Лучшие усилители СССР
Особенность звуковых волн заключается в том, что они могут резонировать в разном диапазоне. Усилители воспринимают звуковые вибрации и воспроизводят их таким образом, чтобы человек мог его услышать (наше ухо воспринимает диапазон примерно в 20-20000 Гц). Без усилителя мы не сможем воспринимать звук вообще. Соответственно, речь идет не только о громкости музыки, но и о восприятии звука в общем.

 

Фото Название Рейтинг Цена
#1

Усилитель «Бриг 001» ⭐ 100 / 100

5 — голосов

Узнать цену
#2

Усилитель «Эстония УП-010 + УМ-010» ⭐ 99 / 100

1 — голос

Узнать цену
#3

Усилитель «Прибой 50УМ-204С» ⭐ 98 / 100

1 — голос

Узнать цену
#4

Усилитель «Одиссей У-010» ⭐ 97 / 100

5 — голосов

Узнать цену
#5

Усилитель «Радиотехника У-101» ⭐ 96 / 100

3 — голоса

Узнать цену
#6

Усилитель «Корвет 100У — 068С» ⭐ 95 / 100

5 — голосов

Узнать цену
#7

Усилитель «Амфитон У-002-стерео» ⭐ 94 / 100

4 — голоса

Узнать цену
#8

Усилитель «Радиотехника У-7111» ⭐ 93 / 100

1 — голос

Узнать цену
#9

Усилитель «Кумир У-001» ⭐ 92 / 100 Узнать цену
#10

Усилитель «Электроника 50У-017С» ⭐ 91 / 100

4 — голоса

Узнать цену

Какой бы вы выбрали усилитель СССР или посоветовали?

Принять участие в опросе

Немного о производителе

Выпускались усилители «Одиссей» в советские времена на Украине. Располагался , занимавшийся их производством, в Киеве. Основано это предприятие было в середине прошлого века — в 1953 году по указу Совета Министров СССР. Изначально основной его спецификой являлся выпуск измерительных приборов для интенсивно развивавшейся в стране в те времена атомной промышленности.

 

усилитель одиссей

Позднее на заводе было освоено производство и других приборов, использовавшихся в том числе и в бытовых условиях. Это были, к примеру, вольтметры, волновые приемники и, конечно же, усилители «Одиссей». В 1974 г. на базе завода было образовано Киевское производственное объединение им. Королева. Помимо собственно самого предприятия «Радиоприбор», в него вошли:

  • НИИ измерительной аппаратуры (г. Остер);
  • (г. Бережаны);
  • завод нестандартного оборудования (г. Городенка);
  • завод микроэлектроники «Старт»;
  • КБ товаров народного потребления;
  • киевский НИИ радиоматериалов.

В 80-х годах прошлого века число выпускаемых предприятием изделий достигало 300 тыс. шт. в год. В 1994 г. на базе объединения было создано акционерное общество «Меридиан» им. Королева. Сегодня эта компания представляет собой современное многопрофильное предприятие, специализирующееся на производстве измерительной высокоточной техники, усилителей, синтезаторов частот и т. д.

Доработка усилителя «Одиссей-У-010»

Как-то на форуме прозвучал вопрос: Что лучше: «БРИГ-У-001» или «Одиссей-У-010»? Я влез в дискуссию со своим мнением, что Бриг легко и быстро доводится до ума, а с Одиссеем надо повозиться, да ещё с неопределённым результатом. От дальнейшей дискуссии оппоненты отказались, посчитав моё мнение недостойным обсуждения.»

Про Бриг я написал статейку, которую до сих пор всё читают. И вот с оказией пришёл ко мне и «Одиссей». Появилась возможность сравнить. Два месяца я упорно препарировал это чудо советской техники украинского производства, определяя причины его невнятного звучания. Результаты оказались неутешительными:

 

  1. Структурная схема выбрана неудачно. Как следствие шум предварительного усилителя постоянно сидит в колонках, независимо от положения регулятора громкости.
  2. Топология общего провода исполнена очень витиевато, и подавить ззз-удение в колонках до конца не удаётся.
  3. Технические, монтажные и схемные решения УП и УМ напичканы «изюминками» разработчиков, целесообразность которых не подтверждена измерениями и практикой.

В итоге доработка усилителя оказалась очень «кровавой», посему этот материал не для слабонервных, привыкших только менять электролиты да утолщать провода.

Все изменения схемы отражены в этом файле [.djvu] на гугл.диске. Удаления в схеме показаны синим цветом, а вновь введенные и изменённые элементы показаны красным цветом.

Попытаюсь объяснить причины проведения предлагаемых изменений.

Блок питания А4 (БП)

Конденсаторы С3 и С4, приляпанные навесным монтажом, призваны подавлять ВЧ помеху из сети. Но одновременно они вмешиваются в переходные процессы диодного моста VD2-VD5, увеличивая уровень ззз-удения в АС при отсутствии сигнала. Поскольку по сети уже стоят С1 и С2, выполняющие те же функции, то указанные С3 и С4 вполне можно удалить. Резисторы R2-R5 – печки, призванные быстро разряжать С5 и С6 при выключении питания. Чистая техника безопасности. После проведения всех работ внутри корпуса, перед установкой кожуха можно их выпаять, чтобы не терять впустую 5 Вт мощности трансформатора. Правда светодиод VD1 индикации сети очень долго гаснет. Если раздражает, то можно его переподключить к выходу стабилизатора. Затем замеряем выходные напряжения мощного стабилизатора и (при необходимости) резисторами R23, R26 выставляем исходные ±37В. После всех доработок я поднял выходное напряжение стабилизатора до ±40В и получил прибавку в импульсной мощности, а также более прохладные радиаторы стабилизатора. Но это по вкусу.

Усилитель предварительный А3 (УП)

Входные цепи. Прямоугольный сигнал, поданный на вход УП, уже на входе в DA1 и DA2 обогатился выбросами фронтов амплитудой больше самого сигнала при небольших углах поворота регулятора громкости (РГ). При увеличении угла поворота РГ амплитуда выбросов уменьшалась. Долго я не мог понять причину этого явления. Наконец дошло: коммутация С1 и С2 осуществляется секцией SA1.1, расположенной на плате УП, и полный сигнал от источника должен бегать по дорожкам печатной платы туда и обратно. А рядом с ними проходят дорожки сигнала с движка РГ с гораздо меньшей амплитудой сигнала и высоким выходным сопротивлением. В итоге имеем условия для емкостной наводки с проводника с полным сигналом на параллельно идущий проводник с движка РГ. Чтобы избавиться от такого соседства, пришлось отказаться от коммутации конденсаторов С1 и С2 и перенести их на плату РГ, а проводники к SA1.1 на плате УП заземлить. Выбросы почти исчезли. А после удаления R4 и R7 они исчезли совсем.

Тонкомпенсация. На современном уровне аудиотехники коррекция по ВЧ не требуется, поэтому R1, R2, C3 иC4 сразу в помойку. А коррекция по НЧ потребовала осмысления. ГОСТ рекомендует делать отводы для тонкомпенсации на уровнях 5-7% (нижний) и 25-40% (верхний) от общего сопротивления РГ. Если используется только один отвод, то рекомендуется использовать верхний. В данном же случае используется один нижний отвод, хотя имелись все возможности для подключения к верхнему. Причём конденсаторы С7 и С8 соответствуют верхнему отводу, а резисторы R5 и R6 – нижнему. Разумного объяснения этой мешанине (кроме незнания предмета) я не нашёл. Чтобы как-то исправить ситуацию, пришлось увеличить ёмкость С7 и С8 до 0,33 мкФ.

 

Каскад «Баланс АЧХ». В общем-то бесполезный каскад. Хотелось бы его удалить, но регулятор на передней панели не пускает. Пришлось чуть причесать его и сохранить как безобидный. Я подозреваю, что этот каскад был самым крупным «изюмом» всей разработки, и возможно на него даже было получено «Авторское свидетельство». Анализ схемотехники каскада показал, что конденсаторы С21, С22, С27 и С28 ничего не разделяют и могут быть закорочены, а конденсаторы С29 и С30 провоцируют выбросы на фронтах прямоугольного сигнала и могут быть удалены.

Каскад «Темброблок». Это «чудо» схемотехники напрягает своей нетрадиционностью. Пока разобрался в RC-цепочках, определяющих АЧХ блока в крайних положениях регуляторов, все мозги сломал. Но нашёл, что конденсаторы С39, С45 (С40, С46) слишком рано начинают коррекцию по ВЧ и желательно их уменьшить до 0,047 мкФ, а для полной балансировки моста надо R49 и R50 изменить на 390 Ом. Дальнейший анализ схемотехники этого каскада показал, что неоправданно велик ток выходных повторителей (2х15 мА) на VT1-VT4, что ведёт к перегреву резисторов R64 и R65 параметрических стабилизаторов на VD5 и VD6. Пришлось увеличить R52 и R53 до 120 Ом, а R64 и R65 до 820 Ом. Далее, конденсаторы С49 и С50 ничего не разделяют, а режим каскада хорошо держат С37 и С38. Следовательно С49 и С50 вполне можно закоротить. Ну и увеличение С43 и С44 до 12 пФ в цепи компенсации микросхем DA3 и DA4 позволило чуть уменьшить их шумы и повысить устойчивость.

Ну вот, после нескольких косметических операций, предварительный усилитель, так часто поносимый на аудиофорумах, стал легко усиливать и обрабатывать поступающий в него сигнал, не обогащая его продуктами своей жизнедеятельности. И это несмотря на тяжеловесную структуру и множество неоптимальных технических решений. Чего стоит сама согнутая пополам конструкция на 50 с лишним проволочках и вручную собираемые регуляторы все разных номиналов? Это же издевательство над серийным производством и полное пренебрежение ремонтопригодностью. Но к нашему делу это не относится. Просто ворчанье профессионала. Что ж, едем дальше, к новым «чудесам» схемотехники.

Усилитель мощности А5 (УМ)

Обычно УМ проектируют как операционный усилитель (ОУ) в неинвертирующем включении, а инвертирующее включение используют при реализации мостовой схемы на двух УМ. Что заставило разработчиков пойти на нетрадиционное инвертирующее включение УМ? В чём его преимущества в данных условиях? Чёткого ответа сразу я не нашёл. Но когда обнаружил, что сигнал на плату А1 перегрузки снимается с базы входного транзистора УМ (VT1 или VT2), где его величина составляет всего несколько микровольт, затем отчаянно усиливается в тысячи раз каскадами на VT6-VT8 и VT7-VT9 без обратной связи, закралось подозрение в авральном спасении какой-то сложной ситуации. Ведь более неразумное решение трудно себе представить, так как достаточно было сдвинуться на один резистор (R9 или R10) и получить нормальный уровень сигнала для платы перегрузки. Подозрение стало крепнуть при дальнейшем анализе принятых схемотехнических решений в УМ. Стало понятно, что в погоне за предельно малыми цифрами искажений был введён дополнительный усилительный каскад на VT8 (VT11), который поворачивал фазу сигнала на 180º, что превращало традиционную схему усилителя в генератор. Ради сохранения этого каскада и пришлось изменить схему включения усилителя на инвертирующую. А для обеспечения устойчивости получившегося УМ, он был облеплен компенсирующими конденсаторами (8 штук на канал). По-моему – это перебор, а принятое решение ошибочно. В итоге было принято решение вернуть УМ к традиционному неинвертирующему включению и почистить каскады от паразитных элементов.

Переход к неинвертирующему включению:

  1. Входные цепи. Удаляем С11, С12. Изымаем R11, R12 и подпаиваем их параллельно С5 и С6 со стороны печати. Закорачиваем R9, R10.
  2. Цепи обратной связи. Удаляем С13, С14, R31, R32, C19, C20. Бросаем перемычки от резисторов R48 и R49 к базам транзисторов VT9 и VT10 соответственно. Заменяем С3 и С4 на неполярные 22 мкФ.
  3. Дополнительный каскад. Удаляем VT8 и VT11, замыкаем оставшиеся контакты К-Э. Отрезаем связь коллектора VT9 с С52 и коллектора VT10 с С53 соответственно. Бросаем перемычку с базы удалённого VT8 на базу VT15 и соответственно с базы удалённого VT11 на базу VT20.

Всё. Перестроились. Монтаж легко ложится на печатную плату. Сразу же надо уменьшить усиление в каскадах VT6-VT8 и VT7-VT9 на плате А1 перегрузки путём удаления электролитов С8 и С9 и изменения R32 до 82 кОм, а R34 до 100 кОм. Иначе при включении почти сразу загорится перегрузка и аварийно отключится выходное реле.

Ну вот, мы вышли на уровень среднестатистического серийного усилителя 80-х годов. Я бы порекомендовал здесь приостановиться и с недельку послушать его на любимой акустике в спокойной обстановке. Кому-то этого уровня будет достаточно, ведь с помощью ручек «улучшайзеров» на передней панели можно получить вполне комфортное звучание. Но если хочется получить комфортное звучание при линейной АЧХ (как это принято в Hi-End), то надо идти дальше. Каким путём идти – каждый решает сам. Мне нравится мой путь. Если у вас есть свой путь, то идите, идите и идите по нему. Когда дойдёте до намеченной точки, то клавиатуру в руки, и поведайте нам об узловых этапах пройденного пути.

 

А пока я поведаю об этапах своего пути доработки этого усилителя. Итак, начнём.

Входной каскад. Как и в УНЧ-50-8 усилителя «Радиотехника У-101», для кардинального повышения качества звука необходимо изменить режим работы транзистора VT1 (VT2), для чего в его коллектор врезаем резистор R121 (R122) величиной 18 кОм. Одновременно введение этого резистора значительно повышает устойчивость усилителя и позволяет удалить почти все компенсирующие конденсаторы, которыми облеплен УМ в исходном виде. В УНЧ-50-8 мне удалось удалить все компенсирующие конденсаторы в цепях ООС, что поставило в тупик многих экспертов, и моя статья тогда была обозвана как «малограмотная». Но критерий истины – практика, а она подтвердила корректность предложенного мной решения многократно.

Раскачивающий каскад. Состоит из каскодного усилителя на VT15, VT16 (VT19, VT20) и источника тока на VT17 (VT18). Всё бы ничего. Имеет право на существование. Но на максимальных амплитудах опять вылезли выбросы на фронтах прямоугольного сигнала. Оказалось, что реально на плате вместо VD32+VD33+VD34 (VD39+VD40+VD41) стоят резисторы, зашунтированные электролитами, а вместо R115 (R116) стоят диоды VD7 (VD16). Копнул дальше. В источнике тока вместо VD35+VD36 (VD37+VD38) стоит токовое зеркало на VT13 (VT14), опять же зашунтированное электролитом. Такое скопление электролитов вкупе с несоответствием печати схеме стало сильно меня раздражать, и я разнёс всю эту конструкцию «вдребезги и пополам». Восстановил резисторы R115 (R116), но уже в номинале 33 Ом. Собрался заменить VT15 (VT20) на КТ502Е, но заводские товарищи меня опередили. Выкинул VT16 (VT19), а контакты К-Е в печати закоротил перемычкой. Удалил всю цепь опорного напряжения R34+VD32+VD33+VD34 (R37+VD39+VD40+VD41), вернее всё, что там стояло вместо нарисованного на схеме. Удалил всю цепь опорного напряжения источника тока R35+VD35+VD36 (R36+VD37+VD38), вернее того, что там понаставили, и запитал базу VT17 от базы VT5 через резистор R123 номиналом 200 Ом, а базу VT18 соответственно от базы VT6 через резистор R124. Ну вот, выбросы почти пропали. Окончательно они пропали после удаления всех компенсирующих конденсаторов в выходном каскаде.

Выходной каскад. Обычно это двух или трёхступенчатый каскад с общим коллектором (ОК), собранный по двухтактной схеме. Здесь же мы имеем четыре ступени с переворотом фазы посередине, да ещё и с усилением по напряжению. Круто замешано, но не без пользы, как оказалось. Каскад обладает большой термостабильностью и не требует теплового контакта цепи начального смещения VD8-VD11 (VD12-VD15) с радиатором для выходных транзисторов, тогда как для других схемных решений выходного каскада такой контакт жизненно необходим. Это хорошо конечно, но зачем нужно было усиливать сигнал в 13 раз транзистором VT29 (VT30), затем резистором R71 (R72) ослаблять его, когда достаточно было усилить сигнал в 3 раза и целиком передать дальше? Далее, почему ток через первую ступень VT25-VT26 (VT27-VT28) заложили 3 мА, а через вторую ступень VT29-VT30 (VT31-VT32) – всего 1 мА? По-моему должно быть наоборот, т.е. ток по ступеням должен возрастать. Я так и сделал. Увеличил R53 (R54) до 2,7 кОм, уменьшил R63, R66 (R67, R70) до 330 Ом, закоротил R71, R72 (R73, R74). Соответственно удалил все конденсаторы вокруг этих резисторов С29-С32, С33, С34, С50, С51. Также удалил С21, С22, С24, С27. А вот закоротить R43, R51 (R52, R46) не удалось из-за возрастания искажений. Причину пока найти не смог, отступился. Для запаса по устойчивости увеличил С23 (С28) до 120 пФ.

Настройка. При первом включении обнаружилась нехватка тока холостого хода (ток ХХ) по падению напряжения на R79, R80 (R81, R82). Пришлось ввести дополнительно цепям начального смещения VD8-VD11 (VD12-VD15) ещё германиевые диоды Д18. Лет 50 наверно пролежали в хламе, дождались своего часа. Ток ХХ стал нормально регулироваться резистором R39 (R42). Выставил 60 мВ, что соответствует току около 60 мА. Также понадобилось поднять коэффициент усиления УМ, для чего резисторы R11, R12, R48, R49 были увеличены до 39 кОм.

Ну вот почти всё. При настройке обнаружилось, что сильно греется выходное реле К1 или К2, в зависимости от положения переключателя SA2. Оказалось, что напряжение на обмотку реле подаётся с плавным возрастанием, поэтому обмотка находится постоянно под пусковым током, что и вызывает повышенный нагрев. Нужно было организовать скачок тока, для чего вместо резистора R107 был установлен стабилитрон Д814А, а в проводник, подводящий напряжение +37 В к переключателю SA2 был врезан резистор R6 сопротивлением 470 Ом и мощностью 1-2 Вт. В результате и реле резко срабатывает, и ток через него течёт небольшой, и корпус его не нагревается.

И напоследок про связь общего провода с корпусом. Исходно используются две точки корпусения: на входных разъёмах и в точке связи передней панели с шасси, куда подводится проводник с общего провода на входе в УМ. В итоге ззз-удит левый канал. Попытка убрать одну из точек корпусения приводит к ззз-удению в правом канале. Прыгал, прыгал вокруг, устраивал пляски с бубнами, ничего не помогает. Так и пришлось врезать в упомянутый проводник с общего провода резистор сопротивлением 1 Ом и таким образом снизить добротность петли по земле. После этого ззз-удящая помеха сгладилась в обоих каналах и стала практически незаметной. На этом и успокоился.

Вот теперь кажется всё. Может чего и упустил, так пусть дотошные товарищи дополнят. Не буду утомлять описанием измерений выходной мощности, искажений, АЧХ и т.д. Всё как обычно. Никаких чудес. Можно собирать, и начинать испытания на прочность акустики, стен, пола и нервов соседей. А поскольку звук усилителя значительно очистился и смягчился, стал комфортным при линейной АЧХ, то перечисленные испытания могут затянуться на довольно длительное время.

 

Подведём итоги. Качество звучания усилителя значительно поднялось. Звук не утомляет. Хочется слушать и слушать. При этом я не менял транзисторы на импортные супер аналоги, не трогал провода в жгутах, не менял все подряд электролиты на современные скоростные, не менял разъёмы. Просто почистил каскады от мусора, исправил монтаж на печатной плате, оптимизировал неудачные схемные решения. По пути удалил из усилителя 12 электролитов (не заменил, а выкинул за ненадобностью), убрал 6 транзисторов, выкинул 20 керамических и 4 плёночных конденсатора, удалил 10 резисторов, изменил номиналы 10 конденсаторов и 12 резисторов, вставил 4 новых резистора и 2 новых диода. Кроваво конечно получилось, но что делать – слишком много неразумных решений оказалось под крышкой этого 10-килограммового монстра.

Сей трактат составлен 26.04.2013

Автор: Николай Васильевич (Nivaga)

Самая первая модель «Одиссей»

Усилители на рынок киевский начал поставлять еще с 60-х годов. Самой первой же моделью, заслужившей просто огромную популярность у потребителей, стала установка «Одиссей»-001. Ее завод начал собирать в 1975 году. Предназначена стереоустановка «Одиссей»-001 была для усиления сигналов от пьезо, микрофонов, магнитофонов, звукоснимателей и т. д.

Передняя панель этого инновационного по тем временам устройства выполнялась из серебристого металла. Корпус модели изготавливался из дерева с фанеровкой под ценные породы. Регулировка тембра производилась раздельно по каждому каналу, обозначенному буквой «А» или «Б». Сегодня приборы «Одиссей» считаются раритетом и очень ценятся любителями музыки. Многие восстанавливают эти устройства, меняя, к примеру, металлобумажные емкости на конденсаторы К73-17, К73-9, и используют в дальнейшем по прямому назначению.

усилитель одиссей 010

Технические характеристики модели «Одиссей»-001

При разработке этого устройства специалисты основное внимание уделили качеству звука. Диапазон воспроизводимых частот в этой модели равен 20-20000 Гц. Также усилитель «Одиссей»-001 отличается следующими техническими характеристиками:

  • максимальная входная мощность — 2х30 Вт/4 Ом;
  • диапазоны регулировки тембров по высоким частотам — 14 дБ;
  • по низким — 13 дБ;
  • потребляемая мощность — 135 Вт;
  • вес модели — 6.5 кг;
  • габариты усилителя — 122х394х257 мм.

Конструктивно эта модель представляет собой компактный блок. Панель управления устройством располагается впереди. На боковой стенке имеются дополнительные кнопки и рычажки. Для каждого органа управления предусмотрена поясняющая надпись.

Внутри корпуса усилителя «Одиссей»-001 имеются шасси с закрепленными на них печатными платами: блоком питания, переключателем стерео/моно, цепью термокомпенсации. Как и любую другую модель производства , «Одиссей»-001 можно использовать не только собственно для усиления звука, но и для его фильтрации, то есть улучшения.

 

Основные технические характеристики усилителя

«Усилитель Корвет 100У-068С», характеристики которого мы сейчас будем разбирать, относится к устройствам высокой степени сложности. А это значит, что характеристики у него продвинутые. И это действительно так. Диапазон воспроизводимых частот начинается на отметке 10 герц, а заканчивается на 70 000. Это первый признак устройства класса Hi-End. Теперь о мощности. Номинальная постоянная мощность устройства при сопротивлении колонок в 6 Ом составляет 125 Ватт. Это очень много. Хватит для небольшого концертного зала. Номинальная кратковременная (пиковая) мощность притом же сопротивлении составляет 150 Ватт. Отличные результаты. Особенно, если учесть, что это «честные Ватты», а не современные китайские. Потребляемая мощность равна 275 Вт. И это при максимальной нагрузке усилителя. В режиме простоя он потребляет всего 30 Ватт. Весит это чудо почти 10 килограмм. Габариты его тоже не отличаются скромностью. Но это нормально для устройств, обеспечивающих качественный звук. А теперь рассмотрим другие особенности усилителя «Корвет 100У-068С».

усилитель звука корвет 100у 068с

Отзывы потребителей

Конечно же, состояние старых моделей «Одиссей»-001, доставшихся современным любителям музыки в наследство, обычно оставляет желать лучшего. Однако многие умельцы, как уже упоминалось, вполне успешно восстанавливают эти устройства. В результате судя по отзывам, получаются усилители с гораздо более лучшим качеством звука, чем многие импортные модели, в том числе и европейские.

Транслирует музыку «Одиссей»-001 достаточно хорошо. Однако слишком большое количество инструментов навешивать на него многие пользователи Сети не рекомендуют. На общей картине звучания это часто сказывается отрицательно. Делать это, в принципе, можно. Но в данном случае усилители 001 обычно требуют очень серьезных и дорогостоящих доработок.

усилитель одиссей 001

Описание модели «Одиссей»-002

Это устройство начал поставлять на рынок в 1980 году. Относится этот стереоприбор к моделям высшего класса. Предназначен усилитель «Одиссей»-002 стерео для передачи низкочастотных сигналов от любой радиоэлектронной аппаратуры. Помимо всего прочего, в этой модели предусмотрена возможность подключение магнитофона на запись от всех разновидностей подобных источников.

Собран этот усилитель на металлическом каркасе. Как и у модели «Одиссей»-001, передняя панель у него выполнена из алюминия. Верхняя крышка прибора покрыта шпоном. Работать устройство может как в режиме «моно», так и «стерео» или «реверс».

