Основные симптомы и причины неисправности

Прежде чем взяться за ремонт, разберемся в причинах и признаках неисправности блока питания. Причин, вызвавших аварию БП, может быть множество. Основные из них:

 

  • скачок или повышение питающего напряжения;
  • перегрев элементов из-за перегрузки или отсутствия охлаждения;
  • старение комплектующих (обычно электролитических конденсаторов);
  • производственный брак;
  • жадность производителя, сэкономившего на комплектующих (половину из них просто не установил).

Что касается признаков, то основные из них следующие:

  • компьютер не включается;
  • вентилятор БП не вращается;
  • при включении или во время работы слышен хлопок (ПК не включился или перестал работать);
  • из вентиляционных отверстий потянуло дымом.

Причем первые два признака неочевидные. Если ПК не включился и вентилятор не закрутился, то это не может однозначно свидетельствовать о том, что БП вышел из строя. Очень может быть, что вышла из строя периферия и вызвала перегрузку блока питания, который сразу «ушел» в защиту. Вероятно, сломалась кнопка включения или возникли проблемы с розеткой/пилотом/кабелем питания.

 

 

Проверки перед покупкой

Визуальный осмотр

Обратите внимание целостность диффузора, нет ли на нем трещин или пореждений. Осмотрите линию его крепления к корзине, она должна быть ровной и не иметь следов снятия или установки. Так же осмотрите пылезащитный колпак, он должен быть целым, на нем не должно быть следов переклейки. Обратите внимание на крепление центрирующей шайбы к корзине и катушке, там не должно быть надрывов. Магнит не должен иметь сколов и трещин. Другими словами убедитесь что сабвуфер не поврежден и не ремонтировался. Мы не рекомендуем покупать восстановленные динамики с рук, даже если ремонт был надлежащего качества.

 

Повреждение подвеса, повреждение диффузора, трещина в магните

Определяем возраст

Если есть возможность, то узнайте когда был выпущен саб. Например если рассматриваемому динамику более 10 лет ( не выпускается модель или вы смогли определить дату изготовления по серийному номеру), то возможно стоит рассмотреть другой вариант, так как с течением времени свойства магнита и резиновых деталей ухудшаются.

Выясняем причину проблемы

Прежде чем разносить свой ПК на куски, выдергиваем вилку шнура питания из компьютера (не из розетки 220 В!) и при помощи тестера измеряем на ее крайних контактах напряжение. Тестер, естественно, включаем на измерение переменного напряжения не ниже 250 В.

Напряжение в норме? Идем дальше. Теперь нужно убедиться, что причина не в перегрузке БП и не в кнопке включения. Снимаем боковую стенку ПК (левую, если смотреть системному блоку в «лицо»). Отключаем все разъемы БП от периферии и материнской платы.

 


Все провода, идущие от блока питания, должны быть отключены

Отворачиваем четыре винта крепления на задней стенке и вынимаем БП из корпуса ПК.

Проверка дежурного напряжения

Подключаем к БП шнур питания и при помощи тестера измеряем напряжение на колодке питания материнской платы. Нас интересуют фиолетовый и черный провода. Мультиметр должен показать величину 5.0-5.1 В, причем напряжение должно присутствовать даже при выключенном, но подключенном к сети БП. Это дежурное напряжение.

Если его нет, то блок питания однозначно неисправен, и можно переходить к разделу «Способы поиска типовых неисправностей и простого ремонта». Если напряжение в норме, идем дальше.

Запуск БП без компьютера

Попытаемся запустить наш БП без компьютера. Для этого на той же колодке питания материнской платы замыкаем провода черного и зеленого цветов. Сделать это можно при помощи обычной канцелярской скрепки или кусочка провода со снятой изоляцией. Вставив импровизированную перемычку в нужные гнезда колодки, мы имитируем сигнал «включить БП», который посылает материнская плата компьютера при нажатии на кнопку «Вкл.».


Запуск БП при помощи перемычки

Если блок питания так и не ожил, то он однозначно неисправен, можно переходить к разделу «Способы поиска типовых неисправностей и простого ремонта». Если блок питания включился, о чем свидетельствует заработавший вентилятор, то переходим к измерению напряжений.

Измерение напряжений

Измерение проводим относительно черного провода на основной колодке питания материнской платы. Результаты сравниваем со значениями, указанными на рисунке ниже.

 

Если все показатели совпадают с точностью ±0.2 В, то с большой долей вероятности блок питания можно считать исправным. Проблема кроется в другом, но ее выяснение не входит в задачи данной статьи.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Полезно! Нелишним будет внимательно осмотреть все остальные колодки и измерить напряжения на них. Величину напряжений можно узнать из того же рисунка, ориентируясь по цвету проводов. Измерения на всех колодках производим так же, относительно черного провода.

Почему на усилителе сгорают транзисторы

Кассетник

Из: Тула Сообщений: 14 Спасибо сказали: 0 раз(а)

 

Репутация:
0
Усилитель AUDIOBAHN A6004V

Провода из набора SOUNDMAX SM-AK280 Силовой кабель красный 9мм^2 – 5м Силовой кабель черный 9мм^2 – 1м RCA кабель с тройной изоляцией и управляющим кабелем– 5.2м

Аккумулятор свежий машине года нет, напряжение на неработающем двигателе около

11.4V – 11,8V при сильной нагрузке один раз упала до

9,8V К усилителю был подключен саб AUDIOBAHN ABP10T он из двух динамиков состоит по 4ОМ каждый из них был подключен отдельным мостом (усь 4х канальный) Заранее спасибо за помощь.

Меломан

Из: Москва Сообщений: 100 Спасибо сказали: 10 раз(а)

Старожилы Регистрация: 15.5.2008 Пользователь №: 113 –>

 

Репутация:
0
Аудиофил

Из: Казахстан, Уральск Сообщений: 247 Спасибо сказали: 9 раз(а)

Старожилы Регистрация: 19.9.2008 Пользователь №: 642 –>

Репутация:
0
Кассетник

Из: Тула Сообщений: 14 Спасибо сказали: 0 раз(а)

Репутация:
0
Спасибо за отклик. Второй день катаюсь, слушаю только на заведенном двигателе, “тьфу” “тьфу” работает. Наверно правда напряжение слабовато, правда саб каждый динамик к своему каналу подключил, мостом страшновато вдруг по 2 Ом динамики. Вот характеристика саба:

  • Количество динамиков 2
  • Калибр 10″
  • Диаметр диффузора 25 см
  • Низкочастотное акустическое оформление бандпасс
  • Материал диффузора полипропилен
  • Материал магнита стронций
  • Вес магнита 1.42 кг
  • Клеммы винтовые, позолоченные
  • Габариты 654.1×298.5×349.3 мм
  • Мощность номинальная 600 Вт
  • Сопротивление номинальное 4 Ом
  • Чувствительность 101 дБ/Вт/м (дБ/2,83В/м)
  • Частотный диапазон (30Гц – 150Гц) дБ

Дружище помоги незнаю как все это расшифровать. Если не трудно подскажи как его подругому еще можно подключитью. Заранее СПАСИБО.

Поиск типовых неисправностей и ремонт

Поскольку чаще всего неисправность возникает из-за выхода из строя входных цепей, с них и начнем. Взглянем на фрагмент типовой схемы блока питания.

 

Сетевое напряжение через предохранитель F1 поступает на систему защиты от перенапряжения и ограничения пускового тока. От перенапряжения блок питания спасает варистор VDR1. Это так называемый предохранитель, работающий наоборот. Пока напряжение в сети находится на допустимом уровне, варистор никак себя не проявляет. Если же напряжение превысит пороговое значение, прибор откроется – его сопротивление станет близким к нулю. Произойдет, по сути, короткое замыкание, которое выжжет предохранитель F1.

Для ограничения пускового тока служит терморезистор (термистор) N1. В момент включения он ограничивает ток, который при пуске БП может в десятки раз превышать номинальное значение. В процессе пуска термистор разогревается, его сопротивление уменьшается, не мешая нормальной работе блока питания. Дальше переменное сетевое напряжение, пройдя через фильтр помех L1, поступает на диодный мост ZL 12 и выпрямляется (делается постоянным). Конденсаторы С5 и С6 – сглаживающие.

Вскрываем блок питания, не забыв отключить его от сети, и внимательно осматриваем элементы, расположенные рядом с разъемом питания. Варистор выглядит примерно так:


Варистор, защищающий БП от перенапряжения

Если он сработал, то это будет хорошо видно: он либо обгорит, либо вообще разлетится на куски. Это одноразовый прибор. Тем не менее совсем не помешает выпаять варистор и измерить его сопротивление. При исправном элементе прибор покажет «бесконечность» (очень большое сопротивление). Если варистор сработал, то причина неисправности – перенапряжение. Предохранитель при этом 100% сгорел.

Полезно! Для прозвонки совсем необязательно выпаивать элемент целиком. Достаточно выпаять только один вывод, отогнув варистор (или любой другой двухвыводной элемент) в сторону.

Даже если варистор цел, находим предохранитель. Обычно это стеклянный или керамический стержень. Чаще всего он расположен горизонтально, но в некоторых моделях может и «стоять», да еще и находиться в термоусадочной трубке. На фото ниже слева мы видим горизонтально расположенный предохранитель, справа – с вертикальной установкой в термоусадке.


Предохранители БП компьютера

Если предохранитель стеклянный, то его исправность можно проверить визуально, но мы для верности воспользуемся тестером. Сопротивление исправного предохранителя равно нулю. Если сгорел и варистор, и предохранитель, то причина, скорее всего, в перенапряжении или сильном скачке напряжения в сети. Предохранитель меняем на другой того же номинала. Характеристики предохранителя указаны на его корпусе и, как правило, на печатной плате рядом с ним. На фото выше слева стоит предохранитель на 5 А, справа – на 8 А.

 

Если сгорел варистор, то его просто выпаиваем. Блок питания будет работать и без него, просто пропадет защита от перенапряжения. Осматриваем все остальные элементы БП. Ищем подгоревшие или вздувшиеся детали, плохую или окислившуюся пайку. Особое внимание обращаем на электролитические конденсаторы. Они выглядят, как бочонки, стоящие вертикально. Если все в порядке, пробуем включить наш блок питания.

Важно! Включать блок питания после ремонта лучше через токоограничивающий резистор, роль которого может исполнять обычная лампочка накаливания на 220 В мощностью 100-150 Вт. Если проблема не устранена, лампа защитит остальные элементы от выхода из строя и одновременно будет служить индикатором нормальной работы БП.


Включение БП через токоограничивающую лампу
Если после включения БП его вентилятор вращается, а токоограничивающая лампа светится вполнакала, то исключаем из цепи питания лампу, проводим измерение всех напряжений, руководствуясь разделом «Измерение напряжений». Если все показатели в норме, то с большой уверенностью можно сказать, что блок питания отремонтирован.

Устанавливаем БП в компьютер, подключаем. Все в порядке? Идем в магазин и покупаем варистор (если наш сгорел), устанавливаем на место. Как было сказано выше, компьютер будет работать и без этого узла, но при очередном скачке напряжения последствия будут куда плачевнее.

Что делать, если наш блок питания так и не заработал? Придется продолжать ремонт. Находим высоковольтный диодный мост, собранный на четырех диодах. Расположен он в непосредственной близости от варистора, предохранителя и терморезистора. При этом диоды могут как лежать, так и стоять. На фото ниже диоды расположены горизонтально.

Проверим исправность каждого из них при помощи тестера, включенного в режим проверки диодов (не измерения сопротивления!). Измеряем сопротивление каждого диода в прямом и обратном направлениях. При этом полупроводники можно из схемы не выпаивать. В прямом включении сопротивление исправного диода составляет несколько десятков ом. Если поменять щупы мультиметра местами, то прибор покажет «бесконечность» (очень большое сопротивление).

Если все так и есть, то можно считать, что мост исправен. Если какой-то из диодов ведет себя неправильно, то выпаиваем его и повторяем измерение. Низкое сопротивление в прямом и обратном включении говорит о том, что полупроводник «пробит». Высокое – в обрыве. В обоих случаях диод неисправен. Меняем его на заведомо исправный того же типа.

Если диоды исправны или мы нашли и заменили неисправный, не торопимся включать БП — проверяем высоковольтные конденсаторы. Они расположены в непосредственной близости от моста и представляют собой довольно большие бочонки, стоящие вертикально.

Внимательно их осматриваем на предмет вздутия. На фото ниже слева конденсатор вздулся (верхняя крышка), а справа его вообще разорвало.

 

В обоих случаях конденсатор придется заменить на прибор, рассчитанный на то же (или большее) рабочее напряжение и наиболее близкой емкости (лучше больше, чем меньше). Номинал конденсатора указан на его корпусе. При замене не забываем, что электролитические конденсаторы – приборы полярные. Устанавливаем новый на место, соблюдая полярность, которая, как и номинал, указана на корпусе.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Важно! Если конденсатор разорвало, то после его демонтажа при помощи кисточки и спирта промываем печатную плату и близлежащие элементы. Эти конденсаторы заполнены электролитом, а он, как известно, хорошо проводит электрический ток. Попав на дорожки или детали, он обязательно вызовет короткое замыкание.

Подключаем блок питания к сети через токоограничительную лампу. Если вентилятор завращался, исключаем из схемы лампу, измеряем вторичные напряжения (см. выше). Если вентилятор, как и БП, так и не запустился — придется снова повозиться, хотя вариантов решения проблемы, доступных неспециалисту, осталось немного.

Отключаем блок питания, выпаиваем высоковольтные конденсаторы, измеряем их сопротивление мультиметром, включенным в режим проверки диодов. После подключения к прибору сопротивление исправного конденсатора будет низким, но сразу начнет повышаться – он исправен и заряжается. Если поменять местами щупы прибора, картина будет та же. Сопротивление низкое и не повышается — деталь пробита. Постоянно большое — в обрыве. В любом случае такой элемент нужно заменить.

 

И последнее, что мы можем сделать, – проверить и при необходимости заменить ключевые высоковольтные транзисторы. Они расположены на радиаторе вертикально, а сам радиатор расположен недалеко от высоковольтных конденсаторов и диодного моста. На фото ниже мы видим два транзистора и диод, установленные на радиатор, а слева можно заметить высоковольтный конденсатор.

Чтобы проверить транзисторы, их придется выпаять. Отворачиваем винт, крепящий полупроводник к радиатору, выпаиваем, извлекаем из платы. Выясняем их цоколевку, прозваниваем мультиметром, включенным в режим проверки диодов. В одном положении щупов переходы база-коллектор и база-эмиттер будут иметь сопротивление в несколько десятков ом. Меняем щупы местами, эти же переходы покажут высокое сопротивление.

Если есть знания в области радиотехники, то делаем это самостоятельно. Если нет, обращаемся к любому знакомому радиотехнику. Для него это дело несложное. Проверяем, при необходимости меняем на однотипные, не забыв поставить на место изолирующую прокладку и нанести термопасту.

Включаем через токоограничивающую лампу, проверяем. Если блок питания так и не ожил, то, к сожалению, без специальных знаний и соответствующих приборов мы ничего сделать не сможем. Либо покупаем новый БП, либо обращаемся к специалистам.

Сообщества › Электронные Поделки › Блог › Помогите найти поломку в усилителе

Добрый день уважаемые радиолюбители.

Случилась у меня с автомобильным усилителем непонятная ерунда. Ни как не могу найти “корень зла”.

Добавлено позже:
Проблему удалось решить. Как и предполагалось изначально, проблема была в плохом контакте. Лопнула ножка транзистора q104. Причем лопнула внутри текстолита. Получается с низу платы торчит запаянный хвост ножки, но при этом он отломан от транзистора. Самое интересное что когда я по нему стучал он ни как себя не выдавал. Обнаружил после выпаивания. Всем БОЛЬШОЕ спасибо за помощь в поисках!
Итак по порядку: Установлен усилитель Mystery MB4.400ver2. 4 канала по 100Вт На 1 и 2 каналы подключены 2 динамика На 3 и 4 каналы мостом подключен саб.

Не смотря на фирму 3 года данная конфигурация играла без проблем, за это время успел ее грузить как только можно. И вот в один прекрасный день при прослушивании музыки на минимуме внезапно один из динамиков неожиданно “пробило”, т.е. был резкий скачек напряжения с усилителя и динамик сгорел, катушка в обрыве.

 

После долгих проверок выяснил что виноват усилитель. Первый канал по непонятным причинам при ударе по усилителю выдает резкий хлопок на 1й канал. Казалось бы на лицо плохой контакт где то в усилителе, но не так всё просто оказалось. В ходе многочисленных проверок мною не было найдено ни каких проблем в пайке, дорожках или же элементах усилителя. После этого я отдал его знакомому электронщику, спецу как раз по усилкам. Он так же проблем не нашел. Пытаюсь его уже оживить более месяца, но пока ни как.

На сегодняшний день картина такая: 1. Если к первому каналу подключен динамик то при механическом ударе по усилителю его “простреливает”. Если усилитель установлен в машине то по нашим чудо дорогам можно проехать максимум пару километров, потом на очередной кочке идет хлопок в 1м канале. 2. Если на 1 и 2 канал подключить мостом динамик, то картина ещё интереснее: после “хлопка” 1го канала 2й канал “залипает в открытом состоянии и если немедленно не отключить питание то выгорает выходной транзистор, причем как правило только PNP. Видимо только он открывается на полную, хотя NPN транзистор тоже греется, но не так как PNP. Видимо резких скачек напряжения с 1го канала так действует на эту сборку. 3. Если подключен динамик ко второму каналу, то ни каких проблем нет. 4. 3 и 4 канал работают без всяких сбоев.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *