Майкл Фремер, Stereophile, март, 2013

 

«Гибридный усилитель мощности Aelius —очередное эффектное достижение Ypsilon Electronics, как в звуковом, так и в технологическом отношении» — Майкл Фремер, Stereophile, март, 2013

Я ничего не знал об Ypsilon, когда впервые увидел эту электронику на одном заморском аудиошоу. Несмотря даже на то, что мне были совершенно неизвестны колонки в той системе, у меня возникло убеждение, что именно компоненты ответственны за сотворение редкостного — магического музыкального баланса.

Все это подтвердилось, когда я занимался фонокорректором Ypsilon VPS-100 в августе 2009 и предусилителем PST-100 Mk.II в июле 2011.

 

Греческий аскетизм заканчивается у дверей Ypsilon Electronics

Конструируемые и производимые здесь роскошные ламповые и гибридные усилители — это инновационные, обладающие превосходным звучанием, элегантные и довольно дорогие продукты. Они ориентированы на аудиофилов за пределами Греции, которые в состоянии баловать себя соответствующими приобретениями. Очевидно, это только на пользу греческой экономике, людям, которые трудятся в небольшой компании, притом, что ее вклад в национальное благосостояние невелик.

Цена в США пары моноблоков Ypsilon Aelius — $36000. Это большие деньги, но по сравнению с некоторыми кошмарно дорогими компонентами, такими как колонки Wilson Alexandria XLF ($200 000 за пару) и усилители Ypsilon SET 100 Ultimate ($125 000 за пару), Aelius могут показаться (как гласит слоган Ypsilon) «недосягаемый, но доступный».

Вход с ламповой стабилизацией, выход MOSFET

Aelius — умеренно габаритный прибор с размерами 16.6 на 9 дюймов и массой 99 фунтов. Паспортная выходная мощность — 200 Вт на 8 Ом, 380 Вт на 4 Ом или 500 Вт на 2 Ом, причем первые 60 Вт отрабатываются в чистом классе А. Благодаря сделанной со вкусом благородной текстуре поверхностей, скульптурной форме и голубым светодиодным индикаторам Aelius визуально безупречно сочетает с другими компонентами Ypsilon.

Усилитель разработан инженером Деметрисом Баклавасом; схема состоит из двух каскадов, в сигнальной цепи использован минимум пассивных элементов. Однотактный входной каскад класса А построен на одном пентоде C3g (стабилизация осуществляется еще одной лампой), трансформаторно связан с двухтактной выходной ступенью с шестью подобранными парами транзисторов MOSFET. В схеме отсутствуют резисторы.

 

Межкаскадный трансформатор нехарактерен для транзисторного или гибридного усилителя; он используется здесь в качестве «идеального» фазорасщепителя для двухтактного режима, а также как понижающий трансформатор для согласования низкого сопротивления входной лампы с емкостью транзисторного выходного каскада. Хотя фаза расщепляется, усилитель является двухтактным, он представляет собой, в сущности, два однотактных усилителя с шестью транзисторами, работающими на плюсовую клемму, и шестью — на минусовую. Довольно необычная схема.

Я посетил Ypsilon несколько лет назад, когда был в Афинах. Как-то раз днем Баклавас демонстрировал при помощи разработанного им усилителя существенные звуковые различия, вызываемые использованием разных конденсаторов, материалов сердечника трансформатора, других элементов. Парень, конечно, корифей в теории, но, в сущности, руководствуется в первую очередь своими ушами. Подобно искусному повару, он смешивает лучшие ингредиенты для приготовления совершенного блюда.

Баклавас подчернул, что если не применять такого трансформатора, то для расщепления фазы и снижения импеданса потребуется дополнительный трансформатор или два активных каскада, которые приведут к снижению прозрачности и чистоты звучания. Разумеется, с трансформаторами связаны другие проблемы: нужно сделать блок с достаточно широкой частотой пропускания (в данном случае, 10 Гц – 70 кГц), так как от этого параметра зависит частотный диапазон усилителя.

Инженер заметил, что схема Aelius в некоторых аспектах напоминает конфигурацию Circlotron, применяемую в бестрансформаторных ламповых усилителях, но, в сущности, это не Circlotron. В отличие от единичного усиления Circlotron, выходное усиление Aelius более высокое. Результат, говорит Баклавас, — это усилитель с рафинированным звучанием, характерным для однотактной схемы, способный работать с практически любой нагрузкой, что свойственно пушпулу.

Бестрансформаторный ламповый усилитель

Бестрансформаторный ламповый усилитель должен быть малогабаритным, экономичным и простым в повторении (я всегда преследую такую цель при разработке конструкций). В шэке скопилось немало ГИ-7Б, ГУ-74Б, ГУ-43Б, ГУ-34Б, ГУ-ЗЗБ, ГК-71, ГУ-81 М, т.е. почти вся номенклатура ламп советского производства. Но все эти лампы должны работать при высоком анодном напряжении, поэтому требуются высоковольтные конденсаторы и в анодной цепи, и в П-контуре. Кроме того, панельки для некоторых из перечисленных выше ламп стоят почти столько же, столько сами лампы. А для некоторых ламп требуется еще и обдув.

А что получится, если использовать бестрансформаторный ламповый усилитель ГУ-50? Лампа очень популярная, дешевая и очень доступная (панельки — тоже). Три-четыре лампы дают мощность, которая чаще всего требуется в повседневной работе в эфире. Этим лампам не нужен обдув. Анодное напряжение — около 1000 В. А если такое низкое анодное напряжение получить без громоздкого силового трансформатора? Умножение переменного напряжения сети 220 В — это отличное решение! Но опыта работы с умножителями напряжения у меня не было, поэтому решил попробовать изготовить умножитель на четыре, состоящий из 6 электролитических конденсаторов 220 мкФ/385 В и 4 диодов 1N5408, и был приятно удивлен полученным результатом. На холостом ходу выпрямитель давал 1200 В, под нагрузкой 50…600 мА напряжение почти не изменялось — 1100 В. Эти результаты окончательно подтолкнули меня к выбору бестрансформаторного анодного питания усилителя мощности, но требовалось решить проблему безопасной эксплуатации усилителя с таким источником. Репейная схема на базе реле переменного тока дала возможность обеспечить требования техники безопасности. Во избежание броска тока во время включения, предусмотрена схема “мягкого” пуска. Маломощный трансформатор используется только для питания накалов ламп и реле.

Переходим к выбору схемы усилителя. Из своего опыта знаю, что ГУ-50 в схеме с общими (заземленными) сетками в режимах CW и SSB без проблем работает при напряжении 1200В на аноде. Значит, 1100В на выходе бес-трансформаторного выпрямителя — вполне допустимое анодное напряжение. Все сетки ламп — на “земле”. Автоматическое смещение в цепи катодов ламп в режиме STANDBY обеспечивает их полное запирание, а в режиме передачи — ток покоя около 45 мА на каждую лампу, обеспечивающий линейный режим усиления. Анодное питание — последовательное. В такой схеме уменьшается влияние реактивности анодного дросселя, а также требования к его конструкции.

Сколько ламп ГУ-50 следует использовать в усилителе? Две — это явно мало (овчинка не стоит выделки), да и входной импеданс будет более 100 Ом. В то же время, ни объем, ни вес усилителя с двумя лампами не уменьшаются по сравнению с устройством на трех или четырех лампах. Однако при четырех лампах эквивалентное выходное сопротивление усилителя довольно низкое, поэтому для П-контура требуются конденсаторы довольно большой емкости. Кроме того, при четырех лампах усилитель имеет низкое входное сопротивление. Также следует увеличить нагрузочную способность высоковольтного выпрямителя (учетверителя напряжения), применив в нем электролитические конденсаторы емкостью 470 мкФ. Три лампы ГУ-50 — это, на мой взгляд, оптимальное решение. Рационально используются все комплектующие, а разница в работе между усилителями на 3-х и 4-х лампах ГУ-50 незаметна для корреспондентов. Возможно, все описанное выше хорошо знакомо некоторым читателям. Но, на мой взгляд, не следует слепо повторять любую конструкцию, не ответив для себя на вопросы: что, как и почему.

 

Описание схемы бестрансформаторный ламповый усилитель.

Бестрансформаторный ламповый усилитель схема на рисунке в тексте довольно проста. “Минусовый” вывод источника высокого напряжения, который подключается контактами К4а реле Rel4 к измерительному прибору М1, измеряющему анодный ток, является общим проводом схемы по постоянному току, а по переменному току этот провод через конденсаторы С5 и С20 соединен с шасси. Все сетки ламп VL1 — VL3 включены параллельно и соединены с общим проводом. Катоды ламп также соединены параллельно, но к общему проводу подключены через вторичную обмотку входного трансформатора Тг2 и резистор R8, который обеспечивает автоматическое смещение. В катодную цепь также включен резистор R7, который предохраняет лампы от прострелов. Аноды ламп соединены параллельно через антипаразитные дроссели, предотвращающие самовозбуждение усилителя на УКВ.

Нагрузкой усилителя является П-кон-тур. Анодное напряжение подается на “холодный” конец П-контура через дроссель Dr2, т.е. применена схема последовательного анодного питания. В такой схеме катушка П-контура находится под напряжением, но зато снижаются требования к анодному дросселю Dr2. Несмотря на то что в окончательном варианте усилителя применяется дроссель, рассчитанный на установку в схему параллельного питания, я пробовал использовать самый простой дроссель индуктивностью 16 мкГн, имеющий рядовую не-секционированную намотку, и эффект был один и тот же — усилитель работал хорошо. В моих конструкциях П-контур всегда тщательно рассчитывается на основе данных об анодном напряжении и токе, рабочем режиме (в данном случае, класс AB) и нагруженной добротности катушки П-контура (Q=12). Раньше расчет проводился вручную, а сейчас компьютер делает такой расчет за секунды. Катушки, естественно, изготавливаются согласно рассчитанным индуктивностям для П-контура с учетом диаметра применяемого каркаса.