Технические характеристики усилителя «Одиссей»-002

Качество у этой модели несмотря на то, что разрабатывалась она еще в советские времена, на самом деле очень неплохое. Техническими характеристиками усилитель 002 отличается такими:

  • входная мощность номинальная — 2х20 Вт;
  • диапазон частот — 20-20000 Гц;
  • уровень фона — 70 дБ;
  • потребляемая мощность — 135 Вт.

Весит этот усилитель немного больше, чем «Одиссей»-001 — 8.5 кг. Габариты его равны 300х448х128 мм.

Положительные отзывы владельцев

Итак, что могут сказать те, кто умудрился приобрести живой «Корвет 100У-068С»? Подавляющее большинство владельцев довольны своим приобретением. Даже несмотря на то, что схема усилителя «Корвет 100У-068С» сработана довольно топорно. При щадящем домашнем использовании этот усилитель выдает очень качественный звук и несказанно радует владельцев. Некоторые меломаны отмечают, что лучшие результаты получаются при использовании его с колонками «Амфитон 50АС», внешней звуковой картой компьютера (или качественным проигрывателем компакт-дисков) и музыки в каком-нибудь lossless формате (FLAC, APE, WV, ALAC и так далее). Что же, вполне возможно. Счастливые владельцы данного устройства утверждают, что ничего дорабатывать в усилителе не нужно, так как это «убьет душевный аналоговый звук». Поверим этим энтузиастам на слово.

 

По теме: Какие достоверные факты Facebook может знать о вас?

Панель управления «Одиссей»-002: кнопки

Пользоваться этим усилителям на самом деле очень удобно. Как считают многие потребители старые модели «Одиссей» для профессионалов подходят, конечно же, не особенно хорошо. Однако для любителей просто послушать громкую музыку они могут стать вариантом идеальным. Тем более что никаких особых знаний для их использования иметь не нужно. Все кнопки на усилителях «Одиссей» подписаны. В модели 002 они, к примеру, располагаются следующим образом:

  • «Сеть» — включение/выключение напряжения;
  • индикатор подачи напряжения;
  • кнопка включения головных телефонов (наушников);
  • «Звук» — включение/отключение.

усилитель одиссей 002

Далее в ряду идут семь кнопок: шумоподавления, включения частотной линейной характеристики, ступенчатой регулировки НЧ, ВЧ и звука, включения моно, реверса. Справа на панели идет еще 7 кнопок: 5 клавиш переключателей «вход» (программа усиления), 1 — контроля магнитной записи и 1 — тонкомпенсации.

Выше на панели управления усилителя «Одиссей»-002 расположены ручки-регуляторы:

  • НЧ;
  • СЧ;
  • ВЧ;
  • шумоподавления;
  • баланса;
  • громкости.

Слева в этом же ряду находятся два индикатора выходов. На задней панели устройства внизу имеется кнопка переключения напряжения (220/127 В). Рядом находится разъем заземления. Выше расположены выхода правого и левого каналов. Между ними находится переключатель напряжения (возможно подсоединение предварительного усилителя). С другой стороны на задней панели расположены входа для магнитофона, звукоснимателя, телевизора/радио, микрофона.

Внешний вид и дизайн

Дизайн этого усилителя заметно отличается от других советских устройств такого класса. Те сверкали алюминием и яркими цветами подсветки. А здесь всего этого нет. Передняя панель и вовсе выполнена из пластика. Причем она окрашена в какой-то непонятный цвет. Самое плохое заключается в том, что краска некачественная. Через год активного использования она просто вытиралась в определенных местах и усилитель выглядел, как потасканный бюджетник. На панели управления размещаются кнопки для переключения источника звука, включения тонкомпенсации и прочих необходимых опций. Также много «крутелок» для регулирования тона, тембра, высоких и низких частот, громкости и баланса. Есть также тумблеры для переключения различных режимов работы. На задней панели располагаются необходимые разъемы и восемь клемм для присоединения акустических систем. Также имеется разъем для подключения кабеля питания. В общем, внешность у усилителя звука «Корвет 100У-68С» интересная и немного неудачная. Теперь перейдем к основным техническим характеристикам устройства.

По теме: 11 женских качеств, которые мужчины считают крайне привлекательными

схема усилителя корвет 100у 068с

Отзывы потребителей об усилителе

Мнение у любителей музыки об этом приборе, как и об «Одиссей»-001, сложилось неплохое. Даже дизайн этой модели многие считают вполне достойным. Также к плюсам усилителя «Одиссей»-002 относят:

 

  • наличие прочных ручек из металла;
  • простоту в ремонте (ломаться в этих моделях практически нечему);
  • наличие качественной регулируемой СШП.

Звук это устройство дает не слишком сильный. Но по этому параметру, судя по отзывам, такие модели, как «Вега» и «Кумир», он превосходит. Многие домашние мастера, решившие восстановить и улучшить усилитель «Одиссей»-002, удивляются тому, что в его «начинке» даже присутствуют микросхемы и КТ805 на выходе. К недостаткам этой модели любители музыки относят слишком слабые, не особенно качественно изготовленные платы.

Отзывы потребителей об установке

Мнение у любителей музыки об этой модели сложилось просто отличное. Усилитель «Одиссей» 010 передает звук абсолютно без искажений. Даже при большой нагрузке модель абсолютно не греется. К плюсам этого устройства потребители относят также прочность корпуса и удобство в управлении. Современным усилителям по качеству передаваемого звука эта модель совершенно ничем не уступает. Дизайн устройства многие любители музыки также считают вполне достойным.

К некоторым недостаткам этого прибора потребители относят лишь довольно-таки большие размеры и значительный вес. Также минусом усилителя «Одиссей» 010 считается сложность схемы.

Качество звука

Самое интересное — качество звука данного устройства. Этот усилитель по паспорту должен обеспечивать отменный по качеству звук. Но так ли все на самом деле? Начнем с того, что звук у этого устройства немного хуже, чем у того же «Брига». Хоть схема использована почти такая же. Все дело в доработках и модернизациях и без того хорошей схемы. Какие же проблемы у усилителя «Корвет 100У-068С»? Электрическая схема спаяна топорно. Отсюда главная проблема. Также использована простая проволочная обмотка, что тоже ухудшает звук. Трансформатор питания выполнен недостаточно качественно, что приводит к появлению фонового шума. Именно поэтому данный усилитель звучит заметно хуже «Брига». Но после соответствующей доработки он должен зазвучать так, как положено. Но далеко не у всех есть опыт для проведения таких манипуляций. Да и что это за Hi-End устройство, которое после покупки нужно ковырять с паяльником в руках? Но и без доработки звук очень качественный (если не сравнивать его с «Бригом»). Поэтому особенно зацикливаться на этом моменте не стоит.

По теме: Питание НВ — что это? Советы по выбору отеля

усилитель корвет 100у 068с инструкция

Модель 100 У-021

Эта практически современная установка выпускалась с 1993 года. Предназначено устройство 100 У-021 для двухканального усиления. На каждом канале в этой модели предусмотрено по 8 транзисторов. Также в конструкцию усилителя включен просто огромный и очень тяжелый трансформатор, жестко качающий колонки. Состоит эта модель из четырех функциональных блоков:

  • предварительного усилителя;
  • усилителя мощности;
  • блока питания;
  • коммутационного устройства.

В усилителе «Одиссей» 100 У-021, помимо всего прочего, предусмотрены такие функции, как регулирование тембра, громкости, баланса, тонкомпенсации, микширования и пр.

Технические характеристики модели

Примечателен усилитель «Одиссей» 100У 021 еще и тем, что в нем предусмотрена защита от короткого замыкания выходов. Техническими характеристиками модель отличается такими:

 

  • диапазон частот — 10-40000 Гц;
  • выходная мощность — 2х100 Вт;
  • искажения гармоники — не более 0,007 %;
  • потребляемая мощность — 450 Вт;
  • масса — 14 кг;
  • габариты — 375х430х110 мм.

Усилитель на IRS2092 или попытка сравнить несравнимое

Прекрасно отдаю себе отчет, что данный обзор носит несколько провокационный характер, но, тем не менее, осознанно попытаюсь столкнуть в противостоянии два усилителя, две концепции, наконец две разных эпохи в аудиотехнике. Итак, встречайте наших оппонентов: На стороне светлых эльфов будет выступать достаточно современный усилитель D-класса, основанный на драйверах IRS2092 от Infineon Tecnologies. Конструктивно он выполнен в виде двух небольших плат, каждая из которых работает на свой канал.

Декларируется низкий уровень шумов и искажений, всевозможные встроенные защиты и, наконец, выходная мощность от 300 Вт на канал на 4 Ом при питании ± 50 В.

Вообще, сама микросхема IRS2092 очень хороша тем, что при минимальной внешней обвязке позволяет собрать усилитель с весьма впечатляющими характеристиками. Так, в типовом включении практически всё, что нужно этой малышке из активных элементов — это пара MOSFET-ов на выходе, которые могут работать при приложенном напряжении до ± 100 В выдавая при этом до 500Вт. Вполне себе настоящих и полновесных.

В роли мощных MOSFET-ов в нашем случае выступает сборка IRFI4019H от той же Infineon. Как утверждается, она специально разрабатывалась и оптимизирована для применения в качестве выходных элементов усилителей D-класса.

Питание я выбирал так же импульсное. И эта моя принципиальная позиция при построении данной системы.

Блок выдаёт двухполярное стабилизированное напряжение 48 В.

На темной стороне выступает… Выступает… Великий и ужасный усилитель Радиотехника У-101 Стерео с гордой надписью Hi-Fi в названии и честно указанными 20-ю ваттами на канал на его блестящей алюминиевой лицевой панели.

Вообще, должен признаться, что аппарат достался мне практически даром и использовать я его предполагал исключительно в качестве донора корпуса для вышеописанного проекта на IRS2092. Но что-то меня останавливало… Может что-то в его внешности? А усилитель достаточно красив. Алюминий, кабинет с отделкой натуральным шпоном, шикарный индикатор. И внутри всё аккуратно и чисто. Да и качество сборки мне понравилось.

 

Это довольно сложно описать, но в определённый момент появилось чувство, что просто так взять и даже не включив аппарат выкинуть его начинку будет как то несправедливо. Несправедливо по отношению к тем людям, которые его проектировали, собирали и настраивали, вкладывая свой труд и душу. Да, я знаю про его не самый удачный предусилитель, откровенно слабый блок питания, про неудачную разводку земли, про портящие звук микросхемы коммутатора входов. Но простейшую профилактику то я всё равно могу сделать! Итак. Кучка выпаянных электролитов на столе. Синусоида. Эквивалент нагрузки. Осциллограф. Кнопка включения. И… Все работает. Питание — норма. Уровни на выходе преда и настройка индикатора — норма. Ток покоя — норма. Мощность — полный порядок. Все 20 советских ват на месте и готовы к неравному бою со своим конкурентом. Со звуком в общем то тоже всё неплохо. Звучание слитное, насыщенное, с хорошим плотным басом. Конечно не без минусов — динамика слегка поджата, детальность средняя, объём скорее угадывается. Касательно мощности и громкости. В типовой квартире при использовании акустики чувствительностью 90 ДБ максимальный уровень громкости весьма высокий. На пиках сигнала при мощности, близкой к максимальным 20 ватам скорее асоциально высокий… И даже при таких экспериментах искажения отсутствуют, всё контролируемо, чисто и чётко. Теперь очередь D-класса на IRS2092. Ну, что сказать? К сожалению, чуда не случилось. Это не конкурент Радиотехнике. Это аппарат, выступающий совершенно в другой лиге. Просто сумасшедшая динамика, скорость, драйв. Каждый звук имеет чёткий источник, мгновенно проявляется и так же мгновенно исчезает. Кроме того, должен отметить, что усилитель имеет очень низкий уровень шумов. И самые тихие моменты прекрасно различимы, они передаются очень деликатно, бережно и естественно. Что в итоге? Можно просто включить Радиотехнику, поставить Далиду или Джо Дассена и тихо кайфовать под гипнотическое мерцание его индикатора. Позитив и положительные эмоции гарантированы. Но только до того момента, пока не доведётся попробовать что-то более серьёзное и современное. Действительно, умножающий знания умножает печаль. И это именно этот случай. Вот так медленно, но неотвратимо уходит замечательная эпоха наших отцов. Эпоха людей, технологий, техники.

Отзывы об усилителе «Одиссей» 100 У-021

Технические характеристики у этого устройства, таким образом, отличные. Однако модель эта считается у потребителей из России достаточно редкой. Не многие любители музыки являются ее счастливыми обладателями. У тех же потребителей, у которых она есть, отзывы о ней имеются только хорошие. До сих пор усилители «Одиссей» 021 при желании можно приобрести не только с рук. В некоторых случаях покупают их и новыми — со склада .

Поскольку модель эта действительно очень качественная и звук дает приятный и чистый, многие российские любители музыки даже заказывают ее доставку с Украины своим друзьям, проживающим в этой стране. Большинство потребителей относят это устройство не менее чем к четвертому поколению современных усилителей.

усилитель одиссей отзывы

Общие сведения об усилителе

«Корвет 100У-068С» — это полный усилитель советского производства. Был создан на базе легендарного «Брига», но с использованием некоторых доработок. В итоге получился уникальный (на то время) аппарат с высокой удельной мощностью и неплохим внешним видом. Однако он радовал глаз только в новом состоянии. Через год его внешний облик становился, мягко говоря, непрезентабельным. В настоящее время найти на барахолке не потрепанный «Корвет» невозможно. В свое время данный усилитель относился к категории наивысшей сложности. Это значит, что в теории он должен был обеспечивать нереально качественный звук. Многие любители винтажа до сих пор в это верят. Однако усилитель «Корвет 100У-068С» не идет ни в какое сравнение с тем же «Бригом». Хоть и сделан по его образу и подобию. Однако хватит лирики. Пора переходить к сухому и скучному языку цифр. Но сначала рассмотрим дизайн и внешний вид топового советского усилителя.

усилитель корвет 100у 068с схема электрическая

Инструкция по эксплуатации

Конструкцию все устройства «Одиссей» имеют продуманную. Пользоваться ими поэтому очень удобно. Далее для примера рассмотрим, что представляет собой инструкция по эксплуатации наиболее популярной модели «Одиссей» У-010. Подготовка к работе этого усилителя производится следующим образом:

  • в розетку, расположенную на задней панели, вставляется вилка шнура питания прибора-источника звука:
  • акустические системы подключаются к зажимам устройства, согласно надписям;
  • ручка переключателя «входы» устанавливается в соответствующее выбранному роду работы положение;
  • вилка шнура питания вставляется в розетку;
  • ручка регулятора громкости устанавливается в начальное положение.

Порядок работы с усилителем «Одиссей» 010 инструкция по его применению предусматривает такой:

  • модель включается путем нажатия кнопки «Сеть»;
  • акустическая система «АС-1» отключается нажатием кнопки;
  • устанавливается необходимая громкость путем регулировки соответствующего рычага;
  • выбираются необходимые значения баланса и тембра путем нажатия соответствующих кнопок.

Ступенчатое уменьшение громкости в этой модели в 3 или 10 раз обеспечивается путем нажатия кнопок «-10 дБ» и «-3дБ» соответственно. Левый канал на правый у усилителя «Одиссей» 010 Hi Fi можно переключить кнопкой реверса.

Особенности ремонта модели У-010

Неисправности в этом усилителе могут возникать из-за выхода из строя как элементов электрической схемы, так и механических. В последнем случае обычно применяется метод внешнего осмотра. При этом могут быть выявлены такие проблемы, как, к примеру, обрыв проводов, замыкания плат и т. д. При проведении осмотра стоит, помимо всего прочего, проверить и прочность паек.

 

Все элементы на платах и точки подключения проводов в усилителе «Одиссей» У-010 имеют маркировку. Заменять любые радиодетали, разумеется, следует только при выключенном устройстве.

Если путем внешнего осмотра неисправность в приборе обнаружена не будет, приступают к реализации метода измерений. При этом первой обычно проверяют проблемную цепь. При ремонте устройства нельзя допускать включения ИП с обратной полярностью.

Для устранения неполадок усилителя «Одиссей» У-010, помимо методов внешнего осмотра и измерений, могут применяться также:

  1. Метод исключений. В данном случае в устройстве последовательно отключаются отдельные каскады.
  2. Метод замены. Эта технология предполагает поочередную замену вызывающих недоверие элементов схемы.

Чтобы определить неисправность в усилителе, таким образом, сначала нужно проверить его на отсутствие механических повреждений. Далее стоит измерить напряжение на выходе БП. Также следует убедиться в поступлении тока на функциональные блоки. На следующем этапе проверяются режимы по постоянному току. Затем инспектируются все усилительные блоки — КУ, УМ, ПУ — на прохождение сигнала. Таким образом определяется вышедший из строя элемент. После его замены следует убедиться в исправности каскада или блока.

Модернизация усилителя одиссей 010

Начитавшись статей в интернете типа: замени провода и сиди слушай и наслаждайся, или вот ещё перл достойный внимания «недавно поменял в своём Одиссее силовые диоды КД203Д на Шотки 30СPQ100…. Блиннн такой разницы не ожидал НЧ просто преобразились из неуверенных плюхающих низов они стали Собранные, МОЩНЫЕ так что аж грудью их ощущаешь и перегрузка субъективно начинает мигать намного позже чем с советскими диодами. Просто класс». Инженеры просто сломали голову как низкие частоты воспроизвести правильно, а оказывается всё просто поменяй диоды набери пива и пусть в груди долбит пока не продолбит. Мне, например не понятно, откуда появятся низа, если поменять диоды, так как после диодов стоят ещё электролиты 15000 мкФ, стабилизатор, и потом только УНЧ который усиливает эти самые низкие частоты, от которого на 90% зависит количество низких частот, а также их качество.

Знакомый принёс на модернизацию свой усилитель Одиссей ко мне с распечаткой, что нужно сделать.

1.Заменить все электролиты.

 

2.Поменять выходные разъёмы для подключения АС.

3.Отключить кнопки -10дБ, -20дБ, моно, реверс, Фильтр ИНЧ.

4.Заменить разъём на наушники на джек.

5.Отключить все селектора входов и записи, оставить только один линейный вход.

одиссей 010

усилитель одиссей 010

Включил усилитель в сеть, проверил его, конечно низких частот нет, идут пульсации по питанию, усилитель живёт своей жизнью, хочет работает, хочет возбуждается. Проверять параметры смысла нет.

плата одиссея 010

Выпаял все электролиты, проверил на работоспособность. Из 30 конденсаторов 9 оказались либо высохли либо в обрыве.

Конденсаторы с одиссея 010

Заменил все как и договаривались.

Блок питания одиссей 010

Менять выходные разъёмы для подключения АС хоть не очень красивые но из меди, на модные из аудиофильского железа просто смысла не вижу, а покупать по цене усилителя как-то нецелесообразно. Короче отговорил.

 

Отключил не нужные кнопки.

Заменил разъём для подключения наушников.

Отключил все селектора входов и записи, линейный вход подключил на плату темброблока.

Включил усилитель прогрел его в течении 20минут, выставил напряжения питания УНЧ +- 37 В, следующая регулировка тока покоя УНЧ в обоих каналах выставил по 20 мА.

Отрегулировал напряжение на выходе УНЧ, в одном канале 10мВ в другом 20мВ норма 50мВ.

Проверил выходную мощность до ограничения на нагрузке 8 Ом в одном канале получил 23,8 В, в другом 23,5 В. Положено 20 В на нагрузке 8 Ом это 50 Вт.

Отрегулировал защиту, и индикаторы перегрузки УНЧ.

Пришлось заменить пару транзисторов из-за которых возбуждался один канал УНЧ.

 

Модернизация одиссея 010

На этом можно сказать и всё. Усилитель модернизирован незначительно, а скорее приведен в порядок и настроен.

Усилитель показал основные технические характеристики

Номинальная выходная мощность на 8 Ом 50 Вт на канал
Максимальная выходная мощность на 8 Ом 70 и 69 Вт
Частотный диапазон при неравномерности +- 0,7дБ 18-25000Гц
Коэффициент гармоник 0,05%
Коэффициент интермодуляционных искажений 0,07%
Отношение сигнал/шум без фильтра (реальный) 83дБ

Прослушивание показало усилитель звучит неплохо но не дотягивает до высшего класса звучания. Во первых при кажущемся большом количестве высоких и низких частот они не разборчивы и сильно долбят при добавлении их уровня. Бас гитара и бас барабан трудно различимы, я уже не говорю про контрабас который просто гудел на одной ноте. Во вторых высокие частоты сильно ц-ц-цыкали и с-с-сыкали. Многие любят такой звук и считают качественным.

Сравнения проводили так сказать в лоб переключая только усилители, на модернизированных мной 35АС с усилителем Radiotehnika У-101, Одиссей У-010 и источник CD Technics SL-PG 470A.

Измерения основных технических параметров усилителя Одиссей У 010

  • < Назад

Комментарии

0 Павел Рассказов 26.07.2017 16:11 Спасибо,но я похоже уже разобрался,хоть и немного.

Цитировать

+1 master 26.07.2017 11:57 Моё почтение. Телефон на сайте в верху странице звони.

 

Цитировать

0 Павел Рассказов 29.05.2017 15:57 Можно с вами связаться? у меня такой же усилитель1Есть вопросы по смене конденсаторов у меня?????

Цитировать

-2 Алекс 22.05.2014 18:42 из советских полных усилителей нравился бриг-001, а одисей -010 не очень!

Цитировать

Обновить список комментариев RSS лента комментариев этой записи

Добавить комментарий

Обслуживание

Одной из особенностей конструкции усилителя «Одиссей» У-010 стерео является возможность замены предохранителей без нарушения пломб. Порядок проведения этой операции инструкцией по применению предусмотрен такой:

  • усилитель выключается и отсоединяется от сети;
  • откручивается винт держателя колпачка предохранителя;
  • вдавливается до упора и поворачивается влево головка держателя.

Далее предохранитель следует просто вытащить. Установка нового элемента производится в обратной последовательности.

усилитель одиссей 010 hi fi

Порядок разборки

В случае необходимости ремонта усилитель «Одиссей» У-010 стерео Hi Fi, скорее всего, конечно же, придется разобрать. Выполнять эту процедуру положено в такой последовательности:

  • с модели снимается кожух;
  • демонтируется передняя панель;
  • снимается задняя панель;
  • демонтируется КУ, коммутатор и ПУ;
  • снимается УМ и БП.

Сборка усилителя звука «Одиссей» 010 производится в обратном порядке.

Голосование за лучший усилитель СССР

Какой бы вы выбрали усилитель СССР или посоветовали?

Усилитель «Бриг 001»

17.24 % ( 5 )

Усилитель «Эстония УП-010 + УМ-010»

3.45 % ( 1 )

Усилитель «Прибой 50УМ-204С»

3.45 % ( 1 )

Усилитель «Одиссей У-010»

17.24 % ( 5 )

Усилитель «Радиотехника У-101»

10.34 % ( 3 )

Усилитель «Корвет 100У — 068С»

17.24 % ( 5 )

Усилитель «Амфитон У-002-стерео»

13.79 % ( 4 )

Усилитель «Радиотехника У-7111»

3.45 % ( 1 )

Усилитель «Кумир У-001»

0.00 % ( 0 )

Другие советские хорошие модели

Таким образом, устройства «Одиссей» — техника действительно очень качественная. И это не удивительно. В советские времена на материалах экономить было не принято. Да и за качеством сборки на заводах как-никак, а все-таки следили.

Помимо усилителей «Одиссей», довольно-таки большой популярностью у любителей музыки пользуются также, к примеру, советские модели таких марок:

  1. «Бриг». Многие потребители считают, что по мягкости и качеству звука эта старая советская модель ничем не уступает самым лучшим ламповым усилителям.
  2. «Корвет». Эту модель хвалят в том числе и за высокую динамику, а также широкий диапазон воспроизводимых частот. К минусам относят хлипкий корпус.
  3. «Кумир». Эти усилители хвалят за отличную разводку внутри, хороший термоблок, компактность. К недостаткам относят завышенность ВЧ.
  4. «Радиотехника». К плюсам этих моделей относят прежде всего отличное качество сборки. Минусом их считается большой вес. Также к этим усилителям довольно-таки сложно подобрать колонки.
  5. «Лорта». Плюсами этих моделей считаются простота в использовании, привлекательный внешний вид, удобство в плане переделок.

усилитель одиссей 002 стерео

Таким образом, основными преимуществами всех советских усилителей, в том числе и «Одиссей», являются простота в использовании, хорошее качество сборки и возможность получения отличного звука. Покупка «Одиссей» или любой другой модели, изготовленной в СССР, любителю музыки будет наверняка полезной. Тем более что стоят такие усилители обычно очень недорого. К примеру, цена на тот же «Одиссей» 002 составляет всего около 350-500 руб.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *