У мощных электродинамических громкоговорителей по центру диффузора установлена выпуклая полусфера. Она может быть выполнена из такой же бумажной массы, из которой сделан диффузор или других материалов. Колпаки бывают следующих видов:

 

  • Бумажные
  • Тканевые с пропиткой
  • Пластиковые
  • Алюминиевые

Полусфера не только защищает зазор магнитной системы от попадания туда посторонних частиц, но и выравнивает амплитудно-частотную характеристику динамика в области средних частот. От механических воздействий этот колпак может оказаться вдавленным. В таких случаях нужно знать, как вытянуть колпак на динамике.

Как выровнять колпак на динамике

выровнять колпак на динамике

Существует несколько способов устранения этого дефекта. Здесь многое зависит от материала, из которого изготовлен полусферический купол. Как выправить колпак на динамике, если имеются опасения, что в результате действий, он может полностью отклеиться. В этом случае рекомендуется принудительно отделить его от диффузора, выправить и затем приклеить на место. Чтобы растворить клей по периметру купола нужно воспользоваться одноразовым шприцем, на который надевается медицинская игла со сточенным кончиком. В шприц набирается растворитель типа 646. На клеевой шов между диффузором и куполом с помощью иглы аккуратно наносится растворитель. Важно чтобы он не попадал на диффузор. После обильного увлажнения шва можно тонким и острым предметом осторожно приподнимать край купола до тех пор, пока полусфера не отклеится полностью. Затем механические повреждения устраняются, и купол приклеивается на место с применением клея «Момент».

 

 

Как разобрать головку громкоговорителя?

Будьте осторожны, не подносите близко к магнитной системе стальные инструменты, особенно со стороны диффузора или центрирующей шайбы! Это может привести к повреждению диффузора или пылезащитного колпачка!

 

Если всё же требуется использовать инструменты вблизи магнитного зазора, используйте инструменты из немагнитных материалов.

Если центрирующая шайба приклеена с помощью эпоксидной смолы, то ремонт громкоговорителя в отсутствии запасных частей может оказаться весьма проблематичным.

В остальных случаях сложность ремонта зависит только от конструкции динамика и клеев, используемых при сборке. Если клей, которым приклеен подвес и центрирующая шайба поддаётся растворению ацетоном, то можно смело начинать разборку.

Большинство клеев лучше растворяются, когда возраст динамика ещё невелик. Бывало, что такие динамики удавалось разобрать за считанные минуты. Лучше всего поддаются демонтажу клеевые соединения, выполненные клеем БФ-2, БФ-4 или клеем с похожими свойствами.

 

Для разборки динамика понадобятся следующие инструменты и материалы.

  1. Ацетон – растворитель.
  2. Спирт – растворитель.
  3. Пипетка* – для дозирования растворителя.
  4. Скальпель – для разделки клеевых соединений.
  5. Лопатка – для разделки клеевых соединений.
  6. Спички – в качестве прокладок.
  7. Бязь (х/б ткань) – для удаления остатков клея.
  8. Ключ гаечный накидной – для демонтажа магнитной системы.

Могут понадобиться также и другие инструменты и материалы.

Химически чистый ацетон** предпочтительнее других растворителей из-за своей сравнительно низкой токсичности. Поэтому, лучше выбирать ацетон даже тогда, когда он уступает другим растворителям. Например, клеевые соединения, выполненные с использованием клея «88Н», лучше растворяются этилацетатом, но он намного токсичнее.

Правда, если диффузор и центрирующая шайба приклеены клеем «БФ-2» или «БФ-4», то тогда в качестве растворителя можно применить этиловый спирт. Однако вероятность того, что в спирте может оказаться вода, делает ацетон предпочтительнее.

В зависимости от того, что именно демонтируется, выбирается и соответствующие приёмы демонтажа. Так, например, если отклеивается бумажный подвес, то растворение клея следует вести с максимальной осторожностью. Если же отклеивается резиновый подвес от корпуса динамика, то работы можно производить более агрессивно.

————-

* Удобную пипетку можно изготовить из стеклянного рейсфедера и «искусственной вены» от капельницы (такой резинки, в которую втыкают иголки прямо во время подачи лекарства в вену). Обычная медицинская пипетка быстро выходит из строя под действием ацетона, да и длина её не позволяет добираться до некоторых клеевых соединений.

** Чистый ацетон несложно отличить по запаху. Вот только этот запах нужно знать. К сожалению, в настоящее время, под названием «Ацетон» продают всё что угодно. Часто в бутылки наливают какой-нибудь произвольный растворитель или смесь разных растворителей. И это не удивительно, ведь у нас 400 гр. ацетона, стоит столько же, сколько бутылка водки. Это хорошая причина, чтобы выменять бутылку водки на бутылку чистого ацетона на каком-нибудь производстве.

 

Демонтаж подвеса.

Если вы испытываете трудности с усидчивостью, то включите в качестве фона свой любимый кинофильм, так как демонтаж подвижной системы крупного динамика может занять много времени.

Демонтаж резинового подвеса начинают с какого-нибудь края, где наплывы клея меньше. Подливая ацетон и приподнимая край подвеса, создают полость, в которую снова подливают ацетон.

Работа пойдёт быстрее, если начать растворять клей сразу в нескольких местах.

Каждый раз, добавляя по несколько капель ацетона в образовавшиеся полости, понемногу приподнимают края. Чтобы подвес не приклеился обратно, под него подставляются спички. По мере растворения клея, спички сдвигают к краям полости.

Не рекомендуется прилагать большие усилия при отделении резины от металла. Резина может необратимо деформироваться и даже потрескаться.

Демонтаж картонного подвеса со стороны корпуса отличается от демонтажа небумажных подвесов лишь тем, что требует большей аккуратности и терпения.

Не следует прилагать больших усилий, чтобы не повредить подвес, который становится особенно уязвимым под действием растворителя.

Если использовать слишком много растворителя, то можно повредить крепёжную плоскость подвеса, да и сам гофр. Поэтому, если клеевое соединение плохо поддаётся растворению, то нужно использовать механические воздействия. Тут сгодится не очень острый скальпель.

 

Если Вы заметили, что картонный гофр начал расслаиваться, то лучше приостановить работы и подумать о другой технологии.

После демонтажа бумажного подвеса, плоскость крепления может деформироваться. Вернуть ей первоначальную форму можно, если уложить диффузор на ровную стеклянную или другую, стойкую к растворителю поверхность, и снова немного размягчить ацетоном плоскость крепления. Во время этой операции можно удалить и остатки клея.

В некоторых случаях, например, когда самый край бумажного гофра со стороны корпуса уже повреждён, можно отрезать подвес по краю и нарастить утраченную крепёжную кромку при помощи ткани или бумаги. Может показаться, что это слишком трудоёмкий вариант ремонта, но в случае разрушения подвеса под воздействием растворителя, восстановить динамик, не имея запасного диффузора, будет и вовсе невозможно.

В других случаях подвес легче отклеить со стороны диффузора, а не со стороны корпуса. Этот способ давал хорошие результаты при ремонте динамиков 10ГДШ-1 (10ГД-36) с поролоновыми подвесами, правда, пока они были новыми.

 

Демонтаж центрирующей шайбы.

В некоторых случаях, при перемотке динамика, центрирующую шайбу отклеивают только со стороны корпуса. Обычно так поступают, когда клей, которым шайба приклеена к диффузору, плохо растворяется и при демонтаже диффузор может пострадать.

Но, бывает и наоборот, что расклеить стык между центрирующей шайбой и диффузором намного проще, чем по её внешнему периметру. Тогда появляется возможность не центровать динамик при сборке.

Однако, иногда, после перемотки и сборки такого динамика, ему может потребоваться дополнительная центровка. Это касается в основном динамиков, у которых центрирующая шайба приклеена не к диффузору, а к гильзе, и может быть обусловлено слишком большим зазором между гильзой и центрирующей шайбой.

При демонтаже центрирующей шайбы со стороны корпуса, клеевое соединение размачивается растворителем сразу по всему периметру. По мере размягчения клея, край шайбы приподнимается, и под него подкладываются спички.

 

При демонтаже центрирующей шайбы со стороны диффузора, клеевое соединение пропитывается растворителем тоже сразу по всему периметру.

Чтобы не допустить повреждения диффузора при длительном воздействии растворителя, процесс можно ускорить при помощи небольшой лопатки.

В конце демонтажа диффузора и центрирующей шайбы, со всех поверхностей удаляют остатки клея при помощи растворителя и бязи (х/б ткани).

Чтобы мусор не попал в магнитный зазор, щель заклеивают изолентой.

Вернуться наверх к «Навигации».

Как выгнуть колпак на динамике

Если купол приклеен надёжно, можно использовать другие способы. Для устранения вмятин на центральной полусфере подойдёт полоска скотча. Для этого её следует одним концом подклеить к вмятому участку и энергично и резко дёрнуть за свободный конец. Лучше всего таким способом устраняются вмятины на куполе, выполненном из пластиковой плёнки. Скотч хорошо приклеивается к гладкой поверхности и после его отклеивания на куполе не остаётся никаких следов. Вместо скотча к вмятине приклеивается нитка с помощью клея «Момент». После высыхания потянув за нитку прогиб можно устранить. При необходимости эти операции проделываются несколько раз, меняя точки подклейки скотча или нитки.

выгнуть колпак на динамике

Вытянуть вмятину купола можно используя тонкую стальную проволоку. Для этой цели подойдёт самая тонкая гитарная струна. Её кончик нужно отогнуть под прямым углом на расстояние 2-3 мм, чтобы получилась буква «Г». Далее этим инструментом прокалывается материал купола в нужном месте и изгибом проволоки, как рычагом, устраняется вмятина. Недостатком этого способа является появление маленьких отверстий в куполе, поэтому после завершения работы их нужно аккуратно замазать тонким слоем клея. Более сложным процессом является устранение механических повреждений на куполе, изготовленном из алюминиевых сплавов. В этом случае оптимальным вариантом будет отклейка металлической полусферы и её рихтовка на полукруглой жёсткой поверхности.


Чем клеить динамик

Для ремонта можно использовать разные виды современного клея, которые выпускаются для выполнения определенных работ.

 

Для склейки диффузора подойдет бесцветный однокомпонентный клей SL. Первичное схватывание происходит в течение 10-20 минут, полное высыхание – через сутки. Отличается высокой прочностью склейки. Выпускается в пластиковых флаконах по 100 мл.

Частично поврежденный резиновый, тканевый или полипропиленовый подвес можно восстановить с помощью силиконового герметика. Первичное схватывание наступает в течение 30 минут, окончательное высыхание – 24 часов. Силикон сохраняет эластичность подвесов, давая диффузору свободно двигаться.

Клей для динамика

Витки звуковой катушки хорошо склеиваются эпоксидным клеем DKD. Время полной полимеризации – 3 часа при условии использования строительного фена с нагреванием струи воздуха до 120°С. Клей подходит для работы с органическими материалами, используемыми для изготовления звуковых катушек. Выпускается в пластиковых флаконах по 50 мл.

Для сборки динамика разработан клей Akfix705. Выпускается в комплекте с аэрозольным активатором. Прочность склеивания набирается за несколько минут. Рекомендуется для склеивания резины и пластика. Выпускается в наборе: 200 мл активатора + 50 г клея.

Справка! Клеи с аэрозольным активатором обладают хорошей вязкостью. При работе не растекаются, не капают.

Клей Интербонд также подходит для сборки компонентов динамика, особенно вклейки катушки и гибких выводов. Выпускается в комплекте: 100 мл активатора + 25 г клея.

Логотипы

Нанесение логотипа на колпак — это еще один элемент стайлинга, который придаст вашей инсталляции законченный, гармоничный вид. Логотип представляет собой пластиковое изображение, наносимое методом горячей ламинации. Мы предлагаем несколько стандартных решений для брендинга в стиле DDAudio и SoundQubed, доступных «из коробки» совершенно бесплатно. Выбирайте понравившийся вариант и указывайте это при оформлении заказа. Надо отметить, вам никто не запрещает не использовать логотип вообще или использовать другие изображения, распечатать которые вы можете в любом рекламном агентстве.

Как правильно выбрать диаметр?

В базовых моделях для выбора нам доступен диаметр: колпак серии «Premium» стандартного диаметра способен существенно увеличить эффективность сабвуфера, улучшить импульсные характеристики, повысить точность звука, снизить искажения; выбирайте бОльшие диаметры для получения дополнительных прибавок на самых низких частотах; выбирайте меньшие диаметры для дополнительного снижения подвижного веса, что приведет к повышению точности и детальности. К примеру, для сабвуфера калибром 12″ вы можете устанавливать колпаки диаметром от 120 мм и до 200 мм.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *