Чем мониторы отличаются от колонок — главные различия 2 видов акустики


Акустических систем так много: есть компактные для компьютеров, переносные беспроводные колоночки, мощные кинотеатры, есть модели со статусным значком Hi-Fi, а есть мониторы. Чем они отличаются от обычных колонок, есть ли вообще разница и стоит ли платить за них немалые деньги? Статья — как раз об этом. В ней рассказывается:
  • что такое студийные мониторы и для чего они нужны;
  • чем они отличаются от хай-фай устройств.

Также в статье даются советы, которые помогут подобрать вариант по назначению и не разочароваться.

JBL 305P MkII

Вуфер: 5”| Твиттер: 1” | Усилитель: Bi-amp Class D | Мощность 82 Вт | Частотный диапазон: 43 Гц – 24 кГц

Плюсы:

  • Профессиональное звучание, не уступающее топ-сегменту
  • Нейтральный ровный звук в любом помещении
  • Улучшенные характеристики НЧ драйвера
  • Детализированный саунд

Минусы:

  • Относительно высокий уровень собственных шумов
  • Нет ножек (мягкие наклейки в комплекте)
  • Нужно учитывать небольшое фазовое расхождение ВЧ и НЧ

JBL 305P MkII – активный двухполосный монитор открытого типа, обеспечивающий отличную детализацию и широкий динамический диапазон. В системе установлен 5-дюймовый низкочастотный динамик с неодимовым магнитом и 1-дюймовый высокочастотный излучатель. Технология ICW со специальной конструкцией волновода позволяет сделать плавным переход между НЧ и ВЧ динамиками, а также увеличивает размеры благоприятной для прослушивания зоны.

Два усилителя класса D раздельно усиливают высокие и низкие частоты. Для улучшения воспроизведения низких частот на любом уровне громкости предусмотрен расположенный на задней стенке порт Patented Slip Stream. АЧХ по умолчанию можно отрегулировать переключателями HF Trim и Boundary EQ . Суммарная мощность усилителя составляет 82 Вт. Входы XLR и ¼” снабжены переключателем чувствительности +4/-10 дБ.

Что выбрать?

Выбирая акустику, важно учитывать всего лишь три вещи:

  1. технические характеристики — и у Hi-Fi аппарата, и у мониторных моделей они на высоте;
  2. личные предпочтения, а также особенности слуха (придется послушать системы «живьем»);
  3. роль, которую будет играть система: будет ли она служить для подзвучки кино или же нужна для профессиональной работы.

мощная Hi-Fi система DALI Zensor 1

Тип акустикиДля чего подойдет
Обычный — домашний — акустический комплект/музыкальный центрЕсли музыка — это просто фон, который нужен для атмосферы во время отдыха, работы, занятия повседневными делами и т.д. К тому же такой выбор позволит существенно сэкономить: даже напольные беспроводные колонки как F&D T-60X могут быть гораздо дешевле аппарата хай-фай.
Hi-Fi системыЭто выбор тех, кому в музыке важна не только громкость, но и насыщенные, великолепно сбалансированные частоты, которые позволяют насладиться всеми красками композиции. Детализация звучания тут на высоте, так что подобные колонки, например, DALI Zensor 1 подойдут придирчивым меломанам.
Студийные мониторыОптимальное решение для людей, цель которых — создавать музыкальный продукт, причем не на уровне любителя-самоучки, а не хуже, чем профи в студиях с мировым именем. Проще говоря, если материал создается для дальнейшей публикации на лейблах, радиостанциях и для других коммерческих задач, то без мониторов здесь никуда, даже если после предварительного продакшена материал отправится на доработку в профессиональную студию. Кстати, довольно популярная фирма, которая создает мониторные девайсы — JBL.

Ликбез: Двухполосные и трехполосные колонки — в чём разница: 3 вида динамиков в акустике

Тем, кто хочет просто увеличить громкость или покупает акустику для развлечений: просмотра фильмов, вечеринок с караоке и музыкой, достаточно просто хорошей стереосистемы или же домашнего кинотеатра. Более требовательным ко звуку пользователям стоит присмотреться к Hi-Fi моделям: умопомрачительная детализация, «выравнивание» частотного баланса позволяют расслышать каждый инструмент и насладиться его звучанием. Для создания собственных композиций необходимы студийные мониторы: в них точно будут слышны даже малейшие недочеты, а это поможет добиться идеального звука.

ADAM T5V

Вуфер: 5”| Твиттер: U-ART 4 кв. дюйма | Волновод HPS | Усилитель: bi-amp, PWM | Мощность: RMS 70 Вт | Частотный диапазон: 45 Гц – 25 кГц | Максимальное звуковое давление: 106 дБ | Импульсный источник питания

Плюсы:

  • Честное неокрашенное звучание
  • Ровные и отчетливые средние и высокие частоты
  • Хорошая проработка всех деталей музыки
  • Стильный минималистский дизайн
  • Специальная форма волновода, как у S серии
  • DSP процессор

Минусы:

  • Недостаточно отчетливый бас
  • Порт фазоинвертора на задней панели
  • Нет индикатора на передней панели
  • Нет ножек
  • Отсутствует возможность настенного крепления или установки на стойку

ADAM T5V – 2 полосный активный открытый монитор ближнего поля для домашней студии, оснащенный динамиком 5” с пропиленовым диффузором и ленточным твиттером U-ART. Твиттер позаимствован у топовой S-серии. Раздельное усиление высоких и низких частот обеспечивается bi-amp усилителем класса D (20 Вт + 50 Вт).

Двухполосные ВЧ и НЧ фильтры дают возможность добавлять +/- 2 дБ. Для подключения предусмотрен балансный вход XLR и вход RCA. Ручка громкости позволяет регулировать уровень от -60 до +18 дБ.

Разрешение

Частота дискретизации

Вопрос дискретизации решается весьма просто — если нас слушают в mp3, то и писать с более высокой частотой смысла нет — все лишнее срежется. То есть 44.1kHz (ну, или 48kHz) — вполне достаточно. Частота выше нужна для экзотических случаев, если мы хотим замедлить воспроизведение: тут работает простая арифметика, если замедляем в два раза, чтобы получить честные 48kHz, то писать нужно в 96kHz, и потом замедлять.

Единственное но: зачастую хорошие преобразователи позволяют писать в большем разрешении, нежели 44.1/48kHz. Но правило не железное, бывает по-разному. Но обратное правило не особо работает: хоть карточка будет поддерживать 192kHz, это не значит, что качество будет на высоте.

Разрядность

С разрядностью все немного по-другому, чтобы получить хорошие 16-bit на готовой mp3, то писать нужно с запасом.

Сейчас многие карточки поддерживают 24-bit, но по факту уровень их шумов лежит примерно на отметке 20-bit. Но этого запаса в 4 бита для нормальной записи вполне достаточно. Чтобы было понятно, запас в 4 бита позволяет усилить сигнал в 16 раз (24 dB), и уложиться по качеству в 16-bit

Так что карточку стоит брать с возможностью писать 24-bit, но смотреть нужно в первую очередь на уровень шума АЦП. SNR (соотношение сигнал-шум) в 96 dB — это разрешение в 16-bit, 120 dB — 20-bit, а 144 dB — 24-bit.

Yamaha HS5

Вуфер: 5”| Твиттер: 1”| Усилитель: двойной | Мощность 70 Вт | Частотный диапазон: 54 Гц – 30 кГц

Плюсы:

  • Плоская характеристика
  • Неокрашенный звук
  • Высокая детализация за счет диапазона до 30 кГц
  • Малый уровень собственного шума
  • Качественная и надежная сборка
  • Индикатор рабочего состояния в виде логотипа на передней стенке

Минусы:

  • Проседают диапазоны нижней середины и низких частот
  • Нет ножек

Yamaha HS5 – бюджетный 2-полосный активный монитор для домашней студии. Суммарная мощность bi-amp усилителя составляет 70 Вт. Большие магниты динамика обеспечивают низкий уровень искажений, чистое и глубокое воспроизведение баса, а также четкость средних частот. Твиттер воспроизводит частоты до 30 кГц.

В конструкции кабинета используется устраняющая нежелательные резонансы технология соединение стенок под углом 45° в трех плоскостях, заимствованная у производящего пианино подразделения фирмы. Особый дизайн трубы фазоинвертора снижает негативное влияние завихрений и исключает призвуки. Скорректировать звучание можно с помощью двух переключателей. Для подключения колонка оснащена разъемами XLR и ¼’ TRS.

DELL S2719H

Читайте также: ТОП-10 Лучших бесшумных клавиатур: обзор зарекомендовавших себя моделей | 2019

DELL S2719H Еще один безрамочный экземпляр в нашем рейтинге. Но на этот раз от компании DELL. Дисплей обладает диагональю в 27 дюймов и разрешением Full HD. При этом здесь используется матрица типа IPS с хорошей цветопередачей. Частота обновления экрана – 76 Гц.

Есть опция калибровки экрана и возможность включения режима энергосбережения. Для подключения к компьютеру используются два порта HDMI 1.4. динамическая контрастность составляет 8000000:1. Это хороший результат.

В нижней рамке монитора спрятаны два динамика мощностью по 5 Ватт каждый. Звук на удивление чистый и громкий. Вполне достаточно для просмотра фильмов и игр. Но качественное воспроизведение музыки они не потянут.

ПЛЮСЫ:

  • Качественная матрица типа IPS
  • Разрешение Full HD
  • Опция калибровки экрана
  • Режим энергосбережения
  • Безрамочная конструкция
  • Встроенные динамики
  • Хорошая цена

МИНУСЫ:

  • Нет FreeSync и Flicker-Free

back to menu ↑

ВИДЕО: Dell S2719H review — A stunning 27″ Full HD IPS monitor

Dell S2719H review — A stunning 27

ТОП-10 Лучших мониторов со звуком для компьютера: обзор моделей со встроенными динамиками | Рейтинг 2019

back to menu ↑

KRK RP7 G4

Вуфер: 6,5”, кевлар | Твиттер: 1”, кевлар| Усилитель: двойной, класса D | Мощность 145 Вт| Частотный диапазон: 42 Гц – 40 кГц | Звуковое давление: 110 дБ| EQ: на базе DSP с дисплеем и 25 пресетами

Плюсы:

  • Большая благоприятная для прослушивания зона
  • Эквалайзер с дисплеем и пресетами
  • Приложение для iOS и Android с анализатором
  • Порт расположен фронтально, мониторы можно расположить у стены
  • Съемная передняя панель
  • Опционная передняя панель с сетками

Минусы:

  • Не обнаружено.

KRK RP7 G4 оснащен 6,5” НЧ динамиком и 1” твиттером с кевларовыми мембранами. Раздельное усиление ВЧ и НЧ обеспечивается bi-amp усилителем класса D мощностью 145 Вт. 25 пресетов эквалайзера дают возможность быстро и точно адаптировать звучание под помещение.

Управление исключительно простое и состоит из регулятора громкости и выключателя. Можно осуществлять управление с помощью приложения KRK App для устройств iOS и Android. Для защиты от перегруза предусмотрен лимитер. Подключение монитора осуществляется с помощью одного комбинированного XLR/6,3 мм балансного входа.

№6 – KRK ROKIT 5 G3

Цена: 11 800 рублей

Лучшие модели студийных мониторов 2020 года

Порадовала сборка конструкции – даже тактильно ощущается, что вещь дорогая и собрана на совесть. Автоотключение через полчаса, если не подается сигнал, позволяет избежать перегрева задней поверхности. Порадовало то, насколько качественно экранирован монитор от мобильной техники – никаких свойственных для обычных колонок шипений и поскрипываний при вызове на смартфон. Двухполосный эквалайзер и мощный усилитель – важные достоинства данной модели.

Вам будет интересно: Топ 10 самых мощных видеокарт в мире 2019-2020 года

Выпирающий кабель питания не позволяет установить колонку вплотную к стене. По мнению некоторых аудиофилов, бас усилен избыточно, но это уже вопрос вкуса. В общем, надежный и сбалансированный вариант по справедливой цене.

KRK ROKIT 5 G3

Kali Audio LP-6

Вуфер: 6,5” | Твиттер: 1” | Усилитель: двойной, класса D | Мощность 80 Вт| Частотный диапазон: 38 Гц – 25 кГц | Звуковое давление: 108 дБ| EQ: 8 Dip переключателей

Плюсы:

  • Большой динамик
  • Объемное звучание
  • Превосходные низкие частоты
  • Фронтальный фазоинвертор, дающий детализированный и глубокий бас
  • Dip переключатели для адаптации звучания под помещение
  • XLR-, TRS- и RСA-входы

Минусы:

  • Чувствительность к наводкам и не очень качественным кабелям, дающая едва слышное шипение твиттера и гудение динамика

Kali Audio LP-6 – превосходный активный монитор ближнего поля для домашней студии, оснащенный вуфером 6,5” с большим неодимовым магнитом, а также купольным 1” твиттером с волноводом. Для усиления сигнала используется двойной усилитель класса D, имеющий мощность 40 Вт по низким частотам и 40 Вт по высоким. Идеально рассчитанный фронтальный порт фазоинвертора обеспечивает отличное воспроизведение баса без искажений и призвуков.

На задней панели находятся регулятор громкости и 8 DIP-переключателей для адаптации звучания к различным вариантам размещения. Коммутационные возможности обеспечены балансными входами XLR и TRS и небалансным входом RCA. Стоимость пары мониторов сравнима со стоимостью хороших наушников.

Размер динамиков

Очень часто в названии модели студийных мониторов есть цифра, которая означает размер НЧ-динамика, измеренного дюймах. К примеру, Yamaha HS8 имеет в своем названии цифру «8», данная цифра говорит нам о том, что размер низкочастотного динамика у данной модели равен восьми дюймам (т.е. прмерно 20 см).

Размер НЧ динамика чрезвычайно важен, так как он не только определяет физический размер всего монитора, но его частотные характеристики в низкочастотном диапазоне. Проще говоря, большие вуферы (НЧ динамики) могут создавать более детальные и глубокие басы. Монитор с 8-дюймовым НЧ динамиком будет более достоверно воспроизводить низкие частоты, чем 5-дюймовый.

Если вы создаете электронную музыку, в которой низкие частоты имеют большое значение, и хотите иметь четкий и чистый звук на «низах», вам нужными колонки с НЧ динамиком от 5 дюймов.

Совет от Олежки: если вы не уверены в том, что студийные мониторы с 8 дюймовым динамиком вам нужны, у вас ограниченный бюджет или ваша студия состоит из совсем небольшого помещения, купите модель с 5 или 6 дюймовым динамиком. Хочу вас предостеречь, что часто покупая мониторы маленьким басовиком, распространенной ошибкой является покупка суб баса для их компенсации. Запомните: суб бас это колонка эффектов, которая работает в очень низком и ограниченном диапазоне частот. Если вы будете делать фонограммы и прослушивать их вместе с сабвуфером, то скорее всего эта же фонограмма на других колонках будет бедна на НЧ звуки. Ваши мониторы должны передавать всю звуковую картину без использования сабвуфера. Сабвуфер в данном случае это как специи, которые нужно подавать к блюду осторожно, в нужных пропорциях. Мой вариант студийной акустики таков: Prodipe Pro 5 V3 и сабвуфер Prodipe Pro 10S V3. Сведение я делаю на мониторах, а слушаю результат, включая и выключая сабвуфер для понимания полной картины звука.

M-Audio BX5 D3

Вуфер: 5”, кевлар | Твиттер: 1”, шелк| Усилитель: двойной, класса A/B | Мощность 100 Вт| Частотный диапазон: 52 Гц – 35 кГц |EQ: Acoustic Space

Плюсы:

  • Разборчивые мягкие и приятные высокие частоты
  • Эквалайзер “ Acoustic Space»
  • Мягкая наклейка на дно в комплекте
  • Выдержанный гармоничный дизайн
  • Индикатор на передней панели

Минусы:

  • Фон при максимально выкрученной громкости
  • Сильно выделяется нижняя середина
  • Немного зажатый звук, как у мониторов с меньшими динамиками
  • Порт фазоинвертора на задней стенке

M-Audio BX5 D3 — двухполосный студийный монитор, объединяющий новые технологии и высокое качество предыдущих моделей. BX5 D3 получил модернизированный волновод ВЧ-твиттера и мощный двойной усилитель класса A/B. Модель обладает общей мощностью 100 Вт (60 Вт +40 Вт). За воспроизведение низких и средних частот отвечает 5-дюймовый излучатель с кевларовым диффузором. Высокие частоты воспроизводятся с помощью 1-дюймового твиттера с шелковым куполом.

Фазоинвертор с портом на задней стенке улучшает воспроизведение низких частот. Эквалайзер “ Acoustic Space» снабжен 3-позиционным переключателем для коррекции АЧХ. Для подключения к источнику сигнала система оснащена одним балансным XLR-входом и одним входом 1/4″.

AOC Q2577PWQ

Читайте также: ТОП-12 Лучших компьютерных мышей: обзор беспроводных и проводных моделей для работы с ПК | 2019

AOC Q2577PWQ Отличный безрамочный монитор с хорошими характеристиками. Он построен на основе матрицы IPS с разрешением 2560×1440 точек. И это при диагонали в 25 дюймов. Частота обновления картинки составляет 60 Гц (что не очень хорошо).

Дисплей поддерживает технологию MHL и использует для подключения порты DVI-D (HDCP), HDMI, DisplayPort и VGA (D-Sub). А динамическая контрастность экрана составляет 50000000:1. Это весьма внушительный показатель.

В монитор встроены два динамика мощностью по 3 Ватта. Качество звука неплохое. Но только для просмотра роликов на YouTube. Ценник у дисплея вполне адекватный. Особенно, если учесть его дизайн.

ПЛЮСЫ:

  • Безрамочная конструкция
  • Внушительное разрешение экрана
  • Качественная матрица IPS
  • Есть поддержка MHL
  • Неплохая цена
  • Встроенные динамики

МИНУСЫ:

  • Частота обновления экрана 60 Гц
  • Нет FreeSync и Flicker-Free

back to menu ↑

ВИДЕО: Распаковка монитора AOC Q2577PWQ Black-Silver

Распаковка монитора AOC Q2577PWQ Black-Silver

ТОП-10 Лучших мониторов со звуком для компьютера: обзор моделей со встроенными динамиками | Рейтинг 2019

back to menu ↑

PreSonus Eris E5 XT

Вуфер: 5,25” | Твиттер: 1”, шелк| Усилитель: двойной, класса A/B | Мощность 45 Вт + 35 Вт| Частотный диапазон: 48 Гц – 20 кГц |EQ: Acoustic Space

Плюсы:

  • Детализированное звучание
  • Новый волновод с более широкой направленностью ВЧ
  • Улучшенный НЧ диапазон
  • Мягкий старт

Минусы:

  • Немного задранный верх
  • Перегруз при уровне НЧ-сигнала

PreSonus Eris E5 XT – активный 2-полосный монитор ближнего поля для домашней студии, обновленный вариант системы Eris E5. Модель оснащена вуфером 5.25” с диффузором из тканого композитного материала и 1” высокочастотным излучателем с шелковым куполом. Новые волноводы эллиптической формы расширяют ВЧ диапазон и обеспечивают более широкую дисперсию в горизонтальной плоскости. Система дает превосходную детализацию. Увеличенный размер корпуса позволил расширить диапазон НЧ на 10 Гц.

Для адаптации колонки под помещение предусмотрены регуляторы ВЧ и СЧ, фильтр НЧ и EQ “Acoustic Space”. Есть встроенный лимитер. Наличие разъемов XLR, TRS и RCA позволяет подключить практически любой источник.

Как мы готовили свой ТОП

Все знают, когда дело доходит до музыки, на вкус и цвет товарища нет. Студийные мониторы могут прекрасно подойти по звучанию одному человеку и не понравиться другому. Студийные мониторы, созданы специально для микширования и мастеринга треков. В этом их главное отличие от акустики для прослушивания музыки. Именно из своего «честного», порой резкого звучания они не подходят для долгого прослушивания музыки. И наоборот: никакие другие системы не способны на столько верно передать все нюансы фонограммы и позволить вам услышать сделанные в ней изменения, кроме студийных мониторов. Для чего собственно и создан данный тип акустических систем. Чтобы подготовить для вас нашу подборку, используя наш опыт, мы сравнили все модели в нашем магазине, советовались с музыкантами и звукорежиссёрами. На основе обработанных данных и был создан маленький ТОП недорогих мониторов для домашней студии от MusicProfi.Как и было обещано ранее, мы постараемся предоставить вам список студийных мониторов с лучшим соотношением цены и качества. По этой причине отказались от топовых моделей, которые, по нашему мнению, будут слишком дорогими для домашней студии. Диапазон цен, который мы приняли во внимание, колеблется от 300 до 500 долларов за пару.

EVE audio SC205

Вуфер: 5” | Твиттер: ленточный AMT| Усилитель: двойной PWM| Мощность 100 Вт| Частотный диапазон: 53 Гц – 21 кГц | DSP

Плюсы:

  • Нейтральный звук с подробными СЧ
  • Качественные компоненты
  • Гибкая адаптация под помещение
  • Многофункциональный регулятор на передней панели
  • Крепление для стойки
  • Отверстия для подвешивания
  • Ножки в комплекте

Минусы:

  • Задержка 3 мс (из-за DSP)

EVE Audio SC205 – активный двухполосный монитор ближнего поля c DSP и двойным усилителем класса D. Основной динамик 5” SilverCone имеет сотовую структуру с покрытием из стекловолокна. Ленточный твитер не окрашивает ВЧ. Доступны разъемы XLR и RCA.

Акустика вашей комнаты

Перед тем, как покупать пару профессиональных мониторов для студии, вам нужно обратить внимание на акустику вашей комнаты. Фактически, на звук, который вы слышите, влияет все, от размера комнаты (чем больше комната, тем больше будет реверберация), до мебели и электрических приборов (шум компьютера может попадать в запись). Поэтому, прежде чем сделать покупку, вы должны правильно выполнить акустическое оформление вашей комнаты.

Если вы делаете это впервые или у вас недостаточно денег на акустический поролон, просто купите студийные закрытые наушники, которые позволят прослушивать звук максимально точно и четко, насколько это возможно, поскольку они будут подключатся непосредственно к звуковой карте, и звук будет попадать прямо вам в уши, без реверберации комнаты. Это конечно компромиссный вариант, но для начала годится. Так же использование наушников позволит вам услышать те мельчайшие нюансы фонограммы, которые иногда не позволят услышать мониторы. Например стереоэффекты, которые в наушниках звучат иначе, чем в студийных мониторах

Pioneer DM-40

Вуфер: 4” | Твиттер: ¾”, Deco Convex| Усилитель: класса A/B | Мощность: 21 Вт/канал | Частотный диапазон: 70 Гц – 30 кГц

Плюсы:

  • Bluetooth
  • Высококачественные компоненты
  • Упругий плотный бас
  • Фронтальный порт фазоинвертора
  • Ручка громкости на передней панели

Минусы:

  • Нет лимитера
  • Нет регуляторов АЧХ

Pioneer DM-40BT – комплект из двух 2-полосных мониторов, адресованный меломанам, продюсерам и диджеям. Каждая колонка имеет конструкцию Bass Reflex с фронтальным портом и оснащена 4”вуфером со стекловолоконным диффузором, а также ¾” купольным твиттером, использующим технологию DECO. Правильное размещение излучателей дает превосходно сбалансированное звучание. Левая колонка является активной и оснащена усилителем класса A/B мощностью 21 Вт на канал.

Bluetooth-интерфейс позволяет проигрывать музыку с мобильных устройств, а поддержка aptX и AAC кодеков улучшает качество звучания. На фронтальной панели левого монитора имеется регулятор громкости и выход для наушников. Для подключения проводного источника сигнала предусмотрены входы RCA и миниджек. Специальная форма корпуса уменьшает нежелательные резонансы.

Yamaha HS7W

Вуфер: 6,5” | Твиттер: 1” | Усилитель: класса A/B | Мощность: 95 Вт | Частотный диапазон: 43 Гц – 30 кГц

Плюсы:

  • Качество звука
  • Достаточно большие, чтобы обойтись без сабвуфера
  • Нейтральное звучание с естественными СЧ

Минусы:

  • Нет эквалайзера

HS7W – универсальный 2-полосный студийный монитор ближнего поля, оснащенный динамиком 6,5” с полипропиленовым диффузором и 1” купольным тканевым твиттером. Купол твиттера защищен металлической решеткой. Излучатели системы модернизированы для лучшей отдачи на низких частотах и получения более ровной частотной характеристики.

За раздельное усиление сигнала отвечает двойной усилитель мощностью 60 Вт НЧ и 35 Вт ВЧ. Для коррекции звучания предусмотрен переключатель Room Control, убирающий избыточные НЧ, и переключатель High Trim, изменяющий ВЧ от 2 кГц на +/- 2 дБ. Входы представлены разъемами XLR и TRS. Имеется регулятор уровня.

Расположение студийных мониторов

Расположение студийных мониторов оказывает большое влияние на итоговое звучание студии. Правильное расположение обеспечивает большую точность и аккуратность передачи звука. Более подробно об установке студийных мониторов мы уже рассказывали в отдельном материале, поэтому не будем вдаваться в подробности (за ними — в соответствующий материал), а лишь кратко отметим главное.

Первое и самое главное правило — мониторы должны располагаться на высоте головы/ушей. Большинство подставок под мониторы регулируются по высоте, так что с этим проблем возникнуть не должно.

Мониторы ближнего поля должны быть установлены на специальных звукопоглощающих подставках на столе, или на стойках за столом. Установка мониторов на стол без подставки приведет к резонансу стола вместе с монитором, который усилит или ослабит определенные частоты, что сильно изменит реальную картину звука.

Изоляционные панели под мониторами минимизируют вибрации, передающиеся в стол, но не устранят их совсем. Поэтому, если позволяет место, мониторы лучше устанавливать на специальных стойках за столом: считается, что только так можно полностью устранить нежелательный резонанс. Тем не менее некачественные стойки могут передавать вибрации в пол, поэтому не экономьте на этом аксессуаре.

Студийные мониторы должны стоять на одинаковом расстоянии как между собой, так и от точки прослушивания. Голова звукорежиссера и два монитора должны образовать незримый равносторонний треугольник, при этом каждый монитор следует направить в сторону точки прослушивания.

Проектировать рабочее место в студии нужно напротив прямой стены, а не в углу комнаты — это минимизирует появление неприятных призвуков. В идеале, это должна быть одна из коротких стен помещения.

Точка прослушивания должна располагаться по центру комнаты, при этом расстояние от точки до стены должно в идеале составлять ⅓ от длины самой стены. Если точка прослушивания окажется ближе к стене, то сигнал из мониторов будет отражаться от стен слишком рано и усиливать низкие частоты, а это исказит общую картину звука.

К сожалению, спланировать рабочее место по всем правилам в условиях современных квартир не всегда возможно, придется идти на компромиссы. Тем не менее максимальное соблюдение этих правил обеспечит корректное воспроизведение частот по всему спектр, а также правильную стереокартину звука.

Больше информации о расположении мониторов и акустическому оформлению помещения можно узнать из этого видео:

Genelec 8020DPM

Вуфер: 4” | Твиттер: 0,75” | Усилитель: класса A/B | Мощность: 100 Вт | Частотный диапазон: 56 Гц – 25 кГц

Плюсы:

  • Компактность
  • Сбалансированный звук
  • Широкая зона прослушивания
  • Подставка IsoPod

Минусы:

  • Недостаточный НЧ диапазон
  • Порт фазоинвертора на задней стенке

Genelec 8020 DPM – компактный 2-полосный активный монитор ближнего поля, который отлично показывает себя в тесных студиях. Система оснащена 4” динамиком, 0,75” твиттером с металлическим куполом и bi-amp усилителем 50 Вт + 50 Вт. Корпус из литого алюминия получил уменьшающую дифракцию закругленную форму, что в сочетании с имеющим заданную направленность волноводом создает идеальный частотный баланс и широкую зону прослушивания даже в сложных комнатах.

Фазоинвертор с портом на задней стенке позволяет получить точное и глубокое воспроизведение низких частот. Переключатели фильтров на задней панели дают возможность скорректировать звучание под конкретное помещение. Подставку IsoPod можно наклонять для получения оптимального расположения колонки.

Виды студийных мониторов

Студийные мониторы бывают нескольких видов:

  • Пассивные и активные;
  • Ближнего и дальнего поля;
  • Открытые и закрытые.

Разделение не строгое: мониторы всегда относятся сразу к нескольким видам. К примеру, существуют пассивные закрытые мониторы дальнего поля или активные открытые мониторы ближнего поля.

Пассивные и активные

Прежде чем поступивший на монитор звуковой сигнал пройдет через динамики, его нужно усилить. Сделать это можно двумя способами: пассивным и активным. В зависимости от используемого метода усиления, студийные мониторы делят на активные и пассивные.

Пассивные студийные мониторы нуждаются во внешнем усилителе, который обработает входной сигнал до того, как он попадет в монитор. Пройдя через усилитель, звуковой сигнал отправляется на электронику монитора, где проходит через ряд компонентов, именуемых кроссовер-сетью или просто кроссовером.

Эта сеть работает в качестве фильтра, разделяющего входной сигнал на несколько отдельных сигналов разной частоты. Так, в системах с двумя динамиками сигнал делится на две части: первая состоит только из высоких частот, вторая — из низких (средние частоты частично отправляются в твитер, частично в вуфер).

В отличие от пассивных систем, активные студийные мониторы не требуют внешнего усиления — все необходимые для этого компоненты уже установлены внутри кабинета. В моделях с двумя динамиками устанавливаются два усилителя для каждого спикера (такие системы называют би-амп), в моделях с тремя динамиками — три (такие системы называют три-амп).

В би-амп мониторах поступающий сигнал делится на два диапазона, каждый из которых усиливается независимо. В свою очередь в три-амп системах происходит деление и усиление трех сигналов разных диапазонов.

Именно в особенностях работы с сигналом и кроется отличие активных и пассивных студийных мониторов. Пассивные мониторы делят и рассылают по динамиками уже усиленный сигнал, активные мониторы делят исходный сырой сигнал, а затем независимо усиливают его перед отправкой в динамики.

Считается, что независимое усиление сигнала делает звучание мониторов точнее и сфокусированнее. По этой причине системы би-амп и три-амп зачастую звучат лучше одноусилительных сингл-амп систем в рамках одной ценовой категории.

Какие студийные мониторы выбрать: активные или пассивные?

Рассуждения о том, какие студийные мониторы лучше, активные или пассивные, не имеют смысла — и в той, и в другой категории хватает качественных и некачественных моделей. Большую часть рынка занимают именно активные модели, которые используются как в домашних, так и в профессиональных студиях. Это не значит, что пассивные системы не популярны — они просто используются реже.

Важно помнить, что при выборе акустики решающую роль играют уши. Если вам нравится звучание модели, то нет разницы, какие студийные мониторы купить. Никто не станет говорить, что вы ошиблись с выбором взяв пассивную или активную систему — главное, чтобы со звуком все было отлично.

Не стоит забывать, что на выбор студийных мониторов значительное влияние оказывает бюджет. Как уже отмечалось, пассивные системы требуют отдельного усилителя, покупка которого далеко не всегда укладывается в бюджет. Согласитесь, купить пару мониторов за 20 000 рублей, чтобы затем выяснить, что им нужен усилитель за еще 20 000 рублей совсем не круто.

Перед началом работы с пассивными мониторами нужно откалибровать усилитель так, чтобы он выдавал максимально качественное звучание через динамики. Какие бы крутые и дорогие компоненты вы не купили, неправильная настройка всей системы приведет к тому, что вы получите сильно искаженное звучание.

В условиях ограниченности бюджета и пространства домашней студии, а также недостаточного опыта лучше купить активные студийные мониторы. Во-первых, вам не понадобится дополнительное оборудование для начала работы: достали из коробки, подключили и можно работать. Во-вторых, встроенные в активные системы усилители уже настроены так, чтобы выдавать максимально достойный звук.

Мониторы ближнего поля и мониторы дальнего поля

Звучание мониторов сильно зависит от расстояния от точки прослушивания — места, на котором звукорежиссер слушает материал. Производители учитывают этот момент, поэтому большинство современных моделей проектируются так, чтобы одинаково хорошо звучать на любом расстоянии. Тем не менее существует ряд нюансов которые стоит учесть перед тем, как выбрать студийные мониторы.

Мониторы ближнего поля обычно оснащаются динамиками меньшего размера и устанавливается довольно близко к слушателю (на расстоянии 60-90 см). При таком расположении уши получают более точную картину звука, с меньшим влиянием окружающей среды и пространства комнаты. Близкое расположение к слушателю минимизирует отражения звуковых волн, что пригодится при более тонкой работе: к примеру, выявлению мелких проблем в миксе наподобие щелчков или куликов.

В сравнении с моделями дальнего поля, студийные мониторы ближнего поля имеют более узкий динамический диапазон и звучат ближе к потребительским акустическим системам. Работая с ними, вы получаете аккуратно картину того, как музыка будет звучать при прослушивании через обычные потребительские наушники, динамики стереосистем или автомобильную акустику.

Мониторы дальнего поля оснащаются более крупными динамиками и устанавливаются по периметру комнаты на большом удалении от слушателя (около 3 м). Обычно их крепят на стену за студийном столом и микшерным пультом.

Мониторы дальнего поля позволяют услышать, как помещение изменяет звук. Пространство комнаты также влияет на звучание низких частот, чья звуковая волна становится длиннее. Появление дополнительного низа делает саунд мониторов более целостным и лучше подходящим для проверки баланса всего микса.

Вместе с этим увеличивается и количество отраженного от стен аудиосигнала. Комната начинает активнее резонировать, что не всегда положительно влияет на общую картину звука. По этой причине использование мониторов дальнего поля требует более продуманного акустического оформления комнаты с помощью диффузоров, звукопоглощающих панелей, басовых ловушек.

Какие студийные мониторы выбрать: ближнего или дальнего поля?

В условиях квартир мы ограничены в студийном пространстве. Иногда комнаты настолько малы, что покупка мониторов дальнего поля попросту не имеет смысла. К тому же звучание дальних систем зависит от акустики самой комнаты, поэтому их покупка неразрывно связана с тратами на акустической оформление помещения.

В таких условиях лучший выбор для домашней студии — это мониторы ближнего поля. Такие системы хорошо звучат в небольших помещениях даже при отсутствии дополнительного акустического оформления. Мониторы ближнего поля используются в студиях любого уровня и размера, а и профессионалы по всему миру полагаются на них не один десяток лет (те же Yamaha NS-10, вышедшие в 1980-х, до сих пор считаются настоящим стандартом в индустрии).

Открытые и закрытые студийные мониторы (с фазоинвертером и без него)

На кабинетах некоторых моделей студийных мониторов имеются специальные отверстия, которые называются портами. Наличие портов говорит о том, что в мониторе установлен фазоинвертор, расширяющий звучание системы в низкочастотном диапазоне. Студийные мониторы с фазоинвертером называют открытыми, без него — закрытыми.

Когда мы слушаем музыку, динамик монитора движется вперед и назад, при этом при обратном движении в кабинете создается дополнительное давление воздуха. Лишний воздух может негативно сказываться на звуке, поэтому для его рассеивания и снижения давления кабинеты оснащают отверстиями-портами, которые связаны с встроенным фазоинвертером.

Зарубежом мониторы с фазоинвертором принято называть «Ported Monitors», без него — «UnPorted Monitors». Иногда производители и продавцы вместо указания «Ported» в описании модели пишут о наличии у монитора системы «Bass Reflex System».

Фазоинвертор, представляющий собой специальную трубу, выполняет еще одну задачу — заставляет воздух внутри кабинета резонировать на частотах близких к тем, которые монитор не может воспроизвести. Такой резонанс расширяет динамический диапазон мониторов, позволяя им выдать больше низких частот в сравнении с обычной закрытой системой.

Наличие портов не означает, что мониторы звучат лучше. В противовес расширенному динамическому диапазону, закрытые мониторы обеспечивают более плотный низ. Не стоит также забывать, что дешевые открытые системы могут слишком сильно резонировать в портах, отчего звучание точно не станет лучше.

Какие студийные мониторы выбрать: открытые или закрытые?

Выбор в пользу открытой или закрытой системы зависит от двух вещей: личных предпочтений музыканта и особенностей помещения. С первым все довольно просто: нравится более широкий низ — берите открытые студийные мониторы, любите плотный бас — покупайте закрытые.

С особенностями помещения сложнее. Производители открытых систем часто помещают порты на заднюю стенку кабинета. Так как мониторы зачастую стоят рядом со стеной, выходящий из порта сигнал будет отражаться от стен и создавать неприятный резонанс, искажающий картину звука. Избежать резонанса можно, если расположить рабочее место и мониторы подальше от стен, но в квартирных условиях это не всегда возможно.

Решить проблему возникновения резонанса не меняя планировки студии можно несколькими методами:

  • Помещением звукопоглощающей панели за каждым монитором. Не обязательно покупать такую панель, ее можно сделать самому;
  • Покупкой открытой системы с портами на фронтальной стенке (например, ADAM A7X);
  • Покупкой качественной пары закрытых мониторов.

О выборе

Рекомендуем выписать критерии, которые лично вам кажутся самыми важными для решения творческих задач. С выписанными критериями перед глазами пройдитесь еще раз по нашему топу мониторов и выберите подходящий. Помните – субъективное восприятие картинки важно, особенно если вы хотите получать удовольствие от работы, но нерациональный выбор «от чувств» обязательно приведет к ошибкам и зря потраченным деньгам. Смотрите на АЧХ, сравнивайте функционал, учитывайте, в каком помещении будут стоять мониторы.

ASIO и задержки

Это то, что карточка должна поддерживать. ASIO-драйвера позволяют записывать и воспроизводить звук напрямую через карту, минуя тормозные микшеры и преобразования ОС (рассчитанные на воспроизведение музыки в плеере и звонки через Skype, но не нормальную звукозапись). Соответственно, задержки заявленные на коробке будут более-менее соответствовать реальности только при работе с ASIO. Если хотите посчитать реальные задержки — прибавьте еще задержки вашего DAW, ну и производители еще привирают свои процентов на 10-20, да еще часто пишут только половину (на вход, или выход).

Есть, конечно, ASIO4ALL — драйвер для корточек, без собственной поддержки ASIO. По факту, обычно задержки оказываются меньше, чем без ASIO вообще, но больше, чем у большинства карточек с заявленной поддержкой.

Иногда всплывает вопрос ASIO 1 или ASIO 2. Вроде, «чем новее тем лучше», только вот чем? ASIO 2 имеет лучшую поддержку ADAT, звук может быть расшарен между несколькими приложениями, а так же есть возможность “Direct Monitoring” — т.е. слушать что идет на вход напрямую, минуя DAW.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: