Запрос «Стерео» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

 

Стереофони́я

[1] или
Стереозву́к
(от др.-греч. στερεός
«стереос»
— «твёрдый, пространственный» и φωνή — «звук») — метод записи и воспроизведение звука, при котором создаётся иллюзия «звуковой перспективы» с сохранением направлений на разные источники звука. Это достигается за счёт использования бинаурального эффекта и одновременной передачи звуковой информации по двум и более независимым каналам, в отличие от монофонической звукопередачи, когда звук передаётся по единственному каналу.

В обиходе стереофонической

 

принято называть двухканальную звукозапись, однако это понятие охватывает более широкую сферу, обозначая объёмное звучание с любым количеством каналов. Термин «стереофония» в равной степени относится к таким понятиям, как «квадрофония» и «объёмный звук». При воспроизведении стереофонической записи через единственный громкоговоритель качество звука снижается из-за интерференции сигналов разных каналов, отличающихся по фазе.

Разновидности стереофонии[ | ]

Существуют два принципиально разных способа получения стереофонической записи. При первом для фиксации звукового поля используются два и более микрофонов, разнесённых на определённое расстояние друг от друга. Пульсирующий ток звуковой частоты, создаваемый каждым из микрофонов, усиливается отдельными независимыми друг от друга усилителями, и записывается на отдельные каналы носителя. При воспроизведении звук, полученный от каждого из микрофонов, усиливается независимо и подаётся на отдельные громкоговорители или акустические системы, расположенные в соответствии с размещением микрофонов. Таким образом воссоздаётся звуковая картина, существовавшая в момент записи. Идеальным способом воспроизведения звукового поля считается условная плоскость, состоящая из бесконечно малых динамиков, передающих звук от расположенных таким же образом микрофонов. В звукозаписи музыкальных произведений для получения стереоэффекта достаточным считается наличие двух независимых каналов, а в кинематографе их не должно быть меньше трёх, чтобы исключить «провал» в центре звуковой картины, соответствующем середине экрана. Так, в широкоэкранных кинематографических системах «Синемаскоп» и «Широкий экран» использовались три фронтальных канала, а в широкоформатных системах «Тодд-АО» и «НИКФИ» — пять[2][3].

Второй способ получил название псевдостерео

, и в отличие от первого не требует нескольких микрофонов для записи звукового поля. Стереофоническая фонограмма создаётся путём распределения по разным каналам нескольких исходных монофонических записей (
см. Многодорожечная запись
) при помощи «панорамного микшера»[4]. При создании псевдостереофонических фонограмм разные источники звука записываются по отдельности или для них устанавливаются отдельные микрофоны. Затем, в процессе сведе́ния (микширования) полученные сигналы распределяются по каналам готовой фонограммы. При этом эффект локализации источников звука создаётся как регулировкой уровня записи в разных каналах, так и коррекцией частотной характеристики, поскольку известно, что высокие частоты в наибольшей степени влияют на иллюзию направления. Кроме того, эффект дополнительно достигается регулировкой интенсивности отражённого звука и степени запаздывания с помощью линий задержки.

 

В 1960-е годы в США часто практиковался выпуск так называемых «дуофонических» грампластинок, в которых изначально монофоническим записям придавался эффект стерео. Монозапись распределялась по двум каналам с одновременной коррекцией частотной характеристики. В канале, соответствующем частичной локализации звука, подчёркивались высокие частоты, тогда как в противоположном они заглушались при сохранении уровня низкочастотных сигналов. После этого звук в одном из каналов подвергался задержке на доли секунды, создавая, таким образом, эффект ложного эха. Звукозаписывающие компании поступали так с одноканальными записями, сделанными перед внедрением стереотехнологий (пластинки Элвиса Пресли, Фрэнка Синатры), или в силу каких-либо технических причин записанных по одноканальной системе, несмотря на возможность стереофонии (The Beatles[* 1], The Beach Boys; так называемый fake stereo

).

В кинематографе[ | ]

В кинематографе псевдостереофония пришла на смену многоканальной исходной записи в начале 1960-х годов, из-за технологической сложности синхронной киносъёмки. В Голливуде от линеек из нескольких микрофонов отказались в 1958 году, а в СССР эта технология была признана устаревшей в 1968 году; одним из последних советских широкоформатных фильмов, фонограмма которого записана пятиканальными стереомикрофонами, стала картина «Война и мир»[5]. В дальнейшем исходную фонограмму записывали одноканальными магнитофонами с последующим распределением по каналам с помощью панорамного микшера; на киностудии «Мосфильм» для этого был сконструирован пульт стереофонической перезаписи с панорамным регулятором.[6]

Американская псевдостереофоническая система звуковоспроизведения «Перспекта» была основана на автоматическом переключении единственной звуковой дорожки на разные громкоговорители. Для этого в фонограмме записывались дополнительные управляющие сигналы с частотами 30, 35 и 40 Герц, не воспроизводящиеся усилителем. Сигналы каждой частоты подключали соответствующие громкоговорители, расположенные за экраном кинотеатров системы «Виставижн», создавая эффект следования звука за изображением.[7]

На радио[ | ]

В ЧМ-радиовещании наличие так называемого пилот-тона на частоте 19 кГц является признаком передачи стереофонического сигнала. Выделенная в радиоприёмнике вторая гармоника частоты 19 кГц (38 кГц) используется как опорная частота для полного восстановления стереофонического сигнала.

 

 

Стереоизображение и другие задачи

Хотя это может показаться маловероятным, стереоизображение также может способствовать различным настроениям.

Музыка soundscape, chill out, ambient и подобные ей, как правило, имеют более широкое и менее сфокусированное стереоизображение по сравнению с менее расслабленными жанрами. Действует всё то же старое правило – чем менее естественно, тем сильнее сила. Барабанная установка шириной со стереопанораму будет звучать более естественно, чем барабанная установка, развернутая вокруг центра.

В Witness by The Delgados, Dave Fridmann выбрал широкое изображение барабана для куплета, затем узкое изображение во время более мощного припева.

 

Мы видели несколько других примеров того, как стереоизображение может быть использовано для достижения интереса. Бетховен перекладывал одинаковые фразы по всему оркестру, в то время как в Hey Ya! у нас есть изменение стерео распространение между куплетом и припевом. Стоит послушать Smells Like Teen Spirit и рассмотреть стратегию планирования и изменения стереоизображения между интерлюдией и припевом. Другие методы включают в себя автоматизацию панорамирования, auto-pan, stereo delay и так далее. Также панорамирование может улучшить и читаемость инструментов. Но об этом в следующих статьях.

Всем спасибо и удачи в творчестве!

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

А если вы любите слушать разнообразную музыку различных направлений и жанров, то вам сюда — Mp3yoda. Хороший помощник в поиске качественной музыки Mp3 (https://mp3yoda.com/cat/1/russkaya-muzyka). Здесь вы сможете скачать песни онлайн, прослушав перед скачиванием. Не нужна регистрация. Быстрая загрузка. Удобный плеер.

 

Похожие записи

Стереогониометр — Phase Oscilloscope (Vectorscope)

1 неделя назад автором Admin менее 1 мин чтения Нет комментариев
5 / 5 ( 21 голос ) Стереогониометр, или контрольный дисплей стереозвука, позволяет анализировать множество параметров звукового сигнала, в том

Позиционирование мониторов. Место прослушивания.

2 недели назад автором Admin менее 1 мин чтения Нет комментариев

5 / 5 ( 29 голосов ) Место прослушивания аудиоматериала очень важно, так как именно от него зависит качество ваших

Silence — формирование абсолютной тишины на заданном участке фонограммы.

3 недели назад автором Admin менее 1 мин чтения Нет комментариев

 

5 / 5 ( 31 голос ) В этой статье поговорим о Silence (формирование абсолютной тишины). Как работает эта функция,

Correlationmeter — коррелометр

4 недели назад автором Admin менее 1 мин чтения Нет комментариев

5 / 5 ( 31 голос ) Коррелометр необходим для проверки моносовместимости звукового материала. 60 SHARES Facebook Tweet Подписаться Share

Time Stretch — изменение длины и темпа фрагмента аудиоданных.

1 месяц назад автором Admin менее 1 мин чтения Нет комментариев

5 / 5 ( 31 голос ) Time Stretch — полезная функция, с помощью которой можно изменить длину и «темп»

60

Развитие формата стерео[ | ]

Впервые принцип стереофонии на практике был осуществлён в 1881 году в Париже Клементом Адером. На сцене Парижской Оперы Адер расположил ряд телефонных трансляторов, сигнал от которых по проводам шёл в кабины Парижской электрической выставки. Посетители кабин могли услышать концерт в прямой трансляции через две телефонные трубки (для каждого уха).

Впоследствии наладился коммерческий выпуск двухканальных телефонов: в 1890—1932 гг. во Франции под названием «Théâtrophone», в 1895—1925 гг. в Великобритании под названием «Electrophone»; массового распространения они не имели.

В звукозаписи первые пробы в стерефонии проводились в начале 1930-х гг. Большой вклад в развитие стереофонии внесли изобретения английского инженера Алана Блюмлейна. Его стереопара микрофонов («пара Блюмлейна») по сей день находит применение в практике звукозаписи. Она состоит из двух близко расположенных двунаправленных микрофонов, сориентированных под прямым углом друг к другу. В 1931 году он и его коллеги создали пробный киноролик под названием «Walking And Talking» с использованием стереозвука, а в 1935 году — при его участи был создан короткометражный фильм «Trains at Hayes», который является первым в истории фильмом со стереозвучанием[8].

 

В марте 1932 года в филадельфийской Академии музыки была осуществлена запись с использованием двух микрофонов, сигнал от которых шёл к двум иглам, нарезавшим две раздельные канавки на одном и том же восковом диске. Первая из этих записей, сделанная 12 марта 1932 года (во время исполнения «Прометея» Александра Cкрябина) является наиболее ранней дошедшей до наших дней стереофонической записью. Первая же в истории стереогрампластинка была выпущена в 1933 году компанией EMI: по двум сторонам канавки были размещены соответственно два раздельных канала. В 1940 году был создан первый полнометражный анимационный фильм «Фантазия» с псевдостереофонической трёхканальной фонограммой. Запись воспроизводилась по системе «Фантасаунд» с отдельной киноплёнки. Однако, из-за чрезвычайной сложности системы и слабо выраженного стереоэффекта дальнейшего развития она не получила[9].

В феврале 1954 года студия RCA Victor осуществила стереозапись, используя многоканальную аппаратуру: выступление Бостонского симфонического оркестра было зафиксировано одновременно как на моно- так и на двухканальной плёнке. Последовало ещё несколько подобных записей, однако они не были предназначены для выхода на пластинках, так как ещё не существовало рынка массовой аппаратуры воспроизведения стереозвука. Однако уже через год, в 1955, появились первые стереомагнитофоны, и наладился выпуск стерео-бобин. C 1957 года процесс записи в формате стерео стал превалирующим в американской музыкальной индустрии.

В 1958 году компания Western Electric изготовила аппарат Westrex

, позволявший нарезать стереодиски, с которых, наконец, было возможно тиражирование обычных грампластинок (именно Western Electric ввели в обращение слова «
стерео
», «
стереофонический
» в области звукозаписи). В том же году вышла и первая коммерческая стереопластинка. Однако, вплоть до конца 1960-х гг. значительное число грампластинок выходило в монозвучании, несмотря на студийную стереозапись.

Конвертация 2D в 3D

Наша студия предлагает уникальную услугу по переводу ваших видеофайлов в стерео формат. Перевод 2D в 3D осуществляется по нашей уникально технологии, которая делает изображение объемным и предполагает просмотр вновь созданного изображения в стереоочках.

Конверсия или конвертация — этот способ получения стерео изображения базируется на компьютерных технологиях. Обычный кино фильм преобразовывается в стерео, именно этим процессом заняты сегодня некоторые голливудские студии. Не удивляйтесь, когда вас пригласят посмотреть «Звездные войны» еще раз, в новом 3d формате. Кроме этого существуют аналоговые устройства, которые можно подключить к телевизору и смотреть любое изображение в стерео-формате. Минусом последнего является низкое качество стерео изображения.

Заказать конвертацию любых фильмов из 2D в 3D можно по телефону в Москве или по адресу

Квадрофония[ | ]

Квадрофония

 

(от лат. quattuor — четыре и др.-греч. φωνή — звук) — разновидность стереофонии, в которой используются 4 независимых канала. В отличие от двуканального стереозвука, образующего панораму перед слушателем, квадрозвук предназначен окружить слушателя с 4 сторон и создать ощущение его присутствия «внутри звука». Квадродинамики, как и микрофоны, располагают по углам комнаты, но возможны и другие расположения, например по центру стен. Квадро имело ограниченный успех в 60—80-x годаx прошлого века, но коммерчески не состоялось прежде всего из-за стоимости аппаратуры, а также, как следствие, малого спроса на многоканальные носители звука. Сегодня интерес к квадро возрождается, благодаря распространённости форматов многоканального звука (5.1).

  • 5.1
  • Dolby Digital

Просмотр стерео

Как смотреть стерео- кино?

Известны различные методы просмотра, как правило, для этого нужны какие-то приспособления, у всех них разное качество и разная стоимость, вместе с этим и воспроизводящие изображение устройства тоже различны.

1. Параллельный взгляд – бесхитростно и бесплатно смотрим на две картинки, стоящие рядом с друг другом.

2. Перекрестный взгляд – аналог п.1, отличается иным направлением взгляда.

3. Анаглиф – красно-синие очки. Наиболее доступен с точки зрения стоимости устройств для показа и просмотра. Показать такой фильм можно на любом доступном устройстве (проектор, телевизор, компьютер). Просмотр происходит при помощи очков (стоимость 20-200р). Кроме красно-синих, существуют и другие цветовые комбинации, например сине-желтые. К недостатку данного метода можно отнести цветовые искажения изображения.

4. Поляризация – разделение левого и правого каналов происходит за счет фильтрации поляризационных фильтров. Именно этот способ использовался в стерео кинотеатрах СССР. Требуется 2 проектора (либо один специализированный), на объективы каждого из них одеваются поляризационные фильтры. Аналогичные фильтры стоят в очках зрителя. Этот способ относится к менее дорогим, и более качественным.

5. Затворные очки – разделение левого и правого изображений происходит за счет мигающих с большой частотой жидкокристаллических шторок, установленных в очки зрителя. Изображение на экране чередуется с такой же частотой, как и шторки в очках, в результате, когда закрыт правый глаз, на экране правое изображение, левый – левое. Очень качественная картинка, разумная цена (1200-2000р), гибкое использование. Такие очки можно использовать совместно с телевизором, компьютером, видеопроектором. К сожалению, затворные очки не работают совместно с LCD мониторами (так что не спешите выкидывать старую «трубу»)

6. Виртуальный шлем – специальное устройство, одеваемое на голову зрителя. Напротив каждого глаза установлен миниатюрный дисплей и оптическая линза. Высокое качество стерео изображения, возможно использование совместно с телевизором или видео устройством. Может быть хорошим помощником для видеооператора во время стерео съемки. Относительно высокая стоимость (от 700у.е.).

 

7. 3D мониторы – сложное устройство, принцип действия у таких мониторов различны, но все они отличаются тем, что изображение можно просматривать без очков. К сожалению, пока такие устройства имеют крайне высокую стоимость (от 3000у.е.)

8. 3D экраны – большое сооружение для кинозального просмотра. Хитроумная оптическая система проецирует стерео изображение таким образом, что его можно смотреть без очков, размер экрана может быть очень большим. Пока такие экраны крайне дороги, во всем мире их можно пересчитать по пальцам.

Литература[ | ]

  • М. З. Высоцкий.
    Системы кино и стереозвук / Эйсымонт Л. О.. — М.: «Искусство», 1972. — С. 122—124. — 336 с. — 3500 экз.
  • Е. М. Голдовский.
    Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль.
    Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 25-34. — 440 с.
  • Б. Н. Коноплёв.
    Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Добавить иллюстрации.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *