Расстановка тыловых АС в системе для Домашнего кинотеатра

Виды

Колонки для домашнего кинотеатра различаются по нескольким критериям: по расположению относительно зрителя и способу установки.

По типу расположения колонки в комплекте акустики 5.1 бывают:

  • центральная – напротив зрителя;
  • фронтальные – перед человеком, но расставлены по углам помещения или просто в разные стороны симметрично друг другу;
  • тыловые – сзади зрителя;
  • сабвуфер – в любой точке помещения, но лучше – возле телевизора или под ним, напротив человека.

По способу установки выделяются настенные (полочные), напольные и встроенные колонки в потолок или стену. Настенная акустика наиболее бюджетная и часто используется для экономии пространства в комнате. Монтируются на потолок или стену. Может издавать посторонние звуки при работе. Напольные колонки наиболее популярны, они просто устанавливаются на пол помещения, удобны в сборке и настройке. Регулировка высоты для них невозможна, поэтому качество звука может ухудшиться в зависимости от того, выше или ниже головы зрителя они будут расположены. Встроенная техника наиболее дорогая, но и качество звука у нее самое высокое. При использовании обычных колонок звуковая волна делится на две части, одна движется к зрителю, а вторая – назад, к стене, откуда отражается и возвращается, догоняя первую. Итогом становится наложение и искажение аудио сигнала.

Если устройства встроены в стену, то эта проблема исчезает, и звук становится более чистым. Стоит понимать, что использование встроенных в стену или потолочных колонок для домашнего кинотеатра требует предварительной подготовки комнаты. Еще один способ классификации акустических колонок – материал изготовления. Чаще всего используется пластик или дерево (ДСП, фанера, МДФ), реже – металл, камень, стекло.

Тыловые АС — когда они нужны?

Вспомним, что всего лишь 10 лет назад наличие в автомобиле тыловых акустических систем, состоящих из большеразмерных коаксиальных динамиков, говорило о весомых аудиофильских пристрастиях ее владельца. А что же сегодня, когда из огромного количества моделей АС на прилавках магазинов выбрать становится трудней, чем раньше достать «по блату»? К тому же, если раньше тыловые динамики использовались для добавления уровня баса в общую звуковую картину, то сегодня с этой задачей намного проще и лучше справляется отдельный канал сабвуфера.

Приоритеты явно поменялись и, как следствие, поменялась сама концепция тылового звука. О том, что сегодня подразумевается под тыловыми каналами, какие динамики используются для их организации, мы беседовали с Виталием Рабботом. Для начала необходимо уточнить, что установку тыловых громкоговорителей без фронтальных можно смело назвать неприемлемым для любого варианта озвучивания салона. Этот тезис очень хорошо воспримут те, кто хоть раз ездил в качестве пассажира на заднем сиденье в автомобиле, где стоят только тыловые динамики. В тот момент, когда водитель делает звук погромче (ему ведь действительно их плохо слышно), задние пассажиры просто глохнут, испытывая сильный дискомфорт. Поэтому в дальнейшем обсуждении темы мы будем подразумевать обязательное наличие фронтальных акустических систем. Нужны ли тыловые динамики?

По большому счету, при установке высококачественных фронтальных акустических систем наличие тылового канала становится необязательным. Это подтвердила и практика. Например, во многих автомобилях, победителях автозвуковых соревнований по качеству звучания (sound quality), тыловые каналы не используются. За расширение звукового спектра в НЧ-область в таких аудиосистемах отвечает сабвуфер, и при правильном согласовании его с фронтальными громкоговорителями мы получаем отлично сбалансированное звучание в полном диапазоне частот с четкой фронтальной звуковой сценой.

Другими словами, те деньги, что вы собирались потратить на тыловые АС, лучше вложить во фронтальные компоненты более высокого качества. Речь идет об обычной музыкальной системе для водителя или водителя и пассажира. Даже если использование сабвуфера не предусматривается (либо временно, либо в принципе), без тыловых АС вполне можно обойтись, используя на фронте достаточно басовитые АС. Однако есть ряд ситуаций, где назначение тыловых динамиков может поменяться. Роли тыловых динамиков.

Называть тыловые акустические системы атавизмом все же не стоит. Во-первых, у данных систем осталось немало поклонников, во-вторых, при грамотном включении они совершенно не мешают звуковой сцене и даже дополняют ее, а в-третьих, существует ряд моментов, где без них просто не обойтись.На современном этапе инсталляторы выделяют несколько вариантов использования тыловых динамиков. Давайте рассмотрим их подробнее.
Звук вокруг.
Суть установки в равном звучании как фронтальных, так и тыловых акустических систем. Заметим, что этот тип озвучивания салона с каждым годом применяется все реже. Обычно к нему прибегают те, кто в силу привычки не может перестроиться на системы более высокого качества или прельщается простотой установки в заднюю полку.

Говорить о хорошем звучании этих систем не приходится, поэтому для них, как правило, используют недорогие коаксиальные динамики большого типоразмера, подключаемые к усилителю головного устройства. В данном варианте озвучивания акустические системы устанавливаются как в заднюю полку, так и в задние двери. Очень важно, чтобы применяемые динамики обладали высокой чувствительностью, в противном случае для получения хорошего звукового давления вам понадобится еще и внешний усилитель. Sound Board, или Звуковые панели.

Этот вариант установки — самый популярный у поклонников клубной музыки. Суть концепции — в получении мощного окружающего звучания, такого же, как и на танцплощадке, а принцип установки: чем больше динамиков, тем лучше. В данном варианте к построению тыловых каналов относятся не менее тщательно, чем к формированию фронтального звука.

Обычно в качестве тыловых динамиков применяются двух — или трехполосные компонентные системы, способные развивать высокое звуковое давление. Их размещают на специально подготовленной жесткой панели (отсюда и название), устанавливаемой вместо задней полки, при этом динамики работают на весь объем багажника (free air) в широкополосном режиме. Для раскачки таких акустических систем применяется мощный внешний усилитель, а воспроизведение баса не уступает по мощности сабвуферному каналу (а иногда и заменяет сабвуфер, хотя все же лучше использовать и саб, и sound board). В итоге получается танцпол на колесах. Озвучивание мест задних пассажиров.

Следующий вариант применений тыловых динамиков в автомобиле — забота о задних пассажирах. Эта установка имеет свою специфику. В таких системах для комфортного звучания динамики желательно устанавливить не в заднюю полку, а по аналогии с передними пассажирами — в заднюю дверь. В этом случае звуковая картина будет строиться, как и на фронте — спереди. При грамотном согласовании уровней, работа установленных таким образом тыловых каналов практически не влияет на построение фронтальной звуковой сцены. В подобных системах применяются как компонентные, так и коаксиальные типы динамиков. Все зависит от требуемого качества звука и финансовых возможностей владельца автомобиля.
Тыловой канал как диффузная составляющая звуковой картины.
Данный способ построения тылового канала имеет большое число сторонников, поскольку позволяет получить весьма интересный эффект звучания фронтальных АС. Суть концепции состоит вот в чем. Когда вы сидите в концертном зале, то помимо прямого звука со стороны сцены слышите и отраженный от различных препятствий звук (стены, потолок и другие предметы), так называемую диффузную составляющую звукового поля. И хотя интенсивность диффузного поля ничтожно мала по сравнению с прямым звуком, именно ее наличие позволяет создавать реальную акустическую атмосферу зала. Поскольку в диффузном поле отсутствуют ВЧ- и НЧ-составляющие, то в качестве тыловых динамиков применяются небольшие и не очень мощные, но особо качественные широкополосные или СЧ-динамики типоразмера 3,5-5,5 дюймов с эффективным диапазоном частот от 300 до 8000 Гц. Подавать на такие динамики широкополосный сигнал нецелесообразно. Предварительно его надо ограничить полосовым фильтром первого, максимум, второго порядка. Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера, которая позволяет использовать в тыловом канале только один динамик. Эффект тот же, что и от двух, а экономии больше.
Многоканальные системы
. Если в предыдущих вариантах установки тыловых каналов есть свои сторонники и противники, то в форматах многоканального звука «Dolby Digital» и DTS тыл является частью концепции построения и его наличие обсуждению не подлежит. Как показала практика, при монтаже многоканальных систем следует руководствоваться теми же принципами, что и в домашней технике. Для построения тылового канала необходимо использовать динамики с максимально широким диапазоном частот (звук в этих системах изначально прописан в диапазоне от 20 до 20 000 Гц).

Устанавливать динамики желательно как можно выше — например, во внедорожниках их устанавливают вверху задних арок. Предпочтение отдается высококачественным коаксиальным динамикам, но иногда из-за конструктивных особенностей автомобиля используют и компонентные. При этом разнесение ВЧ- и НЧ/СЧ-компонентов относительно друг друга желательно сделать минимальным. Сопряжение с каналом сабвуфера.

Как показывает переписка с нашими читателями, основной вопрос при установке тыловых динамиков совместно с каналом сабвуфера в общих чертах звучит так: необходимо ли устанавливать тыловые динамики в корпус, чтобы их звучание не модулировалось звуком сабвуфера? Теоретически — да, но на практике реальный сабвуфер не в состоянии раскачать воздух объема багажника автомобиля настолько, чтобы сильно влиять на жесткий подвес тылового динамика пусть даже небольшого типоразмера. При этом, если рабочий диапазон частот тыловых динамиков ограничен снизу частотой 150 Гц, то наложения звуковых волн (редко какой сабвуфер играет выше этой частоты) не происходит — проблемы с согласованием в данных системах не существует.

Другое дело, если вы включаете тыловые динамики без ограничения полосы частот снизу. В этом случае их желательно поместить в акустический экран. Правда, следует помнить, что подавляющее большинство автомобильных АС рассчитаны на работу в бесконечном акустическом экране (free air) и ограничение объема может весьма негативно сказаться на качестве их звучания. Как показывает практика, основные проблемы при использовании колпаков с динамиками free air возникают в диапазоне от 150 до 350 Гц и выражаются как неприятное «бубнение» с сильно окрашенным тембром этого частотного диапазона. В такой ситуации следует основательно подойти к подбору АС; достаточно вспомнить, что на наших тестах не так уж редко встречаются АС, оптимизированные как раз для малых объемов акустического оформления. Как установить и как направить динамики тылового канала.

Правила установки тыловых динамиков ничем не отличаются от установки фронтальных. Первое — максимальная жесткость монтажной поверхности. Для этого штатную заднюю полку необходимо усилить более жесткими и прочными материалами, например, толстым листом фанеры или MDF. Максимально просто это сделать в автомобилях с типом кузова седан, сложнее — с кузовом хэтчбек.

Второе — избегать акустического замыкания. Для этого надо закрыть все технологические щели между объемом багажника и салона. Третье — не создавать «акустических ям». То есть, если динамик прикручен к металлическому основанию задней полки, то декоративную накладку нельзя ставить выше его основания, иначе в получившемся пространстве будет гаситься большая часть звукового давления, а характер звука приобретет неприятную окрашенность. Направленность динамиков, работающих в качестве подзвучки на отражение, учитывать не надо, более того — воспроизведение высоких частот желательно вообще ограничить фильтром ВЧ первого порядка с частотой среза 7-8 кГц. Подключать тыловые динамики лучше через отдельный усилитель, пусть менее мощный, чем работающий на фронтальные АС, но внешний.

Если для этой цели используется отдельный 2-канальный усилитель, то его зачастую берут из самой младшей линейки. В качестве компромиссного варианта подойдет и подключение тыловых АС к встроенному в головное устройство усилителю, тогда как фронт может работать от внешнего, однако в подобных случаях очень часто возникает проблема согласования уровней. Вывод.

Из всего вышесказанного главный вывод такой: тыловые динамики могут и не понадобиться, но если они все-таки нужны, то к их подбору и установке следует подходить не менее тщательно, чем к фронтальным АС. Заметим «под занавес», что затронутая нами тема далеко еще не исчерпана — все большее распространение систем «мобильного кинотеатра» наверняка вдохнет в нее вторую жизнь.

Как выбрать колонки для домашнего кинотеатра

Выбор колонок для домашних кинотеатров – ответственный и сложный процесс, поэтому очень часто потребители предпочитают приобрести так называемый «коробочный вариант», т.е. акустику в комплекте с ресивером и проигрывателем.

Их выпускают многие известные производители, например, Samsung или Sony. Не смотря на это, если знать определенные рекомендации, которым нужно следовать при покупке, подобрать хороший набор акустики для домашнего кинотеатра можно своими силами.

Выбирая мощность, важно смотреть не на пиковый показатель, на котором техника может работать недолгое время, а средний, на нем устройство играет постоянно. Для комнаты до 20 кв.м. можно выбрать полочные колонки. Если же площадь помещения больше, лучше приобрести напольную акустику.

По способу подключения акустика может быть проводной или беспроводной. По возможности следует остановить выбор на последней. Подключение колонок этого типа гораздо проще и удобнее, кроме того, протянутые по комнате провода не портят вид помещения.

Технология подключения

Для правильного монтажа нужно знать расстояние между базовым и подвесным потолком. Это определит выбор открытой или закрытой системы.

Подготовка комнаты

Подготовительные работы состоят из следующих этапов:

  • Звукоизоляция базового потолка.
  • Прокладка каналов под провода в стенах с выводом их на потолок. Раскладка кабеля до мест подключения колонок.
  • Монтаж выбранного вида потолка.
  • Для системы из гипсокартона требуется произвести финишную отделку.
  • Разметка расположения колонок на потолке. Производится с помощью шаблона, прилагаемого к оборудованию.

Варианты звукоизоляции

Звукоизоляция потолка может выполняться на каркасной и бескаркасной основе. Бескаркасная предпочтительнее, так как ее можно поместить под гипсокартонный и натяжной потолок. Каркасная предполагает монтаж специальных плит.

Материалами для звукоизоляции могут быть:

  • Пенопласт. Пористый материал хорошо поглощает звук и легко клеится к базовому потолку. Минус применения состоит в том, что потолок должен быть абсолютно ровным.
  • Шуманет – стекловолокнистые плиты. Их плюс в негорючести и гибкости. Могут приклеиваться к потолку с перепадами высоты. Материал эффективный и недорогой.
  • Софтборд – плиты на основе древесного волокна толщиной 8 мм. Клеятся на базовый потолок. Минусы – неустойчивость к влаге, требовательность к ровному покрытию.
  • Звукоизоляционный гипсокартон. Им обшивают потолочную конструкцию вместо обычного гипсокартона. Материал более дорогой, толщина составляет 125 мм. Преимущество состоит в решении сразу двух задач: звукоизоляции и монтаже подвесного покрытия.
  • FLEXAKUSTIK – инновационный материал из огнестойкой пены. Может использоваться как внутренняя звукоизоляция и наружное покрытие. Выпускается в разных вариантах дизайна. Выбор наружной системы потребует установки каркаса.

Потолочная акустика

Подвесные потолочные панели Армстронг уже обладают звукоизолирующими свойствами и не нуждаются в дополнительной шумоизоляции. Панели закрепляют на специальном каркасе. Плиты изготавливаются из минерального огнестойкого волокна, имеют перфорацию.

Как расположить в комнате

При установке колонок для домашнего кинотеатра в комнате необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы получить хороший качественный звук. Центральный динамик располагается на уровне головы слушателя над телевизором. Он предназначен для вывода диалогов, поэтому не рекомендуется опускать его вниз или поднимать очень высоко, чтобы голоса звучали со стороны экрана.

Диполи

Диполь – динамики излучают звук в противофазе, с меньшей локализацией звуковых образов для слушателя.
Дипольные модели (или дипольный режим в биполярах) выбираются, если помещение сравнительно небольшое, с хорошей акустической обработкой, и расстановкой зрительских мест больше, чем в один ряд. Диффузное звуковое излучение от дипольных АС, как нельзя лучше подходит для кинозалов такого типа. Упор в дипольном режиме делается именно на кино, для многоканальной музыки дипольная конфигурация не очень подходит, именно по причине слабой локализации звуковых образов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: