Распечатать Дата добавления: 2008-01-07 |

От pедакции: Пpедлагаемая пеpеделка усилителя pассчитана на подготовленного pадиолюбителя. Помните, что пpидется иметь дело с высоковольтными цепями, — беpегите свою жизнь. Жуpнал «Аудио Магазин» не несет отвественности за последствия пpедпpинятой пеpеделки, хотя возможны консультации по вопpосам, пpисланным почтой. Коммеpческое использование пpиведенной констpукции усилителя будет пpеследоваться по закону.

 

Если вы хотите иметь усилитель, который способен естественно передавать человеческий голос, звучание скрипки и рояля, вам следует снять со своего счета не менее 2 000 долларов и, воспользовавшись советами наставников из «Аудио Магазина», приобрести простенький «Manley» или «Audio Note». Другой путь — за 50 долларов купить на вещевом рынке ламповый усилитель «Прибой» и самому собрать из его деталей усилитель, качество звучания которого будет отвечать самым высоким вашим требованиям. Мысль сделать из «Прибоя» «хайэндовый» усилитель пришла мне в голову год назад, когда в ближайшем продуктовом магазине среди бутылок с крепкими напитками и сладких парочек «Twix» я обнаружил сиротливо выглядывавший из темного угла уприбой 50 УМ 204С». Стоил он всего 60 тысяч рублей, поэтому я купил его, можно сказать, не глядя, даже не проверив, в рабочем ли он состоянии. Первое, что я сделал, притащив этакую тяжесть домой, — вынул из него выходной трансформатор, после чего измерил его коэффициент трансформации и полосу пропускания. Результат показался мне обнадеживающим, поэтому, не теряя времени, я подключил извлеченные выходные трансформаторы к моему усилителю на лампах EL34 (в триодном включении) и стал внимательно слушать скрипичный концерт Паганини в исполнении И. Менухина. «совсем не так плохо» — сказал я себе наконец и недолго думая спустился за еще одним «Прибоем». Позже я посоветовал купить этот усилитель многим своим друзьям, а про себя поблагодарил Володю Стародубцева — автора первого отечественного лампового усилителя (первого после периода их забвения в 60-х годах) за подходящий выходной трансформатор, удобную для переделки конструкцию и умеренную даже для комплекта деталей цену.

1. Электрическая схема усилителя должна быть предельно простой (простота легче всего оценивается по количеству использованных в усилителе элементов, паек и проводов).

2. Все электроэлементы, включая резисторы, конденсаторы, разъемы, соединительные провода (в том числе в источнике питания), а также припой должны быть тщательно отобраны и гармонизованы между собой по звуку.

 

3. Усилитель не должен содержать даже небольших по величине отрицательных обратных связей.

4. Выходное сопротивление усилителя по возможности должно быть активным, не зависящим от мгновенных значений сигнала и не должно превышать половины номинального сопро тивления громкоговорителя (это требование выполняется только в усилителях с триодным выходом, работающих в классе «А»).

5. У каждого канала усилителя должен быть свой тщательно очищенный от пульсаций и помех источник питания (следует обратить внимание на то, что требования к качеству источника питания усилителя на триодах на по- рядок выше соответствующих требований в источнику питания усилителя, выполненного на пентодах).

Не могу согласиться с мнением Питера Квортрупа, который считает, что только однотактные усилители — панацея от всех бед (,»АМ N4 (5) 95, с. 40). Полагаю, что тщательно проработанный двухтактник, особенно в части фазоинвертора и его связей с выходными лампами, приведет вас в «двухтактный рай». Однако для того, чтобы убедиться в действительных преимуществах ламп перед транзисторами, вам придется пойти на некоторые жертвы, а именно: при включении выходных ламп 6Р3-1 триодом и переводе усилителя в класс А вы потеряете примерно три четверти выходной мощности усилителя. Поэтому, несмотря на «мягкий» клиппинг при его перегрузках, лучше воздержаться от переделки «Прибоя», пока вы не убедитесь, что чувствительность ваших громкоговорителей не меньше, чем 90 дБ/Вт/и. В любом учебнике 50-х годов по усилителям можно прочесть, что КПД двухтактного усилителя на лампах не превышает

 

в классе В на пентодах — 78% , в классе В на триодах — 35,5% , в классе А на триодах — 25%

.

К сожалению, даже эти значения из-за неидеальности анодных характеристик выходных ламп так и остаются недостижимыми. Поэтому, чтобы владельцы «Прибоя» не подумали, что их хотят лишить главного его достоинства — выходной мощности, остановлюсь подробно на расчете двухтактного выходного каскада, работающего в классе «А» на включенных триодом лампах 6Р3-1. Для расчета воспользуемся приведенными в справочниках данными на лампу 6Р3-1. Для наших целей мы обнаружили немногое: это предельно допустимая мощность рассеивания на обоих анодах Р a max- 40 Вт и предельно допустимое напряжение на второй сетке Ua2max = 300 B.

В триодном включении лампы это напряжение становится предельно допустимым для анодов.

Анодные характеристики включенной триодом лампы, к сожалению, в справочниках отсутствуют, поэтому их пришлось определять экспериментально,

Должен извиниться за возможные погрешности измерений, так как моя измерительная установка состояла только из *UТРа, выпрямителя и тестера.

Предварительно защитив лампу от ВЧ-возбуждения,включив в цепь первой (управляющей) сетки резистор 1 ком и междуанодами и второй сеткой — резистор 100 Ом. На определение анодных характеристик ушло не так много времени:для последующего расчета вполне достаточно иметь зависимость тока соединенных параллельно анодов Ia от напряжения на них Ua при равном нулю напряжении смещения первой сетки (Uc1=О). Полученная мною зависимость показана на При больших величинах тока анода она имеет вид прямой, коэффициент наклона которой равен внутреннему сопротивлению лампы Ri=(^Ua/^Ia ) — 288 Ом, а при малых (в нашем случае при Ia меньше Iamin=О,О5А) превращается в кривую. На этом участке анодной характеристики наблюдается быстрый рост внутреннего сопротивления лампы, из-за чего ограничивается отдаваемая в нагрузку мощность. Нанеся на график зависимости тока анода от напряжения на нем (при Uc1=О) границы допустимых режимов лампы — максимальную рассеиваемую на анодах мощность Рamax и предельно допустимое напряжение на второй сетке Uc2max, — а также пунктирную линию, обозначшюпцую минимальный ток анода Iamin, получим ограниченную область, в которой желательно разместить мгновенные режимы включенной триодом лампы 6Р3-1, работаюпцей в выходном каскаде класса А. Если допустить, что анодная нагрузка лампы является активной

cопротивление громкоговорителя, преобразованное через выходной трансформатор в на грузку анодов выходных ламп, на самом деле имеет комплексный характер. Считать его активным можно только в первом приближении.

 

с оптимальным сопротивлением К, — 2R, — в эту нагрузку триод может выдать наибольшую мощность, — то при усилении сигнала режим лампы «прочертит» так называемую линию нагрузки (ем. рис. I), которая имеет наклон -1/Ra,. Для получения наибольшей выходной мощноem разместим линию нагрузки как можно ближе к кривой Рamax, при этом она будет ограничена слева анодной характеристикой при Uc1=О (с координатами Uamin=120,5 В и Iamax=0,325 А), а справа — значением тока анода Iаmin=О,05 А при напряжении на аноде Uamax=299,5 В. Напомню, что выходу мгновенного режима лампы влево за обозначенную область препятствует ток в цепи первой сетки, а вправо — рост внутреннего сопротивления лампы. СМ. РИС.1

Теперь рассмотрим режим ламп, когда сигнал на выходе усилителя отсутствует. Это так называемый режим покоя ламп. В выходном каскаде класса Аон находится приблизительно в точке, рааделяющей изображенную на рис.1 линию нагрузки на две равные части. В нашем случае этот режим имеетследующие координаты:

x+Uamin) (299,5+120,5) Ua0 = ————- = ————- = 210 В 2 2 (Iamax+Iamin) (0,325+0,05) Ia0 = ————- = ———— = 0,186 A 2 2

В трансформаторном выходном каскаде напряжение режима покоя U *можно считать равным напряжению, подаваемому на этот каскад отисточника электропитания, при этом ток покоя Ia0 устанавливается путемподачи отрицательного смещения на первую сетку лампы относительно ее катода. В предлагаемом усилителе напряжение смещения определ. экспериментально: Uc1 = -15 В. В двухтактных усилителях класса А (в том числе в предлагаемомусилителе) ток покоя устанавливается автоматически за счет падения напряжения на общем для катодов выходных ламп резисторе относительно управляющих сеток, имеющих по постоянному току нулевой потенциал. После того, как определен режим покоя, можно приступать к вычислению максимальной мощности, выдаваемой каждой лампой выходного каскада в нагрузку. Если внимательно всмотреться в рис.1, то можно заметить, что искомая мощность равна площади любого из заштрихованных треугольников. Воспользовавшись элементарными понятиями из геометрии, оценим эту мощность количественно, затем удвоим ее и получим максимальную выходную мощность усилителя, работаюпцего в классе А на лампах 6Р3-1 в триодном включении:

 

Рвых макс=[U0-Un-(2Ia0-iamax)Ri0](Ia0-Iamin)==[210-23-(0,375-0,05)x300](0,186-0,05)=12,2Вт

где Un=28 В — напряжение приведения (cм. рис.1); Ri0 — внутреннее сопротивление лампы в режиме покоя (по результатам измерений Ri0 = 300 Ом).

В соответствии с теорией вычисленная мощность может быть передана в громкоговоритель, если его сопротивление Rn с помощью выходного трансформатора преобразовано во включенное между анодами выходных ламп сопротивление Ra-a=4Ri0=1200 Ом. Для этого комэфициент трансформации Ктр должен быть равен:

Для Rn=4 Ohm /—- / Ra-a 1200 / —- = —- = 17,3 Ктр(4)= корен/ Rn 4 и 12,2 для 8 ом

 

К счастью оказалось, что, комбинируя соединение обмоток выходного трансформатора «Прибоя», можно получить коэффициент трансформации, близкий в расчетному, и иметь оптимальное согласование выходных ламп с громкоговорителем. Действительно, если к 8-омному выходу трансформатора «Прибоя» подключить 4-омный громкоговорителъ, его сопротивление преобразуется в значение Ra-a=1300 Ом, близкое к оптимальному. Аналогичный результат можно получитъ для 8-омного громкоговорителя, если подключить его к 4- омному выходу, а в каждом плече первичной обмотки трансформатора последовательные секции соединить параллельно. Теперь, когда вы перекоммутировали обмотки выходного трансформатора, сборка усилителя покажется совсем простой.

РИС. 2

Электрическая схема одного канала усилителя приведена на рис.2.Хотя эту схему следует рассматривать как возврат к идеям 40-50-х годов, она все же воплощает в себе практически все представления о том, как можно использовать перевес ламп над транзисторами. Чтобы вы могли прочувствовать преимущества ламп в собираемом вами усилителе, необходимо сделать следующее. Обозначенные на рис. 2 жирными линиями выводы элементов нужно по возможности укоротить и соединить друг с другом и с остальными проводниками точно так, как показано на схеме. Проводники между точками А и Б, а также проводники, соединяющие усилитель с выходным трансформатором, должны быть подобраны на слух с особой тщательностью. Следует также обратить внимание на «звуковое качество» конденсаторов С2, СЗ и С4. Конденсаторы С5 и С6 могут быть типа «К50И-8». Хотя выходной трансформатор на электрической схеме выглядит абсолютно симметричным, тем не менее на качество звучания усилителя оказывает влияние выбор направления включения его первичной обмотки по отношению к анодам выходных ламп. Похожий эффект наблюдается тогда, когда меняется направление подключения вторичной обмотки к кабелю громкоговорителя. Вы, конечно, догадываетесь, что, при всей простоте схемы, перед вами открывается непростая возможность довести усилитель до «наивысшего конца». Однако вернемся к кусачкам и паяльнику. Чтобы иметь два изолированных источника постоянного напряжения 225 В, необходимо доработать силовой трансформатор. Обмотку с напряжением 192 В (выводы 1-4) и обмотку с напряжением 115 В (выводы 15-16) вам придется разъединить в месте соединения размещенных на разных катушках трансформатора секций. В результате этой операции вы получите две обмотки напряжением 96 В и две обмотки напряжением 57,5 В. Затем на каждую катушку трансформатора намотайте еще по 30 витков (проводом типа МГТФ любого сечения) — и вы будете иметь дополнительно две обмотки по 11,5 В. Теперь соедините размещенные на одной катушке трансформатора обмотки последовательно (то же проделайте и на другой катушке): у вас появятся два изолированных источника переменного напряжения 165 В. Оба напряжения (cм. схему на рис. 2) через выпрямительный мостик с емкостной нагрузкой и Гобразное звено фильтра преобразуются в два хорошо очищенных от пульсаций изолированных друг от друга постоянных напрящения 225 В. А теперь, когда вы внесли свой творческий вклад в конструкцию и, выполнив все мои рекомендации, собрали усилитель, включайте его в сеть. Перед включением поставьте на всякий случай рядом телевизор в режиме приема одного из каналов ДМВ, а вместо громкоговорителей нагрузите выходы усилителя эквивалентными по сопротивлению резисторами. Если после нажатия кнопки ,,сеть» у вас не погаснет свет, не исчезнет изображение с экрана телевизора (из-за ВЧ-возбуждения выходных ламп), то расслабьтесь и спокойно проверьте обозначенные всхеме (рис. 2) режимы. Удостоверившись в том, что режимы находятся в пределах +-5%, измерьте (если, конечно, есть желание) параметры усилителя. Собранный мною образец показал такие результаты:

полоса воспроизводимых частот при сопротивлении нагрузки 4 Ом 6 Гц — 40 кГц 8 0м 15Гц — 45кГц; макс. вых.мощность(К,-10%) l2watt; уровень фона -95 дБА чувствительность 0,4 В

Покончив с объективными измерениями, можно приступить к прослушиванию усилителя. При обсуждении звучания усилителя я буду осторожен, так как не хочу навлечь на себя гнев читателей, после того как уже обещал им дорогу в «двухтактный рай». И все же надеюсь, что с первых же извлеченных с помощью усилителя звуков вы услышите, что бас стал более энергичным и лучше артикулированным, почувствуете плотность, теплоту и естественность звучания человеческого голоса, значительное расширение динамики. Однако основная работа начнется после первого включения усилителя. Сложнее всего, как мне кажется, получить тональный баланс, который достигается только в результате тщательной гармонизации звучания всех входящих в усилитель электроэлементов и проводов. Достижению баланса мешает ощущаемая в трансформаторе и в используемых лампах жестковатая окраска в районе средних частот. И все же вы не будете разочарованы — приобретенные усилителем достоинства звучания перевесят все его недостатки. В заключение хочу пожелать самодельщикам не бояться, что переделка усилителя окажется слишком сложной. Если вы способны обращаться с паяльником, то гуманитарного образования — как это успешно доказал Питер Квортруп — будет вполне достаточно, чтобы добиться успеха в начатом деле.
Добавил: Павел (Admin) Автор: А. Лихницкий, АУДИО МАГАЗИH 1/1996
Вас может заинтересовать:

  1. Двухтактный УНЧ 6П3С, EL34
  2. Однотактный ламповый усилитель мощности 6Ж1П,6П1П
  3. Тайны лампового звука
  4. Универсальная одноламповая схема предусилителя, усилителя для телефонов и усилителя мощности
  5. Ламповый усилитель класса Hi-Fi — 811A SE (10 Вт)

 

схема усилителя мощности Прибой 50УМ-204С на лампах 6Ф12П и 6С19П

 

Реанимировал усилитель «Прибой» и было мне щастье

Всем привет!

Моя история такова:

Год 88-89: у меня появился магнитофон «Астра», ламповый, с «чемоданным» корпусом и несколько бобин с пленкой тип-2 и тип-6. Я поназаписывал на нее музыки (Алан Парсон`с проджект, Аквариум, ЕЛО и т.п.) и с радостью прослушивал. Поражало качество звучания, особенно когда закрывал корпус сверху крышкой.

 

В дальнейшем этот магнитофон использовался в качестве усилителя, а потом сгинул куда-то… А впечатления от бархатного, сочного низами звука — остались до сих пор. Еще был телевизор Ладога, который использовался в качестве монитора для РК-86 и тоже обладал сочным звучанием. Я еще тогда заметил, что самодельные компьютеры через телевизор звучат хорошо, а через магнитофон транзисторный — хуже некуда. Но это все предыстория…

Пять лет назад мне отдали усилок Прибой. Забирай, говорят, в нем что-то сломалось, лампы плавятся, не работает ничо, никто не берется ремонтировать. Хотели его выбросить, но случайно я подвернулся.

Пять лет (до прошлых выходных) этот Прибой болтался по гаражам, набрал в себя мусора и пыли, железо на трансформаторах даже подзаржавело слегонца, как я потом увидел.

На прошлой неделе я разговаривал с одним товарищем, который восторженно отозвался о ламповой аудиотехнике и я че-то подумал, а ведь у меня Прибой где-то есть…

В инете немедленно нашел ссылки о его переделке (благодарность товарищам https://gold-dragon.nm.ru/schemes/priboy.htm и https://sergeev21.narod.ru) и взялся за паяльник.

За вечер прочистил аппарат от грязи и пыли, переделал первый каскад (убрал ООС, анодный резистор поменял), разобрался где регулируется смещение на выходных лампах и включил сие чудо в сеть. Усилок сделал Бах!

Это в блоке питания на одном из конденсаторов контакт плохой стал уже и из этого места полетели характерные искры. Побахав несколько раз БП утихомирился и я проверил режимы ламп. Хы, мало того, что токи покоя ламп в плечах различались почти в 2 раза, на каждом плече у одной из ламп ток был более 65 ма, вот они и горели.

Выставил все как надо, подключил колоночки малюсенькие от старого Панасоника и на вход подал звук от сидирома.

 

Вау!!! Это был тот самый ЛАМПОВЫЙ звух на выходе!!!

Тут и оргастические аудиоощущения накатили, и ностальния по магнитофону Астра с телевизором Ладога и неповторимый запах горелой пыли на лампах…

В общем, друзья мои, я в полном восторге! Сегодня весь вечер не мог наслушаться, истинное наслаждение!

Конечно, теперь надо все довести до ума окончательно, заменить емкости, лампы экранировать, путо из проводов как-то разобрать, но даже первые результаты весьма обнадежили.

Теперь захотелось сделать колоночки, такие вот вертикальные, коробки. Буду выяснять, что к чему, и задавать вопросы

Усилок предполагаю использовать для работы с тюнером спутникового тв, т.к. звук там обычно неплохой и даже бывает стерео в фильмах. Ну и так что-нибудь слушать.

А пока что можете меня поздравить с возвращением к ламповой технике в лице случайно доставшегося мне Прибоя.

зы а еще возле него тепло, что очень кстати, в связи с наступающими холодами

 

схемопедия

(C) АУДИО МАГАЗИH 1/1996

От pедакции: Пpедлагаемая пеpеделка усилителя pассчитана на подготовленного pадиолюбителя. Помните, что пpидется иметь дело с высоковольтными цепями, – беpегите свою жизнь. Жуpнал “Аудио Магазин” не несет отвественности за последствия пpедпpинятой пеpеделки, хотя возможны консультации по вопpосам, пpисланным почтой. Коммеpческое использование пpиведенной констpукции усилителя будет пpеследоваться по закону.

Если вы хотите иметь усилитель, который способен естественно передавать человеческий голос, звучание скрипки и рояля, вам следует снять со своего счета не менее 2 000 долларов и, воспользовавшись советами наставников из “Аудио Магазина”, приобрести простенький “Manley” или “Audio Note”. Другой путь – за 50 долларов купить на вещевом рынке ламповый усилитель “Прибой” и самому собрать из его деталей усилитель, качество звучания которого будет отвечать самым высоким вашим требованиям. Мысль сделать из “Прибоя” “хайэндовый” усилитель пришла мне в голову год назад, когда в ближайшем продуктовом магазине среди бутылок с крепкими напитками и сладких парочек “Twix” я обнаружил сиротливо выглядывавший из темного угла уприбой 50 УМ 204С”. Стоил он всего 60 тысяч рублей, поэтому я купил его, можно сказать, не глядя, даже не проверив, в рабочем ли он состоянии. Первое, что я сделал, притащив этакую тяжесть домой, – вынул из него выходной трансформатор, после чего измерил его коэффициент трансформации и полосу пропускания. Результат показался мне обнадеживающим, поэтому, не теряя времени, я подключил извлеченные выходные трансформаторы к моему усилителю на лампах EL34 (в триодном включении) и стал внимательно слушать скрипичный концерт Паганини в исполнении И. Менухина. “совсем не так плохо” – сказал я себе наконец и недолго думая спустился за еще одним “Прибоем”. Позже я посоветовал купить этот усилитель многим своим друзьям, а про себя поблагодарил Володю Стародубцева — автора первого отечественного лампового усилителя (первого после периода их забвения в 60-х годах) за подходящий выходной трансформатор, удобную для переделки конструкцию и умеренную даже для комплекта деталей цену.

1. Электрическая схема усилителя должна быть предельно простой (простота легче всего оценивается по количеству использованных в усилителе элементов, паек и проводов).

2. Все электроэлементы, включая резисторы, конденсаторы, разъемы, соединительные провода (в том числе в источнике питания), а также припой должны быть тщательно отобраны и гармонизованы между собой по звуку.

3. Усилитель не должен содержать даже небольших по величине отрицательных обратных связей.

4. Выходное сопротивление усилителя по возможности должно быть активным, не зависящим от мгновенных значений сигнала и не должно превышать половины номинального сопро тивления громкоговорителя (это требование выполняется только в усилителях с триодным выходом, работающих в классе “А”).

5. У каждого канала усилителя должен быть свой тщательно очищенный от пульсаций и помех источник питания (следует обратить внимание на то, что требования к качеству источника питания усилителя на триодах на по- рядок выше соответствующих требований в источнику питания усилителя, выполненного на пентодах).

 

Не могу согласиться с мнением Питера Квортрупа, который считает, что только однотактные усилители — панацея от всех бед (,”АМ N4 (5) 95, с. 40). Полагаю, что тщательно проработанный двухтактник, особенно в части фазоинвертора и его связей с выходными лампами, приведет вас в “двухтактный рай”. Однако для того, чтобы убедиться в действительных преимуществах ламп перед транзисторами, вам придется пойти на некоторые жертвы, а именно: при включении выходных ламп 6Р3-1 триодом и переводе усилителя в класс А вы потеряете примерно три четверти выходной мощности усилителя. Поэтому, несмотря на “мягкий” клиппинг при его перегрузках, лучше воздержаться от переделки “Прибоя”, пока вы не убедитесь, что чувствительность ваших громкоговорителей не меньше, чем 90 дБ/Вт/и. В любом учебнике 50-х годов по усилителям можно прочесть, что КПД двухтактного усилителя на лампах не превышает

в классе В на пентодах — 78% ,

в классе В на триодах — 35,5% ,

в классе А на триодах — 25%

. К сожалению, даже эти значения из-за неидеальности анодных характеристик выходных ламп так и остаются недостижимыми. Поэтому, чтобы владельцы “Прибоя” не подумали, что их хотят лишить главного его достоинства — выходной мощности, остановлюсь подробно на расчете двухтактного выходного каскада, работающего в классе “А” на включенных триодом лампах 6Р3-1. Для расчета воспользуемся приведенными в справочниках данными на лампу 6Р3-1. Для наших целей мы обнаружили немногое: это предельно допустимая мощность рассеивания на обоих анодах Р a max- 40 Вт и предельно допустимое напряжение на второй сетке Ua2max = 300 B.

В триодном включении лампы это напряжение становится предельно допустимым для анодов.

Анодные характеристики включенной триодом лампы, к сожалению, в справочниках отсутствуют, поэтому их пришлось определять экспериментально,

Должен извиниться за возможные погрешности измерений, так как моя измерительная установка состояла только из *UТРа, выпрямителя и тестера.

 

Предварительно защитив лампу от ВЧ-возбуждения,включив в цепь первой (управляющей) сетки резистор 1 ком и междуанодами и второй сеткой – резистор 100 Ом. На определение анодных характеристик ушло не так много времени:для последующего расчета вполне достаточно иметь зависимость тока соединенных параллельно анодов Ia от напряжения на них Ua при равном нулю напряжении смещения первой сетки (Uc1=О). Полученная мною зависимость показана на При больших величинах тока анода она имеет вид прямой, коэффициент наклона которой равен внутреннему сопротивлению лампы Ri=(^Ua/^Ia ) – 288 Ом, а при малых (в нашем случае при Ia меньше Iamin=О,О5А) превращается в кривую. На этом участке анодной характеристики наблюдается быстрый рост внутреннего сопротивления лампы, из-за чего ограничивается отдаваемая в нагрузку мощность. Нанеся на график зависимости тока анода от напряжения на нем (при Uc1=О) границы допустимых режимов лампы – максимальную рассеиваемую на анодах мощность Рamax и предельно допустимое напряжение на второй сетке Uc2max, – а также пунктирную линию, обозначшюпцую минимальный ток анода Iamin, получим ограниченную область, в которой желательно разместить мгновенные режимы включенной триодом лампы 6Р3-1, работаюпцей в выходном каскаде класса А. Если допустить, что анодная нагрузка лампы является активной

cопротивление громкоговорителя, преобразованное через выходной трансформатор в на грузку анодов выходных ламп, на самом деле имеет комплексный характер. Считать его активным можно только в первом приближении.

с оптимальным сопротивлением К, – 2R, — в эту нагрузку триод может выдать наибольшую мощность, — то при усилении сигнала режим лампы “прочертит” так называемую линию нагрузки (ем. рис. I), которая имеет наклон -1/Ra,. Для получения наибольшей выходной мощноem разместим линию нагрузки как можно ближе к кривой Рamax, при этом она будет ограничена слева анодной характеристикой при Uc1=О (с координатами Uamin=120,5 В и Iamax=0,325 А), а справа – значением тока анода Iаmin=О,05 А при напряжении на аноде Uamax=299,5 В. Напомню, что выходу мгновенного режима лампы влево за обозначенную область препятствует ток в цепи первой сетки, а вправо – рост внутреннего сопротивления лампы.

СМ. РИС.1

Теперь рассмотрим режим ламп, когда сигнал на выходе усилителя отсутствует. Это так называемый режим покоя ламп. В выходном каскаде класса Аон находится приблизительно в точке, рааделяющей изображенную на рис.1 линию нагрузки на две равные части. В нашем случае этот режим имеетследующие координаты:

x+Uamin) (299,5+120,5) Ua0 = ————- = ————- = 210 В 2 2 (Iamax+Iamin) (0,325+0,05) Ia0 = ————- = ———— = 0,186 A 2 2 В трансформаторном выходном каскаде напряжение режима покоя U *можно считать равным напряжению, подаваемому на этот каскад отисточника электропитания, при этом ток покоя Ia0 устанавливается путемподачи отрицательного смещения на первую сетку лампы относительно ее катода. В предлагаемом усилителе напряжение смещения определ. экспериментально: Uc1 = -15 В. В двухтактных усилителях класса А (в том числе в предлагаемомусилителе) ток покоя устанавливается автоматически за счет падения напряжения на общем для катодов выходных ламп резисторе относительно управляющих сеток, имеющих по постоянному току нулевой потенциал. После того, как определен режим покоя, можно приступать к вычислению максимальной мощности, выдаваемой каждой лампой выходного каскада в нагрузку. Если внимательно всмотреться в рис.1, то можно заметить, что искомая мощность равна площади любого из заштрихованных треугольников. Воспользовавшись элементарными понятиями из геометрии, оценим эту мощность количественно, затем удвоим ее и получим максимальную выходную мощность усилителя, работаюпцего в классе А на лампах 6Р3-1 в триодном включении:

Рвых макс=[U0-Un-(2Ia0-iamax)Ri0](Ia0-Iamin)==[210-23-(0,375-0,05)x300](0,186-0,05)=12,2Вт

где Un=28 В – напряжение приведения (cм. рис.1);

 

Ri0 – внутреннее сопротивление лампы в режиме покоя

(по результатам измерений Ri0 = 300 Ом).

В соответствии с теорией вычисленная мощность может быть передана в громкоговоритель, если его сопротивление Rn с помощью выходного трансформатора преобразовано во включенное между анодами выходных ламп сопротивление Ra-a=4Ri0=1200 Ом. Для этого комэфициент трансформации Ктр должен быть равен:

Для Rn=4 Ohm /—- / Ra-a 1200 / —- = —- = 17,3 Ктр(4)= корен/ Rn 4 и 12,2 для 8 ом К счастью оказалось, что, комбинируя соединение обмоток выходного трансформатора “Прибоя”, можно получить коэффициент трансформации, близкий в расчетному, и иметь оптимальное согласование выходных ламп с громкоговорителем. Действительно, если к 8-омному выходу трансформатора “Прибоя” подключить 4-омный громкоговорителъ, его сопротивление преобразуется в значение Ra-a=1300 Ом, близкое к оптимальному. Аналогичный результат можно получитъ для 8-омного громкоговорителя, если подключить его к 4- омному выходу, а в каждом плече первичной обмотки трансформатора последовательные секции соединить параллельно. Теперь, когда вы перекоммутировали обмотки выходного трансформатора, сборка усилителя покажется совсем простой.

РИС. 2

Электрическая схема одного канала усилителя приведена на рис.2.Хотя эту схему следует рассматривать как возврат к идеям 40-50-х годов, она все же воплощает в себе практически все представления о том, как можно использовать перевес ламп над транзисторами. Чтобы вы могли прочувствовать преимущества ламп в собираемом вами усилителе, необходимо сделать следующее. Обозначенные на рис. 2 жирными линиями выводы элементов нужно по возможности укоротить и соединить друг с другом и с остальными проводниками точно так, как показано на схеме. Проводники между точками А и Б, а также проводники, соединяющие усилитель с выходным трансформатором, должны быть подобраны на слух с особой тщательностью. Следует также обратить внимание на “звуковое качество” конденсаторов С2, СЗ и С4. Конденсаторы С5 и С6 могут быть типа “К50И-8”. Хотя выходной трансформатор на электрической схеме выглядит абсолютно симметричным, тем не менее на качество звучания усилителя оказывает влияние выбор направления включения его первичной обмотки по отношению к анодам выходных ламп. Похожий эффект наблюдается тогда, когда меняется направление подключения вторичной обмотки к кабелю громкоговорителя. Вы, конечно, догадываетесь, что, при всей простоте схемы, перед вами открывается непростая возможность довести усилитель до “наивысшего конца”. Однако вернемся к кусачкам и паяльнику. Чтобы иметь два изолированных источника постоянного напряжения 225 В, необходимо доработать силовой трансформатор. Обмотку с напряжением 192 В (выводы 1-4) и обмотку с напряжением 115 В (выводы 15-16) вам придется разъединить в месте соединения размещенных на разных катушках трансформатора секций. В результате этой операции вы получите две обмотки напряжением 96 В и две обмотки напряжением 57,5 В. Затем на каждую катушку трансформатора намотайте еще по 30 витков (проводом типа МГТФ любого сечения) — и вы будете иметь дополнительно две обмотки по 11,5 В. Теперь соедините размещенные на одной катушке трансформатора обмотки последовательно (то же проделайте и на другой катушке): у вас появятся два изолированных источника переменного напряжения 165 В. Оба напряжения (cм. схему на рис. 2) через выпрямительный мостик с емкостной нагрузкой и Гобразное звено фильтра преобразуются в два хорошо очищенных от пульсаций изолированных друг от друга постоянных напрящения 225 В. А теперь, когда вы внесли свой творческий вклад в конструкцию и, выполнив все мои рекомендации, собрали усилитель, включайте его в сеть. Перед включением поставьте на всякий случай рядом телевизор в режиме приема одного из каналов ДМВ, а вместо громкоговорителей нагрузите выходы усилителя эквивалентными по сопротивлению резисторами. Если после нажатия кнопки ,,сеть” у вас не погаснет свет, не исчезнет изображение с экрана телевизора (из-за ВЧ-возбуждения выходных ламп), то расслабьтесь и спокойно проверьте обозначенные всхеме (рис. 2) режимы. Удостоверившись в том, что режимы находятся в пределах +-5%, измерьте (если, конечно, есть желание) параметры усилителя. Собранный мною образец показал такие результаты:

полоса воспроизводимых частот при сопротивлении нагрузки

4 Ом 6 Гц — 40 кГц

 

8 0м 15Гц — 45кГц;

макс. вых.мощность(К,-10%) l2watt;

уровень фона -95 дБА

чувствительность 0,4 В

Покончив с объективными измерениями, можно приступить к прослушиванию усилителя. При обсуждении звучания усилителя я буду осторожен, так как не хочу навлечь на себя гнев читателей, после того как уже обещал им дорогу в “двухтактный рай”. И все же надеюсь, что с первых же извлеченных с помощью усилителя звуков вы услышите, что бас стал более энергичным и лучше артикулированным, почувствуете плотность, теплоту и естественность звучания человеческого голоса, значительное расширение динамики. Однако основная работа начнется после первого включения усилителя. Сложнее всего, как мне кажется, получить тональный баланс, который достигается только в результате тщательной гармонизации звучания всех входящих в усилитель электроэлементов и проводов. Достижению баланса мешает ощущаемая в трансформаторе и в используемых лампах жестковатая окраска в районе средних частот. И все же вы не будете разочарованы — приобретенные усилителем достоинства звучания перевесят все его недостатки. В заключение хочу пожелать самодельщикам не бояться, что переделка усилителя окажется слишком сложной. Если вы способны обращаться с паяльником, то гуманитарного образования – как это успешно доказал Питер Квортруп – будет вполне достаточно, чтобы добиться успеха в начатом деле.

(С) А. Лихницкий *** (C)
АУДИО МАГАЗИH 1/1996

МОДЫ Grand Theft Auto V

Постараюсь описать ту тягостную ситуацию, сложившуюся в нашей стране с усилителями (отечественными). Большинство серийных усилителей страдают низким качеством воспроизведения. То есть хотя они и соответствуют заявленым в паспорте требованиям, но слушать их не приятно (при наличии слуха, конечно). По моему мнению, виноваты в этом не проектировщики этого усилителя, а те, кто занимался организацией серийного производства: проект проходил несколько инстанций на каждой из которых какой-нибудь инженеришка вносил свои «улучшения» с целью уменьшения затрат, упрощения производства и т.д. Сами понимаете, хорошего в этом мало.

Однако, вернемся к нашему «барану», т.е. усилителю «Прибой». Это первое поползновение возврата к устаревшей ламповой технологии. Однако, для обеспечения высокой выходной мощности были сделаны некоторые вещи, не совсем хорошие для звука (как то введение ООС, использование пентода 6ж32п известного своим микрофонным эффектом, выходной каскад в классе В). Было сделано 2 варианта: 50ум-204 и 75ум-104 отличавшихся только выходной мощностью (напряжением подаваемым на выходной каскад).

 

Кстати, вот его схема:

Формат, размер Ссылки
DjVu Solo, 130k Схема (прислал Константин)
DjVu, 59k Вид платы (прислал Константин)

Но опять же, это отступление. Теперь о моем опыте приобретения этого «чуда совкостроения».

Сначала была приобретена не б/у акустика Амфитон 50ас-022 (пролежала на складе 10 лет). Купив Прибой 75ум-104 и эквалайзер Прибой э024с (и подсоединив его к АС, я был проажен мягкостью высоких частот, плавностью басов и несклько разочарован серединкой. Правда, этот недостаток частично решила смена проводки в АС, но. В общем, слушать этот аппарат с эквалайзером Прибой-Э024С было довольно приятно (меня коробило, когда я проходил на рынке рядом с работающими транзисторниками из-за скрипучих и шурщащих высоких). Но всему есть предел, и мне захотелось улучшить его звучание (благо я знал о возможности его улучшения).

После долгих поисков по интернету я наткнулся на упоминание о схеме переделки Прибоя:

Ламповый усилитель мощности прибой 50 ум 204 С

Ламповый усилитель мощности ПРИБОЙ 75 УМ 104 С. Усилитель доработан в бюро «Три В» Стародубцева В.А., с применением современных HI-END компонентов. Первый каскад драйвера выполнен на винтажной лампе 12AX7LPS удлиненный анод (новые, подобранные с хранения, стоимость одной лампы 2000 рублей) включенный по схеме SRPP, второй каскад фазоинвертор на 6Н23П (новые 72 года) включенный по схеме фазоинвертор с катодной связью, выходные лампы ГУ-50 (винтах 70-х годов из запаса, подобранные по параметрам) с фиксированным смещением. Проходные конденсаторы MKP Mundorf MCap (стоимость одного конденсатора 476 рублей, применено 6 шт.) и audiofiler, конденсаторы по питанию JAMICON (SAMWHA), увеличенной емкости и зашунтированы пленочными конденсаторами MKP (Немецкой компании EPCOS и WIMA), выпрямительные диоды ультра фасты SF18 (возможна замена на диоды шоттки карбид кремния, стоимость одного диода 300 руб., необходимое количество 10 шт., удорожание на 3000 рублей). Данные компоненты значительно изменили качество усилителя в лучшую сторону и приблизили к уровню HI-END аппаратуры. Данный усилитель является выгодным предложением для любителей лампового звука в ценовой категории без фанатизма. Все компоненты новые, с хранения (NOS), косметическое состояние на 5. В усилителе имеются: гнездо RCA для подключения источника; выходные винтовые зажимы для подключения АС левого и правого каналов на 4 и 8 Ом; кнопка включения и отключения питания; индикатор включения сети белолунного свечения; регулятор ограничения уровня входного сигнала раздельно по каналам. Номинальная выходная мощность каждого канала при сопротивлении АС 4/8 Ом, не менее 30 Вт. Минимальная э.д.с. на входе 0,6 ± 0,15 В. Эффективный диапазон частот, ограниченный усилением — 20…20000 Гц. Общие гармонические искажения в нормальных рабочих условиях 1 %. Общие искажения интермодуляции при нормальных условиях — 2 %. Переходное затухание между стереоканалами, в номинальных условиях в диапазоне частот 250…10000 Гц, не менее 40дБ. Отношение сигнал/взвешенный шум в номинальных условиях для линейного входа 86 дБ (92 дБ). Входное сопротивление 33 кОм. Напряжение питания — сеть переменного тока 220 В, 50 Гц. Потребляемая мощность 250 ±30 Вт. Габариты усилителя 430x400x163 мм. Масса без упаковки 18 ± 0,5 кг. Причина продажи – переход на другой усилитель, выполненный на лампе 300 В. Усилитель ожидает нового поклонника кристально чистого, детального и теплого лампового звука!!! Корпус низкий, первые модели прибоя, выпущена не большая партия, особо цениться среди любителей ламповых усилителей. Для коллекционеров – заводской номер на шасси №00116. Возможна доставка в любой город Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского края.

Мой опыт переделки усилителя Прибой 75ум-104с

Постараюсь описать ту тягостную ситуацию, сложившуюся в нашей стране с усилителями (отечественными)… Большинство серийных усилителей страдают низким качеством воспроизведения. То есть хотя они и соответствуют заявленым в паспорте требованиям, но слушать их не приятно (при наличии слуха, конечно). По моему мнению, виноваты в этом не проектировщики этого усилителя, а те, кто занимался организацией серийного производства: проект проходил несколько инстанций на каждой из которых какой-нибудь инженеришка вносил свои «улучшения» с целью уменьшения затрат, упрощения производства и т.д. Сами понимаете, хорошего в этом мало.

Однако, вернемся к нашему «барану», т.е. усилителю «Прибой». Это первое поползновение возврата к устаревшей ламповой технологии. Однако, для обеспечения высокой выходной мощности были сделаны некоторые вещи, не совсем хорошие для звука (как то введение ООС, использование пентода 6ж32п известного своим микрофонным эффектом, выходной каскад в классе В). Было сделано 2 варианта: 50ум-204 и 75ум-104 отличавшихся только выходной мощностью (напряжением подаваемым на выходной каскад).

Кстати, вот его схема:

 

Формат, размер Ссылки
DjVu Solo, 130k Схема (прислал Константин)
DjVu, 59k Вид платы (прислал Константин)

Но опять же, это отступление… Теперь о моем опыте приобретения этого «чуда совкостроения»…

Сначала была приобретена не б/у акустика Амфитон 50ас-022 (пролежала на складе 10 лет). Купив Прибой 75ум-104 и эквалайзер Прибой э024с (и подсоединив его к АС, я был проажен мягкостью высоких частот, плавностью басов и несклько разочарован серединкой. Правда, этот недостаток частично решила смена проводки в АС, но… В общем, слушать этот аппарат с эквалайзером Прибой-Э024С было довольно приятно (меня коробило, когда я проходил на рынке рядом с работающими транзисторниками из-за скрипучих и шурщащих высоких). Но всему есть предел, и мне захотелось улучшить его звучание (благо я знал о возможности его улучшения)…

После долгих поисков по интернету я наткнулся на упоминание о схеме переделки Прибоя:

А.М.Лихницкий От «транзисторного» звучания усилителя Прибой к «ламповому»

, Аудио магазин, 1/1996.
Записав номер и год я отправился в библиотеку и через каких-то двадцать минут стал обладателем ксерокопии данной статьи.
Кстати, вот она:

Формат, размер Ссылки
DjVu Solo, 104k Cтатья из АМ
DjVu Solo, 196k Комментарии автора (из АМ) (прислал Константин)
DjVu Solo, 393k И статья, и комментарии (прислал Константин)

Единственное отличие моего усилителя (75ум-104)- наличие двух обмоток на 192в. Т.е. особой потребности в перемотке силового трансформатора не было. Еще, дроссели я поставил от ламповых телевизоров (в результате часть напряжения осела на них, хорошо видны на фото левого канала — возле фронтальной панели) и электролиты в фильтре по 200мкФ (от того же прибоя). Регулятор громкости — вместо родных ползунков сделана ручка (на виде спереди расположена справа).

Вид спереди. Верхняя крышка снята

Теперь, собственно, о возникших трудностях. Контрукция корпуса позволяет установить платы каналов и появляется место для установки платы дросселей (слева) и регулятора громкости (справа). Платы каналов были сделаны из одностороннего фольгированного стеклотекстолита. Размер плат 10х19 см. Отверстия под ламповые колодки вырезаны электролобзиком (лезвие по металлу в процессе изготовления обеих плат стирается полностью).

Разводка канала приведена в формате DjVu:

 

Формат, разрешение, размер Ссылки
DjVu Solo, 150dpi, 8k wiring_sol

Для питания индикатора (светодиод) была намотана дополнительная обмотка из 5 витков. Провод можно брать любой.

Резисторы МЛТ на 2Вт, кроме R12, R13 (5Вт) и R14, R15 (10 Вт). С1 — 250мкФ Nichicon (черная банка, хорошо видна на укрупненном фото одного канала) , разделительные 0.1 мкФ К40у-9 (обмотаны красной изолентой, поэтому хорошо видны на виде снизу).

Внутренняя проводка: каждый канал разведен обмоточным проводом диаметром 0.9 мм, питание к платам каналов подводится многожильными от самого Прибоя, сигнальные цепи (от входа до регулятора громкости и от него к платам каналов) — самодельный «микрофонный» кабель из 2 витых пар подключенных параллельно из МГТФ (сечение не помню, но самый толстый из обнаруженых на рынке) перевитых между собой и помещенных в оплетку. Подключение стандартное — внутренние провода сигнал и земля, экран со стороны принимающией сигнал — на землю. (на виде сверху видны как красные провода)

Разводка земли — звездой: центральная точка в точке крепления выходного трансформатора (надо перенести на штатный лепесток — на каркасе в районе выходных трансов), оттуда разведена на питание накалов ламп (центральная точка накальных обмоток — они сделаны звездой в силовике), каждый из каналов и на экраны входных ламп 6н1п (или 6н23п).

Вид сверху Вид снизу
Левый канал укрупненно

В качестве регулятора был использован L-аттенюатор на 24 положения (многопозиционный переключатель от медицинского агрегата сделанного в Венгрии). К сожалению, из-за досадного недосморта, я начал паять цепочку резистров не с того конца, в резултьтате получился не регулятор громкости, а ослабитель входного сигнала (что, впрочем, не слишком напрягает).
Единственный недостаток (точнее, недосмотр конструкции), это передача щелчков многопозиционника через корпус входным лампам, и как следствие — микрофонный эффект в виде тихого звона, что, в общем-то, тоже не мешает. Хотя этот недосмотр проявляется только при использвании в качестве входных ламп 6п23п. На 6н1п все OB…

Паялось все серебро-оловянным припоем (4% серебра) фирмы Multicore Solders — исключительно приятный припой, но съедает медное жало паяльника прямо на глазах. 8)

Вот и вся переделка… Скажу только, что в результате звучание преобразилось, высокие стали прозрачными и более высокими (у заводского варианта, как оказалось, проблемы с высокими и серединой), низ стал почетче а серединка улучшилась просто неузнаваемо…

Кстати, вопреки уверениям Лихницкого (о 90dB акустике), этого усилителя вполне хватало на озвучивание комнаты в 24 кв.м. на акустике с чувствительностью 86дБ.

 

Иван Клубков, 15.02.2001

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *