Статьи
- 2 Тематический технический обзор 25-мм громкоговорителей
- 3 Грамотный выбор акустики из «Поднебесной» для автомобиля
- 4 Наиболее типичные ошибки автомобилистов при выборе автомобильной акустики
4.1 Мифы и реальность
- 4.2 Предостережение
Авто акустика из Китая
На сегодняшний момент времени ни для кого не секрет, что китайские товары заполонили все мировые рынки сбыта. Вместе с этим в обществе распространено мнение о том, что практически вся продукция из Поднебесной обладает не должной степенью качества.
Например, китайская акустика хоть и стоит дёшево, зато быстро выходит из строя. В реальности дела обстоят в корне иначе.
Преимущества современной китайской акустики
Акустика из китая
Рассмотрим современную китайскую акустику подробнее:
- Товары из Китая по качеству не все одинаковы. Они могут быть как низкого, так и высокого качества — всё зависит от цены вопроса;
- Современные производители электроники из Поднебесной часто дают гарантию на свою продукцию крупным дилерам, которые осуществляют оптовую закупку продукции;
- Существует также конечный контроль качества продукции непосредственно производителем, перед тем как продукт будет отправлен заказчику, чего ранее не было;
- Сегодня рынок китайских товаров в корне поменял множество своих подходов к производству;
- Не стоит забывать о том факте, что множество брендов электроники производится именно в Китае, причём, нареканий на эту технику ни у кого не возникает.
Китайская автоакустика хорошая
Китайская акустика не вся однородна по качеству и функциональным возможностям. Как и было сказано выше, всё определяется ценовым диапазоном. Главным преимуществом акустики оттуда является доступность и расширенный спектр технических возможностей.
Примечание. Китайская автомобильная акустика чрезвычайно вариабельна, что позволяет осуществить автовладельцу максимально оптимальный выбор, базирующийся на соотношении – возможность/потребность.
Современная автомобильная акустика из Китая обладает достаточным уровнем качества, иногда по этому показателю превосходя даже мировые бренды Японии, США и ряда европейских стран, занимающихся производством электроники.
Большие динамики в маленьких ящиках
Все мы прекрасно осознаем ту важную роль, которую сабвуфер играет в автомобильном салоне, и осознаем уже довольно давно. Да и не только, кстати, в автомобильном. В нормальном квартирном салоне, оборудованном домашним кинотеатром, сабвуферной установке роль отводится не менее значимая. А сейчас вообще все смешалось: театры ставят в автомобиль. От этого, правда, они перестают быть домашними и становятся мобильными, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами, но своей шестиканальной сути не меняют (шестой канал за собой как раз и застолбил сабвуфер). Между тем проблема свободного пространства в машине менее актуальной не стала. В этом смысле производители акустики оказались неплохо подготовленными, научив суббасовые головки работать в корпусах небольшого объема. Давайте попробуем отследить, как это происходило, а заодно повторим анатомию НЧ-головки на современной стадии развития. Сразу оговоримся, что в первой (исторической) части данного обзора речь пойдет не только о сугубо автозвуковых вещах. Многие технологии сабвуферостроения пришли к нам в машину из домашнего или даже профессионального аудио, и игнорировать сей факт никак нельзя. Зато вторая (анатомическая) целиком и полностью посвящена автомобильным динамикам.
Для того, чтобы поставить большой низкочастотный динамик в маленький ящик, особого ума не надо. Другой вопрос, как его заставить выполнять свои непосредственные обязанности — воспроизводить, то, что принято называть глубоким, четким, хорошо артикулированным басом. Как мы знаем при работе динамика в акустическом оформлении происходит сжатие воздуха внутри корпуса. Под сильным давлением воздух стремится вырваться наружу, а поскольку это ему не удается, он действует как своеобразная пружина. Чем меньше объем бокса, тем жестче пружина, тем больше оснований для возникновения резонансов, басовых потерь и даже предпосылок к повреждению динамика, к этому объему не приспособленному.
В течение последних 50 лет мысль лучших представителей аудиоиндустрии была направлена на то, чтобы приспособить НЧ-головки к работе в небольших корпусах путем увеличения рабочего хода диффузора. Методы использовались разные — от создания уникальных на тот момент драйверов с увеличенным ходом подвижной системы до конструирования новых акустических оформлений.
В 1954 году компания Acoustic Research представила первый длинноходовой сабвуфер AR-1W, который мог играть в относительно небольшом закрытом объеме. При этом его нижняя граничная частота была 20 Гц — для того времени очень низко (да и для нашего неплохо). Длинноходовая концепция прижилась, и через несколько лет аналогичную технологию Acoustic Research применила в своем широкополосной стереосистеме AR-3.
Надо сказать, что коренной перелом в аудиоиндустрии, и в акустике в том числе, наступил с появлением стереофонических записей в конце 50-х. За этим судьбоносным событием последовало распространение радио FM-диапазона, также работающим в стереорежиме. Аудио переставало существовать по принципу «сделай сам» и из хобби с инженерно-конструкторским уклоном постепенно превращалось в индустрию с потенциально большим будущим. Для воспроизведения музыки теперь требовалось не одна колонка, а две, причем желательно не особо больших размеров, с тем, чтобы не занять половину полезной площади среднегабаритной квартиры. Вот с этим как раз было напряженно, поскольку усилители мощности тогда были не то, что нынешние. 60-ваттный Dynaco и McIntosh MC275 (два канала по 75 ватт) в то время выглядели сущими монстрами по сравнению со всеми остальными. Поэтому едва ли не единственным вариантом были громадные, но зато чувствительные колонки производства JBL и Altec, по размерам мало в чем уступающие акустическим системам из кинотеатров, на которых обе фирмы изначально специализировались.
Но долго так продолжаться, естественно, не могло. В начале 70-х в талантливый инженер и математик Джеймс Новак из компании Jensen придумал, как научить низкочастотные динамики нормально работать в фазоинверторе. С помощью новой технологии Jensen выпустила несколько компактных акустических систем, которые были на порядок эффективнее динамиков Acoustic Research, но все же уступали им по глубине баса. Исследования в области корпусирования продолжили небезызвестные нам ученые Тиль и Смол, а также Эшли и Бенсон. Кстати, компьютерные программы по расчету акустических оформлений базируются на их тогдашних изысканиях.
Исследования дали свои плоды, но основные недостатки фазоинвертора остались. Известно, что фазоинверторный корпус — конструкция на порядок сложнее обычного закрытого ящика. Основная хитрость здесь в том, что для воспроизведения частот из самых глубин басового диапазона тоннель фозоинвертора должен иметь большую длину и большой диаметр. Иногда для уменьшения скорости прохождения воздуха через тоннель его площадь должна быть даже больше, чем объем самого корпуса, что, конечно, не дело. Тут на помощь пришел некто Гарри Ольсен, который выдвинул идею использования пассивного радиатора вместо порта фазоинвертора: диффузора с подвесом, но без магнитной системы. При этом масса диафрагмы должна была быть эквивалентной массе воздуха, проходящего через порт в обычном фазоинверторе. Такие радиаторы компания JBL начала выпускать еще в конце 60-х, а их настройку предлагалось осуществлять наращиванием массы с помощью специальных стальных колец, которые крепились к пылезащитному колпачку. Но уж очень это было сложно воплотить в серийном производстве. Закрытый ящик куда как проще. И поиски «грааля» продолжились.
Свой вклад в развитие компактных сабвуферов с большим рабочим ходом диффузора внес основатель компании Cerwin Vega Джин Червински (не один, конечно, вместе с персоналом компании). Начал он с производства профессиональных концертных и клубных мониторов и только через 30 лет сделал свой первый домашний длинноходовой НЧ-динамик для революционной акустики Infinity Servo-Static. Сабвуфер в ней имел сервоуправляемую звуковую катушку и свой собственный усилитель, а широкополосники представляли из себя пару дипольных электростатических панелей. Вскоре были выпущены знаменитые Stroker, опять же сначала для профессионалов потом для домашнего пользования, а затем и для автомобильного. Характерными чертами «строкеров» были удлиненные звуковые катушки и огромные центрирующие шайбы — все на благо мощности, чистоты и глубины инфразвука. И, конечно, Stroker отличались мощными многослойными подвесами из пены, которые могли выдержать сверхнагрузки.
А нагрузки все росли. Компания Electro Voice выпустила домашние 15- и 18-дюймовые сабвуферные головки EVX с рабочим ходом в два с лишним дюйма. Правда, широкого распространения они в свое время не получили: технологии оказались слишком передовые, в смысле неоправданно дорогие.
JL Audio была одной из тех компаний, которая перенесла опробованные методы производства домашних и профессиональных сабвуферов в автомобиль. Это были могучие динамики, с тяжелыми диффузорами и большим ходом подвижной системы. При этом они могли играть в относительно небольших (для того времени) закрытых объемах. JL Audio не только занималась практической реализацией чужих технологий, но изобретала свои собственные. Скажем, все с той же целью увеличения рабочего хода диффузора инженеры компании решили сместить центрирующую шайбу подальше от корпуса динамика и одновременно радикально увеличить ее диаметр. Велась работа и по увеличению жесткости и прочности конусов с тем, чтобы обезопасить диффузор от высокого давления внутри корпуса.
В середине 80-х большой популярностью пользовались изделия Earthquake. Конструкцию автомобильных НЧ-головок калифорнийцев отличали мощные подвесы, большие центрирующие шайбы и сборные магниты. При этом компания отказалась от проверенной технологии изготовления гофров из нескольких слоев пены: подвесы стали делать из одного толстого слоя все той же пены, но с лучшими характеристиками. Кроме того, менялась их геометрия: увеличилась высота и ширина, что также способствовало росту длины рабочего хода диффузора. Интересно, что отработанные на автомобильных динамиках методы затем были использованы и в производстве домашних компактных сабвуферов фирмы. К пионерам сабвуферостроения можно также отнести SoundSrtream, который в 1993 году сделал длинноходовой динамик SS-10R.
Нельзя пройти мимо раннего периода творчества Velodyne. В начале 80-х компания заявила о себе 18-дюймовым сабвуфером ULD-18 для домашнего театра с превосходными характеристиками. Причем динамик работал в чрезвычайно малом для своих габаритов полностью закрытом объеме, где-то вполовину меньше допустимого минимума. И все благодаря системе сервоуправления High Gain/Ultra Low Distortion. Известно, что идея использования закрытого ящика понравилась производителям акустических систем во многом потому, что по сравнению с фазоинверторными корпусами в закрытом объеме улучшаются линейность работы динамика. Но это, если объем — адекватный параметрам головки. Если нет, то ни о какой линейности и речи быть не может. В ULD-18 на звуковой катушке был установлен специальный сенсор, который отслеживал положение катушки и корректировал его. Очень скоро Velodyne оказался среди лидеров индустрии, а технология сервоконтроля был перенесен и на автомобильные динамики компании.
В общем и целом, тенденция к увеличению рабочего хода диффузора и уменьшению рабочего объема корпуса сохраняется и в настоящее время. Что соответствующим образом отражается на конструкции динамиков. Самое время о ней и поговорить. Двигаться будем, если не возражаете, сверху вниз. На всякий случай, мы приводим английские эквиваленты.
Уплотнительный бортик (Gasket)
Понятно по определению, что бортик служит для более плотного контакта с установочной поверхностью. На заре сабвуферостроения в качестве материала уплотнителя в основном использовались прессованная бумага и пробка. Сейчас главный материал — резина. Встречаются также пена и различные пластики. В классическом варианте установки — внутрь корпуса — он клеится по верхней плоскости обода корпуса громкоговорителя. Прокладка по нижней кромке для монтажа динамика «наружу» встречается реже. Иногда, чтобы облегчить участь установщиков, дополнительная прокладка входит в комплект динамика. Бывает и наоборот: видимо, из дизайнерских соображений в последнее время многие производители вообще перестали комплектовать свои изделия прокладками или же бортик как таковой есть, но служит чисто декоративным целям.
Подвес (Surround)
В настоящее время для изготовления подвесов применяются бутиловая резина, вспененный полиуретан и сантопрен. Первые два материала встречаются чаще, они обладают достаточной прочностью, хорошо справляются с температурными нагрузками. При этом каждый из них имеет свои преимущества. Резина мягче, отсюда низкая резонансная частота сабвуфера, но и большой эквивалентный объем. То есть динамику нужен простор, чтобы «запеть» в полный голос. Пенополиуретан — материал менее прочный, больше чем резина подвержен воздействию температуры и ультрафиолета, но более жесткий и легкий, а поэтому способен обеспечить хоть и не радикально, но большую линейность хода, что по нынешним временам немаловажно. Подвес как раз тем и занимается (не один, конечно), что следит за линейностью колебаний конуса и не дает звуковой катушке выйти из магнитного зазора и столкнуться с магнитопроводом. Многие современные динноходовые НЧ-динамики имеют жесткие гофры увеличенного радиуса и увеличенной высоты (хотя не факт, что широкий гофр — залог большого хода). Иногда подвес имеет площадь, чуть ли не равную площади самого диффузора. Что, прежде всего, сказывается на двух важных параметрах: длине рабочего хода (Xmax) подвижной системы (увеличивается) и чувствительности (уменьшается). Последняя, как известно, во многом зависит именно от площади излучающей поверхности диффузора. С учетом того, что подводимая к динамику мощность теперь не проблема, наметилась тенденция жертвовать чувствительностью в пользу увеличения Xmax.
Пылезащитный колпачок (Dust Cap)
Здесь тоже основная функция заложена в названии. Пылезащитный колпачок располагается посредине диффузора, сверху звуковой катушки (часто к ней приклеен), и препятствует проникновению посторонних частиц, в частности пыли, в магнитный зазор. Эти частицы могут негативно сказаться на движении диффузора и повредить звуковую катушку. Если раньше эти детали конструкции сабвуфера неизбежно имели выпуклую форму, то теперь традиция все чаще нарушается. Появляется все больше НЧ-динамиков с плоскими, а также вогнутыми колпачками или же вовсе без них. Есть и другая крайность: пылезащитный колпак (слово «колпачок» в данном случае не подходит) занимает практически всю излучающую поверхность. Эксперименты продиктованы желанием производителей любыми способами увеличить жесткость диффузора, которая при работе на больших мощностях является особенно важным фактором. Кроме того, есть мнение, что вогнутая форма, продолжающая геометрию конуса, способствует формированию более правильных звуковых волн и снижению нелинейных искажений. Хотя, надо сказать, что по сравнению с мид-басами и среднечастотниками в сверхнизкочастотном звене эффект менее ощутим. Что до материалов, то пылезащитные колпачки часто изготавливаются из того же материала, что и диффузор динамика. Также широко распространен пластик.
Диффузор
Вот где поле для экспериментов со стороны производителей, и поле уже как следует вспаханное. Конечно, назначение диффузора остается прежним и единым для всех — поршень по своей сути, он приводит в движение воздух и создает звуковые волны. Но вот по части геометрии и материалов решения могут быть самыми различными. Если пылезащитные колпачки раньше были только выпуклыми, то диффузоры только вогнутыми, то есть коническими — отсюда и английское название cone (конус). Теперь не все так однозначно. Хотя конические формы продолжают доминировать, ряд компаний для увеличения жесткости «поршня» и снижения нелинейных искажений лицевую его сторону выполняют в виде плоской диафрагмы. Другой «ряд» все для того же, наоборот, работает над увеличением кривизны конуса. Оба довольно часто преуспевают. Пару лет назад американская Still Water Designs первой посягнула на десятилетиями сложившийся «круглый» status quo автомобильной акустики. Посягательство это выразилось в создании квадратных низкочастотников Kicker Solobaric L7. Компания из Оклахомы мотивировала такое «святотатство» стремлением увеличить площадь излучающей поверхности. Своего она добилась: прирост составил 30 процентов, что в первую очередь положительно сказалось на количестве неискаженной мощности, которую L7 смогли обеспечить. Пока инициатива Still Water Designs широкого отклика не нашла. По имеющимся у нас сведениям, квадратные сабвуферные динамики делает еще Power Akoustic, а под небезызвестной маркой Xtant с прошлого года выпускаются шестиугольные НЧ-головки. Остальные присматриваются, так что делать выводы еще рано.
Что до материалов, то за последнее время их в результате интенсивного поиска золотого компромисса между тремя факторами — жесткость, легкость и прочность — набралось столько, что перечислять все вряд ли имеет смысл, но назвать основные, наверное, стоит. Интересно, что в список лидеров до сих пор входит целлюлоза (и не только исключительно у дешевых моделей), поскольку по утвердившемуся мнению считается очень «музыкальным» материалом. Понятно, что в наши дни ее с чем только не скрещивают. Очень распространен полипропилен — просто так и с различными покрытиями и пропитками (никель, титан), которые опять же служат для увеличения жесткости диффузора и улучшения отвода тепла от звуковой катушки. Не редкость композитные материалы с применением угле- и стекловолокна, а также трехслойные конусы с сотовыми заполнителями. Вполне, хоть и не так хорошо, как бумага и полипропилен, прижились алюминиевые диафрагмы, рождение которым дала фирма Alumapro. Примерно ту же степень распространенности получил кевлар (Eton, Focal, Power Acoustik). Когда будет выведена формула «золотого диффузора», предсказывать не беремся. Впрочем, судя по рекламным проспектам, многие производители ее выводят каждый год.
Корзина (Basket)
Ее еще часто называют «рамой», а по сути — это корпус динамика, в котором базируются его компоненты. Понятно, что при уровнях звукового давления, которые в состоянии воспроизводить современные сабвуферы, к корзинам предъявляются повышенные требования. Основное — свобода от резонансов. Считается, что литые алюминиевые рамы менее звонкие, поэтому литье — основной метод изготовления дорогих моделей низкочастотных динамиков. Кроме того, корзина в каком-то смысле является радиатором громкоговорителя, а алюминий — чемпион в плане отвода тепла. С другой стороны, среди весьма породистых сабвуферов встречаются штампованные стальные корзины, покрытые специальным составом для снижения резонансов, и ничего, не звенят, работают как надо. Иногда гашению резонансов способствует форма корпуса, наличие в корзине ребер жесткости. Также в последнее время стали появляться корзины из пластиковых композитов.
Подводящие контакты (Terminals)
Здесь тоже единообразия не наблюдается, однако можно констатировать, что все больше производителей старается на контактах не экономить. Теперь даже в довольно недорогих моделях встречаются солидные винтовые зажимы, а позолота стала вполне стандартным покрытием. Альтернатива «винтам» — пружинные зажимы, также обеспечивающие надежное соединение с выходами усилителя. И, конечно, никто не запрещает (хотя и не рекомендует) в целях сокращения себестоимости продукта использовать в сабвуферах традиционные лопаточки, но для более крупных калибров, предпочтительнее все же винтовые или пружинные зажимы.
Центрирующая шайба (Spider)
По-английски — spider, то есть паук. По внешнему виду тоже напоминает восьминогое насекомое, как, впрочем, и продукт его деятельности. Центрирующая шайба традиционно располагается непосредственно под конусом и отвечает за линейность хода звуковой катушки, а значит и за линейность перемещений всей подвижной системы. Эту деталь динамика обычно изготовляют из хлопка, смеси хлопка и полимера (conex) или из материала Nomex. Иногда в гофр шайбы вплетают металлические ленточные проводники, которые призваны повысить ее прочность и долговечность. Обычно большой размер центрирующей шайбы свидетельствует о большом механическом ходе диффузора. Различают вогнутые и плоские шайбы. Первые встречаются реже, в основном в недорогих динамиках, а вогнутая форма в данном случае применяется для ограничения хода звуковой катушке. Гораздо больше у длинноходовых сабвуферов распространены плоские шайбы с тщательно просчитанным количеством и геометрией изломов, которые позволяют обеспечить высокую линейность хода звуковой катушки. По мере популяризации длинноходовых динамиков все чаще применяются шайбы с прогрессивным профилем гофра (с увеличением шага от центра к периферии), а также двойные центрирующие шайбы. Известны случаи, когда в сабвуферных динамиках с обращенной магнитной системой центрирующие шайбы помещались с лицевой стороны диффузора.
Звуковая катушка (Voice Coil)
Возможно, самый важный элемент динамика. Звуковая катушка находится в магнитном зазоре, крепится к конусу диффузора и к центрирующей шайбе; под действием магнитного поля приводит их в движение, что в конечном итоге результируется в образовании акустической энергии. Звуковая катушка — это провод, намотанный на каркасе. Стандартный диаметр — 2 дюйма. Каркас обычно изготовляют из материалов с хорошей теплопроводимостью — алюминия, милара, стекловолокна и каптона. Огромное значение для длины рабочего хода диффузора и максимальной подводимой от усилителя мощности имеет длина намотки и калибр провода (обычно из меди или алюминия). Еще один фактор, который не следует недооценивать, — качество клея, которым провод клеится к каракасу. Стандартный импеданс звуковой катушки автомобильного сабвуфера — 4 Ом, но, как говорится, возможны варианты. Тем более что в последнее время участились случаи выпуска динамиков с двухобмоточными катушками. Их обычно включают параллельно, чтобы по максимуму использовать потенциал усилителя. Понятно, что с ростом мощностей растут и температуры. Поэтому в современных высокомощных динамиках применяются различные ухищрения для вентиляции звуковой катушки: от торцевого отверстия в нижнем магнитопроводе до сложных систем с ребрами охлаждения или даже воздушными фильтрами.
Верхний магнитопровод (Top Plate)
Крепится (болтами или приклеивается под давлением) непосредственно к низу корзины. Задача «верхней крышки» — направлять магнитный поток в магнитный зазор. Этот компонент конструкции изготавливается из стали, обязательно с низким содержанием углерода, поскольку тот уменьшает силу магнитного поля. Но это как раз не проблема: безуглеродная сталь дешевле.
Магнит (Magnet)
Чаще всего сабвуферный динамик судят по весу и высоте магнитной системы. Что в принципе понятно. Особенно теперь, когда стремление заставить НЧ-головку играть в тесном корпусе привело к радикальному увеличению веса подвижной системы и соответственно снижению чувствительности. Единственный способ компенсировать большой вес подвижной системы — увеличить вес системы магнитной. Именно поэтому современные «длинноходовики», как правило, снабжаются тяжеленными магнитами двойной, а то и тройной высоты. В последнее время появляются сборные конструкции из нескольких «стопок» небольших по размеру ферритовых шайб, расположенных по окружности: считается, что таким образом удается достичь большей равномерности магнитного поля. Феррит по-прежнему — наиболее распространенный материал. Недавно, правда, ряд фирм показал сабвуферы с «передним» миниатюрным редкоземельным (как в пищалках) магнитом, но говорить о какой-либо тенденции пока еще рано.
Задний магнитопровод (Back Plate)
«Задняя крышка» магнитной системы, как и передняя, изготовляется из стали с низким содержанием углерода. Практически повсеместно в заднем магнитопроводе современных длинноходовых сабвуферных динамиков имеется вентиляционное отверстие для охлаждения звуковой катушки. А чаще не просто отверстие, а продуманная система вентиляции. Также для большего хода звуковой катушки нередки случаи применения конусных утолщений на торце динамика.
Статья взята с сайта 12 Вольт
Тематический технический обзор 25-мм громкоговорителей
Рассмотрим возможности популярного динамика для автомобиля – BL Aj-650:
- частота устройства составляет 20-65 Гц;
- шумность – 89 dB;
- 120 Вт — максимальная мощность звуковоспроизведение;
- размер высокочастотных динамиков – 25 мм.
Динамик для автомобиля –BL Aj904:
- частота устройства составляет 20-80 Гц;
- шумность – 88 dB;
- 100 Вт — максимальная мощность звуковоспроизведения;
- размер высокочастотных динамиков – 25 мм.
Динамик для автомобиля – Element AD520:
- частота устройства составляет 20-80 Гц;
- шумность – 89 dB;
- 120 Вт — максимальная мощность звуковоспроизведения;
- размер высокочастотных динамиков – 25 мм.
Какие твитеры выбрать?
Для начала надо определиться, куда вы будете их устанавливать. Самые распространенные места: верхний уголок двери, стойки, углы торпедо возле лобового стекла. Рупорные «пищалки», в большинстве, устанавливают в двери, из-за большого размера и специфики соревнований.
Представьте, какой динамик вы сможете установить в наиболее подходящие места своего автомобиля. В системах с процессорными головными устройствами ВЧ надо направлять на слушателя, чтобы создать потом правильную «сцену». В остальных — можно ориентировать друг на друга, на стекло, на противоположного пассажира, в общем, как вам понравится.
У высокочастотных динамиков материалы мембраны могут изготавливаться из разных материалов: шёлка, бумаги, со специальными пропитками, металла, титана, алюминия. При правильной установке и настройке все «пищалки» будут звучать хорошо. Но, считается, что более приятный звук имеют твитера с шёлковым и бумажным куполом.
ЕЩЁ Автозвук
Как сделать сабвуфер своими руками
При выборе твитеров также следует обратить внимание на нижнюю границу воспроизводимого ими диапазона. Особенно, если вы приобретаете «пищалки» к имеющимся динамикам, тем более, если у вас есть только «мидбас». В таком случае нужно брать высокочастотник с как можно более низкой границей воспроизведения ВЧ, чтобы не было провалов в амплитудно-частотной характеристике, и они между собой нормально стыковались.
И также обратите внимание на импеданс динамиков. Если будете фильтровать высокие частоты, попадающие на твитер, с помощью резистора, то импеданс должен быть выше. Если же кроссовером, то импеданс должен соответствовать сопротивлению кроссовера.
Запомните, что напрямую, от головного устройства или усилителя, твитер подключать нельзя, только через фильтр, иначе динамик сразу же выйдет из строя!
Компаний, выпускающих твитера, на рынке — десятки. Среди их продукции, если это более-менее известные фирмы, есть модели лучше, есть хуже. Но, если вы не обладаете хорошим музыкальным слухом и не имеете возможности сравнить напрямую большое количество моделей, вряд ли вы отличите их друг от друга. Конечно, чтобы понять, как играют высокочастотники, лучше их послушать самому. Но, обычно, у более дорогих моделей высокие частоты более чистые, детальные, «атмосферные». Модели дешевле тоже играют ВЧ, но не с такой детальностью и качеством. И слушать их не так приятно. Поэтому покупайте самые дорогие из тех, что можете себе позволить.
Грамотный выбор акустики из «Поднебесной» для автомобиля
Шаг первый:
- Первостепенно необходимо сформировать собственный бюджет покупки, установить чёткие финансовые границы минимальных и максимальных инвестиций, так как у каждого автомобилиста разные материальные возможности.
Шаг второй:
- На данном этапе нужно составить точный перечень всех товаров, которые соответствуют рамкам ранее установленного финансового бюджета покупки. Естественно, это займёт какое-то время, так как мгновенно выполнить эту процедуру не удастся.
Примечание. Важно охватить как можно больший диапазон производителей, так как, чем шире спектр выбора, тем выше вероятность приобрести авто акустику высокого качества и с должными функциональными возможностями.
Акустические автомобильные системы
При составлении товарного перечня важно использовать не только русскоязычные Интернет-ресурсы, но также и англоязычные, на которых производители из Поднебесной регулярно выставляют свою продукцию.
Шаг третий:
- Теперь пришло время определиться с производителем, и для этого необходимо заняться анализом. Определить распространённость продукции в зарубежных странах, просмотреть отзывы о главном сайте компании, которая реализует автомобильную акустику;
- Особое внимание акцентировать на гарантийных обязательствах не стоит, так как если таковые и существуют, то их востребовать будет крайне затруднительно из-за расположения центрального офиса компании в большой отдалённости.
Примечание. Объективно нужно понимать, что ехать в Китай для возвращения товара по гарантии – это, скорее, история из сказки. Более того, даже если возвратить продукцию по гарантии европейского бренда (при наличии официального представительства компании в регионе, в котором вы проживаете), то финансовые средства назад всё равно получить не получится. В лучшем случае, повреждённое устройство будет через 6-12 месяцев отремонтировано.
Шаг четвёртый:
- Это последний и один из самых ответственных шагов, так как сейчас пришло время выполнить непосредственно саму покупку автомобильной акустики. Важно использовать услуги лишь проверенных интернет-магазинов. Для этого существуют друзья-автомобилисты, которые возможно ранее осуществляли закупку акустики из Китая, или можно просмотреть репутацию сайта.
Примечание. Покупку товара первый раз нужно всегда осуществлять наложенным платежом по факту получения товара в почтовом отделении и после удостоверения в целостности товара. Если интернет-магазин наложенный платёж не поддерживает, то необходимо искать альтернативу, так как такому бизнес субъекту не стоит доверять.
Выбор высокочастотного динамика
При выборе ВЧ динамика, по АЧХ определяют нижнюю частоту воспроизводимого им диапазона. Необходимо чтобы полоса частот ВЧ динамика несколько перекрывала полосу частот НЧ динамика.
Некоторые ВЧ динамики предназначены для работы совместно с рупором. В отличие от ВЧ динамиков прямого излучения (или, как их называют, твиттеров), рупорные ВЧ динамики, благодаря свойствам рупора имеют более низкую граничную частоту воспроизводимого звукового диапазона. Нижняя граничная частота такого ВЧ динамика может составлять примерно 2000-3000Гц, что позволяет во многих случаях отказаться от СЧ динамика в АС.
Из-за конструктивных особенностей, ВЧ динамики, как правило, имеют более высокую чувствительность, по сравнению с НЧ динамиками. Поэтому на этапе проектирования фильтра, в нём предусматривают цепь аттенюатора (подавителя), необходимого для понижения избыточного излучения, который приводит значения чувствительностей ВЧ и НЧ динамиков к одинаковому уровню.
При выборе ВЧ динамика важно учитывать его мощность, которая выбирается исходя из мощности НЧ динамика. При этом мощность ВЧ динамика принимается ниже мощности НЧ динамика, что вытекает из анализа спектральной плотности звукового сигнала, соответствующей розовому шуму (имеющему спад в сторону высоких частот). Для практического расчёта мощности, рассеиваемой на ВЧ динамике в АС с частотой раздела 3-5кГц, можно воспользоваться калькулятором на нашем сайте.
Напомним, ВЧ динамики недопустимо использовать без фильтра высоких частот (ФВЧ), ограничивающего проникновение низкочастотной части спектра.
Наиболее типичные ошибки автомобилистов при выборе автомобильной акустики
Многие автолюбители слишком сильно акцентируют своё внимание на технических возможностях акустики для автомобиля, при этом забывая о важности качества данной продукции. Стоит понимать, что далеко не всегда заявленные производителем технические параметры соответствуют реальной действительности.
Судить о качестве звуковоспроизведения акустического устройства можно лишь при его включении и регулярной эксплуатации.
Мифы и реальность
В интернете существует большое множество публикаций, посвящённых различного рода тестам качества акустической продукции. На самом деле – эта информация из рубрики «мифы», так как для осуществления такой проверки необходимо не только специализированное сверхтехнологичное оборудование, но также и соответствующие компетентные высококвалифицированные специалисты.
Альнико против керамических магнитов
Альнико-магниты пользуются повышенным спросом в гитарном мире, это касается и динамиков и звукоснимателей. Считается, что эти магниты более музыкальны, звучат более сладко и динамично. Alnico — это сплав алюминия, никеля и кобальта (в сочетании с железом). Благодаря редкости и дороговизне кобальта, это довольно дорогая альтернатива керамическим магнитам, которые также используются в производстве динамиков и звукоснимателей. В 70-е и 80-е годы производство динамиков с альнико магнитами было практически прекращено.
Хотя все похвалы в сторону альнико делают динамики на основе этих магнитов более лакомым кусочком, нужно понимать, что многие классические модели динамиков, в том числе и винтажные модели были сделаны на основе керамики. Динамики с керамическими магнитами используют многие популярные музыканты. Celestion G12M Greenback и G12H-30 — это динамики с керамическими магнитами, точно так же как множество динамиков от Eminence и современных Jensen.
Основные факторы влияющие на качество динамиков
Как подобрать к автомагнитоле колонки
Чего хочет каждый, намереваясь приобрести динамики? Конечно же, добиться получения в своем салоне мощного и самое главное — чистого звука. Естественно, что одного качества динамиков для этого будет недостаточно, ведь множество факторов влияет на объемное звучание, но все же. Качественные динамики, подобранные грамотно и в соответствие с правилами, это основа основ. Итак, для того чтобы получить чистый и объемный звук, следует учитывать хотя бы вот эти главные факторы:
- расположение динамиков в салоне машины;
- качественная шумо- и виброизоляция;
- акустический кабель и многое другое.
Типы колонок
Первый вопрос, который зададут покупателю в магазине акустики будет следующим: а какие вы предпочитаете приобрести динамики, коаксиальные или компонентные?
Коаксиальные колонки
Трехполосные коаксиальные колонки
Колонки коаксиальные – это устройства, которые наделены несколькими динамиками и различаются они соответственно. Другими словами, принято классифицировать коаксиальные колонки, как 2-ух полосные, 3-х полосные и так далее. Это будет означать, что в них встроены два или три динамика соответственно.
Примечание. Коаксиальные колонки сделаны в первую очередь, в целях экономии пространства и удешевления процесса сборки.
Одна колонка коаксиальная способна проиграть весь диапазон звуков, а чтобы узнать сколько полос в ней, следует посчитать количество динамиков, закрепленных на ножке.
Компонентные колонки
Компонентные колонки
Компонентные колонки представляют собой устройство, где высокочастотные динамики находятся в отдельности от средних и низкочастотных. Это уже полностью профессиональные колонки, позволяющие разобрать мелодию на составляющие и наслаждаться музыкой в полную силу.
Примечание. Даже неискушенному человеку, который прослушает музыку через эти динамики, удастся распознать игру отдельных музыкальных инструментов, настолько все эффективно продумано в них. Не стоит говорить, что качество звука в этих колонках значительно выше, чем в коаксиальных, но стоят они и намного дороже.
Компонентные колонки предназначены для воспроизведения звука в определенном диапазоне частот. Качество звучания всегда на должном уровне у этих динамиков, а колонки необходимо устанавливать согласно следующим правилам. Итак:
- Если динамики подобраны малогабаритные, то они воспроизводят только верхние частоты (подробно написано об этом ниже). По этой причине их нужно постараться разместить так, чтобы звук шел непосредственно на водителя или пассажира. Если удастся установить их на передней панели или на стойке, то это будет идеалом.
- Колонки размером больше уже впереди не установишь (хотя и это возможно), но зато они воспроизводят средние и низкие частоты. Их можно легко установить в дверях машины или сзади, прямо на полке стекла. В принципе, никакой разницы в размещении крупногабаритных колонок нет.
Размер колонок
Конечно же, это второй по значимости вопрос, который задаст продавец в магазине. В автомобиле обычно не удается устанавливать огромные размеры, и каждый владелец должен об этом помнить. Кроме того, если приобрести динамики, размером больше, чем штатные, предназначенные для этого автомобиля производителем, который заранее приготовил для них место, то придется проводить доработки.
Примечание. Надо знать, что колонки размером 10-13 см (4-5 дюймов) по диагонали способны воспроизводить лишь высокие частоты. А вот колонки размером 16-17 см (6-6,5 дюймов) по диагонали воспроизводят и низкие частоты вдобавок.
Можно сказать, что это и есть основное различие в размерах. Колонки большие, в любом случае будут лучше воспроизводить звук, но это не аксиома.
Мощность
Как подобрать колонки к автомагнитоле
Наверное, это самый важный параметр для дилетантов, вообразивших, что они понимают толк в музыке. Но спешим их разочаровать. Оказывается, мощность динамиков, сама по себе не может выступать, как характеристика качества. Существует даже правило, по которому эта самая мощность должна подбираться, в противном случае чистого звука не жди. Итак, параметр мощности по правилам не должен быть меньше мощности автомагнитолы. Это уже аксиома, с которой никак уж не поспоришь. Потеря качества звука и многое другое – результат неправильного подбора мощности динамиков. С другой стороны, мощность динамиков не должна намного превышать параметры автомагнитолы, так как это тоже ни к чему хорошему не приведет. Мощность, как таковую, принято делить на:
- номинальную мощность;
- максимальную мощность;
- пиковую мощность.
Самой маленькой из трех выступает, естественно, номинальная мощность, но она и является самой правильной. Некоторые недобросовестные производители, в целях привлечь клиентуру, указывают в паспортных данных максимальную или пиковую мощность. В действительности же, грамотный покупатель, знающий о номинальной мощности, должен искать в тех данных именно ее значение, как определяющее и единственно верное.
Примечание. Именно номинальная мощность определяет границы, в которых можно долго и громко слушать музыку.
Нередко динамик с малой номинальной мощностью способен развивать такой же уровень звука, как и более мощный (при условии, что его чувствительность выше). Мощность не может выступать в роли единственного критерия качественного звучания, ведь повысить показатели можно и еще одним способом: установив акустическую систему с сопротивлением 2,5-3,5 Ом. Кроме того, огромное значение имеет и усилитель, который обязан быть адаптирован к мощности, а не то избежать скорого выхода из строя техники, насколько бы дорогой она ни была, не удастся.