Сам по себе пассик, его конструкция и материалы могут влиять?

Не могут, а будут. У разных проигрывателей можно встретить плоский пассик или круглый, или даже с квадратным сечением, пассик, изготовленный из резины или силикона или других материалов — вариантов и сочетаний много. Но влиять в первую очередь будет не конкретный абстрактный материал или профиль, а степень натяжения, большая или меньшая эластичность. Скорее всего, получится так — если пассик «вялый», слишком эластичный, слабо натянутый, то и звук по динамике получится вялым. Скорее всего, но не обязательно. Например, едва касающийся диска пассик (в сочетании с отличным подшипником или магнитной поддержкой и большой массой диска) могут дать тот эффект, что по характеру динамики и звука опознать привод будет затруднительно. Слишком толстый, жесткий, туго натянутый пассик и легкий, «звонкий» диск могут добавить грубости в звук. Толстые пассики, по наблюдениям, могут добавлять теплоты и одновременно вялости в звук. На мой взгляд, лучшее решение для пассикового привода — это не резина или силикон, а мононить (леска) или просто нить.

 


Scheu Analog Timbre — классический пример проигрывателя с выносным мотором, рассчитанным на использование лески, а не пассика

Подобные материалы начали использовать еще несколько десятилетий назад (вспомним некоторые старшие модели Micro-Seiki) и используют в настоящее время (Verdier, Scheu Analog и др.). Такие умеренно-жесткие, но совсем не резиново-тягучие материалы в сочетании с выносными моторами дали отменный результат. Для владельца это все немного более хлопотно, чем обычные пассики: нужно периодически связывать нить под необходимый размер, подбирать натяжение, следить за скоростью, иногда подстраивая ее. Но за положительное влияние на работу привода и на звук все эти хлопоты можно простить многократно. Впрочем, можно найти и примеры аппаратов, у которых только обычный пассик и один встроенный мотор, а звук отменный. Почему? Потому что только пассик сам по себе не определяет всего звука, он лишь одна составляющая из многих.

Как выбрать правильный пассик для магнитофона

Если у Вас в распоряжении, совершенно случайно, оказался небольшой набор пассиков разного диаметра, то нужно просто подобрать подходящий экземпляр. Если такого набора нет, то придётся пассик купить. И хотя эра видео и аудио магнитофонов прошла, на всевозможных радиорынках всё ещё можно прибрести резиновые пассики в ассортименте. Торопитесь, с каждым днем сделать это все сложнее и сложнее. При покупке пассика нужно обращать внимание сразу на несколько его параметров, таких как: сечение, диаметр, упругость и качество вулканизации резины, из которой он сделан. Сечение пассика можно определить и на глаз, так как вероятность того, что Вам удастся найти пассик строго соответствующего сечения невелика, надежнее измерить штангенциркулем. Диаметр пассика можно определить, приложив старый пассик к новому и убедиться, что диаметр нового, чуть меньше, чем старого. Упругость можно измерить при помощи импровизированного стенда. Стенд проверки упругости пассика можно изготовить из обычной линейки, которой вы доверяете и кухонного безмена. По шкале линейки оттягивая пассик крючком безмена вы определяете упругость самого резинового пассика. Орытные шизаудисты способны проверить свойства пассика наощупь без всяких динамометров. Попробуйте аналогично первому варианту измерить упругость вашего пассика штангенциркулем (колумбиком). Качество вулканизации резины можно определить по цвету и тактильным ощущениям. Цвет «неправильной» резины глубокий чёрный, а поверхность гладкая с высокой отражающей способностью. В то время как «правильная» резина имеет слегка сероватый оттенок и более матовую поверхность.

 

Также качество вулканизации резины можно определить по времени восстановления исходного размера. Для теста нужно сильно растянуть пассик пальцами и очень быстро сбросить его плашмя на ровную поверхность. Чем быстрее пассик примет первоначальный размер, тем выше его качество. Если вы можете заметить на глаз, как меняются диаметр пассика, то есть, он как бы съёживается, то такой пассик прослужит недолго и лучше его вообще не использовать. Однако не факт, что Вы найдёте на базаре пассик высокого качества, да ещё и точно такой же, как требуется. Поэтому, за неимением лучшего, можно купить то, что есть, но с поправкой на диаметр, сечение и упругость.

И так, все эти четыре параметра влияют на свойства пассика. Выбирая пассик, нужно все их учитывать. Если сечение пассика чуть меньше, то нужно выбирать пассик чуть короче и наоборот. Если качество вулканизации низко, то нужно выбирать либо чуть большее сечение, либо чуть меньший диаметр.

Если пассик будет натянут слишком сильно, то это может привести к изменению скорости вращения тонвала и скорости магнитной ленты, как следствие.. Если же пассик будет натянут слишком слабо, то это может вызвать его проскальзывание относительно шкива двигателя.

Если на базаре есть несколько близких по свойствам пассиков, то лучше сразу купить несколько разных, чтобы дома подобрать наиболее подходящий. Цена пассика на дату этой статьи колеблется в пределах от 10 до 1200 рублей.

 

При написании этой статьи применен метод обильного цитирования материалов из интернета на заданную тему.

Как дела обстоят с роликовыми проигрывателями?

Живут они в своей нише, и здесь можно встретить как культовые аппараты из прошлого, так и современные высококлассные кастомы на их основе, и даже некоторое количество новодельных аппаратов. Специфика роликов, да и сочетаний ролик-пассик в том, что все они так или иначе «красят» звук. Этот эффект может быть выражен сильно или нет, но присутствует он всегда. Это может быть очень благородная, эффектная, «вкусная» окраска, но вот чтобы ее не было — не получится. Такова уж особенность конструкции, пусть даже проигрыватель оснащен выдающимся подшипником, массивным диском и пребывает в идеальнейшем состоянии. Я совершенно ничего не имею против роликовых аппаратов, понимаю, чем они могут не просто нравиться, а прямо-таки завораживать, но я категорически против того, чтобы их считать эталоном точного и неокрашенного звука.


Привод современного проигрывателя Reed Muse C3. Конструкция двухмоторная, привод может использовать или два ролика, или плоский пассик (источник)

Со скоростью тоже не все так просто. Одна часть старых роликовых проигрывателей не имеет регулировки скорости, у другой части она есть, но весьма примитивная. И все это вместе может требовать не только обычной настройки, но и подстройки в процессе — разогрелись подшипник и смазка в нем, разогрелся сам эластичный ролик (и это в том случае, если ролик в идеальном состоянии), и пожалуйста — все это влияет на скорость, которая может плавать в зависимости от времени работы. Впрочем, если взять примеры позднего шеллака и самого раннего винила, то на этих пластинках отклонения скорости за счет технологических процессов сами по себе куда как заметнее, чем отклонения скорости проигрывателя. Да и флуктуации эти очень плавные, не то что постоянное «дрожание», как у плохо работающего пассика.

Если рассмотреть ролик в современном исполнении, снабдить его хорошим блоком регулировки частоты (моторы у старых роликовых проигрывателей обычно переменного тока), или вовсе взять современный мотор с современной схемой? Будет интересно. Но также и со старыми аппаратами может выйти не хуже — на деле найдется, за что покритиковать, например, EMT 930, но до сих пор этот аппарат остается в списке культовых и стоит подороже многих. Как и Thorens 124, (который как раз не совсем ролик, а гибрид роликовой и пассиковой схем), как и многие другие. Немного отдельно находятся культовые Gates, Commonwealth и им подобные модели. Так что списывать со счетов ролик совсем не стоит, просто нужно понимать, что же это такое и что с ним делать.


В масштабе, относительно литой станины, можно понять, какими габаритами обладали моторы профессиональных роликовых проигрывателей. И это еще не самый крупный вариант (источник)

 

 

Возможно и условно возможно

Тонарм Thorens TP 90 похож на своего старшего собрата Thorens TP 92, внешний вид отличается буквально нюансами. Конструкция поворотная, основные детали изготовлены из алюминия. Шелл нестандартный и съемным его можно считать ровно настолько, насколько это упрощает установку новой головки, но вот о быстрой замене головок речь не идет. Чтобы поставить другую головку, сначала нужно снять площадку для крепления установленной головки, для чего открутить винт, соединяющий площадку и трубку тонарма. Дальше прикрутить-открутить головку и подсоединить провода.


Штатная головка. На фото можно рассмотреть систему крепления

 

При установке головки ее можно смещать вперед или назад в небольшом диапазоне, однако угол поворота не меняется. Настраиваться придется по штатному шаблону. Если захочется поменять головку — нужен подходящий ключ, в комплекте его нет.

Трубка тонарма алюминиевая, на середине ее длины установлен фирменный демпфер, давно уже знакомый по предыдущим моделям тонармов Thorens. Противовес для настройки прижимной силы имеет удобный ход регулировки, но на нем нет никаких делений, и настройка прижима без весов невозможна. Хорошо, что весы идут в комплекте. Пусть механические, но это тот редкий случай, когда сделаны они качественно, удобны в использовании и достаточно точны для штатной предустановленной головки.

Настройка магнитного антискейтинга, в свою очередь, не очень точная — опять же, для штатной головки ее хватит, ведь нужное значение предустановлено на заводе. В случае же смены головки, особенно на другую, выше классом, лучше проверять работу антискейтинга по тестовой пластинке.


Поворотный узел тонарма, противовес, микролифт

 

Настройки азимута у тонарма нет, есть только регулировка высоты. Однако реализована она таким образом, что я бы сказал, регулировка «условно возможна». Для начала следует открутить на нижней поверхности проигрывателя два винта, фиксирующие тонарм. Потом аккуратно, не забывая о проводах, вытащить тонарм и подложить под него нужное количество специальных проставок (в комплекте их 12 штук, проставки ставятся отдельно под каждый винт). Дальше — закрепить тонарм обратно. После этого отрегулировать отдельно положение микролифта и отдельно — высоту держателя трубки тонарма. Получается, что в любом случае настройка возможна только с некоторым шагом, и хотя процедуру нельзя назвать простой и удобной, это все равно лучше, чем если бы регулировок не было вообще.

А диск и подшипник, в чем их возможные особенности применительно к разным типам конструкции?

Вот тут много и интересного, и разнообразного, в том числе нового — того, чего не было в прошлом. Первейший пример — такой материал, как акрил, который стал применяться для изготовления дисков относительно недавно и замечательно подошел для этой цели. Ведь он позволяет делать точную обработку с точной развесовкой, отделку разную, и по собственным резонансным свойствам он тоже весьма хорош. И это только один-единственный пример.


Подшипник производства Clearaudio — в конструкции использован керамический шкив и магнитная поддержка основного диска

В плане подшипников ситуация еще более интересная. В далеком виниловом прошлом подшипники были куда сильнее похожи друг на друга, чем сейчас, даже если сравнивать младшие и старшие аппараты. Схожие конструкции, похожие материалы, разве что габариты существенно отличались и точность подгонки деталей. А потом начало появляться разнообразие конструкций, материалов. Да и точность исполнения у современного бюджетного подшипника куда как интереснее (почти всегда), чем у одноклассника из прошлого. А материалы, технологии? Подшипники классические, подшипники инвертированные, подшипники со шкивом из керамики или с сапфировой опорной точкой, с системой магнитной поддержки для тяжелого диска. Или подшипники без классического стакана, который заменен на несколько опорных точек центрирующих шкив. И даже подшипники с системой подогрева и поддержания температуры масла. Возможностей и вариантов стало намного больше и среднестатистическое качество выше. Но при всем этом разнообразии нужно понимать, что функция-то подшипника не изменилась — он должен обеспечивать вращение с наименьшим усилием и с наименьшим шумом. Поэтому и оценивать в сухом остатке подшипник стоит не по высокотехнологичной или экзотической внешности конструкции, а по непосредственным рабочим качествам и техническим характеристикам.

 


Подшипник у проигрывателей Well Tempered Lab не имеет стакана в привычном смысле — сверху у него центрирующая фторопластовая вставка, а снизу — вставка, рассчитанная на остроугольное основание шкива

Вариаций исполнения диска еще больше — материалы самые разные, разные конструкции, в том числе сложносоставные и многослойные. Разный вес, от совсем легких до дисков весом в десятки килограмм. Но диск без учета всего остального по большей части всего лишь некий «блин» с различной внешностью. Нет, конечно же, и свойства материалов будут влиять, и вес, но загвоздка в том, что на диск-то владелец проигрывателя может повлиять в наименьшей степени. Разве что мат какой-то использовать, да и все. Материалы никак не изменить, и на вес можно повлиять только при помощи клэмпа. Но это куда менее значимо, чем подбор, например, тонарма или замена блока питания. Так что диск как сущность оставим-ка мы на совести разработчиков. А учесть стоит то, что большой вес детали не может быть однозначным плюсом, а малый — однозначным минусом. И то, что стоит с осторожностью относиться к сложносоставным дискам и дискам из не совсем обычных материалов, например, из дерева.

Вместе с диском и подшипником нужно упомянуть еще и всевозможные вакуумные и пневматические системы. Появились они давно (вспомним японских производителей — Micro-Seiki, Victor, Luxman), получили некое развитие, но по сути остались такими же капризными и не всегда однозначными решениями. Что можно сделать при помощи потока воздуха? Можно «притянуть» пластинку к диску. Или можно приподнять диск на воздушной подушке, получив эффект, схожий с магнитной поддержкой. В теории — очень интересно. На практике же конструкция получается капризной. Хотя, надо признать, что при удачной реализации положительные эффекты есть, и подчас очень существенные. Только оснащаются подобными системами проигрыватели не просто дорогие, а очень дорогие. И если изучать детали, то, пожалуй, близкого к идеальному технического исполнения я не видел, разве что у проигрывателей TechDas. Остальные варианты мне не так понравились и по исполнению, и по звуку, а классические японские аппараты стоит оценивать только в случае их идеального технического состояния, что встречается редко.


Подшипник проигрывателя Avid Acutus Reference по сути рассчитан на сухую эксплуатацию. Опорная точка — твердосплавный шарик и вставка из искусственного сапфира

 

 

Наследство и новизна

Предположу, что использовать в качестве идейной и технической основы модель Thorens TD 309 — верное решение. В свое время этот проигрыватель побывал у меня на тесте и показал отличные результаты даже в паре с бюджетной предустановленной головкой. В конструкции 309-го есть интересные решения, да и внешний вид для компании, отличающейся консерватизмом, довольно неожиданный. Вообще, это не первый раз, когда инженеры, реализовав что-то в дорогих моделях, транслируют техническое решение в модели помладше. Однако в данном случае из одного 309-го сделали сразу два проигрывателя: один с классическим дизайном, а второй — с этим самым оригинальным столом в виде щита.
На тест мне достался классический вариант проигрывателя — Thorens TD 206. Он имеет привычную форму и конструкцию, в основе которой стол, изготовленный из цельной пластины МДФ, куда и крепятся все основные узлы и детали. Отделка стола может быть разной: черный, белый или красный лак, под красное или эбеновое дерево.


Thorens TD 206 комплектуется съемной пылезащитной крышкой

Наш испытуемый был как раз в отделке под эбеновое дерево. Понять по внешнему виду шпон это или имитация сложно, но выглядит проигрыватель хорошо, качество лакового покрытия высокое. Это довольно красивое и аккуратно собранное устройство. Единственная небрежность, которую я заметил, — крепление петель крышки. Крышка легкая, петли у нее съемные пластиковые, а в столе имеются четыре отверстия, куда вставлены пластиковые держатели. Крышка снимается вместе с держателями, которые, как вы понимаете, должны оставаться на своих местах. Существенно ли это на общем благополучном фоне? Не думаю, но отметить стоит.

Музыкальный материал

1.Bohren & Der Club Of Gore — Dolores / PIAS Germany PIASR 145 DLP / Stereo

 

2.D.Shostakovich — Complete Symphonies — Kirill Kondrashin, Moscow Philharmonic Orchestra / Мелодия/Victor VICX-15-28 / Stereo

3.Friends Of Charlotta — Live In Studio — Clearaudio LP 83035 / Stereo

4.J.S. Bach — Das Wohltemperierte Klavier 1+2 Teil — Gustav Leonhardt / Harmonia Mundi 59 291173-1 / Stereo

5.Nils Peter Molvaer – NP3 / Emarcy 017 795 1 / Stereo

6.Richard Hawley – Standing at the Sky’s Edge / Parlophone P436 6981 / Stereo

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *