Основные правила установки:

  • Первое правило. Чтобы автозвук оказался максимально чистым, необходимо приобретать максимально качественные силовые кабели и акустические/межблочные провода. При ограничении в средствах, основной упор надо сделать на межблочные кабельные соединители. Во время работы автомобиля его электросистема неизбежно создаёт электромагнитные поля, разнообразные по количеству, мощности и частотным характеристикам. Именно они являются основной причиной шумов, которые проникают через некачественно сделанные экраны кабелей RCA.
  • Второе правило. Прокладку межблочных кабелей следует вести таким образом, чтобы они находились максимально далеко от других элементов электропроводки транспортного средства. А также они не должны находиться близко от силовых проводов, ведущих к звуковой системе. Следует учесть, что проникновение помех уменьшится, если пересечение колоночных проводов и силовых кабелей смонтировать под прямым углом.
  • Третье правило. Никогда не приобретайте RCA-кабели, длины которых хватает «с запасом». Чем меньшей будет длина, тем, меньше вероятность генерирования электромагнитной наводки.
  • Четвертое правило. Грамотно спроектированный монтаж системы автозвука предусматривает заземление всех элементов системы только в одной точке.В противном случае, когда компоненты заземляются в хаотично подобранных местах, появляются так называемые «контуры заземления», являющиеся основной причиной помех при проигрывании музыки.

Более подробно о том как правильно подключить усилитель мы рассмотрели «здесь».

Лаборатория ЭМС инноваций

Хотя кабельная продукция и является пассивной в плане электромагнитной совместимости и действие классических ЭМС стандартов на них не распространяется (серия IEC 61000), это не мешает продавцам, производителям кабельной продукции проектировщикам систем вводить и использовать помехоустойчивые свойства кабелей как еще один параметр конкурентоспособности или надежности систем. И речь идет не только о коаксиальных кабельных сборках, у которых, конечно существуют такие параметры, как коэффициент экранирования, продольное затухание, фазочастотная характеристика и другие, а еще и о многожильных кабелях. Например, на атомных электростанциях и других промышленных предприятиях широко распространены многожильные кабели с силовыми и сигнальными жилами различных исполнений. Многие проектировщики стали выдвигать требования к ним с точки зрения проникновения тех или иных помех на сигнальные жилы и выделения напряжения на подключенной к ним нагрузке. Emctestlab провел изыскания в этой области, чем и готов поделиться с Вами.

 

Приведем некоторые экспериментальные результаты испытаний, когда отрезки таких комбинированных многожильных кабелей находились под электромагнитными воздействиями стандартов МЭК, а напряжение помехи измерялось на нагрузочном резисторе, подключенном к контрольным жилам по различным схемам «жила-жила» и «жила-земля» или «провод-земля». Чтобы не писать много текста назовем схему «жила-жила» буквой Ж, схему «провод-земля» — буквой З. Первый эксперимент приведен на рисунке выше. Резисторы 15кОм имитируют входное сопротивление подключаемого оборудования. Следующие максимальные уровни напряжения были зафиксированы с помощью осциллографа при подаче стандартных помеховых воздействий:

ГОСТ Р 51317.4.3 10В/м: от 100 до 300 мВ на всех схемах;

ГОСТ Р 51317.4.6 10В: 7В — Ж, 3В — З; 132В — для 50Ом (обусловлен резонансом на длине кабеля, т.к. УСР не использовались).

 

ГОСТ Р 50648 1кА/м: 15мВ — Ж, 130мВ — З; 200мВ — для 50Ом;

ГОСТ Р 50649 1кА/м: 0,1В — Ж, 0,9В — З; 4,2В — для 50Ом;

ГОСТ Р 51317.4.2 8кВ конт.: 25В — Ж, 150В — З; 5В — для 50Ом;

15кВ возд.: 5,2кВ — Ж, 4кВ — З; 1,6В — для 50Ом; (искра была в экран);

 

ГОСТ Р 51317.4.4 4кВ: помеха в питание 380В силовых жил:3,2В — Ж, 0,3В — З; 0В — для 50Ом;

помеха на экран через емкостные клещи:25кВ — Ж, 28кВ — З; 26кВ — для 50Ом; (обусловлены резонансными процессами и процессами отражений коротких импульсов от концов кабеля, тем что импульсы приходили на измерительную землю щупа осциллографа. Именно таким способом будет реагировать на них неустойчивая аппаратура — «сходить с ума»);

ГОСТ Р 51317.4.5 на силовые жилы 2кВ Ж-Ж.: 2В — Ж, 5В — З; 0В — для 50Ом;

4кВ Ж-З.: 40В — Ж, 100В — З; 0В — для 50Ом;

Синусоидальные помехи ГОСТ Р 50746 200А: 0В — Ж, 0В — З; 3,8В — для 50Ом;

Импульсные помехи ГОСТ Р 50746 200А: 0В — Ж, 0В — З; 0,2В — для 50Ом;

Результаты второго эксперимента, аналогичного предыдущему с аналогичным комбинированным кабелем другого профиля 4х6+10х5 нагрузка 15кОм по схеме «жила-жила»:

ГОСТ Р 51317.4.3 10В/м: от 100 до 300 мВ на всех схемах;

 

ГОСТ Р 51317.4.6 10В: 8В;

ГОСТ Р 50648 0,6кА/м: 0В;

ГОСТ Р 50649 1кА/м: 0,8В;

ГОСТ Р 51317.4.2 8кВ конт.: 2В;

15кВ возд. в пластину связи: 42В;

ГОСТ Р 51317.4.4 2кВ: помеха в питание 380В силовых жил: 13В;

помеха на экран через емкостные клещи: 130В;

ГОСТ Р 51317.4.5 на силовые жилы 2кВ Ж-Ж.: 0,3В;

 

4кВ Ж-З.: 38В.

«ЭМС для каждого свой» — цитата с «ЭМС-2017»

Как избавиться от шума?

С причинами возникновения шумов и советами по правильному монтажу проводов и оборудования мы разобрались. Рассмотрим далее, какой тактики следует придерживаться в случаях, когда, например, двигатель набирает обороты, провоцируя появление шумов и помех?

Варианты устранения описаны ниже:

  • Отключите от аудиосистемы головное устройство.Если наблюдается отсутствие шума, следует заземлить последнее в общую точку на кузове, которую используют другие компоненты акустики.
  • Если шум не пропал, и при этом элементы заземлены в разных местах, возьмите мультиметр и проверьте напряжение между точками заземления всех компонентов и заземлённой клеммой аккумуляторной батареи. При обнаружении разницы в полученных результатах, следует уравнять напряжение между всеми компонентами. Хорошим решением в данном случае является заземление всех компонентов в одном месте, либо поиск альтернативного места, где напряжение между компонентами не будет отличаться. Между всеми корпусами системы должен наблюдаться минимальный уровень напряжения. Показания проверяются посредством измерения разницы в напряжениях между экранами (оплётками), находящимися в кабелях RCA в любых комбинациях.
  • При обнаружении абсолютно минимального результата в разнице напряжений в ходе проверки мультиметром, шум от наводок может появляться по ряду других причин:Первой из них можно назвать близкое расположение проводов RCA к силовым кабелям.Убедитесь в качестве RCA-компонентов – проблемы обычно появляются вследствие установки дешёвой бюджетной проводки.Второй причиной может оказаться параллельное и близкое расположение акустических проводов к силовому кабелю, либо несоблюдение прямого угла пересечения. А также убедитесь в нормальной изоляции корпуса усилителя. Кроме того,плохо заземлённая антенна может создавать контуры и стать причиной помех. Последней причиной может оказаться наличие контакта акустического провода с кузовом транспортного средства.

До сих пор мы делали упор на том свойстве дифференциального усилителя, которое позволяет минимизировать дрейф по постоянному току. Мы видели, что это свойство является следствием того, что усиливается только разность

потенциалов на входах усилителя, а любой сигнал, общий для обоих входов, ослабляется. Это подавление синфазного сигнала может быть очень полезным для ослабления фона и помех, которые наводятся на соединительных проводах между источником сигнала и усилителем.

Один из примеров — это электрокардиограф (э.к.г.), применяемый в медицине для регистрации электрических импульсов, возникающих при работе сердца. Чтобы уловить эти импульсы, требуется разместить электроды на теле пациента.

Но любой, кому довелось когда-либо коснуться пальцем входа аудиоуси- лителя или осциллографа, знает, что на теле человека наводятся 50-герцный переменный сигнал от сети, а также разного рода помехи от бытовых электрических приборов. Вот почему следует ожидать, что совсем маленькие сигналы, идущие от сердца, величиной всего лишь в несколько милливольт, утонули бы в этом фоне и наведенных помехах. Дифференциальный усилитель позволяет решить эту проблему.

 

На рис. 8.13 схематически показано, как можно применять дифференциальный усилитель в подобного рода случаях. Разность потенциалов между двумя электродами представляет собой полезный сигнал, а большой по величине фон действует на обоих электродах и потому является синфазным сигналом. Дифференциальный усилитель усиливает полезный сигнал и ослабляет фон, который наводится на теле, а также на соединительных проводах.

Дифференциальные усилители, специально предназначенные для медицинских целей, называют физиологическими усилителями; у них большое входное сопротивление по обоим входам и хорошее ослабление синфазного сигнала.

Существует множество других применений дифференциального усилителя, главным образом в тех случаях, когда нежелательные помехи наводятся на соединительных проводах. Эта проблема часто бывает острой при наличии промышленных помех, когда чувствительные электронные измерительные приборы должны работать по соседству с мощными электрическими механизмами, такими как подъемный кран, от которых могут приходить огромные по величине помехи. У многих осциллографов имеется симметричный вход, который в подобного рода обстоятельствах может оказаться

Рис. 8.13. Применение дифференциального усилителя в физиологии.

исключительно ценным. Обычно на практике нужный сигнал подают между одним входным гнездом и землей, а ко второму входному гнезду подключают свободный соединительный провод. Этим обеспечивается наличие наведенных помех на обоих входах в качестве синфазного сигнала, который подавляется, тогда как желаемый сигнал усиливается, будучи разностным сигналом на симметричном входе.

Литература: М.Х.Джонс, Электроника — практический курс Москва: Техносфера, 2006. – 512с. ISBN 5-94836-086-5

Tweet Нравится

  • Предыдущая запись: Двухконтактный триггер и триггер с динамическим входом
  • Следующая запись: Цифроаналоговое преобразование
  • Похожие посты:

  • ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ АУДИОСИГНАЛОВ C АРУ (2)
  • БУФЕРНОЕ УСТРОЙСТВО C ЕДИНИЧНЫМ КОЭФФИЦИЕНТОМ УСИЛЕНИЯ ДЛЯ АЦП (0)
  • ИНДИКАТОР ПОЛОЖЕНИЯ ДВЕРИ (0)
  • СИНХРОНИЗАТОР C ЗАДАНИЕМ ВРЕМЕННЫХ ИНТЕРВАЛОВ (0)
  • ИНТЕРФЕЙС RS-232 C ПИТАНИЕМ OT КОМПЬЮТЕРА (0)
  • CXЕMA ЗВУКОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ПРИ КОРОТКОМ ЗАМЫКАНИИ (0)
  • ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ СИГНАЛА WWV (0)

Выводы

В случае, если наблюдается свист или дополнительные проблемы в работе колонок, обязательно проверьте схему расстановки акустической системы в вашем транспортном средстве. Несоблюдение рекомендаций, применение некачественных или поврежденных материалов – гарантированно создаст большие проблемы в работе стереосистемы. Надеемся, мы помогли вам разобраться в потенциальных причинах плохого звука в колонках и сумели указать верные пути устранения всех неприятностей!

 

Недавно установил на свой автомобиль усилитель 4-канальный, к нему подключил все колонки и сабвуфер. Все играло отлично, пока я не завел движок. При работающем движке ужасный свист в колонках, при повышении оборотов, свист ставал сильнее. При заглушенном движке все в порядке. Стал разбираться в чем проблема. Снял магнитолу, отсоединил тюльпаны от нее, свист пропал. Подключил телефон через переходник и включил музыку, никаких посторонних шумов не было.

Решил доработать магнитолу

После многочисленных попыток с впайкой диодов, конденсаторов, установкой готовых и самодельных фильтров, даже подключился напрямую перед микросхемой с операционными усилителями, ничего не изменилось. Поехал на базар, купил новую магнитолу. Установил, завел, свист остался, но стал тише. Поседел, подумал, отключил возбуждение от виновника всех этих проблем — генератора. Завел, свист пропал.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *