Усилитель мощности звука JLH, работающий в классе «А», с момента своего рождения в далёком 1969 году успешно дожил до наших дней. Ряд модификаций был направлен на улучшение его параметров, а также замену устаревшей элементной базы на более современную.

 

Но вариантом схемы версии 1996 года всё не закончилось. Позднее появились новые модификации и доработки, с которыми мы вас и познакомим в этой части статьи.

Большую работу по совершенствованию усилителя JLH провел друг самого Джона Линсли Худа музыкант (классический пианист), меломан и по совместительству радиолюбитель Тим Брен.

И вот что получилось в результате…

 

Версия усилителя мощности JLH образца 2003 года:

Увеличение по клику

Регулировка выходного напряжения.

Использовать интегральные стабилизаторы для регулировки нулевого выходного напряжения (при двухполярном питании) было не самой лучшей идеей. Во-первых, такие стабилизаторы имеют довольно высокий уровень собственных шумов (которые абсолютно лишние в первом каскаде!), во-вторых, как показала практика, микросхемы некоторых фирм-изготовителей имеют свойство возбуждаться при работе с малыми токами.

Поэтому в модификации 2003 года Тим заменил интегральный стабилизатор на активный источник тока (Q5 / Q6). И помимо снижения уровня шума получил ещё один интересный эффект — значительно снизился дрейф выходного напряжения при прогреве усилителя.

 

Регулировка тока покоя выходного каскада усилителя.

На форумах часто писали, что усилитель с вариантом регулировки тока покоя выходного каскада версии 1969 года звучит лучше, чем с вариантом 1996 года. В симуляторе искажения тоже были меньше для варианта 1969 года! В результате многократных прослушиваний и измерений Тим выяснил, что версия 1996 года всё же звучит лучше.

Джон предложил Тиму организовать регулировку тока покоя так же с помощью активного источника тока (Q7 / Q8). Кроме того, что смоделированные искажения для такого варианта были в два раза ниже, чем для схемы 1996 года, так ещё отсутствовал рост искажений на низких частотах из-за влияния конденсатора. В дополнение выросла выходная мощность усилителя, так как с такой доработкой увеличился размах выходного напряжения.

Тим реализовал предложенную доработку и после прослушивания согласился, что второй источник тока также весьма полезное усовершенствование.

Конденсатор цепи обратной связи.

На многих форумах многие повторившие усилитель JLH писали о весьма заметном улучшении качества звучания при удалении электролитического конденсатора в цепи обратной связи (С4).

К такой модификации следует относиться ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО!!! При удалении конденсатора глубина общей ООС по постоянному току существенно уменьшается (против 100% при наличии конденсатора в цепи), в результате чего повышается дрейф выходного напряжения.

Тим провел необходимые эксперименты и вот что получилось. Снизить дрейф при нагреве усилителя можно путём оптимального размещения транзисторов входного каскада (Q4, Q5, Q6). Их требуется разместить как можно ближе друг к другу, в идеале — прижать друг к другу. Во-вторых, в первый источник тока можно ввести ещё одну регулировку (VR3):

Увеличение по клику

Этим резистором минимизируется дрейф постоянного напряжения на выходе усилителя при прогреве. Причём сделать это придётся несколько раз! Путём тщательной регулировки Тиму удалось добиться смещения на выходе порядка 50 мВ.

 

Мы в редакции «РадиоГазеты» тоже на макете пытались избавиться от конденсатора в цепи обратной связи, но как бы ни старались, в нашем варианте дрейф напряжения на выходе усилителя при прогреве достигал 800 мВ, что является довольно опасной величиной. В любом случае при двухполярном питании (и как следствие отсутствии разделительного конденсатора на выходе) для собственного спокойствия следует использовать систему защиты акустических систем.

Возможно, у Тима были радиаторы более внушительных размеров или другая компоновка элементов, хотя наш макет был без корпуса и охлаждение было довольно эффективное. Тем не менее, по нашим результатам мы категорически не рекомендуем избавлять от этого конденсатора.

Конечно, можно для стабилизации выходного напряжения использовать интегратор. Но многим такое решение не нравится в плане звука. Хотя как показывает практика, чаще всего все претензии к интегратору имеют корни от «кривых» рук. Его просто надо уметь готовить, не забывая, что это апериодическая цепь второго порядка. Но это тема для отдельного разговора. Сейчас не об этом.

Удаление конденсатора из цепи обратной связи также повышает уровень фона. Помним, что усилитель однотактный! Фон становится особенно заметен при использовании высокочувствительной акустики и нестабилизированного блока питания. Без конденсатора усилитель становится очень чувствителен к качеству питающего напряжения!!!

Существенно снизить уровень фона при использовании нестабилизированного блока питания даже при наличии конденсатора в цепи обратной связи можно путём введения дополнительного конденсатора в источник тока первого каскада как показано на рисунке:

Снижение фона в усилителе JLH

 

 

Усилитель с повышенной выходной мощностью.

В принципе выходной мощности исходного варианта усилителя JLH вполне достаточно для озвучивания на разумной громкости обычной жилой комнаты. Однако всегда найдутся те, кому мало! Мало мощности, мало громкости, мало чувствительности акустических систем и так далее.

Для таких меломанов была разработана схема с повышенной выходной мощностью:

Увеличение по клику

 

При использовании совместно с обычными динамиками, эта схема может выдать более 40 Вт выходной мощности при условии, что блок питания сможет обеспечить необходимые ток и напряжение для вашей нагрузки.

Таблица ниже поможет выбрать вам необходимые значения напряжения и токов под конкретную мощность и сопротивление нагрузки:

Увеличение по клику

Столбцы в таблице (значения измерены для резистивной нагрузки):

  • пиковое напряжение на выходе,
  • напряжение на выходе блока питания,
  • потребляемый ток,
  • выходная мощность на нагрузке 8 Ом,
  • выходная мощность на нагрузке 6 Ом,
  • выходная мощность на нагрузке 4 Ом.

Мощность, рассеиваемая в каждом выходном транзисторе, должна быть ограничена примерно от 40 до 45 Вт, предполагая, что каждый транзистор снабжён радиатором соответствующего размера.

Двухканальный усилитель П-70

Цена указана без НДС и действительна при оплате на ООО. При оплате на ИП возможна скидка до -30%.
Назначение. Усилитель П-70 предназначен для воспроизведения стереофонических или монофонических записей с магнитофонов Тембр-2, Тембр-2С, Тембр-2М П70 смонтирован на шасси, которое помещено в деревянный ящик, который обклеен декоративным материалом. Обычно в комплекте с усилителем идет акустическая система типа ВГ-2-3/16Р, но П-70 также поступал в продажу как отдельное устройство.

В 1985 году двухканальный усилитель мощности П-70 был сильно модернизирован. В основном обновление затронуло принципиальную схему аппарата и его конструкцию. Внешний вид усилителя практически остался прежним.

Технические характеристики.

 

Выходная номинальная мощность 2х5 Вт
Максимальная мощность 2х9 Вт
Диапазон рабочих звуковых частот на выходе для акустических систем 40. 20000 Гц
Относительный уровень помех по каждому каналу 50 дБ
Диапазон регулировки темра:
по низким частотам +8 Дб
по высоким частотам -10 дб
Коэффициент искажений при номинальной мощности, не более 3%
Потребляемая от сети мощность 120 Вт
Габариты, мм 400х250х200
Масса 10 кг

Делаем доставку по городам и регионам: Москва, Тверь, Тула, Брянск, Липецк, Смоленск, Нижний Новгород, Ярославль, Вологда, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Казань, Ульяновск, Пенза, Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Владикавказ, Махачкала, Уфа, Оренбург, Челябинск, Мурманск, Салехард, Ханты-Мансийск, Омск, Тюмень, Барнаул, Абакан, Красноярск, Иркутск, Чита, Хабаровск, Владивосток, Майкоп, Улан-Удэ, Горно-Алтайск, Назрань, Нальчик, Элиста, Черкесск, Петрозаводск, Сыктывкар, Йошкар-Ола, Саранск, Якутск, Казань, Кызыл, Ижевск, Чебоксары, Благовещенск, Архангельск, Астрахань, Белгород, Владимир, Воронеж, Иваново, Калининград, Калуга, Петропавловск-Камчатский, Кемерово, Киров, Кострома, Курган, Курск, Магадан, Великий Новгород, Новосибирск, Орел, Пермь, Псков, Рязань, Южно-Сахалинск, Екатеринбург, Тамбов, Томск, Анадырь и т.д.

Двухканальный усилитель П-70

Цена указана без НДС и действительна при оплате на ООО. При оплате на ИП возможна скидка до -30%.

Назначение. Усилитель П-70 предназначен для воспроизведения стереофонических или монофонических записей с магнитофонов Тембр-2, Тембр-2С, Тембр-2М П70 смонтирован на шасси, которое помещено в деревянный ящик, который обклеен декоративным материалом. Обычно в комплекте с усилителем идет акустическая система типа ВГ-2-3/16Р, но П-70 также поступал в продажу как отдельное устройство.

В 1985 году двухканальный усилитель мощности П-70 был сильно модернизирован. В основном обновление затронуло принципиальную схему аппарата и его конструкцию. Внешний вид усилителя практически остался прежним.

Технические характеристики.

Выходная номинальная мощность 2х5 Вт
Максимальная мощность 2х9 Вт
Диапазон рабочих звуковых частот на выходе для акустических систем 40. 20000 Гц
Относительный уровень помех по каждому каналу 50 дБ
Диапазон регулировки темра:
по низким частотам +8 Дб
по высоким частотам -10 дб
Коэффициент искажений при номинальной мощности, не более 3%
Потребляемая от сети мощность 120 Вт
Габариты, мм 400х250х200
Масса 10 кг

Делаем доставку по городам и регионам: Москва, Тверь, Тула, Брянск, Липецк, Смоленск, Нижний Новгород, Ярославль, Вологда, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Казань, Ульяновск, Пенза, Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Владикавказ, Махачкала, Уфа, Оренбург, Челябинск, Мурманск, Салехард, Ханты-Мансийск, Омск, Тюмень, Барнаул, Абакан, Красноярск, Иркутск, Чита, Хабаровск, Владивосток, Майкоп, Улан-Удэ, Горно-Алтайск, Назрань, Нальчик, Элиста, Черкесск, Петрозаводск, Сыктывкар, Йошкар-Ола, Саранск, Якутск, Казань, Кызыл, Ижевск, Чебоксары, Благовещенск, Архангельск, Астрахань, Белгород, Владимир, Воронеж, Иваново, Калининград, Калуга, Петропавловск-Камчатский, Кемерово, Киров, Кострома, Курган, Курск, Магадан, Великий Новгород, Новосибирск, Орел, Пермь, Псков, Рязань, Южно-Сахалинск, Екатеринбург, Тамбов, Томск, Анадырь и т.д.

Техничecкиe хaрактериcтики: Нoминальнaя выхoдная мoщноcть уcилитeля 2×5 Bт, мaкcимальная 2х10 Вт. Диaпазон рaбочих чаcтoт звукa на выхoде для АC 40. 20000 Гц. Относитeльный уpовень помeх пo каждoму кaналу -50 дБ. Диaпaзoн peгулирoвки темpа пo низким чacтoтам +8 дБ, пo высоким -10 дБ. Koэффициeнт искажений при номинaльной мощнoсти 3%. Потребляемая от сети мощность 120 Вт. Габариты модели – 400х250х200 мм. Вес 10 кг.

Поделиться в соц. сетях

Нравится

 

 

Конструкция усилителя.

Как написал один радиолюбитель, повторивший эту конструкцию, в этом усилителе греется ВСЁ! Начиная с трансформатора и диодов блока питания и заканчивая выходными транзисторами. Поэтому, при повторении данного усилителя мощности необходимо обеспечить эффективный теплоотвод от элементов конструкции. То есть обязательно придётся использовать радиаторы соответствующих (внушительных) размеров, внутри корпуса обеспечить циркуляцию воздуха для чего в корпусе следует предусмотреть вентиляционные отверстия.

Использовать такой усилитель в небольших комнатах, особенно в жару, следует с осторожностью ввиду возможного перегрева. Рекомендуется применять устройства тепловой защиты. При невозможности обеспечить достаточно эффективное пассивное охлаждение нужно использовать дополнительный обдув. Особенно это касается любителей задрать ток покоя.

Настоятельно рекомендуется при монтаже элементов к радиатору не использовать силиконовые прокладки. Только тонкая слюда или керамика. По отзывам того же радиолюбителя нормальная температура корпуса прогретого усилителя JLH составляет около 60°С (внутри около 55°С). Так что слушать музыку в знойные летние дни…

НАЗАД, К 70-М…

Из заголовка кто-то может сделать скоропалительные выводы, что я предлагаю переместиться в 70-е годы прошлого века, но это не так. Вернее не совсем так. Мой рассказ о дуэте от компании Yamaha: предварительном усилителе С-70 и усилителе мощности В-70. Но и по времени это 1981 год, так что с 70-ми практически рядом. На просторах интернета уже есть один тестовый материал по данной теме, но в купированном виде: автор тестирует усилитель мощности Yamaha B-70 в отрыве от предварительного усилителя. Моя же позиция по поводу двухблочных усилителей всегда была такова: ТОЛЬКО В ПАРЕ можно оценить их по достоинству. А позиция некоторых владельцев, что предварительный усилитель «портит» звук, вряд ли сможет убедить меня в подобном без доказательств. Возможно в отдельных случаях это имеет место, но именно В ОТДЕЛЬНЫХ. И, лишь поэтому, я и решился на данный материал: послушаю предварительный усилитель и усилитель мощности вместе, в одной связке, а затем отдельно усилитель мощности. И лишь после этого вынесу вердикт: какой вариант лучше. А пока по традиции первое визуальное знакомство и немного истории.

Предварительный усилитель С-70 и усилитель мощности В-70 увидели свет, как я уже упомянул выше, в 1981 году, а производство их упрощённых версий С-50/В-50 стартовало годом позже. Цена на С-70 в 1981 году составляла весьма немалые 170000 иен. Усилитель мощности ( В-70) был лишь на десять тысяч дороже(180000 иен). Но если для усилителя мощности такая цена была вполне обычной, то предусилители аналогичного класса у конкурентов стоили на 40-50% дешевле. Что же такого было у С-70 и не было у других? Думаю, об этом стоит рассказать более подробно. Начну с предков «семидесятки». Предварительные усилители С-1,С-2(разных версий) и С-4 давно уже стали легендой, но С-70, вобравший от предшественников много хорошего, почему то малоизвестен. Во всяком случае — в России. А в нём много чего интересного. Конечно я не «технарь», а исключительно гуманитарий и поэтому не могу красиво расписать техническую сторону вопроса, да это и не нужно. Всегда можно воспользоваться сайтами наподобие AudioHeritage и с помощью переводчика в Гугле получить нужную информацию. Я расскажу о функционале аппарата и, конечно же, о его звучании как отдельно (у него усилитель для наушников на борту), так и в связке с усилителем мощности. Кстати , помимо прочего, С-70 удалось сравнить и с С-2 и с С-4. Скажу сразу: при схожем функционале С-4 ожидаемо проиграл «семидесятке» по звучанию, а с С-2 по звучанию был примерный паритет, но по функционалу С-70 выиграл с большим отрывом. Однако данное сравнение носило чисто факультативный характер и, заострять внимание на этой части, я не стану. Итак, чем же богат С-70 ? Про усилитель для наушников я уже упомянул, вот только для полноценного раскрытия потенциала данной опции у меня не оказалось ничего более продвинутого, чем Sennheiser HD280 & Sony MDR-CD380. Но тут уж, извините. Как говорится чем богаты… Второе — фонокорректор ММ/МС. У того же С-4 фонокорректор тоже был достаточно прогрессивным в плане дополнительных регулировок, но у С-70, в дополнению к стандартному «джентльменскому» набору оказалась ещё одна «фишка» : при нажатии клавиши «disc direct» отключались все цепи и режимы и аппарат становился ТОЛЬКО фонокорректором, исключая тем самым все возможные помехи которые (теоретически) могли иметь место. Об уровне С-70 в данном качестве мы ещё поговорим в процессе прослушивания, но уже понятно, что инженеры компании Ямаха не зря ели свой хлеб свои рисовые лепёшки. Ну, про развитую систему коммутации всего и со всем можно было бы и не говорить – у аппаратов той эпохи она всегда была на высоте. В современной системе подобное считается избыточным, но «из песни слов не выкинешь». Дизайн или стиль — архитектор наверное сказал бы что это «лофт»: чёрные прямоугольные «брусочки» из металла и никаких «украшательств». Конечно газоразрядный вертикальный индикатор, на фронтальной панели усилителя мощности, можно было бы причислить к таковым — в начале 80-х это выглядело эффектно и считалось модным, но я не стану этого делать: мода – величина непостоянная. Ну и темброблок. В современных реалиях для большинства это рудимент и будь это две обычные «крутилки» вч/нч я бы и словом о нём не обмолвился. Однако в С-70 темброблок не совсем обычный. По факту — это параметрический эквалайзер: одними поворотными регуляторами выбирается частота, а другими регулируются параметры. Соответственно человек может провести гораздо более тонкую подстройку звучания «под себя», если конечно считает это нужным. Что касается усилителя мощности, то единственное его кардинальное отличие от других подобных аппаратов в том, что при подключении двух пар акустических систем уровень громкости для каждой пары регулируется раздельными поканальными регуляторами для каждой пары. Поэтому если чувствительность и/или сопротивление пар отличались, можно было выставить одинаковый уровень по звуковому давлению и для пары «А» и для пары «В», а затем просто переключать соответствующие кнопки, что весьма удобно при сравнительном прослушивании. Собственно это всё что удалось выявить отчасти визуально, отчасти методом «тыка». Слушаем.

Уже после полудюжины тестовых композиций, могу сказать следующее: тут нет такого ультра — баса, как у Ямахи — А2000/А2000А и связка не поражает масштабностью подачи, как Онкио А-2001, но если второго, мне поначалу действительно немного недоставало (сказалось то, что уже больше года слушаю музыку в основном «по — балансу», а там масштаб всегда в приоритете), то дефицита первого на самом деле не ощущаешь. Всё в меру, без излишней гипертрофированности, тембра вполне себе натуральные и общий характер звучания достаточно комфортный для восприятия. И при этом высочайшее музыкальное разрешение: наверняка рекордное для начала 80 –х, да и в наше время похвастать таким смогут усилители далеко не за одну тысячу долларов (и даже не за две-три). Пока никаких жанровых предпочтений не наблюдается. Слушаю дальше. Слушаю кстати связку, то есть «пред» / «мощник». Отдельно «мощник» послушаю позже. Те, кто читает мои статьи регулярно, уже знают мой тракт наизусть, но для читающих впервые повторю: основной источник – универсальный проигрыватель CD/SACD/DVD- audio Pioneer DV-AX10 и он же ЦАП через который периодически включается медиаплеер Dune HD DUO. Иногда бывает задействован блю-рей проигрыватель Cambridge BD-650 ( главным образом для Blu-Ray-Audio релизов). И, естественно, винил. Проигрыватель Denon DP-75M (картриджи МС АT-33Е/Denon DL-103) ламповый фонокорректор Стародубцева «Paradise», транзисторный корректор Accuphase C-220 и МС трансформатор FRT-3G. Понятно, что в каждом тесте задействована лишь часть «арсенала», но перечисляю сразу всё, чтобы к этому вопросу уже не возвращаться. Ах да, акустика. Sansui SP-G300 и для текущего процесса это всё. Про наушники я сказал ранее… Однако я немного отвлёкся от основной темы поэтому, пока меня далеко не унесло, возвращаюсь к процессу прослушки.

Второй день тестирования глобальных корректив не внёс. Я переслушал всего понемногу и да – жанровых предпочтений у С-70/В-70 действительно нет. Более того, это, пожалуй, один из лучших вариантов усиления звука среди винтажных аппаратов в ценовой категории «до тысячи долларов» (имеется ввиду нынешняя стоимость на вторичном рынке). Я сам не ожидал такого результата, откровенно говоря. Почему, обладая такими выдающимися способностями, данная пара не является хитом на рынке — для меня загадка. Внешность? Для кого то она, безусловно важна. Но остальное – более чем . При желании конечно можно найти ложку дёгтя в любой медовой ёмкости, но специально этого делать я не буду. Вылезет что-то – обязательно поделюсь, а нет – притягивать что-то за уши не стану.

Настало время попробовать послушать усилитель мощности напрямую. Перекоммутирую и включаю. Мда…На такой результат я как то и не рассчитывал. Изначально предполагалось что звучание аппаратов «в паре» и звучание усилителя мощности сольно, будет примерно одинаковым. Я это уже проходил на связке Technics ( SE-A5/SU-A6mk 2). Однако В-70, в отрыве от С-70 показал себя заметно хуже. Возможно, я бы и не заметил этого ухудшения на акустике попроще, или при использовании бюджетного источника сигнала, но наяву была заметная потеря в глубине сцены, тембр потерял аналоговую мягкость – звучание стало жёстким, «цифровым», слушать то, что стало, после того что было…Спасибо, но как то не хочется. Тем не менее я, хотя и через силу, отслушал пару десятков композиций разных жанров – результат прежний: в связке звучание было безупречным, а в «одиночном катании» В-70 себя так же ярко как в «парном» не проявил. Если Вы станете перечитывать статью про В-70 о которой я упомянул вначале ( называется «Yamaha B-70 – за пределами Hi-Fi») и пытаться искать совпадения или несоответствия между тем, что услышал автор того материала и тем, что увиделось ( вернее услышалось) мне, то не забывайте нескольких важных моментов: там тестировался ТОЛЬКО В-70, тракт (источник, акустика) — был другим. Другим был и музыкальный материал и , что немаловажно – помещение. А главное: восприятие каждого человека индивидуально и может абсолютно не совпадать с мнением большинства. А ещё, как говорил Сенека, «человеку свойственно ошибаться» и, выдавая желаемое за действительное, можно искренне пребывать при этом в неведении, а можно действовать и вполне сознательно, преследуя свои определённые цели. Однако идея данного материала совершенно в другом, а потому возвращаюсь к тесту.

 

Как и планировалось, пробую оценить усилитель для наушников «на борту» С-70 –го. У меня в личном пользовании никогда не было приличных головных телефонов, да я как то и не стремился владеть чем — то подобным. Звукоизоляция в квартире была достаточно неплохой, а по ночам я, как и все нормальные люди, спал. Так что жизненной необходимости в наушниках не было. Правда бывает, что людям просто нравится слушать музыку индивидуально, закрываясь в своём мирке, подобно моллюску в раковине. Но и тут я не стал «своим». Однако наушники у меня всё же есть. Про «походные» варианты рассказывать не буду, а вот полноразмерные Sony MDR-CD250 я использую вместе с компьютером и им уже больше 20 лет (!!!). Ко мне они попали в середине 90-х и живы до сих пор, хотя и весьма потрёпаны внешне. А вышеупомянутые Sennheiser HD280 & Sony MDR-CD380 мне принёс приятель, именно для данного теста и, собственно лишь их, я и собирался использовать. Но после Sennheiser HD280 внезапно решил попробовать свои старые Sony MDR-CD250. В принципе уже «Зенхайзеры» прозвучали весьма неплохо и я, подключая «Сони», думал: «Намного ли будет хуже?». А в итоге оказалось лучше. Во всяком случае на мой, субъективный вкус. И ещё лучше оказалось с Sony MDR-CD380. С ними я и слушал дальше в течение трёх часов. Действительно усилитель для наушников в данном предусилителе хороший. И способный раскачать даже достаточно «тугие лопухи». CD-250 как раз из таких. По сравнению с HD280 и CD-380 при подключении «двести пятидесятых» пришлось устанавливать вдвое большую громкость, но и это вдвое большее значение соответствовало лишь «11 часам утра». Имей я подобный предварительный усилитель в постоянном пользовании, я бы непременно потратился на какие — нибудь приличные наушники. Хотя бы уровня Sennheiser HD650. Но пока в планах таких приобретений не значится. Хотя планы порой оказываются переменчивей погоды. Так прошёл очередной день.

С утра решил, что пора послушать грампластинки. Пусть у меня до сих пор не получаются полноценные тесты фонокорректоров из — за отсутствия ММ-картриджей, но я и с МС потенциал оценить могу. У фонокорректора С-70 этот самый потенциал определённо есть. Скажу больше: это (опять же) один из лучших ТРАНЗИСТОРНЫХ фонокорректоров среди интегрированных в предварительные и полные усилители во всё той же условной ценовой категории «до тысячи долларов» . Конечно у меня есть фонокорректоры более высокого класса, но это совсем из «другой оперы» поэтому сравнивать не стоит даже теоретически. Все плюсы транзисторной схемотехники в фонокорректоре С-70 присутствуют: всё то же высочайшее музыкальное разрешение, ураганная динамика, масштаб (в отличии от сигнала с цифрового источника винил звучит действительно заметно масштабней), а из минусов… Лично мне не хватило «ламповой» сглаженности хотя сказать что фонокорректор звучит жёстко — не могу. Чуть острее, чем я привык – это да. Ну вот кажется и всё. На этот раз я итоги подведу. Причём и предварительные и окончательные. На самом деле материал был не столько о двух «Ямахах», сколько о самом форм-факторе: «предварительный усилитель/усилитель мощности». А «Ямахи» — лишь в качестве примера – на их месте вполне могла оказаться пара аппаратов от другого производителя или от этого же, но из другого модельного ряда. И, собственно, к самим итогам. Позволю себе дать совет всем, кто планирует двухблочный усилитель в домашний сетап (или его половинку, в виде усилителя мощности): прежде всего послушайте «родную» связку и лишь после этого решайте что лучше: оставить в системе один лишь «мощник», оставить оба аппарата(«мощник» и «пред») , или поэкспериментировать с предварительными усилителями от стороннего производителя. Лишь вот такой подход, когда всё проверено практикой, оправдан на все сто… А просто приобретение дорогого усилителя мощности и отказ от предварительного усилителя с аргументом что «так лучше», без проверки на практике, больше смахивает на ситуацию когда человек покупает Мерседес представительского класса внутри которого ничего нет. Ну не совсем ничего конечно. Под капотом есть двигатель и коробка передач, а в салоне руль и водительское сиденье и…всё. На остальное не хватило денег. Ни на пассажирские сиденья, ни на климат-контроль, ни на всякие там ABC,ESP и прочие нужные и не нужные опции. Я, конечно, никого не хочу подобным сравнением обидеть, но согласитесь что ИНОГДА — это правда. Вот в этом то и заключалась главная цель данного материала. А что касается рассказа о С-70/В-70 – считайте, что это бонус. Но и бонус требует подведения итогов.

Начну с того, что понравилось. Понравился богатый функционал и музыкальное разрешение. Как, впрочем, и звучание пары в целом. С таким звуком можно прожить очень долго, поскольку все достойные альтернативы намного дороже. Вот правда для того чтобы раскрыть потенциал С-70/В-70 надо чтобы и партнеры были соответствующие. К примеру в материале «Yamaha B-70 – за пределами Hi-Fi» В-70 тестировался с акустикой Онкио ( D500 Liverpool & D-302E) и 77-ми Диатонами. Но, во – первых, это всё полочники и Диатоны не исключение (большие, но полочники), а для подобного тестирования лучше использовать более-менее полноразмерные и полнодиапазонные колонки. А во — вторых – уровень. Даже самые дорогие из перечисленных колонок заметно дешевле даже тестируемого усилителя мощности, не говоря уже о связке. Возможно оттого и нехватка баса в том тесте. У меня баса было более чем достаточно. Пусть меньше чем у более поздних интегральников Ямаха ( я об этом уже сказал вначале), но там бы его было слишком много, а тут — в самый раз.

Теперь о том, что не понравилось. Ну вот таких явных антипатий комплект не вызвал. Ну да, дизайн, как сейчас говорят, «на любителя» и чуть мудрёные настройки фонокорректора под откидной крышкой предварительного усилителя. Пожалуй, это всё. Ещё немного смутила заявленная в тех. документации выходная мощность: 2Х200Вт(8 ом) и 2Х250Вт(4 ом). При этом ни вес усилителя, ни размеры трансформатора как то не внушают. Да, я читал, что там очень хитрая схемотехника, но даже специалист в данной области был в некотором недоумении. Впрочем, как бы там ни было, а мощности у аппарата достаточно и если даже японцы немного слукавили, крутить рукоятку громкости дальше «11 часов утра» мне не пришлось ни разу.

Резюмирую: данный комплект вполне стоит внимания особенно с учётом достаточно приемлимой стоимости на вторичном рынке. За 50-60 тысяч рублей топовый двухблочник от именитого производителя найти непросто. Даже Technics SE-A5/SU-A6 будет дороже. Да, «Техникс» конечно «покрасивше», стрелочки и всё такое, но он не всеядный жанрово и чуть скромнее по функционалу. Так что …при всём богатстве выбора… Впрочем, это уже не моя территория – рекламой я стараюсь не злоупотреблять.

Вариации на тему.

Наш рассказ будет не полным, если не упомянуть его различные клоны. Разумеется, были попытки сделать тоже самое на полевых транзисторах. И занимался этим небезызвестный Нельсон Пасс.

На рисунке представлена топология его усилителя, который он назвал PLH (полевой Линсли Худ):

Усилитель мощности JLH на полевых транзисторах

Принципиальная схема усилителя мощности PLH:

 

Усилитель мощности JLH на полевых транзисторах

При той же выходной мощности, по уверениям автора, этот усилитель имеет вчетверо лучшую линейность, чем усилитель JLH, при примерно таком же выходном сопротивлении и гораздо меньшей глубине общей отрицательной обратной связи, что обеспечивает ещё более качественное и натуральное звучание.

Также в Интернете обсуждаются, повторяются, а на АлиЭкспрессе продаются как в виде наборов, так и в виде готовых конструкций усилители JLH для наушников.

Версий много, для примера приведём такую:

Увеличение по клику

Как видим, китайцы поставили на поток схему 1996 года, немного изменив цепи смещения первого каскада. Да и номиналы некоторых элементов вызывают вопросы…

На этом историю развития усилителя мощности JLH мы заканчиваем, но точку не ставим — популярность схемы не ослабевает. В следующий раз поговорим о блоке питания для усилителя мощности JLH.

Товарищи меломаны, помогите выбрать усилитель для первой стерео-системы.

Я сейчас еще добавлю легенд: Маранц «врет» с «медленным басом», C-326BEE — «с задавленным верхом» и «орет», Денон-720 «с вялым басом», так что его «почти нет», Онкио — «стеклянный неживой звук». Читаешь такие беседы, одно и то же, и в то же время раз от раза находишь что-то новое. «Жизнерадостный» — это что значит? «Веселенький»? Приходишь домой, включаешь — ничего жизнерадостного. Что звук «мертвенный» должен быть, что ли? Он просто более активный, чем у Денона. Денон более вялый и интеллигентный, поэтому для драйвовых жанров его покупать не целесообразно. Но уверяю Вас, полно людей, купивших Денон-720 и довольных этим по уши. И полно людей, освободившихся в итоге от НАДа С-3ХХВЕЕ. «Медленный» бас — так он просто более глубокий и увесистый, поэтому кажется не таким динамичным. Извините это герцы (колебания в секунду): чем ниже подчеркиваемая часть диапазона, тем она будет казаться «медленнее». Если выделяется мидбас, в ущерб остальному, тогда он «побежит». А какой бас должен быть? Все эти эффекты как правило вызваны неудачно подобранной акустикой.

Я скажу в этом плане простую вещь: в этом ценовом диапазоне все решения ущербные. Абсолютно любые. Потому что за эти деньги все пожелания удовлетворить сложно и невыгодно, более дорогую аппаратуру должны покупать. Особенно это касается акустики. Динаудио считается чем-то средним и все, они не яркие и не темные. На деле подобрать бюджетную пару часто очень тяжело, учитывая свой личный вкус. И все эти характеристики от аудиофилов этим аппаратам произрастают от того, что они наслушались более дорогой аппаратуры. С этой точки зрения Кэмбридж и Онкио — стерильные, Денон — вялый, Маранц — приукрашивает. NAD с «английскими корнями»? То же можно сказать про Denon и Rotel, последний вообще часто считают английской начинается с 2000$, это Arcam, Roksan, Naim, Rega, Musical Fidelity. Их же аппараты дешевле — уже не то. Но «английский звук» — это для рокеров и любителей вокальных жанров в основном. Бывает и другая музыка. Ни бюджетный NAD, ни Cambridge к этому прямого отношения не имеют.

 

Мое мнение: лучше вложиться в акустику. Если акустика заметно дороже усилителя, больше вероятности, что Вы никогда не услышите ничего из того, о чем гласят эти легенды и былины. При равной стоимости вероятность совпадения есть, но она заметно меньше. Поэтому к усилителю за 25000 по уму надо покупать полочники за 40000 и напольники за 70000. Это проза жизни.

Кроме того, раз Вы дилетант совсем, как пишете, Вы еще не знаете о себе почти ничего. Эти все описания характеризуют чей то личный вкус. Никто не скажет заранее, Вам лично будет неинтересно, что звук приукрашенный, или наоборот станет тепло и комфортно. Часто советуют ходить и слушать. Это правильно, но не всегда дает нужный результат. В магазине другие совсем условия, чем у Вас дома потом будут. То что понравилось в магазине, может в Вашей комнате неожиданно заиграть иначе. Плюс в магазине редко бывает, что есть в наличие любая комбинация из тех, которые Вы хотели бы услышать. Есть 2-3, и все. И если Вы будете просить менять дешевую акустику, усилители, кабели, и т.п., очень быстро продавцы начнут смотреть волком: дешевая аппаратура не дает существенно прибыли, им будет скучно. Заставить можно, но их раздражение будет нервировать и отвлекать. Захочется уйти побыстрее, или взять хотя бы что нибудь. Нередко надо еще записываться на прослушивание определенной связки, ее подготовят конечно, но потом трудно будет оценить разницу с другими, если будет разница во времени. Если же слушать несколько связок подряд, может быстро настать переполнение, и все будет казаться на одно лицо, как в магазине парфюма все запахи в итоге вообще не ощущаются разными. Можно уперто ходить и слушать, но в 90% случаев нравится вторая-третья связка, если не первая, ее тупо покупают и довольны. И только дома, после длительной оценки, становится понятно, чего не хватает или что раздражает, утомляет. И куда надо двигаться дальше. Не очень хороший способ проверять на себе и менять потом, но в 98% случаев так проходят все. И никто сейчас не скажет, захотите Вы двигаться дальше вообще или нет. А то получится анекдот:

— Слушай, ну вот, вот!!!!

— Вот? Что «вот» то?

Есть проверенно не очень удачные комбинации усилитель + акустика в бюджете:

Denon 720 + Dali (для рока вяло)

Marantz + Cambridge Aero (заваленный неяркий верх)

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *