Audio amplifier Only Music 2.7 \ Усилитель мощности Only Music 2.7 (ex


Усилитель мощности «Оплеуха Микрухам» Mark II [2012]

FAQ. Руководство по сборке и настройке усилителя

Разработал: Стельмах Илья [Nem0]. Январь 2012
Предыстория. Почему я решил сделать новую ОМ? А потому-то захотелось сделать усилитель для себя, хороший, но не хотелось «городить огород» и изобретать что-то сложное, монстроподобное, поэтому я начал экспериментировать со старой схемой оплеухи с целью получения максимального качества, при минимуме деталей. Наверное, многие с этого форума помнят мой симметричный усилитель — большой и сложный.. Так вот, новая оплеуха, при всей простоте схемы ни на грамм не уступает тому симметричному усилку. Сделать сложную схему – просто, а вот сделать качественную схему и при этом отказаться от ведра транзисторов и печатки размеров метр на метр — куда сложней. Поэтому основная цель разработки усилителя была — получить максимальные параметры, при максимальной простоте схемы и это было достигнуто оптимизацией режимов работы каскадов, применением других полупроводников и некоторыми изменениями в схеме.

Схема усилителя. Схема представляется собой типичного Линна известного еще нашим предкам с давних времен. Особенность схемы не в новизне, которой тут и нет, а в современной элементарной базе и правильно и тонко подобранных режимов работы и правильной коррекции. Все это позволило получить от вполне стандартной схемы очень хорошие характеристики и великолепное звучание. А вот и сама схема:

Принципиальная схема усилителя

Технические характеристики усилителя. Ниже привожу основные технические характеристики, большинство из них было измерено с помощью приборов, а скорость нарастания была рассчитана.

Частотный диапазон относительно 10кГц (-0,1дБ) = 25 — 40 000 Гц Частотный диапазон относительно 10кГц (-1дБ) = 8 — 125 000 Гц Частотный диапазон относительно 10кГц (-3дБ) = 4 — 250 000 Гц Максимальная выходная мощность (Нагрузка 8Ом, 1кГц) = 97,4 Вт Максимальная выходная мощность (Нагрузка 8Ом, 20кГц) = 96,7 Вт THD+N (при Pвых<=60Вт, 20кГц) <= 0,0009% THD+N (при максимальной выходной мощности, 1кГц) = 0,003% THD+N (при максимальной выходной мощности, 20кГц) = 0,008% Максимальная скорость нарастания выходного напряжения (для диф.каскада) = 225 В/мкс Максимальная скорость нарастания выходного напряжения (для КУНа) = 187 В/мкс Диапазон питающих напряжений = +/- 20В … +/- 60В Номинальное напряжение питания (100Вт, 4 Ом) = +/- 36В Номинальное напряжение питания (100Вт, 8 Ом) = +/- 48В

Измерения RMAA:

Элементарная база или «из чего собирать?». При сборке любого УМЗЧ следует помнить, что каждый компонент усилителя, каждый конденсатор, транзистор и даже резистор влияет на звучание усилителя и соответственно на конечный результат, поэтому при сборке усилителя следует выбирать наиболее качественные компоненты из доступных. Далее я расскажу некоторые важные моменты касающиеся элементарной базы.

Резисторы. Все резисторы, кроме дополнительно указанных на схеме, выбираем рассчитанные на мощность 0,25Вт. Лучше применять металлопленочные резисторы из-за их меньшего шума. Можно применять как советские МЛТ, так и любые их китайские аналоги. Резисторы сильного влияния на звучания не оказывают, но не все.. Резисторы в эммитерах VT13, VT14 могут оказать сильное влияние на звук на высоких мощностях, поэтому в качестве этих резисторов лучше применить что-то по качественней. Не допускается в качестве R26-R29 применять проволочные резисторы из-за их паразитной индуктивности. Стремиться применять высокоточные резисторы (с погрешностью 1% и менее) не нужно, т.к. сильного влияния на конечный результат это не окажет. Допустимо применять резисторы с допуском 10%. Подстроечные резисторы (R3 и R16) следует брать импортные, многооборотные (это облегчит настройку усилителя), такие как на фото усилителя.

Конденсаторы. Основное внимание необходимо уделить качеству конденсаторов, особенно тем, которые стоят на пути прохождения сигнала (С1 и С2). В роли этих конденсаторов лучше выбрать наиболее качественное из возможных. В качестве С1 лучше применять конденсаторы фирмы Epcos. Можно применять конденсаторы производства СССР типа МБМ, К78-19, К71-7 или (что хуже) К73-17, либо его китайский аналог (коричневый такой, вы наверняка его видели). Не допускается применение в качестве С1 керамического конденсатора. В качестве С2 лучше применить не полярный электролит, но можно и полярный (что хуже). С2 лучше выбрать так же от известной фирмы, например Samwha, но можно применять и недорогие полярные и неполярные электролиты. Стоит избегать электролитов фирм Elzet, Chang и других китайских «брендов». Ни в коем случае нельзя применять электролиты производства СССР, т.к. они уже давно высохли и не могут обеспечить своих параметров. Конденсаторы С7 и С8 необходимо так же применять по возможности более качественные, но к ним можно не предъявлять настолько высоких требований как к выбору конденсатора С1. В качестве С7 и С8 не желательно, но все же можно применять керамические конденсаторы. Конденсаторы C3,C4,C5 и C6 желательно найти пленочный, но если это не удастся, то можно применить керамические конденсаторы. Конденсаторы С9, С10, С12, С13, С15, С16, С21, С22 – электролиты, фильтр питания. Их качество особой роли не играет, но опять же стоит избегать левых китайских контор, а так же высохших советских конденсаторов. Напряжения этих конденсаторов необходимо выбирать в соответствии с напряжением питания. Конденсаторы С11, С14, С17, С18, С19, С20 – пленочные, не полярные. Напряжение так же следует выбирать в соответствии с напряжение питания. Их качество так же сильного значения не имеет, но лучше выбрать что-нибудь по лучше.

Транзисторы. По транзисторам особо нечего говорить. Самое главное правило – это применять то, что указано на схеме и сюрпризов не будет. Не стоит применять транзисторы-аналоги производства СССР, а так же категорически не рекомендуется применять транзисторы KSE340/350 (MJE340/350) – это может привести к самовозбуждению усилителя. При покупке транзисторов следует опасаться поддельных транзисторов, фотографии оригинальных изделий привожу ниже.

2SC5200/2SA1943

2SC4793/2SA1837

BC546B/BC556B

BC337

Некоторые важные моменты по сборке усилителя. Теперь когда с элементарной базой разобрались и определились из чего будем строить усилитель необходимо разобраться с другими не менее важными моментами.

Радиатор. Усилитель работает в классе AB и поэтому нуждается в очень серьезном охлаждении. Качественной характеристикой радиатора является площадь его поверхностей. Для отвода 1Вт тепла необходимо 15-20см2 площади радиатора (для алюминия и его сплавов). Необходимую площадь радиатора можно рассчитать по формуле: S=Pвых*(1-КПД)*(15..20), где Pвых — выходная мощность усилителя. Для 100Вт’ного усилителя площадь радиатора должна находится в пределах: от S=100*(1-0,55)*15=675см2, до S=100*(1-0,55)*20=900см2. Подробно о радиаторах можно почитать тут, а программу для расчета радиатора .

Блок питания. БП можно и нужно рассчитывать с помощью программы Power Sup (). Эта программа рассчитает вам необходимую мощность трансформатора, подберет диоды, укажет необходимую емкость фильтра питания и нарисует схему. Как работает программа описано тут.

Некоторые важные моменты. Далее просто перечислю что необходимо учитывать при сборке:

  1. Допускается нагрев транзисторов VT7 и VT10 до 60 градусов – это их нормальный режим работы.
  2. Транзисторы VT11, VT12, VT13, VT14, VT9 должны быть установлены на ОДНОМ радиаторе.
  3. Необходимо пролудить силовые дорожки на плате усилителя (земляную, выходную, дорожки питания и эммитерные дорожки выходников), остальные дорожки по желанию, но следует помнить что медь со временем будет окисляться.
  4. Усилитель необходимо настраивать с закороченным входом и только после 10 минутного прогрева.
  5. Ток покоя может плавать с течением времени на 10-20% — это в пределах нормы.
  6. Усилитель не имеет защиты от КЗ, перегрева и от постоянного напряжения на выходе, поэтому не допускается использование усилителя без дополнительных средств защиты.
  7. Блок питания должен обеспечивать низкий уровень пульсаций питающего напряжения и обеспечивать необходимую выходную мощность.
  8. При включении усилителя без схемы задержки подключения АС возможен небольшой щелчок при включении.
  9. Усилитель собранный на исправных деталях запускается сразу без всяких проблем.

Настройка усилителя. Вот вы уже и собрали усилитель и возможно вам уже даже удалось «насладиться его звучанием», но чтобы усилитель действительно звучал без кавычек необходимо произвести с ним некоторые действия называемые – настройка. Далее я по пунктам распишу как и что крутить чтобы усилитель запел.

Настройка тока покоя. Между эммитерными резисторами VT13 VT14 включаем милливольтметр. Подаем напряжение на усилитель. Вход усилителя должен быть замкнут на землю. При первом пуске вольтметр может показать что-то от 0 до 15мВ. С помощь R16 выставляем необходимый ток покоя. Сам ток вычисляем по формуле: I(пок.)=U/R , где U – показание вольтметра (в вольтах, 1В=1000мВ), R – сопротивление между эммитерами выходников (по схеме = 0.47 Ома). Рекомендую выставлять ток покоя 60 – 130мА, это соответствует показаниям милливольтметра 30-60 мВ. Регулировка осуществляется с помощью подстроечного резистора R16, при первом включении сопротивление R16 должно быть максимальным.

Выставление «нуля» на выходе усилителя. Подключаем между выходом и землей милливольтметра постоянного тока и вращая движок подстроечного резистор R3 добиваемся нулевого значения постоянного напряжения на выходе. Регулировку так же проводим при закороченном на землю входе. При первом включении движок подстроечного резистора R3 должен находится в среднем положении.

Печатные платы. Существует несколько вариантов разводки печатной платы. Первый был предложен мной в самом начале:

Первый вариант платы

По этому варианту я сам собирал усилитель, именно с такого варианта усилителя я снимал технические характеристики. Этот вариант печатной платы присутствует во вложении к статье. Второй вариант был разработан уважаемым товарищем с ником «Лепёхин». Этот вариант разводки так же присутствует в архиве со статьей. Позже этот вариант ПП был изменен товарищем под ником «Gora» и теперь этот окончательный вариант ПП производится в заводских условиях и все желающие могут приобрести заводскую плату для постройки усилителя «Оплеуха Микрухам». Чтобы приобрести заводскую плату необходимо написать сообщение для Gora. Фотография заводской платы ниже:

Заводская плата

Фотографии готового усилителя. Ниже привожу фотографии своего усилителя, как оно получилось и как все это смотрится в готовом виде:

Фото готового усилителя

Благодарю всех кто принимал участие в обсуждении усилителя на форуме сайта «Паяльник». Именно благодаря вам и вашей поддержке был разработан этот усилитель. Без вас нечего бы не получилось.

Особую благодарность хочу выразить Лепёхину за разработку правильной разводки для усилителя, а так же Gora за то, что он взял на себя заводское производство плат для моего усилителя.

Так же хотелось бы поблагодарить всех кто собрал мой усилитель, всех кому не равнодушно мое творчество, спасибо вам всем!

Ниже вы можете скачать печатные платы в формате LAY

Старая версия усилителя Mark II от 2011г: Оплеуха Микрухам Mark 2 [2011]

Список радиоэлементов

ОбозначениеТипНоминалКоличествоПримечаниеМагазинМой блокнот
VT1, VT4, VT8Биполярный транзисторBC556B3Поиск в AliexpressВ блокнот
VT2, VT5Биполярный транзистор BC546B2Поиск в AliexpressВ блокнот
VT3, VT6Биполярный транзистор BC337-402Поиск в AliexpressВ блокнот
VT7Биполярный транзистор 2SB649A1Поиск в AliexpressВ блокнот
VT9Биполярный транзистор BD1391Поиск в AliexpressВ блокнот
VT10Биполярный транзистор 2SD669A1Поиск в AliexpressВ блокнот
VT11Биполярный транзистор 2SC47931Поиск в AliexpressВ блокнот
VT12Биполярный транзистор 2SA18371Поиск в AliexpressВ блокнот
VT13Биполярный транзистор 2SC52001Поиск в AliexpressВ блокнот
VT14Биполярный транзистор 2SA19431Поиск в AliexpressВ блокнот
C1, С7, С18, С20Конденсатор1 мкФ4C1 — EpcosПоиск в AliexpressВ блокнот
C2Конденсатор47 мкФ1Поиск в AliexpressВ блокнот
C3Конденсатор470 пФ1Поиск в AliexpressВ блокнот
C4Конденсатор220 пФ1Поиск в AliexpressВ блокнот
С5, С6Конденсатор22 пФ2Поиск в AliexpressВ блокнот
С8, С17, С19Конденсатор100 нФ3Поиск в AliexpressВ блокнот
С9, С10, С12, С13, С15, С16, С21, С22Электролитический конденсатор470 мкФ8Поиск в AliexpressВ блокнот
С11, С14Конденсатор22 нФ2Пленочные, не полярныеПоиск в AliexpressВ блокнот
R1, R24Резистор 47 кОм2Поиск в AliexpressВ блокнот
R2, R51.5K2Поиск в AliexpressВ блокнот
R3Резистор 220 Ом1ПодстроечныйПоиск в AliexpressВ блокнот
R4, R10-R12Резистор 100 Ом4Поиск в AliexpressВ блокнот
R6Резистор 4.7 кОм1Поиск в AliexpressВ блокнот
R7Резистор 22 кОм1Поиск в AliexpressВ блокнот
R8Резистор 120 Ом1Поиск в AliexpressВ блокнот
R9, R14Резистор 1 кОм2Поиск в AliexpressВ блокнот
R13Резистор 10 Ом1Поиск в AliexpressВ блокнот
R15Резистор 2.2 кОм1Поиск в AliexpressВ блокнот
R16Резистор 1 кОм1ПодстроечныйПоиск в AliexpressВ блокнот
R17, R22Резистор 47 Ом2Поиск в AliexpressВ блокнот
R18, R19Резистор 22 Ом2Поиск в AliexpressВ блокнот
R20, R25Резистор 100 Ом2Поиск в AliexpressВ блокнот
R21, R23Резистор 3.3 Ом2Поиск в AliexpressВ блокнот
R26-29Резистор 0.47 Ом42 ВтПоиск в AliexpressВ блокнот
R3010 Ом12 ВтПоиск в AliexpressВ блокнот
Добавить все

Прикрепленные файлы:

  • mark2_2012.rar (138 Кб)

Теги:

  • Sprint-Layout
  • УНЧ

Серия NAG MQ

Двухканальный усилитель мощности с выходным каскадом на биполярных транзисторах (класс АВ) и трансформаторным блоком питания, схема которого уже стала классикой.

Задача для усилителей серии NAG MQ — обеспечить отличный звук при максимальной надежности, но при этом не повышая цену (одна из самых доступных в своем сегменте серия).

Особенности:

  • Все активные элементы схемы дискретные, что сейчас можно встретить только в дорогих усилителях (нет ни одной микросхемы, только транзисторы).
  • Для повышения надежности работы отключены: переменная скорость вентилятора охлаждения (функция регулировки отказывает чаще, чем включенный постоянно вентилятор) и возможность соединения в мост (при некорректном использовании часто выбивает усилитель).
  • Усилитель имеет 2 типа входных разъемов и 3 (!) типа выходных разъёмов, что также выгодно отличает его от конкурентов.
  • Компактность и малый вес, при обеспечении заявленных параметрах мощности.

Усилители этой серии успешно трудятся уже многие годы, в т.ч. в экстремальных условиях, доказывая правильность выбранной конфигурации. Постоянно увеличивающийся спрос — тому подтверждение.
[td]

Модель Мощность (2 ома) Мощность (4 ома) Мощность (8 ом) Вес (кг) Размеры (мм) Цена (руб.)
MQ 10 —- 2 x 200W 2 x 150W 10 2U — 88x482x314 call
MQ 20 —- 2 x 350W 2 x 250W 11 2U — 88x482x314 call
MQ 30 —- 2 x 500W 2 x 370W 13 2U — 88x482x314 call

Усилители NAG серии A являются важным этапом развития цифровых усилителей, использующих последние разработки класса D технологий. Превосходная производительность и надежность, а так же стоимость не уступают Класс A / B усилителям, при том вес и габариты намного лучше!. Они являются идеальными устройствами во всех

видах про-аудио использования ,а также применимы даже для общего пользования.

Характеристики:

• Отличное качество и надежность

• 3 режима работы : stereo. mono and bridge

• светодиодный пиковый индикатор уровня

• 30Hz НЧ фильтр /

Переключатель входной чувствительности

• Симметричный XLR выходы и плюс выходы на динамика (Speakon)

• Симметричный XLR вход

• Высоко эффективный и надежный импульсный блок питания с коррекцией коэффициента мощности технологии (PFC)

• Плавный пуск, клип ограничитель, ограничитель мощности, тепловой выключатель, DC, AC, короткое замыкание

• Модернизированный вентилятор охлаждения с магнитным технологии подвески и низким уровнем шума

(NAG suspension technology and low noise )

Модель Мощность (2 ома) Мощность (4 ома) Мощность (8 ом) Вес (кг) Размеры (мм) Цена
А 2 —- 2х250W 2 x 120W 3.2 1U — 44x482x212 26 500
А 3 —- 2 x 400W 2 x 250W 3.2 1U — 44x482x212 28 900
А 4 —- 2 x 600W 2 x 370W 3.2 1U — 44x482x212 31 500

↑ Ломаем стререотипы

↑ Где лампы? Где утюг класса А, мощный тор питания в конце концов? Что за неуважение к аудиофильскому подходу?

Да все просто. Мы живем в среде стереотипов, навязанных нам некими гуру или авторитетами. Раз он так сказал — не может быть иначе. Поэтому нельзя к лампам прикрутить ИБП, нельзя использовать ОУ наподобие NE5532, а конденсатор в тракте обязательно должен быть мифический BlackGate. А почему никто не смеет задуматься, а что там на студии? Какие там ОУ и БП в пультах, цифровых магнитофонах? Как отполированы провода от микрофонов и инструментов? И отполированы ли они вообще? Правильно ли они включены и какой фирмы XLR-разъемы использовались? Как лежат провода? А шнуры питания? Под нужным ли углом?
А зря. Эту информацию надо иногда писать на обложках альбомов мелким шрифтом , чтоб отрезвить особо ретивых слушателей. Там, на студиях, все немного иначе…

Класс D прошелестел копытами мимо меня. Я тоже, грешным делом, находясь в плену стереотипов, считал его уделом музцентров и бумбоксов. Да, встречал в прецизионных (!) стабилизаторах материнских плат, и даже как-то собирал инверторы на 220 В — там тоже класс D по сути, но в звуке не использовал. Ровно до того момента, пока не попал мне в ремонт модуль активной АС HK-Audio HK Linear5 115FA.

Результат меня впечатлил! Я слышал утверждения, что усилитель должен быть на порядок мощнее используемой мощности, но чтоб настолько это было выражено?

↑ Как так? Это же клубно-уличная АС, не может так звучать этот усилитель! Тем более класс D!

Позднее я не раз в этом убеждался, когда слушал 2-3 киловаттные усилители на своих рабочих 50 ваттных АС, но первое впечатление было сильным. А главное — это фантастический КПД. Полевики на выходе стоят на небольших пластинках слева на фото, БП на ТОР262 справа, ВЧ секция в виде субмодуля вообще без радиаторов, охлаждение — 50 мм вентилятор один на всех и почти никаких отверстий. И оно не греется! Нет, греется, градусов до сорока после часа работы!

↑ Как оно вообще работает, болезное? Куда 300 Вт из БП уходит? Что вообще происходит?

Первое впечатление было очень тяжелым. Я привык верить глазам, рукам, а не буквам на картинке, поэтому я несколько дней слушал в разных режимах этот модуль, щупал, включал, выключал, измерял температуры. В конечном счете, академический интерес победил и я решил поближе познакомиться с этой технологией.
Оказалось, что уже несколько лет класс D прочно входит в нашу жизнь, и при этом обладает неплохими характеристиками. Например, сама по себе технология UcD (Universal class D), упрощенно, обычный усилитель, введенный в режим самовозбуждения, а аналоговый сигнал модулирует ширину импульсов этого возбуждения, и на выходе мы имеем ШИМ-модулированнй аудио сигнал с частотой этого самовозбуждения. Дальше дросселем и конденсатором преобразуем его обратно в аналог.

Теперь понятно, как в ноутбуках получают напряжения с тремя знаками после запятой.

Конечно, существует набор специализированных микросхем и полевых транзисторов, а также множество готовых решений. Например серия IRAUDAMP от бывшего IR, а теперь Infineon.

↑ Старт лабораторки

Почему бы не провести лабораторную работу с целью изучения принципа работы, подводных граблей, неожиданных открытий и прочего. Тот ассортимент оборудования, что я успел пощупать, довольно широк, но, как правило, это или продукт NXP с их TDA895х, или IRS209хх от Infineon в разных вариациях. Поэтому за основу были взяты IRAUDAMP6
и
IRADAMP7
на чудных
IRS20957
и
IRS2092
соответственно.

По воле случая, мне достался неисправный усилитель Behringer iNUKE NU6000

, поэтому партия IRS20957 и IRFB4227 были закуплены для его оживления. Это и определило выбор схемотехники. При этом задачи создать «киловатт с канала на два ома» не стояло — мне просто негде «это» использовать, а реальные железки на «киловатты» я и держал в руках, и штопал после пьяных диджеев и хромых электриков, и, естественно, слушал и оценивал. Так вот мощность я не закладывал, не измерял потом и не анонсировал. Где-то «ватт по сто» — будет более точное описание техзадания. По этой же причине не закладывались и лимитеры, дома они не нужны.

Ну что, вперед!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: