транзюки на плате телефонов проверял.. Пофлужу и тут называется. По блоку питания. Разъем XS3 соединяется с платой A входных усилителей — штырьки 5 напряжение минус 36, 5 вольт , 6 земля , 7 напряжение плюс 38 вольт на плате А.
Напряжения могут отличаться от указанного значения, но не очень сильно. В идеале они должны одинаковыми по величине например, 36 или Разъем XS4 соединяется с платой телефонов U2 — штырьки 12 напряжение плюс 16 вольт , 13 земля , 14 напряжение минус 16 вольт на плате U2. Указанные напряжения питают операционные усилители и должны быть одинаковыми по величине.
Отрицательное напряжение — 16 v подается на резистор R42 Ом и конденсатор фильтра С После резистора напряжение падает на 2 вольта и составляет минус 14 вольт. После резистора напряжение также падает на 2 вольта и составляет плюс 14 вольт. Если реле при включении усилителя щелкает — указанные напряжения замерять не нужно. Разъемы при измерениях не отсоединялись. Измерения производились относительно шасси. При неисправности микросхемы КУД1 в наушниках не будет слышен соответствующий канал и она греется.
Мне кажется, не нужно было перепаивать почти весь блок питания. Достаточно было замерить наличие соответствующих напряжений на выходе блока питания работающего усилителя и посмотреть величину пульсаций по осциллографу. Димон прав. Если один канал работает нормально — блок питания исправен. По прозвонке. Оба канала выполнены по одинаковой схеме. Поэтому достаточно сравнить пассивные элементы левого и правого канала при выключенном усилителе, а при включенном — замерить режимы транзисторов и микросхем.
С точки зрения ремонтопригодности усилитель — супер. Да и характеристики на уровне. Все-таки аппарат высшего класса. А это с форума. Спасибо Sbor Если есть скинь пожалуйста схему напряжений буду очень благодарен. Тарас , согласен с Вами, даже не стоит выпаивать транзисторы из платы, чтобы его проверить.
Всем привет. Что за фигня? Жека , Нет, это предварительный усилитель , а не усилитель мощности. Показать ещё сообщения. By continuing to browse, you consent to our use of cookies. You can read our Cookie Policy here.
↑ Фонокорректор
Схема фонокорректора.
В фонокорректоре пришлось заменить электролитические конденсаторы и несколько резисторов. В проигрывателе применены резисторы с разбросом +/- 10%. В одном канале в эмиттерах Т1-3 было плюс 10%, а в другом в эмиттерах Т2-Т4 — минус 10%. Решил заменить для порядка на более-менее одинаковые.
Настройка каналов по рекомендациям производителя. Резисторами R30 и R32 нужно выставить -3,65 В на коллекторах Т1 и Т2, подать сигнал 10 милливольт на вход фонокорректора и резистором R4 добиться одинакового напряжения ~1,2 В на выходе обоих каналов. В моём конкретном случае я подавал ~2,5 мВ, на выходе получил 308 мВ.
Когда работа по ремонту приближалось к концу, при воспроизведении пластинок пропал правый канал. Пришлось разбирать и искать причину. Дефект был «плавающим», то есть, то нет. В результате пропаял все выводы деталей фонокорректора, проверил прохождение и уровень сигнала в каналах и собрал обратно. Причина оказалась не в фонокорректоре, а в контактах переключателя входов ПКН.
Фото фонокорректора.
Принципиальная схема
Принципиальная схема усилителя Radiotehnika УП-001 представлена несколькими рисунками. Чтобы скачать схему или ее часть нажмите на рисунке правой клавишей миши , а потом пункт – Сохранить изображение.
Блок ступенчатых регуляторов.
Схема расположения модулей и компонентов в корпусе усилителя.
↑ Темброблок
Схема УК.
В темброблоке заменены электролитические конденсаторы. Конденсаторы 1-С1 и 2-С1 на 1 мкФ заменены на плёночные. Переменные резисторы «хрустели, шуршали» и теряли контакт. В закромах нашлись такие же б/у от «Веги-108» в кондиционном состоянии. Сильно шумел транзистор 2-Т2, его пришлось заменить на аналогичный.
Уровень сигнала ЛК и ПрК на выходе усилителя коррекции отличался в полтора раза. Ни каких регулировок в этом блоке не предусмотрено, всё настраивается в оконечных каскадах глубиной отрицательной связи. Я решил, что это не совсем правильно и выровнял сигнал подбором транзисторов Т-2 и Т-3.
При пробной записи с гнезда «МАГН.» обратил внимание на то, что происходит ограничение сигнала на отрицательной полуволне.
Изображение ограничение сигнала. Вверху до и внизу после переделки.
Ограничение начинается с определённого уровня. Возможно с 225 мВольтами на входе всё работает в штатном режиме. Но даже ГЗМ-105 со своими 3,5 — 5 мВольтами должна обеспечить больший уровень сигнала на выходе фонокорректора, примерно 420 — 600 мВольт? А как же CD — проигрыватель и другие современные источники сигнала? Попробовал записать непосредственно с выхода фонокорректора, искажений сигнала нет.
Пришлось моделировать эмиттерный повторитель на КТ315Г и пересчитывать номиналы резисторов. Рабочие номиналы резисторов эмиттерного повторителя R1 — 160 (162) кОм, R2 — 10 кОм, R3 — 110 (107) кОм, R4 — 6,2 кОм, R22 — 5,1 кОм. При h21э = 210, V = 12 В.
Ручки переменных резисторов пострадали от времени, пластик высох и потрескался. Пришлось колхозить, чтобы сохранить «родной» вид.
Фото ручек.
Радиотехника уп 001 подробные характеристики
Номинальный диапазон эффективно воспроизводимых частот не уже | 20 — 20000 Гц |
Номинальное выходное напряжение при номинальном сопротивлении нагрузки 10 кОм | 1 В |
Допускаемые отклонения частотной характеристики в диапазоне эффективно воспроизводимых частот относительно уровня сигнала частотой 1000 Гц для линейных входов/для корректирующего входа не более |
0.3 дБ 0.5 дБ |
Номинальная э.д.с. источника сигнала для линейных входов/корректирующего входа | 500 мВ — 5 мВ |
Коэффициент общих гармонических искажений в диапазоне частот от 40 Гц до 16000 Гц не более | 0.03 % |
Переходные затухания между каналами на частотах 1000 Гц/от 250 Гц до 1000 Гц не менее | 48 дБ — 38 дБ |
Отношение сигнал/невзвешенный шум относительно номинального выходного напряжения при установке регулятора громкости от положения максимум до положения, соответствующего уменьшению выходного напряжения на 20 дБ для линейных/для корректирующего входа не менее |
67 дБ — 58 дБ |
Отношение сигнал/взвешенный шум относительно номинального выходного напряжения при установке регулятора громкости от положения максимум до положения, соответвующего уменьшению выходного напряжения на 20 дБ для линейных выходов/для корректирующего входа не менее |
72 дБ — 63 дБ |
Минимальная э.д.с. источника сигнала, соответвующая номинальному выходному напряжению при установке регулятора громкости в положение максимум для линейных входов/для корректирующего входа |
200 мВ — 2мВ |
Пределы регулирования громкости не менее | 64 дБ |
Пределы регулирования стереобаланса не менее | 20 дБ |
Действие регуляторов тембра на частотах 100 Гц и 1000 Гц для подъема и спада АЧХ | 10 дБ |
Действие тонкомпенсации при регулировке громкости | 30 дБ |
Максимальное выходное напряжение при установке регулятора громкости в положение максимум не менее | 3 В |
Затухание, вносимое ограничивающими фильтрами | 12 дБ |
Ступенчатое ослабление выходного напряжения | 20 дБ |
Напряжение на выходе для подключения стереотелефонов при номинальном выходном напряжении | 0.5 В |
Потребляемая мощность не более | 15 Вт |
↑ Оконечные усилители
Схема УНЧ.
Заменены электролитические конденсаторы. Конденсаторы 1С-8 и 2С-8 по схеме должны иметь ёмкость 2 000 мкФ, по факту 1 000 мкФ. Заменены на конденсаторы 1 500 мкФ, имевшиеся в наличии.
Проведена настройка по рекомендации производителя. Резисторами 1R-7 и 2R-7 нужно выставить на коллекторах 1Т-6 и 2Т-6 половину напряжения питания. На вход, к которому подключается фонокорректор, нужно подать 225 милливольт 1 кГц. Резисторами 1R-5 и 2R-5 выставить на выходе УНЧ ~6,9 вольта на нагрузке 8 Ом (это номинальная мощность 6 Ватт).
Рубрика: Предусилители корректоры
Предусилитель-корректор, изображённый на Рис.1 имеет следующие характеристики: Коэффициент усиления на частоте 1 кГц, дБ ..37 Отношение сигнал-шум, дБ…………………….…72 Коэффициент гармоник, %……………………………..0,05 Максимальное выходное напряжение, В……….5 Минимальное сопротивление нагрузки, кОм….150 Потребляемый ток, мА ………………………………18 В результате применения на входе корректора усилительного каскада на полевом транзисторе VT1 коэффициентом усиления 14 дБ, имеющего низкий уровень шумов, можно уменьшить коэффициент передачи каскада на операционном усилителе ( ОУ ) DA1 до 23 дБ на частоте 1 кГц. Это увеличит отношение сигнал-шум в 2-3 раза по сравнению с аналогичными устройствами, выполненными на одном ОУ.
Цепь R11,C8 выравнивает АЧХ тракта головка звукоснимателя – предусилитель на высоких частотах. В зависимости от применяемой головки конденсатор С8 может быть увеличен до 2700 пФ. Операционный усилитель К140УД6 можно заменить на любой другой ОУ с цепями коррекции, обеспечивающими устойчивость при единичном усилении. Налаживание предусилителя-корректора заключается в подборе резистора R4 до получения на истоке VT1 напряжения 12 В. Предусилитель-корректор, АЧХ которого формируется RC-цепями, включёнными в контур ООС, имеет существенный недостаток – указанный способ формирования АЧХ не позволяет получить одинаковую глубину ООС в диапазоне звуковых частот, что увеличивает нелинейные искажения и ухудшает динамические характеристики. От этого недостатка свободен другой способ построения предусилителя-корректора, основанный на использовании для формирования АХЧ RC-цепей, вынесенных их контура ООС ( пассивная коррекция ). Схема предусилителя-корректора с пассивной коррекцией приведена на Рис.2. Корректор имеет следующие параметры: Номинальное выходное напряжение при использовании головки ГЗМ-003 и амплитуде колебательной скорости 10 см/с, мВ………..440 Отношение сигнал-шум, дБ…………………………………………..70 Отношение гармоник, % ………………………………………………0,15 Максимальное выходное напряжение, В ……………………5 Минимальное сопротивление нагрузки, кОм ……………..10 Потребляемый ток …………………………………………………………40 Для формирования АЧХ используются цепи R8, R10, C3; R16, C5, R21, C8. Транзисторы VT1 – VT5 подбирают перед установкой в схему по начальному току стока, который должен составлять: для VT1 1,1…1,3 mA; для VT2, VT5 5,5… 7 mA; для VT3, VT4 13 …15 mA.
Налаживание предусилителя-корректора заключается в контроле напряжений на стоках VT1-VT4 и на истоке VT5.В случае их отличия от указанных на схеме более чем на ±10% производят регулировку подбором резисторов R4, R7, R15, R20
В.В Орлов «Применение полевых транзисторов в усилителях звуковой частоты», Москва « РАДИО И СВЯЗЬ», 1990 г., стр. 15-16
↑ Картридж, игла
Исправную головку ГЗУМ-73С найти просто нереально. Унифицированные элементы крепления головки позволяют использовать головки заграничных образцов, например, типа «Shure». В любом случае был нужен новый картридж со сменной иглой на 78 оборотов.
Один из бюджетных вариантов — это Audio-Technica 3600. На Ebay продаются китайские клоны за 700-900 рублей вместе с доставкой. На игле на 78 оборотов сэкономить не удастся, продавцов мало, доставка дорогая. Я купил головку Audio-Technica CN5625AL, стоит в полтора раза дороже китайского клона АТ 3600, иглы те же, на упаковке гордая надпись «Сделано в Японии». Картридж продаётся вместе с крепёжными винтами, что очень удобно.
Игла на 78 оборотов сделана в Швейцарии Franstiel Corp. A LKG Ind. Co. Информация об этом производителе от пользователя Garrard201 с сайта audiokarma.org.
Pfanstiehl was bought in Nov. 2000 by Ferro Chemical (or as I call them, Satan). They are based in Cleveland, and apparently bought the labs in Waukegan solely for the cheimcal works, etc… no phono/audio support anymore. : (I thought of this today when I found my 3 main Pfanstiehl catalogs, from 1974, 1984 and 1997. They all said «these will NOT be reprinted» on the front, as they all had different info, and sure enough, I guess they won’t be!
Иглы отличаются цветом, игла на 33 и 45 оборотов жёлтая, на 78 оборотов — зелёная, радиус заточки 3 Mil.
Фото картриджа и иглы.
Кому интересны более продвинутые варианты картриджей, позволяющих воспроизводить пластинки на 78 оборотов, могут посетить сайт esotericsound.com (см. внизу полезные ссылки).
↑ Сравнение параметров ГЗМ-105 и Audio-Technica CN5625AL
По своим заявленным параметрам головки не сильно отличаются. Сложилось впечатление, что картридж Аudio-Тechnica CN5625 упрощает звук. Перкуссия, колокольчики, треугольники, тарелочки, призвуки и послезвучия — не его профиль, он их старается проглотить. Стереокартина «узкая», между колонками, жмётся к середине. Звук не увлекает и не зовёт в светлое далёко. Может быть я слишком придираюсь к недорогому картриджу?
Встречал мнение одного владельца подобного картриджа (metrofarm, форум vinylengine.com), он считает, что картридж нужно использовать с прижимной силой 2,5 — 3 г. На 78 оборотах (прижимная сила 3 г) ситуация с Audio-Technica CN5625 улучшается, звукоизвлечение становиться более естественным. Сцену строить не нужно, звук — моно, и полоса воспроизведения уже.
Ложечка дёгтя.
Вес новой головки 5 грамм, а тонарм проигрывателя рассчитан на работу с головками весом от 7 грамм. Пришлось делать утяжелитель, пластинку из латуни весом в 3 грамма, иначе не настроить тонарм. Так же пришлось заменить провода подключения головки, из четырёх старых, два не звонились.
Фото пластины и проводов.
↑ Разъёмы
Старые разъёмы для подключения колонок заменены на DIN 41529 для громкоговорителей. Разъёмы для подключения входов DIN 41524 оставил старые. Установка других разъёмов для подключения источника сигнала потребует переделки задней панели, проще сделать переходник с разъёма DIN 41524 на RCA или купить готовый на Али.
Фото разъёмов и переходника.
Линейного выхода у электрофона не предусмотрено, но есть возможность записи с грампластинок через гнездо «МАГН.». ЛК — 1, ПрК — 4, земля — 2. Сигнал идёт с эмиттеров 1-Т1 и 2-Т1 блока УК (усилитель коррекции).
Старинный романс «Всегда и везде за тобою».
В СССР первые долгоиграющие грампластинки выходили со скоростями вращения 78 и 33 об/мин. Увеличение продолжительности первых было достигнуто за счёт сужения дорожек, рассчитанных уже не на патефонную мембрану, а на лёгкий электрический звукосниматель, но всё равно время воспроизведения одной стороны не превышало 7 минут… С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33⅓ об/мин стали сокращаться тиражи обычных патефонных (78 об/мин), и к концу 1960-х годов их производство было окончательно свёрнуто (в СССР последняя патефонная пластинка выпущена в 1971 году). Википедия
Долгоиграющие пластинки на 78 об/мин прожили недолго и видимо выпущено их было не так много. Ведь в СССР долгоиграющие пластинки на 33 об/мин стали выпускать уже с 1951 года.
Образец одной из долгоиграющих пластинок на 78 об/мин. Интродукция и рондо-каприччиозо.
Да, пластинки действительно старые и хорошо послушанные неправильными иглами. Мытье практически не помогает снизить посторонние шумы. Можно воспользоваться специальными программами для устранения треска и щелчков или слушать так.
↑ Итоги
Восстановление работоспособности старой аппаратуры — затратное мероприятие. Даже если внешний вид сохранился в приличном состоянии, необходимы токарные работы, покупка запчастей и расходных материалов. Придётся потратить время на поиски документации и много времени на ремонтно-восстановительные работы и регулировку. Часть проблем не описана в руководствах по ремонту и регулировке, вам придётся решать их самому.
Если вам хочется просто послушать старые пластинки, то это можно сделать гораздо проще. Энтузиасты проделали большую работу по оцифровке музыкального наследия и бескорыстно делятся с нами плодами своих трудов. Нашёл в интернете подборку из 598 композиций, оцифрованных с пластинок на 78 оборотов в формате *.flac. Многое из этого было и у моих родителей, я слушал эти пластинки в детстве. Есть несколько сайтов, где выложены в свободный доступ оцифровки старых пластинок на 78 оборотов. Хочется закончить словами Ильи Кормильцева: «Эта музыка будет вечной!».
↑ Литература
1. «Радио» № 11, стр. 25-28 и № 12 стр. 47-48 1973 год. 2. В. И. Дерябин, В. Г. Пониманский «Транзисторная радиола Виктория-001-СТЕРЕО», «Связь», Москва, 1975 г. 3. И. Ф. Белов, Е. В. Дрызго «Справочник по транзисторным радиоприёмникам, радиолам и электрофонам», «Советское радио», Москва, 1979 г. 4. В. И. Дерябин, А. М. Рыбаков «Усилительно-коммутационное устройство «Радиотехника-020-стерео» и электрофон «Аллегро-020-стерео», «Радио и связь», Москва, 1981 г. 5. Электропроигрывающее устройство I-ЭПУ-73С.
↑ Полезные ссылки по теме
1. Ссылка на калькулятор вязкости смеси 2. Умелец Terry (резиновые ролики) 3. Как избежать ограничения сигнала в эмиттерном повторителе с емкостной развязкой нагрузки. 4. Калькулятор Common Collector Amplifier 5. Варианты картриджей, позволяющих воспроизводить пластинки на 78 оборотов 6. Более 116 000 зарубежных записей с пластинок на 78 об. 7. Большое количество отечественных записей с пластинок на 78 об.
Спасибо за внимание!
Добавляем Bluetooth в Усилитель Радиотехника У-101-стерео
Под катом небольшая история о модификации усилителя, в виде добавления Bluetooth модуля. История началась очень давно, после покупки тюнера радиотехника т101, я загорелся идеей собрать не полный комплект, но хотя бы минимальный набор из тюнера, усилителя и проигрывателя винила. Последний конечно стоил конских денег, барыги на авито просят от 5 тысяч за экземпляр который не подает признаков жизни, а так же голоса. С усилителем все оказалось проще, еще живой в какой-то мере агрегат начинается от 2 тысяч рублей. В целом 2 тысячи не много, но не за советский усилитель для широкого потребителя, в котором кто-то покопался так же как в тюнере который достался мне ( конденсаторы в нем были заботливо заменены на японские и слава богу вроде бы, но паяли кажется тем же советским паяльником, поэтому половина дорожек была оторвана и заботливо держалась на выводах тех самых конденсаторов.)
Поиски велись каждый день минут по 5 по запросу электроника, и как оказалось не зря! Жарким августом был замечен лот из радиолы и усилителя, без каких либо заметок о том что это радиотехника. Основное фото — старое радио в деревянном корпусе и с поломанной ручкой, но что-то привлекло меня, открыть объявление. Внутри был усилитель, бит, крашен, не рабочий, но тот самый желанный радиотехника, по цене 300 рублей. Быстро договорившись с продавцом, я принялся ждать вечера, дабы забрать сокровище =) Время пролетело быстро, Встретившись с продавцом я пошел в сторону дома, кто же знал что усилитель большой и тяжелый, а погода в течении 20ти минут из небольшой облачности превратилась в полноценный дождь. До автобуса бежал примерно так.
Дома усилитель встал на полку, где был мгновенно оккупирован котом, теплая но уже полупроводниковая техника греет души любого живого существа.
Я в то время сел за схемы и формирование заказа с кучей конденсаторов, почти все — Jamicon, в общем счете 53 конденсатора с учетом запаса по 1-2 штуки на каждый вид, просто для перестраховки, а так же для возможности выбора, если какой-то из кондеров с проблемами.
Процесс перепайки не фотографировал, занял он примерно 2 часа, а так же значительное кол-во нервных клеток. Мне попался достаточно старый агрегат, у которого дорожки были больше похожи на сопли, но TS100, низкая температура и аккуратная пайка сделали свое дело, сорвано 0 дорожек, все кондеры встали на свои места аккуратно и как родные. Из интересного стоит приметить конденсаторы в выпрямителе, они просто огромные, на их фоне, современная замена была раз в 3 компактнее, и смотрелась на плате достаточно одиноко.
Кажется я немного убежал от заголовка, так вот, bluetooth! Тут все было достаточно просто, кабель 3.5мм на советский 5пин у меня был, но бегать и соединять телефон с усилителем просто было лень, внешний BT модуль требовал второй розетки, а так же любил пошуметь от блока питания на 5V, непорядок!
Сам BT модуль aliexpress.com/item/32945255089.html Если кратко то впечатления положительные, без проблем работает с Iphone и Android, звук приемлемый за 110 рублей, при питании от аккумулятора, никаких шипений и посторонних шумов, китайская тетка говорит только о низком заряде батареи ( если напряжение питания примерно ниже 2.7-2.8в), остальные звуки соединения включения разъединения итд, все пилики. Сейчас есть его обновленная версия с Bluetooth 5 а так же с кнопками, mysku.ru/blog/discounts/76439.html сам не пробовал так что про новую версию ничего сказать не могу.
Инкрустацию новой платы начал с разборки. Процесс честно говоря не простой, усилитель большой и тяжелый, а столы сейчас делают маленькие, советскому усилителю подавай советский лакированный стол!
Вид снизу после снятия крышки из двп, слева можно заметить чужеродный провод, который работал как временное решение ранее.
Сверху все почти по феншую, разве что выделяется предохранитель на красных проводах. Стоковое место установки предохранителя было заботливо сломано прошлым владельцем, и ремонту не подлежит. Совсем беззащитным, оставлять устройство не хотелось, поэтому был произведен легкий колхозинг.
Провода на разъёмы колонок, прошлый владелец так же удачно подрезал, выведя наружу какой то судя по виду советский сетевой кабель. Благо все получилось вернуть на свое законное место. Еще можно приметить обновленные конденсаторы в системе питания, они действительно крошечные в сравнении с оригиналом. Оригинальные конденсаторы, мультиметр замерить не смог, ну разве что в режиме сопротивления.
Основной набор деталей таков. Про Bluetooth приемник я говорил выше. Основной блок питания на 12v 200mA, на него есть обзор от Kirich — mysku.ru/blog/china-stores/36705.html Так как модуль приемника питается от 5в а наш бп выдает 12, в схему добавляется линейный преобразователь AMS1117 5.0 а так же пара конденсаторов.
Первым делом была собрана линия питания. AMS117 был припаян на медную полоску для чуть большей площади рассеивания тепла, а к самой микросхеме припаяны конденсаторы. 35v 220мкф на входе, и 50в 22мкф на выходе.
На выходе 5в и минимальные пульсации. Часовой тест при токе 100мА текущая схема выдержала.
тестирование с Bluetooth приемником так же не вызвало вопросов, никаких шумов нет, поэтому преобразователь и конденсаторы были затянуты в термоусадку, а я перешел к примерке.
Места в усилителе в целом достаточно. Достаточно на столько что можно вместить еще один мощный импульсный бп ватт на 200, а так же пачку усилителей на TDA, которые ровным слоем могут быть накручены на раму для лучшего охлаждения. В нашем же случае все вместилось так же без проблем. Блок питания будет стоять у трансформатора, парой проводом его напряжение придет до приемника который находится впритык к плате входных разъемов.
Просто так голые платы оставлять не интересно. Решил напечатать корпуса. За основу взял коробку для mt3608 www.thingiverse.com/thing:3643057, бокс прост универсален и легко модифицируется в 3dx max до нужных размеров.
Первым делом я загружаю все части модели в макс.
Далее замеряю предмет для которого нужен корпус, и по нему создаю тело тех же размеров, бп простой бокс.
Далее ставлю крышку ровно над основным боксом, выделяю точки одной из сторон, и вытягиваю так, дабы внутренности корпуса были чуть больше чем блок питания, повторяю так для всех сторон.
в итоге получается корпус который идеально вмещает в себя нужное мне устройство. Я предпочитаю делать такие корпуса чуть больше чем нужно дабы удобно прокладывать провода.
Далее загружаю в куру, ставлю настройки для быстрой и не самой качественной печати, сохраняю на флешку, и ставлю печать.
Серый PLA от Greeg, 40 минут, и вуаля, большая часть корпуса готова. А вы знали что в ес принят закон о запрете одноразовых пластиковых продуктов из не разлагаемого пластика? Наверное многие любители 3д печати знают, ибо это сильно коснулось производителей пластика для печати. ПЛА биоразлагаемый и теперь одноразовые ложки да тарелки делают из него, европейское сырье для производства пла пластика, внезапно стало нужнее европе, и продажи его в другие страны резко сократились. А любители пла пластика теперь сосут лапу и ищут обходные пути, в виде более дорогих PetG, или АБС, для которых нужны термокамеры, и дешевые принтеры в пролете.
Блок питания влез нормально, поэтому была распечатана крышка.
Не заметил что в настройках круы стояла печать корпуса с размером в 101%, не страшно, но небольшое расхождение в размерах крышки и основного корпуса все же есть. Благо закрылось все без проблем.
Дело было вечером, соседи спали, а у меня не было никакого желания сверлить корпус усилителя дабы закрепить в нем новый блок питания, ну и иметь возможность убрать все в нужный момент тоже неплохо. Поэтому бп был закреплен на 2 полоски страшного скточа из галамарта. не знаю из чего делают этот скточ, но вонища от него такая что глаза режет, а обои отклеиваются как в том анекдоте.
Благодаря этому скотчу получилось проверить мой удлинитель от Xiaomi на оригинальность. Он был приклеен к столу на 2 полоски, когда его потребовалось переместить на новый стол, удлинитель отодрался без крышки. Плата была оригинальная, удлинитель спустя год даже не имел следов от постоянного использования. Пожалуй возьму еще.
Провода 220 припаял к входу основного трансформатора. Сверху заизолировал термоусадкой. Паять эти провода обычным паяльником было бы наверное страшно, ts100 с жалом типо пенек на температуре 340, отпаял за секунды.
Ах, да, в то же время с моделированием корпуса для бп, сделал корпус для BT приемника, та же технология + немного лишнего места для удобной укладки проводов.
Провода припаяны, и все готово для установки на место.
Места хватило идеально, отдельно спасибо советским разработчиком за технологическое отверстие, не знаю зачем оно было задумано, но оно мне пригодилось.
Как только ты встаешь за очередной деталью что напечатал принтер, приходит кот.
Крышка в этот раз напечатана в размер и закрылась не хуже чем прошлая.
Паяем выход BT приемника на УНИВ Вход, можно и на тюнер если его у вас нет, по логике все в порядке, и унив вход будет свободен для новых устройств.
Провода немного не аудиофильские, но никаких помех или наводок на другие входы не замечено, поэтому оставил как есть, только добавил подкладку дабы острые ножки микросхем ничего не продавили в проводе при закрытии крышки.
Дальше тестировал. Недавно по акции урвал переходник ugreen, за 250руб мастхев на фоне нонеймов и неймов. Aptx есть, EDR есть. Контроллер Dualshock 4 Работает, беспроводные TWS наушники работают, даже звук на паузу ставит если кнопки на наушниках есть. Цимес этого параграфа в том что драйверов на него в интернете нет, Диск с адаптером идет но куда его вставлять в 2020г я уже не знаю. В итоге менеджер выдал мне драйвера которые весят почти пол гига. Драйвера для Ugreen Usb bluetooth
Все конечно работает и без драйвера, но с ним настроек значительно больше.
За сим наверное все. Усилитель успешно препарирован, задача выполнена на 100%, все отлично играет по воздуху а так же по проводу если выбрать на селекторе вход тюнера, а сам тюнер включен. В целом приятно покопаться в такой технике на выходных, очень медитативное занятие. Спасибо за внимание, надеюсь вам понравилось это небольшое путешествие в недра Электроника у101