В П-контуре усилителя используются обычные конденсаторы переменной емкости от старых ламповых радиоприемников. В конденсаторе С1 пластины прореживают через одну, и из конденсатора емкостью 2×500 пФ получается КПЕ с максимальной емкостью около 135 пФ (при параллельном включении секций). Прореживать пластины в конденсаторе С2 не требуется. Здесь лучше всего использовать строенный КПЕ. КПЕ С1 и С 7 подключены к П-контуру через конденсаторы С2 и С6 и, следовательно, находятся только под ВЧ-напряжением. На низкочастотных диапазонах параллельно каждому КПЕ добавляется емкость (С3, С4, С8, С9). Для переключения диапазонов применяется обычный керамический галетный переключатель (4 галеты, 11 положений). Две галеты, соединенные параллельно, предназначены для переключения отводов катушки индуктивности, а две другие — для подключения добавочных конденсаторов.

Если фазовой провод включен правильно, то при подаче на блок питания сетевого напряжения сразу включится реле Rel2, и переменное напряжение поступит на выпрямители. Если фазовый провод включен неправильно, сработает реле Red, которое своими контактами перекоммутирует “фазу” и “ноль”, установив их в правильное (безопасное для эксплуатации) положение. Сетевое напряжение подается на выпрямители через резисторы R14 — R18, которые ограничивают пусковой ток, обеспечивая “мягкий” пуск. В течение несколько секунд напряжение после этих резисторов возрастает до уровня, при котором включается реле Rel3, которое блокирует цепь “мягкого” пуска. После цепи “мягкого” пуска установлен дроссель Dr1, который препятствует попаданию ВЧ-напряжения из усилителя в сеть переменного тока. Накал лампы и напряжение для низковольтного выпрямителя (D7 — D11 и С37) снимается с трансформатора Тг1. Напряжение на выходе низковольтного выпрямителя — 24 В.

Высоковольтный выпрямитель выполнен по симметричной схеме учетверения напряжения. Он включается сразу после подачи сетевого напряжения, и после “мягкого” пуска на его выходе появляется напряжение 1200 В. Двух контактный двухпозиционный тумблер SW2a,b служит для переключения режима STANDBY. При включенном режиме STANDBY усилитель сохраняет готовность к работе, но не подключен к выходу трансивера, поэтому сигнал “раскачки” через нормально замкнутые контакты Rel5 и Rel6 поступает прямо в антенну. При выключении режима STANDBY срабатывает реле Rel4, и высокое напряжение подключается к общему проводу и к анодной цепи. Одновременно подается напряжение на цепи питания реле Rel5 и Rel6. Переход “прием/передача” осуществляется при замыкании контактов К7 реле Rel7. Для управления этим реле применяется транзисторный ключ Q1. Напряжение для ключа и для реле Rel7 берется от интегрального стабилизатора IS1. Это напряжение должно быть не более 12 В, потому что во всех современных трансиверах линия РТТ имеет потенциал +12В в режиме приема и 0 В — в режиме передачи.

Конструкция и детали бестрансформаторный ламповый усилитель.

В авторском варианте бестрансформаторный ламповый усилитель был размещен в корпусе от генератора Г5-54. Задняя панель сохранена оригинальная, а передняя панель изготовлена новая), из алюминия толщиной 4 — 5 мм. В корпусе при помощи уголков устанавливается горизонтальное шасси. Монтаж бестрансформаторный ламповый усилитель — комбинированный. Часть деталей устанавливается навесным способом, а остальные — на трех платах. На одной плате из стеклотекстолита выполнен высоковольтный выпрямитель, на второй размещены детали цепи “мягкого” пуска, Dr1, конденсаторы С38 и С39, низковольтный выпрямитель, реле Rel3, Rel7 и электронный ключ. На третьей плате установлены трансформатор Тг2, реле Rel5, R7, R8 и конденсатор С17.

 

Панельки для ламп и реле Rel 1, Rel2 и Rel4, а также КПЕ и трансформатор Тг1 установлены прямо на шасси. На передней панели размещены два стрелочных прибора, переключатель диапазонов, тумблеры “Сеть”, “STANBY” и индикаторные лампочки. На задней панели установлены разъемы ANT, TXRX, PTT, клемма “Земля” и держатели предохранителей F1 и F2. В П-контуре используются две катушки. Катушка L1 для диапазонов 14 — 28 МГц бескаркасная, выполнена проводом 03 мм (лучше всего — посеребренным). Катушка L2 для низкочастотных диапазонов намотана эмалированным проводом 1,5 мм на ребристом керамическом каркасе диаметром 36 мм. Шаг намотки — 2 мм. На шасси установлен проходной керамический изолятор. В какой радиостанции применялся этот изолятор, я не знаю, но можно использовать и самодельный, выточенный из фторопласта (рисунке). Через изолятор проходит шпилька М4, и через шайбы и гайки изолятор крепится к шасси. Снизу шасси на одном конце шпильки присоединяются дроссели Dr3 — Dr5, а на другом конце — “горячий” вывод катушки ВЧ-диапазонов. Другой вывод катушки припаян к переключателю диапазонов. Катушка установлена горизонтально. Катушка НЧ-диапазонов установлена перпендикулярно шасси Анодный дроссель Dr2 установлен сверху шасси, горизонтально, при помощи одного уголка. Моточные данные катушек L1, L2 и анодного дросселя приведены на рисунке.

Дроссель DM намотан на ферритовом кольце М2000 и содержит 25 витков (бифилярная намотка) провода 00,6 мм в ПВХ-изоляции. Согласующий трансформатор Тг2 содержит 11 витков коаксиального кабеля 03,5 мм, намотанных на ферритовом кольце размерами 28x14x8 мм и проницаемостью 200. Репе Rel1, Rel2 и Rel3 — переменного тока (220V/10A), установлены на октальных панельках. Реле Rel3 и Rel5 — RAS-2415 (24V/10A), репе Rel7 — RAS-1215 (12V/10A), Rel6 — 24V/10A

Запуск и настройка бестрансформаторный ламповый усилитель

После сборки платы высоковольтного выпрямителя следует провести тренировку конденсаторов. Выпрямитель включается в сеть переменного тока через электрическую лампу мощностью около 100 Вт. В первый момент лампа должна ярко загореться, а затем медленно погаснуть. Соблюдая меры предосторожности, измеряют напряжение на электролитических конденсаторах. Вначале, наверно, напряжения будут разные, поэтому требуется тренировка конденсаторов. Спустя несколько часов можно убедиться, что напряжения на конденсаторах выровнялись. На этом тренировка конденсаторов заканчивается, и плату можно установить в усилитель.

После окончательного монтажа и его проверки, тренировке подвергаются лампы. Вначале на протяжении суток подается только накальное напряжение. Потом лампы вынимают из панелек и, вставляя их по одной, поочередно, проверяют начальный ток при подаче анодного напряжения (без раскачки). Начальный ток должен быть около 45 мА. Разница начальных токов ламп не должна превышать ±5%. После подбора ламп бестрансформаторный ламповый усилитель включается в холостой режим (без раскачки) на 5 — 6 часов. Такая тренировка гарантирует долгую жизнь ламп, у них не бывает прострелов и голубого свечения в колбах. Если в усилителе установлены катушки П-контура, отличающиеся от тех, что приведены на рис.5, то придется подобрать положение отводов.

При переводе бестрансформаторный ламповый усилитель в режим передачи (без раскачки) анодный ток должен быть около 135 мА. Для раскачки усилителя нужна мощность 25 — 30 Вт, а анодной ток при расстроенном П-контуре должен быть около 700 мА. При настроенном П-контуре в диапазоне 3,5 МГц анодной ток должен быть около 600 мА. В этом режиме усилитель отдает в активную нагрузку мощность 400 — 430 Вт. В диапазоне 7 МГц выходная мощность — около 380 Вт, 14 МГц — 350 Вт, 21 МГц — 300 Вт и 28 МГц — не менее 280 Вт. Сигнал на выходе бестрансформаторный ламповый усилитель осциллографом не проверялся, но корреспонденты не отметили разницы качества сигнала с усилителем и без него. Изменялась только сила сигнала — на 12 —13 дБ (2 балла по шкале S). Прослушивание соседних частот показало, что сплеттеры при использовании усилителя отсутствуют.

Легкая коммутация

Плоская задняя панель Aelius обеспечивает удобство коммутации. Каждая из «медных и анодированных золотом» акустических клемм имеет крупный круглый винтовой стопор из матового пластика. Достаточно большие винты гарантируют высокое зажимное усилие при подключении даже самых жестких кабелей, и между ними есть достаточно места для использования кабелей с лопаточками, а также с бананами. Не следует преуменьшать значения этого аспекта конструкции усилителя, ведь ничто не раздражает так сильно, как тупо спроектированные или непредусмотрительно расположенные терминалы, которые, кажется, создавались людьми, ни разу в своей жизни не подключавших акустические кабели к усилителю. Обращайте на это внимание при покупке.

Есть как несимметричные RCA, так и балансные XLR входы, которые выбираются посредством расположенного рядом переключателя. На тыльной панели есть также рычажковый выключатель для прерывания земляной петли — он отключает заземление от шасси. Как и у других устройств Ypsilon, которыми я занимался, выключатель On/Off расположен сзади.

 

Оснащение

В Ypsilon применены лампы Siemens C3g (NOS и военных кондиций) с восемью контактами, металлической гильзой и минимальным ресурсом 10 000 часов. Тестируемые моноблоки были оснащены лампой Electro-Harmonix 6C45PiEH российского производства с девятью контактами, впаянными в круглое восьмиконтактное гнездо-адаптор. (Ниже я расскажу о том, почему так сделано.) Я узнал об этом только через месяц, в течение которого занимался также моноблоками Дэна Д’Агостино Momentum и рассматриваемыми в качестве эталона darTZeel NHB-458.

С лампой 6C45PiEH гибридный усилитель Aelius демонстрирует теплое, чувственное и слегка темновато-ламповое звучание, которое наводило на мысли о транзисторном выходе на транзисторах MOSFET, для которых характерен более теплый и мягкий звук по сравнению с биполярными транзисторами. Несмотря на просторную и цветистую звуковую сцену атака музыкальных инструментов была точной, ясно очерченной в большей части частотного диапазона, притом что басу слегка недоставало энергии и подвижности — качеств, которые я люблю, и которые есть в арсенале Wilson Alexandria XLF. В партнерстве с очень чувствительными XLF Aelius, по-видимому, оставался в рамках класса А, даже при производстве высоких (порой нелепо высоких) уровней звукового давления в моей среднего размера комнате. Я полагал, что Aelius, построенный на простой двухкаскадной схеме класса А без отрицательной обратной связи продемонстрирует более прозрачное и более артикулированное звучание. Несмотря на использование ламп, не отмечалось тональной нейтральности, которой я также ждал от электроники Ypsilon.

Приходя к нам в гости на уикэнды, обе мои сестры и зять обычно потворствуют мне, проводя десяток минут в моей подвальной комнате прослушивания и наблюдая за тем, что там творится. В этот раз они пробыли там целый час, так что нам даже приходилось просить их возвращаться, поднявшись по лестнице вверх. Они прослушали одну сторону пластинки Mel Torme and Friends: Recorded Live at Marty’s, New York City (2 LP, Finesse W2X37484) и всю вторую стороны альбома Beatles Abbey Road. Раньше такого никогда не случалось. Что же заставило их так долго внимать музыке? Колонки, конечно, высококлассные, но в паре с Aelius они формировали необыкновенно широкую и глубокую музыкальную панораму — она была попросту огромной, обволакивающей… А еще надо сказать о гипнотически легком звучании, в котором высочайшая детальность дополнялась потрясающей воздушностью и объемностью… Все это произвело на нас тогда очень сильное впечатление. При воспроизведении записи Mel Torme эффект присутствия проявлялся явственно, как никогда прежде.

Для моего опытного и привередливого слуха звучание было несколько перезрелым, слегка диффузным, с тенденцией к мягкости в басу и нижней середине. Это ощущение возникало несмотря на привлекательное гармоническое богатство среднего регистра и жутковатую правдоподобность звучания в целом.

Aeliuses предлагает полновесное, обогащенное деревянными резонансами фортепианное звучание при воспроизведении хороших записей сольного рояля. Но атака звука смягченная, диффузная и романтическая по характеру — по моему мнению, слишком мягкая для передачи потрясающе мощных фортиссимо или деликатных сфокусированных пианиссимо, не говоря уже о динамических градациях между ними. Разумеется, звучание усилителя всегда очень приятное, но соответствующее склонности некоторых аудиофилов романтизировать представления о звучании живой музыки.

Потребовалось немало времени, чтобы привести систему к состоянию, когда она смогла ясно и аккуратно очерчивать звучание клубного фортепиано Ники Хопкинса (не Яна Стюарта) в композиции «Rocks Off» из бурного альбома Rolling Stones Exile on Main Street (винил) — не говоря уже о способности системы отделять звучание от того, что большинство критиков (обладающих дерьмовыми системами) называли в 1970-х «мрачностью звукового колорита» — так или иначе, я не стремился получить такой результат при воспроизведении этой записи.

Умение дифференцировать инструментальные и вокальные линии, прежде скрытые в звуковом миксте, всегда позволяло с большой определенностью оценивать происходящие в звучании изменения, хотя это изумляет не так, как способность нового компонента усиливать понимание музыки. Мягкость партии фортепиано в той записи ясно показывала мягкость звучания усилителя Ypsilons, особенно в нижней середине.

Переход к предположительно более дорогому D’Agostino Momentums ($55 000 пара) или кошмарно дорогому darTZeel NHB-458 ($150 000 пара) позволил увидеть — по крайней мере, в моей системе — не только смягченную атаку Aelius, но и капельку вазелина на звуковых линзах усилителя. Все звучало хорошо, но несколько снижался музыкальный тонус записей. Особенно страдала прозрачность.

 

Вообще-то, я бы мог просто написать об усилителе, который получил на тест, но, поскольку звучание образцов довольно сильно отличалось от сверхъестественно нейтрального и натурального звучания других компонентов Ypsilon, которые я тестировал или слушал на шоу, я подумал, что лучше всего связаться с разработчиком. К тому же, когда в прошлом году пара предпродажных моноблоков Aelius оказалась на восточном побережье, Баклавас поинтересовался, не хочу ли я послушать их. Я сказал, что хочу, но пока не стану распространяться о том, что слышу и чего не слышу.

Тестовые образцы сильно отличались по звучанию от предпродажных. Помню, Баклавас рассказывал, что в числе прочего заменял сердечник трасформатора, что сопровождалось изменениями звучания, однако различия между двумя парами усилителей были столь велики, что я решил позвонить Баклавасу.

Михаил Александрович Авдеев

Организатор лаборатории Клячина

Создатель внешнего вида и конструкции усилителей

( Рассказывает Александр Клячин )

До 1995 года я был убеждён, что ламповые усилители делают жулики с целью охмурения наивных аудиофилов. Странно, почему это было так, ведь ещё в 1986 году я участвовал в техническом обеспечении выступлений и записи песен рок-группы «Квартира 50» и убедился в превосходстве звучания мощных ламповых усилителей над транзисторными. Видимо, мой «праведный гнев» был направлен именно на бытовые, аудиофильские ламповые усилители, большинство которых представляет собой однотактные «дохлики» в 5 … 10 Ватт мощности на канал, которые к тому же бурно реагируют на перегрузку и продолжают «откашливаться» после неё ещё некоторое время, что вызывает ощущение ещё меньшей мощности, чем на самом деле. Дело в том, что с 1993 года неплохо продавались колонки «Natural» — коллектива, который организовали я и Юрий Грибанов. Эти колонки настраивались на транзисторных усилителях и для круговой направленности оснащались 4-мя, 6-ю, а некоторые модели имели до 18 динамиков ВЧ! Армада динамиков потребляла большой ток — сопротивление колонок падало на ВЧ ниже 2-ух Ом! На средних и низких частотах излучение динамиков суммировалось и не было нужды их «параллелить», поэтому вне области ВЧ те колонки имели достаточно высокое сопротивление. Но, ламповые усилители не обеспечивают такую же АЧХ колонок по звуковому давлению, если эти колонки настроены под транзисторные аппараты и, к тому же, имеют большие провалы импеданса в определённых частотных областях. Понятно, что с ламповыми усилителями мои колонки тех лет звучали не так, как мне хотелось. Ясное дело, что я быстро нашёл «виноватых» — это были «плохие» ламповые усилители. Неприязнь моя была столь велика, что на первой выставке «Российский High — End 95», среди организаторов которой был и я, мной была предпринята тайная попытка дискредитировать ламповые усилители. После демонстрации ряда ламповых усилителей российских изобретателей я как бы без задней мысли объявил, что сейчас мы попробуем подключить транзисторный аппарат, рассчитывая на его превосходство. Всё у меня получилось с точностью до «наоборот» : — приличный транзисторный усилитель звучал ужасно, после ламповых : — мёртво, синтетично, грязно. Предметный урок заставил меня резко отказаться от предубеждения и я горячо принялся разрабатывать собственные ламповые усилители. Мне повезло, моя первая модель на лампах 6П44 звучала хорошо, из чего мной был сделан ложный вывод, что я уже умею создавать хорошие ламповые усилители. Воодушевлённый, я разработал следующий «усовершенствованный» аппарат, в котором добился такого низкого уровня шума и фона — никто не верил, прислонив ухо к колонке, что усилитель уже работает, только оглушительная музыка в это ухо заставляла поверить мне. Шума то не было, но и хорошего звучания — тоже. Вот тут я понял, какой большой путь познания мне придётся пройти. Упорства мне не занимать, уже в 1996 году я создал бестрансформаторный ламповый усилитель (OTL), в котором между выходными лампами и акустическими системами отсутствуют выходные трансформаторы и звучание поэтому — ещё живее и натуральнее. В 1997 году родился могучий OTL усилитель в виде двух моноблоков и предусилителя. Мощность достигла 160 Ватт на канал, для OTL усилителей, отличающихся низким к.п.д., 160 Ватт — громадная мощность! В 1996 году был создан первый мелкосерийный аппарат на лампах EL34. Первые мои усилители на лампах 6С33С появились ещё в 1995 году. На лампах 6П3С — в 1999 году. Из года в год я совершенствовал все эти разновидности усилителей, осваивая трудное искусство создания моделей, способных хорошо воспроизводить живую музыку, а не просто набор мёртвых чистых звуков. Огромную роль в реализации моих разработок сыграл мой коллега и друг Михаил Александрович Авдеев, который изготавливал ламповые усилители ещё раньше, чем я понял необходимость их для хорошей аудиосистемы. Михаил разработал красивый внешний вид, конструкцию корпусов и организовал изготовление задуманных мною усилителей. Я благодарен ему за то, что могу рассчитывать на его эффективную организационную и интеллектуальную помощь — он превосходный дизайнер, конструктор и просто мудрый человек.

A-MS в комнате прослушивания на ZKI Платы для A-MS

Внимание, в связи с нестабильностью цен на материалы и элементы аппаратуры, все цены указаны ориентировочно. Точные цены рассчитываются при составлении заказа на продукцию.

Лампы C3g

После вопросов о мягкости я спросил, действительно ли это то, что я должен был услышать, и меня попросили подождать пары моноблоков с парой других входных ламп. Когда коробка прибыла, я не удивился, обнаружив внутри пару ламп C3g, в соответствии с записью в инструкции по эксплуатации.

Я рассказал об этом Баклавасу на Consumer Electronics Show 2013. Причина всего этого — предосторожность разработчика и бюрократическая чехарда. С 2006 в соответствии с нормами Евросоюза в отношении обращения опасных веществ (нормы предписывают, что в припое не должно быть свинца, но при этом ничего не сказано об электронно-лучевых трубках, в которых, будьте уверены, гораздо больше свинца) требуется документация, подтверждающая, что ни одна часть новых электронных компонентов не содержит опасных металлов. В сущности это ставит под запрет использование ламп NOS, в том числе C3g, потому что не существует документации, подтверждающей соответствие элементов вышеописанным нормам. Многие производители высококлассной аудиотехники, тем не менее, используют старые лампы и отгружают свою продукцию в страны Евросоюза, однако Ypsilon предпочитает не нарушать запретов, используя в качестве альтернативы современные лампы. Баклавас заметил, что 6C45PiEH — хороший вариант, обеспечивающий «интересные» результаты, и добавил, что лампе свойственна «энергия в среднем регистре и телесность, но ее звучание более темное и теплое».

В настоящее Ypsilon поставляет Aelius в страны Евросоюза с лампами 6C45. Существенно то, что моноблок производится с разъемом под 6C45, который не подходит для C3g (эти лампы Ypsilon применяет также в VPS-100 phono и предусилителе PST-100). В США моболоки посталяются с разъемом для C3g и, как правило, с этой лампой, которая, как признался Баклавас, дает гораздо более открытое и прозрачное звучание. Однако, заметил он, какую лампу признать лучшей зависит от того, в какой системе работают Aelius. Он полагал, что я буду слушать его усилители с менее пышными по звучанию Wilson MAXX 3, и поэтому прислал экземпляры с 6C45. Хорошо, что я спросил!

Когда, заменив входные лампы на C3g, я провел некоторое время за прослушиванием, то понял все, что говорил Баклавас о лампах, хотя, считаю, предосторожности были излишними, даже если бы я слушал моноблоки с MAXX 3.

Ламповые УНЧ

Экспромт — ламповый УМЗЧ на 50 Ватт (6С41С, 6Ж9П)
Схемы ламповых усилителей мощности в представленных авторами статьях (см. перечень литературы) отличаются оригинальностью, продуманностью и хорошими параметрами. Вот и в этой статье предложен несложный 50-ваттный УМЗЧ, в котором можно применить готовые выходной и унифицированный сетевой …

1 454 0

 

Трехламповый стерео усилитель звуковой частоты на 6Н23П и 6П14П (ECC88, EL84)

Схема самодельного стереофонического усилителя мощности низкой частоты, собранного на лампе 6Н23П и двух 6П14П. Зарубежные аналоги этих ламп — ECC88 и EL84. Предлагаемый ламповый УНЧ имеет следующие характеристики: Диапазон воспроизводимых частот — от 20Гц до 80кГц; Выходная мощность в триодном режиме — 2 х 2,75Вт; Выходная мощность в пентодном режиме — 2 х 4,5Вт.

1 1294 0

Ламповый усилитель звуковой частоты на 6С2П, 6П18П (12Вт)

Добрый день, уважаемые радиолюбители. Как известно, история развивается по спирали, и история развития аудиотехники в этом не исключение. Если взглянуть на рынок усилителей воспроизведения, то можно заметить, что в последние несколько лет вновь произошла реинкарнация ламповых усилителей, а некоторые производители возобновили производство радиолам. Сегодня мы хотели бы предложить вам конструкцию несложного лампового усилителя, предназначенного …

2 2864 0

Однокаскадный ламповый УМЗЧ на 4Вт (6П9), схема и описание

В статье описана конструкция однокаскадного лампового УМЗЧ небольшой мощности, используемого автором совместно с АС, построенной на основе широкополосных головок повышенной чувствительности. В усилителе применено параллельное включение двух пентодов 6П9, отличающихся высоким усилением. Это и позволило получить выходную мощность до 4 Вт при работе с источником сигнала, обеспечивающим напряжение сигнала до 1,5…2 В, т. е. от любого проигрывателя компакт-дисков или смартфона …

 

1 2818 1

Домашний ламповый винил-корректор (EF86, 6Н2П)

Эта статья предназначена для любителей винила, имеющих хотя бы начальные знания по радиотехнике и умеющих держать паяльник в руках. Несмотря на обилие цифровых источников звука, у многих из нас сохранилась большая коллекция виниловых пластинок. Более того, качество звучания прилично записанной …

1 2637 0

Ламповый усилитель с трансформаторами ТПП-258-127/220-50 (6Н8С и 6П3С)

Принципиальная схема самодельного лампового усилителя мощности на 6Н8С и 6П3С, в котором использованы фабричные трансформаторы типа ТПП-258-127/220-50. Автор рассказывает как он изготовил усилитель и какие изменения вносил в схему УМЗЧ, также предоставлены фото разобранного и готового устройства.

1 4122 4

Схема двухтактного лампового усилителя мощности на 6П14П (8 Ватт)

 

Двухтактный выходной каскад стереоусилителя отличается использованием в цепи катодов общего генератора тока на микросхеме, благодаря которому и обеспечивается парафазное управление пентодами 6П14П. Выбором коэффициента трансформации сопротивления нагрузки можно в некоторой степени изменять …

2 4825 16

Простой ламповый усилитель мощности на 14-20 Ватт (6Н2П, 6П14П)

Усилитель мощности ЗЧ, схема которого показана на рисунке выполнен на лампах от старых черно-белых телевизоров или радиол. Это предварительный усилитель с фазоинвертором на двойном триоде 6Н2П и двухтактный выходной каскада на двух лампах 6П14П. Использование таких старых компонентов, часто …

10 4534 12

Лампово-транзисторный УНЧ для наушников и колонок (6Н23П)

Всем ценителям лампового звука выношу на суд свою конструкцию лампово полупроводникового усилителя. Источником для творчества послужили залежи германиевых транзисторов, пролежавших в коробке и успешно позабытыми хороший десяток лет. Наверное немногим известен тот факт,что именно германий дает звучание максимально приближенное к ламповому…

4 6412 24

 

Схема лампового УНЧ с пятиполосным эквалайзером (6Н3П, 6П14П, 6П45С)

Предлагаю хорошо отработанную схему унч на 6п45с, с пятиполосным темброблоком. Усилитель выполнен по классической однотактной схеме.за основу была взята схема А.Манакова. В описании работы схема ненуждается. В процессе сборки и наладки были изменены некоторые номиналы резисторов.в процессе…

3 6313 0

1 …

Острота и ясность

После приблизительно часового прогрева усилителя с лампой C3g я приступил к критическому прослушиванию (усилитель не выключался ни до ни после замены лампы). Во-первых, моноблоки звучали совершено иначе; впоследствии Aeliuses обнаружил знакомые черты при том, что совершенно пропали доминирующие мягкость и пушистость звука. Лампа C3g как бы затянула винты на звуковом каркасе, отчего звучание стало более острым и быстрым. Совсем немного осталось от прежних мягких валов.

Транзисторная сторона звучания Aelius стала преподноситься более явно, особенно в нижнем регистре, где избыточная цветистость уступила место динамике и скорости. Ритмическая энергия и физическая напористость предстали в наилучшем своем виде, притом звук не был стерильным и блеклым.

Я не связывал эффект C3g с пресловутой «ламповостью» — лампа привнесла в звучание изящество, благородство, еле заметное смягчение атаки и скульптурность музыкальной сцены, которая формировала гипнотическое ощущение трехмерности без негативных последствий. Это было, что называется, правильное звучание. Инструментальные атаки стали идеально острыми и точными, совершенно без сухости и нажима. Звучание было богатым, но без излишеств, которые проявлялись прежде, а затухания моноблоки передавали очень пластично, доводя звуки до полного слияния с тишиной. Aelius демонстрировал исключительно низкий уровень фоновых шумов вкупе с высочайшей прозрачностью и премиальной микродинамикой.

Звучание фонокорректора Ypsilon VPS-100 не назовешь ни ламповым, ни транзисторным — такой же характер у Aeliuses, оснащенного той же лампой: в звучании отсутствуют как тепло и размытость, так и прохлада и сухость, ему свойственны честность и открытость. Мне представляется вполне логичным решение разработчика построить схему на лампе 6C45.

 

Momentum Дэна Д’Агостино предлагает текуче женственное звучание, тогда как почерк Aelius прямо противоположный. Моноблок демонстрирует стальную мускулатуру, поток адреналина против характерного для Momentum буйства гормонов.

Звучание пробного пресса грядущего переиздания на Analogue Productions альбома Рэя Брауна Soular Energy (он был переиздан в 2002 на двух пластинках под лейблом Pure Audiophile, а до этого — в серии Super Analogue лейбла King Records Japan) отличалось исключительной ясностью, фантастической скоростью и прозрачностью, аккуратной трансляцией тональных красок в линии контрабаса Рэя Брауна, рояля Джина Харриса и ударных Геррика Кинга (особенно выпукло — в хорошем смысле — подавались тарелки). Микродинамическая экспрессия в соединении с ритмической энергией обеспечили поистине идеальное звучание записи джазового трио. Когда в своем соло на клавишных Харрис забирается в самый верхний регистр, туда, где появляются свистящие ноты, звуковая материя обретает завершенность. Звук бьющих по струнам молоточков, возбуждение металлической рамы фортепиано и высокочастотные деревянные резонансы деки отображались моноблоками с исключительной деликатностью в плане и времени, и пространства, и тонального колорита, и текстур – не слишком жестко и не слишком мягко. Если вам когда-либо доводилось тренькать на верхних клавишах рояля, то вы оцените, насколько здорово передает это звучание дуэт моноблоков. Остальные регистры рояля преподносились им нисколько не менее убедительно.

Композиция «My Favorite Things» в версии гитариста Гранта Грина из его альбома The Complete Quartets with Sonny Clark, записанного Руди ван Гелдером (2 CD, Blue Note CDP 8 57194 2), создала иную звуковую картину. С исключительной остротой передавался каждый щипок струны, вместе с тем ощущение трехмерного пространства вокруг нот было слабее. Как я писал в статье о Momentum, «усилители с быстрым и очень аналитичным звучанием могут акцентировать атаку за счет ослабления ауры, а усилители с менее подвижным и смягченным почерком хорошо показывают ауру, но хуже — разделение музыкальных линий». С учетом этой специализации я предпочитаю аналитичность звуковой каше.

Aelius с лампой C3g определенно звучит более разборчиво, чем Momentum (который подает атаку чуточку с ленцой). Подозреваю, что с другой входной лампой Aelius мог бы более экспрессивно рисовать гармонические ореолы вокруг гитары Грина, но в этом случае менее точно позиционировался бы образ музыкального инструмента в пространстве, а также несколько смягчилась атака. Вот почему, как мне представляется, C3g обеспечивает наилучшее звучание моей системы. Мне нравится корректная, четкая атака, в которой как раз и преуспел оборудованный этой лампой Aelius; моноблоки демонстрируют сбалансированное звучание – ни умозрительное, ни жесткое.

Ближе к делу

Звуковая перспектива моноблоков Aelius воспринимается как более близкая, чем у Momentum или darTZeel NHB-458 или Musical Fidelity Titan — конечно, она расположена не вплотную к тебе, но все-таки довольно близко. По сравнению с darTZeel устройства Ypsilon преподносят виртуальные образы несколько более округло, более объемно и более пластично в текстурном отношении.

Во время испытаний разнообразной аудиотехники я всегда с удовольствием использую запись оперы Гершвина «Порги и Бесс» в исполнении Кливлендского оркестра под управлением Лорина Маазеля (LP, UK Decca SET 609-11) — эта пластинка позволяет понять, как компоненты трактуют художественное пространство. Запись, выполненная Кеннетом Уильямсоном, содержит огромный, исключительно детально прописанный и изысканный музыкальный объем. Вокальные соло естественно встроены в общую звуковую ткань (так, как мы слышим их на оперном представлении), превосходно очерчены, объемны, озарены ореолами естественных ревербераций. Если вы хотите привлечь кого-либо потрясающей музыкой, то эта запись — один из верных способов достижения этой цели.

После краткой вступительной фанфары (которую годы спустя Чарльз Штроус позаимствовал для вступления к Bye Bye Birdie), высвечивающей медь и ударные, следует соло пианино, расположенного в отдалении в правой части сцены. Aelius преуспел в передаче этого простоватого, непритязательного звучания, но отдалил образ инструмента. Это, однако, окупалось сфокусированностью образа пианино и великолепной атакой. Когда неожиданно в центре сцены появляется хор со своим реющим «Dah-doo-dahs», стало ясно, что и в этот раз моноблоки расположили виртуальный образ дальше, чем обычно. (Слушая вступительную секвенцию из оперы Гершвина с мелодией «Summertime», понимаешь, откуда Питер Найт черпал свои идеи в отношении расположения оркестра, и даже слышишь отзвуки «Вестсайдской истории» Бернстайна.)

Вокальные и инструментальные тембры также отображались идеально благодаря солидному и полнокровному среднему регистру Aelius. Моноблоки гипнотически передавали тональные, пространственные и ритмические элементы музыкальных сюжетов. Исключительно сильному впечатлению от прослушивания способствовали также острая атака и высокая прозрачность. Однако если другие компоненты вашей системы даже немного тяготеют к жесткости, Aelius с C3g усилит ее.

 

Звучание грампластинок The Vinyl Collection Норы Джонс (7 LPs, Blue Note/Analogue Productions AAPP NJBOX 33) предъявило замечательно осязаемый средний регистр Ypsilon. Записи, ремастированные Кевином Греем и отпрессованные на QRP, звучали настолько спокойно, настолько бархатисто, что, казалось, Джонс поет не в записи, а рядом со мной в комнате.

Aelius располагал вокал Джонс на авансцене в плотном фокусе, трехмерном объеме, и голос звучал совершенно полнокровно, без чего невозможна иллюзия живого звучания. Это значит, что совершенно отсутствовала гипертрофированность атаки, не было выделения среднего регистра, что могло бы придать звучанию грудной оттенок; тянущийся звук воспринимался как очень красивый, богатый, а его затухания — идеальные. Джонс посвистывает в «Little Room» и, клянусь, благодаря Ypsilon девчонка свистела прямо в моей комнате. Не так-то просто создать такую совершенную иллюзию. Переход к darTZeel доставил слуховые удовольствия другого рода. Перспектива была чуть дальше, а в общем настроении было больше расслабленности. Фокусировка образов музыкальной сцены была несколько менее острой, артикуляция — чуть более точной, и голос Джонс окружало большее пространство — то же можно сказать и о гитаре Гранта Грина в альбоме The Complete Quartets with Sonny Clark.

Святая простота или бестрансформаторный лампово-транзисторный усилитель мощности

На многих тысячах страниц воспета красота лампового звука и для многих, кто вкусил эту необычайную музыкальность и, не побоюсь этого слова, человечность, ламповое звуковоспроизведение стало пожизненной страстью, ибо становится очевидным, что лучшего в звуковоспроизведении нет и не будет.

Но, как показывает суровая практика, далее наступают мучительные годы поисков совершенства, бессонные ночи и опухшие уши. Ведь правильный ламповый аппарат необычайно чувствителен к каждому компоненту и при подборе оных результат чаще всего абсолютно непредсказуем. На моей практике, к примеру, неоднократно случалось отказываться от общепризнанных дорогих разъемов в пользу совершенно безымянных китайских экземпляров, потому что именно этот китайско-марсианский сплав металлов именно в этой схеме давал наиболее волшебный результат!

И особенная головная боль в истории с ламповыми усилителями с трансформаторным выходом возникает в процессе подбора акустики, ибо, как показывает опыт, то, что с одними колонками дает воистину божественный результат, с другими может дать самый отвратительный звук, который вы только слышали. А подбирать колонки, меняя их, как шнуры, согласитесь, не так-то просто.

Но годы идут, и голова седеет, да и лень-матушку никто не отменял… Вот именно на стыке таких полярных соображений и родилась эта схема, предназначенная для тех, кто желает побыстрее начать наслаждаться музыкой, максимально сократив время и мучения на этапе изготовления усилителя.

Кто виноват и что делать?

Как известно ключевым звеном усилителя мощности является выходной трансформатор, от него зависит 50, если не 70 процентов звучания аппарата. Изготовление “высокохудожественного” трансформатора сравнимо с изготовлением скрипки, и это отнюдь не преувеличение. Так что сделать достойный трансформатор в домашних условиях далеко не каждому под силу. К тому же именно сложные и нелинейные амплитудно-частотные и резонансные процессы, возникающие во взаимодействии трансформатора с акустической системой, порождают капризность и сложность подбора пары усилитель-колонки. Хотя, конечно, если такой подбор успешно удался, мы в итоге и получаем этот пресловутый замечательный звук. Попытаемся проанализировать ситуацию: на мой взгляд, ключевым моментом является тот факт, что трансформатор является, по сути, конвертором сопротивлений и позволяет высокоомному ламповому каскаду быть нагруженным на низкоомный динамик, т.е. лампа как бы “чувствует” акустику, что и дает во многом красивый звук. Есть ли у нас возможность обойтись без трансформатора, сохранив при этом данный принцип? Оказывается, есть! Это всем известный эмиттерный повторитель. Он является по сути конвертором сопротивлений, и его входное сопротивление зависит от того, что “делается” в эмиттерной цепи. На базе эмиттерного повторителя и была разработана следующая схема (см. рис. 1).

 

Описание и параметры

В этой схеме реализован золотой принцип хайэнда – максимальная краткость и простота звукового тракта.

Рис.1. Принципиальная схема усилителя

Усилитель напряжения выполнен на триоде и формирует общий характер звучания схемы, далее следует усилитель тока на составном транзисторе, который в данном варианте включения вносит в звук минимально возможную окраску.

При этом лампа-драйвер (половина сдвоенного триода) напрямую нагружена через эмиттерный переход на резистор R3 и нагрузку, исключено даже анодное сопротивление. Однотактный выходной каскад работает в жестком режиме А (ток покоя 1,25 А, в виде тепла рассеивается 27 Вт). Усилитель охвачен мягкой и неглубокой обратной связью за счет падения напряжения на резисторе R2.

В итоге мы получаем весьма благородное, свойственное ламповым усилителям, звучание при практически максимальной простоте и дешевизне изготовления. Звук этого совсем не сложного усилителя можно охарактеризовать как прозрачный, детальный, теплый, с хорошо прорисованной панорамой и весьма динамичный. При этом, благодаря транзисторной “всеядности”, практически исключаются сложности с подбором акустики. Это и стало причиной опубликовать эту схему: я надеюсь, что многие новички (и не только) в сфере лампового звука смогут благодаря ей получить красивое и благородное звучание при минимальных усилиях и затратах.

Рассчитан усилитель на нагрузку 8 Ом. Выходная мощность около 8-ми Вт на канал, в зависимости от характера музыкального произведения и того уровня гармоник, который на ваше ухо еще воспринимается, как художественный. Этой мощности оказывается вполне достаточно для домашнего звукового комплекса. Чувствительность – 0,6 В, что отлично подходит к большинству современных источников сигнала. Частотная характеристика очень линейна и снизу ограничивается лишь емкостью С1, при указанном номинале мы получаем нижнюю частоту воспроизведения около 5-ти Гц, что опять же выигрыш по сравнению с трансформаторным выходом. Хочу пояснить: здесь и далее в отношении вроде бы строгих технических характеристик я часто буду говорить “примерно” и “около” – это связано с тем, что на самом деле субъективное восприятие звука часто очень сильно отличается оттого, что мы видим на приборах. И так как финальный пользователь данной конструкции человек, а не осциллограф, то и измерять многие величины мы будем человеком и настраивать схему под человека.

Детали и конструкция

 

Данная схема обладает классической ламповой чувствительностью к компонентам! Поэтому к их подбору рекомендую отнестись серьезно. Начнем с регулятора громкости – как известно, это весьма критический и сложный узел, благодаря плохому переменному резистору мы можем значительно потерять прозрачность и глубину звука! Если у вас нет возможности или желания использовать такие вещи, как ALPS или Riken Ohm, пусть это будет хотя бы тщательно отобранный и приведенный в порядок советский СП3 максимальной мощности, и не забудьте почистить скользящие металлические контакты, обеспечивающие соединение ползунка с выводом резистора! Главное – не ставить дешевые современные импортные резисторы. Очень хороший вариант – сделать ступенчатый регулятор на основе советского многопозиционного переключателя с посеребренными контактами, благо их легко достать на радиорынках. Схема такого регулятора приведена на рис. 2.

Рис.2. Схема ступенчатого регулятора

При проектировке данного регулятора ставилась задача получить максимальное качество.

И действительно, в цепи источник – сетка лампы всего один резистор и ни одного контакта, в цепи сетка – земля один резистор и один контакт. Правда, в итоге мы имеем изменяющееся от 17,3 до 29,5 кОм входное сопротивление усилителя, но для большинства современных источников сигнала это абсолютно приемлемо. Если необходимо получить большее входное сопротивление, например, для подключения к ламповому источнику, пропорционально увеличьте номиналы всех резисторов на требуемую величину.

Сдвоенный переключатель должен быть с перемыканием соседних контактов в момент коммутации (иначе при переключении на малых громкостях будут неприятные броски громкости), его, конечно, тоже необходимо тщательно почистить и привести в порядок (посеребренные контакты необходимо чистить ученической резинкой, ни в коем случае не используйте лезвие или надфиль!).

Постоянные резисторы двухваттные, вполне подойдут МЛТ. Не поленитесь для левого и правого канала регулятора отобрать резисторы максимально близких номиналов! Монтировать их нужно прямо на переключателе.

Регулятор громкости рекомендую делать сдвоенным – это гораздо удобнее в эксплуатации, а возможность регулировать баланс в современной качественной системе, как показывает практика, вещь не нужная.

R3 – проволочный 20-ти ваттный, и учтите, что он будет значительно нагреваться!

 

R2 – двухваттный, можно составной (параллельно 1 Ом + 1 Ом МЛТ-2), любители “бархатности” звука могут попробовать угольные ВС. Меняя сопротивление R2 в пределах 0,2-1,2 Ома, мы будем получать различную глубину обратной связи и, соответственно, различный коэффициент усиления и уровень гармоник. Уменьшая сопротивление, мы будем получать большую чувствительность и более “теплый” и “жирный” звук, увеличивая – меньшую чувствительность и большую прозрачность.

Лампу VL1 рекомендую подыскать 60-70-х годов, при этом есть смысл послушать как простой, так и ЕВ вариант 6Н23П, они звучат по- разному. Любители особой прозрачности и легкости звучания могут попробовать ЕСС88 (цоколевка та же), в частности, старые Tesla или RFT с позолоченными ножками будут очень хороши. Лампу необходимо выбрать с низким внутренним сопротивлением так, чтобы на эмиттере VT1 было напряжение 10-12,5 В.

Составные транзисторы VT1 могут быть с любой буквой, желательно отобранные по максимальному коэффициенту передачи. КТ825 советских времен дают, на мой взгляд, более прозрачный звук, современные – более бархатистый. Можете попробовать сделать составной транзистор самостоятельно; к примеру, интересное, более мягкое звучание дает пара КТ3107И + КТ816, а большую прозрачность даст КТ3107И + КТ818 (в этом случае нужно будет подобрать лампу с большим внутренним сопротивлением, в крайнем случае, возможно, придется добавить анодный резистор). Транзистор размещается на радиаторе площадью не менее 1000 см2! Лучше не использовать электрическое изолирование транзисторов от радиатора, а разместить их на раздельных радиаторах, изолированных друг от друга и от корпуса.

С1 и С2 желательно зашунтировать неполярными конденсаторами емкостью около 1 мкФ, из наших рекомендую попробовать МБГЧ, МБГП, МБМ, КБГ – звук будет разным, и вы сможете подстроить его согласно личным пристрастиям. Особенно это резонно, если вы используете дешевые импортные электролиты. Можете попробовать отечественные электролиты советских времен, в некоторых случаях они звучат весьма интересно.

Дроссель фильтра питания L1 содержит не менее 300 витков провода 0,3-0,5 мм, намотанных на железе от сетевого трансформатора габаритной мощностью 10-20 Вт. Отличный вариант – сгоревший трансформатор от китайского магнитофона, намотанный до заполнения. Сопротивление дросселя постоянному току 1-2 Ома.

При расчете и изготовлении сетевого трансформатора учтите падение напряжения под нагрузкой! В итоге мы должны получить на верхнем контакте R3 напряжение около 22 В. “Ленивый” вариант – приобрести готовый трансформатор ±10 В/3 А и питать накал лампы через гасящий резистор 11,3 Ом/2 Вт.

Диодный мост на ток 10-20 А.

Настоятельно рекомендую сначала собрать усилитель в макетном варианте со всеми предполагаемыми деталями, разъемами, проводами и припоем и отстроить его, подобрав лампу по внутреннему сопротивлению и, добившись подбором компонентов желаемого звучания, лишь затем собрать его окончательно в корпусе!

Рекомендуемый окончательный монтаж следующий (см. рис. 3)

Рис.3. Компоновка усилителя

Детали размещаются как на принципиальной схеме, по ходу сигнала с минимальной запутанностью. Монтаж навесной, максимально используются выводы самих деталей, монтажный провод 1-1,5 мм в сечении, соединения минимальной длины. Провода накала следует скрутить вместе. Общие провода все сходятся в одной точке, расположенной рядом с С2, там же происходит заземление корпуса. Через корпус никакие токи течь не должны! Лампу VL1 можно припаять, исключив потери качества в панельке и контактах, при анодном напряжении в 12 В менять вам ее придется очень и очень не скоро.

Хороший вариант – разместить входные разъемы на передней панели рядом с R1 и VL1, а вот сетевой выключатель, наоборот, отодвинуть подальше, на заднюю панель.

VT1 и R3 должны иметь хорошую вентиляцию, т.к. в сумме на двух каналах будет выделятся в виде тепла около 60 Вт; хорошо их вынести наружу, например, на верхнюю панель, придав усилителю “винтажный” вид.

Настройка

Так как главная отладка произошла у нас на макете, то настройка готового усилителя сводится к контролю напряжения на эмиттерах VT1′ и VT2″ (мы должны получить требуемые 10-12,5 В). Проконтролируйте, чтобы усилитель не “гудел” и не возбуждался: если усилитель “гудит”, проверьте правильность развода земли, экранировку и изолируйте входные разъемы от корпуса. В случае самовозбуждения на высоких частотах включите сетки VL1 через фильтры-пробки, состоящие из 15-ти витков монтажного провода, намотанных на небольших ферритовых кольцах. Сбалансировать каналы по коэффициенту усиления, в случае ощутимого разброса между триодами лампы, можно подбором резисторов R2, рекомендую использовать естественный разброс между экземплярами, а не довешивать дополнительные резисторы.

Напоследок любителям “жирности” звучания рекомендую попробовать зашунтировать R2 емкостью в 4700 мкФ, исключив обратную связь, при этом в несколько раз возрастет чувствительность усилителя и немного упадет выходная мощность. Так же скажу, что на основе этой схемы можно создать превосходный усилитель для наушников, сделав номинал R3 равным внутреннему сопротивлению оных и пересчитав соответствующим образом R2, а так же все токи и мощности.

Успехов и отличного звука!

Автор работы: Владислав Креймер, г. Донецк. (журнал “Радиолюбитель” 2008, №4)

Уникальная схема, уникальное звучание

Ypsilon Aelius, D’Agostino Momentum, darTZeel NHB-458, Musical Fidelity Titan — всё это превосходные усилители со своим неповторимым голосом. Но вот вопрос: звучание какого из усилителей следует признать «правильным»?

В мире звукозаписи и High End аудио, базирующегося на бесчисленных комбинациях разной техники, не существует такой вещи, как «правильное звучание». Разумеется, некоторые усилители — явно неправильные, так как их звучание грешит окрашиванием, дефектами артикуляции, глянцем, зернистостью, мишурной яркостью, смазанностью и т.д. и т.п. Но на уровне вышеперечисленных моделей ничего подобного быть не может, и фактически нет.

Проблема с абсолютистскими оценками звучания аудиотехники состоит в том, что ты судишь о звучании, основываясь на двадцати своих любимых записях, обладающих индивидуальными особенностями, и таким образом попадаешь в петлю своеобразной ментальной обратной связи. Вот почему наряду со своими любимыми записями я всегда использую немало незнакомых релизов, даже тех, что звучат плохо.

Помню, несколько лет назад на одном аудио шоу я только что закончил прослушивание при помощи усилителя Krell много достойного качества LP-треков, которые я предварительно переписал на CD, и которые слушал на десятках, если не сотнях хороших трактов. Звучание было великолепным. В комнату забрел парень и спросил, нельзя ли послушать его любимую запись с оперной музыкой. Прозвучало всего несколько тактов, и мне стало ясно, что запись эта ужасная: звучание было ярким, с карамельным налетом, жестким, плосковатым… Но это не было звучание аудиосистемы, которая тогда работала в комнате. А ведь по этому звучанию человек судил о звучании тракта. Он остановил воспроизведение, заявив, что звучание в комнате «отвратительное», а остальное время, проведенное на шоу, рассказывал направо-налево, какое ужасное звучание в комнате с Krell’ом. Хотя, в сущности, ужасным был его CD.

Звуковой характер Ypsilon Aelius, как и D’Agostino Momentum стал ясен довольно быстро, однако потенциал моноблоков был настолько велик, что о нем не было возможности судить после краткого периода акклиматизации. Уникальный как в конструктивном, так и в звуковом отношении усилитель произвел на меня необыкновенно приятное впечатление. Ритмическая свобода во всем частотном диапазоне может служить эталоном для High End аудио. Подвижный, ясный, протяженный бас моноблоков идеально сочетается с аналогичными особенностями вуферов Wilson Alexandria XLF — в этом плане Aelius переигрывает все усилители, выступавшие партнерами колонок, хотя darTZeel NHB-485 отстает от Ypsilon совсем немного. Звучание D’Agostino Momentum несколько мягче, а Musical Fidelity Titan — еще мягче.

С лампой C3g Aelius демонстрирует быстрые, прозрачные и протяженные высокие частоты, аналогичные по качеству другим частям спектра. В соединении с ритмической пластикой это подобно инъекции адреналина. Звучание греческих моноблоков — не для любителей car audio, но для тех, кому нравится вдавить педаль в пол, даже слушая камерную музыку. Кто знает, может быть, с другой входной лампой Aelius понравился бы лимузинщикам… Потрясающе, что живя в Америке, ты можешь получить целых два! два! два! усилителя в одном!

 

 

Бестрансформаторные усилители мощности

Применение трансформаторов в усилителях мощности помимо достоинств (возможность согласования сопротивлений, гальваническая развязка) имеет недостатки. Это большие вес, габариты и стоимость, а также нелинейные и частотные искажения, вносимые трансформатором. Поэтому были разработаны схемы бестрансформаторных каскадов усилителей мощности, которые допускают возможность микросхемного исполнения.

На рис. 4.18 показана схема бестрансформаторного каскада усиления мощности на двух «комплементарных» транзисторах (транзисторах разной проводимости p-n-p и n-p-n c одинаковыми характеристиками) VT1

и
VT2
c двумя источниками питания
Ек1
и
Ек2
. Резисторы
R1
и
R2
предназначены для задания режима работы каскада (в классе А, В или АВ). Конденсатор
Ср
служит для развязки по постоянному току входа каскада с источником входного сигнала.

Принцип работы каскада состоит в следующем. Ток коллектора транзистора VT1
замыкается по контуру:
+Ек1
, коллектор-эмиттер
VT1, Rн, -Ек1
. Ток коллектора транзистора
VT2
замыкается по контуру:
+Ек2, Rн
, эмиттер-коллектор
VT2, -Ек2
. При положительной полуволне входного напряжения ток базы и ток коллектора
VT1
увеличиваются, а базы и ток коллектора
VT2
– уменьшаются (в режиме класса В или АВ равны нулю). На нагрузке

формируется положительная полуволна выходного напряжения. При отрицательной полуволне входного напряжения в работу вступает транзистор
VT2
и на нагрузке формируется отрицательная полуволна выходного напряжения.

Отметим, что транзисторы включены по схеме ОК, поэтому рассматриваемый каскад обладает усилением по току и мощности, а усиление по напряжению отсутствует.

Часто возникает необходимость питания усилителя от одного источника питания. В этом случае нагрузку подключают к эмиттерам транзисторов через электролитический конденсатор С

большой емкости (рис. 4.19). При положительной полуволне входного напряжения ток нагрузки замыкается по контуру:
+Ек
, коллектор-эмиттер
VT1
, конденсатор
С, Rн, -Ек
, создавая на нагрузке

положительную полуволну выходного напряжения и заряжая конденсатор
С
. При отрицательной полуволне входного напряжения источником питания выходной цепи является конденсатор
С
. Ток нагрузки замыкается по контуру: положительная обкладка конденсатора
С
, эмиттер-коллектор
VT2, Rн
, отрицательная обкладка конденсатора
С
. В отсутствие входного сигнала конденсатор
С
заряжен до напряжения
0,5 Ек
.

По энергетическим характеристикам схемы рис. . 4.18 и рис. . 4.19 идентичны, если выполняется условие Ек = Ек1 + Ек2

. Мощность, выделяемая в нагрузке, равна
U2кm/(2Rн)
. Для получения требуемой мощности при заданном значении

требуется выбрать величину
Uкm
, т.е. величину напряжения питания каскада.


Все схемы двухтактных выходных каскадов требуют применения одинаковых по параметрам транзисторов, в особенности имеющих одинаковые коэффициенты передачи тока. Изготовить мощные комплементарные транзисторы с одинаковыми параметрами достаточно сложно. Поэтому в выходных бестрансформаторных усилителях мощности применяют составные транзисторы с разным типом проводимости (транзисторы Дарлингтона), получаемые последовательным соединением двух транзисторов (эмиттер первого транзистора соединяется с базой второго транзистора).

На рис. 4.20 показана схема бестрансформаторного усилителя мощности с составными транзисторами Дарлингтона. Составной транзистор типа n-p-n выполнен на транзисторах VT2

и
VT3
. Составной транзистор типа p-n-p выполнен на транзисторах
VT4
и
VT5
. Транзисторы
VT3
и
VT5
одинакового типа проводимости и могут быть выполнены с одинаковыми параметрами с достаточной степенью точности. Транзисторы
VT2
и
VT4
малой или средней мощности разного типа проводимости. Изготовление таких транзисторов с одинаковыми коэффициентами усиления представляет меньшие трудности, чем транзисторов большой мощности. Общий коэффициент усиления составных транзисторов
bn-p-n=b2b3
и
bp-n-p=b4b5
.

Резисторы R5

и
R6
предназначены для уменьшения теплового тока транзисторов
VT3
и
VT5
. Резисторы
R3
и
R4
вместе с диодами
VD1
и
VD2
определяют величину тока покоя каскада. Транзистор
VT1
с резисторами
R1
и
R2
является предварительным усилителем.

Усилители постоянного тока

В автоматических следящих системах часто возникает необходимость усиления сигналов, которые пропорциональны физическим величинам. В установившихся режимах такие величины постоянны либо изменяются очень медленно. Поэтому необходимо иметь усилители способные обрабатывать такие сигналы, т.е. усилители постоянного тока.

Усилители постоянного тока (УПТ) предназначены для усиления сигналов, медленно меняющихся во времени, т.е. сигналов, эквивалентная частота которых приближается к нулю. Поэтому УПТ должны обладать характеристикой, изображенной на рис. 4.2.

Трудность реализации УПТ состоит в том, что связи между каскадами, а также между источником входного сигнала и нагрузкой усилителя не могут быть осуществлены при помощи конденсаторов или трансформаторов, которые не пропускают постоянную составляющую сигнала. Связи должны быть непосредственными (гальваническими). Это создает трудности задания режима покоя усилительных каскадов. Режим покоя каждого последующего каскада зависит от режима покоя предыдущего каскада. В связи с этим выходное напряжение определяется не только усиленным полезным сигналом, но и ложным сигналом, создаваемым за счет изменения режимов работы усилительных каскадов по постоянному току при изменении температуры, напряжения питания и т.п. Наибольший вклад в создание ложного сигнала вносит первый каскад усиления, так как изменения его режима работы по постоянному току усиливаются всеми последующими каскадами.

Самопроизвольное изменение выходного напряжения УПТ при неизменном напряжении входного сигнала называется дрейфом усилителя

. Дрейф выходного напряжения
∆Uвых.др
обычно определяют при закороченном входе усилителя по приращению выходного напряжения. Качество усилителя постоянного тока оценивают по напряжению дрейфа, приведенному ко входу усилителя
(приведенному дрейфу)
:
eДР = ∆Uвых.др/KU
, где
KU
– коэффициент усиления усилителя. Приведенный ко входу дрейф
eДР
характеризует значение ложного сигнала на входе усилителя с коэффициентом усиления
KU
, которому соответствует самопроизвольное изменение выходного напряжения
∆Uвых.др
. С учетом
eДР
определяют диапазон возможного изменения входного напряжения

усилителя, при котором напряжение дрейфа
∆Uвых.др
составляет незначительную часть полезного выходного сигнала. В зависимости от требований, предъявляемых к усилителю, минимальное значение

принимают в десятки и сотни раз больше
eДР
.

Особенности построения усилительных каскадов в усилителях постоянного тока показаны на рис. 4.21.

В схеме рис. 4.21, а ток покоя коллектора транзистора обеспечивается выбором напряжения смещения Uсм

в точке соединения резисторов
R1, R2
и величиной резистора

. Ток базы покоя протекает по источнику входного сигнала
uвх (Rг, eг).
Для создания нулевого выходного напряжения при отсутствии входного сигнала используется напряжение компенсации
Uкомп
при помощи делителя
R3, R4
, к которому подключается второй конец сопротивления нагрузки

. Недостатком такого схемного решения является отсутствие общей точки у источника входного напряжения и нагрузки.

Этот недостаток отсутствует в схеме рис. 4.21, б, в которой для получения напряжения смещения используется второй источник напряжения Eк2,
к которому подключена эмиттерная цепь каскада, содержащая резистор
Rэ.
Источник входного сигнала включен непосредственно между базой и общим проводом. Напряжение компенсации создается на резисторе
R1
за счет тока, протекающего по делителю на резисторах
R1, R2
. Для получения нулевого выходного сигнала при отсутствии входного сигнала необходимо выполнение условия

Uk/Ek2 = R1/R2

.

При передаче полезного сигнала в нагрузку в этом случае часть его теряется на делителе, состоящем из резистора R1

и сопротивления
R1||Rн.
Общим недостатком рассмотренных схем является то, что через источник входного сигнала протекает ток базы покоя. Если источник входного сигнала не допускает этого, то каскад следует выполнять на полевом транзисторе.

Таким образом, в усилителях постоянного тока задача связи усилителя с источником сигнала и нагрузкой представляет известные трудности, решение которых, как правило, носит компромиссный характер. Наибольшее применение в УПТ получила схема дифференциального (параллельно-балансного) каскада

, которая позволила решить большинство проблем, возникающих при проектировании УПТ, в частности проблему борьбы с дрейфом нуля.

Дифференциальный (параллельно-балансный) каскад.Радикальным средством уменьшения дрейфа нуля УПТ является применение параллельно-балансных (дифференциальных)

каскадов. Простейшая схема показана на рис. 66, а.

Дифференциальный каскад выполнен по принципу сбалансированного моста, два плеча которого образованы резисторами Rк1

и
Rк2
, а два других – транзисторами
VT1
и
VT2
. Выходное напряжение снимается с диагонали моста (между коллекторами транзисторов).

Дрейф нуля в дифференциальном каскаде резко снижается в сравнении с другими схемными решениями по следующим причинам. Все элементы схемы выполнены в одном кристалле полупроводника и точность технологических операций настолько высока, что однотипные элементы (резисторы Rк1

и
Rк2
, а также транзисторы
VT1
и
VT2
) имеют одинаковые параметры. Поэтому изменения температуры кристалла, напряжений питания и другие внешние дестабилизирующие изменения приводят к одинаковым изменениям токов плеч моста и, соответственно, потенциалов коллекторов транзисторов
VT1
и
VТ2
. При этом выходное напряжение, которое равно разности потенциалов коллекторов транзисторов
VT1
и
VТ2
, практически не изменяется.

Кроме того, в каскаде применена балансная схема, реализованная использованием одного общего резистора в цепи эмиттеров транзисторов VT1

и
VТ2
. Величина этого резистора выбирается достаточно большой с таким расчетом, чтобы во всех режимах работы выполнялось условие

Iэ = Iэ1+ Iэ2 = const.

(4.7)

Практически вместо этого резистора используется источник стабильного тока

(рис. 4.22, б). Стабилизация тока

снижает зависимость токов коллектора транзисторов
VT1
и
VТ2
от внешних дестабилизирующих факторов и, тем самым, уменьшает дрейф нуля.

Источник стабильного тока собран на транзисторе VТ3
. Транзистор
VТ4
в диодном включении используется как элемент температурной стабилизации. Величину тока, генерируемого источником стабильного тока, можно определить по приближенной формуле (без учета элементов температурной стабилизации)

.

Питание каскада осуществляется от двух источников +Еп1

и
– Еп2
, имеющих, как правило, одинаковые напряжения. С помощью напряжения питания Еп2 снижают потенциал эмиттера транзисторов
VT1
и
VТ2
относительно общего провода схемы. Это позволяет подавать сигналы на входы усилителя без введения дополнительных компенсирующих напряжений. Кроме того, из-за наличия источника стабильного тока в цепи эмиттеров не требуется подключения к базам транзисторов
VT1
и
VТ2
резисторов, преобразующих напряжения входных сигналов в ток базы, так как для постоянного тока входное сопротивление усилителя определяется очень большим сопротивлением источника стабильного тока.

Входные сигналы на дифференциальный (параллельно-балансный) каскад можно подавать тремя способами:

1) входной сигнал поступает на первый вход Uвх = Uвх1

, на втором входе напряжение равно нулю
Uвх2 = 0
;

2) входной сигнал поступает на второй вход Uвх = Uвх2

, на первом входе напряжение равно нулю
Uвх1 = 0
;

3) входной сигнал поступает между первым и вторым входами Uвх = Uвх1 — Uвх2

(дифференциальный входной сигнал).

Рассмотрим первый способ подключения входного сигнала. Будем считать, что входной сигнал увеличивается. Тогда увеличивается ток базы транзистора VT1

, увеличиваются токи эмиттера
Iэ1
и коллектора
Iк1
. Увеличение тока
Iк1
приводит к уменьшению потенциала коллектора
Uк1 = Еп1 — Iк1Rк1
. Увеличение тока
Iэ1
приводит к уменьшению тока
Iэ2
в соответствии с условием (4.7) и, соответственно, уменьшению тока
Iк2
. Уменьшение тока
Iк2
приводит к увеличению потенциала коллектора транзистора
VT2
:
Uк2 = Еп1 — Iк2Rк2
. Таким образом, на выходе каскада появляется усиленное выходное напряжение
Uвых = Uк2 – Uк1
.

При втором способе подключения входного сигнала увеличение сигнала на втором входе приводит к такому же результату с той лишь разницей, что полярность выходного напряжения будет противоположной. Поэтому первый вход можно назвать прямым входом

, а второй –
инвертирующим входом
.

При третьем способе подключения входного сигнала на каждый вход поступает половина входного сигнала. В результате выходное напряжение изменяется так же как и при первых двух способах. Полярность выходного напряжения зависит от полярности входного напряжения.

Проведем количественную оценку усилительных параметров дифференциального каскада.

Из соотношения Iэ1+ Iэ2 = const

следует, что
Iб1+ Iб2=const
, поэтому
∆ Iб2 = — ∆ Iб1
. Приращения входного тока источника
Uвх1
протекают по контуру, включающему переходы база-эмиттер транзисторов
VT1
и
VТ2
и источник сигнала
Uвх2
(см. рис. 66, а). Величина тока в этом контуре

∆ Iб1 = (Uвх1 — Uвх2)/2rвх.э = — ∆ Iб2.

(4.8)

Из (4.8) вытекает соотношение

∆ Iк1 = b∆ Iб1 = b(Uвх1 — Uвх2)/2rвх.э = — ∆ Iк2.

Для холостого хода на выходе ∆ Uк1 = -∆ Iк1Rк1, ∆ Uк2 = -∆ Iк2Rк2 = -∆ Uк1.

С учетом этих соотношений коэффициент усиления каскада по напряжению

.

Входное сопротивление каскада найдем из (4.8)

Rвх = (Uвх1 — Uвх2)/ ∆ Iвх = 2rвх.э,

где
∆ Iвх = ∆ Iб1
.

Выходное сопротивление равно

Rвых = 2Rк,

где
Rк=Rк1=Rк2
Дифференциальный (параллельно-балансный) каскад обладает еще одним очень полезным свойством. Если на оба входа каскада подать одинаковые сигналы Uвх = Uвх1 = Uвх2

, то выходное напряжение будет равно нулю, независимо от величины входного сигнала:
Uвых = KU(Uвх1 — Uвх2) = 0
. Такой режим работы каскада называют режимом
синфазных сигналов
.

За счет неполной симметрии каскада в реальных усилителях в режиме синфазных сигналов на выходе усилителя появляется ненулевой сигнал: Uвых = ксUвх

, где
кс
– коэффициент передачи синфазного сигнала. Качество ослабления синфазного сигнала характеризует коэффициент ослабления синфазного сигнала

Кос.сф = 20 log (кс/KU),

[дб].

В силу высокой симметрии каскадов, выполненных в виде интегральных микросхем, Кос.сф = (-80 ¸ -100)

дб, т.е.
кс/KU = (104¸105).
Свойство ослабления синфазного сигнала используется для защиты от помех. Если слабый сигнал поступает по длинной двухпроводной линии на дифференциальный вход каскада, то полезный сигнал усиливается, а помеха, наводящаяся на оба провода, ослабляется, не проходя на выход усилителя.

Вопросы для самопроверки:

1. Приведите классификацию усилителей.

2. Какие схемы включения транзисторных каскадов вы знаете.

3. Перечислите основные особенности транзисторного каскада включенного по схеме с ОЭ.

4. Что показывает амплитудная характеристика усилителя.

5. Какие виды обратных связей применяются в схемах усилителей.

Литература [1, 2, 6, 7, 11].

ОПЕРАЦИОННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *