Микрофонный ламповый предусилитель на лампе 6Ж32П (EF86)

Добрый день, уважаемые любители электроники. Сегодня хочу выложить на сайт микрофонный ламповый предусилитель на лампах 6Ж32П.

 

Основной причиной сборки явилось наличие двух микрофонных трансформаторов со старого микшерного пульта Tesla. Это подкупало сделать усилитель с хорошим балансным входом.

Хотя, в последствии оказалось, что это не входной трансформатор, а выходной (понижающий). Потребовалась переделка. Вход трансформатора стал выходом, а параллельные обмотки, идущие к моему микрофону, соединил последовательно. Работа удалась. Хочу так же отметить, что трансы сделаны на очень хорошем пермалое. Качественно. Спасибо Чехословакии и фирме Tesla.

В итоге, входное сопротивление трансформатора (по мультиметру) стало порядка 64 ом, а выходное, идущее на первую сетку лампы, осталось 1370 Ом. Вот трансформаторы после переделки:

 

Далее в Спринте была нарисована плата. Правда, был небольшой брак в текстолите (при травлении отслоилась медь в одном месте). Но, не беда.

Далее пошел процесс сборки усилителя. Вот несколько фотографий:

Пришло время блока питания. Решил питать схему от 9 вольт АС. Анодное – от DC-DC преобразователя, накал от 6 вольт постоянного напряжения. На плате усилителя уже разведен блок питания кроме преобразователя анодного напряжения. DC-DC преобразователь собирал по следующей схеме:

Схема проверена неоднократно. При отсутствии ошибок работает сразу. Транзистор Q2 можно ставить ВС547. Прекрасно работают и наши КТ3102.

 

Напряжение регулируется от 170 до 295 вольт. Дабы избежать фона вообще, на выходе я еще поставил конденсатор 330мкф на 400в. А уже после него питание шло через включатель анодного напряжения (электронный дроссель решил не ставить) на фильтры питания самого усилителя.

Далее собрал блок фантомного питания. Себе собирал на макетной плате, но в архиве к статье несколько вариантов леек. Блок питания (накал+анодное). Отдельно плата фантома на микросхеме 4049. И БП в трех лицах на одной плате (накал, преобразователь анодного и преобразователь фантомного питания). На платах все подписано!!

На выходе получилось 35 вольт, что по норме

фирмы AKG (фантомное постоянное напряжение от 9 до 52 вольт) вполне соответствует необходимому уровню. Только должны отличаются номиналы резисторов, идущие на горячий и холодный вход микрофона. При 35 в. номиналы стандартные – 6.8кОм. При питании 15 вольт на входе — на выходе получите обещанные 48в. Если это принципиально.

Микросхема СD4069, CD4049, все диоды 1N4148 (если завалялись наши КД522, КД521, КД510, КД503 – ставьте, все работает), конденсаторы ставил 33мкф, 47мкф с рабочим напряжением 50В. На 1 мкф не пробовал. На выходе фильтр (резистор 100 Ом, конденсатор 47мкф/50В) и два резистора 6.8кОм на выводы 2 и 3 разъема XLR.

Теперь схема! Изображено все, как у меня в конструкции, за исключением светодиода включения фантомного питания и включателя с подсветкой на анодное питание. Блоки DC-DC изображены условно. Подключение, как на схеме. Сами блоки в Спринте в архиве в трех вариантах. Еще раз говорю, там подписано и разведено все! На выбор.

Для получения нужного минусового смещения между 1-й сеткой и катодом увеличивал катодный резистор до 4.3 кОм. (у каждого может быть по разному). Питание анода от БП 295в. Высоковольтные резисторы не менял. Ставил только 0.25 Вт. Нагрев отсутствует. Ток анода в пределах нормы. Анодный конденсатор стоит 0.1мкф. Не было 0.22. Анодный и катодный конденсаторы желательно ставить хорошие. Сэмплы записывал на тех, что стоят в плате (Джемикон и желтые SX). Сейчас заказал Рубиконы в катоды и жду ФТ-3 в качестве межкаскадных. Правда, 0.22 в плату не войдет. Только 0.1мкф. А если обобщить, то на звук влияет все.

Сэмплы старые. Когда поставлю новые конденсаторы в катод и анод — запишу новые. Кроме того, по совету коллеги, параллельно вторичной обмотки трансформатора поставил резистор 22к. (на плате его нет. Надо припаять со стороны печати). И резистор 22к, идущий на первую сетку лампы,(на плате — *) уменьшил до 1к.

 

В конце, после тестов, во Фронтдизайнере нарисовал фронт и тыл. Распечатывал на фотобумаге, приклеил на панели, покрыл лаком. Потом монтировал XLR — ы и переменные резисторы. Пока более серьезные технологии не пробовал. Вот фото готового устройства:

т

Анодное напряжение включаю после 30с. – 1мин. выдержки.

Как я уже писал, электронный дроссель не ставил. Хотя, собранная плата задержки анодного была, но не вписалась в корпус по размерам.

На этом все. Всем работающих схем. С уважением, Эдуард Волков.

Прикрепленные файлы:

  • Платы и сэмплы.rar (1673 Кб)

Теги:

  • Предусилитель

 

 

Универсальный инструмент, созданный для путешествий.

Размещенный в прочном корпусе, который предназначен для путешествий, задняя панель TubePre V2 оснащена отдельным несбалансированным, instrument ”инструментальным и сбалансированным, микрофонными входами XLR и несбалансированным ¼” и сбалансированными линейными выходами XLR. Используйте его в качестве предусилителя с прямой трубкой или динамитного прямого бокса (DI) для гитар и басов. Мы предоставили все необходимое, в том числе фильтр верхних частот, фантомное питание, переполюсовку и измеритель VU с подсветкой. Тем не менее, несмотря на все его особенности, он достаточно мал, чтобы его можно было переносить практически куда угодно — или просто закрепить его на стандартном лотке для стойки.

Измерения

Для повышенной точности измерений, взял у друга звуковую карту посерьезней, чем моя встроенная:


АЧХ при положении регуляторов тембра на 12 часов:

 


Параметры:


Параметры посредственные для hi-fi аппаратуры. Лампы, они явно не для нулей в КНИ. Регулировка басов:


Регулировка высоких частот:

Проверим осциллографом.


Шумы на выходе минимальны: Синусоида (вход-полная громкость-половина громкости):


Прямоугольник:


Тут четко виден коэффициент усиления: 8,8/2,2=
4
раза. Треугольник на выходе:

Впечатления

При работе лампы сильно разогреваются (полезно до начала отопительного сезона), но алюминиевый корпус неплохо справляется с рассеиванием тепла. При перегрузке по входу пред забивает все искажениями, он рассчитан именно на работу с усилителем мощности, это нужно учитывать. Работа регуляторов тембра — они работают широко, кардинально меняя характер звука. Широкое поле для деятельности, тем кто любит подстраивать звук под себя, делать его сочнее.
Послушал сначала в околокомпьютерной системе:

 


Акустика «Микро», усилитель класса D NK-368R По началу, все это прикольно, можно поиграться тембрами. Но когда начинаешь слушать музыку, кажется, что лучше бы без него. Может быть, кому то интересно вносить искажения в сигнал, но я привык слушать по-другому. Ну не нужно мне смягчать цифровую «скверну» от усилителя класса D. Потом послушал в основной домашней системе:


Акустика AVA One, усилитель мощный класс D. На качественной акустике влияние преда особенно заметно. Рок (слушал Sandra Nasić) стал звучать беднее, более «вяло». Может быть стоит слушать лампы на ретро записях? Но они обычно записаны слабо, техника того времени далека от идеальной. Слушал Jimi Hendrix уже спокойней.

Даже не знаю кому рекомендовать устройство, должны сойтись такие звезды: любовь к теплоте, искажениям и наличие отдельного усилителя мощности.

Спасибо за просмотр. Удачных покупок и только качественного звука!

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

↑ Входной трансформатор

Вообще, что же из себя должен представлять входной трансформатор микрофонного преампа:

  • Определенный коэффициент трансформации (желательно от 1:7 до 1:16)
  • Сердечник из пермаллоя (лучшая АЧХ)
  • Броня из стали или лучше из пермаллоя
  • Определенное сопротивление первичной обмотки по постоянному току

Если с первыми 3 пунктами в общем-то все понятно, то что же с 4? Какое-такое определенное? А вот тут мнение различается, причем местами радикально. Кто-то уверяет, что сопротивление должно быть равно сопротивлению источника по постоянному току. В моем случае это было около 250 Ом, посему я и подобрал трансформатор именно с таким сопротивлением. Однако, есть мнение, что очень даже подойдут трансформаторы с сопротивлением на порядок меньше, чем у источника. Ровно как и обитает мнение, что будет лучше на порядок больше. Ну, на порядок меньше трансформатора у меня не было, а вот на порядок больше пробовал и, честно говоря, не обнаружил никакой разницы (на слух).

Про коэффициент трансформации тоже нужно заикнуться. Почему именно такой? Почему не меньше?

 

Во-первых

, основная причина в том, что лампа имеет весьма высокое входное сопротивление. И если к ней напрямую подключить микрофон, то получится то же, что и при подключении его к ноутбуку- часть частот просто поглотится. И это с довеском в виде наводок. Именно потому и нужен трансформатор, способный согласовать одно с другим. Как именно? Очень просто! Коэффициент масштабирования сопротивления равен квадрату коэффициента трансформации. Иными словами, если у меня трансформатор с коэффициентом трансформации 1:7 и я к нему подключаю микрофон с сопротивлением 250 ом, то для лампы это будет, словно я подключил к ней источник с сопротивлением 250 * (7×7) = 12250 Ом! Это отличный показатель, такое сопротивление для лампы будет очень даже к месту.

↑ О других деталях

Теперь вернемся к нашей схеме. Она отличается простотой. Отдельных моментов заслуживают лишь следующие детали: С3 и С4 — это конденсаторы подавляющие возбуждение или звон. Рекомендуется (при возможности, разумеется) их не ставить. Но увы, возможность такая бывает не часто. Точно нельзя сказать, что именно влияет на появление возбуждения, то-ли разводка, то-ли лампа, то-ли корпус… Но одно точно — возбуждение дает звуку отвратительный оттенок. Увидеть его можно только на хорошем осциллографе, потому если есть сомнения, их лучше поставить. R6 — это резистор, задающий усиление. Вместо него (как раз на нарисованные контакты) можно подключить обычный переменный резистор сопротивлением 15-20 кОм, организовав таким образом регулятор «Gain». Я именно так и сделал. Более ничего. Неправда ли, очень просто?

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *