Двухтактные триодные моноблоки класса A. VPA представляет собой два моноблочных ламповых оконечных усилителя. Имеются симметричные и несимметричные входы, усилители выдают 50 Вт выходной мощности в классе А без искажений. С помощью двух индивидуально подобранных выходных ламп 845 типа, усилитель VPA вырабатывает потрясающе чистый и не имеющий аналогов звук. С момента своего появления в 1998 г., VPA установил новые требования к ламповым усилителям, завоевал почетные награды и, что более важно, стал эталоном качества для огромного числа знатоков аудиоаппаратуры во всем мире. Технологически совершенная конструкция в обработанном алюминиевом корпусе вертикального исполнения основана на простом правиле Nagra: только лучшие компоненты и бескомпромиссное качество. Кроме того, VPA использует полностью балансное схемное решение от входа до выхода, которое снижает перекрестные искажения и сдвиг по фазе, а также не применяется отрицательная обратная связь. В итоге такие характеристики, как скорость нарастания сигнала, скорость нарастания напряжения и параметры перегрузки входным сигналом в усилителе Nagra VPA на порядок лучше, чем в других усилителях и просто экстраординарны по сравнению с другими ламповыми усилителями. Данные технические характеристики сохраняются независимо от того, с какой нагрузкой работает VPA – минимальной или полной. Сложная нагрузка акустических систем и полное отсутствие отрицательной обратной связи. Ламповые усилители часто не справляются со сложной нагрузкой акустических систем. Использование электростатических систем или акустических колонок с низким импедансом часто приводит к непредсказуемым последствиям. С усилителем VPA, применяющим конструкцию с нулевой отрицательной обратной связью, сопряжение сложных акустических систем становится намного проще. Кроме того, VPA имеет выходы на 4, 8 и 16 Ом, с помощью которых можно подключить самые разные акустические системы. Устойчивый, глубокий и низкий бас благодаря выходным трансформаторам Nagra. Запатентованные выходные трансформаторы Nagra помогают избежать перегрузки низкими частотами, а также отсутствие высокочастотных помех, которые часто встречаются в других усилителях с трансформаторным выходом. Итогом являются неограниченные в своей мощи басы и широкая звуковая сцена. Предпочтение лампам 845 типа. Лампы 845 типа подвергаются 24-часовому прогреву и многочисленным измерениям, прежде чем поступить на автоматизированный парный подбор. Входы. Конструкция VPA включает балансные и небалансные входы на основе XLR и RCA соединителей. Моноблочная конструкция. Преимуществом моноблочной конструкции является наличие отдельного блока питания на каждый канал, что способствует разделению каналов и обеспечивает цельность сигналов. Теперь усилители могут располагаться вблизи от акустических систем, что позволяет использовать более короткие акустические кабели и улучшает демпфирующий фактор. Кроме того, вертикальное исполнение позволяет оптимально использовать площадь пола. Точное сопряжение системы с помощью датчика сопряжения нагрузок от Nagra. Высокопрецизионный, снабженный подсветкой датчик сопряжения нагрузок Nagra на каждом моноблочном усилителе выполняет уникальную функцию: он позволяет пользователю проверять безупречность работы выходных ламп 845 типа и точно сопрягать каждый выход усилителя VPA с акустическими системами. Индикация как пикового напряжения постоянного тока, так и протекания тока по аноду выходной лампы, позволяет легко заметить рассогласование нагрузки и найти оптимальный способ устранения данной проблемы. Подобный учет каждой мелочи — именно тот фактор, который обеспечивает безупречную установку и ни с чем несравнимое наслаждение от прослушивания музыки.

 

 

Содержание / Contents

  • 1 Схема усилителя
  • 2 Файлы

Я знал, на каком неламповом гитарном комбике друг играет, и что сопротивление динамика 4 Ома. К динамику можно подключить внешний ламповый! Схему решил использовать уже проверенную, 6Н2П + 6П14П, для домашнего музицирования вполне достаточно.

Обычно я не заморачиваюсь по поводу корпуса и варю из кусков металла любую конструкцию, в которую бы поместились получившиеся платы с трансформаторами, но на этот раз варить ничего не хотелось, да и времени для этого было мало.

Поскрёб по сусекам на работе и откопал раздербаненый корпус от автомобильного зарядного устройства для автоаккумуляторов времён расцвета социализма. Из него неизвестные мне добрые люди вытащили всё, что могли, за исключением пары неоткушенных проводов. По скромным прикидкам в него могли поместиться трансформатор и плата усилителя. О вмещении дросселя можно было не мечтать.

 

Использовать анодный и накальный трансформатор по отдельности так же не представлялось возможным, ни одного трансформатора ТАН в закромах не оказалось. В этой связи я решил посетить одно из злачных мест Пензенской области – радиобарахолку, где мне посчастливилось приобрести ТАН-31.


Примерно прикинул расположение элементов в корпусе, и вот как я предполагал разместить элементы (справа налево): • Трансформатор питания, который я решил отделить медным экраном от основной платы. • Радиатор охлаждения стабилизатора накала. Я хотел организовать накалы предусилительной и оконечной лампы постоянным стабилизированным напряжением, но впоследствии от стабилизатора пришлось отказаться в виду нехватки места. А без добротного радиатора использование стабилизатора дело рискованное. • Основная плата. • Выходной трансформатор. • На обратной стороне лицевой панели плата блока тембров.

Лицевая панель выглядела не парадно. В отверстие, под которым красуется надпись «ВКЛ» даже с большим чувством юмора не вкрутить потенциометр громкости. Решение нашлось быстро, как при создании многоканальной Системы 5.1 я использовал алюминиевый лист для выполнения на нём гравировки, так и тут решил закрыть всю лицевую панель алюминиевым листом с выгравированными надписями. С целью дальнейшего роста мастерства изготовления поставил перед собой задачу полностью скрыть элементы крепления алюминиевого листа к корпусу, чтобы создавалось впечатление, что к корпусу ничего не прикручено и он цельный.

Нарисовал макет для гравировки лицевой панели и примерно представил вид готового усилителя.

 

Выгравировал лицевую панель. Подробное описание процесса химической гравировки вы можете прочитать в моей статье о Gold Tube’s .


Просверлил отверстия для крепления к корпусу. Используя винты в потай 3×10 прикрутил лист алюминия к корпусу. В местах болтовых соединений выполнил зенковку сверлом на 5. У болтов сточил головку до диаметра, который бы полностью утапливался в зенкованное гнездо.

Места соединений залил суперклеем в 2 слоя, после чего зашлифовал места заливки до полностью гладкой поверхности. Были места, где при тщательном осмотре были видны небольшие ямки, эти отверстия тщательно протёр спиртом и заново залил клеем. Повторял до момента идеальной гладкости, в ином случае были бы видны неровности после покраски.

После просверлил отверстия под вход и потенциометры, выточил прямоугольное отверстие под кнопку включения питания и обработал шлифмашиной.

В задней панели сделал отверстия под аудиозажимы, зажим заземления и гнезда питания и предохранителя. С помощью всё той же шлифмашины снял слой старой краски с основания, верхней крышки и задней панели. Покрасил всё чёрной глянцевой алкидной краской. Места гравировки залил белой алкидной глянцевой краской с помощью кисти.

На заднюю панель установил фурнитуру.

Ламповый усилитель мощностью 25 Вт

В проекте используются дешевые и легко доступные вакуумные лампы. Усилитель имеет высокую выходную мощность, что позволяет работать с современными средними комплектами динамиков. Представленный усилитель может стать отличным дополнением к домашней аудиосистеме или работе с музыкальными инструментами.

Ламповый усилитель мощностью 25 Вт

 

В представленной конструкции используется противоположный выходной каскад с лампами EL36 (чаще используется в силовых частях схем старых телевизоров, чем в звуковых каскадах), а также классический однокаскадный усилитель напряжения и инвертор с общей нагрузкой с лампой ECF82 (эквивалентно американскому). Она же 6GH8.

Использование представленных ламп позволяет создать электрический несложный усилитель мощностью 25 … 30 Вт / 8 В. Усилитель конструктивно выполнен в виде моноблока. Все элементы усилителя и блока питания — кроме динамика и силовых трансформаторов — размещаются на односторонней печатной плате. Принципиальная схема усилителя приведена на рисунке 1.

Рис. 1

Принцип действия

Входной сигнал от гнезда J1 подключается к пентодной части V1-ECF82 (на схеме он обозначен как тетрод, поскольку катод подключен к третьей сетке внутри лампы) предусилителя. Резистор R1 замыкает цепь поляризации, а R2 предотвращает возбуждение. Этап работает с автоматической поляризацией, получаемой с помощью резистора R4. Глобальный сигнал обратной связи подается на катод лампы через резисторы R5 и R29 и конденсатор C1. Регулируемый делитель напряжения Ug2, состоящий из резисторов R6, R7 и потенциометра RV1, позволяет выбрать рабочую точку V1 так, чтобы искажение усиленного сигнала было наименьшим. Конденсатор CE2 фильтрует источник питания второй сети, в то время как C6 обеспечивает стабильную работу каскада. Усиленный сигнал через резистор R8 подается напрямую к типичному фазовому инвертору, выполненному на триоде V1. Кроме того, обычно через соединительные конденсаторы он подается в управляющие сетки силовых ламп V2 и V3. Выходной каскад работает с постоянной поляризацией, отрицательное напряжение первых сеток поступает от выпрямителя BR2 с фильтром на конденсаторах CE6 и CE7 и резистором R21. Потенциометры RV2 и RV3 позволяют установить рабочую точку наконечника. Конденсаторы C5 и C6 дополнительно развязывают напряжение Ug1 силовых ламп. Напряжение на аноде получают от выпрямителя BR1 с фильтром на конденсаторе CE5. Напряжение дополнительно фильтруется конденсаторами CE3 и C1, а также резисторами R6 и R9 для питания предварительного каскада и инвертора. Диод D1 уменьшает влияние изменений напряжения на аноде на предварительном этапе. Напряжение вторых сеток также фильтруется с помощью резистора R26, емкости CE4 и диода D2 и понижается до необходимого значения стабилитронами DZ1 и DZ2 мощностью 5 Вт. Резисторы R22 и R23 противодействуют цепи возбуждения. Резисторы R27 и R28 позволяют измерять и точно регулировать ток. Резисторы R25 и R26 устанавливают потенциал нагрева на безопасное значение для нагревателя V1. Переменные анодные напряжения, лампа накаливания и первая сетка получены от тороидального трансформатора 100 ВА. Представленная модель работает с трансформатором громкоговорителя с Raa = 3 … 4 кВ, Pwy> 30 Вт, Ia> 100 мА (например, LO-PP-80/1 или аналогичным) и требуемым сопротивлением нагрузки.

Монтаж

Усилитель монтируется на односторонней печатной плате, расположение компонентов показано на рисунке 2.

Рис. 2

 

При изготовлении печатной платы стоит использовать более толстый текстолит из-за термических и механических нагрузок на плату. На плате много вентиляционных отверстий для облегчения циркуляции тепла вокруг ламп. Схема подключения EL36PP на рисунке 3.

Рис. 3

Провода должны быть экранированы, сетевое напряжение 220 В переменного тока, ламповые аноды и анодное напряжение должны быть должным образом изолированы. Сетевые кабели должны иметь двойную изоляцию.

↑ Схема усилителя


Перейду непосредственно к самой схеме. Она проста, предусилитель + катодный повторитель на 6Н2П и оконечник на 6П14П. Накал ламп организовал постоянным током по схеме «ёмкость – диод – ёмкость». Питание анодов на классическом фильтре «ёмкость – резистор – ёмкость».
Собрал схему, на выходе небольшой фон – результат отсутствия дросселя в цепи фильтрации анодного напряжения и не совсем грамотной разводки земли. Одним словом, спешил. Помучился с разного рода доработками, но ничего не помогло. Решил переразвести землю на плате и использовать электронный дроссель на полевом транзисторе IRF830. Опытным путём было выяснено, что уровень пульсаций в этой схеме с 4 конденсаторами суммарной ёмкостью 4,4 µF аналогичен классическому LC-фильтру с ёмкостью порядка 350 µF. По габаритам и стоимости электронный дроссель в выигрышном положении. Многие бывалые могут меня раскритиковать. Я понимаю, что обычный дроссель на 3-5 Гн даст лучшие результаты, но что делать, если его просто некуда ставить, корпус не позволяет. На фото ниже транзистор без радиатора, впоследствии я прикрутил к нему небольшой радиатор.

 

Из особенностей схемы усилителя отмечу ещё наличие полноценного блока тембров в разрыве между предусилителем и катодным повторителем. «Высокие», «низкие», «средние» и «уровень» – всё, что нужно для ловли гитаристом удовлетворяющих оттенков звучания. Плата блока тембров отделена от основной и крепится к задней стенке лицевой панели. Не хотелось мне тянуть паутину проводов к каждому потенциометру, поэтому развёл платку, к которой идут всего три провода – вход, выход и земля.

Никаких каскадов искажения в схеме нет. У адресата подарка уже есть педаль лампового хайгена для гитары, да и места в корпусе нет.

Переразводка земли и использование электронного дросселя свели фон на нет.

В качестве выходного трансформатора я использовал ТВ-2Ш, по причине отсутствия альтернатив. Все элементы установил в корпус, запаял провода питания трансформатора и выходы вторичных обмоток выходного трансформатора к гнезду питания и аудиозажимам, соответственно. Закрыл крышкой. На потенциометры поставил ручки Boss 19,5 мм. Всё готово!

 

Перед отправкой в течение двух дней проводил прогон усилителя по 6 часов. Ничего не погорело, не появилось никаких посторонних призвуков и шумов. До нового года оставалось 14 дней и медлить было уже нельзя, нужно было высылать подарок и надеяться на почту России.


В «комплект поставки» вошёл сам усилитель, 2 запасные лампы, кабель питания, 2-метровый аудиокабель для подключения к динамику и даже 25-Ваттный паяльник с минимальным запасом олова и канифоли. Хоть я и запаял на аудиокаль клеммы подключения к динамику, всё равно решил перестраховаться и выслал паяльник, вдруг клеммы не подойдут.

Почта России не разочаровала и не превратила подарок в прошлогодний, всё пришло вовремя. Адресат был приятно удивлён.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *