Первое сентября – это не только День знаний, но и день, когда началась история широкого тиражирования звукозаписей в России. 1 сентября 1910 года в дореволюционной России было налажено производство граммофонных пластинок – под Москвой открыт Апрелевский завод по их производству.

 

С этого момента началась целая эра в истории отечественной звукозаписи. Появилась возможность тиражирования аудиопродукции, а значит, музыка вышла из концертных залов и стала доступна самым широким массам. Это было той самой колыбелью, из которой в дальнейшем выросли и многомиллионные тиражи популярных альбомов, и стадионы фанатов, ревущие под рок и металл. Апрелевский завод грампластинок запечатлел музыку всех звезд прошлого века и речи всех его вождей. Это не просто свидетель целой эпохи, а ее активный участник и архивариус.

История

Завод был основан в 1910 году. В первый год работы (1911) было выпущено 400 тыс. граммофонных дисков под маркой «Метрополь-рекорд». После Октябрьской революции завод был национализирован и начал выпуск грампластинок с выступлениями российских революцонеров. В 1925 году заводу было присвоено название «Апрелевский завод памяти 1905 года».


Ленин на Апрелевском заводе грампластинок, 25 апреля 1921 года. Второй справа от Ленина — директор, сын основателя завода Богдана Молля Иван Молль

 

В начале 1930-х годов завод стал главным производителем грампластинок в СССР. Завод был расширен, на нём работало более 1000 рабочих, а ежегодный выпуск достигал 19 миллионов пластинок. В первые дни Великой Отечественной войны на заводе была впервые записана «Священная война» в исполнении ансамбля Александрова. Во время войны завод производил авиабомбы. После войны, в 1952 году, на заводе освоили выпуск долгоиграющих пластинок. А в 1961 году начался выпуск первых стереофонических пластинок.

В 1964 году Апрелевский завод вошёл в состав всесоюзной как основное производственное предприятие, которое впоследствии выпускало до 65 % всех советских грампластинок. К началу 1980-х годов на заводе работало более 3.000 человек, а выпуск пластинок превышал 50 миллионов штук в год. В 1989 году на заводе началось производство аудиокассет. После 1991 года структура «Мелодии» (прежде всего централизованная система заказов и сбыта) стала разваливаться, а входящие в неё заводы грамзаписи получили неожиданную и, как оказалось, обременительную свободу.

Спрос на пластинки начал резко снижаться: упала покупательная способность населения, сократилось производство проигрывателей, а на рынок вышла новая кассетная продукция — . В 1991 году, когда Апрелевский завод выпустил около 33 млн пластинок, он уже работал в убыток, поскольку цены на пластинки оставались фиксированными. Не помогли ни переход на независимых заказчиков (SNC Records, Moroz Records и другие фирмы звукозаписи), ни выпуск кассет с записью. В 1992 году завод оказался на грани остановки при годовом объёме выпуска пластинок около 10 млн штук. Последняя партия пластинок и кассет была выпущена в 1997 году. В 2002 году решением арбитражного суда Московской области Апрелевский завод грампластинок был признан банкротом.

Президент российского независимого лейбла Lilith Records Ольга Кирьянова заявила, что фабрика виниловых пластинок «Апрелевка» снова заработает весной 2009 года, но этим планам не суждено было сбыться[1].

 

 

Немец, сохранивший для потомков русскую музыку начала века

До 1910 года пластинки выпускались в России, но их делали мелкие артели, которых, впрочем было много – около тридцати! Но вот продукции они даже все вместе выпускали немного, никакой стратегии развития не имели, и далеко не каждый из российских любителей музыки мог купить граммофонные пластинки. Их было элементарно мало! На огромные перспективы рынка грампластинок сделал ставку осевший в России немецкий предприниматель Готлиб (Богдан) Молль, который до того чем только ни занимался! Он владел мыловарнями, эмалировочным заводиком и даже производил сыр. Но прославили его имя именно грампластинки. И не случайно.

Мировая премьера Aurus Senat
Фото: wikimedia.org / Wertuose

Создатель Апрелевского завода Богдан Молль был большой меломан! Он собрал собственный духовой оркестр и ансамбль балалаечников, которые участвовали в праздниках и знаменательных событиях. Молль с удовольствием слушал русские народные песни и сам с любовью исполнял их.

Зарабатывать в интернете стало проще


Лучшие идеи для бизнеса
Вместе со своим сыном Иоганном, незадолго до того окончившим университет, он построил рядом со своим имением в подмосковном селе Апрелевка фабрику, которая не только прессовала пластинки, но и занималась изготовлением «граммофонной массы» то есть пластмассы для производства пластинок, которой в центральной части России вообще никто не производил. Это была компания, как сказали бы сейчас, с полным циклом производства: от профессиональной записи музыкальных произведений до изготовления и продажи готовой продукции – граммофонных пластинок.
На фабрике в первый же год уже работало 50 рабочих. В основном это были бывшие крестьяне из окрестных деревень. Кроме того Богдан Молль пригласил из Германии грамотных опытных специалистов. Два из них – Аугуст Кибарт и Альберт Фогт – становятся его компаньонами в созданном им Торговом доме.

В маленьком первом одноэтажном здании завода помещалось все производство. Там же жил и директор фабрики – Иван Богданович Молль, сын ее основателя.

В одном из помещений из заграничной, чрезвычайно дорогой смолы шеллака изготавливалась граммофонная масса. Тут же помещалось и машинное отделение. В гальваническом цеху восковые диски с «запечатленным» на них звуком окунались в чаны с электролитом, откуда вынимались уже медные матрицы. Они переносились в следующее помещение, где бесформенный кусок граммофонной массы, сжатый между матрицами, превращался в настоящее чудо – граммофонную пластинку, способную петь человеческим голосом и воспроизводить музыку, от которой хочется петь, плясать или плакать.

Настоящее время

Сейчас на площадях Апрелевского завода работают другие предприятия, здесь выпускают носки, обеспечивая ими треть России; пластмассу и бланки для сдачи Единого государственного экзамена.[2] Производилась вермишель быстрого приготовления «Милана».

В августе 2014 года в прессе появилась информация[3], что в Апрелевке планируется реконструировать территорию завода грампластинок «Мелодия». Вместо закрытой территории промзоны планируется построить городскую площадь и главную улицу с торговым пассажем, разбить парк, организовать культурный центр, музей грампластинки и мини-гостиницу на 100 мест. Там поместится также индустриальный парк с офисами и мини-производствами.

Апрелевский завод грампластинок на Викискладе

Какова градация виниловых пластинок фирмы Мелодия по цвету пятака?

Вот. Нашёл, товарищи из Мелодии отвечают:

 

— Цвет самой этикетки на пластинке?

— История долгая. До создания «Мелодии» каждый завод, как нормальная фирма, имел свой дизайн и краски подбирал под него. После создания Мелодии, несмотря на прибл.унификацию дизайна, краски остались. Апрелевский ,как известно, до «Мелодии» большей часть делал диски голубые с черными надписями, но в 1963-64 перешел на розовые и на «Мелодии» они были такими же. Ленинградкий выпускал пластинки серии «Аккорд» с желтым полем и зелеными надписями и рисунками — на Мелодии то же. Рижский как делал пестрые цветастые «Ligo» и «Melodija», так и продолжал их делать, только «Мелодия» была по-русски. Т.е. дизайн сохранили. Про Ташкентский уверенно ничего не скажу. Так было до начала 70х, потом началась постепенная унификация. Легендарное колорирование (первые 5000 — черные, следующие синие, следующие зеленые, потом еще какие-то, а в конце большая партия красных) имела место, но довольно недолго, менее десятилетия (как эксперимент) и только на Ленинградском заводе! И в легендах есть большущая ошибка — говорится, что худшие были белыми, на самом деле Ленингр.тогда белых не делал вообще! Имело место другое дело: на Апрелевке «сверхпечати» (то есть, печати сверх заказов, естественно, в т.ч. с изношенных матриц) делали только с белой этикеткой, но многие из них звучат еще вполне пристойно, и сверхзаказые, ес-сно, не все — белых ведь большинство. Не уверен, но в Ленинграде и Ташкенте, похоже, было то же самое. Рига сверхзаказных не делала никогда — факт. 80е прошли под знаменем развала всего, и уж этих лет пластинки выпускались под теми этикетками, какие были. Пришла красная бумага — на красной. Пришла белая — на белой. Пришла оберточная — на оберточной. В середине десятилетия попытались страшный чертеж, в который превратилась этикетка, заменить на красивый рисунок. Попыток было, если не ошибаюсь 2 (и, если не ошибаюсь, только в Риге), на них выходили многие наименования, но сверхзаказных среди них, ес-сно, тоже не было. Экспериментальный также делал «черные» диски, и они звучат лучше всех. Но завод этот весьма непонятный и сказать что было ТАМ я не могу. Во всяком случае мой «Герой Асфальта» Арии звучит на черной «Грамзаписи» не хуже какого-нить английского Айрон Мэйдена :-) В общем, могу сказать одно. Берите по возможности диски рижские, а черные и синие из Ленинграда их не хуже

Как работает завод виниловых пластинок

В январе этого года был зафиксирован максимальный уровень продаж виниловых пластинок за последние 25 лет. Для большинства диджеев винил до сих пор является незаменимым форматом для танцпола. Коллекционеры по-прежнему собирают свою любимую музыку на вес, так, например, вес всего винила, принадлежащего американскому битмейкеру Madlib, составляет четыре тонны.

Старые европейские предприятия по сей день занимаются производством винила. А вот заводы с любимыми для каждого советского человека пластинками с лейблом «Мелодия», наоборот, значительно сократили выпуск. Московский диджей, промоутер и основатель клуба Powerhouse Moscow Андрей Алгоритмик решил кардинально исправить ситуацию. Вместе со своим отцом он основал компанию Semikols Record Pressing и запустил в Риге производство винила на совершенно новом оборудовании.

В прошлом году рынок винила вырос приблизительно на 50 %, что, безусловно, говорит о наличии реального спроса. Самый актуальный вопрос для большинства молодых лейблов и артистов как в Европе, так и в России — где печататься. Дело в том, что на уже существующих заводах образовались весьма значительные очереди на шесть-восемь месяцев вперед и в итоге музыкантов ожидает неприятная ситуация. Печать-то они заказали, а вот к моменту выхода их материал уже устарел на год.

Поэтому совершенно необходимо открывать новые фабрики. Примерно год назад на рынке появились новые полуавтоматические машины. По сравнению с классическим оборудованием, они занимают в три раза меньше места и потребляют гораздо меньше электричества. Немецкая фирма-производитель поставляла их сначала в Детройт на завод Джека Уайта из White Stripes, а теперь у они готовы к поставкам и на другие менее масштабные заводы.

Поняв, что настал момент заняться чем-то новым, мы разместили производство на окраине Риги. На сегодняшний день очередь у нас составляет около 20 русских лейблов. Европейцы тоже начинают писать, но они ведут себя более осторожно, для того, чтобы оценить качество, почти все они просят тест-прессы. Общий интерес уже есть, особенно учитывая то, что только что начата печать первого тиража.

Выпуститься на виниле – это сейчас и достижение, и определенный уровень качества для большинства групп. Этот формат очень в цене у коллекционеров. Пластинки, как и книги, остаются надолго в отличие от цифрового формата. Например просто не может возникнуть ситуация, в которой сгорел жесткий диск со всей музыкой. Также винил очень любят диджеи — это огромная, актуальная по сей день, культура.

 

Увы, большинство магазинов, продающих пластинки, находятся за пределами России. Поэтому главной задачей является – добиться появления на европейской дистрибуции и европейских полках. Соответственно, логичнее заниматься производством именно в Риге, а не в Москве. В Прибалтике имеется еще один виниловый завод, в Тарту, но на нем производство ведется на старом оборудовании. Возможно, его когда-то давно частично перевезли с фабрики «Мелодия», которой в Латвии уже давным-давно нет.

В Риге намного проще и легче заниматься производством, чем в Москве. Здесь гораздо больше площадей, цены значительно ниже и работа не может остановиться просто потому, что пожарники не дают разрешения. Все совсем наоборот, здесь стараются помочь, особенно когда понимают, что твой малый бизнес достаточно необычный. Многие искренне удивляются, когда узнают про завод пластинок. Это же настоящее культурное событие и своеобразная легенда для города.

Примерно пару недель назад были сделаны тест-копии, а затем напечатан первый тираж. Это 160 копий для лейбла Sealt, они написали нам первые. Направления — электроника, инди-поп-шугейз с постсоветским уклоном. Для них выпускается прозрачный винил с темными разводами. Кстати, можно экспериментировать с цветом пластинки, представлено около семи цветов, которые можно смешивать.

Обычно печать тиража занимает два дня. В производстве заняты всего два-три человека. Сейчас почти весь объем работы делаем мы вместе с моим отцом. Его опыт печати пластинок начался еще в СССР, на так называемых «ребрах». В Советском Союзе запрещенную к распространению музыку печатали на рентгеновских снимках. Сейчас у нас все оборудование полуавтоматизированное, достаточно всего лишь задать параметры, какое количество пластинок машине надо отпечатать за день. Персонал только успевает снимать винил со станка и засыпать гранулы, из которых пластинки прессуются.

Время изготовления одной пластинки – полторы минуты. Технологический процесс выглядит следующим образом: в первую очередь – обязательный прогрев оборудования. Затем в аппарат засыпаются гранулы ПВХ, он делает из них кейк или шайбу, иначе говоря заготовку, которую помещают под пресс. Находясь под прессом под давлением тяжести и пара, заготовка сплющивается и превращается в пластинку. Далее пластинку следует охладить и поместить на аппарат, с помощью которого срезается лишний ПВХ. Ну и последний этап — насадить готовый винил на штырь и оставить его полежать под небольшим прессом из тонких алюминиевых дисков.

Лично для меня изготовление пластинок непосредственно связано с развитием сцены. Наша сверхзадача – не штамповать, как типография, пластмассу, а именно помогать продвигать локальный продукт далее. У этой сверхзадачи есть название — «идеология русской полки». В западных магазинах постепенно привыкнут к тому факту, что в России весьма немало достойных музыкальных групп и продюсеров. В частности, Нина Кравиц представляет артистов типа PTU и Ishome частью актуальной российской электронной сцены. А Glintshake, которые только начали принимать участие в европейских фестивалях, в скором времени представят слушателям Запада новую гитарную музыку из России.

Информация взята с сайта www.the-village.ru

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *