Тест ЦАПа/усилителя для наушников Fostex HP-A4BL: профи, внешняя карта или Hi-Fi?

Усилители для наушников сегодня можно назвать самым активным сектором в плане предложения. У головных телефонов Fostex ведь хорошая репутация, не так ли? Значит, более чем логично встретить Fostex и в сегменте источников звука. Тем более, что многим пользователям будет греть душу надпись «Made in Japan». Когда-то Япония была всемирной электронной сборкой, сейчас подобные пометки выглядят раритетом.

Fostex HP-A4BL — это не VHS-магнитофон, особый механический шарм здесь искать бесполезно. Ну, разве что внезапно медные винты на задней панели и позолоченный USB-кабель напомнят о чем-то добротном.

Красные точки

Модель с индексом BL отличается от предшественницы HP-A4 наличием балансного выхода, в остальном концепция не менялась. Небольшой настольный модуль, причем именно на столе еще сохраняется шанс разглядеть режимы работы устройства, да и то не для всяких глаз. Слепошарым пользователям вряд ли помогут красные точки величиной с булавочную головку на черном фоне компактного корпуса. Питание, само собой, от импульсного блока.

Но с другой стороны любой функционал у Fostex HP-A4BL построен на бинарной логике, особо не промахнешься. Жмите любую клавишу с мягким ходом. Вам USB или оптику? Линейный выход или наушники? Наушники в обычном режиме или погромче? Фильтр ЦАПа №1 или №2? А вот, например, увидели на задней панели один слот под SD-карту? Сразу понятно, что ничего не выгорит — это для обновления прошивки, а не музыки. Давайте лучше поговорим о ЦАПе.

ЦАП и его подсчеты

Texas Instruments (Burr-Brown) PCM1792A сегодня встречается не очень часто. Когда-то их ставили в серьезную технику, но сегодня вся эта иерархия больше не действует. Один и тот же чип можно встретить в нонейме из алибабы, портативном плеере и большом компоненте за полмиллиона. Хотя следует отметить, что чип PCM1792A по-прежнему относится к топовым, стоит дороже и имеет большее соотношение сигнал/шум (127 дБ), чем, например более поздний релиз PCM1795.

Все семейство Burr-Brown PCM179* использует так называемую сегментированную многоуровневую архитектуру (Advanced Segment). Аналоговый сигнал в такой схеме образуется после суммирования данных из двух блоков. В блоке ICOB (Inverted Complementary Offset Binary) обрабатываются старшие 6 бит, а в 5-уровневом дельта-сигма-модуляторе оказываются младшие 18 разрядов.

Для PCM1792A доступно всего два вида фильтрации — Sharp и Slow. В мануале Fostex HP-A4BL режим Slow почему-то числится за номером 1, хотя при измерениях линейная АЧХ с крутой отсечкой показала, что в данном случае работал как раз Sharp. Это положение (№1) оказалось и самым предпочтительным по звуку.

В Fostex HP-A4BL заявлена поддержка DSD аж до 11,2 МГц, но в спецификации и блок-схеме PCM1792A нет указаний на нативную обработку DSD-потока. Скорее всего, на каком-то этапе сигнал модулируется в PCM и обрабатывается на общих основаниях. Забегая вперед, можно сказать, что слуховые впечатления подтвердили документацию — SACD контент звучал чуть холодновато, верный признак пересчета. Положение кнопок фильтра №1 и №2 в режиме DSD мануал характеризует как более и менее высокие частоты среза, но на практике №1 давал явно уменьшенный уровень сигнала.

Маленькие помощники ЦАПа

Для воспроизведения музыки через свои устройства Fostex не только предоставляет ASIO-драйверы для Windows, но и предлагает воспользоваться своим фирменным софт-плеером. Жаль, что он заточен только под ASIO Fostex, остальные карты в нем попросту не определятся. Fostex Audio Player очень прост, заточен только под вывод музыки и не нагружает систему лишними обвесами, как, например, JRiver. Внутренних настроек немного — выбор между DoP и Native DSD и возможность предварительной загрузки аудиотрека в оперативную память перед воспроизведением. Единственный недостаток такого режима — это неизбежные паузы между треками.

Измерения показали небольшое преимущество Fostex Audio Player по порогу шума в сравнении с Foobar, так что все дальнейшие манипуляции велись именно через Fostex Audio Player.

Начинка и замеры

Для каждой кратной частоты 44 и 48 кГц у устройства имеется свой клок. USB-сигнал обрабатывается контроллером Texas Instruments TMS320C55x, а SPDIF-протоколом занимается трансивер AК4118A. Fostex HP-A4BL можно подключать по USB и выводить цифровой сигнал через оптический выход на другой ЦАП. Правда, такая схема работает только до 24 бит/96 кГц включительно. Тестирование на bit perfect подтвердило целостность сигналов 16 и 24 бит при передаче с USB на TosLink. Внутренних пересчетов в этом режиме не производится. 32-битное слово обрезается до 24 бит, но таковы параметры протокола AК4118, а для музыкального сигнала данное ограничение не играет никакой роли.

Измерения показали довольно высокий уровень сигнал/шум при работе через USB с Sharp фильтром. 117 дБ / 6 = больше 19 бит! Для RCA-подключения это вообще выдающийся результат. Вот вам и работа топовых показателей PCM1792A в паре с выходным усилителем OPA2134. Измерения чуть омрачены разбалансом каналов 0,1 дБ, чему есть объяснение. У Fostex HP-A4BL нет фиксированного уровня линейного выхода. Что наушники, что RCA регулируются через ручку громкости, которую для снятия показаний понадобилось выкрутить на максимум. Напряжение выхода в этом случае составило стандартные 2,2 В. С DSD-сигналом напряжение выхода было ниже — всего 1,7 Вольт (кнопка фильтра №2) и 0,9 Вольт (кнопка фильтра №1).

Характер искажений на сигнале 1 кГц указывает на классическое доминирование 2-й (четной) с постепенным спадом следующих гармоник. Также следует отметить, что предпочтительным протоколом для передачи аудио на Fostex HP-A4BL следует признать USB. В случае приема сигнала по оптическому входу возрастает уровень джиттера. Это можно наблюдать в виде мелких боковых полос, расположенных симметрично от основного тона. Да и по таблице замеров видно, как ухудшились показатели.

Здравый смысл подсказывает, что шанс попасть в слышимую область будет только у гармоник с уровнем выше -100 дБ, остальное просто утонет в шуме других компонентов. С другой стороны, разница уровней между транкейтом и дизерингом с 24 до 16 бит ничтожна, но все-таки человеческое ухо каким-то образом реагирует на ошибки квантования в случае транкейта. Кстати, самое время поговорить об этом факторе и изучить поведение Fostex HP-A4BL на малых уровнях.

Обзор. Fostex PM0.5d. Музыка для одного

Когда я распаковывал эти активные мониторы (которые сама фирма Fostex называет “Personal Active Speaker System”), в голове была мысль, что в обзоре придется прибегать к обтекаемым фразам вроде «за свои деньги», или «учитывая ценовой диапазон» и так далее. Действительно, все ведь понимают, что в наше время чудес можно ждать лишь с известной долей условности, именно что «учитывая ценовой диапазон». И если что-то условно недорогое хорошо играет, то все понимают, что это «хорошо» – оно не совсем то «хорошо», которое имеется в виду у классных дорогих устройств. Поэтому от колонок Fostex PM0.5d я заранее много не ждал. Посудите сами, 400 долларов в розницу за пару вполне себе прилично выглядящих полочников со встроенными усилителями – это вообще законно? Тем не менее, колонки отыграли на удивление хорошо, а вот насколько хорошо и при каких условиях – это я сейчас постараюсь рассказать.

Fostex PM0.5d больше всего напоминает профессиональный монитор ближнего поля, и, вероятно, по сути, так оно и есть. Но не совсем. В пользу мониторности говорит идентичность колонок, то есть, они не делятся на правую и левую (в отличие от множества даже недешевых мультимедийных моделей). У них есть вход 6,3 мм и регулятор чувствительности. Но фирма избегает давать своей модели полностью профессиональный статус. Здесь есть обычный разъем RCA. Продаются они парой в одной коробке. И, наконец, называются они «персональная активная система», что, согласитесь, можно понимать шире, чем профессиональный монитор. Кстати, в линейке есть еще сабвуфер и мониторы поменьше: PM0.4 и PM0.3

Колонки выглядят скромно и просто, но при этом очень аккуратно, универсально, современно. Качество сборки высокое. Колонки монолитные, с приятной матовой слегка шершавой отделкой – не роскошно, но вовсе не утилитарно. Грили не предусмотрены (или, возможно, продаются отдельно). Конструкция их фазоинверторная, овальное отверстие расположено сзади. То, что это активные колонки, можно понять по синему светодиоду рядом с логотипом фирмы – пожалуй, слишком яркому – но это единственное, что мне не понравилось. В отсутствие сигнала колонки уходят в спячку, и тогда цвет индикатора меняется на красный.

Конструкция акустических систем классическая – это миниатюрный монитор типа 5” – по размеру НЧ-динамика, сделанного из стекловолокна. Над ним расположен мягкий тканевый купол ¾-дюймовой пищалки. Больше ничего примечательного во внешности нет, это акустика сделана как бы по технологии stealth – поставил на место и забыл про нее (но, конечно, синий индикатор не даст этого сделать). Фирма заявляет два усилителя, каждый на свой динамик, таким образом, мы имеем би-ампинг.

Итак, что же в них «хорошего», о чем я обещал рассказать в начале статьи. Начну с того, что я ожидал от них достаточно детального, суховатого звука, с поджатым басом, хорошими пространственными характеристиками и разборчивой, членораздельной подачей. Из прогнозов оправдались только хорошее пространство и членораздельность. С пространством здесь все не просто хорошо, а очень хорошо. Продолжая свою stealth-идею, колонки растворяются в пространстве не только зрительном, но и слуховом. Звук полностью отвязан от колонок, их как бы нет – и это в ближней зоне прослушивания! Отлично читаются как размеры инструментов, так и их взаимное расположение. Сцена не ограничена ни в ширину ни в глубину, повторюсь, есть ощущение, что колонки как бы ни при чем, и музыка звучит сама по себе

Вопреки ожиданиям, вызванным строгим видом и миниатюрным размером, колонки играют неожиданно сочно, полновесно, насыщенно. Их подачу я бы охарактеризовал как полностью нейтральную, они не обладают сколько-нибудь заметным окрасом и, скорее, больше передают характер источника. Больше, чем можно было бы ожидать от таких недорогих АС.

Детальностью сегодня никого не удивишь, даже среди относительно недорогих моделей, поэтому и здесь с детальностью все в порядке – если вы не выходите за пределы эксплуатационных ограничений, вам и в голову не придет, что можно требовать чего-то большего в плане деталей – их более чем достаточно и для комфортного прослушивания и для работы.

«О каких «эксплуатационных ограничениях» он говорит?» – наверно, уже спрашиваете себя вы. Итак. Надо понимать, что это мониторы ближнего поля, то есть, предназначены они для размещения в непосредственной близости от слушателя, озвучивая его персональное пространство. На этом небольшом расстоянии они дают адекватную динамику, отсутствие искажений, свободу звукоизвлечения, слитность, детальность – что хотите. Они даже дают довольно высокую громкость без потери внятности и без слышимой компрессии. Но не пытайтесь озвучить ими вашу гостиную целиком – да, они смогут играть достаточно громко, но при этом, чем дальше вы крутите ручку громкости, тем больше они выдыхаются, начинается каша на сложных жанрах (хотя многие малосоставные вещи продолжают смотреться вполне неплохо), теряется универсальность. Но ведь иного вам от «персональной» аудиосистемы ведь никто и не обещал, верно?

Вернемся в адекватные рамки – и вот мы уже слышим очень хорошую, правдоподобную имитацию баса – уверенную, разборчивую, округлую и сочную. И это восприятие сохраняется даже при свободно размещении колонок – вдали от стен. Почему «имитация»? Потому что за пределы 5” динамика не прыгнешь, и его способности в передаче глубокого баса весьма ограничены – практически любого 5” динамика. Но в этих рамках все просто прекрасно, и если закрыть глаза и погрузиться в музыку, то эти малыши могут по-хорошему вас обмануть.

В какой-то момент я поймал себя на мысли, что, как ни странно, эти колонки могут играть практически как довольно большие и довольно дорогие их собратья. Опять же, если не отступать от ограничений, о которых я сказал выше. У них есть все – баланс, динамика, разборчивость, бас и просто великолепно отображаемое пространство. Но кроме того, они еще и способны передать интонации, тонкое ощущение ритма, короче говоря, с ними можно устроить себе маленький музыкальный праздник. И видимо это имеется в виду фирма Fostex, обещая исключительно высокую ценность (exceptional high value) своего продукта.

Думаю, эти колонки найдут свое место не только в небольших домашних и профессиональных студиях, но и будут применяться для высококачественного озвучивания пространства вокруг компьютера, кроме того, они отлично подойдут для энтузиастов персонального аудио – обладателей высококлассных плееров и портативных ЦАПов, для тех случаев, когда музыку хочется слушать не только одному и не только в наушниках. В общем, очень верно их назвала фирма Fostex – персональная акустическая система.

Автор текста и фото: Юрий Волобуев

Информация: fostexsound.ru

Обсудить на форуме

Share this:

Понравилось это:

Нравится

Новый тест искажений на малых уровнях

Суть нашего нового теста заключается в том, чтобы оценить степень деградации сигнала 24 бит на очень низкой громкости -90 дБ. Форма такого сигнала должна иметь минимум отклонений от оригинала, а самое главное, ЦАП должен отработать его подобающим образом и не допустить искажений, связанных с транкейтом. Иначе хайрез на таком устройстве отыграет еще хуже, чем обычный Red Book 16 бит / 44 кГц.

На картинке показано, во что превращается синус при транкейте из 24 бит в 16 бит. На таком низком уровне волна изменения громкости становится отчетливо ступенчатой.

К счастью, мы можем видеть, что Fostex HP-A4BL такими гадостями не занимается. Форма синуса получилась изломанной, но искажения на таких малых уровнях — это нормально.

Понятное дело, что синтетические тесты не в состоянии предугадать итоговое звучание компонента, надо его и послушать.

Fostex HP-A4 усилитель для наушников с ЦАП Hi-End

Как купить? Об оплате О доставке О гарантии О возврате и обмене. Вся информация на сайте носит исключительно справочный характер, и не является публичной офертой. Информация о товарах, их характеристиках и комплектации может как содержать ошибки, так и быть изменена производителем без предварительного уведомления, и не может быть основанием для предъявления каких-либо претензий. Аксессуары к товарам, изображенные на фотографиях, могут не входить в комплект поставки. Пожалуйста, уточняйте комплект поставки, а также существенные для вас характеристики при оформлении заказа или его получении. Все цены указаны в рублях со всеми налогами. Самые ожидаемые новинки Loewe. Компания Fostex основана в г. Она является дочерней компанией Foster Electric Co.

Субъективная оценка звучания на линейном выходе

Разница между хайрезом и обычным 16/44 чувствуется в пользу первого, но прямое подключение Fostex HP-A4BL сначала к усилителю мощности, а потом к AV-ресиверу не спешило с полной меломанской отдачей. Я знаю, как другие обозреватели любят написать что-то вроде «захотелось сделать погромче». Но подобная оценка тракта мне всегда казалась противоречивой. Да, ведь и мне тоже захотелось прибавить громкости с Fostex HP-A4BL! Но считать ли эпитетом эту реакцию на нехватку телесности? Что здесь не попало в измерения? Неуловимый джиттер, импульсный блок питания, SMD монтаж, что-то еще? Или это просто я давно не слушал Burr-Brown?

Добиться интересной подачи от линейного выхода Fostex HP-A4BL удалось с помощью дополнительных каскадов предусиления, в котором даже было место преобразованию АЦП/ЦАПа на частоте 768 кГц. Вот тогда музыкальная ткань обрела нужную степень шероховатости, энергии, фактуры, и даже напомнила (будете смеяться) старые мультибиты. Но вряд ли хозяева недорогого устройства будут городить нечто подобное. Скорее всего, приоритетом использования Fostex HP-A4BL следует считать работу с наушниками.

Fostex HP-A8C — высококачественный USB-ЦАП с усилителем для наушников

Японская компания Fostex широко известна как производитель высококачественных студийных наушников и другой аудиотехники, в основном профессиональной направленности, такой как микрофоны, микшеры и мониторные громкоговорители. Тем более неожиданным для нас стало знакомство с таким устройством этой фирмы, как USB-ЦАП, предназначенным, прежде всего, для бытового применения. И надо сказать, что первый блин не вышел комом. Когда производитель профессиональной техники делает продукт для обычного потребителя, зачастую получается что-то интересное. Так вышло и на этот раз. Корпус выполнен из толстостенного алюминия черного цвета, передняя панель — из цельного стекла.

Работа с наушниками и окончательные выводы

Измерялся только небалансный выход усилителя TPA6120A2, который практически полностью повторил цифры линейного выхода. Причем нагрузка эмуляторами сопротивления наушников не очень повлияла на замеры. Не стоит только совать 16-омные модели в Fostex HP-A4BL — будут расти шумы и прочие артефакты, потому что его собственный выход имеет импеданс 10 Ом и 20 Ом в балансном режиме.

А так мои кастом-арматуры Ultimate Ears Triple на 32 Ом с Fostex HP-A4BL отыграли отлично. То же самое можно сказать про опыт с Audio-Technica ATH-ESW10 (42 Ом) или балансными Audeze LCD-2 (70 Ом). Но при подключении по балансу следует озаботиться переходниками — увы, единообразия коммутации в этом секторе пока не наблюдается.

Звук Fostex HP-A4BL в наушниках не кажется стерильно-мониторным, высветленным или вылизанным. Да, перед нами не утонченный High-End (см. цену), это заводной Hi-Fi-саунд с очень хорошей ритмикой. Кучный бас и по-хорошему агрессивные тарелочки не убоятся даже тяжелых жанров. Усилители Fostex HP-A4BL спасовали лишь перед сложной нагрузкой вроде топовых изодинамиков HiFiman HE-1000 v2. В более легких случаях можно слушать HP-A4BL безо всяких предрассудков, почему бы и нет? А детальным изучением джиттера мы еще займемся, обещаю.

Достоинства: высокое соотношение сигнал/шум на всех выходах, уверенный, добротный звук с наушниками разного калибра

Недостатки: плохо читаемая индикация режимов, музыкальность линейного выхода отстает от наушников

Официальный сайт: Fostex HP-A4BL

Цена: 30 990 рублей

Тестируем наушники Fostex T40RPMK3 и усилитель Fostex HP-A4BL

Самое интересное здесь то, что и они тоже были сперва выпущены для людей, работающих в студиях звукозаписи. Однако слух об удивительных наушниках быстро дошел до обычных потребителей, и с тех пор модели Fostex стали постоянно гостить в домах аудиофилов.

В данном материале мы расскажем о новой версии наиболее популярной модели в линейке мониторных наушников фирмы, а именно Fostex T40RPmk3

. И если уж мы сильно хвалили за соотношение цены и качества топовую в линейке модель
T60RP
, специально выпущенную для домашнего рынка и отличающуюся чашками из натурального дерева, то с учетом цены младшей версии в 12000 рублей она должна просто побить все рекорды. На рынке данные головные телефоны продаются уже пару лет, но, возможно, еще не все меломаны знают про них.

В паре с Fostex T40RP мы также рассмотрим фирменный ЦАП и усилитель для наушников Fostex HP-A4BL.

Конструктивно головные телефоны следуют единым для всей серии RP канонам. Преобразование электрической энергии в акустическую происходит в них по изодинамическому принципу — тонкая пленка с напечатанной на ней звуковой катушкой колеблется в поле, создаваемом расположенными с двух сторон от нее мощными неодимовыми магнитами. Фирменная технология Regular Phase, обеспечившая славу серии, помогает сохранять правильную фазовую характеристику сигнала за счет использования не только пленочной диафрагмы оригинальной конструкции, но и решетки специальной формы. Наушники выполнены в закрытом акустическом оформлении, чашки изготовлены из специального антирезонансного пластика. Модель поставляется со съемными кабелями двух размеров. Первый, оранжевого цвета, имеет длину 1,2 метра и оснащен разъемами мини-джек 3,5 мм. Второй провод, черный, длиннее – 3 метра и разделан он 6,3 миллиметровым джеком.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: