Доброго времени суток, Датагорцы! Этот проект был создан по причине страстного желания послушать электростатические излучатели звука. Я многократно читал интригующие и восторженные отзывы: точная передача, ровная частотная характеристика, объёмная сцена и т. д. и т. п. Надо ли говорить, что я заинтересовался электростатами. Оказалось, что для работы электростатических наушников требуется еще и специальный высоковольтный усилитель, создающий напряжение поляризации. У лидера индустрии, фирмы Stax
, можно купить такой комплектик за скромную сумму от 80 до 300 тысяч рублей. Читая о Стаксах, я понял, что сейчас поддержать этого производителя как-то не готов. Поэтому я потратил некоторое время на поиск и изучение материалов по теме, а затем несколько вечеров на сборку.

 

Дальше — подробно об изготовлении комплекта электростатических наушников и высоковольтного усилителя.

↑ Приступим к наушникам

Приобретаем простые дешёвые наушники типа Philips SHP2000. В последующем именно они станут донорами корпусов.
Наушники Philips SHP2000
Нужно выполнить следующие операции:
1. Разбираем наушники (аккуратней не повредите корпус ведь именно из-за него мы их и приобретали).

2. Демонтируем динамические излучатели. Аккуратно извлеките их. Внешне излучатели выглядят неплохо и, возможно, вы их примените в какой-нибудь другой конструкции. Должны получиться детали без механических повреждений, как на фото ниже.

 

3. Заготавливаем из двухстороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм и диаметром 77 мм вот такие заготовки:

4. Из заготовок в соответствии с этим чертежом необходимо изготовить изоляторы:


Обращаю ваше внимание: изоляторов должно быть четыре, два по рисунку 1 и два по рисунку 2. вырез в изоляторе предназначен для пайки к внутреннему слою фольги токопроводящих проводников.

5. Когда изоляторы готовы, приступаем к плёнке (мембране).

 

↑ Сборка изоляторов

Делаем последовательно:
1. Приобретаем китайское сито из нержавейки. Сито должно быть достаточно большое, чтобы получилось 4 круга диаметром 63 мм. Для начала разбираем сито и расправляем его, удаляя вмятины. Сито должно быть ровным!

2. Облуживаем сито по краю, как показано на чертеже далее. Ширина зоны лужения — 0,5…1,5 мм. Тут без применения ортофосфорной кислоты не обойтись. После лужения сита, его необходимо отмыть от остатков флюса. Я пользовался о на предприятии. По рекомендациям в интернете можно использовать смесь из равной пропорции спирта и бензина «Калоша». Я лично не пробовал, ничего сказать не могу.

3. Теперь припаиваем наше сито на изоляторы, используя канифоль, согласно чертежу ниже. После пайки канифоль довольно просто смыть спиртом. Перед тем как припаять неправильно посмотрите чертёж собранного изделия и только после этого приступайте к пайке. Фото готовых изоляторов с напаянным ситом ниже. Так как я делал первый раз, на фото показан провод, припаянный к внутренней фольге изолятора.

4. Теперь готовим эпоксидную смолу не более 3 гр. (больше не понадобится) добавляем в неё графитовый порошок, где-то 0,5-1 г. на 3 г. смолы.

5. Нанеся на изоляторы (2 шт. для разных каналов) по радиусу 31,5 мм (ориентировочно) исключая попадания в сквозные отверстия и внутрь излучателя излишков клея приклеиваем на уже высохшую, к тому времени мембрану. Можно сложить с обеих сторон мембраны изоляторы и стянуть изоляторы между собой винтами через отверстия. Но лучше оставить изоляторы до той поры, пока не затвердеет смола.

6. На следующий день или ранее, если смола достаточно затвердела, можно приклеивать на вторую сторону изоляторы согласно чертежу ниже:


На чертеже показано вид снизу на выемки в изоляторах. Обратите внимание до того, как приклеить! Если видно, что мембрана несколько провисает, её можно натянуть, подув на неё горячим воздухом из фена (желательно контролируя термопарой температуру выходного воздуха). Равномерно прогревая мембрану, добиваемся равномерного натяжения без сборок (!).

↑ Финальная сборка


Припаиваем провода согласно чертежу ниже.

 


Монтируем излучатели в корпуса наушников согласно рисунку. В корпусе наушника вырезаем отверстие по размеру излучателя и монтируем при помощи термоклея. Вырезая отверстие, руководствуйтесь фотографией. К сожалению, фотографии промежуточного процесса у меня нет.
Нюанс!

Для исключения замыкания проводников саморезами через монтажное отверстие, на саморезы надеваем изоляционные трубки.

Далее припаиваем провода (я припаивал МГТФ). На провода надеваем термоусадку и усаживаем. На конце провода распаиваем на любые удобные разъёмы, которые выдерживают напряжение 600-1000В (я распаял на разъёмы XLR). При моем поляризующем напряжении 800…900В разъёмы XLR не пробиваются. Ну, можно считать, что наушники готовы.

Наушники Stax SR-009

Отзывы

— Козлов С.

Плюсы: Звук, эргономика, качество сборки.

Минусы: Необходимость использования специфического усилителя.

Коммент: Учитывая появление множества наушников с более высокой стоимостью и несравнимым даже близко качеством звучания, стоимость «девяток» уже не вызывает вопросов. Никакие планары даже и близко не стояли. Что касается жанровости, то наушники ориентированы в большей степени на живую музыку. Джаз и классика бесподобны. Неплохо справляются даже с классическим роком, но для «басхедов», воспитанных на Радиотехнике и пластиковых бумбоксах, которым даже ATH-40x c и без того задранными басами кажутся абсолютно плоскими, категорически противопоказаны. Не стоит микроскопом забивать гвозди.

 

— Колпаков Александр

Плюсы: Звук на высоте, ничего не скажешь, но….

Минусы: Край НЕНАДЕЖНЫЕ! Категорически НЕ СОВЕТУЮ СВЯЗЫВАТЬСЯ С ЭТОЙ МОДЕЛЬЮ СТАКСОВ!!!!!!!! Даже не подходите!!!!! У меня бы их 2 штуки и у ОБОИХ накрылось одно ухо. Первые проработали 2 года, вторые чуть больше года ( причём вторые практически очень мало крутились и были как новые) У обоих уровнь на одном ухе упал примерно на 8дб. Это сразу стало слышно и ни о какой аудиофилии больше речь идти не могла. Ремонту НЕ ПОДЛЕЖАТ!!! В сервисном центре передложили только полную замену двух амбрашюр на новые. Цена за ремонт 250 тыс руб. Вот так. И я точно знаю ещё одного человека, у которого случилась точно такая же беда! Это просто ПОЗОР для столь «серьезной фирмы» претендующей на звание лучшей! :(((((((((((((( Если у вас была такая же проблема — напишите мне на [email protected] Интересно просто сколько таких пострадавших как я

— Лыков Станислав

Плюсы: Лучшие наушники что я слышал, причём без всяких «но», просто лучшие, причём это довольно очевидно.

Минусы: — Соотношение цена/качество ужасно, но конкурентов то нет, поэтому оправдан любой ценник… если учесть цены на нынешние топы (HD800, HE-6, LCD-3 и т.д.), то я бы поставил цену на 009 порядка 3000 долларов; — Необходимость специального усилителя для электростатических наушников; — Повышенные требования как к оборудованию в звуковом тракте (смена любого провода отразиться на звуке… да что там провода, софтовые плеера звучат в этих наушниках по разному), так и к собственно к качеству записи (малейшие огрехи в записи вы услышите в полный рост); — Неадекватная политика дистрибьюторских цен в России у фирмы STAX (в США 009 стоят около 5200 долларов, в России же 240-250 тысяч…).

Коммент: Я рад что купил эти наушники, т.к. теперь просто закрыл вопрос с наушниками, минусов в звуке не слышу, даже более того звучание 009 лучше чем я себе представлял идеальный звук в наушниках… Стоит ли это столь значительный переплаты? Для меня лично ответ однозначный — стоит… другое вопрос что конечно же хотелось бы чтобы STAX не были такими барыгами с безбожным завышением цены, но в отсутствии конкуренции я могу их понять… Конкретно писать о каких то особенностях звука этих наушниках сложно, т.к. тупо начнутся воспевания их совершенства, но кое что отмечу: сравнивали тут их с LCD-2 с не штатным кабелем (кабель от CablePro стоимостью порядка 650 баксов), так вот на старом роке (Pink Floyd) и джазе с атмосферой джаз клуба стало при сравнении наушников понятно, что 009 плохо передают атмосферу таких записей, в 009 они звучат как будто музыканты во фраках дают концерт в филармонии, т.е. всё безумно чисто и красиво, но к реальности ближе были LCD-2… при этом «сказки» от 009 мне понравились чуть ли не больше, чем «правда» от LCD-2… но факт остаётся фактом — 009 временами «рисуют сказки» и отрываются от того что задумывал исполнитель при записи музыки, так что для многих это может оказаться минусом, для меня же это минусом не является, тем более что без прямого сравнения с LCD-2 я бы этого не уловил даже.

Показать все отзывы о Наушники Stax SR-009
Обзоры Наушники Stax SR-009 Показать все обзоры Наушники Stax SR-009

 

 

↑ Теперь дело за высоковольтным усилителем

Планировалось, что усилитель будет выглядеть вот так:


Но то, что получилось, смотрите далее, несколько отличается. Изучил материалы по электростатам на сайтах audiodesignguide.com и dddac.de. Был и ещё ресурс, откуда я взял вот эту схему за основу:


Но, к сожалению, ресурс недоступен на данный момент и ссылку не могу привести.
Схема моего высоковольтного усилителя приведена ниже.

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

структуру умножителя напряжения на 2 или на 4 не привожу. Думаю, все найдут его схему в Сети при желании.

В схеме применены доступные элементы. Полевые транзисторы КП103Л вместо J271, вместо KSA1156 применил наши КТ9115, вместо лампы 6S4 применил 6Н23П (причина проста — высокое допустимое напряжение на аноде при закрытой лампе). Выходной каскад не собирал — хотелось очень услышать и оценить звук электростатов. Да чуть не забыл: взамен биполярных транзисторов применил полевые КП902Б (были в наличии + имеют большую линейность, пусть и работают в токовом зеркале). Печатная плата не разрабатывалась, все собиралось на макетной плате.

Резисторами в истоках КП103Л устанавливаем выходное напряжение относительно общего провода (желательно ноль Вольт). Диапазон напряжений возможен 0…20В, что на качество звука не влияет. При исправных элементах схема заработает сразу. Подаём звук на вход и можно прослушивать. Амплитуда максимального выходного напряжения между выходами и статорами «+» и «-» должно быть в пределах 120В.

Недостатки текущей схемы:

 

— Наушники с зазором 1,5 мм с данной амплитудой играют не достаточно громко. Для данных наушников нужна амплитуда сигнала между статорами минимум 250…300В. — На данной схеме получить амплитуду более 120в не представляется возможным по причине отсечки тока входных транзисторов (КП103Л) при амплитуде вход сигнала 0,7-1В (менее 0,7В отсечка не наблюдается и звук чистый).

 

 

ВХОД НА САЙТ

Полученный для тестирования комплект был ранее прогрет, поэтому мы сразу приступили к прослушиванию. В качестве источника использовался топовый CD-проигрыватель Isis британской компании Rega. При прослушивании использовались тестовый диск «XRCD Digital K2 Sample» и специально припасенный нами для этого случая фирменный диск с бинауральной записью «Audio Stax. The Space Sound CD. Dummy Head Recording». «XRCD Digital K2 Sample» содержит в основном джазовые и классические произведения, богат инструментальными пассажами, прекрасно подобранными женскими и мужскими вокальными партиями. Уже первые композиции со струнными инструментами выявили возушность и легкость звукового образа, воспроизводимого связкой из 303 модели наушников с гибридным усилителем. Очень точно система транслирует сложную обертональную структуру звучания скрипок и контрабасов, великолепен в ее исполнении рояль. Звучание богато деталями. Женский вокал чист и прозрачен, мужской баритон «переливается бархатом». Сцена строится очень качественно, достаточно подробно ощущается не только взаимное расположение инструментов и солистов, но и расстояние до слушателя. Тонально звучание также весьма сбалансированно. Бас не самый рекордный по глубине погружения, зато настолько точный, что его недостака отнюдь не ощущается. Как говорится, дело здесь не в количестве баса, а в его качестве – «лучше, меньше, да лучше». Отдельно хочется отметить уникальную способность системы сохранять высокую верность воспроизведения и иметь одинаковый характер звучания в достаточно широком диапазоне громкости, чего очень сложно добиться даже от дорогих динамических акустических систем и, тем более, – наушников, вследствие конструктивных особенностей их драйверов. Даже на высоких уровнях громкости не возникает ощущения зажатости и скомканности звукового образа, искажения минимальны во всем частотном диапазоне. Связка усилителя и наушников обладает отличными динамическими характеристиками. Когда мощно вступает оркестровая часть в композиции «Вечерний звон» на сэмплере XRCD – слушатель может в полной мере ощутить весь напор, всю атаку и драматизм происходящего, и в то же время звучание вокала при этом отчетливо и не тонет в общем «взрыве страстей».

Диск «Audio Stax. The Space Sound CD. Dummy Head Recording» записан по бинауральной технологии с использованием искусственной головы Neuman KU 81i и позволяет при прослушивании в качественных наушниках ощутить не просто стереопанораму, а полноценный трехмерный эффект записи. Здесь Stax SR-303 также показали свои незаурядные способности – трехмерная панорама разворачивалась не только во фронтальной полусфере, но были отчетливо осязаемы отражения от стен позади слушателя – ни с чем не сравнимое впечатление!

 

Обзор Stax SRM-D10
Обзор Stax SRM-D10
Обзор Stax SRM-D10
Обзор Stax SRM-D10
Обзор Stax SRM-D10

 

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *