Известная сумятица в понимании принципов формирования басового звена акустики во многом обусловлена информационной политикой рекламных, а чсто и справочных публикаций. Там потенциальному покупателю в первую очередь сообщают размер динамика, затем — его мощность, потом еще мифический «диапазон частот» и завершают это победным аккордом цены.

 

Все? Не тут-то было! Здесь все только и начинается. В английском собственно динамик называется driver — привод, и это очень правильно. Подобно тому как двигатель станет автомобилем только обогатив себя всем тем, что выработало для этого человечество, так и динамик станет громкоговорителем только в присущем ему акустическом оформлении.

С верхнечастотными и среднечастотными головками дело обстоит относительно просто: ВЧ головки свое акустическое оформление несут на себе, а СЧ — требуют в минимальных размерах.

Иное дело — басовики. Здесь почти все определяется выбором акустического оформления, причем в зависимости от этого выбора пересмотру будут подлежать все сообщенные вам параметры: и мощность, и диапазон частот, и, в известном смысле — цена. Ибо при умелом выборе параметров можно добиться тошнотворного звучания самого дорогого и породистого басового динамика.

 

Теперь настала пора «огласить весь список» типов акустических колонок. Он не такой уж длинный:

Акустический экран Закрытый ящик
Фазоинвертор Громкоговоритель с пассивным излучателем
Полосовой громкоговоритель (4-го порядка) Полосовой громкоговоритель (6-го порядка)
Квазиполосный громкоговоритель Трехкамерный полосовой громкоговоритель (4-го порядка)
Трехкамерный полосовой громкоговоритель (6-го порядка) Акустический лабиринт
Свернутый рупор Апериодическая нагрузка (акустическое сопротивление)

Задача любого низкочастотного акустического оформления решается по древнему принципу «разделяй и властвуй». «Разделяй» означает, что колебания, излучаемые одной стороной дифузора должны быть чем-то отделены от колебаний, создаваемых обратной его стороной, одновременно и в противофазе с первыми. «Властвуй» означает, что с отсеченными таким образом «лишними» звуковыми волнами можно поступить по разному.

Исторически первым акустическим оформлением был акустический экран. Он держит оборону, не пуская колебания с одной стороны диффузора на другую и не давая им взаимно уничтожиться вплоть до частот, на которых кратчайшее расстояние между лицевой и обратной стороной диффузора станет сопоставимо с длиной полуволны излучаемой частоты. А ниже этой частоты акустический экран «расписывается в полном неумении» и предоставляет противофазным волнам гасить друг друга как им заблагорассудится.

Для пресечения акустического короткого замыкания на частоте, скажем, 50 Гц, щит должен иметь размер 3 метра на 3. Поэтому этот вид акустического оформления практическое значение давно утерял, хотя и используется до сих пор в качестве эталонного при измерении параметров динамиков.

 

Конструктивно простейшее акустическое оформление из практически применяемых — закрытый ящик (sealed или closed в зарубежной терминологии, сокращенно ЗЯ). Здесь с ненужными колебаниями поступают решительно и круто: запертые в замкнутом пространстве позади диффузора, они рано или поздно угаснут, и превратятся в тепло. Количество этого тепла мизерно, но в мире акустики все носит характер малых возмущений, поэтому то, как происходит этот термодинамический обмен, небезразлично для характеристик акустической системы.

Если позволить звуковым волнам внутри корпуса громкоговорителя болтаться без присмотра, значительная часть энергии будет рассеяна на содержащемся внутри корпуса объеме воздуха, он, пусть и незначительно, нагреется и изменится упругость воздушного объема, причем в сторону повышения жесткости. Для того, чтобы этого не происходило, применяют заполнение внутреннего объема звукопоглощающим материалом.

Поглощая звук, этот материал (обычно вата, натуральная, синтетическая, стеклянная или минеральная), поглощает и тепло. Из-за существенно большей, чем у воздуха, теплоемкости звукопоглощающих волокон повышение температуры становится намного меньше и динамику «кажется», что позади него существенно больший объем, нежели не самом деле. На практике таким способом удается добиться увеличения «акустического» объема по сравнению с геометрическим на 15–20%. В этом, а вовсе не в поглощении стоячих волн, как считают многие, заключается основной смысл введения звукопоглощающего материала в закрытые громкоговорители.

Разновидностью этого (а не предыдущего, как часто полагают) типа акустического оформления является так называемый «бесконечный экран». В англоязычных источниках такой тип оформления называют infinite baffle или free-air. Все приведенные названия одинаково дезориентируют.

Мы все тут взрослые люди и понимаем, что бесконечного экрана на практике быть не может. На самом деле бесконечным экраном принято считать закрытый ящик с объемом настолько большим, что упругость заключенного внутри него воздуха значительно меньше упругости подвески диффузора, так что динамик эту упругость просто не замечает и характеристики акустической системы определяются только параметрами головки.

Где проходит та граница, начиная с которой объем ящика становится как бы бесконечным, зависит от параметров динамика. Впрочем, при решении практических задач таким объемом всегда оказывается внутренний объем багажника, который, даже у небольшого автомобиля будет давать реакцию «бесконечно большого» объема даже для большого динамика. Другое дело, что не всякий динамик будет хорошо работать в таком оформлении, но это мы обсудим отдельно, когда будем говорить о выборе динамика под акустическое оформление (или наоборот).

При всей (кстати, кажущейся) простоте закрытого ящика как акустического оформления низкочастотного звена автомобильной акустики, это решение обладает многими достоинствами, отсутствующими у других, более мудреных конструкций.

Во-первых, простота (или пости протсота) расчета характеристик. У закрытого ящика есть всего один параметр — внутренний объем. Уж один-то можно правильно выбрать, если постараться! Поле для ошибок здесь сведено к минимуму.

 

Во-вторых, во всем диапазоне частот, вплоть до нуля, колебания диффузора сдерживаются упругой реакцией воздушного объема внутри ящика. Это существенно снижает вероятность перегрузки динамика и его механических повреждений. Не знаю, насколько утешительно это звучит, но у заядлых любителей баса динамики в закрытых ящиках, бывает, горят, но практически никогда не «выплевываются».

В-третьих, только закрытый ящик является акустическим фильтром второго порядка, то есть имеет спад АЧХ ниже частоты резонанса системы головка-ящик крутизной 12 дБ/окт. А именно такой крутизной, только в противоположным знаком, обладает АЧХ внутреннего объема салона автомобиля, ниже некоторой частоты. Если угадать, рассчитать или измерить (как кому доведется) — появляется возможность получить идеально горизонтальную частотную характеристику на нижних частотах.

В-четвертых, при грамотном выборе параметров головки и объема для нее закрытый ящик не имеет себе равных в области импульсных характеристик, в значительной мере определяющих субъективное восприятие басовых нот.

Естественный вопрос теперь — так в чем же подвох? Если все так хорошо, зачем нужны все остальные типы акустического оформления?

 

Подвох один-единственный — КПД. У закрытого ящика он — наименьший по сравнению с любым другим типом акустического оформления. При этом чем меньше нам удастся сделать объем ящика, при сохранении отго же рабочего частотного диапазона, тем меньше будет его эффективность. Нет более ненасытной твари в смысле подводимой мощности, чем закрытый ящик малого объема, поэтому-то динамики в них, как и было сказано, хоть и не выплевываются, но горят нередко…

Следующий по распространенности тип акустических колонок — фазоинвертор (ported, vented, bass-reflex), более гуманен по отношению к излучению тыловой стороны диффузора. В фазоинверторе часть энергии, которая в закрытом ящике «ставится к стенке» используется в мирных целях.

Для этого внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством тоннелем, заключающим в себе некоторую массу воздуха. Величина этой массы выбирается таким образом, чтобы, в сочетании в упругостью воздуха внутри ящика создать вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе в излучением диффузора.

Такой эффект достигается в не очень широком диапазоне частот, от одной до двух октав, но в его пределах к.п.д. существенно возрастает, по принципу «нет отходов — есть неисопльзованные ресурсы». Помимо более высокого к.п.д. фазоинвертор обладает еще одним важнейшим достоинством — вблизи частоты настройки значительно уменьшается амплитуда колебаний диффузора.

 

Это может на первый взгляд показаться парадоксом — как наличие здоровенной прорехи в корпусе громкоговорителя может сдержать движение диффузора, но тем не менее это — факт жизни. В своем рабочем диапазоне фазоинвертор создает для динамика совершенно тепличные условия, причем точно на частоте настройки амплитуда колебаний минимальна, а большая часть звука излучается тоннелем. Допустимая подводимая мощность здесь максимальна, а искажения, вносимые динамиком — наоборот, минимальны.

Выше частоты настройки тоннель становится все менее и менее «прозрачным» для звуковых колебаний, за счет инерции заключенной внутри него воздушной массы, и громкоговоритель работает как закрытый. Ниже частоты настройки происходит обратное: инерция отннеля постепенно сходит на нет и на самых низких частотах динамик работаеи практически без нагрузки, то есть как будто его вынули из корпуса.

Амплитуда колебаний быстро возрастает, а вместе с ней и риск выплевывания диффузора или повреждения звуковой катушки от удара о магнитную систему. В общем, если не предохраняться, поход за новым динамиком становится реальной перспективой.

Средством предохранения от таких неприятностей, помимо осмотрительности в выборе уровня громкости, служит использование фильтров инфранизких частот. Отрезая часть спектра, где все равно никакого полезного сигнала не содержится (ниже 25–30 Гц), такие фильтры не дают диффузору идти в разнос с риском для собственной жизни и Вашего бумажника.

Фазоинвертор существенно более капризен к выбору параметров и настройке, поскольку выбору, под конкретный динамик, подлежат уже три параметра: объем ящика, поперечное сечение и длина тоннеля. Тоннель очень часто делают так, чтобы у уже готового сабвуфера можно было регулировать длину тоннеля, меняя частоту настройки.

Из-за наличия двух взаимосвязанных колебательных систем фазоинвертор является акустическим фильтром четвертого порядка, то есть его АЧХ теоретически имеет спад 24 дБ/окт ниже частоты настройки. (Реально — от 18 до 24). Получить горизонтальную АЧХ при установке в салоне практически невозможно.

В зависимости от соотношения размера салона (а, стало быть, характерной частоты, с которой начинается подъем АЧХ внутренней акустики) и частоты настройки фазоинвертора суммарная характеристика может иметь отклонения от деликатного горба до безумных Амурских волн. Горб, то есть плавный подъем АЧХ на низших частотах часто бывает как раз тем что надо для оптимального субъективного восприятия басов в зашумленном пространстве, а вот резкие перепады амплитуды при неудачном выборе параметров снискали фазоинвертору, совершенно незаслуженно, прозвище boom-box («бухало»).

Чтобы восстановить справедливость, заметим, что бухающего эффекта можно добиться и от закрытого ящика — я в следующий раз объясню, как; а правильно рассчитанный фазоинвертор способен дать очень ясный и музыкальный бас при разумной подводимой мощности.

 

Разновидностью фазоинверторного оформления является громкоговоритель с пассивным излучателем (или радиатором). Иноязычные термины: passive radiator, drone cone. Здесь творая колебательная система, позволяющая утилизовать энергию, снимаемую с задней стороны диффузора, реализована не в виде массы воздуха в тоннеле, а в виде второго диффузора, ни к чему не присоединенного, но утяжеленного до требумой массы.

На частоте настройки этот диффузор колеблется с наибольшей амплитудой, а основной — с наименьшей. С продвижением вверх по частоте они постепенно меняются ролями. До недавнего времени этот тип акустического оформления не находил применения в мобильных установках, хотя в домашних используется довольно часто. Причиной нелюбви были неоправданные хлопоты по добыванию второго диффузора (это, обычно, такой же динамик, но без магнитной системы и звуковой катушки) и трудности в размещении двух больших диффузоров там, где у обычного фазоинвертора надо разместить диффузор и небольшой тоннель.

Однако в самое последнее время автомобильные сабвуферы с пассивным излучателем появились — нужда заставила. Дело в том, что в последнее время стали появляться динамики нового поколения с очень большим ходом диффузора, рассчитанные на работу в малых объемах. Объем «выдуваемого» ими при работе воздуха очень велик, и отннель пришлось бы делать занчительным в диаметре (иначе скорость воздуха в тоннеле возрастет настолько, что он будет шипеть как паровоз).

А сочетание малого объема и большого диаметра тоннеля заставляет выбирать для тоннеля большую длину. Вот и оказалось, что фазоинверторы обычной конструкции для таких головок украсились бы трубами метровой длины. Чтобы избежать таких никому не нужных казусов, предпочли требуемую соколеблющуюся массу сосредоточить в пассивном излучателе с ходом диффузора, таким же, как и у активного динамика.

Третий тип сабвуфера, довольно часто используемый в автоустановках (хотя и реже, чем два предыдущих) — полосовой громкоговоритель (bandpass или бандапасс). Иногда встречается название «громкоговоритель с симметричной нагрузкой» (symmetric loading). Если закрытый ящик и фазоинвертор — акустические фильтры верхних частот, то полосовой, как и вытекает из названия — объединяет в себе фильтры верхних и нижних частот.

Простейший полосовой громкоговоритель — одинарный 4-го порядка (single reflex). Он состоит из закрытого объема, т.н. задней камеры и второго, снабженного тоннелем, как у обычного фазоинвертора (передняя камера). Динамик установлен в перегородке между камерами так, что обе стороны диффузора работают на полностью или частично замкнутые объемы — отсюда и термин «симетричная нагрузка».

Из традиционных конструкций полосовой громкоговоритель, в любом варианте — чемпион по эффективности.

При этом эффективность прямо связана с шириной полосы пропускания. Частотная характеристика полосового громкоговорителя имеет вид колокола. Путем выбора соответствующих объемов и частоты настройки передней камеры, можно построить сабвуфер с широкой полосой пропускания, но органиченной отдачей, то есть колокол будет низким и широким, а можно — с узкой полосой и очень высоким к.п.д. в этой полосе. Колокол при этом вытянется в высоту.

Бандпасс — капризная штука в расчете и самая трудоемкая в изготовлении. Поскольку динамик закопан внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке ящика так, чтобы наличие съемной панели не нарушало жесткости и герметичности конструкции. Согласование частотных характеристик сабвуфера, салона и фронтальной акустики также связано с известной головной болью. Импульсные характеристики тоже не из лучших, в особенности при широкой полосе. Чем же это компенсируется?

 

Прежде всего, как говорилось — высочайшим к.п.д.

Во-вторых — тем, что весь звук излучается через тоннель, а динамик полностью закрыт. При компоновке такого сабвуфера открываются немалые возможности для установщика (или любителя) с фантазией. Достаточно найти небольшое местечко на стыке багажника и салона, гда может разместиться жерло тоннеля — и путь мощнейшим басам открыт.

Специально для таких установок фирма JLAudio, например, выпускает гибкие пластмассовые рукава-тоннели, которыми она предлагает (и многие соглашаются) соединять выход сабвуфера с салоном. Вроде шланга пылесоса, только толще и жестче.

Еще большей эффективностью обладают полосовые громкоговорители 6-го порядка с двумя тоннелями. Камеры такого сабвуфера настраиваются с разносом примерно в октаву. Двойной бандпасс обеспечивает меньшие искажения в рабочей полосе, поскольку динамик нагружен фазоинверторами с обеих сторон диффузора, со всеми преимуществами такой нагрузки, но имеет более крутой, по сравнению с одинарным, спад АЧХ ниже рабочей полосы.

Промежуточное положение занимает так называемый квази-полосовой громкоговоритель, он же — с последовательной настройкой, где задняя камера соединена тоннелем с передней, а передняя еще одним тоннелем — с окружающим пространством.

Трехкамерные полосовые громкоговорители представляют собой просто альтернативные конструктивные реализации обычных полосовых, и составлены из двух обычных, полсе чего убрана разделяющая их стенка.

Существует еще три варианта акустического оформления низкочастотной акустики, которые хоть и сужществуют, но применения практически не находят. Первый из аутсайдеров — акустический лабиринт, где «отвод энергии» от тыльной стороны диффузора происходит по длинной трубе, обычно сложенной для компактности, но все равно увеличивающей габариты сабвуфера до пределов, недопустимых в мобильной установке.

Второй — экспоненциальный рупор, который для получения достаточно низкой граничной частоты должен иметь циклопические размеры, что делает редкостью его использование в низкочастотном звене даже в стационарных системах, где места побольше, чем в автомобиле.

 

Третий тип, имеющий единичные прецеденты применения Ч громкоговоритель в апериодической нагрузкой в виде сосредоточенного акустического сопротивления (aperiodic membrane). У нас раньше это называлось ПАС — панель акустического сорпотивления. Идея заключается в том, что нагрузкой для диффузора является близкорасположенная полупроницаемая преграда, например, плотная ткань или слой секловаты, зажатый между перфорированными панелями.

Теоретически, такая нагрузка носит неупругий характер и, как амортизатор в автомобильной подвеске, гасит акустическую энергию, не влияя на резонансную частоту динамика. Но это — теоретически. А на практике наличие воздушного объема между динамиком и ПАС создавало такую мешанину характеристик и реакций, что результаты становились малопредсказуемы.

Итак, из беглого взгляда на основные типы акустического оформления ясно, что совершенства в мире нет. Любой выбор будет компромисом. А чтобы существо компромиса стало яснее, давайте завершим эту заочную встречу как положено — подведением промежуточных итогов. Сравним рассмотренные варианты с точки зрения основных факторов, определяющих успех их использования в мобильной аудиоустановке.

К этим факторам следовало бы отнести:

К.П.Д.

Величина к.п.д., присущего тому или иному типу акустического оформления определяет, в конечном счете, насколько мощный усилитель понадобится для достижения требуемого уровня громкости, а заодно и насколько трудна будет жизнь динамика.

В наиболее важном с точки зрения воспроизведения информации басового регистра диапазоне частот 40–80 Гц места распределятся так: узкополосные полосовые громкоговорители — чемпионы в этом зачете, особенно — двухтоннельные 6-го порядка. За ними идут широкополосный двухтоннельный и обычный фазоинвертор. И наконец, самые охочие до подводимой мощности — закрытый ящик и широкополосный одинарный бандпасс.

Британское сопротивление

Итак, в закрытых колонках прекрасно все, кроме необходимости выбора между скромным басом и нескромными размерами — для корректной работы крупнокалиберного НЧ-излучателя корпусу требуются габариты книжного шкафа. В колонках с фазоинверторами и пассивными излучателями проблема приемлемых габаритов решена: солидный бас извлекается даже из скромных полочников, но за успех приходится расплачиваться рыхлостью и затянутостью НЧ-регистра, то есть в угоду «количеству» — жертвовать точностью, качеством баса. Ничего удивительного, ведь усиление басовой отдачи сопровождается появлением дополнительных резонансов, существенно смазывающих звуковую «картину».


Нижний регистр топовых Jade с панелями акустического сопротивления отличается не только глубиной и быстротой, но и отсутствием перегрузок даже на высокой громкости. Это качество обрадует ценителей рока: выкрутив рукоятку уровня звука, колонки можно превратить в источник по-настоящему рок-н-ролльного драйва.

 

Именно за точность воспроизведения баса начал борьбу Джилберт Бриггс в конце 50-ых. Его идеей было разместить между динамиком и фазоинвертором специальный «звуковой барьер», способный демпфировать резонансы, ускоряющий их затухание и переводящий колебательный процесс в короткий апериодический. Типа: «Волны! Стой! Раз, два!» Этим барьером и стала панель акустического сопротивления (ПАС, «Aperiodic Loading»). В первоначальном виде она представляла собой деревянную панель с многочисленными тонкими прорезями. В дальнейших модификациях к прорезям добавилась плотная ткань или вспененный наполнитель, но суть осталась прежней: на пути обратной звуковой волны к порту фазоинвертора возникает преграда, меняющая характер и длительность резонанса. В настоящее время работы Бриггса успешно продолжил Питер Камю, который собственно и реализовал в колонках Wharfedale Jade идею ПАС на новой технологической основе.

 

 

Вносимые искажения

В нижней октаве — полутора музыкального диапазона (30–80 Гц) все типы акустического оформления ведут себя прилично при небольших уровнях мощности. Фазоинвертор и полосовой громкоговоритель — несколько лучше других, но ненамного. А вот при больших мощностях соперники растягиваются вдоль дистанции. Наилучшие результаты здесь следует ожидать от двойного полосового громкоговорителя. За ним — одинарный полосовой и фазоинвертор. И замыкает цепь — закрытый ящик, дающий наибольшие искажения при больших амплитудах сигнала.

Будем знакомы

Свежий пример увлечения конструкторов Wharfedale технологией ПАС — топовые колонки из линейки Jade. В новой, слегка отредактированной версии, панели акустического сопротивления представляют собой узкие щелевые порты в основаниях корпусов, прохождение воздуха сквозь которые контролируется при помощи пористой пены.

Диффузоры Accufiber для 5, 6.5 и 8-дюймовых драйверов

Эта технология призвана подавить резонансные колебания (длительностью от 25 мс), которые сопровождают звуковой импульс в акустических системах с обычными фазоинверторами. В результате бас очищается от «инородных примесей», получает четкую структуру и высокие скоростные характеристики. Кроме того, особенность примененного решения приносит дополнительные дивиденды: эту акустику можно безбоязненно ставить близко к стенам и даже в углы комнаты — бас не будет гулким! Только ради этого, стоит с вниманием отнестись к Wharfedale Jade.

Кстати говоря, за четкость и структурность баса в Wharfedale Jade отвечает не только акустическое оформление, но и новый конструкционный материал Acufiber в основе диффузоров НЧ-излучателей. Сочетание стекловолокна с карбоном обеспечивает оптимальную связку легкости с жесткостью, благодаря которым басовик без задержек реагирует на быстрые изменения звукового сигнала. Корпуса Wharfedale Jade также выполнены из нового материала: многослойный сэндвич из древесины и специальных композитов сдерживает вибрации, даже на предельных громкостях. Так что эту акустику стоит прослушать не только ради знакомства с акустическим сопротивлением.


Панели акустического сопротивления применены не во всей линейке Wharfedale Jade — их можно найти только в напольных колонках Jade-5 и Jade-7. Остальные модели серии — полочные мониторы Jade-3, Jade-1, центральные каналы Jade-C1 и Jade C2, а также тыловые Jade-SR — выполнены в традиционных закрытых корпусах.

Импульсные характеристики

Точная передача фронтов басовых инструментов — едва ли не главное качество для басовой акустики. Немного проку в низких басовых потугах, если они будут смазанными и вялыми. В этом отношении закрытый ящик обещает наилучшие результаты (при правильном расчете).

 

Переходные характеристики фазоинвертора могут быть очень достойными, но все же в среднем уступят закрытому оформлению. Одинарные полосовые громкоговорители имеют неплохие характеристики, которые, однако, ухудшаются с расширением полосы пропускания.

Наихудшей реакцией на импульсный сигнал обладает двойной полосовой громкоговоритель, опять же, в особенности — широкополосный.

Чувствительность акустической системы #

Этот параметр акустической системы определяет эффективность преобразования электрической энергии в звуковую и является одним из важнейших. От акустики с меньшей мощностью, но с большей чувствительностью зачастую можно получить более громкий звук.

Чувствительность принято характеризовать уровнем звукового давления (в децибелах), измеренном на определенном расстоянии от аудио колонки при подаче на ее вход электрического сигнала мощностью 1 Вт. Необходимо, правда, учитывать, что условия измерения (расстояние, подводимая мощность) у разных производителей акустики могут отличаться.

Согласование с фронтальной акустикой

Работа сабвуфера должна быть, начиная с определенной частоты, перепоручена мидбасам фронтальной акустики. Для закрытого ящика и фазоинвертора это не проблема и конструктор системы обладает изрядной свободой в выборе частоты раздела полос, поскольку и эта частота и крутизна спада определяются внешними цепями. А вот узкополосные бандпассы часто обладают собственным спадом частотки уже начиная с 70–80 Гц, где далеко не все мидбасы могут безболезненно подхватить песню. Требования к мидбасам при этом усложняются, да и работа с кроссовером проще не становится.

Поместим все вышесказанное в таблицу, на основе привычной нам пятибалльной системы:

Полосовой громкоговоритель
одинарный двойной
Закрытый ящик Фазоинвертор Узкая полоса Широкая полоса Узкая полоса Широкая полоса
Искажения на малой мощности 4 5 5 4 5 4
Искажения на большой мощности 2 4 4 3 5 4
Импульсные характеристики 5 4 4 2 3 2
Согласование с фронтальной акустикой 5 5 2 4 2 4
Перегрузочная способность в рабочем диапазоне (выше 30 Гц) > 4 5 4 5 4
Перегрузочная способность в инфра низкочастотном диапазоне ниже 30 Гц) 5 2 5 5 2 2
Гладкость АЧХ с учетом внутренней акустики автомобиля. 5 4 2 3 2 3
Чувствительность к ошибкам расчета и изготовления 5 4 2 2 2 2

 

 

Качество звука на любом компьютере определяют две составляющие:

· Качество воспроизводимых файлов

 

· Качество акустической системы

Поэтому стоит заранее знать что не смысла покупать хорошую акустическую систему, если в будущем на ней будут воспроизводиться файлы конвертированные с качеством ниже среднего. Идеальным вариантом для мультимедийного компьютера являются файлы с расширение .FLAC для воспроизведения музыки и .MKV для просмотра видео.

Не существует четкого стандарта и описания идеального звука, но при выборе колонок для мультимедиа-компьютера следует ориентироваться по следующим параметрам:

· Суммарная мощность

· Число каналов

· Отношения сигнал\шум

· Диапазон воспроизводимых частот

Суммарная мощность измеряется в Ваттах и показывает общую мощность, выдаваемую всеми колонками при воспроизведении звука. Следует знать, что чем больше количество каналов в системе, тем выше должна быть суммарная мощность. Низкая мощность (ниже 70Вт) может привести к малой громкости всей системы.

 

Число каналов:

Число каналов определяет количество колонок в системе и обозначается как:

· 2.0

· 2.1

· 5.1

· 7.1

Где первое число — количество сателлитов, колонок воспроизводящих высокие и средние частоты, а второе — количество сабвуферов, колонок отвечающих за воспроизведение низких частот и басс-линии композиций.

При выборе числа каналов следует помнить, что колонки систем 2.1 и 2.0 ориентированы на воспроизведение музыки, а системы 5.1 и 7.1 лучше подходят для фильмов и создания атмосферы во время просмотра.

 

Отношения сигнал\шум: Отношение сигнал/шум — параметр усилителя активных колонок, показывает, насколько сильно шумит усилитель (от 60 до 135,5 дБ), если в отсутствие сигнала выкрутить регулятор громкости на максимум. Чем больше значение сигнал/шум, тем более чистый звук обеспечивают колонки. Желательно, чтобы этот параметр был не менее 75 дБ, для мощных колонок с высококлассным звучанием не менее 90 дБ.

Диапазон воспроизводимых частот: Диапазон воспроизводимых частот — частоты, в которых аппаратура способна воспроизводить звук без значительных искажений. Звуковые волны считаются не искаженными, когда амплитудно-частотная характеристика плоская. Эта характеристика считается таковой в том случае, когда она отклоняется не более чем на 3 дБ от горизонтальной линии. Человек способен улавливать и воспринимать звучание частотой от 20 до 20 тысяч Гц. Для данного компьютера больше всего подойдет акустическая система Microlab FC 730. Данная акустическая система ориентирована работу с музыкой и фильмами, являясь одновременно чем-то средним между системами 2.0 и 7.1. Акустическая система в целом имеет диапазон воспроизводимых частот 30 до 20000 Герц что является приемлемым для прослушивания музыки и просмотра фильмов.

Полный список характеристик Акустической системы:

· Число каналов:5.1

· Суммарная мощность: 84 Вт

· Диапазон воспроизводимых частот: 30-20000 Гц

· Частотный диапазон фронтальных колонок/саттелитов: 140-20000 Гц

· Частотный диапазон сабвуфера: 30-140 Гц

 

· Отношение сигнал/шум: 70 дБ

· Мощность фронтальных колонок: 12 Вт

· Мощность сабвуфера: 24 Вт

· Мощность центрального канала: 12 Вт

· Мощность тыловых колонок: 12 Вт

Рисунок 18 Акустическая система Microlab FC 730

КОРПУС

При выборе корпуса для любого компьютера он должен иметь хорошую систему охлаждения или возможность ее модернизации если эффект будет недостаточным. Также корпус должен хорошо рассеивать тепло выделяемое устройствами внутри него и иметь невысокий уровень шума.

 

В целом нельзя определить качество охлаждения корпуса до покупки потому что степень охлаждения будет зависеть не только от того на сколько сильно будут греться комплектующие, но и от температуры в помещении где будет работать будущий компьютер. Гарантированно хорошее качество воздушного охлаждения предоставляют компании Thermaltake и CoolerMaster. Данные компании проектируют корпуса специально для игровых и особо мощных компьютеров, а они, как известно, нагреваются больше всего.

Однако при выборе корпуса следует ориентироваться по следующим параметрам:

· Форм-фактор

· Ориентация

Форм-фактор: в данном контексте не определяет реальных физических размеров корпуса, а лишь гарантирует что в данный корпус можно будет установить блок питания и материнскую плату одноименного форм-фактора или форм-фактора меньшего по размерам.

В современных корпусах регламентировано несколько основных типов корпусов:

· ATX

· miniATX

 

· BTX

· miniBTX

Рисунок 19 Ориентация Tower

Каждый из типов корпусов способен уместить в себя материнскую плату и блок питания одноименного форм-фактора, при этом подразумевается что хороший корпус форм-фактора ATX имеет крепления для всех остальных форм-факторов.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *