What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

 

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. Check out the browser extension in the Chrome Store.

Cloudflare Ray ID: 502a2223a8c9d6e5 • Your IP : 91.146.8.87 • Performance & security by Cloudflare

 

Среди многочисленных органов управления на передней панели современных усилителей и AV-ресиверов, в состав которых входит многоканальный усилитель, часто присутствует кнопка или — реже вращающаяся ручка с названием LOUDNESS (“тонкомпенсация”). Теоретической основой необходимости схемы, осуществляющей эту регулировку, являются так называемые кривые равной громкости, которые приняты в качестве международного стандарта. Эти зависимости были получены на основании исследования особенностей слуха человека и представляют некую усредненную зависимость, так как в качестве испытуемых привлекались люди c нормальным слухом в возрасте от 18 до 25 лет. Незначительные отличия имеются как индивидуальные, так и по возрастному, половому и расовому признакам. Суть этой зависимости сводится к тому, что слух человека имеет неодинаковую чувствительность к звукам разной частоты, которые по объективным измерениям имеют одно и то же звуковое давление. Самые тихие звуки человеческое ухо способно улавливать на частотах около 3 кГц, а с повышением или понижением частоты чувствительность падает. И если максимальная разница чувствительности при низких уровнях громкости составляет более 70 дБ, то с повышением интенсивности звука она уменьшается, и при достижении уровня болевого порога (это около 120 дБ) разница только чуть больше 20 дБ.

Так чем же управляет в усилителе тонкомпенсация? Одной из основных задач звукорежиссера во время записи является установка тонального баланса при определенном среднем уровне громкости прослушивания, который обычно соответствует стандартному уровню звукового давления 90–92 дБ. Другими словами, звукорежиссер изменяет некоторым образом частотную характеристику так, чтобы воспроизведение при указанной громкости оценивалось слушателем как естественное. Если у вас дома громкость будет меньше, а характеристика усилителя установлена линейной, то субъективно будут ощущаться недостаток высоких и низких частот. Именно для устранения этого недостатка и предназначена схема тонкомпенсации. В совсем древние времена монопольного существования только ламповых схем, еще до появления высококачественных источников программы и соответствующих им по качеству усилителей и акустики, было достаточно регулировать только низкие частоты. Так появился регулятор тембра низких частот. Впоследствии, с расширением диапазона частот, был добавлен регулятор и по высоким частотам. Однако характеристики стандартных схем регуляторов тембров не вполне соответствуют требованиям для исправления характеристики с точки зрения тонкомпенсации, и поэтому потребовался еще один специально для нее. Глядя на кривые равной громкости, можно было бы предположить, что требуемый подъем на низких и высоких может составлять до 15-20 дБ. Но если принять во внимание сказанное относительно установки тонального баланса звукорежиссером, то нужно говорить только о разности в частотной характеристике, и в этом случае подъем должен быть уже значительно меньше: 3–5 дБ. На самом деле, если бы прослушивание в домашних условиях проводилось всегда при уровне, для которого и сделал свою работу звукорежиссер, то необходимость в тонкомпенсации отпала бы. Некоторые фирмы ориентируются на это и какой-либо тонкомпенсации в своих усилителях не предусматривают. А в режиме прямого тракта, который предполагает достижение минимальных отличий от оригинального замысла звукорежиссера, во всех усилителях, как правило, отключаются не только регуляторы тембра и баланса, но и тонкомпенсация. Но тут возникают проблемы с неодинаковым уровнем выходного сигнала различных устройств. Например, вы при прослушивании CD-проигрывателя выставили необходимый уровень на усилителе, а впоследствии при воспроизведении с магнитофона фонограммы уровень приходится выставлять уже другой. В таких условиях можно предложить два выхода. Или иметь два регулятора уровня, линейный и тонкомпенсированный, или возможность регулировать чувствительность по каждому входу. Кое-кто, может быть, вспомнит, что во времена поступления в нашу страну Hi-Fi-аппаратуры через магазин “Березка” был популярен усилитель известной западно-германской фирмы Uher. Отличительной особенностью этого аппарата были маленькие ручки регулировки чувствительности по каждому входу, которые располагались прямо по нижней кромке передней панели, что позволяло всегда иметь сигнал с одним и тем же уровнем от всех источников. В некоторых современных AV-ресиверах подобное согласование уровня можно осуществлять с пульта ДУ. А в случае более доступной ценовой категории вам необходимо побеспокоиться, чтобы отдельные компоненты (проигрыватель, тюнер и т.д.) имели, кроме фиксированного, еще и регулируемый выход. Фиксированная тонкомпенсация, которая включается кнопкой, рассчитана на определенное положение регулятора громкости. Если регулятор имеет шкалу, то этому положению соответствует отметка –30 дБ. Иногда это ограничение создает непреодолимые трудности, и тонокомпенсацию приходится отключать, а компромиссное решение пытаться находить с помощью простых регулировок тембра. Независимое плавное изменение тонкомпенсации (подобное можно было встретить в моделях Denon, Yamaha и других) позволяет не только всегда установить требуемую громкость, но и получить естественную тональную окраску музыки в широком диапазоне уровней громкости. Поэтому наличие или отсутствие тонкомпенсации должно всегда, конечно, с учетом условий эксплуатации, приниматься во внимание при выборе усилителя.

 

Блок МИКРОКОНТРОЛЛЕРНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСИЛИТЕЛЕ
МИКРОКОНТРОЛЛЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В УСИЛИТЕЛЕ на Atmega 16
МИКРОКОНТРОЛЛЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В УСИЛИТЕЛЕ - ПЛАТА И ИНДИКАТОР
ДЕЛАЕМ БЛОК НА МИКРОКОНТРОЛЛЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В УСИЛИТЕЛЕ

 

График кривых

Этот эффект лучше всего демонстрируется с помощью графика кривых при равной громкости, который присутствует среди иллюстраций к данной статье, а как это работает, будет рассказано прямо сейчас. Изображённые на графике кривые характеризуют, как мы воспринимаем одинаковую громкость звучания на разных частотах. Чем ниже громкость (интенсивность звучания), тем больше «кривеют» линии.

Именно для исправления их кривизны и придумана тонкомпенсация, то есть для того, чтобы подгонять громкость под те значения, которые воспринимаются нами как ровное звучание. Если слушать музыку на небольшой громкости, неравномерность становится наиболее критичной для восприятия. А если громкость сигнала становится выше, слух начинает воспринимать различные частоты линейно, и в этом случае теряется всякий смысл такой коррекции.

 

Что делают регуляторы тембра и эквалайзеры?

Не будем снобами, хорошее звучание – это то, которое вам нравится. Черта с два вы будите слушать аудиофильски правильно настроенную аудиосистему, если она не приносит вам удовольствия. А чтобы была возможность «поддать баску» или, скажем, сделать звук «поярче» (да и, будем справедливы, порой и сами записи требуют какой-нибудь оперативной корректировки), как раз и может пригодиться регулятор тембра.

Если коротко то он позволяет усиливать или ослабевать отдельные области частот, или, как еще говорят, частотные полосы. Например, с помощью двухполосного регулятора тембра можно усилить, или наоборот, ослабить верхние и нижние частоты. Если к этому добавить еще и такую же регулировку по средним частотам, то это будет уже трехполосный регулятор тембра.

В общем-то, такого регулятора, как правило, уже достаточно чтобы подстроить звучание по настроению. А вот если нужна более тонкая настройка (скажем, нужно скомпенсировать особенности салона автомобиля при конкретной инсталляции), то двумя-тремя полосами можно и не обойтись, и тут как нельзя кстати окажется эквалайзер.

Эквалайзеры делятся на два типа – графические и параметрические. Суть графических эквалайзеров, та же самая, что и у регуляторов тембра, только количество полос регулирования у них больше. Каждая из них имеет фиксированную центральную частоту. Например, когда говорят (добавить эквалайзером 63 Гц), то это означает, что эквалайзер на самом деле должен услить некую полосу частот около 63 Гц.

Параметрические эквалайзеры более гибкие в настройках. Им вполне позволительно иметь и меньшее количество полос, потому как, во-первых, можно менять их центральные частоты, и во-вторых, можно выбирать, насколько широкой будет та или иная полоса (это называется «выбирать добротность» которая обычно обозначается буквой Q).

Для гитаристов

Многие гитаристы замечают при убавлении громкости своего инструмента пропорциональное пропадание в звучании верхних частот. Особенно сильно заметен этот эффект, когда на гитаре стоят синглы. Вообще-то это, как говорят специалисты, проблемой вовсе не является. Просто таким образом получается менее перегруженный и более тёмный звук, вполне пригодный для ритм-партии. Для соло громкость увеличивается, звук лучше прорезается в миксе и вообще становится ярче. Стоит просто прислушаться к своему инструменту и оставить схему как есть, без каких-либо изменений.

Причинами потерь верхних частот могут являться очень многие. Кабели и вся электроника работают в сумме как фильтр, как резистор тонкомпенсации. Особенно это видно на низких частотах, поскольку фильтр низких частот работает только до порога, переступив который, он все частоты вообще отрезает. Поэтому максимальная громкость уводит блокируемые частоты за пределы слышимого диапазона, и если вращать потенциометр (то есть понижать громкость), сопротивление цепи повышается, смещая частоту среза фильтра низких частот в тот диапазон, который мы слышим.

Что такое тонкомпенсация?

Наш слух – штука тонкая и довольно капризная. Проведите такой эксперимент. Включите хорошо знакомую вам запись на обычном уровне громкости. Запомните, как она звучит. Теперь начинайте уменьшать громкость. Что замечаете? В первую очередь неразличимым станут звуки на низких и высоких частотах, а вот средние будут слышны, даже тогда, когда вы выкрутите ручку чуть ли не в самый минимум. Этот опыт наглядно показывает, что мы слышим разные частотные диапазоны на разной громкости неодинаково.

 

Но что делать, если мы захотим послушать музыку не очень громко, просто как легкий приятный фон? мириться с тем, что часть звуков (и, кстати, не малая часть) при этом так и останется не услышанной? Избежать этого эффекта позволяет режим тонкомпенсации (loudness). Когда он выключен, то регулятор громкости увеличивает или уменьшает уровень сигнала равномерно по всем частотам. А вот если его включить, то при уменьшении громкости нижние и верхние частоты будут убывать медленнее чем средние. «Минус» нашего слуха наложится на плюс тонкомпенсации, и мы будем воспринимать такое звучание как равномерное по всему частотному диапазона на любом уровне громкости. И даже когда музыка будет играть едва слышно, мы все равно будем слышать и бас, и верхние частоты. Вот такая полезная фишка.

Но реализация тонкомпенсации в автомобильных магнитолах не всегда бывает удачной. Иногда включение этого режима действует просто как регулятор тембра, задирающий бас и верхние частоты на какое-то фиксированное значение независимо от уровня громкости. Пользы от такой функции немного. Так что если есть возможность перед покупкой оценить звучание магнитолы на стенде, то можете обратить внимание на этот нюанс, в последующем он может здорово сказать на прослушивании музыки.

Yamaha

Одна из самых грамотных реализаций встречается в усилителях Yamaha. Однако владельцы этой аппаратуры не только не всегда знают, зачем включить тонкомпенсацию. Как включить её, они порой не знают тоже. О предназначении уже было немного сказано. Теперь о том, где находится тонкомпенсация в усилителе Yamaha. Она выполнена не как отдельная кнопочка, а как ручка регулировки, с поворотом которой меняется и глубина коррекции вместе с громкостью, которая относительна к выбраной ранее основной ручке. Такая коррекция точно соответствует кривым на графике.

Тонкомпесированный регулятор громкости на резисторе с дополнительными отводами

Простота этой схемы компенсируется проблемой поиска переменного резистора группы В с двумя отводами.

схема тонкомпенсированного регулятора громкости

Если же вам удалось найти нужный резистор, то на основании величины сопротивления этого резистора можно рассчитать и остальные элементы:.

  • R3 = R / 1.2
  • R1 = R2 = 0.1 • R3
  • R4 = 0.11 • R1
  • R5 = 0.125 • R1
  • C1 = 4 / R1
  • C2 = 3.9 / R1
  • Где R — сопротивление переменного резистора, кОм
  • R1, R2, R3 — сопротивление секций переменного резистора, кОм
  • R4, R5 — сопротивление резисторов корректирующих цепочек, кОм
  • C1, C2 — емкости корректирующих цепей, мкФ

Вот так выглядит один из вариантов переменного резистора с отводами отечественного производства:

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *