Акустическая система JBL S3900

Акустическая система JBL S3900

К сожалению любителей звука, не-прекращающаяся инфляция привела к тому, что ценник на последние версии флагманской акустики JBL стал крайне неприветливым, окончательно переведя ее в разряд удовольствия для избранных. Очевидно, осознавая это, компания постаралась сделать многие из технических решений, примененных в топовой серии, доступными более широкому кругу покупателей. Так на свет появились младшие модели линейки с индексом S, одна из которых оказалась сегодня у нас в лаборатории.

 

Что представляют собой JBL S3900? Это трехполосные напольные акустические системы, конструктивно повторяющие классические АС. Низкочастотный диапазон здесь обслуживают два параллельно включенных 10-дюймовых динамика 100FE-12. Диффузоры в них изготовлены из целлюлозы с включением армирующих нитей из стекловолокна; на ощупь такой материал кажется покрытым мелкими ворсинками. Подвижная система построена на ферритовых магнитах, имеет центрирующую шайбу из материала Сопех, катушки намотаны алюминиевым проводом с медным покрытием, уложенным на ребро. Подвесы низкочастотных динамиков JBL всегда славились не только своими линейными свойствами и молниеносным откликом, но и относительной недолговечностью — в классических студийных мониторах они требовали замены после 1—2 лет эксплуатации. В новых домашних моделях применен гораздо более износостойкий состав, чтобы подвесы служили многие годы, сохраняя свои звуковые свойства. Литые корзины динамиков сделаны из алюминия.

Основную и самую важную часть спектра традиционно озвучивает нагруженный на бирадиальный рупор компрессионный драйвер 175ND-3. В нем использована титановая диафрагма с демпфирующим покрытием Aquaplas, приводимая в движение мощным неодимовым магнитом и звуковой катушкой из каптона. В ведение указанного драйвера отдана полоса от 850 до 12000 Гц, что означает отсутствие разделительных фильтров именно там, где и сосредоточена вся музыкальная информация. Следствием же этого является сведение к минимуму фазовых и интермодуляционных искажений, что самым благотворным образом отражается на пространственных характеристиках и правдоподобности звучания. Рупор, установленный в S3900, изготовлен из композитного материала Sonoglass и совершенно не откликается на простукивание; соответственно, он не будет вносить дополнительного окраса в звук, что было присуще классическим рупорам JBL и Altec, часто нуждавшимся в добавочном демпфировании. Горловина прикрыта тонкой металлической решеткой, защищающей мембрану от посягательств излишне любопытных гостей и отпрысков. Однако если вы уверены, что на вашу акустику никто не покусится, я бы советовал подумать о том, чтобы удалить эту сетку. Опыт общения с самыми разными моделями классических и современных драйверов говорит, что подобные сетки все-таки оказывают негативное влияние на ясность и открытость звучания, пусть оно и проявляется только при сравнительном прослушивании акустики с решеткой и без нее.

Миниатюрный сверхвысокочастотный динамик 139ND, тоже имеющий титановую диафрагму и магнитную систему на основе неодимового сплава, вступает в дело на 12 кГц и отвечает за дополнительный воздух и объем в звуке. В отличие от студийных собратьев сходной конструкции в данной модели кроссовер не дает возможности регулировать отдачу в диапазонах СЧ и ВЧ. По правде сказать, несмотря на всю полезность таких регуляторов, я никогда ими не пользуюсь вне того оптимального положения, которое соответствует линейной АЧХ. Если же у вас возникает необходимость обязательно прибегнуть к ним для ослабления отдачи на ВЧ, то есть смысл задуматься о замене предшествующих колонкам элементов системы. В остальном разделительный фильтр JBL S3900 соответствует ожиданиям от акустики такого уровня: катушки с воздушным сердечником и качественные полипропиленовые конденсаторы на ВЧ/СЧ, катушки на трансформаторном железе в низкочастотной секции. Кроссовер предусматривает раздельное подключение секций по схеме пассивного биампинга, для чего на задней стенке имеются две пары клемм. Рядом с ними находится круглый порт фазоинвертора, труба которого изготовлена из плотного многослойного картона, в полном соответствии с обычаем. Корпус JBL S3900 покрыт шпоном красного дерева, к качеству отделки придраться невозможно. Собраны акустические системы, как и большинство моделей JBL в последнее время, на заводе компании в Мексике.

 

Я хорошо знаком с почерком как классических студийных колонок JBL, так и обновленных версий, поэтому с первых же секунд прослушивания понял, что ожидать неприятных сюрпризов от S3900 не стоит. Все в лучших традициях компании — взрывная динамика, насыщенный, но разборчивый среднечастотный диапазон и отсутствие ограничений по мощности делают звучание рок-композиций особенно вкусным и захватывающим. Будь то старый добрый рок или же современные металлические команды, звук всегда остается чистым и открытым, при этом хорошо записанные треки отыгрываются потрясающе, а посредственные записи — просто хорошо. Никакого дискомфорта не возникает даже на крайне высоких уровнях сигнала, и, несмотря на высокую заявленную и фактическую чувствительность акустики, рука так и тянется к регулятору громкости с намерением поддать жару. Но если в случае с некоторыми нынешними низкочувствительными моделями вы делаете это для того, чтобы попробовать разбудить их и выжать из них хоть какие-нибудь эмоции, то здесь вы просто получаете дополнительную дозу адреналина. В классическом репертуаре присущая JBL стена звука сохраняется, симфонический оркестр разворачивается перед слушателем в полный рост, при этом все группы инструментов и солисты четко занимают свои места в пространстве. К тембральной насыщенности нет никаких претензий, инструменты и голоса в хоре четко различимы по тональности. В целом получается очень правдоподобное и живое представление, которому может чуть-чуть не хватать воздушности и легкости полета при прорисовке отдельных инструментов, но здесь я больше склонен винить другие элементы тракта, чем акустические системы. Думается, что наиболее подобающими партнерами для S3900 стали бы мощные двухтактные ламповые усилители, хорошо контролирующие бас. Что касается расстановки колонок, то полнее всего они раскрывают свой низкочастотный потенциал при удалении от задних и боковых стен комнаты как минимум на 1 м, при этом правильная сцена выстраивается при направлении осей излучателей непосредственно на место прослушивания — все-таки полностью уйти от суженной диаграммы направленности в рупорных системах не удается. Лучше, если расстояние между колонками будет примерно равно расстоянию до точки, в которой находится слушатель, то есть желательно выстроить равносторонний треугольник.

Если сравнивать звучание JBL S3900 и классических мониторов серии 43**, то помимо общих родственных черт в нем можно найти и определенные отличия. В основном они касаются чуть большей «романтичности» среднечастотного диапазона у старых моделей в противоположность большей точности у новинок. В остальном же почерк весьма схож.

 

 

История компании JBL

Марка зародилась в 20-е годы прошлого века, когда электротехник Джеймс Б. Ленсиг разработал первую акустическую систему для кинотеатра Warner Theater. В период зарождения звукового кино было важно сделать высококачественное оборудование, чтобы зритель не разочаровался в новшестве кинематографов. Через год, на волне успеха своей первой работы, инженер создает компанию Lansing Manufacturing Company, которая и станет в будущем прародителем всемирно известной марки JBL. Долгие годы уверенного развития марки склонили вкусы профессиональных звукооператоров и звукоинженеров к продукции этой компании.

Сегодня модельный ряд компании JBL четко сегментирован, что облегчает подбор системы под те или иные нужды. Выбор акустики нужно начинать с определения необходимых рабочих показателей. Для профессиональных задач требуется мощная активная или пассивная акустическая система не менее 400-500 Вт. Но в зависимости от помещения и требований к мощности акустической системы и её звучанию могут отличаться. Топовые туровые системы JBL Pro работают в диапазоне от 30 до 20 000 Гц. Также стоит помнить об интерфейсах подключения. В современном профессиональном звуковом оборудование все чаще начинают применяться IP-технологии коммуникации, и компания JBLследует этим веяниям. Новые серии линейных массивов разрабатываются вместе с популярным интерфейсом передачи данных Dante.

 

Производитель непрерывно обновляет модельный ряд профессиональной акустики и модернизирует уже существующие системы, снабжая их самыми передовыми технологиями и собственными разработками. В качестве примера можно отметить фирменную систему волновода для концертного акустического оборудования и встроенные усилительные модули фирмы Crown. Кроме того, постоянно возрастают требования к элементной базе аппаратуры. Все это делает продукцию компании JBL современной и качественной.

Системы линейного массива

Профессиональное концертное звуковое оборудование – это в первую очередь системы линейного массива. Такая концертная акустика используется на лучших площадках и стадионах мира. Это достаточно сложные системы и их стоимость значительно высока от малых акустических систем. Но в этом есть даже плюс — это практически полностью заменяет громадные стены состоящие из множества громкоговорителей и облегчает монтаж концертной акустики. Системы состоят из нескольких акустических компонентов, отвечающих за разный частотный диапазон и уровень громкости для балансирования, в том числе для достижения максимально чистого и равномерного звучания.

Опустив технические подробности, линейный массив – это классическая звуковая концертная система, которую арендуют или покупают концертные залы. Принцип ее работы заключается в следующем: рядом со сценой звук максимально громкий, но удаляясь от сцены громкость и качество звука падает, именно для решения этой проблемы и создается линейный массив. Линейные массивы JBL серии VerTec, с модулем DP-DA дает возможность создавать единую звуковую сцену в больших помещениях, а в небольших – повысить качество относительно систем бытового назначения.

Активная акустическая система и ее выбор.

На выбор акустической системы (АС) влияет множество факторов, среди которых, в первую очередь, можно выделить ее специфическое назначение, габаритные размеры помещения, где будет использоваться звуковое оборудование, ее мощность, диапазон воспроизводимых частот, количество полос, и так далее. В качестве доступности, по цене и отличному качеству звучания, можно рассмотреть вариант применения двухполосной активной акустической системы.

Почему активная, а не пассивная акустика?

Главное отличие, о котором нужно знать — это наличие встроенного усилителя мощности в каждой колонке активной АС. Если выделить основные отличительные свойства активных акустических систем относительно пассивных колонок, то это — сочетание небольших габаритных размеров и мобильность, а также отсутствие необходимости трансляции мощного звука на огромные расстояния. Сочетание данных свойств, приводит к потере качественных характеристик и удорожанию звукового оборудования. Однако, каждый недостаток можно превратить в достоинство. А именно, для нивелирования проблемных зон активной акустики, производители пошли пути установки в корпуса колонок, двух и трёхполосных современных динамиков. При установки двухполосных динамиков, мы получаем отличный вариант, по сочетанию цены и качества. По мнению ведущих специалистов, применений 3-х полосных акустических систем, позволяет получить наиболее качественное звучание, однако это и дороже. Отличить двухполосную акустику от трехполосной, могут разве что, обладатели музыкального слуха, для всех остальных он будет просто идеален!!!

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *