Причина, по которой я хотел бы начать именно с этой темы, очень проста. Как показывает практика, далеко не каждый автомобилист захочет перестраивать штатную аудиосистему полностью. Поэтому многие ограничиваются лишь ее легким апгрейдом для более уверенного звучания низкочастотного диапазона. В большинстве штатных систем бас — это действительно одно из самых слабых мест. Акустические оформления динамиков зачастую оставляют желать лучшего, а штатный сабвуфер, если он вообще есть, редко в какой системе может похвастать достойным звуком.

 


Штатные сабвуферы, как правило, построены на небольших динамиках и имеют пластиковые корпуса

Сразу должен предупредить, что речь пойдет именно о нормальной музыкальной системе, в которой бас — это плотный фундамент, придающий звучанию полновесность независимо от жанра. К сожалению, словосочетание «автомобильный сабвуфер» у многих сегодня ассоциируется с непонятными сооружениями в багажниках, которые издают гудящие и дребезжащие звуки и не имеющие к музыке никакого отношения. Эти «50 оттенков баса» и прочие автозвуковые извращения давайте оставим за бортом, а за ориентир возьмем хорошую домашнюю систему.

Эквалайзер

Эквалайзер (EQ)

 

— пожалуй, самое главное изобретение человечества в области обработки звука. Это прибор или плагин, позволяющий выравнивать амплитудно-частотную характеристику сигнала, или, говоря другими словами, изменять его уровень избирательно на заданных частотах.

Силу эквалайзера многие недооценивают, считая его простым и привычным, уже практически бытовым прибором. Эквалайзер присутствует как в самом простейшем радиоприемнике или магнитоле, так и в виде отдельных дорогих приборов. И суть эквалайзера во всех случаях едина – увеличить или уменьшить громкость отдельных частотных диапазонов.

Исторически, эквалайзер был придуман как инструмент для коррекции серьезных искажений при записи и воспроизведении сигнала. Однако в наше время, если говорить о сведении музыки и получении всевозможных синтетических тембров, эквалайзер превращается в инструмент для тончайшей работы. И при правильном его использовании, совершенно преображающий звуковую картину.

Именно эквалайзер является единственным инструментом, позволяющим нам расставить инструменты на свои места в спектре и заставить их звучать отчетливо и раздельно.

 

А начнем мы как всегда с простого и главного вопроса – зачем все это, собственно нужно?

Проблема спектральных конфликтов

Возьмем любую композицию. Каждый инструмент имеет свой частотный диапазон (спектр), который может быть достаточно широк. Два разных инструмента могут звучать в разных, в целом, частотных диапазонах, однако частично они будут пересекать на определенных частотах.

И в местах пересечения, наше ухо уже не сможет отчетливо различать каждый из инструментов по отдельности, смешивая их в кашу. Пересечение может быть незначительным и не иметь ярко выраженного «грязного» эффекта. Пока инструментов у нас лишь пара. При последующем насыщении композиции и добавлении большего количество инструментов, таких спектральных конфликтов станет намного больше.

Конечно, при правильном подходе к аранжировке, если подбираются подходящие по тембру инструменты, до какой-то степени насыщения они еще будут различимы отдельно, но с увеличением их количества различать элементы по отдельности будет неизбежно падать.

Безусловно, все музыканты пользуются эквалайзерами для корректировки тембра инструментов в процессе аранжировки, однако, корректировка в большинстве случаев делается достаточно поверхностная, косметическая. И в конечном результате, инструменты будут звучать пусть уж и не так ужасно, но в любом случае не будет той чистоты и прозрачности, которую мы можем наблюдать на примере западных студийных треков.

И конечный выход в данной ситуации есть только один – спектральное сведение

.

Цель спектрального сведения – устранение спектральных конфликтов между инструментами и корректировка тембра инструментов таким образом, чтобы максимально разделить их без потери ценных гармоник. Параллельно находятся паразитные или грязные частотные полосы, ухудшающие звучание инструментов или создающие какие-либо неприятные слуховые ощущение, в то время как некоторые полезные частоты, напротив, акцентируются (например, добавляется хрустящий верх тарелочкам).

 

Резануть эквалайзером – дело нехитрое. А вот подрезать небольшой диапазон в точно нужной степени, так чтобы устранить конфликт и в то же время не убить инструмент – работа намного более тонкая, требующая навыка и хорошего мониторинга.

Поэтому, нам нужно вооружиться внимательностью и определенными знаниями. А также спектральным анализатором.

Но об этом чуть ниже, а пока рассмотрим несколько очень важных фундаментальных момент, от правильного понимания которых также будет многое зависеть.

Эквализация баса

Обычно, эквализация баса не происходит отдельно от эквализации бочки, потому что эти два элемента связаны между собой частотными характеристиками и что важно, их ролью в миксе. Бас, в отличии от бочки, может быть более разнообразным по своим частотным характеристикам. Он может затрагивать весь частотный диапазон, его нижнюю часть или вовсе гудеть одинокими синусоидами, в зависимости от стиля. При этом, он также может конфликтовать с бочкой или с другими инструментами.

Важные частоты баса

Мы разберем частотную составляющую баса, как и в случае с бочкой. На эти частоты необходимо обратить внимание при эквализации баса.

Экстремальные саб-частоты баса на диапазоне 20-40 hz принято срезать high-pass фильтром. Делается это потому, что они не несут слуховой нагрузки и мешают в дальнейшей работе, добавляя грохот в микс. При таком срезе частот, параметр Q заметно влияет на звучание баса, поэтому не бойтесь с ним экспериментировать.

Следующий важный диапазон частот, это 40-80 hz. Эти частоты очень важны для любого баса. Они добавляют глубину всему миксу. При работе с этим диапазоном, важно учитывать характер бочки. Несмотря на то, что ударные частоты последней приходятся на диапазон выше, конфликт может возникнуть и на рассматриваемом отрезке. При эквализации, важно научиться отдавать приоритет одному из инструментов, на определенных частотах и что еще важнее, понимать, какие частоты являются важными в случае с басом и бочкой.

100-200 hz. За этими частотами кроется панч баса. Они встраивают бас в микс. При этом, они являются самыми конфликтными по отношению к бочке. Их ослабление, выделит бочку в миксе, а усиление добавит резкого звучания басу. Здесь важно отдать предпочтение одному из элементов, в случае нерешаемого другими способами конфликта.

 

Следующая область 250-300 hz для баса является важной. В отличии от бочки, ослабление этих частот может привести к потере басом объема и сделает его менее заметным. Этот диапазон играет важную роль в позиционировании баса в миксе, особенно они важны, при обработке баса эффектами, такими как room и cabinet. Будьте осторожны при эквализации баса на этих частотах.

2-5 khz это верхний бас. Говоря об этом частотном диапазоне, на ум приходят сложные басовые линии, которые состоят из трех и более осцилляторов и звучат во всем частотном диапазоне. С одной стороны, такой бас нуждается в особой эквализации, с другой, он может быть одновременно и помехой прочим инструментам. При ослаблении этих частот, вы рискуете потерять свой бас в миксе, если он выполняет в нем основную нагрузку. В таком случае, лучше ослабить синтезаторы или другие инструменты, которые звучат в этой области. В целом, при усилении, эти частоты заметно выделяют бас и при отсутствии частотных конфликтов, он звучит очень четко и заметно в миксе.

Эквализация баса необходима. Иначе он начинает мешать другим инструментам. Важно научиться выявлять значимые частоты для баса, оценивая его роль в миксе. Ключевые частоты необходимо искать исходя из общего звучания микса. Так как эквализация является неотъемлемой частью сведения, процесс этот не менее сложен и многогранен.

Несколько очень важных моментов

Что нужно знать о человеческом слухе

Я считаю, что работая со звуком просто необходимо знать, как мы этот звук воспринимаем и каковы вообще особенности человеческого слуха.

Частотный диапазон человеческого слуха лежит в пределах от 16 Гц до 20 КГц, и, как мы все хорошо понимаем, варьируется индивидуально для каждого человека.

При этом наши ощущения изменения громкости звука неравномерны на разных частотных диапазонах. Говоря простым языком, некоторые частоты мы воспринимаем наиболее интенсивно, некоторые чуть менее. Это явление было описано при помощи так называемых кривых равной громкости:

Здесь мы отчетливо видим, что при равной физической интенсивности звуки лежащие, скажем, на низких часотах будут казаться нам намного более тихим по сравнению со средними и высокими. Это одно из проявлений нелинейности человеческого слуха.

 

Однако главное проявление нелинейности слуха заключается в появлении так называемых «субъективных» гармоник. Так, при воздействии довольно громкого синусоидального звука с некоторой частотой, в нашем восприятии возникнут новые гармоники этого звука с частотами в два и три раза превосходящими оригинал. Например, при прослушивании чистого тона с частотой 500 Гц, можно услышать звуки с частотами в 1000 и 1500 Гц.

Еще один любопытный, хотя и не очень приятный факт. Способность воспринимать звук меняется с возрастом: чувствительность к высоким частотам уменьшается каждые десять лет примерно на 1000 Гц. Или, проще говоря, как старости мы уже не будем столь отчетливо слышать верх.

Эффект слуховой маскировки

Еще одно очень важное психоакустическое явление которое нужно твердо и четко понимать – эффект маскировки. Суть явления заключается в том, что если мы имеем два звука с похожей спектральной характеристикой и разницу в громкости этих звуков, более тихий звук перестанет различаться.

Самый простой и тому пример – разговор в шумном общественном месте, например в метро или на оживленной улице. Когда рядом очень шумно, зачастую, мы просто перестаем разбирать то, что говорит нам собеседник.

То же самое происходит и с инструментами в миксе.

Бинауральный эффект или то, что нужно знать о панорамировании

Итак, человек имеет два уха. Прямо-таки открытие совершили, не правда ли?

 

Однако, кроме шуток. Наличие двух ушей позволяет нам определять направления на источники звука, их удаленность, размеры. Наш мозг оперирует разницей сигналов полученных из правого и левого ушей и далее на основании полученных данных выстраивает ощущаемую картину. Эту способность слуха называют бинауральным эффектом.

И точно также как и восприятие, бинауральный эффект неравномерен на различных частотах, и более того, работает по-разному. Так, на низких частотах (ниже 300 Гц), он практически отсутствует, вследствие чего мы не можем зафиксировать направленность звука. На частотах среднего диапазона от 300 до 1000 Гц наш мозг начинает оперировать разностью фаз звуковых волн, попадающих в правое и левое ухо, на основе чего и определяеыт, откуда идет звук. На частотах более 1000 Гц поиск направления осуществляется за счет сравнения силы звука, приходящего с разных сторон.

А наличие пары источников звука и стереозаписи позволяют нам воспринимать определенные инструментов движения внутри композиции. И путей создания стереоэффектов мы имеем два: сдвиг баланса в сторону одного из стереоканалов (обычное панорамирование) либо задержка сигнала в одном из стереоканалов по сравнению с другим.

Я считаю достаточно важным понимать, как наши уши эти стереоэффекты воспринимают.

 

 

Эквализация бочки

В электронной музыке, бочка это индивидуальность трека. При работе с ней, необходимо учитывать характер звучания, частотный диапазон, сильные и слабые частоты и даже тональность. Среди множества сэмплов, каждая бочка обладает индивидуальным характером. От этих параметров зависит, как она ложится в микс и взаимодействует с басом.

Подготовка

Прежде чем рассматривать эквализацию, как возможное решение проблем, необходимо учитывать следующие аспекты при работе с бочкой:

Питч или тональность. В большинстве сэмплеров и драм-машинах есть возможность менять тональность сэмплов. Таким решением можно избежать необходимости эквализации, а если эквалайзер, все же, будет применяться на стадии сведения, то его работа будет минимальна. Это важно, особенно, если учитывать фактор искажений, который эквалайзеры вносят в сигнал, при обработке.

Длина. Тюнинг поможет скорректировать длину бочки. Опуская значение питча мы растягиваем продолжительность звучания бочки во времени, соответственно, высокий питч, сокращает время звучания. Если бочка не перекликается с басом, ее можно опустить в тональности. Это удлиняет волну сэмпла, что положительно сказывается на общей работе баса и бочки.

 

Сведение

На этапе сведения, можно заметить, что бочка теряется в миксе, ее мощность пропадает и она не звучит так, как звучала на стадии продакшена. Но это не повод разочаровываться и искать более “подходящий” сэмпл. Вашей бочке просто нужна эквализация!

Чаще всего проблемы со звучанием бочки возникают из-за частотного конфликта с басом или другими инструментами звучащих на низких частотах, это могут быть перкуссия, пэды или реверберация. Таким образом, бочка теряет четкость и размазывается за всеми перечисленными элементами. Помочь бочке “пробиться” через стену мешающих ей частот, поможет эквалайзер. Причем, воздействовать можно, как на саму бочку, так и на другие инструменты в низкочастотном диапазоне, решая таким образом частотные конфликты.

Сначала мы рассмотрим эквализацию бочки и когда она бывает необходима. Одна из проблем, которая часто всплывает на стадии сведения это “слабость” бочки. При этом микс теряет свою энергию, бас звучит обособленно, как бы выделяясь на общем фоне. И решить такую проблему достаточно просто при помощи эквалайзера. Необходимо просто добавить гейна около 3,5-4 db на 30-50 hz.

Если проблема кроется в недостатке низких частот у бочки, то после такого решения микс приобретает волшебную пульсацию, басс уже не звучит так одиноко, а бочка начинает работать. Последним советом будет пожалуй, прибавить громкости и наслаждаться!

Важные частоты бочки

Если после последнего совета насладиться звучанием так и не удалось, то возможно у вашей бочки проблемы посерьезней. АЧХ бочки, как и любых других звуков, можно разделить на низ, середину и верх. Так, низом для бочки можно обозначить частоты лежащие ниже 50 hz. Эти саб-частоты влияют на “тяжесть” бочки. Они важны для взаимодействия с басом и при проблеме, рассмотренной ранее.

Частоты 80-200 hz можно назвать главными или рабочими частотами бочки. Они задают бочке агрессии и энергии. Если добавить бочке +6 db на 125 hz, то это заметно ударит по ушам. Воздействие на эти частоты оправдано, когда бочке не хватает “панча”.

Нижняя середина располагается на частотах 200-300 hz. Этому диапазону всегда уделяют особое внимание, потому что он добавляет мутность в микс. Ослабление этих частот на 6-9 db является частой практикой при эквализации бочки. Нельзя назвать эти частоты ненужными, но их ослабление эквалайзером, часто решает множество проблем.

Середина бочки лежит в диапазоне 500-1500 hz. Здесь кроется читаемость бочки в миксе. Усиливая эти частоты, можно подчеркнуть, выделить и усилить бочку. Если ослабить их, микс может потерять свою энергию. Но, в ряде случаев, бывает полезно сгладить бочку, ослабив эти частоты. Также, этот диапазон отвечает за встраивание бочки в бит, то есть на ее взаимодействие и связь с другими звуками ритм-секции, особенно с рабочим барабаном и клэпами. Это нужно иметь ввиду, если бочка звучит отдаленно и обособленно.

 

Верхом для бочки служат частоты лежащие выше 2000 hz. Воздействуя на эти частоты эквалайзером, мы придаем резкости или наоборот, заглушаем бочку, отдаляя ее в миксе. Эти частоты важны, при решении конфликтов, возникающих в высокочастотном диапазоне. Часто, синтезаторы конфликтуют с бочкой на этих частотах, заглушая ее читаемость в миксе.

Важно понимать, что у бочки, как и у всех остальных элементов, есть свое место в миксе. Эквализация должна раскрывать это место и помогать встраивать бочку в микс.

Читаемость микса и расположение инструментов

В музыкальной звукорежиссуре есть такое понятие как «читаемость» инструментов микса (композиции). Под читаемостью подразумевается то, насколько хорошо различимы отдельные инструменты и звуки. Когда композиция звучит чисто, и мы можем отчетливо выделить и услышать каждый инструмент, мы говорим, что она хорошо читаема, когда же звук замыленный и инструменты тонут в каше, говорим, что читаемо плохо.

И первое, чего мы должны добиться при сведении, это хорошей читаемости. Для начала мы должны разделить все инструменты, присутствующие в миксе по диапазонам и понять, какие инструменты должны звучать в каком частотном диапазоне.

Так как мы говорим о сведении электронной музыки (и в первую очередь я говорю о House и Techno музыке), мы можем рассмотреть некоторую обобщенную картину происходящего:

Итак, бочка и бас располагаются в нижнем частотном диапазоне, однако бочка зачастую имеет щелчок, расположенный в области верхней середине, а синтезированные басы могут иметь также слышимую часть, распространяющуюся на средний частотный диапазон.

Рабочий барабан (снейр) лежит в диапазоне от нижней до верхней середины (в зависимости от того, имеет ли он ярко выраженный хлопок), тарелочки звучат в диапазоне от середины до верха, перкуссии в зависимости от вашей задумки.

Все солирующие инструменты, как правило, занимают весь средний и немного высокого диапазона, в зависимости от высоты тона.

 

В любом случае, даже если спектральное расположение каких-либо инструментов вызывает у вас сомнение, вы точно сможете сказать, каких частот в ряде инструментов не будет. Например, хай-хеты совершенно точно лишены низа и нижней середины, солирующие инструменты и снейр лишены низа (максимум, могут присутствовать в нижней середине), и.т.д.

Соответственно, мы сразу же можем обрезать на инструментах те частотные зон, в которых данных инструментов у нас точно быть не должно. Тем самым мы уже немного разграничим инструменты по нужным спектрам, и это самое первое и простое, что нам нужно будет сделать.

Далее перейдем к солирующим инструментам. Послушайте инструменты по отдельности, посмотрите на показания спектрального анализатора. Сразу обратите внимание на то, в каких диапазонах эти инструменты между собой пересекаются. Каждый инструмент имеет так называемое тело, это основной частотный диапазон в котором выражена суть инструмента, и имеет обертона, которые могут быть выражены в соседних диапазонах. Очень важно определить, какой диапазон является основным для данного конкретного инструмента и эквализовать инструменты таким образом, чтобы они не потеряли своей сути и минимально пересекались друг с другом спектрально. Минимизируя такие пересечения мы даем инструментам возможность звучать раздельно, каждый в своем спектре, и, не мешая друг другу.

Однако есть случаи, когда два инструмента звучат в одном тембре и эквализация лишь убивает один из них. В таких случаях следует попробовать панорамировать эти инструменты в разные стороны друг от друга. При помощи этого трюка зачастую удается разделить безнадежные вроде бы элементы микса, но работает он, как мы все хорошо понимаем, далеко не всегда.

Вообще, если вы пишете минималистичную музыку, особых проблем возникнуть не должно, так как солирующих инструментов в данном случае будет немного. Но чем больше у нас будет одновременно звучащих инструментов, тем сложнее будет добиться целостного прозрачного звучания без потерь со стороны звучания конкретных инструментов, и тем более богатое звучание вы получите в случае в случае успешного сведения.

Наушники с басами: польза и вред низких частот, статья. Журнал «Stereo & Video»

Сохранить и прочитать потом —

Пришло время поговорить о частотах звукового диапазона, которые являются своеобразным фетишем, особенно для тех, кто только начинает приобщаться к миру высококачественного аудио. Речь пойдёт, как вы, наверное, уже догадались, о басе, но преимущественно в плоскости персонального аудио. Как много баса должно быть в наушниках? Почему именно пользователи наушников рискуют стать басовыми наркоманами, чем это чревато? И самое главное — как встать на путь истинной аудиофилии?

«Здравствуйте, меня зовут Максим и я слушал музыку в наушниках с раздутым басом», — так стоит начать этот материал, поскольку пристрастие к мощным басам сродни наркомании: легко подсесть, но трудно вернуться к нормальной жизни.

 

В обычном Hi-Fi и даже в автомобильном аудио дела обстоят несколько проще. Если в шкафу зазвенела посуда, а в машине задребезжала обивка, всем понятно, что с басом немного перестарались. Что касается прослушивания музыки в наушниках — тут всё не столь очевидно. Можете провести незамысловатый эксперимент: добавьте в эквалайзере бас и послушайте музыку минут пять-десять. Поначалу будет непривычно: звук тяжелый, глухой, давящий, возможно, даже вызывающий физический дискомфорт. Но через некоторое время мозг адаптируется, и возвращение к ровному звуку будет сопровождаться серьёзной ломкой — баса будет сильно не хватать, даже в том случае, если изначально его глубина и количество были оптимальными.

Историческая справка

Всё началось с понятия качественного звука, которое подразумевало не только низкий уровень шумов и искажений, но и охват максимально широкого диапазона частот, чем не могли похвастать наушники в начале эпохи портативного аудио. Из всех преимуществ Hi-Fi, бас — наиболее понятный и очевидный плюс, поэтому именно он стал для многих покупателей одним из ключевых признаков качественного звука. А тут ещё в моду вошел хип-хоп, а вслед за ним и танцевальная клубная музыка.

Маркетологи быстро зацепились за эту идею, создав всевозможные технологии усиления баса. Bass Boost, Extra Bass, Mega Bass и тому подобные надписи на плеерах и наушниках быстро убедили потребителя, что в хорошей портативной технике баса должно быть много или очень много.

Системы усиления баса изначально ставились только в дорогие версии плееров и считались признаком высокого качества
Но между более глубоким басом, который предлагала Hi-Fi техника, и технологиями усиления баса, которые использовали в плеерах и наушниках, на самом деле нет ничего общего. Глубокий бас — это возможность аппаратуры воспроизвести чуть больше нижних нот, чем мы слышим обычно. Понимая, что неподготовленного человека удивить этим будет довольно сложно, а технику при этом придётся совершенствовать довольно серьёзно, маркетологи пошли по пути подмены понятий. Технологии усиления баса не расширяли частотный диапазон в сторону более глубокого баса, они просто форсировали имеющийся средний или верхний бас, чтобы он звучал громче остального диапазона частот. С точки зрения качества звука, это вовсе не плюс, а скорее большой минус, ведь увеличение громкости одной части воспроизводимого диапазона частот приводит к нарушению тонального баланса.

Народу нравится

Однако, имея возможность регулировать количество баса с помощью эквалайзера или специальных технологий, пользователи чаще всего выбирают именно басовитый вариант. Помимо банальной распиаренности идеи басовитости (как показателя качества), могут быть и другие причины.

Первая — возможности наушников воспроизводить НЧ диапазон. У некоторых моделей отдача по басу заканчивается примерно в той области, в которой работают басовые усилители, поэтому подъём баса на уровне источника в данном случае лишь компенсирует недостаток баса в наушниках.

 

Наушники созданные на заре эры портативного аудио не были способны воспроизводить глубокий бас, что стало естественным стимулом для повышения интереса потребителей к низкочастотной области
Вторая — условия прослушивания. На шумной улице или в транспорте фоновый шум осложняет восприятие музыки, маскирует значительную часть звуков в области средних и нижних частот. Умеренное усиление басовой области в данной ситуации вполне уместно, поскольку делает более слышимой ту часть спектра, которая маскируется фоновым шумом.

Третья причина лежит в совершенно иной плоскости и касается в большей степени психологических аспектов восприятия музыки. Когда музыка нравится, возникает естественное желание прибавить громкости. Однако простое увеличение громкости может сделать звучание некомфортным из-за верхних и средних частот, к которым слух более чувствителен. Если же усилить только басовую область, это воспринимается как общее усиление громкости, но дискомфорта на средних и верхних частотах не возникает. Кроме того, именно в басовой области находятся основные ритмические структуры музыки. Смещая акцент на простые ритмы, мы создаём иллюзию более энергичного и «драйвового» звука.

На самом деле

Что же происходит со звуком при усилении баса на самом деле? Подъём НЧ-области не только перемещает акценты на более примитивные базовые ритмы музыки, но ещё и маскирует более информативную и сложную ритмически СЧ-область. Верхние частоты уходят на задний план. В результате сложная музыка звучит уже не столь интересно. Тонкая игра перкуссии, тембры голосов, призвуки живых инструментов заметно упрощаются. Нарушение тонального баланса делает звучание глухим, тёмным и замедленным.

Форсирование НЧ-области можно считать приемлемым только для клубной электронной музыки, да и то лишь для тех стилей и направлений, в которых бас и ритм-машина являются основным выразительным средством. Если же включить, скажем, блюз, мы получаем доминирование ритм-секции над голосом и соло-гитарой, отчего все блюзовые композиции начинают казаться скучными и однообразными.

Некоторые музыкальные жанры не сильно страдают от форсирования басового диапазона, но это скорее исключение
Есть мнение, что форсированный бас хорошо подходит для тяжелой музыки, что под Rammstein или Megadeath, как и под «клубняк», стоит прибавить баса. Действительно, основной ритм в индастриал и тяжелом металле играет значимую роль, но послушайте тот же Rammstein без форсированного баса и вы будете удивлены, насколько интересна эта группа в музыкальном плане, насколько сложные и разноплановые композиции. И услышите, что основной ритм и энергетику композиций чаще всего задаёт ритм-гитара и вокал, а акцент на басу и барабанах присутствует далеко не во всех композициях. Многие металлические альбомы целенаправленно пишутся с небольшим уровнем баса, потому что доминирование низкочастотной области лишит звучание эффекта интенсивности и яркости.

Для живой музыки, будь то акустический джаз, вокал, фолк или классика, наиболее важна разборчивость и четкость в среднечастотном диапазоне, а бас должен быть либо вровень с остальным диапазоном, либо даже в дефиците, чтобы не бросить тень на средние частоты. Иными словами, практически любой музыке хороший бас не повредит, но если он начинает солировать — ничего хорошего из этого не выйдет.

Сядет всё!

 

Как я уже упоминал вначале, наушники, в отличие от домашнего и автомобильного аудио, практически не имеют ограничений для экспериментов со звуком, поэтому производители не ограничивают себя в плане настройки, а пользователи — в плане запросов. Прослушивание наушников в шумных местах также способствует тому, чтобы поиграться с эквалайзером и добавить недостающих частот. Не имея возможности слышать естественные звуки извне, мозг легче адаптируется к любым, даже весьма серьёзным изменениям АЧХ наушников.

Когда наушники с усиленным басом стали модными, многие производители стали раздувать бас в своих моделях в надежде повторить успех лидеров рынка
В итоге можно получить настолько раздутый бас, что его эквивалент воспроизведенный акустикой в комнате показался бы вам самим весьма странным и даже неприемлемым. И самое забавное: в результате постоянного и продолжительного прослушивания музыки в наушниках с высоким уровнем баса, наушники и акустика с нормальным тональным балансом будут казаться чересчур яркими, звонкими и «совсем без басов».

Казалось бы, что тут такого? Ну, нравится людям много баса — и пусть себе слушают. Но и тут не лишним будет напомнить, что с точки зрения физики более низкая частота подразумевает большую энергию волны и больший уровень звукового давления. Это значит, что у любителей басовитых наушников как минимум быстрее сядет батарейка в телефоне, а как максимум — «сядет» ещё и слух. Кому и зачем это нужно?

Кто виноват и что делать?

Оценивая звучание НЧ диапазона, не стоит забывать, что некоторая нечеткость и смазанность басовых нот может быть обусловлена способностями усилителя. Недостаточный коэффициент демпфирования или малая мощность приводят именно к такому эффекту. Но если речь идёт о характерной АЧХ с усиленным воспроизведением баса, повышение качества усиления не помогает, и становится ясно, кто виноват.

Если вы находитесь только в процессе выбора наушников — можно поискать модель с более ровным звуком, но если вдруг вы обнаружили, что ваши любимые наушники чрезмерно басовиты, а расставаться с ними всё же не хочется, есть несколько способов исправить положение. Самое простое — это эквалайзер, с помощью которого можно убавить бас настолько, насколько это нужно. Использование портативного усилителя может также дать коррекцию низкочастотной области, если в нём реализована функция управления басом. Даже сменный кабель можно подбирать с целью снижения отдачи по басу. Такими свойствами обладают в первую очередь тонкие кабели и кабели с посеребрёнными жилами.

Контрабас — один из немногих инструментов, звучащих в области нижнего баса, основные тона большинства инструментов приходятся на верхний бас и среднечастотный диапазон
Можно изменить отдачу по басу и более радикальным способом — путём вмешательства в конструкцию наушников. Если они имеют так называемое полуоткрытое акустическое оформление, когда в закрытой чашке наушника есть небольшое калиброванное отверстие или сразу несколько отверстий. Именно этот элемент настройки звука отвечает за расширение и усиление басовой области. С помощью кусочка скотча несложно будет превратить конструкцию наушников из полуоткрытых в закрытые, и посмотреть, что из этого получится. Эффект может быть различным, в том числе этот эксперимент даёт шанс достичь и желаемой нормализации НЧ-диапазона. Если звук в закрытом варианте устраивает больше, результат можно закрепить, прикрыв отверстия каким-нибудь более культурным способом.

Итог

 

Говоря конкретно о басовитых наушниках, я не могу рекомендовать их к ежедневному использованию. Это лишает слушателя большого количества музыкальной информации и сильно смазывает впечатление от по-настоящему качественной и интересной музыки. Но иногда я сам слушаю наушники с гипертрофированным басом. Это даёт ощущения сродни тем, когда вместо похода в ресторан за вкусной и здоровой пищей, внезапно выбираешь фаст-фуд и получаешь от этого колоссальное удовольствие. Кроме того, это позволяет освежить свои звуковые ориентиры и услышать некоторые записи совершенно по-новому.

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Берегите свой слух, слушайте музыку правильно и получайте от неё максимум удовольствия.

Практика: примеры

Желающим сразу перейти от теории к практике предлагаю список тестовых треков с описаниями того, как они должны звучать в наушниках с ровным тональным балансом, и что может произойти при прослушивании тех же записей в наушниках с форсированным басом.

Rammstein «Sehnsucht

» с одноименного альбома 1997 года. Бас достаточно глубокий, но пульсирует на дальнем плане, не заполняет собой всё пространство, концентрируется в центре звуковой сцены, солирует ритм-гитара и вокал. Записано вполне в стиле классического рока с акцентом на срендечастотном диапазоне. Тяжести в звуке быть не должно.

Rammstein «Mein Hertz Brennt»

c альбома Mutter 2001 года. Ситуация уже другая: ритм гитары звучат глуше, ближе к слушателю, тяжелее прописана бас-бочка и басовая секция, они заполняют сцену во всю ширину и глубину; звук тёмный, тяжёлый и давящий. На наушниках с усиленным басом и без того тяжёлая и басовитая запись окончательно теряет разборчивость и четкость.

 

Marcus Miller «Blast!»

с альбома A night in Monte-Carlo 2010 года. НЧ-диапазон прописан предельно четко, собрано, в звучании бас гитары на самых низких нотах не должно быть гулкости или затянутости нот. Бас записан как часть единой композиции, он не форсирован, не выдвинут на первый план. Форсирование баса лишает запись воздуха и существенно упрощает звучание, скрывая тонкую интонационную игру инструментов на средних и верхних частотах.

Liquid Tension Experiment «Acid Rain»

, альбом «Liquid Tension Experiment 2» 1999 года. Удары по барабанам том-том в начале трека и в конце первой минуты четкие, быстрые, расположенные по центру. Они не гудят, не заполняют собой всю сцену. Вступающую в начале второй минуты бас-гитару слышно достаточно четко, она сфокусирована, не размазана в нелокализуемый гудящий фон. В наушниках с форсированным басом трек слушать сложно: существенно снижается детальность, солирует ритм-секция, а соло-гитара оказывается далеко от слушателя. Том-томы гулкие, заполняющие собой звуковую сцену. Ощутимо снижается ощущение скорости и ритмичности звука.

Halestorm «I like it heavy»

с альбома «Into the wild life» 2020 года. В оригинале музыкальная основа трека выстроена на ритмике, перекличке бас-бочки в центре и хлопков с малым барабаном, разнесенных по краям сцены. Бас-гитара записана далеко и звучит фоном. В басовитых наушниках акцент смещается на бас-бочку и прямой ритм, задаваемый бас-гитарой. В зависимости от тонального баланса характер композиции существенно меняется, но при этом в обоих случаях может показаться, что именно такой звук и задумывали авторы.

Guano Apes «Maria»

с альбома «Proud like a God», 1997 год. Басовые ноты и удары барабанов четкие, упругие, отодвинутые чуть назад. Солирует вокал, гитары в припеве сшиваются в единое полотно с басом и барабанами. В басовитых наушниках солирует связка барабаны и бас-гитара, но им не хватает упругости: вступающие в припевах гитары недостаточно четкие. Как и в треке Halestorm — «I like it heavy» при любом тональном балансе наушников в композиции можно услышать что-то своё, оригинальное, но здесь более показателен эффект потери разборчивости, который неизбежно возникает при увеличении количества баса.

 

Arctic Monkeys «AM 2013»

— весь этот альбом записан с форсированным басом, включая и заглавный трек «Do I wanna know». В наушниках с ровной АЧХ бас заполняет всё, но каждая басовая пульсация имеет четко очерченные границы. В наушниках с усиленным басом, низкочастотные звуки смазываются во времени и наплывают друг на друга, маскируя моменты начала и завершения звучания басовых нот. В итоге бас сливается в единый фон и не производит эффекта чётких тяжёлых импульсов.

Nostalgia 77 «Green blades of grass»

с альбома «The Garden», 2005 год. Контрабас может звучать гулко только в момент атаки, затухающая нота звучит чисто. На басовитых наушниках бас гудит практически постоянно. Чем больше в наушниках баса, тем более тяжелым для восприятия будет звучание этой композиции.

Приведённые здесь примеры — это слуховые ориентиры, которые можно использовать за неимением аппаратных измерительных средств. К слову, однажды я даже пытался создать портативный стенд для наушников, что, к сожалению, не увенчалось успехом. Но на самом деле возможность измерить наушники прямо на месте была бы крайне полезной при выборе. Если же вы располагаете измерительными средствами или хотя бы имеете возможность увидеть частотную характеристику наушников, предоставленную производителем, обращайте внимание в первую очередь на среднюю линию. В случае, когда график АЧХ хотя бы при первом приближении стремится к горизонтальной прямой, вы получите звук более сбалансированный и ровный, чем у наушников с АЧХ в виде синусоиды или ниспадающей линии от низких к высоким, которую любят делать современные производители.

Музыканты и звукорежиссёры знают что усиленный бас не даст услышать более важные нюансы, поэтому профессиональные наушники звучат гораздо ровнее тех, что представлены на массовом рынке
При приведении контрольного прослушивания не забывайте об адаптивных особенностях слуха. Первое впечатление — это сравнение звука наушников с тем, что вы слушали непосредственно перед этим (поэтому на сравнительное прослушивание лучше приходить с чистой головой и свободными ушами). Второе впечатление — реальное звучание наушников, но оно длится недолго, поскольку почти сразу же слух адаптируется к новому звучанию, и все характерные особенности перестают быть очевидными. Это тот момент, когда стоит сменить тестируемую пару наушников другими или просто сделать перерыв. Лучше провести несколько коротких сравнительных прослушиваний на хорошо знакомых и понятных музыкальных отрезках, нежели слушать длинные куски или перебирать трек за треком.

Слушайте внимательно, выбирайте с умом, и звук вас не разочарует.

Подготовлено по материалам журнала «Stereo & Video», октябрь 2016 г.
www.stereo.ru
Эту статью прочитали 7 553 раза

Статья входит в разделы:

Интересное о звуке

Лучшая эквализация – ее отсутствие

Очень многие электронные музыканты настолько увлекаются обработкой, что забывают простые и прозрачные истины, проведенные годами.
Возьмем, к примеру, симфонический оркестр, играющий на сцене. К инструментам не применяется никакой обработки, однако музыка звучит вполне чисто и читаемо.

Все дело в подборе первоначальных тембров инструментов, поэтому, располагая инструменты в разных октавах и грамотно подбирая тембры, мы решаем очень многие проблемы еще до их возникновения.

Подбираем эквалайзер

Эквалайзеров существует великое множество, они различны по характеристикам, алгоритму обработки, настройкам. И очень важно понять, в чем же разница между разными видами выполняющих одну и ту же работу приборов.

В первую очередь мы можем поделить эквалайзеры по типу управления на параметрические и графические.

Наиболее удобным для наших целей и часто встречающимся видом являются параметрические эквалайзеры. Здесь мы имеем энное количество регулируемых полос, для каждой из которых мы можем задать три основных регулируемых параметра:

  1. Тип среза (Type)
  2. Работая частота (Frequency)
  3. Добротность (Q) — ширина рабочей полосы вокруг рабочей частоты
  4. Уровень усиления или ослабления полосы (Gain).

Мы можем встретить следующие типы фильтров:

Срезает частоты, расположенные выше установленной частоты.
Срезает частоты, расположенные ниже установленной частоты.
Позволяет увеличивать или уменьшать уровень диапазона.
Позволяет увеличить или уменьшить все частоты от заданной и ниже.
Позволяет увеличить или уменьшить все частоты от заданной и выше.

Графический эквалайзер обладает фиксированным количеством полос, каждая из которых имеет, опять-таки, фиксированную рабочую частоту, добротность и тип.

Далее следует очень важный момент. Все эквалайзеры, не важно параметрические они или графические, можно разделить по принципу работы на фазосдвигающие и линейнофазовые.

Первые из них не компенсируют фазовый сдвиг обрабатываемого диапазона и тем самым немного грязнят звук, вторые эту задержку компенсируют, за счет чего звучат более чисто и выполняют обработку более правдиво.

При этом линейнофазовые эквалайзеры намного более требовательны к ресурсам и использовать их в большом количестве не всегда получится. Поэтому самый оптимальный вариант – это варьировать между первым и вторым типами эквалайзеров в зависимости от степени важности и пребывания в миксе обрабатываемых инструментов. А некоторые эквалайзеры, такие как например, FabFilter Pro-Q позволяют нам осуществлять выбор алгоритма.

В случае общей эквализации микса на стадии мастеринга следует использовать только линейнофазовый эквалайзер.

Также можно отделить еще такой подвид как динамические эквалайзеры. Эти приборы, как нетрудно догадаться из названия, вносят изменения в сигнал только при достижении им определенного уровня.

Если рассматривать пакет Waves, здесь у нас имеется довольно неплохой линейнофазовый компрессор в виде плагина LinEQ и фазосдвигающие эквалайзеры серии Q: Q1, Q2, Q4, Q6 и Q10. Отличаются они количеством полос от 1 до 10 соответственно.

Рассмотрим эквалайзеры серии Q на примере 10-полосного эквалайзера Q10:

Интерфейс плагина предельно минималистичен и понятен. В верхней части – графический дисплей с кривой эквалайзера, внизу – параметры эквалайзера. Полосы обозначены цифрами от 1 до 10, для каждой из полос на панели регулируются все необходимые параметры: тип (Type), уровень (Gain), частота (Freq), добротность (Q). Под фейдерами уровня входного сигнала, расположенным слева находятся кнопки инвертирования фазы соответствующих стереоканалов (о том, что такое противофаза мы поговорим чуть ниже).

Справа от панели параметров расположены фейдеры выходного сигнала, индикатор уровня и маленькая панелька Control вниз. Когда нажата кнопка Link, эквалайзер вносит одинаковые изменения для обоих стереоканалов. Если отжать эту кнопку, мы получим возможность раздельной эквализации правого и левого каналов:

Этот эквалайзер весьма экономичен для ресурсов компьютера и подойдет для большинства канальной обработки. Но не пойдет в случае, если вы хотите получить ультрарезкий срез низких частот.

В таком случае следует обратиться к эквалайзеру LinEq Lowband. Это трехполосный линейнофазовый эквалайзер, предназначенный, как понятно из названия для работы с нижней и нижнесредней частотными полосами. Он позволяет работать с частотами от 11 до 600 Гц.

Рассмотрим интерфейс плагина:

В левой верхней части присутствует переключатель Scale изменяющий диапазон шкалы: 12 либо 30 дБ. Под фейдерами и индикатором выходного сигнала присутствуют переключатели METHOD и DITHER. Первый из них определяет метод обработки, от которого, в свою очередь будет зависеть крутизна срезов:

  • Low Ripple – мягкий срез
  • Normal – по-умолчанию
  • Accurate – резкий срез

Кнопочка Dither включает/выключает дизеринг. Отключать его надо только в том случае, если после LinEq на канале следует другой плагин Waves.

Все остальные параметры стандартны и в комментариях не нуждаются.

Следующий плагин, LinEq Broadband отличается только большим количеством полос (6-полосный) и рабочим диапазоном (23 – 21963 Гц):

Все остальные настройки не отличаются от Lowband вариации.

Этих инструментов должно вполне хватить. Хотя лично я предпочитаю использовать эквалайзер UAD Cambridge, но это уже аппаратно-программная связка и немного другие деньги.

Немного об эквалайзерах

Современные эквалайзеры давно вышли за рамки традиционного подхода к работе с частотами. На рынке существует большое количество различных моделей. Одни эквалайзеры заточены под максимально цифровое звучание, другие эмулируют аналоговые образцы, воздействуя на сигнал подобно их старым предшественникам. Существуют многополосные, динамические, классические, пассивные и линейно-фазовые эквалайзеры. Причем, запутаться в настройках некоторых моделей, новичку не составит особого труда. Далее мы рассмотрим типы эквалайзеров, особенно полезных для сведения нижних частот.

Линейная фаза

Как было замечено в начале, традиционные эквалайзеры могут искажать сигнал. Эти искажения влекут за собой изменения в фазе звукового сигнала. Не всегда эти изменения заметны на слух. Однако, для low cut и high cut фильтров эффект может стать очевидным, так как искажение фазы начинает распространяться на транзиенты, делая их менее прозрачными.

Более того, проблемы могут возникнуть, при попытки сведения эквализированного материала с не подвергнутым обработке или эквализированного по другому. В таком случае, вполне возможна ситуация, в которой разные компоненты фаз обоих сигналов не совпадают и в какой-то степени отменяют друг друга. (Это влечет за собой явную деградацию в миксе).

Решить подобные проблемы помогут линейно-фазовые эквалайзеры. Их фильтры не затрагивают фазу сигнала, воздействуя лишь на частотный состав. Но, у линейно-фазовых фильтров тоже есть свои недостатки. В первую очередь, они вносят задержку (latency) в то время, когда сигнал проходит через плагин.

От своих цифровых собратьев, линейно-фазовые эквалайзеры отличаются наличием настраиваемого параметра разрешения обработки. На высоких значениях этого параметра, эквалайзер работает чище, не затрагивая фазу обрабатываемого сигнала и не добавляя гармоник. При этом, возрастает задержка, поэтому важно найти компромисс между качеством и производительностью во время сведения.

Линейный эквалайзер это скальпель в руках звукорежиссера. А работа с этим инструментом требует некоторого профессионализма. Помните, что этот инструмент используется для решения проблем с фазой. Именно благодаря его чистой работе, пускай в ущерб производительности, его применяют при эквализации низких частот, наиболее чувствительных к изменениям фазы.

Такие плагины как Linear Phase EQ от Waves и Pro-Q 2 от Fabfilter можно назвать студийными стандартами линейной эквализации.

Аналоги и их эмуляции

В противоположность линейно-фазовым эквалайзерам можно противопоставить эмуляции аналоговых эквалайзеров. Главной целью этих плагинов ставится максимальное воссоздание звучания легендарных студийных эквалайзеров. Как следствие, этот тип эквалайзеров искажает сигнал довольно сильно, добавляя в него гармоник и обогащая звук. Хирургическими такие эквалайзеры сложно назвать, они используются в более творческом подходе.

Эквалайзеры данного типа будут весьма полезны при использовании на бочке и басе, благодаря своей сатурации. Она обогащает низкие частоты, а с помощью подходящего компрессора вполне реально добиться винтажного звучания. Эффект работы подобных плагинов особенно чувствуется на низких частотах, потому что они наиболее чувствительны к искажениям.

При работе с эмуляциями, помните о вносимых ими искажениях, здесь тоже важен компромисс, между окрасом и четкостью.

Спектральный анализатор

В идеале, спектральное сведение выполняется на слух, однако за неимением опыта и хорошего мониторинга очень существенно может помочь такой прибор как спектральный анализатор. Суть прибора – графическое отображение амплитудно-частотной характеристики сигнала.

При помощи него мы имеем возможность визуального отображения частотного спектра выбранного инструмента, говоря иными словами, увидим, как интенсивно звучит инструмент на каких частотах. И если мы слышим, например, что в инструменте очень много нижней середине, но не знаем на каких точно частотах, мы можем просто посмотреть по анализатору, какие частоты из этого спектра звучат наиболее громко, и далее делать на эквалайзере срез в точно определенном месте.

Нам отлично подойдет плагин PAZ Analyzer из пакета Waves.

Интерфейс плагина достаточно прост. В верхней области расположен графический дисплей, где отображается график АЧХ сигнала и присутствуют кнопки навигации/изменения масштаба дисплея:

  • Navigate (перемещение по дисплею).
  • Zoom (масштаб)
  • Reset Zoom – сброс настроек масштаба.

В нижней части расположен дисплей панорамной характеристики сигнала и индикатор противофазы стереосигнала, панель настроек и индикатор уровня. Ппанель настроек и управления следует рассмотреть несколько подробнее:

  • LF res – детальность передачи низких частот
  • Freeze – заморозить график АЧХ
  • Show – изменяет режим отображения кривых на графике.
  • Peak Hold – включает или выключает вторичную кривую на которой будут фиксироваться максимальные достигнутые пиковые значения.
  • Clear – очистить дисплей.
  • Detect – переключение между пиковым и RMS-режимами.
  • Response – время обновления сигнала. Чем меньше это значение, тем чаще будет происходить обновление данных анализатора.

При остановке воспроизведения на дисплеи останутся данные последнего полученного сигнала. Для обнуления данных используется кнопочка Clear Mem. Для получения точного значения частоты достаточно кликнуть на кривой АЧХ в нужном месте.

Работать с PAZ Analyzer просто и удобно и я рекомендую использовать именно этот плагин.

Самым удобным и очевидно лучшим способом установки анализатора в проект является установка в разрыв (Insert) мастер секции. При таком варианте установки мы имеем возможность мониторинга любой из дорожек проекта, просто прослушивая ее в режиме Solo. Это просто, удобно, и оптимально для экономии ресурсов.

Пассивный фильтр НЧ для сабвуфера схема

Пассивный фильтр НЧ для сабвуфера своими руками можно сделать за короткое время. Схема не содержит дефицитных деталей и правильно собранная не требует настройки. Простой фильтр низких частот для сабвуфера состоит всего из двух деталей. Это катушка индуктивности и конденсатор. Для того чтобы определить электрические величины этих элементов лучше всего воспользоваться онлайн калькулятором. Для этого нужно набрать в строке поиска «Расчёт LC-фильтров. Онлайн калькулятор». Далее в окне нужно найти следующую таблицу.

Здесь достаточно указать нужную частоту среза, сопротивление нагрузки и нажать «Вычислить». Например, при сопротивлении динамика 4 Ома и частоте среза 220 Гц калькулятор выдаст ёмкость конденсатора в 255,7 микрофарад, а индуктивность 4,09 миллигенри. При сопротивлении головки 8 ом и подавлении «верхов» начиная с 250 Гц, данные будут 112,5 мкф и 7,2 мГн. Сделать фильтр низких частот для сабвуфера можно на простой печатной плате или использовать пластину из текстолита с контактными площадками.

сделать фильтр низких частот для сабвуфера

В качестве конденсаторов используется ёмкость ближайшая по номиналу. В фильтре частот для сабвуфера можно использовать электролитические конденсаторы, но лучше поставить бумажные типа «МБГО», К73-16 или специально предназначенные для акустических систем полипропиленовые ёмкости К78-34. Для получения нужного номинала конденсаторы можно соединять параллельно. Катушки индуктивности можно купить готовые или намотать самостоятельно.

От теории к практике: работа с группами инструментов и автоматизацией

Теперь мы вооружены как теоретическими знаниями, так и необходимым инструментарием и готовы перейти непосредственно к сведению.

Самое первое, что я делаю, когда начинаю сведение – это разделение всех инструментов на группы и далее отправка этих групп на отдельные каналы.

В Cubase для этого имеются два очень удобных средства: папки (Folder Tracks) для визуального деления и групповые каналы (Group Channel Tracks) для коммутации (подробно об этом было рассказано в статье «Cubase SX: продолжаем знакомство»). Аналогичные средства присутствуют и в Logic.

Что мы делаем? Бочка и бас отправляются в одну группу, тарелочки в другую, перкуссия в третью, низкие пэды в четвертую, шумовые эффекты в пятую, и так далее.

Работать с 5-8 групповыми каналами и треками, собранными в папки намного удобнее, чем с несколькими десятками раздельных дорожек.

Далее мы можем начать прослушивание наших групп в Solo режиме и применение первичной эквализации для всей группы, например, срезать нежелательный низ и нижнюю середину на тарелочках и перкуссиях, верхние и бубнящие частоты на низко звучащих пэдах, и.т.д.

Зачастую такие вот комплексные решения бывают намного эффективнее, чем эквализация отдельных инструментов и практически всегда помогают намного быстрее понять реальную картину.

После того как инструменты поделены на группы и группы предварительно эквализованы, можно начинать поиск конфликтов уже между инструментами внутри групп, прослушивая их как в Solo-режиме вместе с элементами той же группы, так и с другими группами инструментов, звучащими одновременно с обрабатываемой.

Следующий важный момент – автоматизация работы эквалайзера. Зачастую, один и тот же инструмент на протяжении композиции в разных ее местах может звучать вместе с различными инструментами, и, решив конфликт в одном месте, мы можем усугубить его в другом. Поэтому рационально использовать автоматизацию работы эквалайзера и менять его параметры в зависимости от присутствия других инструментов в данном эпизоде композиции. Только так мы можем получить чистое звучание инструмента во всей композиции и не убить его кучей эквалайзерных вырезов, в некоторых эпизодах совершенно не нужных.

Проблемы моно-совместимости

Очень многие и по сей день говорят о проблеме моно-совместимости, хотя монофонический формат ныне актуален разве что для замшелых русских телесериалов и передач. Говоря же по отношению к музыке, здесь уже давно безраздельно правит стерео, однако вопрос моно-совместимости полностью снимать с повестки нельзя.

Давайте попробуем вникнуть в суть проблемы и разобраться, в каких же случаях могут возникнуть проблемы с прослушиванием в моно.

Во-первых, все наши художественные разбросы панорамы пропадут и это самая меньшая проблема. Во-вторых, если вы используете описанный выше способ решения конфликтов при помощи панорамирования, в монофоническом режиме мы услышим полную кашу.

Но есть и третий момент, касающийся противофазных явлений в стереоэффектах. Он нуждается в дополнительном пояснении.

Как мы все хорошо знаем, любой звук физически представляет собой волну определенной формы, частоты, амплитуды. Любая волна имеет полярность, фазу, или проще говоря, направление волны. Ниже приведены обычный синус и рядом тот же самый синус, только с противоположной полярностью, или, говоря иными словами, инверсный синус:

Обычный синус Инверсированная полярность

Математика звука такова, что при сложении (суммировании), звуки, имеющие одинаковую волну, но противоположные полярности, взаимно уничтожаются, и на выходе будет абсолютная тишина.

Зачастую некоторые звуки, особенно со стерео-дилеями имеют противоположную фазу в стереоканалах. При прослушивании таких звуков в моно, где 2 канала сольются, эти явления чреваты тем, что часть сигнала может просто аннулироваться.

Как же нам определить противофазные явления в миксе и как с ними бороться? Да и надо ли? Бороться следует в том случае, если вы готовите музыкальный материал для телевизионной передачи или же радио-версию композиции. В остальных случаях, моно-совместимостью, пожалуй, можно и пренебречь.

Теперь о том, как отследить и как бороться.

В этом нам поможет уже знакомый нам PAZ Analyzer и обычный инструмент стерео-панорамирования для сужения панорамы некоторых инструментов, такой как например канальный Stereo Dual Panner в Cubase:

В рассмотренном нами выше анализаторе Waves PAZ Analyzer имеется индикатор противофазы. В случае если мы имеем противофазные явления между стереоканалов, на индикаторе появятся сигналы в красной области:

После сужения общей панорамы до 72 градусов картина меняется следующим образом:

Однако первопричину таких явлений лучше всего искать в стереоэффектах синтезированных инструментов, таких как напрмер стерео-дилэй. В случае если это действительно так, самое верное решение – немного понизить ширину панорамы на самом эффекте, так как сужение общей панорамы может сказаться далеко не лучшим образом на звучании всего инструмента.

Оформление для динамика

Одними из самых распространённых коробов считаются закрытый ящик и фазоинвертор.

  1. Закрытые ящики используют в SQ — системах, которые направлены на качество звучания. Если у вас открытый кузов автомобиля типа универсала или хэтчбэка, то достаточно использовать 10-дюймовый динамик. Если у вас седан, то лучше в закрытый ящик устанавливать 12-дюймовый динамик, иначе есть шанс, что его не будет слышно.
  2. Следующий вид коробов — фазоинвертор.

Мы не будем сейчас подробно останавливаться на коробах, так как у нас уже есть отличная статья о том, как влияет короб на звук. В ней мы подробно рассмотрели упомянутые акустические оформления, проанализировав минусы и плюсы каждого.

Следует отметить, что самый популярный короб – это фазоинвертор, его используют в 80% случаев.

Закрытые же ящики используются не так часто. С чем это связано, какова причина такой разницы? Всё очень просто: сейчас популярность набирают системы, которые обладают максимальной громкостью. Однако, все дело в том, что определить, насколько качественно играет сабвуфер, зачастую не так просто, особенно, если в этом нет опыта и не с чем сравнить. Когда же мы садимся в автомобиль с высоким звуковым давлением, где все вокруг трясется, и мы всем телом ощущаем бас, тут любой новичке сможет почувствовать разницу. Такие системы в основном собираются на коробах типа фазоинверторов.

Вообще, есть большое количество различных видов коробов: ЧВ (четвертьволновой резонатор), лабиринты, бандпассы, рупоры – подобные акустические оформления используются не так часто. В дальнейшем, мы их тоже рассмотрим и добавим в статью.

Под какой короб подойдет динамик?

Определить, для какого оформления лучше подойдёт динамик, мы можем по следующей формуле:

Посчитав по этой формуле вы сможете определить для какого оформления подойдет динамик

Если по этой формуле результат получился 50 или меньше, то, следовательно, динамик отлично подходит для работы в закрытом ящике. Если же показатель больше 50, то этот динамик хорошо подойдёт для работы в фазоинверторе, превышает 100 – то лучше установить этот сабвуфер в оформление банд пасс.

Пример на последок: тяжелый случай

Специально для этого материала я подготовил небольшой демонстрационный пример состоящий из кусочка композиции.

Инструментов в «композиции» немного – пилообразный бас, один солирующий синт, один аккомпанемирующий, шумовые эффекты, ударные. Однако инструменты были специально подобраны таким образом, чтобы без обработки звучали как полнейшая каша. Послушаем инструменты по отдельности:

Синт 1:

Синт 2:

Бас:

Что мы имеем? Пилообразный бас сам по себе имеет довольно широкий спектр. Остальные два инструмента расположены в пределах одной октавы и будут совершенно явно конфликтовать.

В таком случае вырисовывается вполне очевидная последовательность действий – сначала решить частотный конфликт между двумя синтезаторами и далее сделать ямку в спектра баса под тот диапазон, в котором будут звучать синтезаторы.

Так звучат оба синтезатора вместе без обработки:

Каша полнейшая. Было решено сразу же срезать все частоты ниже 230 Гц и выше 1,2 КГц на первом синтезаторе:

Жестоко конечно, ничего не скажешь. Но тем самым мы оставили только главную суть инструмента, отрезав все лишнее. При прослушивании пары инструментов каша остается, но уже существенно меньше:

Теперь необходимо эквализовать второй инструмент. Так как его роль – аккомпанемирующая, быть силишком уж жирным ему явно не нужно. Его достаточно сделать тоненьким и прозрачно звучащим вместе с первым инструментом. Для этого я отрезал все частоты лежащие ниже 600 Гц и сделал небольшую ямочку в районе 1000 Гц:

Теперь оба инструменты спектрально разделены, один из них мы поселили в нижней середине, другой чуть выше. Звучит все это примерно следующим образом:

Теперь настало время послушать эту пару инструментов вместе с басом:

Звучит просто отвратительно, бас звучит слишком интенсивно на средних частотах и перекрывает собою все остальное. Над басом пришлось потрудиться чуть больше, нежели над прошлыми двумя инструментами:

Во-первых, были сделаны ямочки под инструменты в районе среднечастного сектора. Маленький вырез на 54 Гц был сделан для улучшения ритмики и к укладке инструментов никакого отношения не имеет. Послушаем, как изменилась картина:

Хай-хеты в композиции представлены в виде двух лупов. Они были отправлены на группу, где были разом срезаны все нижние частоты и сделан небольшой вырез в районе нижней середины.

Теперь давайте послушаем, что же из всего этого получилось:

Не идеал конечно, но звучит, тем более, это всего лишь демонстрационный пример к статье. А теперь, забавы ради послушаем, как звучит все то же без использования эквализации вообще (все эквалайзеры в Bypass):

Аккомпанемент перебивает соло, бас звучит очень грубо, вылезает и перекрывает все остальное.

Микс не читаем.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *