Эдда о шипах, или почему уменьшение площади опоры не гасит резонансы
Поводом к этой публикации стала дискуссия о шипах после нашей последней статьи об АС Neat IOTA Alpha. Так некоторые читатели утверждали (снабжая комментарии «пруфами»), что использование шипов в качестве развязки между акустической системой и полом гасит паразитные резонансы, таким образом, существенно улучшая звук акустической системы.
Это расхожее представление укоренилось в сознании многих аудиофилов и меломанов, которые, не теряя времени, ринулись приобретать остроконечные подставки под колонки, в надежде получить «тот самый» «божественный звук» (тм) без паразитных вредных резонансов. Однако всё оказалось несколько сложнее, чем просто купить шипы и прикрутить их к системе, так как они (шипы) сами по себе ничего не гасят и не устраняют. Уменьшение площади опоры, безусловно, многократно увеличивает давление в точках соприкосновения с полом, при этом энергия вибрации остаётся практически неизменной и прекрасно передаётся в пол. По какой причине так происходит, и каким образом можно заставить шипы работать рассмотрим далее. Справедливости ради хочу отметить, что при определённых условиях шипы начинают работать в качестве «звукоулучшителя», но для этого нужны не только шипы и они не являются виброизолятором. Именно поэтому ряд товарищей, которые пишут о «шипованном» эффекте на форумах не всегда лгут и заблуждаются. Для того, чтобы понять, что и как, имеет смысл рассмотреть как сами псевдонаучные воззрения о влиянии шипов, так и вполне научное обоснование того, как они могут работать.
Прорицание вельвы о шипах
Традиционно немного мифологии и юмора.
На самом деле шипы для акустических систем появились в средневековой скандинавии около 9-го века н.э. Суровые викинги интуитивно почувствовали, что такой подход позволит им избавиться от паразитных резонансов, устранить вибрацию корпуса драккара при прослушивании pagan metal и боевых барабанов.
Среди упоминаний о шипах сохранился фрагмент тематической эдды. Привожу небольшой отрывок из этого произведения:
Внимайте мне все священные роды, Великие с малыми дети Хеймдалля, О, Один, я расскажу им, о прошлом шипов, Что выковал Велунд для радости смертных.
В начале времен, когда жил Имир, Не было в мире шипов для колонок, А музыки звуки и мощь резонанса, Драккары в походах трещать заставляли.
Раскалывал лодки тот звук паразитный, И храбрые воины в хель отправлялись, Пока не придумал великий бог Велунд, Шипы, что избавят от вредных вибраций.
Как явствует из эдды, чудесные свойства шипов приписывали великому богу-кузнецу Велунду. Из опыта древних скандинавов их современные последователи сделали вывод:
Для того, чтобы максимально редуцировать передачу вибрации акустического оформления АС соприкасающимся с ним предметам (перекрытиям помещения, полкам, например). Эффект применения шипов основан на радикальном снижении площади контактирующих поверхностей, которая сводится к площади острия шипов/конусов. Важно понимать при этом, что установка АС на шипы НЕ устраняет вибрации корпуса, а лишь снижает эффективность их дальнейшего распространения.
Цитата: пользователь Древний Юзер — audioportal.hi-fi.ru)
Песнь о пятаках и каменных плитах
Но шутки шутками, а если серьёзно, то теория, оправдывающая антивибрационное влияние шипов, гласит о том, что уменьшение площади соприкосновения с поверхностью позволяет уменьшить резонансы. При этом из рассуждений такого плана куда-то исчезает фундаментальный закон сохранения энергии, гласящий среди прочего о том, что энергия (любая) никуда не пропадает. Шип штука твёрдая и, соответственно, является превосходным проводником вибрации.
Грубо говоря, единственное, что делает шип с резонансами – это концентрирует энергию вибрации (резонанса) в точках соприкосновения шипа с полом, а это в сущности ничего не меняет, так как полу передается тоже количество энергии (подробнее о плотности энергии — здесь).
При этом ряд производителей продукции такого рода рекомендует устанавливать их на так называемые «пятаки» (подставки с углублениями). Подставки изготавливаются из металлов с плотностью меньшей чем у шипов (последние, как правило, производят из калёной стали). Подобное решение, с точки зрения физики, обладает незначительными виброизоляционными свойствами, относительно мягкие металлы (медь, алюминий) способны отчасти поглощать резонансы за счет деформации сдвига.
Однако эффект «пятаков» в большей степени обусловлен применением специальных толстых накладок на днище (которые сделаны подобно стандартным ножкам АС из силикона, войлока или ПВХ). Фактически, основным звеном, гасящим вибрации в таких ситуациях, является эластичный поглотитель, т.е. тот самый войлок или силикон, которые имеют значительно большую деформацию сдвига, нежели металлы.
Путь энергии резонанса можно представить следующим образом: шип из твердого металла – проводник вибрации, «пятак» из мягкого металла – частичное поглощение, эластомер – значительное поглощение. Такая система действительно будет работать, но я так и не понял, зачем в ней 2 первых звена. При использовании подобной конструкции многие люди субъективно отмечают существенные изменения в звуке (остается не понятно, сравнение проводилось с голыми шипами или со стандартными ножками АС).
Наиболее эффективным способом антивибрационного применения шипов из всех методик, которые являются True с точки зрения филофонистской философии (аудиофилии) – это применение массивного основания (каменных плит и т.п.). Использование тяжелого основания обосновано тем, что оно действительно способно эффективно гасить ВЧ-вибрации. Особенно это касается АС со сравнительно небольшой собственной массой.
В данном случае, как и во всех предыдущих, шипы применяются в качестве проводника вибрации, массивная гранитная или мраморная плита выступает в качестве поглотителя. Следует также отметить, что таким образом гасятся высокочастотные вибрации, а для НЧ-вибраций имеет смысл размещать под плитой войлок. В случае, если у вас каменный пол, то покупка плит для вас не актуальна.
И ещё немного об использовании шипов
Шипы, равно как и подставки другой формы, могут «помочь» звуку в ситуациях когда нужно чтобы закреплённый на дне АС динамик не терся о подвесами диффузора об пол, например, или когда по тем или иным причинам необходимо просто понять АС на определённую высоту.
Итог
Шипы в качестве вибропоглотителя (изолятора) не работают никогда, в связи с тем, что не могут в силу фундаментальных физических законов снизить амплитудуду вибрационных колебаний, но могут быть использованы в системе, которая будет с той или иной эффективностью выступать в качестве развязки колонок с полом.
Для тех кто осознаёт необходимость в шипах, а также для любителей скандинавского эпоса и в нашем каталоге припасено товаров такого профиля (шипов, пятаков) по самым различным ценам от 119 рублей до $ 50-60. Между тем хотим подчеркнуть, что производители акустических систем, которые представлены в нашем каталоге, серьёзно подходят к созданию аппаратуры. Это значит, что продающиеся у нас АС полностью готовы к полноценному использованию (воспроизведению качественного звука) и не требуют дополнительных доработок.
Шипы для шин: острая тема
В 270 километрах к северу от Хельсинки есть городок Ювяскюля с населением менее 130 тысяч жителей. Неподалеку от него расположен завод Tikka (фин. tikka — дятел), выпускающий шипы для зимних шин. С 2008 года им владеет компания Continental.
|
|
|
Сердечники изготавливают из стали. Сырьем служит металлический порошок, который спрессовывают в соответствующей форме. |
Tikka обеспечивает работой 72 сотрудников, включая административный персонал. Они успевают заниматься исследованиями, производством, тестами, сертификацией и продажами — иными словами, полным циклом. Даже львиную долю станков и прочего оборудования делают здесь же по собственным чертежам. Отсюда высочайшее качество и гибкий подход к требованиям заказчика. И это при внушительном объеме производства: 600 млн шипов в год.
Шипы развиваются вместе с шиной, ведь они вносят свой вклад в ее основные характеристики — сцепные свойства с дорогой всех типов, расход топлива и комфорт при езде. Одна из самых сложных задач — сделать так, чтобы «железный гвоздь» сохранял свои свойства в течение многих тысяч километров пробега и при этом изнашивался одновременно с протектором. Если поставлена цель разработать первоклассную зимнюю шину, шипы под нее тщательно подбирают и даже изготавливают индивидуально.
Выходящие из пресса заготовки для сердечников цветом и видом напоминают грифель карандаша. Кстати, они столь же хрупкие: легко переламываются надвое пальцами. |
Дабы сердечники набрали необходимую прочность, их отправляют на термическую обработку в печь. Процесс идет без доступа кислорода при температуре 1500 ºС. |
||
Готовые сердечники весят 0,3–0,4 г — существенно меньше, чем сравнимая по размерам деталь из обычной стали. Секрет такого облегчения заключен в технологии изготовления (прессование под высоким давлением) и составе сырья: сталь особого сорта, вольфрам, кобальт. |
«Свадьба» корпуса и сердечника происходит методом запрессовки в сборочной машине, в которую разом загружают партию из тысяч заготовок. Tikka производит шипы нескольких типов, отличающихся друг от друга формой и характеристиками. Перед запуском другой модели необходимо полностью очистить станок от заготовок предыдущего цикла. Генеральная уборка занимает восемь часов — целую рабочую смену! Поэтому на заводе стараются запускать в работу крупные партии, чтобы сократить вынужденные простои оборудования. |
Обычно корпус шипа светлый, а сердечник черный. На фото показан вклеиваемый шип для шины Continental IceContact 2. Его корпус покрыт клеящим составом, который активируется на финальной стадии производства покрышки — при вулканизации. Таким образом «гвоздь» надежно фиксируется в посадочном отверстии. |
Ныне действующий европейский техрегламент для шипованных шин вступил в силу в 2013 году. Главным новшеством стало ограничение максимального количества шипов на метр качения шины. В Финляндии разрешено пятьдесят, в России — шестьдесят. Что это означает на практике? Например, для шины размерности 205/55 R16 допустимое количество «гвоздей» уменьшилось на четверть — с 130 до 96. Это касается шипов, сертифицированных отдельно от покрышки. Одобряется конкретная модель шипов, и их разрешают устанавливать в любые шины. Дополнительные тесты не нужны, нельзя превышать лишь оговоренное в техрегламенте количество шипов. Такой вариант подходит для тех компаний (или бюджетных линеек у именитых марок), которые хотят создать покрышку средненького уровня или даже попроще.
Испытательная база компании Tikka — это лаборатория с полным набором оборудования для всевозможных тестов, а также небольшой полигон на расположенном неподалеку аэродроме. Для тестов в реальных условиях новые шины выдают таксистам. Их пробеги и опыт дают достаточно полезной информации. К слову, Tikka — единственный производитель шипов, располагающий собственной сертификационной лабораторией. |
Эта машина вырывает шипы, измеряя необходимое для этого усилие. Чтобы выдернуть вклеенный шип из шины Continental IceContact 2, требуется усилие 50 кг — на 400% больше, чем для шипа, установленного по обычной технологии! Наблюдал своими глазами: «гвоздь» отделяется крайне неохотно, вместе с кусочками резины, которые остаются на его корпусе. |
Для контроля размеров сердечников применяют несложный агрегат. Детали поступают на пару расположенных под уклоном трубок. Расстояние между ними увеличивается от начала к концу. В результате самые мелкие заготовки ссыпаются в первое ведро, а самые крупные проходят весь путь до конца и попадают в последнее, четвертое по счету. |
Выступание шипов контролируют прибором, похожим на тот, которым измеряют глубину протектора. Европейское и российское законодательство требует, чтобы «жало» выглядывало из протектора не более чем на 1,2 мм. |
Желаете улучшить характеристики за счет большего количества «гвоздей»? Нет проблем, но покрышкам придется выдержать дополнительные испытания на износ дорожного покрытия. И лишь при положительном результате их допустят к серийному производству. Катают такие шины не по асфальту, а по гранитным плитам — 400 проездов на скорости 100 км/ч. Все параметры строго регламентированы: процесс подготовки плит, давление в шинах, масса автомобиля, нагрузка на каждое колесо, температура воздуха, «дороги» и покрышки. По окончании тестов фиксируют разницу в массе пяти плит до и после тестового пробега. Если показатели в норме, шине дают путевку в жизнь. И абсолютно не важно, сколько в ней шипов.
Однофланцевые шипы (а) — устаревшая и вышедшая из массового употребления конструкция. |
Типы шипов для легковых шин из ассортимента компании Tikka
|
|
|
|
Основание корпуса | круглое | круглое | овальное |
Тип сердечника | круглый | треугольный | прямоугольный |
Установка относительно продольной оси | в любом положении | в любом положении | в фиксированном положении |
ИЗ ЖИЗНИ ШИПОВЛюбопытный факт: во всем мире лишь пять компаний занимаются выпуском шипов. Все они расположены в Европе, причем три из них — в Финляндии. Ничего удивительного: страна представляет собой прекрасный естественный полигон для испытаний. А первым промышленным производителем стала именно компания Tikka — в 1959 году. Сегодня основные рынки сбыта шипованных шин — Финляндия и Россия. За ними расположились страны Скандинавии (Швеция, Норвегия, Дания) и Канада, в которой, кстати, еще сохраняется спрос на покрышки, шипуемые после выхода с завода — дилером или в мелких мастерских. Их туда поставляет Gislaved (марка принадлежит концерну Continental). |
Шипы для шин: острая тема