Девять факторов, влияющих на звучание Hi-Fi-системы, о которых вы могли не знать.

 

Сохранить и прочитать потом —

О странных привычках аудиофилов и адептов Hi-Fi ходит немало слухов – начиная с того, что они предпочитают исключительно винил, и кончая требованием позолоченных кабелей, а также прослушиванием Pink Floyd по любому поводу. Тем не менее, некоторые из самых фантастических теорий об улучшении качества звучания системы, что вам доводилось слышать, могут оказаться вполне рабочими.

Мы открываем ящик Пандоры с легендами, мифами и советами об обращении с Hi-Fi-техникой; некоторых из этих утверждений вы раньше не встречали – или не могли им поверить. И все же, это правда: при ночном прослушивании музыка и в самом деле звучит лучше.

 

В конце концов, пригласить музыку в дом – уже само по себе волшебство. Сложно представить себе какое-либо событие в жизни, которое не стало бы уникальным при содействии правильно подобранного звукового аккомпанемента. Однако органы чувств не только всегда готовы затопить нас океаном эмоций, но и охотно обманывают. Поэтому неудивительно, что сказки о чудесах мира Hi-Fi становятся все более диковинными с каждым новым оборотом 180-граммовой пластинки.

Итак, какой из небылиц, которые вам не раз доводилось слышать, стоит верить? Прочтите наш разбор популярных баек – и не забудьте испытать их в деле для определения, есть ли ощутимая разница. В конце концов, важнее всего – именно то, что мы слышим.

Прогрев

Прогрев – это азы мира Hi-Fi. Мы никогда не забываем про него при проведении своих тестов – и не в силу того, что нам хочется подольше побездельничать, а потому, что он действительно меняет характер звука. Любые устройства Hi-Fi-системы, будь то наушники, Bluetooth-колонки, CD-плееры, усилители, проигрыватели винила и прочие, обязательно требуют прогрева. Их звук меняется со временем, поскольку комплектующие «притираются» друг к другу, а динамики и кроссовер «привыкают» к своим эксплуатационным параметрам. Обычно для этого достаточно 48 часов непрерывного проигрывания; самым капризным компонентам может потребоваться несколько дней. Воспроизведение – не точная наука. Нам нередко доводилось менять мнение об устройстве после прогрева в течение пары дней перед проведением тестирования. Доверьтесь нам и никогда не оценивайте продукт сразу после распаковки.

Отключение дисплея для повышения качества звучания

Оставайтесь с нами; мы только на второй станции. Взгляните на свою Hi-Fi-систему – и вы увидите один или несколько стильных корпусов, украшенных яркими окошками с цифрами. Производители аудиокомпонентов наперегонки стремятся оснастить свои новые шедевры всеми возможными «наворотами», от меняющих цвета OLED-дисплеев до тех, что базируются на мини-светодиодах. Вместе с тем им приходится умерять аппетиты, чтобы не выйти из намеченной ценовой категории. А теперь вы должны взять и потушить такой классный экран?

 

Каким бы странным это ни казалось, при отключенном дисплее многие компоненты и в самом деле звучат лучше. Дело в том, что все эти яркие элементы привносят электрические помехи. Конечно, вы заплатили за дисплей – однако вы отдали деньги не только за него, но и за то качество звучания, на которое способна ваша система.

Кстати говоря, еще менее очевидным может показаться эффект от отключения цифровых выходов. Эта довольно редкая функция (например, она есть у великолепного Marantz CD6006) приводит к небольшому, но заметному улучшению чистоты и динамики. Конечно, для этого остальная часть системы должна быть достаточно прозрачной – и в этом случае вы определенно заметите результат.

 

 

Первый Hi-Fi, винилы


В 1948 году крупнейшая по тем временам и одна из старейших фирм грамзаписи США «Columbia» впервые выпустила так называемую долгоиграющую пластинку, или Long Play (LP), рассчитанную на скорость вращения 33⅓ об/мин. Способы увеличения длительности звучания производились и раньше — например, во время Второй мировой войны в Соединённых Штатах выпускались «В»-диски. Выпуск долгоиграющих пластинок был продиктован, в основном, конкурентной борьбой с магнитными аудионосителями.

Чтобы конкурировать по цене с лентами или не потерять в качестве звучания, был изобретён новый материал — винилат. Это новшество дало возможность значительно расширить диапазон записываемых частот до 50–16 000 Гц, полностью сохранить тембр звука, а также увеличить динамический диапазон записи до 50–57 дБ, снизить уровень шумов и намного продлить качественное звучание. В 1958 году появились стереопроигрыватели и стереопластинки. Это можно уже назвать Hi-Fi характеристиками=) того времени.

[/su_spoiler]

Прослушивание в темноте

Некоторые компании – например, Pitchblack Playback – устраивают мероприятия, на которых люди слушают музыку в темноте; и для этого есть причина. Прослушивание в полной тьме (и даже с завязанными глазами, если слушатель не против) позволяет полностью сосредоточиться на своем восприятии и различить намного больше деталей, чем в любой другой ситуации.

Если вы не готовы поверить нам, послушайте главного научного консультанта Dolby Laboratories доктора Поппи Крам, которая в интервью BBC в 2008 году сказала: «Это дает очень большой эффект. Некоторые тонкости можно расслышать, только если отключить все остальные чувства. Проблема заключается в том, что наш мозг слишком хорош для этой задачи – и если в процесс вовлечены зрение и другие каналы восприятия, мы слышим не чистый звук, а то, что по мнению мозга мы должны слышать, после того как он подсознательно обработает все остальное, что происходит вокруг нас».

Прежде чем отвергать эту теорию, вернитесь домой, поставьте хорошо знакомый альбом, закройте глаза, выключите везде свет – и слушайте.

Прослушивание ночью

Доводилось ли вам когда-нибудь замечать, что около полуночи или еще позднее ваша Hi-Fi-система звучит по-настоящему классно? А в послеобеденное время от нее такого волшебного звука не добиться? Разница в звучании определяется не только бокалом вина за ужином, но и тем, что электросеть ночью меньше загрязнена. Чем больше устройств используется одновременно, тем больше шума они вносят в нее, а он приводит к ухудшению качества работы системы.

 

Можно ли получить чудесный «ночной» звук в любое время суток? Попробуйте применить сетевой фильтр для очистки сигнала электропитания – или хотя бы пройдитесь по дому и выключите все, что в данный момент не используется. Выделенная линия от предохранительного щитка, предназначенная исключительно для Hi-Fi-компонентов, в любом случае, будет к месту. Да, чтобы услышать разницу, система должна быть очень качественной – но можете не сомневаться, что этот совет имеет под собой реальное научное обоснование.

Легендарный Audio CD — первый цифровой носитель

Одним из существенных недостатков всех магнитофонов, включая цифровые, был последовательный доступ, когда для перемещения между записями было необходимо перематывать пленку. Носитель предыдущего поколения — граммпластинка или винил был лишен этого недостатка. Преимущество винила было реализованно в цифровом качестве.

В 1980 году фирмами Philips и Sony выпустили стандарт Red Book, ставший затем стандартом компакт-дисков. В дальнейшем компании раздельно работали над устройствами для воспроизведения CD.

В апреле 1982 года Philips представил свой первый проигрыватель компакт-дисков с потрясающими характеристиками — частотный диапазон 20-20000 Гц, динамический диапазон 96Дб. Цифровой поток — 705 600 бит/с на канал. Время звучания до 80 мин. До сих пор стандарт качества предложенный для компакт-диска является основным и самым популярным среди всех форматов цифрового звука. В современном мире эти характеристики можно считать начальным уровнем HI-FI звучания.

В апреле 1982 года Philips представил свой первый проигрыватель компакт-дисков

В 2000 году мировые продажи альбомов на CD достигли своего пика на отметке 2,455 млрд.

Мячи для сквоша под компонентами

Вы наверняка слышали о них (или хотя бы читали на форумах любителей Hi-Fi) – и это чистая правда. Впрочем, велосипедная камера сработает еще лучше, чем целые мячи или их половинки. Однако не будем забегать вперед.

Чтобы на систему передавалось как можно меньше вибраций, все компоненты должны иметь надежную базу. В идеале это должна быть стойка под аппаратуру. Самая лучшая – совершенно горизонтальная, низкорезонансная и расположенная максимально далеко от источников вибрации.

Необходимо учитывать еще один фактор. Хотя вибрации не так сильно, как на виниловые вертушки, влияют, например, на CD-проигрыватели, такие простые вещи, вроде тяжелых шагов по полу, проезжающих мимо дома автомобилей, летящих самолетов и даже звука из колонок, особенно на высокой громкости, заставляют считывающий механизм прилагать больше усилий, что может сказаться на звучании всей системы.

Можно провести малозатратный эксперимент по поглощению таких вибраций. Положите слегка надутую велосипедную камеру под проигрыватель и усилитель – и прислушайтесь, не изменился ли звук. Задача заключается в том, чтобы камера была максимально мягкой, но при этом достаточно высокой для того, чтобы ножки устройства не касались поверхности подставки.

 

Могут возникнуть трудности с выравниванием корпуса по горизонтали, но улучшение звучания оправдает все ваши усилия; а если вы его не заметите, то хотя бы от души повеселитесь (конечно, если никто не смотрит).

Подъем кабелей с пола

Мы не имеем в виду, что кабели нужно подвешивать под потолок, чтобы можно было проходить, не касаясь их. Но если вспомнить о том, что провода могут передавать вибрации на компоненты системы, становится понятно, что их стоит держать подальше от их источников – особенно от пола, если речь идет об акустических кабелях. Вот почему на выставках Hi-Fi-продукции, таких как Bristol Show, можно увидеть соответствующие приспособления.

Если вы не готовы с этим согласиться, вспомните о том, что такие компании, как Naim, используют во всех своих Hi-Fi-компонентах слабо закрепленные разъемы для шнуров питания – и именно по этой причине. Они призваны загасить нежелательные вибрации, прежде чем они передадутся корпусу и учинят безобразие. Когда вы в следующий раз придете в магазин с аппаратурой и при подключении какого-нибудь дорогого компонента увидите неплотно сидящий разъем, то будете знать, что дело не в ленивых сборщиках.

Помимо того, что кабели не стоит раскидывать по полу, постарайтесь избегать их скручивания и образования узлов; это поможет еще немного повысить качество звучания Hi-Fi-системы.

 

 

по типу излучателей

По типу динамических излучателей и виду их нагрузки – динамические (самая большая и распространенная категория), магнитные ленточные (Wisdom Audio), электростатические (MartinLogan), магнитострикционные (MBL Electronics), ионные (Acapella Audio Arts), и тому подобное.

Кабели в целом

Когда речь заходит о кабелях, всегда находятся люди, которые считают, что любой из них справится с делом, и тратить немалые суммы на акустические или межблочные модели совершенно ни к чему. Все, что мы можем сказать по этому поводу – на наш слух разница в звуке при использовании разных кабелей отчетливо ощутима.

Практически к любому компоненту Hi-Fi-системы в комплекте идут провода. Не рассматривайте их как постоянное решение – они хороши разве что для самого начала работы: даже бюджетные устройства будут играть лучше при подключении более качественных межблочных кабелей. Поэтому стоит договориться о демонстрационном прослушивании и выбрать более дорогие варианты в соответствии с классом вашей системы.

Не рассчитывайте на то, что большая цена обязательно принесет вам более качественный звук; это будет зависеть от возможностей остальных компонентов. Однако взаимодействия между разными составляющими системы могут в немалой степени зависеть не только от талантов каждого устройства, но и от соединяющих их кабелей.

 

Всегда ориентируйтесь на подход «услышать – значит поверить»: если вы не ощущаете разницы при использовании более дорогих моделей, сэкономьте деньги и откажитесь от покупки.

по типу оформления

По типу оформления – с фазоинвертором различных конструкций, бесконечный экран, открытый ящик, или закрытый ящик, без фазоинвертора, акустический лабиринт, полосовой резонатор(бандпасс), рупорная нагрузка, и некоторые другие.

Мощность усилителя

Чтобы не вдаваться в долгие рассуждения с формулами, напомним о том, что измерения мощности AV-ресиверов редко проводятся при таких же строгих исходных условиях, как у стереоусилителей.

Указывая параметры мощности, производители AV-ресиверов используют различные уловки. В частности, при тестировании они нередко подключаются к компонентам с сопротивлением 4 или 6 Ом вместо стандартных 8 Ом. В результате получается более высокое и убедительное для покупателей значение мощности. Мы не будем утомлять вас расчетами, но это чистая правда.

Кроме того, компании редко указывают мощность, измеренную при одновременной нагрузке всех каналов. В таком случае результаты были бы намного скромнее, так как отражали бы все ограничения блока питания усилителя.

И, наконец, при тестировании AV-ресиверов значительно меньшее внимание уделяется допустимому уровню искажений; нередко КНИ доходит до 1%, тогда как производители Hi-Fi-компонентов стремятся, чтобы он не превышал 0,01%. Все это делается для того, чтобы в спецификациях отобразилась более увесистая величина.

В общем, не относитесь к этим цифрам слишком серьезно.

Космический звук — приход истинного HI-FI


Приход цифрового звука, истинного в современном понимании для HI-FI, многие связывают с появлением компьютеров. Но первые компьютеры были даже не электронными, а электромеханическими. Работали они на основе множества реле. Только позднее в них применили электронные лампы, конечно же для быстродействия.

 

Настоящее же рождение цифрового звука связано с космосом. Именно для космических аппаратов впервые понадобилась качественная помехоустойчивая связь. Точнее без такой связи этих космических аппаратов бы не было. Сначала связь использовалась для передачи телеметрии, затем для передачи изображений с поверхности Луны и, затем, других планет.

Первые эксперименты с цифровым звуком начались в 60-ых годах XX века. Сначала это были короткие записи отдельных звуков и ее применили музыканты для производства спецэффектов с задержкой. Чуть позднее появились появились первые сэмплеры — музыкальные инструменты способные синтезировать «настоящий» натурально звучащий звук. Постепенно цифровые технологии развивались и дешевели. В первую очередь это связанно с технологиями хранения информации. К 90-ым годам прошлого века начался бум цифрового звука. В настоящее время цифра за редкими исключениями является единственным форматом музыки.

Автор статьи: Тепляков Андрей Юрьевич

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *