У MC-головок много преимуществ. Но есть и большой минус – несъемная игла

 

Для многих любителей винила выбор головки звукоснимателя – это по-настоящему больной вопрос. Всем хочется приобрести оптимальный по качеству вариант в рамках небольшого бюджета. Не так ли? А возможно ли это? И что, действительно, лучше: головка звукоснимателя MM или MC? Что служит основным критерием выбора? И в чем между ними разница?

Начнем с азов (так будет правильнее, на наш взгляд), ведь кто-то из читателей, наверняка, является новичком в этой теме и впервые столкнулся с проблемой выбора головки звукоснимателя, с особенностями, спецификой, разновидностями и функциями этой детали проигрывателя.

Какова роль головки звукоснимателя?

Головка звукоснимателя преобразовывает модуляции звуковой канавки пластинки в электрический сигнал. То есть задача этой детали – превратить механическую энергию в электрическую и передать ее на громкоговоритель системы воспроизведения, который уже, в свою очередь, производит преобразование электросигнала в чистую энергию звуковых волн.

 

Составляющие звукоснимателя и принцип действия

Любой звукосниматель имеет иглу, иглодержатель, генерирующую систему и корпус, в котором все это и находится. Кстати, корпус служит защитой «начинки» от внешних воздействий и повреждений. Иголка, как правило, сделана из алмаза (только этот материал обеспечивает максимальную износостойкость и прочность иглы). Она закрепляется на специальном иглодержателе (он обычно расположен в нижней части корпуса и выглядит как маленький рычаг). Иголка двигается в разных направлениях в соответствии с модуляцией звуковой канавки. Ее движение с помощи иглодержателя передается генерирующей системе. Именно так механическая энергия преобразуется в электрический сигнал.

MM-головки звукоснимателя более демократичны по цене, но при этом они уступают в некоторых характеристиках своим МС-«собратьям»

 

 

Игла звукоснимателя

Слева (а
) — стальная патефонная игла. Справа (
б
) — игла электрофона (кристалл на держателе). Так как одна стальная игла была рассчитана только на одно проигрывание, в патефоне был отсек для хранения иголок.

Игла́ звукоснима́теля

— игла, перемещающаяся заострённым (коническим) концом по звуковой дорожке, при этом её неровности заставляют иглу колебаться с определённой частотой, тем самым позволяя услышать записанный на грампластинку звук.

 

Патефонная (граммофонная) игла — заострённый стальной стержень, острый конец — сфера определённого радиуса. Патефонная игла вставлялась в держатель, соединённый с мембраной, игла закреплялась в нём винтом. В зависимости от радиуса заточки острия различали иглы «тихого тона», «среднего» и «громкого». Стальная патефонная игла служила недолго, всего несколько минут работы на шеллачной пластинке, затем она стачивалась и её следовало заменить, иначе она начала бы портить пластинки. На конвертах советских грампластинок всегда размещалось предупреждение о недопустимости использования играных игл. Применялись также стальные иглы с твердым (корундовым) наконечником, более долговечные, но и более дорогие. Некоторое распространение получили также «мягкие» иглы, например, из древесины бамбука. Их использовали, например, для проверки медных оригиналов после записи на рекордере, или для проигрывания особо ценных пластинок. Мягкие иглы почти не изнашивали пластинку, но очень плохо воспроизводили высокие частоты.

Игла для электрофона представляет собой маленький кристалл твёрдого минерала, закреплённый на металлическом держателе. В недорогих иглах используется кристалл корунда, в дорогих — кристалл значительно более твёрдого алмаза. Металлический держатель кристалла через демпфер закрепляется в пластмассовой оправке.

Размеры кристалла, закреплённого на держателе для воспроизведения с любых долгоиграющих (моно-, стерео- или квадро-) пластинок одинаковы: радиус закругления конической части 18±5 мкм, диаметр 0,35 . Для лучшего огибания извилин канавки иглой и более полного соответствия колебаний иглы колебаниям резца при записи применяют иглы эллиптического сечения (большая ось эллипса ориентирована поперёк канавки грампластинки).

Игла электрофона (кристалл на держателе в пластмассовой оправке) устанавливается в голову звукоснимателя.

MM (головки с подвижным магнитом) и MC (головки с подвижной катушкой): особенности и преимущества

MM-головки, как и MC-головки обладают рядом преимуществ: малой прижимной силой, широким диапазоном воспроизводимых частот, хорошим разделением между звуковыми стереоканалами, четким «огибанием» канавки виниловой пластинки и высокой гибкостью подвижной системы.

В звукоснимателях с подвижным магнитом (MM-головки) есть маленькие магниты, прикрепленные к иглодержателю. Они двигаются в неподвижной катушке, которая находится в самом корпусе звукоснимателя. Магнитное поле, образованное движением этих магнитов, создает в катушке электрическое напряжение. Это и есть будущий звуковой сигнал.

Такой же физический принцип присутствует и в работе звукоснимателей с подвижной катушкой (MC-головки). Но в этом случае магниты всегда остаются полностью неподвижными. Движение осуществляет только катушка. Такой тип звукоснимателей имеют меньшую движущуюся массу по сравнению с аналогами, обладающими подвижными магнитами. Данная особенность позволяет MC-головкам лучше, более подробно следовать по канавке носителя. К тому же эксперты утверждают, что головки звукоснимателя с подвижной катушкой обладают лучшей переходной характеристикой в отличие от MM-головок, потому что в движение приводится меньшая масса. В связи с этой особенностью MC-головки с движущейся катушкой могут наиболее четко и быстро отслеживать оперативные изменения сигнала, записанного на виниле.

Об этом нужно знать: минусы

MC-головки звукоснимателя с подвижной катушкой, как правило, имеют несменяемую иглу. Это их основной минус. Если игла становится неисправной, то вам придется менять весь звукосниматель на новый. Так же MC-головки обладают низкой чувствительностью по причине ограничения числа витков катушек. А их цена при этом значительно выше MM-головок, что тоже нельзя отнести к преимуществам. В MM-головках с подвижными магнитами в отличие от своего «собрата», напротив, иголка легко заменяется. И стоимость радует своей демократичностью. Но есть и минусы: использование магнита только с большой магнитной энергией, а также с небольшой массой с целью увеличения чувствительности самой головки и ее верхней граничной частоты. Из-за этого часто возникают нелинейные искажения (более заметные, чем у МС-головок).

 

 

Фонокорректор Perreaux Silhouette SXV2

Достоинства

 

— Широкий диапазон настроек Неплохая динамика

— Отсутствие жанровых предпочтений

Недостатки

— Упрощенное жесткое «транзисторное» звучание

Аппарат собран в одном небольшом и аккуратном корпусе. имеются один вход и один выход, балансной коммутации не предусмотрено. Учитывая небольшие размеры и вес корректора стоит учитывать толщину и жесткость сетевого и сигнальных кабелей. Все настройки под различные типы головок задаются поканально, при помощи переключателей расположенных на задней панели. Выбор настроек достаточно большой: можно выбирать емкость, сопротивление, степень усиления, а так же типы кривых RIAA и IEC RIAA. Ступеней настроек вполне достаточно для того, чтобы точно подстроиться под большинство имеющихся типов головок.

Внутри все достаточно просто, схему или элементную базу, учитывая цену, уже не назовешь впечатляющей. Монтаж — аккуратный. Дополнительного экранирования нет

Главное при настройке не забывать, что группы переключателей расположены зеркально по отношению друг к другу, впрочем, все переключатели пронумерованы. если заглянуть внутрь, то можно увидеть относительно несложную схемотехнику, среднестатистические монтаж и сборку, а также самые обычные комплектующие. Приработка аппарата средняя по длительности и не самая комфортная — в процессе, звук достаточно долго остается жестким. но и позже в звучании все равно остается явный транзисторный окрас и некая жесткость. Скорости и четкости звучанию вполне хватает, но в целом картина слышится слегка упрощенной. нюансы записей сглаживаются. Складывается впечатление, что записи, которые привычно слышать разными по подаче, вдруг приобретают подачу почти схожую.

Глубина сцены и проработка планов — чуть лучше среднего, но сцена, скорее, камерная. тонкие музыкальные моменты, интонации и переливы эмоциональных планов в музыкальных произведениях чувствительно упрощаются, аппарату явно не хватает сил, чтобы раскрыть все богатство звука разноплановых записей и разных жанров. Впрочем, нет и жанровых предпочтений, все подается одинаково, и даже на быстрых и насыщенных симфонических произведениях с разборчивостью или скоростью явных проблем не возникает. В плане частотного диапазона — все звучит ровно, без заметных провалов или преобладания каких-то частот. С ММ головками аппарат работает заметно увереннее, чем с МС. Таким образом, корректор, при всей его универсальности в плане настроек, нельзя отнести к самым музыкальным в нашем тесте. В то же время и своего явного характера, почерка, кроме разве что транзисторного привкуса, у аппарата не нашлось.

 

На что обратить внимание при выборе головки звукоснимателя?

Если вы решили (или вынуждены) сменить головку звукоснимателя, то вам следует учитывать материал, из которого произведен иглодержатель, а также форму самой иглы.

Современный рынок предлагает большой выбор иголок:

  1. К недорогим и простым относят сферические или, как их еще называют, – конические иглы. Они выглядят как маленький кусочек природного алмаза, который за счет специальной шлифовки и обработки получил коническую форму. Радиус иглы такого типа обычно не превышает 15 мкм, так как конец иголки должен легко погружаться в разъем звуковой канавки пластинки. Но будем откровенны – иголки конического типа не могут максимально точно отследить модуляцию звуковой канавки в силу различия своей формы с резцом записывающей головки. Такая особенность может привести даже к «выталкиванию» из канавки иглы.
  2. Эллиптические иглы не допустят возникновения вышеописанной проблемы. Этот тип игл имеет овальное острие в сечении с 2-мя плоскими поверхностями, а не круглый кончик. Поэтому иглы эллиптической формы в большей степени соответствует конфигурации канавки. Это минимизирует искажения и предотвращает «выталквание» и «неогибание». Благодаря четкому следованию за модуляцией высоких частот, эллиптическая иголка может равномерно распределять давление на большую площадь поверхности. Данное свойство значительно сокращает износ виниловой пластинки.
  3. Гиперэллиптические иглы (Ван Ден Гула; Шибата и некоторые другие) имеют наиболее острый конец. Поэтому их, пожалуй, можно назвать самыми лучшими и совершенными. Но при этом данный класс иголок требуют самой точной настройки и установки головки звукоснимателя по сравнению с более простыми вариантами.
  4. Также существуют специальные микрогребни (как один из подтипов эллиптической иголки). Они обладают маленькими канавками, расположенными по обеим сторонам своего острия. Даже при довольно сильном износе, иглы такого типа все равно сохраняют оригинальную форму. А это позволяет не искажать взаимодействие между звуковой канавкой и иголкой.

Форма иглы также влияет на расположение точек контакта иглы со стенками канавки по отношению к резцу

Что касается иглодержателя, то его основная роль заключается в том, чтобы передавать механические колебания стилуса (иглы) на фонокорректор. Хороший иглодержатель – это жесткая и легкая деталь. Он не должен быть резонирующим. Детали лучшей жесткости и малой массы (что идеально) производятся из бериллия, керамики, алмаза, бора, титана, сапфира или рубина. Часто иглодержатели делают полыми (для минимизации веса детали), а иногда наоборот – заполняют специальным материалом, позволяющим хорошо демпфировать резонансы.

ММ или МС?

MM или МС?

Человек, который несколько лет назад посвящал меня в таинства винила, напутствовал: «Занесет тебя на какие-нибудь форумы, начитаешься про головки-тонармы – никому не верь. Я тебе поставил прекрасное сочетание легкого тонарма с винтажной податливой головкой – слушай, получай удовольствие. А начнешь, как некоторые, страдать фигней – бесконечно менять головы и тонармы – изведешься, просадишь бабло, и звука лучше не будет».

Я верил наставнику, но года через три все-таки поддался любопытству и протестировал шесть или семь хороших проигрывателей с МС картриджами. Не буду их перечислять, и скажу только, что правота наставника тогда полностью подтвердилась. Звучание всех испытанных проигрывателей, кроме одного, нравилось мне меньше, чем звучание собранной наставником вертушки с винтажным ММ картриджем и легким тонармом. А единственный МС картридж, который превосходил ММ на пластинках, выпущенных после 1984 года, слишком детально воспроизводил музыку 70х, отчего она словно разваливалась на составляющие. Да и стоил тот МС картридж вчетверо дороже всего моего первого проигрывателя — на фото внизу: ADC XLM mk II Improved на тонарме Mayware Formula IV.

В то время я готов был кричать на каждом углу, что «винтажные податливые головы на легких тонармах – абсолютная виниловая истина», и больше не собирался тратить на углубление в тему МС ни минуты.

 

Однако, по мере развития сайта hiendmusic и увеличения числа заказов на сборку систем «под ключ», я погрузился в эту тему намного глубже, чем раньше. Теперь это стало профессией, и я мог позволить себе заниматься тестированием тонармов и картриджей по несколько часов в день много недель подряд, и тестировать компоненты суммарной стоимостью в десятки тысяч долларов, не покупая их.

Перепробовав множество картриджей на самых разных тонармах, я хочу теперь вернуться к утверждению своего наставника, вынесенному в начало статьи, и дополнить его. Теперь мою «абсолютную виниловую истину» относительно ММ и МС можно сформулировать в десяти тезисах:

ТЕЗИС ПЕРВЫЙ:

В бюджетном сегменте до 1000 долларов за картридж сочетание лучших винтажных ММ голов высокой податливости с легкими тонармами действительно дает самое лучшее звучание. При условии, что вы не слушаете симфоническую музыку и поздний тяжелый металл (начиная с середины 80х), когда бороздки на пластинках начали записывать плотнее, и LP стали вмещать по 50 с лишним минут музыки. На фото — самый бюджетный поигрыватель от hiendmusic, собранный по такому принципу — его стоимость чуть больше 800 долларов.

ТЕЗИС ВТОРОЙ:

Некоторые МС в бюджете до 1000 долларов могут воспроизводить симфоническую музыку и поздний металл лучше винтажных ММ, но всю остальную музыку будут играть хуже. Сочетание винтажных ММ и недорогих МС на одном проигрывателе (стол с двумя тонармами) позволяет небольшими средствами решить задачу качественного воспроизведения любых пластинок. Качественного, но не сногсшибательного. На фото — стол с двумя тонармами от hiendmusic: двендцатидюймовый Moerch DP6 для винтажной податливой ММ под рок-музыку и тяжелый SAEC WE407 для низкоподатливой винтажной МС Fidelity Research под классику.

ТЕЗИС ТРЕТИЙ:

С бюджетом 1000-1500 долларов за картридж можно подобрать МС головы, способные давать примерно такой же результат, как лучшие винтажные ММ, но симфоническую музыку и поздний металл они преподнесут более выигрышно. Исходя из этого, покупка МС картриджа за 1000 долларов может быть выгоднее комбинации винтажной ММ и недорогой МС на проигрывателе с двумя тонармами. При этом возможности проигрывателя с двумя тонармами шире, а результаты с ним более интересные.

 

ТЕЗИС ЧЕТВЕРТЫЙ:

С бюджетом от 3800 долларов за картридж можно приобрести МС голову, которая будет ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ лучше любой ММ головы на любом тонарме, и даст принципиально более качественный результат во всех аспектах звуковоспроизведения. Такой картридж может оказаться настолько универсальным, что второй тонарм на проигрывателе будет не нужен.

ТЕЗИС ПЯТЫЙ:

В любой ценовой категории удачных МС звукоснимателей немного, и велика вероятность приобрести картридж, который окажется хуже винтажного ММ, а стоить будет в 10 раз больше.

ТЕЗИС ШЕСТОЙ:

Даже очень удачные картриджи часто бывают узкожанровыми, и дорогой МС картридж, великолепный для классики, может оказаться ужасным для рока.

ТЕЗИС СЕДЬМОЙ:

МС картридж требует подключения повышающего трансформатора, и за счет использования топовых моделей можно на порядок улучшить глубину сцены и сделать звучание поистине фундаментальным. Ничего подобного с ММ картриджами получить невозможно. При этом топовые модели повышающих трансформаторов стоят не меньше топовых картриджей.

 

ТЕЗИС ВОСЬМОЙ:

Если принять за эталон мастер-запись на аналоговой ленте, а виниловую пластинку за слепок с этого эталона, то лучшие ММ картриджи с разной степенью потерь и небольшой интерпретацией воспроизводят то, что было на ленте.

ТЕЗИС ДЕВЯТЫЙ:

Хорошие МС картриджи воспроизводят винил с разной степенью потерь, относительно мастер-ленты, и часто вносят сильную интерпретацию – «голос картриджа». Одни картриджи делают звучание холодным, другие теплым и даже «горячим», третьи раскрашивают, четвертые добавляют небольшую эквализацию… Часто это делает картриджи узкожанровыми. Некоторым слушателям определенная интерпретация нравится, поэтому советовать МС картриджи – дело неблагодарное. Тот «голос картриджа», который нравится лично вам, может совершенно не подходить кому-то другому – вопрос вкуса.

ТЕЗИС ДЕСЯТЫЙ:

Лучшие МС картриджи воспроизводят винил почти без потерь и без интерпретации — вплотную к записи мастер-ленты. В этом случае звучание проигрывателя с пластинкой приближается к звучанию катушечного магнитофона с мастер-лентой на 38 скорости. Это сногсшибательное звучание, которое нравится абсолютно всем, невзирая на вкусовую разницу. И оно – самое правильное.

Убедиться в справедливости приведенных тезисов вы можете, перейдя на СТРАНИЦУ ТЕСТОВЫХ ОЦИФРОВОК, где собрано достаточно примеров, подтверждающих вышесказанное.

Теперь применим все тезисы непосредственно к выбору – ММ или МС и начнем с цитаты из статьи КОМПЛИАНС И МАССА ТОНАРМА.

 

«Как правило, решив слушать винил, человек сначала выбирает себе проигрыватель, потом смотрит, какой на нем оказался тонарм, а затем думает, какой на этот тонарм установить картридж. Такой алгоритм в корне неправильный, и подбирать компоненты проигрывателя нужно наоборот.

1. Вы определяете какую музыку, в каком соотношении жанров собираетесь слушать на пластинках.

2. Вы определяете комфортный для себя бюджет.

3. Исходя из пунктов 1-2 подбирается правильный картридж или картриджи. Для рока и бюджета 2000 долларов будет один выбор картриджа, для классики и бюджета 2500 долларов – другой, а для рока и классики с бюджетом 3000 – третий.

4. Когда понятен выбор картриджа, под него подбирается тонарм. Только так, а не наоборот. Тонарм подбирается, исходя из сочетания комплианса и эффективной массы.

5. Иногда вкусовые предпочтения диктуют необходимость двух разножанровых картриджей и двух тонармов, иногда достаточно одного жанрового картриджа, иногда – одного универсального (такой вариант самый дорогой, тк хорошие универсальные картриджи относятся к топовой категории). Только когда сделан этот выбор и понятен остаток бюджета, имеет смысл выбирать проигрыватель.

6. Нужно быть готовым к тому, что большая часть бюджета уйдет на тонарм и картридж, и денег на «топовый» проигрыватель не хватит. Это не обеднит звук, потому что картридж/тонарм/фонокабель и фонокорректор дают 90% звучания. Собственно проигрыватель вносит в звучание лишь нюансы. Вертушку надо подбирать так, чтобы она была массивной, надежной, равномерно вращала диск, нравилась эстетически и позволяла без хлопот установить выбранный тонарм или тонармы.

Важное значение имеет тип привода – пассиковый, роликовый или прямой. Если кратко охарактеризовать разницу, которую вносит в звучание привод, то с прямым приводом воспроизведение будет самое нейтральное и близкое к «мастеру», с пассиком – более плавное, с роликом – чуть более динамичное и драйвовое».

 

Утверждая, что большинство людей следуют неправильному алгоритму и начинают подбирать картридж, уже имея какой-то проигрыватель, я начну именно с этого варианта. Предположим, что проигрыватель у вас есть.

Если это среднебюджетный новодел, то он не заиграет хорошо ни с каким картриджем из-за ужасных палок-тонармов, и в этом случае совет один – избавиться от такой вертушки и считать, что проигрывателя у вас нет.

А вот если у вас винтажная вертушка, стоимостью от 900 долларов и выше, то она сможет играть очень хорошо. Но ставить на нее придется только МС картридж, который будет стоить около 1000 долларов, и вот почему:

В 8 случаях из 10 штатные тонармы винтажных проигрывателей относятся к типу тонармов со средней эффективной массой, что делает невозможной установку лучших винтажных ММ картриджей, о которых подробно написано в статье ВЫБОР ИДЕАЛЬНОГО ПРОИГРЫВАТЕЛЯ ВИНИЛА. Почему такая установка невозможна вы можете прочитать здесь или пока принять это как данность.

С ММ картриджами, которые подходят к тонармам средней массы, и с бюджетными новодельными МС вы будете получать совсем посредственный результат, а приобретение недорогих МС на вторичном рынке – лотерея, и дело даже не в состоянии.

За 300-600 долларов можно купить немало МС картриджей б/у, которые подойдут к тонармам средней массы: Denon DL301, Sony XL88, Ortofon MC30 supreme… Но все они имеют сильный индивидуальный почерк — «голос картриджа» и являются интерпретаторами. Denon DL301 – холодит музыку, Sony XL88 облегчает и делает слишком воздушной, а Ortofon MC30 разукрашивает, откровенно внося отсебятину. Классическую музыку эти картриджи играют хорошо, но в других жанрах всегда «что-то не так», если сравнивать с мастер-лентой. На случай, если возникнет вопрос: «А вы что, сравнивали?», отвечаю – да.

Есть вероятность, что «голос картриджа» вам понравится. Может быть, вы мечтали всю жизнь о холодном звуке Denon DL301 или ортофоновской «раскраске». Но скорее всего, вам будет постоянно казаться, что музыка играет «как-то не так». Слух не обманешь – он всегда узнает натуральный звук, и по этой причине всем без исключения нравится, как играют катушечные магнитофоны с мастер-записями.

Я считаю, что именно близость воспроизведения винила к исходному аналоговому мастеру – самое главное качество фонокартриджа.

 

Поэтому я рекомендую для тонармов средней массы три варианта:

Audio Technica AT33ev

Audio Technica AT33sa

Audio Technica ART9

Цена этих картриджей около 1000 долларов, на вторичке можно купить дешевле. Я не знаю в этом бюджете других картриджей, которые воспроизводили бы пластинки так же близко к исходным мастерам и, соответственно, к натуральному звучанию. Это не значит, что их совсем нет, но продолжать тратить время на поиски я больше не хочу. Дешевле и лучше все равно не будет – только дороже и, в лучшем случае, так же. И мне кажется, лучше заплатить 1000 долларов, чтобы получить картридж, который гарантированно удовлетворит, чем несколько раз перебирать варианты по 300 и все время быть чем-то недовольным.

Иная ситуация, если ваша винтажная вертушка имеет тяжелый тонарм типа SAEC WE407/WE308 или Fidelity Research 54/64. Вариантов картриджей для таких тонармов немного, и чаще всего владельцы ставят на них низкоподатливый МС картридж DENON DL103, приобретение которого – верный способ разочароваться в виниле.

Проблема в том, что если для тонармов средней массы можно купить на вторичном рынке приличный МС картридж, пусть со своим «голосом»-интерпретацией, но все-таки музыкальный, то приличных недорогих МС картриджей для тяжелых тонармов просто нет. Встречаются варианты среди винтажа, но кто поручится за состояние несменяемой иглы, которой минуло сорок лет?

Единственной, относительно недорогой головкой, которая дает с тяжелым тонармом достойный звук, является DENON DL103R – более дорогая модификация DENON DL103 с намоткой катушки очищенной медью, пониженным внутренним сопротивлением и продвинутой иглой.

 

Этот картридж ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно вставлять в деревянный корпус, который стоит около 10 тысяч, но, делая это самостоятельно первый раз, вы, с вероятностью 70%, сломаете иглу. Стоимость DENON DL103R в деревянном корпусе около 500 долларов, а если учесть ту самую 70-процентную вероятность… проще сразу купить картридж за 1000.

И здесь мы возвращаемся к тому же списку. Из него выбывает самая хорошая голова Audio Technica ART9, потому что для тяжелых тонармов комплианс у нее высокий, но остаются Audio Technica AT33ev и AT33sa. Ставить эти картриджи на тяжелый тонарм можно с шеллами не тяжелее 11 граммов.

Учтите, что если ваш тонарм имеет тяжелый противовес, то связке шелл/картридж может не хватить массы, чтобы опустится на проигрыватель. Не пытайтесь использовать более тяжелый шелл! Этим вы перегрузите допустимую эффективную массу тонарма и убьете звук. Подберите для тонарма более легкий противовес – для «саеков» продаются опциональные грузы, или покупайте другой картридж.

Единственным подходящим вариантом для тяжелых тонармов с тяжелым грузом остается Ortofon SPU – тяжелый картридж, интегрированный в одну конструкцию с шеллом. Он без проблем сочетается с самыми тяжелыми тонармами и хорошо играет. Но вообще, повторюсь, намного правильнее сначала выбирать картридж, потом тонарм и только в конце – проигрыватель.

Об этом мы в заключении статьи и поговорим.

Если вы собираетесь приобрести свой первый проигрыватель, и ваш бюджет не превышает 2000 долларов, то выбор вертушки с легким тонармом и винтажным ММ картриджем высокой податливости будет самым правильным. Поверьте моему первому наставнику и мне заодно с ним – более хорошего звучания винила какими-то другими способами вы не получите. Подробно об этом читайте в статье ВЫБОР ИДЕАЛЬНОГО ПРОИГРЫВАТЕЛЯ ВИНИЛА.

Если ваш бюджет превышает 2000 долларов, но не превышает 4000, и вы так же выбираете первый проигрыватель, то и в этом случае выбор легкого тонарма и винтажного податливого ММ картриджа будет самым лучшим. Вы сможете поставить картридж на самый лучший тонарм и выжать из него максимум, а также поставить на вертушку второй тонарм и недорогой МС картридж для более детального воспроизведения некоторых пластинок – например, симфонической классики. Или иметь два картриджа ММ и МС на съемных шеллах для одного тонарма, но у них должен быть сопоставимый комплианс. Подробнее об этом в статье «ПРОИГРЫВАТЕЛЬ МЕЧТЫ» от hiendmusic.

И наконец, если ваш бюджет от 6000 долларов на проигрыватель, вы можете позволить себе самое лучшее виниловое звучание, причем больше половины суммы уйдет на картридж. И, конечно, это будет только картридж МС.

 

Надеюсь, эта статья прояснит выбор между ММ и МС картриджами и избавит от ненужных метаний. Главное, придерживаться правильного алгоритма: музыка – бюджет – картридж – тонарм – проигрыватель. Для того, чтобы сделать выбор еще легче, приведу ниже список лучших ММ и МС картриджей в бюджете до 1200 долларов с кратким описание и видероликами.

ADC XLM Mk2 improved – универсальный податливый винтажный ММ картридж, требующий ультралегких тонармов с эфф. массой до 7 гр. Цена 200-350 долларов с новой иглой Jico. ВИДЕО.

Shure V15 type III – универсальный податливый винтажный ММ картридж, требующий легких тонармов с эфф. массой до 9 гр. Цена 200-350 долларов с новой иглой Jico. ВИДЕО.

Victor X1 – винтажный ММ картридж средней податливости, который можно устанавливать на любые тонармы, кроме самых тяжелых и ультралегких. Очень хорош для рок музыки, но «дубоват» для классики. Цена 200-350 долларов с новой иглой Jico. ВИДЕО.

Fidelity Research FR1 Mk3 – требует тяжелых тонармов и плохо исполняет все жанры, кроме классической музыки. Зато классику играет лучше всех прочих. Цена 450-700 долларов. Так как картридж старый, есть большой риск нарваться на убитый экземпляр. ВИДЕО.

Astatic MF100 – универсальный MF (Moving Flux) картридж – промежуточное звено между ММ и МС. Не требует повышающего трансформатора. Хорош для всех музыкальных жанров, но редко встречается на рынке. Требует легких тонармов. Цена 250 долларов. ВИДЕО.

Ortofon MC30 Supreme – MC картридж, снятый с производства, но доступный на вторичном рынке. Устанавливается на тонармы средней эфф. массы – 9-14 гр. Хорошо исполняет классику, джаз, легкий блюз. Немного приукрашивает музыку. Цена 450-600 долларов. ВИДЕО.

Denon DL103R – низкоподатливый картридж, который можно рекомендовать в единственном случае – если на вашей вертушке уже стоит тяжелый тонарм и вы не хотите ее менять. Буква R в данном случае обязательна! Можно еще порекомендовать винтажный Denon 103D, но их трудно купить. Желательно установить картридж в деревянную «тушку», которую за 150 долларов можно купить через аукцион в Японии. Цена 250-500 долларов. ВИДЕО.

 

Audio Technica ART9 — универсальный МС картридж высокой податливости. Требует легких тонармов 7-10 граммов и легких шеллов. Хорош для любых музыкальных жанров. Цена 1200 долларов за новый. ВИДЕО.

Audio Technica AT33 – универсальный МС картридж средней податливости, который можно устанавливать на любые тонармы, кроме самых тяжелых и ультралегких. Хорош для любых музыкальных жанров. Цена 100-1300 долларов за новый и 500 за б.у.

Теперь приглашаю вас пройти на СТРАНИЦУ ТЕСТОВЫХ ОЦИФРОВОК, послушать записи одних и тех же треков, сделанные на шестнадцати разных трактах – ММ и МС – и лично убедиться в правильности перечисленных тезисов.

Если Вы планируете строить систему с нуля или хотите улучшить существующий сетап, на сайте предусмотрена услуга персональной консультации.

Персональная консультация hiendmusic.ru поможет вам:

— приобрести компоненты, идеально подобранные под Ваш музыкальный вкус и получить в своем помещении великолепный звук;

— приобрести комплект самого высокого уровня на 20-30% дешевле, чем в любом музыкальном салоне, так как компоненты будут приобретаться по наиболее выгодным ценам от различных поставщиков.

— сэкономить еще 5-10% от стоимости комплекта, отказавшись от приобретения ненужных опций;

 

Чтобы заказать консультацию просто напишите на [email protected]

Правильный уход – экономия средств и залог долговечности

Вы уже, наверняка, ознакомились с ценовой политикой головок звукоснимателя, все взвесили и поняли, во сколько смена этой детали вам обойдется с точки зрения финансов? Да, это недешево. Но, когда выбора не остается, приходится платить столько, сколько потребуется. Часто это происходит по вине нашей неаккуратности, дефицита времени, усталости, незнания или элементарного «пофигизма». Нельзя недооценивать значение грамотной обработки деталей!

Чтобы головка звукоснимателя прослужила как можно дольше в лучшем качестве и виде, не портила любимые пластинки и давала отличный звук, нужно правильно ухаживать за ней. Soul’s Sound, полагаясь на советы специалистов, предлагает ознакомиться вам с простыми и полезными рекомендациями, которые помогут продлить жизнь стилуса:

  • очищайте иголку перед прослушиванием каждой стороны пластинки специальной щеточкой, ведь частицы пыли и грязи, скапливаясь на игле, подобно наждачной бумаге, разрушают стенки канавки;
  • обрабатывать стилус нужно следующим образом: от тыльной части – вперед. Делать это следует так, чтобы движения кисточки полностью соответствовали направлению движения виниловой пластинки;
  • нужно ли использовать специальные жидкости для очистки? Вопрос спорный. Одни производители не рекомендуют, а другие – напротив, советуют применять препараты для максимально эффективного удаления грязи с иглы. Решать вам. Но при этом тщательно выбирайте средство (консультируйтесь со специалистом) и пользуйтесь инструкцией;
  • при выборе типа кисточки (размер, жесткость щетинки, длина щетинки и т.д.) полагайтесь на инструкцию от производителя того или иного звукоснимателя;
  • и помните – чистку иглы можно начинать только тогда, когда тонарм хорошо зафиксирован!

Главное – вовремя!

При правильном, соответственном уходе стилус может прослужить довольно долго. Проверяйте иглу под микроскопом (также можно воспользоваться увеличительным стеклом или лупой) через каждые 500 часов работы головки звукоснимателя с целью своевременного выявления дефектов и их оперативного устранения.

На сегодня это все. Но мы еще не раз будем возвращаться к актуальным вопросам выбора, настройки аппаратуры, к сравнению деталей и составляющих. Потому что мы знаем, что это важно для истинных аудиофилов и любителей винила. Мы хотим, чтобы вы всегда могли получить удовольствие от прослушивания пластинок, насладиться их особенным звучанием, и поэтому стараемся делиться с вами самой полезной информацией, которая может помочь вам в достижении этой цели. До встречи в Soul’s Sound, друзья!

Перемещение тонарма[ | ]

Тонарм тангенциального типа обеспечивает игле точное повторение пути, пройденного резцом реера при записи грампластинки. Продольная ось головки звукоснимателя всегда ориентирована по касательной к звуковой дорожке, искажения звука отсутствуют.

Электрофон «Вега-109 стерео», ЭПУ польской фирмы
Unitra
(Hi-fi), схема радиального
S
-образного тонарма.

Радиальный тонарм представляет собой штангу, укреплённую одним концом на вертикальной оси вращения, на другом конце располагается головка с иглой.

Так как резец при записи движется по радиусу, продольная ось суппорта ориентирована перпендикулярно к радиусу по касательной к звуковой канавке, а игла при воспроизведении по дуге окружности, то между осью головки радиального тонарма и касательной звуковой канавки образуется угол, приводящий к искажениям звука при воспроизведении (угловые искажения). Осевая линия головки расположена строго по касательной к звуковой дорожке только в двух точках на грампластинке. При неправильной регулировке тонарма эта точка может быть одна или вообще отсутствовать.

 

Для уменьшения угловых искажений головка повёрнута влево на угол коррекции Φ {\displaystyle \Phi } , образованный осевой линией головки и линией, соединяющей ось вращения и иглу.

Можно отметить следующие установочные параметры тонарма:

  • база тонарма — расстояние от вертикальной оси вращения тонарма до центра вращения грампластинки d {\displaystyle d}
  • длина тонарма — расстояние от вертикальной оси до конца иглы L {\displaystyle L}
  • расстояние от оси вращения грампластинки до иглы — R {\displaystyle R}

Формула, описывающая перемещение тонарма, выглядит так:

d 2 = L 2 + R 2 − 2 R L × cos ⁡ ( 90 − Φ ) {\displaystyle d^{2}=L^{2}+R^{2}-2RL\times \cos {(90-\Phi )}} ,

следовательно, синус угла Φ {\displaystyle \Phi } , на который должна быть повёрнута головка, должен быть

sin ⁡ Φ = L 2 − d 2 + R 2 2 R L {\displaystyle \sin \Phi ={\frac {L^{2}-d^{2}+R^{2}}{2RL}}} .

При неизменной базе тонарма d {\displaystyle d} , изменяя длину тонарма L {\displaystyle L} , можно построить график, отражающий зависимость угла Φ {\displaystyle \Phi } (или sin ⁡ Φ {\displaystyle \sin \Phi } ) от положения иглы на пластинке (при разных R {\displaystyle R} ).

Например, если база тонарма d = 215 {\displaystyle d=215} мм, а длина тонарма L = 231 {\displaystyle L=231} мм, тогда угол коррекции Φ {\displaystyle \Phi } будет равен 22 ∘ 40 ´ {\displaystyle {22^{\circ }}{\acute {40}}} . При радиусах R {\displaystyle R} , равных 64 {\displaystyle 64} и 119 {\displaystyle 119} мм, осевая линия головки будет направлена строго по касательной, а в крайних положениях на звуковой дорожке угол не будет совпадать с касательной на 1 ∘ 55 ´ {\displaystyle {1^{\circ }}{\acute {55}}} , что приемлемо для высококачественного воспроизведения звука
(расчёт произведён для грампластинки максимального диаметра 300 мм)
.

Теоретически, если изготовить тонарм очень большой длины, то в узком секторе грампластинки дуга окружности будет приближаться к прямой, а угол коррекции стремиться к нулю, однако электропроигрывающие устройства выпускаются разумных размеров.

Форма тонарма не оказывает влияния на его технические характеристики (в математической формуле отсутствует фактор, определяющий форму тонарма)

, должна повышать удобства его эксплуатации и соответствовать требованиям технической эстетики.

Существуют радиальные тонармы с компенсацией угловой погрешности, головка звукоснимателя закреплена шарнирно, дополнительная тяга автоматически разворачивает её на угол, пропорциональный углу поворота штанги тонарма. Ввиду большой сложности широкого распространения не получили.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *