Вторая жизнь X-Fi – перенаправление звукового потока без проводов в современную звуковую карту


Что такое разъем SPDIF out на материнской плате и для чего он нужен?

Всем привет!!! SPDIF out на материнской плате — что это такое и с чем его едят.

Spdif Out — это протокол передачи цифрового аудиосигнала. Разработан по стандарту AES3 как версия для бытового использования.

Этот формат поддерживает 5.1- и 7.1 — канальное кодирование объёмного звука (Dolby, Theater System).

Выходы S/PDIF есть на аудиоаппаратуре, компьютерах и других звуковых устройствах.

Также разъёмы S/PDIF OUT бывают на материнских платах и видеокартах.

Характеристики:

  • несимметричное подключение;
  • сопротивление — 75 Ом;
  • разъёмы: TTL, RCA, Toslink;
  • кабели: коаксиальный, оптический;
  • SCMC-защита от копирования;
  • расстояние до 10 метров;
  • уровень сигнала — 0.5 В.

Передаёт сигналы форматов:

  • CD, частота дискретизации — 44.1 кГц;
  • DAT, 48 кГц;
  • 16-битный, нулевое заполнение;
  • 20-битный, с дополнительными данными;
  • 24-битный, без связанной информации.

История

Этот формат цифрового интерфейса назвали в честь компаний, создавших компакт-диск: Sony и Philips.

Впервые S/PDIF применили в CD-приводах для соединения с преобразователями для получения Hi-Fi звука.

Обычно цифровой звук передавали, сжимая до аналогового, и затем восстанавливали. При этом качество звука ухудшалось.

Стандарт S/PDIF позволяет избежать этой процедуры, и передаёт звук высокого качества без искажений.

Сейчас он используется не только в CD-ROM и DVD-плеерах, но и в DAT-проигрывателях, звуковых картах ПК, телевизорах и домашних кинотеатрах.

Типы

  1. Оптический: волоконно-оптический кабель, разъёмы TOSLINK.Чаще всего используют в автомагнитолах, т.к. провод устойчив к электрическим помехам. Если раньше специалисты подключали несколько проводов, то теперь обходятся одной “оптикой”.
  2. Цифровой: TTL-микросхемы, логика для усиления выходного сигнала.Применяют в электронных музыкальных инструментах и звуковых картах компьютеров.
  3. Коаксиальный: электрический кабель, разъёмы RCA.Задействуют в радиоканалах связи, сетях телевидения, системах сигнализации и т.д.

Инструкции

Рассмотрим ситуацию, когда колонки домашнего кинотеатра или телевизор надо подключить к компьютеру, но на системном блоке выходы S/PDIF отсутствуют.

Вторая жизнь X-Fi – перенаправление звукового потока без проводов в современную звуковую карту

Оказывается, в ОС Windows 7 (и возможно в 8/10) можно перенаправить звуковой поток без использования внешнего ПО.

Для этого надо:

Назначить X-Fi как карту по умолчанию. Режим установить в Game Mode. В записи по умолчанию выбрать What U Hear и активировать “прослушать с устройства (вторая карта)“. После запуска игры звук появится на выходе выбранного устройства!

А что же с качеством передачи? Не деградирует ли звуковой поток?

Для ответа на этот вопрос силами лаборатории Reference Audio Analyzer был проведен скрупулезный технический тест, где не было места субъективному впечатлению — «послушали так и эдак и кажется так-то и так-то».

Для теста был использован внешний ЦАП Audiolab M-DAC, у которого есть не только USB вход, но и цифровые входы и выходы. При этом на цифровые выходы у M-DAC транзитом шел цифровой поток с входа. Запись с цифрового выхода SPDIF на цифровой вход производилась через профессиональную карту от E-MU. Т.е. никакого «аналога» с маскирующими шумами — только цифровой поток.

Основной задачей было выявить наличие или отсутствие разницы звукового потока:

  • с SPDIF выхода X-Fi в Audiolab M-DAC
  • перенаправление звукового потока из X-Fi через USB в M-DAC силами ОС

Дополнительно тест был проведен и для 44.1 к основной частоте дискретизации 48 кГц, т.к. в настройках для X-Fi была доступна частота 44.1 кГц на запись и воспроизведение, хотя для режима Game Mode 44.1 кГц быть не должно.
Исходный сигнал воспроизводился через foobar2000 через Wasapi и DirectSound. Режим у X-Fi — Game Mode, все эффекты отключены для наглядности в результатах теста. В играх Wasapi конечно не будет, но в целом возможные различия могли бы дать интересную информацию.

Результаты

Выяснилось, что важным условием для корректной передачи звукового потока является установка одинаковой частоты дискретизации для X-fi и второго звукового устройства, в противном случае ОС добавляет лишних искажений от конвертации частоты. Причем частота должна быть установлена и для X-Fi «динамики» и для X-Fi «цифровой выход».

Режим 48 кГц

В режиме 48 кГц никакой разницы нет, USB или SPDIF, DirectSound или Wasapi. Ожидаось, что DirectSound традиционно даст хуже результат, а перенаправление через USB еще подкинет искажений. Но такого не видно. В то же время поток передается не бит в бит, есть незначительные искажения, которые наиболее показательны в тесте динамического диапазона. Но они очень небольшие. Скорее всего, это следствие прохода потока через DSP X-Fi. Эти искажения не принципиальны еще и по той причине, что с аналогового выхода их отловить не получится, а по цифровому соединению важно лишь, уступает перенаправление по USB против SPDIF или нет.

Как итог — без разницы, USB или SPDIF!

Режим 44 кГц

В режиме 44 кГц результат неожиданный. В DirectSound -USB результат аналогичен для 48. В остальных режимах немного добавляется шума в низкочастотной области. Т.е. режимы для 44 вполне рабочие, но лучше ими не злоупотреблять.

Другие особенности

Вначале не сразу заработала передача по USB и возникло предположение, что при переназначении на другую карту надо делать перезагрузку системы. Но оказалось, что как только открывается страница браузера с окном от YouTube — звук отрубается, и после может воспроизводится только от окна YouTube, хотя визуально все якобы работает. Возможно и при других сочетаниях программ может быть такой эффект.
Из очевидного, в связке с X-Fi для второй карты желательно выбирать режимы без эффектов, вроде «Direct» для AE-5.

Информация о X-Fi и развитии карт

Информация не претендует на историческую точность и официальные варианты и пояснения событий. Это общее представление ситуации и доводы в сторону X-Fi для игр на фоне новых звуковых карт.
В начале пути у Creative у были достаточно серьезные конкуренты вроде Aureal 3D и Sensaura 3D, делавшие ставку на HRTF фильтры для объемного звучания. Creative делал ставку на аппаратную обработку звука с помощью профессиональных DSP от E-MU. Постепенно Creative купил Aureal 3D и Sensaura 3D. Многие это восприняли как банальное «устранение конкурентов». К сожалению, подача информации была настолько расплывчатая, что не было ясно, зачем вообще был нужен X-Fi для игр без поддержки EAX. А особенности работы карты и возможности EAX рассматривались лишь как набор дополнительных функций, напрямую зависящих от версии.

На самом деле были изменения и в базовых алгоритмах, что позволило получать более качественный звук в играх без EAX и без использования доп. эффектов вроде эквалайзера или Crystalizer.

Одной из проблем «грязного» звука Aureal, Sensaura3D и карт от Creative до X-Fi было следование стандарту AC’97 для простых кодеков, который предписывал работать на частоте 48 кГц. Так как большинство семплов в играх было от записей, кратных частоте 44,1 кГц, то не кратные преобразования в 48 кГц здорово ухудшали конечное качество звука.

Aureal не дожил до звуковых карт с хорошей аналоговой начинкой, а вот Creative Audigy уже содержал на борту нормальный ЦАП. Но аппаратно карта не содержала второго генератора и не могла работать на 44.1 кГц.

Альтернативные карты, такие как Terratec Aureon Space, Audiotrak Prodigy, M-audio Revolution поддерживали 44.1 кГц, но алгоритмы Sensaura3D работали только в режиме 48 кГц.

Процессор X-Fi был намного мощнее процессора E-MU и 90% его мощности было направлено на качественный пересчет семплов из 44,1 в 48 кГц (по аналогии с видеокартами — это наличие хорошего фильтра антиалиасинга, против убогой программной реализации). И именно из-за этого X-Fi позволял получить более чистый звук, продолжая работать в сетке частот, кратной 48 кГц.

Т.е. в играх без EAX, но с расчетом позиционирования источников X-Fi звучал чище, чем предшественники. Более того, именно в карты X-Fi были добавлены алгоритмы обработки от Sensaura3D (MacroFX и ElevationFilter). Эти эффекты не входят в EAX, а используются при базовом позиционировании источников. Эти эффекты убрали (или не добавили, поленились перенести) в линейках Z и E (включая последнюю AE-5).

У первых карт ASUS использовался Xear3D, у последних STRIX и U7 II — A-Volute, которые возможно работают сразу на 44.1 кГц и не добавляют лишних искажений.

У кого в итоге лучшие HRTF алгоритмы безотносительно EAX – это отдельная тема. Важно то, что по описанному способу можно взять наиболее простую (недорогую) карту с нужными алгоритмами, а воспроизводить через наиболее лучшее из имеющихся устройств у пользователя. От исходной карты в драйвере требуется наличие записи воспроизводимого потока. У Creative это называется как ”What U Hear”, у ASUS — ”Wave”.

При выборе карты X-Fi надо обратить внимание, что некоторые модели не содержат DSP и используют софтовую реализацию алгоритмов (вариации Xtreme Audio).

Итог

Не нужно ради лучшего звука в играх брать самую топовую карту, вроде X-Fi Titanium HD или Elite Pro, достаточно взять базовую карту с аппаратным процессором X-Fi и через ОС перенаправить звук на более современную карту на новых ЦАП с мощным усилителем для наушников. Для рядового пользователя это более экономный вариант, чем брать внешний ЦАП с усилителем и подключать по SPDIF. Передача данных через ОС ничем не уступает передачи данных по SPDIF.

Способ 1: Подключить оптический кабель к материнской плате

Купить:

  • звуковую плату с выходами spdif (коаксиальный и оптический);
  • кабель;
  • коннекторы.

Шаги:

  • подключить провод к звуковой плате;
  • на материнской плате найти разъём JSPD, JSPDIF или SPDIF_OUT;
  • выбрать коннектор, подходящий по расположению пинов;
  • надеть коннектор на свободный конец кабеля;
  • подсоединить кабель к разъёму spdif на материнской плате;
  • закрепить плату на системном блоке выходами наружу;
  • подключить оптический кабель к выведенному Spdif Out выходу;
  • выбрать устройством воспроизведения звуковую карту через меню громкости на мониторе.

Toslink или SPDIF коаксиальный — L/R RCA аудио-конвертер

Добрый день, дамы и господа! Сегодня хочу Вам с радостью показать очень необычную вещицу, а именно сабж!

Собственно покупка была не спонтанной, не так давно был преобретен новый тв, на котором аналоговый аудио-выход отсутствует как класс, только коаксиал и оптика. До кучи, уже много лет назад, мои хорошие друзья подарили мне акустику, которой я всецело доволен (ну понятно, что исключительно в рамках моего медведетоптального музыкального слуха).

Всем кому интересна идея спаривания этих устройств — под кат!

Собственно родилась идея скрестить эти два девайса, чтоб последний перестал быть пылесборником и начал работать по прямому назначению.

Путем недолгих поисков был найден соответствующий переходник.

Шел он не долго… как всегда — около трех недель, к сожалению упаковки не сохранилось, но упакован он был скверно — просто желтый пакет, внутри коробочка, в которой лежали:

Сам адаптор

Блок питания с неправославной вилкой

Какая-то бессмысленная инструкция и собственно все.

Хочу отметить, что европереходника в комплекте не было, однако это не косяк продавца — он любезно поинтересовался о желаемом переходнике, но я будучи в отпуске не смог ответить ему, а он и не стал сильно париться. Кому нужно — сами пишите. А я достал свой — из запасняков. Не беда.

Собственно к делу! Адаптер собран весьма качественно: пластик добротный, никаких соплей и косяков сборки

С одной стороны данного девайса в наличии: Разъем питания, Индикатор питания (не виден в выключеном состоянии), Входы: Коаксиал, Оптика

С другой Выходы: Jack 3.5 и RCA

Собираем все в кучку: Не пойми какая оптика за 200р. оффлайн:

Хотя почему не пойми? пойми! — полный кал! Ладно, что работает =)

Подсоединяем колонки, питание — на устройстве загорелся красный светодиод — вроде как все готово к старту.

Включаем источник звука:

Потестить могу разве что на онлайн-радио, да на тв.

Все завелось, акустика запела. Звук приятно удивил, даже я, будучи абсолютно неразборчив в качестве звука, отмечаю, что старая АС запела в новых красках… хотя может это и плацебо.

Для любителей расчлененки:

Пайка аккуратная — не придраться, маркировка микросхемы спилена, но проступает название (я так и не смог идентифицировать его)

Выводы: Устройство однозначно стоит своих денег, я купил за эти деньги, есть дешевле, есть дороже, то ради чего купил — делает отменно. Боялся, что будет лаг по звуку, но и его нет, ТВ смотрится без проблем, запоздания нет.

Плюсы: + Цена + Качество сборки + Отсутствие лага + Качество звука

Минусы: — Неизвестный контроллер — Отсутствует кнопка вкл/выкл

Покупать или нет — Выбор за Вами. Я, лишь, постарался рассказать о том что купил сам. Спасибо за внимание!

Котяки нет, есть сабакен:
Вот такая:

ЦАП Toslink-SPDIF \ Coaxial -> Stereo 3.5 jack \ RCA от Ugreen

Посылка из раздела Халява животворящая из приложения Aliexpress! Кто желает узнать, с чего всё началось и как это происходит — вэлкам! В общем — предыстория. Купил я телик не так давно — месяц-полтора. 4К, квантовые точки, 10 бит и все прелести цивилизации. Небольшой, но лучше свои 49 дюймов, чем 65 соседа, не правда ли? )

Пока телик везли, я запасся True4К фильмами, чипсами и попкорном. И вот настал момент икс, телик на стене, я волоку свои старые большие колонки. Кажется, ещё минута — и я в нирване. Только один момент… Где же тут стандартное гнездо для наушников? Сзади на панели, читаем: «сервисный разъём 3.5 jack». У нас проблемы, Хьюстон ©

Полчаса я не мог поверить, что в телике нет гнезда для наушников — читал инструкцию, вертел смарт-хаб. Вертел я этот смартхаб… пока только в руках. Но вы же понимаете, где вертят смарт-хаб без гнезда для наушников. Ещё полчаса я гуглил читы и лайфхаки — всё хуже, чем я думал. В итоге пришлось смотреть фильм через встроенные колонки благо они не совсем уж и [так себе].

Три следующих дня я провёл в интернете как Фокс Малдер — в поисках истины. Надобавлял на алике кучу закладок, в местных каталогах тоже выбирал — необходим ЦАП и без вариантов.

И тут смартфон привычно чирикнул уведомлением — читаю и не верю: «Поздравляем! Вы очередной победитель халявы!» Оказывается, что «вчера» я на автомате в разделе Халява нажал (в том числе и) на ЦАП от Ugreen вообще без задней мысли. Все эти «халявы» добавляются в Избранное, какого-то расчёта на выигрыш вообще не было — к тому времени я уже гуглил новые колонки с оптическим входом.

Что примечательно — на календаре 1 апреля! Хорошо, что китайцы его не отмечают )) В общем, всё произошло быстро, я даже испугаться не успел. Шах и мат, коллеги атеисты! xD

Как это выглядит на смартфоне

Приходит ЦАП в фирменном зелёном почтовом пакете, в отличие от чёрных, белых и горчичных.

Внутри виднеется сам хаб в пакетике.

Масштабное фото.

На входе у нас гнездо для питания и синий диод, а так же разъёмы для коаксиального и оптического кабелей.

ЦАП начинает работать сразу, никаких настроек и кнопок не предусмотрено. На вид — весьма добротный. Пластик толстый. Скрипа и люфта, заусенцев и технических швов не обнаружено.

Разобрать его пока не нашёл как. Снизу под ножками-резинками болтов нет, говорят надо ножом на две половинки ковырять. Я никаких люфтов и щелей не обнаружил чтоб хотя бы подсунуть лезвие. Просто разломать пока цели нет. Однако гуглёж показал, что Ugreen использует чипы CS8416 и CS4344 от Cirrus Logic в своих ЦАПах.

Итак, приступим к тестированию через оптический кабель.

Windows. При подключении к винде нужно в настройках звука активировать цифровой выход. Далее назначить его по умолчанию, чтобы играть всё, или просто выбрать в конкретном плеере. Я выбрал в Aimp’e. Через DirectSound работает надстройка Dolby Audio, через WASAPI — звук идёт напрямую.

Звук в наушниках-затычках очень громкий, слушать на максимуме невозможно. При этом чёткий, без посторонних шумов и прочих отклонений. Для моих изрядно потоптанных медведем ушей и погрызенных котом наушников — просто идеален. Сочинять про то, что я услышал доселе неслышанное — не буду. Секреты масонов между нот не обнаружились. Третья скрипка в пятом ряду ничем не выделилась. В общем к звуку вопросов просто никаких — играет громко и хорошо.

Самое интересное — громкость звука без вопросов регулируется плеером. Стало быть громкостью управляет именно входное устройство, а не только выходное.

Samsung TV. При подключении к телику звук на оптику подаётся сразу, то есть играет одновременно со встроенными колонками. Чтобы играл просто в ЦАПе, нужно переключить звук в режим только оптического выхода.

Тут нас ждёт известная подляна, а бы сказал даже — подлище. При попытке регулировать звук пультом, телик /фэйспалм/ показывает иконку с двумя штекерами и регулировать звук не хочет(!). Какого морского буя? То есть дело не в ЦАПе, а в телике! В общем, что мы имеем? ЦАП играет на отлично, телевизор на неуд.

В сухом остатке. Комплектация ЦАПа, его качество сборки и изготовления, а так же функционал и параметры звука не вызывают никаких нареканий. Может на каких-нибудь осциллографах там что-нибудь и найдётся, но для домашнего подпивковичного применения — за глаза.

Декодер позволяет входному устройству регулировать громкость звука, и отсутствие регулировки на входе не его проблема. У меня всё.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: